Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОСРЕДНИЧЕСТВО (МЕДИАЦИЯ) КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

Работа №84825

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы104
Год сдачи2016
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
135
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (МЕДИАЦИЯ) КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЦЕДУРЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ 8
1.1. История становления досудебных процедур разрешения юридических
конфликтов в гражданском праве 8
1.2. Понятие, принципы, модели и виды медиации 16
1.3. Нормативно-правовое регулирование медиации в Российской
Федерации 28
ГЛАВА II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕДИАЦИИ КАК АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ 39
2.1. Условия, основания и порядок обращения к медиатору 39
2.2. Правовой статус медиатора в рамках проведения процедуры медиации..48
2.3. Юридическое оформление медиативного соглашения 48
ГЛАВА III. МЕДИАЦИЯ И МЕДИАТИВНЫЙ ПОДХОД В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Применение норм о медиации в нотариальной
практике
3.2. Судебная
медиация
3.3. Семейная и школьная медиация 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 94


Актуальность исследования. Посредническая деятельность издревле применялась при разрешении международных, межэтнических и просто многосторонних споров. Подобные методы разрешения споров все чаще использовались в тех случаях, когда переговоры заходили в тупик, и для достижения успеха нужно было убедить спорящие стороны понять и принять точки зрения друг друга.
Сегодня все более популярным и узнаваемым становится термин «медиация». В современном общеупотребительном понимании медиация - это разновидность примирительной процедуры. Само слово произошло от латинского mediare - посредничать, занимать середину между двумя точками зрения либо сторонами, предлагать средний путь, держаться нейтрально, беспристрастно. Отсюда особенность медиации - она осуществляется с помощью нейтрального, беспристрастного третьего лица - медиатора или посредника. Это лицо, которое избирается участниками конфликта, они доверяют посреднику урегулирование своего спора. Сущность деятельности медиатора и самой процедуры медиации состоит в том, что посредник оказывает сторонам содействие в достижении соглашения по спору, в примирении на основе определенной техники ведения переговоров, навыков и знаний.
Богатый исторический опыт применения медиации убедил людей, что при разрешении серьезных разногласий взаимовыгодного и жизнеспособного решения проще добиться переговорами, нежели используя государственный механизм.
Развитие примирительных процедур является одним из приоритетных направлений совершенствования существующих в Российской Федерации механизмов урегулирования споров и защиты нарушенных прав граждан. В концепции Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.09.2012 г. №1735-р , в качестве одного из основных направлений, которые призваны обеспечить снижение нагрузки на судей и повышение качества осуществления правосудия указано введение альтернативных процедур урегулирования споров, а именно процедуры медиации.
Институт медиации существует в России более 10 лет, а после вступления в силу 1 января 2011 года Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации»; далее - Закон о медиации) он вышел на новый уровень . По оценкам Верховного Суда Российской Федерации, по состоянию на начало 2015 года более чем в 60 субъектах РФ были созданы организации, осуществляющие медиативную деятельность. Чаще всего, по выводам Суда, посредством медиации удается решить споры, возникающие из брачно-семейных, земельных, наследственных, жилищных и трудовых отношений.
При этом отмечается, что несмотря на рост числа примирительных процедур за последние несколько лет, их востребованность все еще остается достаточно низкой в силу ряда объективных причин, к которым можно отнести отсутствие широкой информации об институте медиации, недостаточное законодательное регулирование процедуры медиации, высокая стоимость услуг медиаторов, отсутствие традиций по ведению переговоров и др .
Тем не менее, медиация в России - это реально существующий институт, действующий и действенный способ разрешения споров в современном российском обществе.
За прошедшие несколько лет уже сложился определенный опыт по использованию данной процедуры, что позволяет говорить о выявлении некоторых проблем и пробелов в правовом регулировании отношений, связанных с медиацией. До сих пор на практике не были выработаны четкие понимания требований к медиаторам, к принципам осуществления ими примирительной деятельности, к оформлению медиативных оговорок и т.д. С другой стороны, и в теории права так и не сложилась единая точка зрения о природе медиативных соглашений, о степени участи и роли медиатора в данной системе и т.д.
Эти факты ярко свидетельствуют о необходимости изучения отношений в сфере медиации. Актуальность выбранной темы заключается в новизне альтернативной процедуры урегулирования споров с участием посредника в Российской Федерации.
Степень изученности темы. Нормативно-правовой базой работы стали основные положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ (часть первая и вторая), Гражданский процессуальный кодекс, Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 № 1430-р «Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации» , Приказ Минобрнауки РФ от 14.02.2011 № 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов» , а также другие нормативные правовые акты, касающиеся посреднической деятельности.
В науке гражданского процессуального и арбитражного процессуального права проблемы медиации рассматривались преимущественно в рамках работ, посвященных вопросам альтернативного разрешения споров и примирения. Имеется ряд исследований по вопросам применения примирительных процедур. Вместе с тем, комплексных исследований, посвященных анализу медиации как самостоятельному способу урегулирования правовых споров и подходов, к интеграции ее в деятельность органов гражданской юрисдикции, в российской юридической науке еще мало. О разработанности данной темы могут служить труды таких ученых, как С.В.Николюкин, Ц.А.Шамликашвили, Е.И.Носырева, В.О.Аболонин, Р.Р.Максудов, И.В.Рехтина, И.В.Решетникова, В.Ф.Яковлева и др.
Кроме того, в процессе работы использовались действующее законодательство, историко-правовые документы, материалы судебной практики.
Целью исследования является изучение закономерностей организации и применения посредничества (медиации) как самостоятельного способа урегулирования юридических конфликтов. Достижение данной цели связано с решением следующих задач:
- раскрыть историю становления досудебных способов разрешения юридических конфликтов в гражданском праве;
- проанализировать понятие, принципы медиации, выделить модели и виды медиации;
- изучить нормативное регулирование медиации в Российской Федерации;
- рассмотреть условия, основания и порядок обращения к медиатору;
- раскрыть правовой статус медиатора в рамках процедуры медиации;
- раскрыть понятие, сущность и правовую природу медиативного соглашения;
- показать элементы юридического оформления медиативного соглашения;
- раскрыть вопросы применения медиативного подхода в различных сферах деятельности.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере регулирования правоотношений, связанных с медиацией в Российской Федерации.
Предметом исследования явились нормы гражданского, процессуального и иных отраслей законодательства Российской Федерации, связанные с правовым регулированием медиации в Российской Федерации, а также судебная практика и специальная литература, относящиеся к теме исследования.
Методами исследования являются общенаучные и частнонаучные методы исследования, такие как диалектический метод, правовой и теоретический анализ, обобщение, сравнительный анализ.
Практическая значимость работы заключается в том, что выводы и предложения автора могут быть использованы в правоприменительной деятельности, в практической деятельности медиаторов при проведении примирительных процедур.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе автор постарался раскрыть особенности альтернативной процедуры урегулирования споров с участием посредника (процедуры медиации) в Российской Федерации. Для этого особое внимание было уделено изучению вопроса, касающегося правового регулирования медиации в Российской Федерации. Помимо этого детально были изучены теоретические основы медиации, а именно был рассмотрены понятие, виды и модели медиации, также была рассмотрена и история развития медиации в России и в мире. Кроме этого на основе изученного законодательства о медиации был определен порядок проведения процедуры медиации, а именно, изучены условия и основания обращения к медиатору, а также особенности юридического оформления результатов процедуры медиации. Также нами были проанализированы и выявлены проблемы интеграции медиации в деятельность органов гражданской юрисдикции.
Институт медиации представляет собой новый для современной России механизм внесудебного урегулирования разногласий, конфликтов и споров, возникших в сфере коммерческих отношений, направленный на выработку взаимовыгодных или взаимоприемлемых условий их разрешения и добровольное заключение сторонами соглашения в соответствии с выработанными условиями.
Процедура медиации основана на собственных принципах, закреплённых в ст. 3 ФЗ о медиации , а именно: добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора. В качестве доктринальных к названным принципам медиации можно добавить взаимоуважение сторон, нейтральность медиатора, прозрачность процедуры, принцип самостоятельности сторон.
Принципиальное отличие медиации от судебного разбирательства заключается в том, что конфликт может быть разрешен не только на основе права, но и исходя из соображений справедливости, с которой стороны соглашаются. Процедура медиации состоит в том, что стороны при участии медиатора должны достигнуть взаимоприемлемого соглашения с учетом их истинных интересов. При этом медиатор - это третья сторона, участвующая в процессе медиации между конфликтующими сторонами. Посредник следит за тем, чтобы разговор был доверительным и направленным к цели. Медиатор во время процедуры медиации пытается точно понять, что важно для участников медиации.
Для того чтобы институт медиации был успешно интегрирован в российскую правовую культуру, оказался востребованным участниками гражданского оборота, необходимо формирование профессионального корпуса медиаторов. Именно от успешного опыта проведения процедуры медиации зависит будущее этого нового для нашей правовой системы способа урегулирования правовых споров.
Принятие ФЗ о медиации - значимый этап в развитии института альтернативного разрешения споров, а также в повышении доступности для граждан средств и способов их разрешения. Медиация является наиболее гибким и демократичным способом разрешения споров, основанным на добровольном участии сторон, создающим в то же время сторонам условия для контроля не только над процессом выработки решения, но, что самое главное, над качеством этого решения, гарантируя им полную конфиденциальность, обеспечивая сохранность репутации и возможность конструктивного партнерства в будущем.
Медиация позволяет найти решения, в которых нет побежденных и проигравших. Медиация стремится к консенсуальным решениям, максимально отражающим интересы и потребности всех сторон, участвующих в споре, что создает возможность выигрыша для всех.
Если вести речь о достоинствах данной примирительной процедуры, то среди них можно выделить следующие: медиация помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора, поскольку проводится в свободное и удобное для сторон время, в подходящем месте, что исключает длительность судебной тяжбы. Также при проведении медиации обстановка, организация, регламент и содержание процедуры могут быть определены индивидуально (медиатор не придерживается жестких судебных процессуальных правил и процедур). Кроме этого, медиатор ориентирован не столько на конфликт (выяснение, кто прав, а кто виноват) или на выигрыш, сколько на конструктивный поиск решений и достижение компромисса; он больше психолог, чем судья или юрист. Также медиация позволяет участникам спора сохранить в будущем хорошие партнерские отношения (после развода, если затрагиваются интересы детей; в бизнесе при длительных деловых отношениях), так как направлена на поиск конструктивного решения, устраивающего клиентов и обоюдно приемлемого для обеих сторон. Помимо этого стороны зачастую предпочитают сохранить полную конфиденциальность, а судебные процессы, как правило, публичны.
В России уже начал формироваться опыт применения процедуры медиации. Одновременно с несомненными достоинствами медиации (комфортные условия, технология переговоров, лояльность посредника) можно выделить и ряд негативных моментов.
Во-первых, ограничение споров, в отношении которых применение медиации возможно только делами, возникающими из гражданских, семейных, трудовых, экономических отношений, что автоматически исключает жилищные, земельные, административные, публично-правовые и другие виды конфликтов.
Во-вторых, наряду с закреплением принципа конфиденциальности процедуры проведения медиации и запретом медиатору без согласия сторон разглашать сведения, относящиеся к процедуре (ст. 5, 6 Закона о медиации), не предусмотрена ответственность и конкретные санкции к медиатору за раскрытие полученной информации.
В-третьих, порядок исполнения медиативного соглашения связан с добросовестностью сторон и является добровольным, а само соглашение - гражданско-правовой сделкой, что исключает принудительность его исполнения и ответственность участников за неисполнение закрепленных обязательств, за исключением тех случаев, когда медиативное соглашение положено в основу мирового соглашения.
Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что тема медиации в России на сегодняшний день весьма актуальна. Ситуация в мировой экономике, обострив экономические проблемы отечественных предпринимателей, негативно повлияла на исполнение участниками гражданского оборота принятых на себя договорных обязательств и поставила их перед необходимостью более внимательно, взвешенно и экономно относиться к своим материальным ресурсам. Все это привело к значительному увеличению количества обращений в суды за защитой нарушенных прав и интересов. Другими словами, на сегодняшний день суды, как общей юрисдикции, так и арбитражные перегружены делами, что, конечно, не может сказываться на их деятельности положительно. В этой ситуации вполне объяснимо создание нового института урегулирования споров с участием посредника - процедуры медиации.
На сегодняшний день данный институт по вполне понятным причинам еще только начинает свое развитие, однако, уже сейчас можно говорить о достоинствах и некоторых недостатках данной процедуры, о которых было сказано выше. Мы считаем, что у данной процедуры есть свое будущее, и что у нее, несомненно, больше плюсов, чем минусов. Однако необходимо сказать, что тут весьма важна поддержка со стороны государства. Именно от правильных и эффективных действий государства по внедрению процедуры медиации в российское общество и зависит в большей степени успех и укрепление медиации в РФ.



Нормативные правовые акты и иные официальные документы
1.1. О некоторых аспектах посредничества (медиации) в гражданских и коммерческих делах: директива № 2008/52/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза [Электронный ресурс]: принята в г. Страсбурге 21 мая 2008 г. - Электрон. дан. - М., 2015. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
1.2. Рекомендация № R (99) 19 от 15 сентября 1999 г. «Посредничество в уголовных делах», принята Комитетом министров Совета Европы, посвящена посредничеству в уголовных делах [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2014. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
1.3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. - 2014. - №31. - Ст.4398.
1.4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532 (с изм. и доп.).
1.5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №30. - Ст.3012 (с изм. и доп.).
1.6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №1 (ч.1). - Ст.3 (с изм. и доп.).
1.7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340 (с изм. и доп.).
1.8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63- ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1996 г. - № 25. - Ст. 2954 (с изм. и доп.).
1.9. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14- ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410 (с изм. и доп.).
1.10. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)// Собрание законодательства РФ. - 1996 - №1. - Ст.16 (с изм. и доп.).
1.11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 30.12.2015)// Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301 (с изм. и доп.).
1.12. Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»// Собрание законодательства РФ.- 2010. - №31. - Ст. 4162 с изм. и доп.).
1.13. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О саморегулируемых организациях»// Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 49. - Ст. 6076 (с изм. и доп.).
1.14. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе»// Собрание законодательства РФ. - 2006. - №12. - Ст.1232 (с изм. и доп.).
1.15. Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 29.12.2015) «О третейских судах в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3019 (с изм. и доп.).
1.16. Проект Федерального закона № 398234-6 «О нотариате и нотариальной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.05.2015) [Электронный ресурс].- Режим доступа: // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=134987.
1.17. Закон РФ от 07.07.1993 № 5338-1 (ред. от 03.12.2008, с изм. от 29.12.2015) «О международном коммерческом арбитраже» (вместе с «Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации», «Положением о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации») // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 32. - Ст. 1240 (с изм. и доп.).
1.18. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 N 1430-р «Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. - 2014. - №32. - Ст.4557.
1.19. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 1735-р Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 40. - Ст. 5474.
1.20. Приказ Минобрнауки РФ от 14.02.2011 № 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.03.2011 N 19973)// Российская газета. - 2011. - 23 марта.
1.21. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» (вместе с «Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», утв. Минобрнауки России 18.11.2013 N ВК-54/07вн// Вестник образования. - 2014. - №4.
1.22. Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (одобрена решением Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ГД ФС РФ от 08.12.2014 № 124(1)). [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2015. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
1.23. Закон РСФСР от 04.07.1991 № 1543-1 (ред. от 24.06.1992, с изм. от 07.07.1993) «Об арбитражном суде»// Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 30. - Ст. 1013 (утратил силу).
1.24. Постановление ВС РФ от 24.06.1992 № 3116-1 «Об утверждении Положения о претензионном порядке урегулирования споров»// Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 30. - Ст. 1791 (утратил силу).
1.25. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) (ред. от 28.04.1995)// Ведомости ВС РСФСР. - 1964. - № 24. - Ст. 407 (утратил силу).
1.26. Постановление ВЦИК и СНК СССР от 17 июня 1932 г. «О Внешнеторговой арбитражной комиссии при Всесоюзной торговой палате» // Собрание Законов СССР. - 1932. - № 48. - Ст. 281 (утратил силу).
1.27. Декрет о суде от 24 ноября 1917 г. № 1 // Собрание Узаконений РСФСР. - 1917. - № 4. - Ст. 50 (утратил силу).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ