УПРАВЛЕНИЕ ЛИКВИДНОСТЬЮ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ
БАНКОВСКОГО СЕКТОРА 6
1.1. Сущность и значение ликвидности банковского сектора 6
1.2. Риски и методы управления ликвидностью банковского сектора на
современном этапе 14
2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ
БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА 23
2.1. Анализ инструментов управления ликвидностью банковского сектора
России в условиях кризиса 23
2.2. Анализ инструментов управления ликвидностью банковского сектора
систем ведущих стран мира в условиях мирового финансового кризиса 34
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ
БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА 46
3.1. Проблемы управления ликвидностью банковского сектора России 46
3.2. Пути совершенствования управления ликвидностью банковского
сектора на основе экономико-математического моделирования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ
БАНКОВСКОГО СЕКТОРА 6
1.1. Сущность и значение ликвидности банковского сектора 6
1.2. Риски и методы управления ликвидностью банковского сектора на
современном этапе 14
2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ
БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА 23
2.1. Анализ инструментов управления ликвидностью банковского сектора
России в условиях кризиса 23
2.2. Анализ инструментов управления ликвидностью банковского сектора
систем ведущих стран мира в условиях мирового финансового кризиса 34
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ
БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА 46
3.1. Проблемы управления ликвидностью банковского сектора России 46
3.2. Пути совершенствования управления ликвидностью банковского
сектора на основе экономико-математического моделирования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ
Важнейшим фактором экономического роста любого государства является банковский сектор. В соответствии с Концепцией долгосрочного социального - экономического развития Российской Федерации до 2020 года ему отводится ключевая роль в обеспечении сбалансированности и инновационного развития экономики.
Опыт индустриально развитых стран свидетельствует о высокой вовлеченности банковского сектора в развитие национальной экономики, влияние которого определяется ежегодным ростом объемов выданных кредитов предприятиям реального сектора экономики.
В сравнении с развитыми странами соотношение кредитов, выдаваемых предприятиям реального сектора экономики к ВВП является неоправданно низким. Причиной сложившейся ситуации являются структурные проблемы российского банковского сектора, в частности, низкий уровень долгосрочной ликвидности.
Результатом принятых государством мер по преодолению последствий кризиса ликвидности банковской системы 2008 - 2010 гг. стало масштабное вливание краткосрочных ресурсов в банковский сектор, однако проблема отсутствия долгосрочных ресурсов так и осталась нерешенной.
Долгосрочное кредитование банками субъектов реального сектора экономики в посткризисный период характеризуется низкими темпами роста. По данным Центрального банка Российской Федерации, доля кредитов банков в инвестициях организаций в основной капитал по итогам 2008 года составила 11,1%, снизившись в 2010 году до 8,7%. Данная тенденция свидетельствует, с одной стороны, об отсутствии спроса предприятий реального сектора экономики на краткосрочные банковские ресурсы, а с другой стороны, о неспособности банковского сектора генерировать внутренние источники долгосрочного кредитования экономики. Вместе с тем, задачи всесторонней модернизации, ускоренного экономического и социального развития, которое сегодня ставит перед обществом государство, требуют адекватных объемов и механизмов долгосрочного кредитования, которое невозможно без повышения ликвидности национального банковского сектора, что определяет актуальность данного исследования.
Степень изученности проблемы. Проблема управления ликвидностью банковского сектора является слабо изученной. Основные проблемы становления и развития банковского дела, теоретических основ развития банковского сектора и кредитования экономики достаточно широко и подробно описаны в научной и учебной литературе отечественными ученными и специалистами: Ю.А. Бабичевой, Г.Н. Белоглазовой, Е.Ф. Жуковым, В.В. Ивановым, В.И. Колесниковым, Л.П. Кроливецкой, О.И. Лаврушиным, Ю.С. Масленченкова, Н.А. Савинской, Г.Г. Фетисовым, Е.Б. Ширинской и др.
Вопросам управления ликвидностью коммерческого банка посвящены работы А.Р. Алавердова, И.Т. Балабанова, Ю.Б. Левиной, Ю.В. Рожкова, A.M. Тавасиева, С.А. Швецова и др.
Вместе с тем, анализ публикаций по выбранной теме исследования показал, что вопрос управления ликвидностью банковского сектора в условиях финансового кризиса не получили достаточного освещения в теоретических и научно-практических публикациях, что и определило цель и задачи нашего исследования.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является обоснование положений и рекомендаций по совершенствованию управления ликвидностью банковского сектора.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
-определена сущность ликвидности банковского сектора;
- выявлены риски и методы управления ликвидностью банковского сектора на современном этапе;
-проведен анализ инструментов управления ликвидности банковского сектора в условиях кризиса в России и в ведущих странах мира;
-обоснованы проблемы управления ликвидностью банковского сектора России;
-определены пути совершенствования управления ликвидностью банковского сектора России на основе экономико-математического моделирования.
Объектом исследования является банковский сектор Российской Федерации.
Предметом исследования является ликвидность банковского сектора Российской Федерации.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды зарубежных и отечественных специалистов, посвященные организационным, правовым и экономическим проблемам управления ликвидностью банковского сектора, а также работы методического и практического характера, связанные с различными аспектами исследуемой проблемы.
Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, нормативные документы Центрального банка Российской Федерации. В качестве информационной базы исследования использовались данные Федеральной службы государственной статистики, Центрального банка Российской Федерации, Федеральной службы по финансовым рынкам, Ассоциации российских банков, Ассоциации региональных банков России, информационные ресурсы сети Интернет и материалы периодической печати за 2010 - 2016 гг.
Опыт индустриально развитых стран свидетельствует о высокой вовлеченности банковского сектора в развитие национальной экономики, влияние которого определяется ежегодным ростом объемов выданных кредитов предприятиям реального сектора экономики.
В сравнении с развитыми странами соотношение кредитов, выдаваемых предприятиям реального сектора экономики к ВВП является неоправданно низким. Причиной сложившейся ситуации являются структурные проблемы российского банковского сектора, в частности, низкий уровень долгосрочной ликвидности.
Результатом принятых государством мер по преодолению последствий кризиса ликвидности банковской системы 2008 - 2010 гг. стало масштабное вливание краткосрочных ресурсов в банковский сектор, однако проблема отсутствия долгосрочных ресурсов так и осталась нерешенной.
Долгосрочное кредитование банками субъектов реального сектора экономики в посткризисный период характеризуется низкими темпами роста. По данным Центрального банка Российской Федерации, доля кредитов банков в инвестициях организаций в основной капитал по итогам 2008 года составила 11,1%, снизившись в 2010 году до 8,7%. Данная тенденция свидетельствует, с одной стороны, об отсутствии спроса предприятий реального сектора экономики на краткосрочные банковские ресурсы, а с другой стороны, о неспособности банковского сектора генерировать внутренние источники долгосрочного кредитования экономики. Вместе с тем, задачи всесторонней модернизации, ускоренного экономического и социального развития, которое сегодня ставит перед обществом государство, требуют адекватных объемов и механизмов долгосрочного кредитования, которое невозможно без повышения ликвидности национального банковского сектора, что определяет актуальность данного исследования.
Степень изученности проблемы. Проблема управления ликвидностью банковского сектора является слабо изученной. Основные проблемы становления и развития банковского дела, теоретических основ развития банковского сектора и кредитования экономики достаточно широко и подробно описаны в научной и учебной литературе отечественными ученными и специалистами: Ю.А. Бабичевой, Г.Н. Белоглазовой, Е.Ф. Жуковым, В.В. Ивановым, В.И. Колесниковым, Л.П. Кроливецкой, О.И. Лаврушиным, Ю.С. Масленченкова, Н.А. Савинской, Г.Г. Фетисовым, Е.Б. Ширинской и др.
Вопросам управления ликвидностью коммерческого банка посвящены работы А.Р. Алавердова, И.Т. Балабанова, Ю.Б. Левиной, Ю.В. Рожкова, A.M. Тавасиева, С.А. Швецова и др.
Вместе с тем, анализ публикаций по выбранной теме исследования показал, что вопрос управления ликвидностью банковского сектора в условиях финансового кризиса не получили достаточного освещения в теоретических и научно-практических публикациях, что и определило цель и задачи нашего исследования.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является обоснование положений и рекомендаций по совершенствованию управления ликвидностью банковского сектора.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
-определена сущность ликвидности банковского сектора;
- выявлены риски и методы управления ликвидностью банковского сектора на современном этапе;
-проведен анализ инструментов управления ликвидности банковского сектора в условиях кризиса в России и в ведущих странах мира;
-обоснованы проблемы управления ликвидностью банковского сектора России;
-определены пути совершенствования управления ликвидностью банковского сектора России на основе экономико-математического моделирования.
Объектом исследования является банковский сектор Российской Федерации.
Предметом исследования является ликвидность банковского сектора Российской Федерации.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды зарубежных и отечественных специалистов, посвященные организационным, правовым и экономическим проблемам управления ликвидностью банковского сектора, а также работы методического и практического характера, связанные с различными аспектами исследуемой проблемы.
Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, нормативные документы Центрального банка Российской Федерации. В качестве информационной базы исследования использовались данные Федеральной службы государственной статистики, Центрального банка Российской Федерации, Федеральной службы по финансовым рынкам, Ассоциации российских банков, Ассоциации региональных банков России, информационные ресурсы сети Интернет и материалы периодической печати за 2010 - 2016 гг.
На основании проделанного нами исследования, можно сделать следующие выводы.
В первой главе мы определили сущность ликвидности банковского сектора и выявили риски и методы управления ликвидностью банковского сектора на современном этапе. Напомним, что категория «ликвидность банковского сектора», характеризуя способность банков к выполнению обязательств в масштабах экономики, является важнейшей характеристикой состояния банковского сектора страны. Вместе с тем, в отличие от ликвидности отдельного банка вопрос о ликвидности банковского сектора пока не нашел широкого освещения в экономической литературе. Основываясь на результатах исследования категории «ликвидность», предлагается определять «ликвидность банковского сектора» как сумму всех расчетно-платежных средств в рамках банковского сектора, необходимую для устойчивого функционирования всей банковской системы и соответственно каждого из ее элементов.
В нашем исследовании мы выявили, что на ликвидность банковской системы влияют как внешние, так и внутренние факторы. Под влиянием этих факторов может сформироваться, как избыток, так и дефицит ликвидности. В зависимости от макроэкономической ситуации и целей денежно-кредитной политики задачей Центрального банка может быть поддержание как дефицита, так и профицита ликвидности.
Инструменты, применяемые Банком России для регулирования ликвидности банковского сектора мы разделили на 2 группы. Первые - способствуют увеличению ликвидности банковского, вторые - абсорбируют избыточную ликвидность. С помощью этих инструментов Банк России способен поддерживать нормальный уровень ликвидности банковской системы.
Помимо всего вышеуказанного, исследование проблемы управления ликвидностью банковского сектора требует выявления рисков и методов управления ликвидностью банковского сектора. Среди основных методов, применяемых для предотвращения рисков, мы выделили коэффициентную методику, которая представлена различными нормативами ликвидности. Влияние Банка России на регулирование совокупной банковской ликвидности отнюдь не сводится к установлению нормативов ликвидности для банков и разработке рекомендаций по ее анализу. Непосредственно проведение операций с использованием инструментов денежно-кредитной политики оказывают влияние на ликвидность банковской системы.
Проведенный во второй главе исследовании анализ государственных инструментов управления ликвидностью банковского сектора в условиях кризиса позволяет сделать вывод, что реализованные Правительством Российской Федерации и Банком России антикризисные инструменты обеспечения ликвидности банковской системы носят своевременный характер и позволяют, во-первых, поддержать краткосрочную ликвидность банковской системы, удержать в ней вклады населения, во-вторых, создать предпосылки для стабилизации национальной валюты, и, наконец, предупредить банкротство коммерческих банков, в том числе системно значимых. На основании нашего анализа ликвидности банковского сектора нужно отметить, что ситуация с ликвидностью в настоящее время стабилизировалась и носит положительную динамику, что свидетельствует выполнение банками нормативов ликвидности, волатильность ликвидности банков и другие показатели ликвидности банковского сектора.
Обобщение зарубежного опыта управления ликвидностью банковских систем США, стран Европейского союза, Великобритании, Японии в условиях мирового финансового кризиса позволил выявить общие черты антикризисных инструментов, используемых рядом стран и сделать вывод о гармонизации антикризисных мер, принимаемых финансовыми властями разных стран. Однако, имеются и отличительные особенности управления ликвидностью в России и за рубежом. Это касается как подходов, применяемых к управлению, так и самого характера управления ликвидностью. Так, за рубежом методы управления ликвидностью варьируют от банка к банку, то есть предполагается, что иностранными банками применяются различные методы управления. В России же используется как централизованное, так и децентрализованное управление. Если говорить о степени влияния надзорных органов, то за рубежом директивно устанавливается лишь незначительное количество показателей, что не может быть в России, здесь все показатели ликвидности устанавливаются директивно.
На основе анализа государственного антикризисного регулирования банковского сектора разных стран мира, мы выделили главные антикризисные меры, которые чаще всего применяются в мировой практике: создание специальных фондов; снижение центральными банками учетной ставки; расширение перечня активов, принимаются центральными банками в качестве залога за кредит; снижение нормативов минимальных резервных требований для коммерческих банков; увеличение размера государственных гарантий на банковские вклады; введение временных администраций и кураторов Центробанков в банковских учреждениях; обеспечения межбанковских кредитов, ссуд для малого и среднего бизнеса, поддержки компаний, которые не в состоянии привлечь необходимое финансирование из-за проблем в банковском секторе; внедрения новых программ кредитования и т.д.
В третьей главе сделан вывод, что главной проблемой управления ликвидностью банковского сектора является низкая эффективность реализации антикризисных мер в России. Антикризисные меры, осуществляемые финансовыми властями страны, основывались на насыщении банковской системы краткосрочной ликвидностью, тогда как проблема дефицита долгосрочных ресурсов до сих пор остается нерешенной и является препятствием на пути развития долгосрочного кредитования субъектов рыночной экономики, необходимого для долгосрочного развития экономики страны. Однако на современном этапе банковская система России, несмотря на потрясения экономической среды, все еще остается достаточно надежной. Проблемы с ликвидностью могут быть сформированы локально, по отдельным кредитным организациям. В целом же отрасль имеет достаточный запас прочности, имея внушительные объемы высоколиквидных активов и поддержку мегарегулятора. На наш взгляд, было бы целесообразно корректировать ход реформ регулирования банковского сектора, в том числе и в части уже введенных стандартов.
В работе мы также провели экономико-математическое моделирование, а именно корреляционно-регрессионный анализ.
Результаты корреляционно-регрессионного анализа показали, что на остатки средств на корреспондентских счетах кредитных организаций, как на одного из показателей ликвидности банковского сектора, оказывают влияние различные факторы. Но наибольшее влияние имеют ставки межбанковского рынка и объем задолженности ЦБ РФ. Регулируя эти факторы, можно воздействовать на остатки средств на корреспондентских счетах кредитных организаций, а тем самым и на ликвидность банковского сектора России.
Наша работа позволяет сделать вывод, что важное место в управлении ликвидностью банковского сектора занимает Банк России. Выполняя функции регулятора, он остается важным звеном межбанковского рынка, обладая инструментами рефинансирования, для увеличения уровня ликвидности, и с не менее мощными возможностями для стерилизации избыточной ликвидности, осуществляет его поддержку в сбалансированном состоянии..
Гибкое использование инструментов регулирования банковской ликвидности - залог нормального состояния ликвидности банковского сектора. Оно должно определяться дифференцированностью их применения в зависимости от фаз экономических циклов. Например, в отношении формирования резервных запасов в условиях действующего банковского законодательства мы предлагаем использовать следующие способы:
- регулирование предельного требования к Н1: в период экономического роста значение норматива должно быть установлено на предельно максимальном уровне, а в период кризиса - снижено;
- регулирование требований к весу активов и резервам под возможные потери по ссудам. С помощью данных стратегий могут быть получены дополнительные активы в период экономического спада, для поддержания деятельности, как собственно банковской системы, так и реального сектора экономики. Эти изменения не позволят решить проблемы системного сбоя, но создадут условия для гибкого управления текущей ликвидностью и окажут стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора.
Таким образом, все поставленные задачи в исследовании решены в полном объеме, цель достигнута - обоснование методических положений и рекомендаций по совершенствованию управления ликвидностью банковского сектора.
В первой главе мы определили сущность ликвидности банковского сектора и выявили риски и методы управления ликвидностью банковского сектора на современном этапе. Напомним, что категория «ликвидность банковского сектора», характеризуя способность банков к выполнению обязательств в масштабах экономики, является важнейшей характеристикой состояния банковского сектора страны. Вместе с тем, в отличие от ликвидности отдельного банка вопрос о ликвидности банковского сектора пока не нашел широкого освещения в экономической литературе. Основываясь на результатах исследования категории «ликвидность», предлагается определять «ликвидность банковского сектора» как сумму всех расчетно-платежных средств в рамках банковского сектора, необходимую для устойчивого функционирования всей банковской системы и соответственно каждого из ее элементов.
В нашем исследовании мы выявили, что на ликвидность банковской системы влияют как внешние, так и внутренние факторы. Под влиянием этих факторов может сформироваться, как избыток, так и дефицит ликвидности. В зависимости от макроэкономической ситуации и целей денежно-кредитной политики задачей Центрального банка может быть поддержание как дефицита, так и профицита ликвидности.
Инструменты, применяемые Банком России для регулирования ликвидности банковского сектора мы разделили на 2 группы. Первые - способствуют увеличению ликвидности банковского, вторые - абсорбируют избыточную ликвидность. С помощью этих инструментов Банк России способен поддерживать нормальный уровень ликвидности банковской системы.
Помимо всего вышеуказанного, исследование проблемы управления ликвидностью банковского сектора требует выявления рисков и методов управления ликвидностью банковского сектора. Среди основных методов, применяемых для предотвращения рисков, мы выделили коэффициентную методику, которая представлена различными нормативами ликвидности. Влияние Банка России на регулирование совокупной банковской ликвидности отнюдь не сводится к установлению нормативов ликвидности для банков и разработке рекомендаций по ее анализу. Непосредственно проведение операций с использованием инструментов денежно-кредитной политики оказывают влияние на ликвидность банковской системы.
Проведенный во второй главе исследовании анализ государственных инструментов управления ликвидностью банковского сектора в условиях кризиса позволяет сделать вывод, что реализованные Правительством Российской Федерации и Банком России антикризисные инструменты обеспечения ликвидности банковской системы носят своевременный характер и позволяют, во-первых, поддержать краткосрочную ликвидность банковской системы, удержать в ней вклады населения, во-вторых, создать предпосылки для стабилизации национальной валюты, и, наконец, предупредить банкротство коммерческих банков, в том числе системно значимых. На основании нашего анализа ликвидности банковского сектора нужно отметить, что ситуация с ликвидностью в настоящее время стабилизировалась и носит положительную динамику, что свидетельствует выполнение банками нормативов ликвидности, волатильность ликвидности банков и другие показатели ликвидности банковского сектора.
Обобщение зарубежного опыта управления ликвидностью банковских систем США, стран Европейского союза, Великобритании, Японии в условиях мирового финансового кризиса позволил выявить общие черты антикризисных инструментов, используемых рядом стран и сделать вывод о гармонизации антикризисных мер, принимаемых финансовыми властями разных стран. Однако, имеются и отличительные особенности управления ликвидностью в России и за рубежом. Это касается как подходов, применяемых к управлению, так и самого характера управления ликвидностью. Так, за рубежом методы управления ликвидностью варьируют от банка к банку, то есть предполагается, что иностранными банками применяются различные методы управления. В России же используется как централизованное, так и децентрализованное управление. Если говорить о степени влияния надзорных органов, то за рубежом директивно устанавливается лишь незначительное количество показателей, что не может быть в России, здесь все показатели ликвидности устанавливаются директивно.
На основе анализа государственного антикризисного регулирования банковского сектора разных стран мира, мы выделили главные антикризисные меры, которые чаще всего применяются в мировой практике: создание специальных фондов; снижение центральными банками учетной ставки; расширение перечня активов, принимаются центральными банками в качестве залога за кредит; снижение нормативов минимальных резервных требований для коммерческих банков; увеличение размера государственных гарантий на банковские вклады; введение временных администраций и кураторов Центробанков в банковских учреждениях; обеспечения межбанковских кредитов, ссуд для малого и среднего бизнеса, поддержки компаний, которые не в состоянии привлечь необходимое финансирование из-за проблем в банковском секторе; внедрения новых программ кредитования и т.д.
В третьей главе сделан вывод, что главной проблемой управления ликвидностью банковского сектора является низкая эффективность реализации антикризисных мер в России. Антикризисные меры, осуществляемые финансовыми властями страны, основывались на насыщении банковской системы краткосрочной ликвидностью, тогда как проблема дефицита долгосрочных ресурсов до сих пор остается нерешенной и является препятствием на пути развития долгосрочного кредитования субъектов рыночной экономики, необходимого для долгосрочного развития экономики страны. Однако на современном этапе банковская система России, несмотря на потрясения экономической среды, все еще остается достаточно надежной. Проблемы с ликвидностью могут быть сформированы локально, по отдельным кредитным организациям. В целом же отрасль имеет достаточный запас прочности, имея внушительные объемы высоколиквидных активов и поддержку мегарегулятора. На наш взгляд, было бы целесообразно корректировать ход реформ регулирования банковского сектора, в том числе и в части уже введенных стандартов.
В работе мы также провели экономико-математическое моделирование, а именно корреляционно-регрессионный анализ.
Результаты корреляционно-регрессионного анализа показали, что на остатки средств на корреспондентских счетах кредитных организаций, как на одного из показателей ликвидности банковского сектора, оказывают влияние различные факторы. Но наибольшее влияние имеют ставки межбанковского рынка и объем задолженности ЦБ РФ. Регулируя эти факторы, можно воздействовать на остатки средств на корреспондентских счетах кредитных организаций, а тем самым и на ликвидность банковского сектора России.
Наша работа позволяет сделать вывод, что важное место в управлении ликвидностью банковского сектора занимает Банк России. Выполняя функции регулятора, он остается важным звеном межбанковского рынка, обладая инструментами рефинансирования, для увеличения уровня ликвидности, и с не менее мощными возможностями для стерилизации избыточной ликвидности, осуществляет его поддержку в сбалансированном состоянии..
Гибкое использование инструментов регулирования банковской ликвидности - залог нормального состояния ликвидности банковского сектора. Оно должно определяться дифференцированностью их применения в зависимости от фаз экономических циклов. Например, в отношении формирования резервных запасов в условиях действующего банковского законодательства мы предлагаем использовать следующие способы:
- регулирование предельного требования к Н1: в период экономического роста значение норматива должно быть установлено на предельно максимальном уровне, а в период кризиса - снижено;
- регулирование требований к весу активов и резервам под возможные потери по ссудам. С помощью данных стратегий могут быть получены дополнительные активы в период экономического спада, для поддержания деятельности, как собственно банковской системы, так и реального сектора экономики. Эти изменения не позволят решить проблемы системного сбоя, но создадут условия для гибкого управления текущей ликвидностью и окажут стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора.
Таким образом, все поставленные задачи в исследовании решены в полном объеме, цель достигнута - обоснование методических положений и рекомендаций по совершенствованию управления ликвидностью банковского сектора.



