Введение 3
Глава 1. Международное двойное налогообложение 7
1.1 Понятие международного налогообложения и международного
двойного налогообложения 7
1.2 Международные соглашения об избежание двойного
налогообложения: основные черты 13
Глава 2. Методы устранения международного двойного
налогообложения 16
2.1 Общие принципы и методы устранения международного двойного налогообложения 16
2.2 Способы разрешения проблемы двойного налогообложения в РФ 20
Глава 3. Правовое регулирование административного сотрудничества государств по налоговым вопросам 26
3.1 Обмен информацией как способ борьбы с уклонением от уплаты
налогов на международном уровне 26
3.2 Особенности и значение осуществления обмена в зарубежных
странах и в РФ 35
Заключение
Библиография
Актуальность темы исследования. В ответ на все большее расширение мировой экономической активности международное и национальное налоговое регулирование все дальше выходит за пределы территориальных границ государств. Развитие международных экономических отношений неизбежно повлекло за собой такое явление как международное двойное налогообложение, а вместе с ним и международное уклонение от уплаты налогов. Поскольку обе проблемы могли быть решены эффективно только на межгосударственном уровне, то на сегодняшний день заключено множество соглашений по различным налоговым вопросам. Как показала практика, успешно преодолеть недобросовестность налогоплательщиков и существенные различия в национальном налоговом законодательстве можно лишь в рамках совместной деятельности заинтересованных государств. Значительное количество трудов западных ученых посвящено вопросам международного сотрудничества налоговых администраций, в том числе обмену информацией. В отличие от западных ученых российские исследователи рассматривают такие вопросы, как постоянное представительство, налоговое резидентство, налоговые вычеты и другие. Современными российскими авторами уделяется недостаточно внимания вопросам международного сотрудничества компетентных органов в области налогообложения, а именно обмену информацией в налоговых целях. В Российской Федерации в недостаточной степени изучены и разработаны способы борьбы с международным уклонением от уплаты налогов, несмотря на то, что с каждым годом осуществляется все более тесное сотрудничество в целях предотвращения уклонения от уплаты налогов и избежания двойного налогообложения. В настоящее время развитие и расширение границ международного сотрудничества по налоговым вопросам является наиболее приоритетной задачей для Российской Федерации в финансовой сфере.
Объект исследования — отношения, возникающие в процессе международного сотрудничества государств по вопросам налогообложения с целью устранения двойного налогообложения и борьбы с уклонением от уплаты налогов.
Предметом исследования являются нормы международного и национального налогового права, в т.ч. модельные конвенции международных организаций; соглашения об избежании двойного налогообложения; российское и зарубежное законодательство.
Цель и задачи работы.
Цель исследования - анализ системы международного сотрудничества государств с целью устранения двойного налогообложения и борьбы с уклонением от уплаты налогов, выявление методов международного сотрудничества по налоговым вопросам, обоснование необходимости применения комплексного подхода для решения вышеперечисленных проблем, на основе анализа теоретического материала, нормативно-правовой базы, российского и зарубежного опыта.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) выявить причины появления международного двойного налогообложения и международного уклонения от уплаты налогов;
2) определить односторонние методы устранения международного двойного налогообложения и борьбы с уклонением от уплаты налогов;
3) проанализировать двусторонние и многосторонние методы сотрудничества по налоговым вопросам;
6) исследовать право и практику иностранных государств и Российской Федерации в сфере предупреждения международного двойного налогообложения и борьбы с международным уклонением от уплаты налогов.
Методологическая основа исследования. Работа опирается на диалектический, формально-юридический, исторический, нормативный методы, а также метод сравнительного правоведения.
Теоретическая база исследования. В данной работе автором использованы труды отечественных ученых: Венгеров А.Б., Горбунов А.Р., Денисаев М. А., Жук И.Н., Кашин В.А., Кастанова Е.Д., Киреева Е. Ф., Ларютина И.А., Перов А.В., Полякова В.В., Толкушина. А. В., Шакирьянов А.А., Черник, Д. Г., Юткина Т.Ф. Также были использованы работы таких зарубежных ученых исследователей, как: Ionina G., 2.Leicu, C., 3. Mosteanu, N. R., Rust A., Ruiz M.A.G, Schwartz J., Smith A., Vacarel I. и др.
Практическая значимость исследования определяется актуальностью и размерами использования изучаемых проблем в области международного сотрудничества в сфере налогообложения, а также направленностью выпускной квалификационной работы на совершенствование соглашений об избежании двойного налогообложения и заключение новых налоговых соглашений. Опыт устранения международного двойного налогообложения и борьбы с международным уклонением от уплаты налогов, благополучно используемый иностранными государствами, важен не только в рамках улучшения национального законодательства Российской Федерации, но и при подписании новых налоговых соглашений с зарубежными государствами, и дополнении уже существующих соглашении об избежании двойного налогообложения. Описанные ранее предложения могут предназначаться для улучшения правоприменительной практики, а также для усовершенствования принципов международного сотрудничества налоговых администраций.
Представленная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех взаимосвязанных глав, включающих 7 параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы. В первой главе раскрываются основные положения таких категорий, как международное налогообложение и международное сотрудничество по налоговым вопросам, определяется значение международных соглашений об избежании двойного налогообложения. Во второй главе рассматриваются общие принципы и методы устранения международного двойного налогообложения, анализируются способы разрешения проблемы двойного налогообложения в Российской Федерации. Третья глава посвящена рассмотрению вопросов административного сотрудничества государств в налоговой сфере, в частности, обмена информацией как способа борьбы с уклонением от уплаты налогов на международном уровне.
Выводы, сформулированные по итогам выполненной работы, содержатся в заключении.
По мере выполнения квалификационной работы были проведены исследование и анализ методов борьбы с двойным налогообложением и уклонением от уплаты налогов, что позволило прийти к следующим выводам:
1. Возникновение явления международного двойного налогообложения связано со следующими причинами:
• налогоплательщик одновременно признается резидентом нескольких стран согласно их национальному законодательству, по причине этого несет налоговую ответственность перед каждым из государств;
• налогоплательщик является резидентом одного государства, а объект налогообложения находится на территории других государств;
• объект налогообложения находится в нескольких государствах, но при этом налогоплательщик не является резидентом ни одного из них.
Следующей значимой проблемой выступает международное уклонение от уплаты налогов, которое выражается не только в уклонении от налогообложения, а также в законном применении норм закона для приобретения налоговых преимуществ.
2. В квалификационной работе показаны внутригосударственные методы борьбы с международным двойным налогообложением и уклонением от уплаты налогов.
В рамках национального законодательства используются два основных метода устранения двойного налогообложения: налоговое освобождение и налоговый вычет.
3. В работе проанализированы международные договоры в области налогообложения, основной задачей которых является борьба с международным двойным налогообложением и международным уклонением от уплаты налогов. Наибольшей эффективностью обладают скоординированные действия государств, выраженные в международных договорах в области налогообложения. Для Российской Федерации наиболее распространенными являются соглашения об избежании двойного налогообложения, основанные на Модельной конвенции ОЭСР. В данных соглашениях указывается, какие государства и в каком размере обладают правом или обязанностью взимать налоги по отдельным категориям доходов и имущества. На данный момент Российская Федерация заключила более 80 соглашений об избежании двойного налогообложения.
Для более результативного применения обмена налоговой информацией Рабочая группа ОЭСР по эффективному обмену информацией разработала Модельное соглашение об обмене информацией по налоговым вопросам, основная ценность которого состоит в возможности получать информацию от оффшорных юрисдикций и вероятности проведения налоговых проверок за границей.
Отсюда следует, что подписание соглашений об обмене информацией с «налоговыми гаванями» предоставит возможность Российской Федерации увеличить область проведение налогового контроля и содействовать предупреждению налоговых правонарушений.
4. Анализируя результативность методов международного сотрудничества налоговых органов, можно сделать вывод, что наиболее распространенным является обмен налоговой информацией. В целях эффективного выявления и пресечения случаев сокрытия налогоплательщиками доходов имущества за пределами своих юрисдикций необходимо внесение изменений в национальное законодательство, преимущественно, в рамках предоставления банковской информации. Согласно внесенным изменениям, на территории Российской Федерации возможна передача данных по счетам физических лиц на основании международного запроса. Предоставление банковской информации является одним из необходимых условий для выполнения обязательств по стандарту ОЭСР и прохождения проверки проводимой Глобальным Форумом.
5. Богатый опыт иностранных государств в применении процедуры обмена налоговой информацией с государствами-партнерами по соглашениям помогает определить, что это направление деятельности является наиболее перспективным и значимым в рамках налогового администрирования. Помимо всего, зарубежные государства видят необходимость подписывать многосторонние налоговые соглашения для повышения результативности способов международного сотрудничества налоговых органов.
6. Развитие и улучшение процесса обмена информацией между государствами минимизирует риск уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов от доходов и имущества. Для этого необходимо заключение новых соглашения об избежании двойного налогообложения с обязательным наличием норм об обмене данными, либо изменение ранее существующих соглашений; изменение национального законодательства, включаю требования ОЭСР. Выпускная квалификационная работа направлена на изучение возможностей улучшение соглашений об избежании двойного налогообложения и подписание новых налоговых соглашений.
Помимо вышеперечисленного, опыт иностранных государств по устранению международного двойного налогообложения и борьбы с международным уклонением от уплаты налогов важен для избежания повторения ошибок иностранных государств, для достижения лучших результатов и для улучшения национального законодательства Российской Федерации.
1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015).
2. Директива Совета 2011/16/EC от 15.02.2011 об административном сотрудничестве в области налогообложения.
3. Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты «Об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» от 24 апреля 2013.
4. Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Бельгии «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» от 16 июня 1995.
5. Конвенция между Российской Федерацией и Королевством Бельгии «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» от 19 мая 2015.
6. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
7. Модельная конвенция ОЭСР в отношении налогов на доходы и капитал 2010 года.
8. Протокол о внесении изменений в соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной республики «Об избежании двойного налогообложения и
предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» от 8 мая 2015 г.
9. Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения «Об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество» от 28 декабря 1996 г.
10. Протокол о внесении изменений в соглашение между правительством Российской Федерации и Правительством республики Сингапур «Об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» от 9 сентября 2002 г.
11. Протокол о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» от 28 июня 1993 года.
12. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального Административного Района Г онконг Китайской Народной Республики «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы».
13. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной республики «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» от 13 октября 2014 г.
14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» от 27 мая 1994 г.
15. Соглашение между Правительством РФ и Правительством
Республики Сингапур «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» от 9 сентября 2002 г.
16. Федеральный закон от 27.12.1991 N 2116-1 (ред. от 06.08.2001) "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (27 декабря 1991 г.).
17. Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015).
Учебная литература:
1. Горбунов, А.Р. Налоговое планирование и создание компаний за рубежом / А. Р. Горбунов. - М.: Анкил, 2010. - 191 с.
2. Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы: Учебное пособие / Под общ. ред. И.Н. Жук. - Мн.: БГЭУ, 2011.
3. Кашин В.А. Международные налоговые соглашения. М. 2005. - 365 с.
4. Киреева Е. Ф. Налогообложение в международной экономической
практике: Основы организации международного налогообложения: Учеб. пособие/ Е. Ф. Киреева.- Мн.: БГЭУ, 2009.
5. Кучеров И.И. Международное налоговое право. М., 2007.
6. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. Под ред. А. В. Перова и А. В. Толкушина. М., 2011 г.
7. Перов А. В. Налоги и международные соглашения России.- М.: Юрист, 2010.
8. Черник, Д. Г. Налоги и налогообложение / Д. Г. Черник. - М.: МЦФЭР, 2009.
9. Шахмаметьев А. А. Международное налоговое право: Учебно-методический комплекс. - М.: Тровант, 2009.
10. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2011.
Специальная литература:
1. Exchange of Information and Bank Secrecy, edited by Alexander Rust&Eric Fort, Wolters Kluwer (2012).
2. Ioni(a G. et al. (2003). Consultanta fiscala. Bucharest: Institutul Irecson.
3. Leicu, C. (1995). Eliminarea dublei impuneri in relatiile financiar- comerciale. Bucharest: Lumina Lex.
4. Mosteanu, N. R. (2003). Dubla impunere international. Bucharest: Editura Didactica si Pedagogica, R.A.
5. Vacarel I. et al. (2006). Finante Publice. Bucharest: Didactica si Pedagogica, R.A.
6. Алексахина, Т.С. Проблемы двойного налогообложения / Т.С.Алексахина // Бел.журн.междунар.права и междунар.отношений. - 2001. - №4.
7. Арутюнян, В. Проблемы международного двойного
налогообложения и пути их решения / В.Арутюнян // Проблемы теории и практики управления. - 2004. - №2.
8. Гусев, В.В. Проблемы двойного налогообложения в российской федерации. Пути решения / В.В.Гусев // Финансы. - 2000. - №4.
9. Диссертация: Избежание двойного налогообложения и уклонение от уплаты налогов в международном налоговом праве / Ларютина И. А. - Москва, 2002.
10. Диссертация: Правовые проблемы избежания двойного
налогообложения (на примере России и государств ЕС) / Шакирьянов А.А. - М.: МГУ, 2006.
11. Захаров А.С. Налоговое право ЕС: актуальные проблемы
функционирования единой системы / А. С. Захаров. М.: Волтерс Клувер, 2010.
12. Полежарова Л.В. Международное двойное налогообложение: механизм устранения в Российской Федерации. - Магистр, 2009.
13. Статья Ворониной Н.В., Бабанина В.А.: Двойное налогообложение и уклонение от уплаты налогов как проблемы международного характера ("Все для бухгалтера", 2007, n 10).
14. Статья Зятькова А.Е. - Использование соглашений об избежании
двойного налогообложения российскими компаниями, 2014.
http://www.gestion-law.eom/news/50/1281/.
15. Статья Л.В. Полежаровой - Механизм решения проблемы международного двойного налогообложения / http://www.nalvest.com/nv- artieles/detail .php?ID=30495&pri.. &print=Y .
Информационные сайты в сети Интернет:
1. Газета«Учет.Налоги.Право». http: //www.gazeta-
unp.ru/unp.pl?page=news.
2. Клерк.Ру.http://www.klerk.ru/news/.
3. Министерство финансов Французской Республики
http://www.oeed.org/fr/presse/eeremonie-de-signature-mereredi-27-janvier-afin-de-marquer-une-etape-importante-dans-la-mise-en-uvre-du-projet-beps.htm.
4. Официальный сайт Комитета ООН по международному сотрудничеству в сфере налоговых вопросов//http://www.un.org/esa/ffd/tax.
5. Полный актуальный перечень действующих двусторонних международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения http://www.eonsultant.ru/doeument/eons doe LAW 63276/.
6. Раздел официального сайта Организации экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР) о налогообложении
//http://www.oeed.org/topie/0,3373,en_2649_37427_1_1_1_1_37427?00html.
7. Сайт Организации экономического сотрудничества и развития http: //www.oecdru.org/roadmap .html.
8. Система КонсультантПлюс.http://www.consultant.ru/.
9. Федеральная Налоговая Служба.http://www.nalog.ru/.