Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ

Работа №57917

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость5680 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
264
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ 9
1.1. Теоретический анализ основных понятий исследования: культура,
корпоративная культура 9
1.2. Специфика формирование корпоративной культуры у иностранных
студентов 28
1.3. Психолого - педагогические условия формирования корпоративной
культуры у иностранных студентов 32
Вывод по 1 главе 41
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ 43
2.1. Организация и методики исследования 43
2.2. Выявление уровня сформированности корпоративной культуры у
иностранных студентов в российском вузе (констатирующий этап) 48
2.3. Апробация психолого-педагогических условий формирования
корпоративной культуры у иностранных студентов в российском вузе 53
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа эксперимента 58
Выводы по II главе 66
Заключение
Литература

Актуальность темы исследования. Важно помнить, что формирование корпоративной культуры - важный момент в развитии вуза, почва для качественного управления изменениями и повышения социального статуса студентов и выпускников вуза.
Корпоративная культура университета - это набор наиболее важных предположений, принимаемых его студентами и преподавателями, и получающих выражение в заявляемых университетом ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Сегодня корпоративная культура рассматривается в качестве управленческого инструмента, в первую очередь, отвечающего за повышение мотивации студентов и выстраивание эффективных корпоративных коммуникаций. В современных условиях современного режима работы, сопряженного с частыми стрессами, высокой конкуренцией, высоким уровнем личной ответственности, традиционных мотиваторов недостаточно для удовлетворения меняющихся потребностей студентов. И хотя чаще корпоративную культуру как явление относят к организациям, направленным в первую очередь на получение прибыли, она существует и в высших учебных заведениях, нацеленных изначально на раскрытие и развитие интеллектуально-творческого потенциала. Особенную значимость формирования корпоративной культуры приобретает в ключе работы с иностранными студентами.
Состояние разработанности проблемы исследования. В
исследовании корпоративной культуры можно выделить несколько содержательных этапов. Появление широкого интереса к этой проблеме в научном сообществе принято связывать исследованиями У.Оучи [38] (этой позиции придерживаются В.А. Спивак [47], О.С. Виханский, [10] Л.Д. Гительман [12]), или с периодом кризиса промышленных альянсов, характерным для шестидесятых, семидесятых годов прошлого века (по мнению С.А. Баркова [2]).
Начальный этап изучения корпоративной культуры связан с
исследованиями, направленными на объяснение сущности изучаемого
3
явления, выделение его основных, определяющих характеристик, обоснование и закрепление корпоративной культуры в качестве специфического объекта научного анализа. Основы современной теории корпоративной культуры были заложены в трудах Э.Петтигрю [41], А.Брауна [6], Э.Дила [15], Д.Деннисона [13], Дж.Коттера [22]. Признание и высокую оценку в научном сообществе получили исследования Э.Шэйна [60]. Особо следует отметить его работу «Организационная культура и лидерство». По нашему мнению, в ней представлен наиболее полный комплексный анализ сущности корпоративной культуры, как сложного многоуровневого явления, выделены характеристики корпоративной культуры на различных уровнях анализа, сделана попытка описания процесса формирования корпоративной культуры. Поэтому данная работа в значительной степени стала методологической базой для разработки нашей темы.
Таким образом, возникает противоречие между потребностью высшего учебного заведения в оптимизации психолого-педагогической деятельности по формированию корпоративной культуры у иностранных студентов в российском вузе и недостаточной разработкой психолого-педагогических условий этой деятельности.
Данные противоречия позволяют определить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования корпоративной культуры у иностранных студентов в российском вузе?
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке психолого-педагогических условий
формирования корпоративной культуры у иностранных студентов в российском вузе.
Объект исследования процесс формирования корпоративной культуры у иностранных студентов в российском вузе.
Предмет исследования психолого-педагогические условия формирования корпоративной культуры у иностранных студентов в российском вузе.
Гипотеза исследования: процесс формирования корпоративной
культуры студентов иностранцев в Российском вузе в процессе их профессиональной подготовки будет эффективным, если:
- опираться на сущностную характеристику понятия корпоративной культуры;
- выявить специфику формирования корпоративной культуры у иностранных студентов;
-реализовать соответствующие психолого-педагогические условия формирования корпоративной культуры у иностранных студентов в российском вузе: применение различных форм и методов работы,
включенных в программу «Союз иностранцев», учет в работе характера и менталитета у иностранных студентов.
В соответствии с цель, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Раскрыть сущностно -содержательную характеристику основных понятий исследования: «культура», «корпоративная культура».
2. Рассмотреть специфику формирования корпоративной культуры у иностранных студентов.
3. Выявить и в опытно-экспериментальной работе проверить
эффективность психолого-педагогических условий формирования
корпоративной культуры у иностранных студентов.
Теоретико-методологической основой исследования являются
фундаментальные исследования по вопросам формированию корпоративной культуры, раскрывающие общенаучные категории «культура», «корпоративная культура» (Беляев А. [5], ТН. Персикова [40], Э.Шэйна [60], Козлов М. Ю. [23] Морозова Е. А [35], Сухачёва А. В. [49]).
Методы исследования:
- теоретические (теоретический анализ и синтез психолого-педагогической литературы, обобщение опыта, классификация, моделирование);
- эмпирический (тестирование, педагогический эксперимент, анкетирование);
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Экспериментальную базу исследования составили иностранные
студенты подготовительного факультета Казанского федерального
университета. Всего в исследовании приняло 60 студентов.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2015 по 2017 г.
Первый этап - поисково-теоретический (2015 по 2016 г.г.), связанный с изучением и анализом литературы по проблеме исследования. Выявлялось состояние данной проблемы в теории и на практике, исследовались особенности вхождения иностранных студентов в новую среду.
На втором этапе - опытно экспериментальном (2016 г.) проводилась диагностика корпоративной культуры иностранных студентов,
разрабатывалась технология формирования корпоративной культуры, и проводился формирующий эксперимент. Проводился углубленный анализ данных и систематизация материала, полученного в ходе теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы
На третьем этапе - обобщающем (2016 -2017 г.г.) формировалась корпоративная культура иностранных студентов в вузе, уточнялись теоретические выводы, логически выстраивался текст диссертации.
Научная новизна исследования состоит в следующим: выявлены и раскрыты психолого-педагогические условия, позволяющие стимулировать развитие корпоративной культуры у иностранных студентов в российском вузе: (применение различных форм и методов работы, включенных в авторскую программу «Союз иностранцев», учет в работе характера и менталитета у иностранных студентов).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий формирования корпоративной культуры за счет определения сущности формирования корпоративной культуры у иностранных студентов в российском вузе.
Практическая значимость состоит в разработке программы формирования корпоративной культуры студентов КФУ
разработке методического обеспечения процесса формирования корпоративной культуры, включающего совокупность положений, этических кодексов, инструкций, раскрывающих основной свод правил и норм поведения, стандартов взаимоотношений внутри вуза среди иностранных студентов. Выявленные в ходе исследования психолого-педагогические условия корпоративной культуры у иностранных студентов и разработанная программа сопровождения могут быть использованы в широкой практике высшего профессионального заведения.
Обоснованность и достоверность результатом исследования
полученных результатов в ходе диссертационного исследования обеспечивается теоретико-методологической аргументированностью, логикой построения исследования, опорой на систему теоретических и практических методов исследования, адекватных объекту, предмету, цели, задачам исследования, данным математической статистики.
Апробация и внедрение результатов осуществлялась в период с 2015 г.г на заседаниях кафедры педагогики Казанского (Приволжского) Федерального университета, в ходе опытно - экспериментальной работы в КФУ по формированию корпоративной культуры иностранных студентов, посредством публикации научной статьи.
Результаты исследования нашли отражения в публикации автора, в том числе: в сборнике научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов Казанского федерального университета Института психологии и
образования «Актуальные проблемы педагогики и психологии» (2017 г. выпуск 20).
Материалы диссертационного исследования прошли апробацию на Итоговой конференции студентов и аспирантов КФУ (Казань, 2017 г.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Еще несколько лет назад словосочетание «корпоративная культура» было малоизвестно, хотя на самом деле она, естественно, существовала всегда. На современном этапе развития общества и образования формирование корпоративной культуры у иностранных студентов вуза становится необходимым и своевременным в учреждениях высшего профессионального образования, так как она позволяет повысить у студентов уровень сформированности таких личностных качеств, как: способность к межличностному, внутригрупповому и командному взаимодействию; способность действовать в различных сферах жизнедеятельности в соответствии с нормами корпоративной этики; владение коммуникативной техникой корпоративного общения,повышает уровень толерантности, культура поведения и речи и др., что является необходимым условием адаптации к профессиональному коллективу и успешной профессиональной деятельности; Благодаря корпоративной культуры иностранные студенты узнают многие ценности, историю и особенности вуза.
Корпоративная культура высшей школы достаточно особое образование, если сравнивать с корпоративной культурой какой нибудь организации. Корпоративная культура является атрибутом любого вуза или организации, это совокупность норм, традиций, символов и.т.д.
Корпоративная культура вуза отличается тем, что студенты активно вовлечены в происходящие процессы.
Формирование корпоративной культуры студенческого сообщества обеспечивается посредством единства всех форм деятельности студентов (учебной и внеучебной; аудиторной и внеаудиторной), направленного на формирование личностных качеств студентов,
Изменение уровня корпоративной культуры студенческого сообщества позволяет сделать вывод об эффективности предложенных психолого-педагогических условий. Таким образом, формирование корпоративной культура вуза дает возможность всем иностранным студентам быстро и успешно адаптироваться к системе норм, ценностей вуза, а также вносить свой вклад в историю вуза.



1. Андреев В.И. Особенности корпоративной культуры /В.И Андреев. - Л.: АСТ, 2011. -299 с.
2. Барвкова С.А. Социология организации / С.А. Барквова. - Л.:Эксмо, 2012. - 220 с.
3. Белл Д. Культурология организации / Д. Белл.- Л.: АСТ, 2011. - 160 с.
4. Беликов. Б.А. Корпоративная культура вуза как ресурс организационного развития / Б.А. Беликов. - Л.: Питер, 2009.- 380 с.
5. Беляев А.А. Формирование корпоративной культуры: инновации и стереотипы / А.А. Беляев.- Л.: Питер, 2015.- 235 с.
6. Браун А. Организационное поведение. Учебник для высших учебных заведений / А. Браун. - М.: Наука, 2011. - 224 с.
7. Василенко С.В.Корпоративная культура как инструмент управления / С.В. Василенко. - М.: Дашков, 2013. - 133с.
8. Вернадский В.И. Философские кники / В.И. Вернадский. - М.: Наука, 1988. - С. - 75 - 87 .
9. Ветчанов О.В Корпоративная культура организации. / О.В. Ветчанов - Л.:Эксмо, 2012. - 97 с.
10. Виханский О.С. Корпоративная культура как фактор эффективной деятельности организации / О.С. Виханский - Л.:Эксмо,
2015. - 248 с.
11. Гегель Наука лигике / Гегель.- Л.: СПб, 1919. - С.57-100 .
12. Гительман Л.Д. Организационное поведение молодежи / Л.Д. Гительман. - М.: Наука, 2012.- С. 27-29.
13. Деннисон Д. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной культуры учащихся в системе профессионального образования / Д. Деннисон. - М.: Наука, 2006. - 212 с.
14. Джонсона Дж. Коллективное поведение / Дж. Джонсона. - М.: МГУ, 1999. - с. 90-115.
15. Дил Э. Современные проблемы личности психология
длительного пребывания за рубежом: студенты / Э. Дил.- Л.: Санкт- Петербург, 2011. - 415 с.
16. Ефимов В.С. корпоративная культура как инструмент развития вуза / В.С Ефимов.- М.: Наука, 2014. - 116 с.
17. Журавская И.В. Корпоративная культура организации в России: Учебное пособие / И.В. Журавская. - Л.: Ростов на Дону: Феникс, 2006 -544 с.
18. Ипполитова И.В. Социальная психология: ключевые идеи. Учебное пособие / И.В. Ипполитова. - Спб.: Питер,2006. - 312 с.
19. Кемерон К. Социолгия управления / К. Кемерон . Л.: Алматы, 2009.- 168 с.
20. Клакхон К. История мировой культуры / К. Клакхон. - Л.: Ленинград, 2014. - с. С. 32-42.
21. Козырева Е.И. Психология мотивации студентов / Е.И. Козырева. - Л.: Логос, 2011. -184 с.
22. Коттер Дж. Социально-психологические факторы кульуры / Дж. Коттер. - М.: Педагогика, 2013. - 84 с.
23. Козлов М.Ю. Корпоративная культура: Учебное пособие / М.Ю. Козлов. - М.: Альфа-пресс: Трикста, 2006. - 304с.
24. Кребер А. Психопатии, их статистика и динамика / А. Кребер. - М.: Знание, 2007. - 354 с.
25. Круглый А.В. Особенности корпоративной культуры / А.В. Круглый 2014. - С. 131-135.
26. Куинна Р. Психология и проблемы культуры / Р. Куинна. - Изд.: Нью-Йорк, 2014.- 354 с.
27. Ломоносов М.В. Избранные философские произведение / М.В. Ломоносов.- М.: Госполитиздат, 1950.- 517 с.
28. Лосева А.Ф. Механизмы корпоративной культуры / А.Ф. Лосева.- Л.:Логос, 1997. - 168 с.
29. Лысенко А.В. Личность в психологии / А.В. Лысенко. -М.: Питер, 2006- 95 с.
30. Малыхин А.О. Психологическое изучение студентов как средство улучшения подготовки специалистов / А.О.Малыхин. - Л.: Эксмо, 2014. - 224 с.
31. Мангутова Н.К. Корпоративная культура: понятия и подходы / Н.К. Мангутова. - Л.: Алматы, 2006. -293 с.
32. Мацумото Д. Эффективность деятельности как индикатор вторичной адаптации / Д. Мацумото.- Л.: Логос, 2001. -435 с.
33. Моррона Д. Психология социального познания / Д. Моррона .- Л.:Феникс, 2014.- с.54-57.
34. Моран Р. Социология молодежи / Р. Моран.- Л.:Эксмо, 2002.
- 74 с.
35. Морозова Е.А. Корпоративная культура: теория и практика / Е.А. Морозова. - Л.: СПб, 2004. - 221 с.
36. Найн А.Я. Корпоративная культура / А.Я. Найн. - М. Наука,
2005. - 211 с.
37. Ницше Ф. культура как феномен / - Ф. Ницше. - Л.: Москва, 1976- 68 с.- 201 с.
38. Оучи У. Психология высшей школы /У. Оучи.- Л.: Эксмо,
2013. - С. 368.
39. Павлов С.Н. Организационная культура молодежи / С.Н. Павлов - М: Знание, 2002 - С.147.
40. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура / Т.Н. Персикова.- Л.: ЛГУ,2012. - 70 с.
41. Петтигрю Э. Некоторые аспекты корпоративной культуры / Э.Петтигрю.- Л.:Москва, 2008. - 232 с.
42. Полонский В.М. Теория функциональных систем в физиологии и психологии / В.М.Полонский. - М.: Наука,1978. -314 с.
43. Пригожин А.И. Развитие организации / А.И. Пригожин. - Л.: Аруна, 2014.- 340 с.
44. Попов Б. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Б.Попов. - М.: МГУ, 1998 - 1999. -301 с.
45. Семенов Ю.Г. Различия в ценностных ориентациях / Ю.Г. Семенов. - Л.: Нью-Йорк, 2014. -148 с.
46. Сколз Б. Драма социологии / Б. Сколз. - Л.:Просвещение, 2001.- 142 с.
47. Сливак В. А. Социология культуры: этюды апологии / В. А. Сливак.- Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2014. - 160 с.
48. Соломанидин Т.А. Формирование корпоративной культуры / Т.А. Соломанидин. 7 -е межд. изд. - Санкт - Петербург: Питер 2000. - 388 с.
49. Сухачев А.В. Социально-психологические факторы адаптированности личности / А.В. Сухачев.- Л.: Москва,2005. - 159 с.
50. Рутковская М.А. Социальный потенциал российского студенчества / М.А. Рутковская. - Л.:Феникс, 2006.-216 с.
51. Тайлор Э. Корпоративная культура студентов к условиям обучения в вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками / Э. Тайлор. - М.:Наука, 2011. - 231 с.
52. Флоренский П.А. Здоровая личность: подход с точки зрения гуманистической психологии / П.А. Флоренский. - Л.:Нью-Йорк, 2014.248 с.
53. Фрейд З. Основные психологические теории / З. Фрейд. - Л.: ЛГУ,2006. -340 с.
54. Филонович С.Р. Социальная психология / С.Р. Филонович.- М.: Мысль, 2012. - 74 с.
55. Хатч Дж. О психических состояниях человека / Дж. Хатч. - М.: Просвещение, 1964 - 167 с.
56. Харрис А. Избранные психологические произведения / А. Харрис.- М.: Педагогика,2013 - 315 с.
57. Хофстеде Г. Социология студентов / Г. Хофстеде. -Л.: ЛГУ, 1989. - С.63.
58. Чежевский А.Л Основы организации учебной деятельности и
самостоятельной работы студентов / А.Л. Чежевский.- Л.: Просвещение, 2011.- 95 с.
59. Чистюхина Ю.С. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / Ю.С. Чистюхина. Психологический журнал. - 2001. - Т. 21, № 1. - С. 16- 24.
60. Шейн Э. Организационная культура и лидерство./ Э. Шейн.- Л.:Эксмо, 1987.- С. 410-414
61. Шустерман Д.М. Организация самостоятельной работы./ Д.М Шустерман.- Л.: АСТ, 2001- С. 39.
62. Яковлева Н.М. Культура и общество./ Н.М. Яковлева. - Л.:Эксмо, 2009- С. 174.
63. Ямилославова И.А. Динамика социальной культуры / И.А. Ямилославова. - Л.: ЛТ11ИД997 -44 с.
64. Яморено Д. Социометрия и групповая психотерапия / Д. Яморено.- Л.:Еапж, Straus&Giroux,2001.- 39 с.
65. ЯНалчаджан Г.А. Механизмы и стратегии социальнопсихологической культуры личности / Г.А. Яналчаджан. - Кострома,1986 -63 с.
66. Япрова Р.С. Психология.2 том: Учебник / Р.С. Япрова. - М.: Владос, 2006 - 685 с.
67. Япров Г.П.Социальное приспособление студента / Г.П. Япров. - Л.: Мектеп,2015. - 204 с.
68. Ярик Т. Современная социология / Т. Ярик.- Л.: JohnWileyandSons, 2005- 84 с.
69. Яровский А.В. Общая психология / А.В. Яровский. - Л.: Проспект, 2012. - 84 с.
70. Яровов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. Учебное пособие / К.К. Яровов. - М.: Высшая школа,1991. -175 с.
71. Яснецкий А.А. Психологические особенности кульуры студентов нового приема к условиям обучения в вузе // Комплексная
проблема профориентации, культуры и повышения квалификации. - Минск, 1976. - 128 с.
72. Ятимов В.В. Психология и социология / В.В. Ятимов.- Л.: Мектеп, 2010.- 64 с.
73. Ятийс Ф. Психология юношеского возраста / Ф. Ятийс. - 9 -е межд. изд. Санкт - Петербург: Питер, 2000. -420 с.
74. Яфин У.А. К проблеме формирование личности / Вестник СПбГУ, сер.6, вып.3. - 2015. - №20. - С.74-79.
75. Яхин А.Л. Психология изучения личности. Учебное пособие / А.Л. Яхин. - Л.: Спб: Питер, 2006. -200 с.
76. Яшин Л.А. Психология познания культуры педагогом личности учащихся / Л.А. Яшин. - Л.: СПб: Питер, 2000. -89 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ