Введение
Стр.
3
Глава I. Формирование социально-значимых качеств личности в процессе межкультурной коммуникации как
§ 1. Сущность и особенности формирования социально¬значимых качеств личности в процессе межкультурной 15
коммуникации
§ 2. Опыт формирования социально-значимых качеств личности студентов в учебных заведениях и общественных 33
организациях ; :
§ 3. Модель формирования социально-значимых качеств личности студентов высших учебных заведений и общественных 53
организациях в процессе межкультурной коммуникации
Выводы по I главе 60
Глава II. Реализация комплекса педагогических условий формирования социально-значимых качеств личности студентов
высших учебных заведений 62
§ 1. Взаимодействие государственных и общественных институтов в формировании социально-значимых качеств личности
студентов 62
§ 2. Создание целостной системы межкультурной коммуникации в деятельности студентов в высшем учебном
заведении 77
§ 3. Включение студентов в реальную систему межкультурных
социальных связей в рамках общественных организаций 90
Выводы по II главе 112
Заключение 114
Список литературы 117
Приложения 136
педагогическая проблема
Актуальность исследования. Сегодня к выпускнику вуза предъявляются требования как к профессионально и социально компетентной личности. Это связано, в первую очередь, с тем, что в современных условиях полученное человеком образование активно воздействует на экономику, на социальную и нравственную стороны жизни членов общества. Кроме того, требования, предъявляемые выпускнику, обусловлены возрастными особенностями молодых людей и особенностями этапа обучения. Именно во время профессионального обучения в вузе человек в целом завершает выработку своей жизненной позиции, то есть определяет отношение к миру и собственной жизни в этом мире, переходит к осознанному саморазвитию и самовоспитанию. Исходя из этого, перед вузами стоят сложные задачи формирования не только профессиональных знаний и умений выпускников, их профессиональной направленности, но и формирования, развития социально-значимых качеств личности. Вузам необходимо определить эффективные способы, методы и формы работы со студентами, позволяющие решать поставленные задачи.
В наше время стали реальностью информационная открытость государства, причастность России к процессам глобализации в Европе и во всем мире, расширение мобильности, развитие информационных технологий, обеспечивающих связь с самыми удаленными объектами. Вузы, студенчество оказываются в ситуации взаимодействия с партнерами из многих стран и регионов, представителями многих национальностей. Это приводит к тому, что студентам, а затем и выпускникам вузов приходится взаимодействовать с разными культурами, в соответствии с которыми люди ориентируются на принятые системы ценностей, руководствуются зачастую взаимоисключающими принципами, правилами, стереотипами. Положительным результатом глобализации стала возможность общения с представителями разных стран, что породило научный и практический интерес к межкультурной коммуникации. На этапе обучения в вузе у
4
студентов может возникнуть реальная возможность включения в межкультурную коммуникацию, которая позволяет не только формировать положительный опыт взаимодействия с людьми других культур и национальностей, но и влияет на формирование социально-значимых качеств личности, то есть опыт будет получен и в дальнейшем будет использоваться.
Для России, как страны многонациональной, уважение к представителям различных этносов, религий и культур является непременным условием выживания и развития. Высокие темпы перемещения и миграции населения привели к социальному взаимодействию людей, совсем еще недавно не имевших представления об особенностях традиций, культуры, бытового поведения своих новых соседей. Взаимодействие людей разных национальностей не всегда проходит бесконфликтно, им не хватает терпимости, понимания по отношению к национальным проявлениям. Материалы исследования, проведенного в России, показывают, что у 60% опрошенных чрезвычайно низкий уровень терпимости по отношению к людям других национальностей.
Формирование гражданского общества в России возможно только при усвоении фундаментальных гуманистических ценностей. Для этого необходимо не только и не столько знание иностранного языка, но и усвоение также норм и правил иноязычной культуры, всего комплекса форм поведения, психологии своих партнеров по общению, наконец, требуется знание процесса общения, чтобы прогнозировать возможности неверного понимания людей других национальностей.
Вузы не всегда имеют реальную возможность решать проблемы, связанные с взаимодействием студентов разных национальностей и культур, но они могут сотрудничать в этом вопросе, используя потенциал общественных институтов, в том числе молодёжных общественных объединений. Кроме того, вузы не используют в полной мере возможности реально возникающей межкультурной коммуникации для формирования социально-значимых качеств студентов.
Государственные и общественные структуры практически не владеют эффективной практикой формирования у студентов навыков поведения в сложных ситуациях, возникающих при их общении с представителями других культур, и социально-значимых качеств, необходимых для культурной и коммуникативной компетенции и оптимального межкультурного общения.
Проблемы, связанные с формированием социально-значимых качеств личности, рассматривались и рассматриваются психологами, педагогами, социологами, философами. Однако до сих пор нет четкого представления о том, какие качества личности следует считать социально-значимыми, на каких возрастных этапах они формируются наиболее эффективно, какие педагогические условия необходимо для этого создавать. Особую актуальность эти вопросы приобретают в условиях глобализации общества, расширения сферы межнациональной коммуникации.
Ученые многих стран разрабатывают проблемы межкультурной коммуникации. В их числе канадцы Дж. Бери, Р. Калин, М. Плизент, англичанин Г. Мейн, американец Б. Барбер, предложившие теорию анализа взаимных установок представителей различных этнических групп, в отличие от господствующей в некоторых странах теории анализа установок этнического большинства по отношению к этническим меньшинствам. В их работах впервые были выявлены условия, способствующие возникновению взаимопонимания: этническая идентичность и географическая мобильность.
Национальная социально-педагогическая литература конца XX - начала XXI столетий в контексте темы нашего исследования представлена творческими работами таких исследователей, как И.Б. Андрущак, С.Н. Ениколопов,
Н.М. Лебедева, В.П. Левкович, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, П.Н. Шихирева, Е.И. Шлягина и др. (о факторах формирования социальной терпимости); С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, М.Н. Губогло, Л.Н. Гумилева, Л.М. Дробижева,
В.А. Тишков и др. (о факторах, влияющих на межкультурное общение);
Н.Р. Маликова, М.В. Савва, А.А. Сусоколов и др. (об этносоциологических
аспектах проблемы); B.C. Агеев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Н.С. Выготский, Г.Г. Дилигентский, А.И. Донцов, Н.М. Лебедева, Л.И. Науменко, Л.А. Петровская, К.К. Платов, Б.Ф. Поршнев, Т.Г. Стефаненко и др. (о психологических факторах процесса формирования социально-значимых качеств личности); Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин и другие (о современных подходах к профессиональному становлению личности).
Костромской научной педагогической школой накоплен большой опыт по исследованию процесса профессионального становления будущего учителя (В.И. Кашницкий, Н.М. Рассадин, В.В. Рогачёв, А.Л. Уманский и другие) и профессионального воспитания (В .М. Басова, А.Е. Подобии, А.И. Тимонин и др.).
Значимыми для нашей работы являются также научные исследования, посвящённые социальным и воспитательным потенциалам детских и молодёжных общественных объединений (А.В. Волохов, Н.Г. Емузова, А.Г. Кирпичник, М.И. Рожков, С.В. Тетерский, И.И. Фришман, Е.Е. Чепурных и др.).
В своей совокупности работы вышеуказанных авторов имеют важное теоретическое и практическое значение, но в них напрямую не рассматривается проблема формирования у студентов социально-значимых качеств личности в процессе межкультурной коммуникации.
Всё вышесказанное позволяет нам констатировать наличие комплекса противоречий, требующего разрешения:
- между активизацией процессов диалога и взаимопонимания культур, открытия культурных границ, расширения культурного обмена и растущим неприятием происходящих культурных изменений, проявляющимся в различных формах запретов и ограничений;
- между наличием теоретических и практических разработок в области обучения и воспитания студентов и отсутствием комплексных исследований по проблеме использования потенциалов межкультурной коммуникации в
высших учебных заведениях и общественных организациях для формирования социально-значимых качеств у студентов;
- между потребностью общества в специалисте, обладающем социально-значимыми качествами, позволяющими ему эффективно взаимодействовать с людьми разных национальностей и культур и недостаточным вниманием к решению задач, связанных с формированием данных качеств в процессе профессионального воспитания;
- между наличием практического опыта использования межкультурной коммуникации в высших учебных заведениях и общественных организациях и необходимостью аналитической обработки и научно-методического обобщения его результатов.
Сформулированные противоречия обусловили выбор проблемы нашего исследования: при каких педагогических условиях процесс формирования социально-значимых качеств личности студентов в межкультурной коммуникации будет эффективным?
Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия формирования социально-значимых качеств личности студентов в процессе межкультурной коммуникации.
Идея диссертационной работы основана на твёрдом убеждении автора, что изменить ситуацию можно, но изменения целесообразны лишь в том случае, если люди, на которых они могут больше всего повлиять, участвуют в разработке, осуществлении и оценке этих изменений. Исходя из этого, разработана и реализована эффективная модель формирования социально¬значимых качеств личности студентов в процессе межкультурной коммуникации с использованием форм социальной практики в высших учебных заведениях и деятельности общественных организаций, которая обладает следующими характеристиками:
- сочетает в себе формы государственной организации и поддержки, формы самодеятельные, инициативно-общественные, благотворительные;
8
- является одновременно целостной и в то же время многоплановой, многовариантной, отвечающей запросам, условиям того или иного региона страны;
- отражает разнообразный опыт воспитания, накопленный учеными, педагогами, воспитателями-практиками.
Объект исследования - процесс формирования социально-значимых качеств личности студентов высших учебных заведений.
Предмет исследования - педагогические условия формирования социально-значимых качеств личности студентов в процессе межкультурной коммуникации.
Гипотеза исследования - формирование социально-значимых качеств личности студентов в процессе межкультурной коммуникации будет осуществляться более эффективно, если:
- реализовать взаимодействие государственных и общественных институтов в формировании социально-значимых качеств личности студентов;
- создать целостную систему межкультурной коммуникации в деятельности студентов в высшем учебном заведении;
- обеспечить включенность студентов в реальную систему межкультурных социальных связей в рамках общественных организаций и учебных групп вуза.
Для реализации поставленной цели и доказательства гипотезы, для разрешения выявленных противоречий были сформулированы следующие задачи исследования:
- определить совокупность социально-значимых качеств личности, которые формируются в процессе межкультурной коммуникации;
- раскрыть сущность процесса формирования социально-значимых качеств личности студентов в межкультурной коммуникации в условиях реформируемой России;
- определить возможность взаимодействия государственных и общественных институтов в формировании социально-значимых качеств личности студентов в процессе межкультурной коммуникации;
- охарактеризовать формы и методы подготовки педагогов к формированию социально-значимых качеств личности студентов в межкультурной коммуникации.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные положения о роли деятельности в формировании личности (А.Н. Леонтьев); теория системного подхода к изучению социальных явлений (В.И. Андреев, Л.Ф. Спирин, Е.Н. Степанов, Э.Г. Юдин); философские, социологические и психолого-педагогические концепции развития и профессионального становления личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.А. Климов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин); современные теории и концепции социального воспитания (Л.В. Байбородова, Б.З. Вульфов, И.П. Иванов, В. А. Караковский, А.В. Мудрик, М.И. Рожков); антропологические концепции взаимодействия культур (Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин, В.А. Тишков); совокупность представлений об особенностях российской ментальности (Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев, С.Л. Франк, Г.И. Челпанов, Л.И. Шестов).
Результаты проведенного исследования доказывают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы.
Для повышения результативности обучения студентов в высших учебных заведениях формирование социально-значимых качеств в процессе межкультурной коммуникации необходимо рассматривать как доминанту всей профессиональной подготовки.
Формирование социально-значимых качеств личности студентов в процессе межкультурной коммуникации состоит в последовательном решении трех задач: а) овладении студентами культурологическими знаниями в процессе вузовского обучения; б) приобретении умений и опыта межкультурной коммуникации в ходе специально организованных тренингов; в) развитии коммуникативных способностей в межкультурной коммуникации во внеаудиторной работе и деятельности общественных организаций, при этом под коммуникацией следует понимать не само сообщение или передачу сообщения, а в первую очередь, взаимное понимание. Вследствие этого межкультурная коммуникация представляет собой взаимопонимание между людьми разных национальностей, разных возрастов, социальных групп. Межкультурная коммуникация предъявляет не только требования к ее участникам, но и является средством формирования социально-значимых качеств личности
Социально-значимые качества, необходимые и формирующиеся в процессе межкультурной коммуникации, обладают следующими характеристиками:
• направленностью личности на эффективное взаимодействие с людьми других культур и национальностей, основанной на гуманистических и демократических ценностях, моральных нормах, она может эффективно формироваться только при условии переживания или проживания человеком значимых для него ситуаций;
114
• способностью личности, связанной с общением с представителями других культур, являющейся составной частью межкультурной коммуникативной компетентности, она как качество личности может развиваться только непосредственно в соответствующей деятельности.
Модель формирования социально-значимых качеств личности в процессе межкультурной коммуникации включает в себя цель, компоненты, организацию взаимодействия государственных и общественных институтов с четким определением функций, методику формирования социально¬значимых качеств, содержание деятельности, принципы, педагогические условия, критерии эффективности. Она характеризуется целостностью, вариативностью отвечающими условиям того или иного региона страны: взаимодополняемостью государственной организации, инициативно¬общественными благотворительными формами поддержки; открытостью для использования разнообразного опыта воспитания, накопленного наукой и практикой.
Эффективность формирования социально-значимых качеств личности студентов в процессе межкультурной коммуникации обеспечивается комплексом педагогических условий:
• взаимодействием государственных и общественных институтов в формировании социально-значимых качеств студентов;
• созданием целостной системы межкультурной коммуникации во внеаудиторной деятельности в высшем учебном заведении;
• обеспечением включенности студентов в реальную систему межкультурных социальных связей в рамках общественных организаций и учебных групп вуза.
Формирование социально-значимых качеств личности в процессе межкультурной коммуникации включает в себя общекультурную подготовку студентов в системе обучения и участие студентов во внеаудиторной работе. При этом эффективными педагогическими средствами являются тренинги, способствующие достижению взаимопонимания между участниками,
115
выявлению волнующих их проблем, выработке стратегии действия по изменению ситуации; а так же формы работы, предполагающие использование воспитательного потенциала внеаудиторного времени студентов и созданных ими общественных объединений. В результате студенты не только осваивают, но и интериоризируют знания о межкультурной коммуникации, чему эффективно способствуют авторские методики.
Эффективным средством формирования социально-значимых качеств студентов в межкультурной коммуникации являются тренинги, актуализирующие использование технологий развития навыков общения и взаимодействия в студенческих коллективах, способствующие созданию условий для плодотворного обмена идеями с целью корректировки позиций и интересов участников, принятия или непринятия ими иных ценностей и норм, и обеспечивающие на этой основе этого самореализацию молодежи с учётом интеграции и дифференциации интересов и потребностей, стимулирование самовоспитания, культуры общения.
Педагоги, участвующие в процессе формирования социально¬значимых качеств личности студентов в межкультурной коммуникации, должны владеть эффективными средствами реализации возможностей в осуществлении коммуникативной составляющей педагогической деятельности, а также пройти специальную, в том числе, тренинговую подготовку.
1. Абакумова И.В., Ермаков П. Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании.// Вопросы психологии. - 2003. - №3. - С.78-82.
2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М., 1990.
3. Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. - 112 с.
4. Аналитические материалы департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей. Поддержка молодежных и детских общественных объединений, консультативно-совещательных структур молодежи, органов молодежного самоуправления. - М., 2005.
5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Изд-во "Наука", 1977. - 380с.
6. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. /Под ред. А.А. Бодалева. - М., Воронеж, 1996. - 383с.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - J1.: Изд-во ЛГУ. 1968. - 339с.
8. Андреева Г.М. Атрибутивные процессы в условиях совместной деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. — М.,
1987.
9. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М., 1996.
10. Андрейчина К. Вопросы учета национальной культуры при составлении учебного словаря: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1978. - 20 с.
11. Андрущак КБ. Этноцентризм как социально-психологический феномен в условиях социально-этнических изменений. Диссертация канд. псих. наук. - М., 1998;
12. Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М., 1991. С. 260.
117
13. Аристотель. Т.1. Собр. Соч. в 3-х томах. - М.: "Мысль", 1975. - С.55, 57.
14. Аронов А.А. Воспитывать патриотов. - М., 1989. - 117с.
15. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М., 1990.
16. Асмолов А.Г. Психология личности. М., Изд-во МГУ, 1990.
17. Астафурова Т.Н. Лингвистические аспекты межкультурной деловой коммуникации.—Волгоград, 1997.
18. Астафурова Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально значимых ситуациях межкультурного общения: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 1997.
19. Афанасьев В.Г. Научно-техническая информация, управление, образование. - М., 1972. - 377 с.
20. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. / Изд. 2-е, испр., дополн. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1998. - 356 с.
21. Байбородова JI.B. Целеполагание в педагогическом процессе //Развитие личности и формирование индивидуальности / Отв. ред. М.И. Рожков. - Ярославль, 1996. - С. 262-265.
22. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. -М.: ВЛАДОС, 2001.-256 с.
23. Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности // Американская социология. М., 1972.
24. Басов Н.Ф., Рассадин Н.М. Опыт подготовки студентов к работе в детских и молодежных объединениях в Костромском педагогическом университете. // Психолого-педагогические проблемы подготовки организаторов и лидеров детских и юношеских объединений: Материалы докладов и выступлений на Всероссийской научно-практической конференции. - Кострома, 14-16 ноября 1994 г. / Отв. ред. Н.Ф. Басов. - Кострома: КГПУ им. Н.А. Некрасова, 1994. - С. 3-8.
118
25. Белянко Л.Б. ТрушинаЛ.Б. Русские с первого взгляда. - М., 2000. - С.
79.
26. Бергельсон М.Б. Основы коммуникации // Межкультурная коммуникация: Сб. учебных программ. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. - С. 24-36.
27. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - Пер. с англ. - Общ. ред. М.С. Мацковского; послеслов. Л.Г. Ионина и М.С. Мацковского. - СПб.: Лениздат, 1992. - 400с.
28. Биочинский И.В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск: Дисс. ... докт. пед. наук. - Казань, 1993. - 243с.
29. Биочинский И.В. Педагогика подготовки офицера в военном училище: Учебное пособие. - Самара, 1994. С. 21-42.
30. Богатырева М.А. Социокультурный компонент содержания профессионально ориентированного учебника (английский язык): Дис. ... канд. пед. наук. - 1998. - 280 с.
31. Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. - М.: Знание,
1988.-80с.
32. Богомолова Н.Н. Петровская Н.А. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению. Общение и деятельность. Прага, 1981 .-248с.
33. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. - М.: Педагогика, 1983.-271с.
34. Бодалев А.А. Основы социально-психологической теории. - М., 1995.
35. Бодалев А.А. Психология общения. - М.-Воронеж, 1996.
36. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М.: Филин, 1996. - 472с. '
37. Бондаревская Е.В., Кулъневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие для
119
студентов средних и высших учебных заведений, слушателей ИПК и ФПК. - Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560с.
38. Бордовская Н.В., РеанА.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 304 с.
39. Боровкова Е.Е. Формирование межкультурных коммуникативных умений будущего учителя: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Челяб. гс. пед. ин-т. - Челябинск, 1996. - 23 с.
40. Борытко Н.М. Субъектное становление специалиста как цель профессионального воспитания студентов вуза // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста: Материалы Второй межрегион. науч.-методич. конф. 16-17 апрель 2002 г. - Воронеж, 2002. - С. 39-42.
41. Бочкова Л.М. Социально-педагогическое обеспечение формирования коммуникативной культуры личности студента в вузе. Автореферат канд. пед. наук,13.00.02. - Кострома,2003. - 22с.
42. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1973;
43. Бромлей Ю.В. Подолъный Р.Г. Человечество - это народы. - М.: "Мысль", 2000.
44. Буркова Н.Г. Педагогический мониторинг как средство повышения эффективности подготовки учителя: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1998. - 168с.
45. Буровский А.М. Ноосферное образование: рождение идеи и проблемы внедрения // Ноосферная парадигма образования: от лицея к университету. Иваново, 1997.
46. Васильева Г.М. О формировании прагматической компетенции учащихся как основной учебной задаче лингвокультурологии (на материале учебной лексикографии) // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. IX / Под научн. ред. И.П. Лысакова. - СПб., 2000. - С. 29-42.
120
47. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пос. для студ. пед. вузов. - М.: ИЦ «Академия», 2001. - 160 с.
48. Век толерантности: научно-публицистический сборник / Под ред. А.Г. Асмолова, М.: МГУ, 2001. - 152 с.
49. Волкова Е.Н. Перспективное направление деятельности школьного психолога./ Актуальные проблемы подготовки психологов для системы народного образования. - Чебоксары, 1993.
50. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М.: Изд-во "Наука", 1989. - 261с.
51. Вернадский В.И. Научная мысль как явление. АН СССР. - М.: Наука, 1991.270 с.
52. Вокуева О.Д. Учет фактора "оппозиции культур и национальной картины мира преподавателями иностранных языков // Страноведение и регионоведение чужой и своей страны в курсе иностранных языков: культурно-экономические, эстетические и методические аспекты: Сб. материалов науч.-практ. конф. - СПб.: Российская Академия образования,
1996. -С. 52-58.
53. Воронова Т.А., Засобина Г.А., Савин Н.В. Педагогический процесс в высшей школе. - Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2001. - 196 с.
54. Воспитательная работа: содержание, организация, методика.// Под ред. Н.И.Резника. - М., 2002. - 85с.
55. Воспитательное пространство как объект педагогического исследования /Под ред. Н.Л. Селивановой. - Калуга: Институт усовершенствования учителей, 2000.-248 с.
56. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 128 с.
57. Воспитательная система педагогического вуза: проблемы становления.
- 2 ч.- Курск, 2002. - 500с.
121
58. Вульфов Б.З. Воспитывать толерантность: сущность и средства.// Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. - 2002. - №6. - С. 15-21.
59. Выготский Л.С. Мышление и речь // Соц. в 6 т. - М., 1982. Т.2.
60. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика.- 1996, № 6. - С.51-55.
61. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. - 2002. - №7. - С.3-12.
62. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. - Киев: Политиздат Украины, 1989. - 187с.
63. Голышева В.Г. К проблеме обучения межкультурной коммуникации в современной образовантельной системе. // Интернет-сайт ТОИПКРО (Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования).
64. Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. №2. - М.: Изд-во РАГС, 1998. - С.6.
65. Грушвицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Уч. для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352с.
66. Грушевская Т.Г. Основы межкультурной коммуникации. - М.: «Юнити», 2003. - 352с.
67. Губогло М.Н. Современные этноязыковые процессы в СССР: основные факторы и тенденции развития национально-русского двуязычия. - М., 1984.
68. Гукаленко О.В. Основы межкультурного общения. - Тирасполь: РИО ПГУ, 2000. -44с.
69. Гукаленко О.В. Поликультурное образовательное пространство как среда поддержки и защиты личности учащегося. - Тирасполь: РИО КПУ, 2000. - 82с.
70. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период, 1990, - С.24-27
71. Гумилева Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М., 1994.
. 122
72. Денъгуб Е.С. Поликультурное образование личности как способ воспитания гражданственности и общественно значимых умений // Альманах «Этнодиалоги» интернет-версия, www. etnosfera. ru 2003. - № 2 (20).
73. Детское движение. Словарь справочник. - М., 2005, 543с.
74. Дилигентский Г.Г. Некоторые методологические проблемы исследования больших социальных групп // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975.
75. Дмитриев Г Д. Теоретико-прикладные аспекты многокультурного образования в США // Педагогика. - 1999, №7. - С.111 -113.
76. Добрынин В.И., Туманян О.В. Гуманитаризация высшей школы. - Горький, 1990, С.54-60.
77. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. - М., 1979.
78. Дробижева Л.М. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х годов. - М., 1994;
79. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 1990-х годов. - М., 1996.
80. Емельянов Ю.Н. Теория функционирования и практика совершенствования коммуникативной компетенции. — JL, 1991. — С. 38.