Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Международно-правовое сотрудничество государств по обеспечению противодействия совершения преступлений в экономической сфере

Работа №22463

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы67
Год сдачи2016
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
889
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Теоретико-правовые основы сотрудничества государств по обеспечению
противодействия совершения экономических преступлений 7
1.1 Понятие экономических преступлений в международных договорах 7
1.2 Международное сотрудничество государств по противодействию
экономическим преступлениям 22
1.3 Имплементация международно-правовых норм в области обеспечения
противодействия экономическим преступлениям в российское законодательство 31
2 Система международного сотрудничества по борьбе с транснациональными
экономическими преступлениями 36
2.1 Институциональные механизмы противодействия экономической
преступности 36
2.2 Формы международного сотрудничества в борьбе с транснациональной
экономической преступностью 54
Заключение 67
Список использованных источников

В настоящее время борьба с преступностью на практике приобрела особую актуальность во всем мире. Международная преступность является одним из основных факторов, препятствующих нормальному развитию общества, создает угрозу для развития и безопасности государств. В условиях глобализации, стремительно развивающихся технологий, увеличения возможностей для реализации своих возможностей, число лиц, осуществляющих свою деятельность на международном рынке, значительно возрастает. Государственные границы во многом рассматриваются лицами не как барьеры, а коммерческие возможности.
В связи с этим возрастает и количество совершаемых преступлений, особенно вне границ государства, а предупреждение такой преступности становится первоочередной задачей.
Преступления, совершаемые за рамками одного государства, именуются транснациональными. Очевидно, что с расширением хозяйственных связей в мире, развитием различных форм и видов международного сотрудничества, возникают новые формы и виды транснациональной преступности.
Транснациональная преступность может проявляться в различных видах международной преступности. В числе наиболее негативно влияющих на развитие общества разных стран транснациональных преступлений, высокий удельный вес занимают преступления в экономической сфере, т.е. посягающие на экономические и имущественные отношения.
Прежде всего, это преступления, совершаемые в процессе потребления благ и услуг, в финансовой сфере и внешнеэкономической деятельности. Ранее известные экономические преступления, такие как коррупция или легализация (отмывание) преступных доходов, приобретают новые черты, они становятся сложнее, что осложняет борьбу с ними как на национальном, так и на международном уровне.
В связи с развитием транснациональной преступности и появлением ее новых форм и разновидностей более очевидным становится необходимость в совершенствовании международного сотрудничества государств для успешно борьбы с преступностью.
Международное сотрудничество по противодействию экономическим преступлениям представляет собой систему отношений между государствами в лице их органов, международными организациями, включающую согласованные стратегию и политику по борьбе с данными преступлениями, а также разработку международных договоров и соглашений.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что экономические преступления являются одной из наиболее острых проблем современности. С ней сталкивается подавляющее большинство государств, так, например, коррупция и легализация преступных доходов стали привычным явлением, как для развитых стран, так и для развивающихся государств, для которых последствия их совершения оказываются наиболее заметными.
Отмывание денег, коррупция, финансирование терроризма, налоговые и другие финансовые преступления могут угрожать стратегическим, политическим и экономическим интересам как развитых, так и развивающихся стран. Общим фактором в этих преступлениях является то, что все они совершаются в обстановке секретности, недостаточности нормативно-правовой базы, слабого регулирования и межведомственного сотрудничества. Поэтому противодействие этой деятельности требует большей прозрачности и усиления сотрудничества между различными правительственными организациями.
Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в комплексном анализе транснациональных преступлений в экономической сфере и проблем международного сотрудничества по обеспечению противодействия указанных преступлений.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
— раскрыть понятие и виды транснациональных экономических преступлений;
— обосновать необходимость международного сотрудничества в борьбе с экономическими преступлениями;
— проанализировать институциональное сотрудничество и выявить формы сотрудничества государств;
— оценить имплементацию международных соглашений в законодательстве Российской Федерации.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются проблемы международного сотрудничества по обеспечению противодействия совершения экономических преступлениях. Предметом исследования являются положения международно-правовых документов о борьбе с экономическими преступлениями, а также российского законодательства.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы противодействия экономическим преступлениям рассматривали в своих работах такие российские правоведы, как А.Г. Волеводз, В.И. Михайлов, Р.А, Шарифуллин, Г.И. Богуш, М.В. Талан, В.С. Овчинский, А.Ю. Викулин, М.С. Качелин, Ю.В. Трунцевский, К. Фридрих, и др.
Методологической основой является системный метод, метод логического анализа и синтеза, сравнительного правоведения.
Новым для отечественной науки является анализ международного сотрудничества государств в сфере противодействия транснациональным преступлениям в экономической сфере, а так же оценка имплементации международных соглашений в законодательстве РФ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате произведенного комплексного анализа можно сделать следующие выводы.
1. Транснациональной преступностью признается организованная преступная деятельность, которая осуществляется в двух и более государствах, характеризуется планированием, корыстным мотивом, развитой структурой и наличием специально цели - совершения серьезного преступления. Экономическими преступлениями признаются общественно опасные деяния, которые посягают на экономические отношения и причиняют им материальный ущерб. С точки зрения международного уголовного права, экономические преступления по праву можно отнести к транснациональным преступлениям, поскольку в условиях глобализации они выходят за рамки одной страны. Во- первых, они относятся к преступлениям, совершение или угроза совершения которых вызывает озабоченность более, чем одного государства и, во-вторых, меры противодействия которых требуют своего закрепления в международных соглашениях. Для эффективной борьбы с ними требуется международное сотрудничество государств в сфере противодействия преступности. К подобным преступлениям международные договоры относят, в первую очередь. легализацию преступных доходов, коррупцию.
Озабоченность мирового сообщества по противодействию транснациональным преступлениям в экономической деятельности, говорит о том, что такие преступления все больше приобретают транснациональный характер, и для борьбы с ними требуется все более тщательное изучение вопросов международного сотрудничества. К настоящему времени сложилась система международного сотрудничества государств по борьбе с транснациональными экономическими преступлениями, которая представляет собой комплексный механизм взаимодействия государств. В первую очередь, об этом свидетельствует создание государствами-участниками широкой нормативно-правовой базы, регламентирующей основные вопросы противодействия указанным преступлениям.
2. Основным документом, регулирующим взаимодействие государств по обеспечению противодействия преступлениям в экономической сфере является Конвенция ООН против транснациональной преступности (Палермская Конвенция). Ее положения содержат определение транснациональной преступности, предусматривают основные формы международного сотрудничества. В ней предпринята попытка урегулировать борьбу комплексно с несколькими транснациональными преступлениями. Однако, это способствует отнесению всех положений Палермской Конвенции ко всем видам криминализуемых деяний без специально отсылки, в том числе и по вопросам сотрудничества.
3. Большое значение приобретает участие государств в деятельности международных организаций и различных институтов, занимающихся вопросами противодействия экономическим преступлениям, а также информационное и техническое взаимодействие. Создание механизмов контроля за соблюдением международно-правовых актов по борьбе с преступлениями и их предупреждением играет не менее важную роль. В противодействии транснациональным экономическим преступлениям функционирует свой институциональны механизм, который включает деятельность органов ООН, региональных международных организаций и специально созданных структур для противодействия транснациональным экономическим преступлениям. Государства создают механизмы предупреждения преступлений и контроля соблюдения международно¬правовых актов.
Общепризнанным центром координации деятельности различных международных организаций и государств в борьбе с преступностью, в том числе экономической, является Организация Объединенных Наций. В рамках ООН создана и функционирует система ее органов, где страны обсуждают вопросы сотрудничества в борьбе с международной преступностью. Прежде всего, это ГА ООН, ЭКОСОС ООН и УНП ООН. Эти органы ООН оказывают помощь в разработке международных документов, способствуют их ратификации законодательствами и помогают странам в реализации их положений.
Международная организация уголовной полиции (Интерпол) осуществляет координацию совместных действий органов уголовной полиции разных стран по розыску и задержанию конкретных подозреваемых и преступников.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) осуществляет обширную аналитическую работу и разработку рекомендаций для государств-участников. Организация служит платформой для проведения многосторонних переговоров по экономическим проблемам.
Группа государств против коррупции, т.н. ГРЕКО координирует деятельность контрольных блоков, осуществляющих надзорные функции за соблюдением государствами-участниками принимаемых ими международных обязательств.
Целью ФАТФ является осуществление политики борьбы с легализацией преступных доходов на государственном и международном уровнях. Она заключается в оценке результатов сотрудничества по предотвращению использования банков и финансовых институтов для легализации преступных доходов и разработке дополнительных мер, включая совершенствование законодательства и создание механизмов для более эффективного сотрудничества.
Европейской комиссией по борьбе с мошенничеством - ОЛАФ, в рамках Евросоюза принимается значительная часть организационно-правовых мер по борьбе с коррупцией. В ее задачи входит антикоррупционная экспертиза финансовых операций с бюджетными средствами юридических лиц государств- членов Евросоюза, а также имплементация норм Конвенции ООН против коррупции во внутреннее законодательство европейских государств.
Таким образом, борьба с преступлениями экономического характера осуществляется ООН как на универсальном уровне, так и региональными организациями. При этом, на региональном уровне предусмотрены два вида международных организаций. Во-первых, международные организации общей компетенции, существующие значительное время, для которых борьба с указанными преступлениями является самостоятельным направлением деятельности. К их числу относятся Совет Европы, ОАГ, Африканский союз и др. Во вторую группу международных организаций, входят организации, специально создаваемые для борьбы с отдельными преступлениями и контролем за выполнением положений по противодействию, например, ФАТФ, ГРЕКО.
Международные организации являются основным элементом межгосударственной системы противодействия транснациональным экономическим преступлениям, поскольку они и обеспечивают создание конвенционного механизма, являющегося правовой основой противодействия, и осуществляют взаимосвязь конвенционной и институциональной основ сотрудничества.
4. О наличии системы борьбы с транснациональными экономическими преступлениями свидетельствует также наличие специальных форм сотрудничества государств, применяемых при взаимодействии государств. В процессе сотрудничества взаимодействие государств осуществляется в нескольких формах. Выдача (экстрадиция) и правовая помощь являются традиционными формами сотрудничества государств в борьбе с любой преступностью, но существуют также и специальные формы, которые наиболее важны именно для сотрудничества в борьбе транснациональными экономическими преступлениями.
Универсальными конвенциями в рамках сотрудничества между правоохранительными органами регламентированы совместные расследования и применение специальных методов расследования. Так, нормы Конвенции ООН против транснациональной преступности обязывают государств- участников принимать меры по обеспечению возможности конфискации не только доходов от преступлений, но и имущества, стоимость которого соответствует стоимости таких доходов. Такая мера не только направлена на ликвидацию последствий совершенного преступления, но и носит превентивный характер, она связана с недопущением достижения преступником конечной цели - незаконного обогащения.
Формы международного сотрудничества государств по борьбе с транснациональными преступлениями в экономической сфере имеют свою специфику и высокую степень детализации. Положения конвенций о сотрудничестве содержат как общие формы, характерные для сотрудничества по противодействию транснациональным преступлениям, так и формы сотрудничества, имеющие особую направленность и обусловленные характером конкретных деяний.
В соответствии с этим, в антикоррупционных конвенциях существенно расширен перечень оснований для выдачи. В ряде случаев, например, в вопросах выдачи или оказания взаимной правовой помощи, сотрудничество государств по борьбе с коррупцией может осуществляться на основе прямого применения положений конвенций без специальных договоров о сотрудничестве.
Резюмируя вышеизложенное, в настоящее время взаимодействие государств в сфере борьбы с транснациональными экономическими преступлениями осуществляется с использованием как общих, так и специальных форм международного сотрудничества.
5. Российская Федерация является участницей ряда международных Конвенций по борьбе с экономическими преступлениями. Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество по противодействию экономическим преступлениям как на универсальном, так и региональном уровнях. В частности, Россия ратифицировала Конвенцию ООН против транснациональной преступности, Конвенцию ОЭСР о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц, Конвенцию Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, Конвенцию ООН против коррупции. Данные обстоятельства влекут за собой необходимость привести национальное законодательство в соответствие с международными обязательствами.
При проведении сравнительного выявлено, что в международных Конвенциях по борьбе с преступлениями в экономической сфере содержатся понятия криминализируемых деяний в широком смысле, определены общие меры ответственности, а также основы сотрудничества государств. Однако, в отечественное законодательство в качестве преступных деяний при легализации подразумевает только активные действия, например, совершение сделок с имуществом, добытого преступным путем, финансовых операций. А к числу криминализируемых деяний при актах коррупции российское законодательство относит оконченные составы, что отличает его от международных Конвенций, которыми предусмотрена криминализация обещания и предложения взятки.
Принимаемые в настоящее время меры по предупреждению и противодействию транснациональных преступлений в экономической сфере свидетельствуют об активном участии Российской Федерации в развитии международного сотрудничества по обеспечению противодействия совершения преступлений в экономической сфере.


1. Устав ООН. [Электронный ресурс]: // Официальное издание ООН. - Нью-Йорк, 1998.- Режим доступа: http://www.un.org/
2. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций от 21 ноября 1997 г. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной Ассамблее ООН от 31 октября 2003 г. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Выдача и наказание военных преступников [Электронный ресурс]: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 13 февраля 1946 г. N 3 (I) // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа: http://www.garant.ru/
7. Римский статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. Европейская конвенция о выдаче от 17 июля 1998 г. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4 ч. Ч. 2 [Электронный ресурс] : федер. закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ ред. от 23.05.2016
// Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www. consultant.ru.
10. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ ред. от 01.05.2016 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
11. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [Электронный ресурс]: федер. закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2016) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www. consultant.ru.
12. О противодействии коррупции [Электронный ресурс]: федер. закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Специальная литература
13. Алауханов, Е. О. Проблемы соотношения национального уголовного права с международным уголовным правом / Е. О. Алауханов // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2010. - № 10. - С. 62-65.
14. Амрахов, Г. И. Место и роль уголовного права при реализации международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Амрахов Гаджи Исламович. - Москва, 2003. - 25 с.
15. Алиев, В. М. Уголовно-правовые меры борьбы с преступлениями международного характера: проблемы законотворчества и правоприменения / В. М. Алиев// Россиски следователь, - 2013, № 2. - С. 17-23.
16. Богуш, Г. И. Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Богуш Глеб Ильич. - Москва, 2004. - 26 с.
17. Валеев, P. M. Выдача преступников в современном международном праве: некоторые вопросы теории и практики / Р. М. Валеев. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1976. - 91 с.
18. Волеводз, А. Г. К итогам XII конгресса Организации Объединенных Нации' по предупреждению преступности и уголовному правосудию / А. Г. Волеводз, С. М. Тарасенко // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2010. - № 4. - С. 3-5.
19. Волженкин, Б. В. Экономические преступления / Б. В. Волженкин. Санкт-Петербург : Юрид. центр Пресс, 1999. - 321 с.
20. Бойцов, А. И. Выдача преступников / А. И. Бойцов. Санкт- Петербург : Юрид. центр Пресс, 2004. - 793 с.
21. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева и др. - Москва: ИНФРА-М, 2001. - 856 с.
22. Галенская, Л. Н. Международная борьба с преступностью / Л. Н. Галенская. Москва: Международные отношения, 1972. - 176 с.
23. Деятельность УНП ООН по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями [Электронный ресурс] / Управление ООН по наркотикам и преступности. - Режим доступа : http://www.unodc.org
24. Жиганова, А. А. Международно-правовое сотрудничество государств по борьбе с коррупцией : автореф. дис ... канд. юрид. наук : 12.00.10 / Жиганова Анна Александровна. - Санкт-Петербург, 2013. - 30 с.
25. Захаренко, Е. Н. Новый словарь иностранных слов / Е. Н. Захаренко, Л. Н. Комарова, И. В. Нечаева. - Москва: Азбуковник, 2003. - 784 с.
26. Зелинская, Н. А. Международное уголовное право в системе юриспруденции / Н. А. Зелинская // Актуальные проблемы экономики и права. - 2007. - № 3. - С. 134-142.
27. Карпец, И. И. Преступления международного характера / И. И. Карпец. Москва : Юрид. лит., 1979. - 263 с.
28. Карпович, О. Г. Анализ современных международных подходов к борьбе с коррупцией / О. Г. Карпович // Международное публичное и частное право. - 2008. - № 3 - С. 38-44.
29. Качелин, М. С. Международно-правовое противостояние отмыванию денежных средств и организованно преступности в контексте борьбы с коррупцией / М. С. Качелин // Налоги. - 2010. - №18. - С. 17-21.
30. Лазутин, Л. А. Международное сотрудничество и правовая помощь / Л. А. Лазутин // Законность. - 2008. - № 3. - С. 32-35.
31. Лазутин, Л. А. Правовая помощь по уголовным делам как комплексное формирование в международном уголовном и уголовно¬процессуальном праве: автореф. дис ... докт. юрид. наук : 12.00.10 / Лазутин Лев Александрович. - Казань, 2008. - 48 с.
32. Левин, Д. Б. Ответственность государств в современном международном праве / Д. Б. Левин. Москва : Международные отношения, 1966. - 152 с.
33. Лихачев, В. Н. Россия и международно-правовое сообщество (часть 1) / В. Н. Лихачев // Представительная власть - XXI век. - 2008. - № 2. - С. 80¬84.
34. Лукашук, И. И. Международное право / И. И. Лукашук. Москва : Волтерс Клувер, 2005. - 544 с.
35. Лунеев, В. В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и россииские тенденции / В. В. Лунеев. Москва : Волтерс Клувер, 2005. - 912с.
36. Людкевич, Ю. Н. Опыт и проблемы международного сотрудничества правоохранительных органов России в области предупреждения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ / Ю. Н. Людкевич // Общество и право. - 2008. - № 2. - С. 191-197
37. Медведев, А. М. Экономические преступления: понятие и система / А. М. Медведев // Сов. государство и право. - 1992. - № 1. - 181 с.
38. Мусаелян, М. Ф. Транснациональная организованная преступность как угроза национально безопасности Российской Федерации / М. Ф. Мусаелян
// Адвокат. - 2010. - № 9. - С. 50-58.
39. Овчинский, В. С. XXI век против мафии. Криминальная глобализация и Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности / В. С. Овчинский. Москва : ИНФРА-М, 2001. - 148 с.
40. Словарь международного права / Т.Г. Авдеева, В.В. Алешин, Б.М. Ашавский и др.; отв. ред. С.А. Егоров. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Статут, 2014. - 495 с.
41. Панов, В. П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями / В. П. Панов. - Москва : Юрист, 1993. - 157 с.
42. Репецкая, А. Л. Транснациональная коррупция: понятие и меры борьбы: автореф. дис. . канд. юрид. наук : 12.00.08 / Репецкая Алла Леонидовна - Иркутск, 2005. - 293 с.
43. Родионов, К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра / К. С. Родионов. - Москва : БЕК, 1990. - 218 с.
44. Самарин, В И. Международная организация уголовной полиции / В. И. Самарин. Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 201 с.
45. Свенссон, Б. Экономическая преступность. Пер. со шведск. / Б. Свенссон. Москва : Прогресс, 1987. - 146 с.
46. Троицкий, С. В.. Система международно-правовых норм в сфере противодействия преступности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.10 / Троицкий Сергей Владимирович - Москва, 2012. - 29 с.
47. Трунцевский Ю. В. Понятие транснационального преступления / Ю. В. Трунцевский // Юрист. - 2014. - № 3. - С. 10-15.
48. Цепелев, В. Ф. Уголовно-правовые, криминологические и организационные аспекты международного сотрудничества в борьбе с преступностью: дис. ... д-ра. юрид. наук : 12.00.08 / Цепелев Валерий Филиппович. - Москва, 2001. - 418 с.
49. Чупрова, А. Ю. Транснациональная экономическая преступность: вопросы противодействия / А. Ю. Чупрова // «Черные дыры» в Россиском законодательстве. 2009. - № 1. - С. 91-94.
50. Шарифуллин, Р. А. Международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.10 / Шарифуллин Рамиль Анварович. - Казань, 2006. - 308 с.
51. Яни, П. С. Экономические и служебные преступления / П. С. Яни. Москва : Интел-Синтез, 1997. - 208 с.
52. Яковлев, А. М. Социология экономической преступности / А. М. Яковлев. Москва : Наука, 1988. - 256 с.
53. GRECO Rules of procedure, 2012. Режим доступа : http://www. coe. mt/t/dghl/momtoring/greco/documents/Greco%282012%2926_Rules OfProcedure EN.pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ