Посредничество (медиация) как способ урегулирования юридических конфликтов с участием предпринимателей.
|
Введение 3
Глава I. Посредничество (медиация) в системе способов и средств разрешения юридических конфликтов с участием предпринимателей.
§ 1. История разрешения юридических конфликтов в России и зарубежных
странах. Понятие, сущность и способы разрешения юридического конфликта 7
§ 2. Понятие и сущность примирительной процедуры с участием
посредника 22
§ 3.Правовые проблемы и тенденции развития института медиации 28
Глава П.Правовое регулирование, принципы и субъекты посредничества (медиации) как способа разрешения юридических конфликтов.
§ 1. Правовое регулирование посредничества (медиации) в России 36
§ 2. Принципы посредничества (медиации) 41
§ 3. Посредник (медиатор) в процедуре посредничества 46
Глава Ш.Этапы медиации как способа разрешения спора с участием посредника.
§ 1. Заключение соглашения о применении процедуры медиации. Начало
процедуры медиации 52
§ 2. Проведение переговоров с участием посредника 58
§ 3. Заключение и исполнение медиативного соглашения как этап процедуры медиации 63
Заключение 70
Список использованных нормативно - правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 73
Глава I. Посредничество (медиация) в системе способов и средств разрешения юридических конфликтов с участием предпринимателей.
§ 1. История разрешения юридических конфликтов в России и зарубежных
странах. Понятие, сущность и способы разрешения юридического конфликта 7
§ 2. Понятие и сущность примирительной процедуры с участием
посредника 22
§ 3.Правовые проблемы и тенденции развития института медиации 28
Глава П.Правовое регулирование, принципы и субъекты посредничества (медиации) как способа разрешения юридических конфликтов.
§ 1. Правовое регулирование посредничества (медиации) в России 36
§ 2. Принципы посредничества (медиации) 41
§ 3. Посредник (медиатор) в процедуре посредничества 46
Глава Ш.Этапы медиации как способа разрешения спора с участием посредника.
§ 1. Заключение соглашения о применении процедуры медиации. Начало
процедуры медиации 52
§ 2. Проведение переговоров с участием посредника 58
§ 3. Заключение и исполнение медиативного соглашения как этап процедуры медиации 63
Заключение 70
Список использованных нормативно - правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 73
Актуальность темы исследования. Существующие в государстве правовые нормы создают особую сферу - юрисдикционную (правовую). Нормы права регулируют многообразные общественные отношения. Реализуя установленные законом права и обязанности в рамках тех или иных общественных отношений, субъекты экономической деятельности неизбежно вступают между собой в противоречия, которые в конечном итоге могут перерастать в конфликты.
В отличие от стран Запада, в России наиболее распространенным способом урегулирования конфликтов с участием предпринимателей остается судебная форма защиты, хотя Конституция Российской Федерации предоставляет возможность гражданам самостоятельно защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации). В то же время государственный суд зачастую не является оптимальным для сторон спора способом разрешения их конфликта и часто приводит к высоким судебным издержкам, волоките, наносит вред деловым отношениям сторон и придает порой нежелательную огласку обстоятельствам спора, что очень важно для субъектов предпринимательской деятельности. В государственном масштабе это также влечет серьезную перегрузку судебных органов, сказывающуюся на эффективности их работы.
Поэтому не только на государственном уровне, но и международные организации предлагают содействовать примирению сторон как вне судебной системы, так и до или в ходе судебного разбирательства. Значимость применения несудебных способов защиты нарушенных прав подчеркивал и в своем выступлении на VI Всероссийском съезде судей В.В. Путин, отмечая необходимость всемерного развития методов, широко зарекомендовавших себя в мире, таких как: альтернативные способы разрешения конфликтов с помощью третейского разбирательства, досудебного и судебного урегулирования споров посредством переговоров, обращения к посредникам, заключения мировых соглашений. Также в 2008 году на VII Всероссийском съезде судей Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А.А. Иванов отметил, что активное развитие досудебного урегулирования споров и примирительных процедур поможет заметно снизить нагрузку судей, а в ответ получить ощутимое повышение качества их работы.
В целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием медиатора, содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений в 2010 году был принят Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участником посредника (процедуре медиации)», а также Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участником посредника (процедуре медиации)».
На основании этих законов в российскую правовую культуру вводится новый институт внесудебного урегулирования правовых споров — процедура медиации, что вызывает необходимость понимания его сущностной характеристики, принципов деятельности, места в системе урегулирования и разрешения правовых споров и его этапов.
Объектом настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере организации и применения медиации как самостоятельного способа разрешения юридических конфликтов с участием предпринимателей.
Предметом изучения являются нормативно- правовые акты, судебная практика, которые определяют основания, порядок, принципы и этапы проведения процедуры медиации.
Целью выпускной квалификационной работы является выработка целостного представления о посредничестве (медиации) как эффективном способе урегулирования юридических конфликтов с участием предпринимателей, выявление тенденций развития процедуры медиации, анализ особенностей функционирования и поиск подхода к решению проблем института медиации в России.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: -проанализировать историю разрешения юридических конфликтов в России и зарубежных странах;
-раскрыть понятие и сущность примирительной процедуры с участием предпринимателей;
-рассмотреть проблемы и тенденции развития института медиации;
-исследовать законодательство, принципы и правовой статус посредника в процедуре медиации;
- провести анализ этапов данной процедуры.
Методология исследования. При написании дипломной работы применялись современные методы исследования, разработанные философской наукой и исследуемые в юриспруденции, а также частные научные методы: системный, формально-юридический, метод структурного и сравнительного анализа, сравнительный, исторический методы и др. Эмпирической базой исследования явились международные правовые акты, российское гражданское законодательство, статистические данные, судебная практика.
Степень научной разработанности темы. Анализ количества, характера и объема публикаций по проблеме, выбранной мной, показал, что абсолютное большинство публикаций по проблеме принадлежит зарубежным авторам.
Кимберли К. Ковач, БесемерХристоф, Анита фон Хертель, МахтельдПель в своих работах предлагают всесторонний обзор теоретических оснований медиации, а так же содержат практические рекомендации по разрешению споров и приведению конфликтующих сторон к согласию, а так же предложения для развития собственных профессиональных навыков медиатора.
Отечественный авторы, бесспорно, внесли свой вклад в развитие идей медиации как способа урегулирования конфликтов в экономической сфере.
Теоретические выводы сформулированы на основе творческого переосмысления достижений отечественных ученых-юристов в области гражданского права и процесса, таких как: О.В. Аллахвердова, Д.Б. Елисеев, О.А. Бахарева, О.В. Исаенкова, В.В. Ершов, Е.В. Сергеева, Д.Л. Давыденко, А.Я. Курбатов, В.М. Шерстюк, А.И. Зайцева, В.О. Аболонин, Ц.А. Шамликашвили, Н.Н. Зипунникова, Ю.Н. Зипунникова, С.И. Калашникова, О.В. Карякина, В.В. Лисицин, Р.В. Насыров, Е. И. Носырева, Т.В. Овчаренко, И.В. Решетникова, и др.
Практическая значимость работы состоит в том, что сделанные автором выводы могут успешно применяться в организациях, чья деятельность напрямую связана с предоставлением услуг по проведению процедуры медиации - это Лига медиаторов, Центр медиации и права, Национальная организация медиаторов России. Кроме того, результаты исследования могут быть применены специалистами в различных областях научного знания - юристами, психологами, социологами, и другими, чья профессиональная деятельность связана с разрешением конфликтов в социально-трудовой сфере. Проведенное исследование может быть обращено к средствам массовой информации, которые обеспечивали бы популяризацию медиации в Российской Федерации.
Структура дипломной работы соответствует теме исследования и включает последовательность решения поставленных задач. Работа состоит из введения, трёх глав, объединяющих в себя девять параграфов, заключения и списка использованных нормативно - правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
В отличие от стран Запада, в России наиболее распространенным способом урегулирования конфликтов с участием предпринимателей остается судебная форма защиты, хотя Конституция Российской Федерации предоставляет возможность гражданам самостоятельно защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации). В то же время государственный суд зачастую не является оптимальным для сторон спора способом разрешения их конфликта и часто приводит к высоким судебным издержкам, волоките, наносит вред деловым отношениям сторон и придает порой нежелательную огласку обстоятельствам спора, что очень важно для субъектов предпринимательской деятельности. В государственном масштабе это также влечет серьезную перегрузку судебных органов, сказывающуюся на эффективности их работы.
Поэтому не только на государственном уровне, но и международные организации предлагают содействовать примирению сторон как вне судебной системы, так и до или в ходе судебного разбирательства. Значимость применения несудебных способов защиты нарушенных прав подчеркивал и в своем выступлении на VI Всероссийском съезде судей В.В. Путин, отмечая необходимость всемерного развития методов, широко зарекомендовавших себя в мире, таких как: альтернативные способы разрешения конфликтов с помощью третейского разбирательства, досудебного и судебного урегулирования споров посредством переговоров, обращения к посредникам, заключения мировых соглашений. Также в 2008 году на VII Всероссийском съезде судей Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А.А. Иванов отметил, что активное развитие досудебного урегулирования споров и примирительных процедур поможет заметно снизить нагрузку судей, а в ответ получить ощутимое повышение качества их работы.
В целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием медиатора, содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений в 2010 году был принят Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участником посредника (процедуре медиации)», а также Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участником посредника (процедуре медиации)».
На основании этих законов в российскую правовую культуру вводится новый институт внесудебного урегулирования правовых споров — процедура медиации, что вызывает необходимость понимания его сущностной характеристики, принципов деятельности, места в системе урегулирования и разрешения правовых споров и его этапов.
Объектом настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере организации и применения медиации как самостоятельного способа разрешения юридических конфликтов с участием предпринимателей.
Предметом изучения являются нормативно- правовые акты, судебная практика, которые определяют основания, порядок, принципы и этапы проведения процедуры медиации.
Целью выпускной квалификационной работы является выработка целостного представления о посредничестве (медиации) как эффективном способе урегулирования юридических конфликтов с участием предпринимателей, выявление тенденций развития процедуры медиации, анализ особенностей функционирования и поиск подхода к решению проблем института медиации в России.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: -проанализировать историю разрешения юридических конфликтов в России и зарубежных странах;
-раскрыть понятие и сущность примирительной процедуры с участием предпринимателей;
-рассмотреть проблемы и тенденции развития института медиации;
-исследовать законодательство, принципы и правовой статус посредника в процедуре медиации;
- провести анализ этапов данной процедуры.
Методология исследования. При написании дипломной работы применялись современные методы исследования, разработанные философской наукой и исследуемые в юриспруденции, а также частные научные методы: системный, формально-юридический, метод структурного и сравнительного анализа, сравнительный, исторический методы и др. Эмпирической базой исследования явились международные правовые акты, российское гражданское законодательство, статистические данные, судебная практика.
Степень научной разработанности темы. Анализ количества, характера и объема публикаций по проблеме, выбранной мной, показал, что абсолютное большинство публикаций по проблеме принадлежит зарубежным авторам.
Кимберли К. Ковач, БесемерХристоф, Анита фон Хертель, МахтельдПель в своих работах предлагают всесторонний обзор теоретических оснований медиации, а так же содержат практические рекомендации по разрешению споров и приведению конфликтующих сторон к согласию, а так же предложения для развития собственных профессиональных навыков медиатора.
Отечественный авторы, бесспорно, внесли свой вклад в развитие идей медиации как способа урегулирования конфликтов в экономической сфере.
Теоретические выводы сформулированы на основе творческого переосмысления достижений отечественных ученых-юристов в области гражданского права и процесса, таких как: О.В. Аллахвердова, Д.Б. Елисеев, О.А. Бахарева, О.В. Исаенкова, В.В. Ершов, Е.В. Сергеева, Д.Л. Давыденко, А.Я. Курбатов, В.М. Шерстюк, А.И. Зайцева, В.О. Аболонин, Ц.А. Шамликашвили, Н.Н. Зипунникова, Ю.Н. Зипунникова, С.И. Калашникова, О.В. Карякина, В.В. Лисицин, Р.В. Насыров, Е. И. Носырева, Т.В. Овчаренко, И.В. Решетникова, и др.
Практическая значимость работы состоит в том, что сделанные автором выводы могут успешно применяться в организациях, чья деятельность напрямую связана с предоставлением услуг по проведению процедуры медиации - это Лига медиаторов, Центр медиации и права, Национальная организация медиаторов России. Кроме того, результаты исследования могут быть применены специалистами в различных областях научного знания - юристами, психологами, социологами, и другими, чья профессиональная деятельность связана с разрешением конфликтов в социально-трудовой сфере. Проведенное исследование может быть обращено к средствам массовой информации, которые обеспечивали бы популяризацию медиации в Российской Федерации.
Структура дипломной работы соответствует теме исследования и включает последовательность решения поставленных задач. Работа состоит из введения, трёх глав, объединяющих в себя девять параграфов, заключения и списка использованных нормативно - правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
Как было отмечено в настоящей работе, медиация- сравнительно молодой институт в Российской Федерации. И я, выбирая тему для диплома, руководствовалась тем, что, несмотря на наличие нормативно- правовой базы, эта процедура до конца ещё не изучена в российской правовой доктрине и порождает большее количество вопросов, нежели получает ответов.
И в заключениимне хотелось бы выделить некоторые вопросы, которые требуют особого внимания и дальнейшего развития в нашей правовой доктрине.
Разрешение юридических конфликтов с помощью посредника берет свое начало с древнейших времён. Что интересно, начала эта процедура активно применяться именно в тех регионах, где была развита торговля. Своё второе дыхание медиации получила лишь в конце 20 века в США. А в России она нормативное закрепление получила лишь в 2010 году. Поэтому в США около 95% споров разрешаются путём заключения соглашений, а в Российской Федерации всего лишь 2,5-3,5%.Разница огромная.
Медиация-это альтернативный способ урегулирования споров. Альтернативой он является именно судебному разбирательству. К медиации обращаются люди, которые хотят решить проблему мирным путем, хотят договориться между собой и остаться в хороших отношениях. Ведь, как отмечается в юридической литературе, главными достоинствами медиации являются оперативность, конфиденциальность и относительная дешевизна. Всё это привлекает субъектов экономической деятельности, ведь им нужно решить возникший спор по существу, не теряя при этом контрагента, партнеров по бизнесу, а не искать виноватых в судебных заседаниях. Во все эти требования и отвечает процедура медиации в Российской Федерации.
Правовые проблемы института медиации исходят главным образом от его новизны. И со временем судебная практика сама уточнит некоторые вопросы по этому поводу и внесёт некую ясность и определённость. А для некоторых глобальных проблем потребуется помощь законодателя. Для совершенствования законодательства в области медиации в настоящее время обсуждаются перспективы дальнейшего развития данного института. Известно, что право
на обращение к медиатору может быть реализовано как до, так и после возбуждения арбитражного судопроизводства. Следовательно, можно выделить два направления развития медиации — внесудебное и судебное. Закон о
медиации рассчитан на применение внесудебной медиации, хотя и содержит положения о возможности обращения к медиатору и после возбуждении дела. Высший Арбитражный суд Российской Федерации внес предложения по развитию судебной медиации. Данные предложения содержаться в проекте ФЗ № 121844-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур".Согласно проекту, предлагается ввести обязательный порядок досудебного
урегулирования споров. Несомненно, такие изменения коснутся и Арбитражного процессуального кодекса РФ. Представляется, что законодательное закрепление норм о медиации в процессуальных кодексах несет в себе больше возможностей влиять на распространение медиации по сравнению со специальными нормами, установленными в Законе о медиации. Постулатом является добровольность заключение соглашения о применении процедуры медиации.
Российскую правовую систему относительно к процедуре медиации можно условно поделить на две части: до 2010 года и после. Ведь именно в 2010 году был принят основной нормативно- правовой акт, регулирующий процедуру посредничества. В этом законе о медиации нашли отражение основные понятия, предмет, принципы, формы медиации, а также правовой статус посредника(медиатора).В данном федеральном законе всего лишь 20 статей, и в связи с этим в научных кругах шла острая дискуссия по поводу более конкретной регламентации этой процедуры. Но у меня другое мнение. Я соглашусь с теми авторами, которые, наоборот, против детальной регламентации. Ведь, таким образом, стороны имеют обширные права при разрешении конфликта и обладают большими возможностями при выборе посредника.
В настоящее время выделяют различные этапы в процедуре медиации и единого мнения по этому поводу не сложилось. Так Христов Бессемер выделяет 3 фазы: предварительную фазу, медиационную беседу и фазу осуществления. Иванова Е.Н разделяет медиацию на 6 стадий, Носырева Е.И. всего 4. Такое разделение мнений учёных объясняется тем, как они воспринимают сущность применения медиации. И я, сама, разделяю мнение авторов, которые отграничивают этапы процедуры медиации в связи с тем, какие именно споры они могут урегулировать: общие или специально-правовые. Такое разделение спровоцирует закономерные отличия при проведении данной процедуры.
И, в завершение, я хотела бы упомянуть ещё одну проблему в данной сфере, - исполнение медиативного соглашения. Как известно,если стороны достигли соглашения до передачи спора в суд,то это соглашение будет являться граждански- правовой сделкой, а если после обращения в суд, то мировым соглашением. Здесь главным различием является способы защиты этих соглашений. Ведь принцип добровольности в исполнении медиативного соглашения не всегда является решающим.И по этому поводу в российской доктрине идёт дискуссия. Учёные предлагают разные решения сложившейся ситуации. А я поддерживаю именно тех авторов, которые предлагают законодательно закрепить исполнительную силу медиативного соглашения.
И в заключениимне хотелось бы выделить некоторые вопросы, которые требуют особого внимания и дальнейшего развития в нашей правовой доктрине.
Разрешение юридических конфликтов с помощью посредника берет свое начало с древнейших времён. Что интересно, начала эта процедура активно применяться именно в тех регионах, где была развита торговля. Своё второе дыхание медиации получила лишь в конце 20 века в США. А в России она нормативное закрепление получила лишь в 2010 году. Поэтому в США около 95% споров разрешаются путём заключения соглашений, а в Российской Федерации всего лишь 2,5-3,5%.Разница огромная.
Медиация-это альтернативный способ урегулирования споров. Альтернативой он является именно судебному разбирательству. К медиации обращаются люди, которые хотят решить проблему мирным путем, хотят договориться между собой и остаться в хороших отношениях. Ведь, как отмечается в юридической литературе, главными достоинствами медиации являются оперативность, конфиденциальность и относительная дешевизна. Всё это привлекает субъектов экономической деятельности, ведь им нужно решить возникший спор по существу, не теряя при этом контрагента, партнеров по бизнесу, а не искать виноватых в судебных заседаниях. Во все эти требования и отвечает процедура медиации в Российской Федерации.
Правовые проблемы института медиации исходят главным образом от его новизны. И со временем судебная практика сама уточнит некоторые вопросы по этому поводу и внесёт некую ясность и определённость. А для некоторых глобальных проблем потребуется помощь законодателя. Для совершенствования законодательства в области медиации в настоящее время обсуждаются перспективы дальнейшего развития данного института. Известно, что право
на обращение к медиатору может быть реализовано как до, так и после возбуждения арбитражного судопроизводства. Следовательно, можно выделить два направления развития медиации — внесудебное и судебное. Закон о
медиации рассчитан на применение внесудебной медиации, хотя и содержит положения о возможности обращения к медиатору и после возбуждении дела. Высший Арбитражный суд Российской Федерации внес предложения по развитию судебной медиации. Данные предложения содержаться в проекте ФЗ № 121844-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур".Согласно проекту, предлагается ввести обязательный порядок досудебного
урегулирования споров. Несомненно, такие изменения коснутся и Арбитражного процессуального кодекса РФ. Представляется, что законодательное закрепление норм о медиации в процессуальных кодексах несет в себе больше возможностей влиять на распространение медиации по сравнению со специальными нормами, установленными в Законе о медиации. Постулатом является добровольность заключение соглашения о применении процедуры медиации.
Российскую правовую систему относительно к процедуре медиации можно условно поделить на две части: до 2010 года и после. Ведь именно в 2010 году был принят основной нормативно- правовой акт, регулирующий процедуру посредничества. В этом законе о медиации нашли отражение основные понятия, предмет, принципы, формы медиации, а также правовой статус посредника(медиатора).В данном федеральном законе всего лишь 20 статей, и в связи с этим в научных кругах шла острая дискуссия по поводу более конкретной регламентации этой процедуры. Но у меня другое мнение. Я соглашусь с теми авторами, которые, наоборот, против детальной регламентации. Ведь, таким образом, стороны имеют обширные права при разрешении конфликта и обладают большими возможностями при выборе посредника.
В настоящее время выделяют различные этапы в процедуре медиации и единого мнения по этому поводу не сложилось. Так Христов Бессемер выделяет 3 фазы: предварительную фазу, медиационную беседу и фазу осуществления. Иванова Е.Н разделяет медиацию на 6 стадий, Носырева Е.И. всего 4. Такое разделение мнений учёных объясняется тем, как они воспринимают сущность применения медиации. И я, сама, разделяю мнение авторов, которые отграничивают этапы процедуры медиации в связи с тем, какие именно споры они могут урегулировать: общие или специально-правовые. Такое разделение спровоцирует закономерные отличия при проведении данной процедуры.
И, в завершение, я хотела бы упомянуть ещё одну проблему в данной сфере, - исполнение медиативного соглашения. Как известно,если стороны достигли соглашения до передачи спора в суд,то это соглашение будет являться граждански- правовой сделкой, а если после обращения в суд, то мировым соглашением. Здесь главным различием является способы защиты этих соглашений. Ведь принцип добровольности в исполнении медиативного соглашения не всегда является решающим.И по этому поводу в российской доктрине идёт дискуссия. Учёные предлагают разные решения сложившейся ситуации. А я поддерживаю именно тех авторов, которые предлагают законодательно закрепить исполнительную силу медиативного соглашения.



