Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕОРИИ МЕХАНИЗМОВ И МАШИН В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №83246

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2016
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
213
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ПРЕПОДАВАНИЕ ТЕОРИИ МЕХАНИЗМОВ
И МАШИН В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 8
1.1 Значение курса «теория механизмов и машин»
в содержании профессионального образования 8
1.2 Трудности, существующие в практике преподавания
«Теории механизмов и машин» 14
Выводы по первой главе 25
Глава 2 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕОРИИ
МЕХАНИЗМОВ И МАШИН СТУДЕНТАМ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО.26
2.1 Методы преподавания «Теории механизмов и машин»
студентам учреждений СПО 26
2.2 Комплекс методических материалов по курсу
«Теория механизмов и машин» 29
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. Переход общества от индустриального к постиндустриальному, являясь ориентиром для социально-экономических реформ, предполагает перемещение акцентов с промышленности на сферу услуг. Однако эти преобразования не сказываются отрицательно на значении машиностроения в нашей повседневной жизни. Напротив, сегодня трудно представить: как бы мы могли обходиться без продуктов деятельности этой отрасли.
Машиностроение - ведущая отрасль народного хозяйства, производящая машины, механизмы и оборудование для целого ряда других отраслей, это их материально-техническая база. От уровня развития машиностроения, от степени совершенства машин в значительной степени зависит производительность общественного труда и благосостояния народа. Поэтому в планах экономического и социального развития нашей страны предусматривается опережающее развитие машиностроения; перед ним стоят такие задачи, как освоение новых конструкций машин и механизмов, средств автоматизации, позволяющих использовать высокопроизводительные энерго- и материалосберегающие технологии, обеспечение необходимой надежности и долговечности машин и механизмов для различных отраслей народного хозяйства, повышение их экономичности и производительности.
Задачи перед машиностроением стоят весьма сложные. Машина должна быть прочной, надежной в работе, высокопроизводительной, но вместе с тем и легкой, с минимальными материалоемкостью и энергозатратами, не должна загрязнять окружающую среду, должна соответствовать требованиям технической эстетики и эргономики. Чтобы успешно решать эти задачи, чтобы создавать хорошие машины, отвечающие современным требованиям, специалистам в области машиностроения нужны знания основ целого ряда наук, в том числе теории механизмов и машин.
Теория механизмов и машин - наука, изучающая общие методы структурного и динамического анализа и синтеза различных механизмов, механику машин. Изучение опыта преподавания курса «Теория механизмов и машин» в профессиональных учебных заведениях, анализ литературных источников позволяют говорить о существовании проблемы, которая заключается в недостаточной разработанности методического обеспечения преподавания «Теории механизмов и машин» студентам немашиностроительных направлений подготовки, а также студентам учреждений среднего профессионального образования (далее СПО). Преподаватели курса «Теория механизмов и машин» не могут опереться в изложении материала учащимся на ведущих специалистов в области машиностроения, поскольку работы этих ученых для студентов, например, педвузов являются не посильными. На усвоение учащимися той или иной темы преподавателю требуется затратить большее количество времени, в результате чего происходит вынужденное сокращение учебного материала, подлежащего изучению. Учащиеся же зачастую могут руководствоваться только теми знаниями, которые были получены ими на лекциях и лабораторно- практических занятиях. Пособия по основным разделам и темам дисциплины «Теория механизмов и машин» для студентов немашиностроительных направлений подготовки существуют и разрабатываются новые. Однако, этот факт не снимает актуальности с проблемы настоящего исследования. Эти пособия зачастую издаются малыми тиражами, поскольку составители ориентированы, прежде всего, на свою аудиторию, степень подготовленности обучаемых, а также на специфическую для того или иного направления подготовки цель дисциплины.
Таким образом, сложилось противоречие между необходимостью усвоения содержания курса «Теория механизмов и машин» учащимися различных учреждений профессионального образования и недостаточной разработанностью методического обеспечения преподавания данной дисциплины, обеспечивающего эффективное использование учебного времени в аудитории учреждений СПО (а также студентам немашиностроительных направлений подготовки в вузе).
Цель исследования: разработать методические материалы, способствующие усвоению учащимися содержания курса «Теория механизмов и машин».
Объект исследования - преподавание теории механизмов и машин в учреждениях профессионального образования.
Предмет исследования - методика преподавания теории механизмов и машин учащимся немашиностроительных направлений подготовки и студентам учреждений СПО.
Гипотеза исследования: усвоение учащимися немашиностроительных направлений подготовки и студентами учреждений СПО содержания курса «Теория механизмов и машин» будет более успешным, если методические материалы будут содержать краткий обзор литературы, посвященной данной дисциплине, терминологический словарь, а также рабочую тетрадь для выполнения лабораторно-практических работ.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- определить значение курса «Теория механизмов и машин» в содержании профессионального образования;
- выявить и обосновать трудности, существующие в практике преподавания «Теории механизмов и машин»;
- выделить особенности преподавания «Теории механизмов и машин» учащимся немашиностроительных направлений подготовки и студентам учреждений СПО;
- определить комплекс методических материалов по курсу «Теория механизмов и машин», который целесообразно использовать в образовательной практике преподавателями и учащимися немашиностроительных направлений подготовки, а также студентами учреждений СПО.
Для решения задач исследования использовались следующие методы и виды деятельности: анализ научно-методической, научно-популярной, психолого-педагогической, учебной, нормативной литературы по теме исследования; изучение педагогического опыта преподавателей машиностроительных дисциплин; педагогическое наблюдение за учебно-воспитательным процессом; беседы, опрос учащихся учреждений профессионального образования; анализ и обобщение полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования:
- конкретизировано значение курса «Теория механизмов и машин» в содержании профессионального образования;
- выявлены трудности, существующие в практике преподавания «Теории механизмов и машин»;
- выделены особенности преподавания «Теории механизмов и машин» учащимся немашиностроительных направлений подготовки;
- определен комплекс методических материалов по курсу «Теория механизмов и машин», который целесообразно использовать в образовательной практике преподавателями и учащимися немашиностроительных направлений подготовки, а также студентами учреждений СПО.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических материалов, которые могут быть использованы педагогами учреждений СПО, а также ВУЗов (для учащихся немашиностроительных направлений подготовки) в практике преподавания курса «Теория механизмов и машин».
Достоверность результатов исследования и выводов обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, применением методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования.
Апробация результатов исследования. Разработанные нами методические материалы внедряются в практику преподавания дисциплины «Теория механизмов и машин» студентам Елабужского института КФУ в 2015-2016 учебном году.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из двух глав по два параграфа каждая, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Значение курса «Теория механизмов и машин» в содержании профессионального образования достаточно велико. Этот курс является необходимым связующим звеном в цепи прикладной механики и машиноведения. Так получив, начальные знания по теоретической механике, затем по со-противлению материалов, учащиеся знакомятся с вопросами курса «Теория механизмов и машин». Далее учащимся предлагается для изучения курс «Детали машин». Каждый последующий предмет органично вбирает в себя знания из предыдущих курсов, составляя, таким образом, целостное представление в сознании учащегося о машиностроении.
Среди трудностей, существующих в практике преподавания данного курса, выделено отсутствие достаточного количества литературы, которая бы отвечала различному уровню подготовленности учащегося. Учебные пособия преимущественно ориентированы на студентов машиностроительных направлений подготовки технических вузов, что совершенно не делает привлекательным их использование для тех, кто получает образование по немашиностроительному направлению либо обучается в учреждении СПО. В стремлении сделать содержание курса «Теория механизмов и машин» доступным для таких студентов, преподаватель поступает в разрез с его же представлениями о разумном соотношении изучаемой темы и времени, необходимого на ее усвоение. Возникают затруднения при планировании и осуществлении преподавателем учебно-воспитательного процесса, связанные с острым дефицитом учебного времени.
Изучение особенностей преподавания «Теории механизмов и машин» студентам немашиностроительных направлений подготовки, а также студентам учреждений СПО позволило выявить ключевое содержание.
Нами был определен комплекс методических материалов по курсу «Теория механизмов и машин», который рекомендуется использовать в подготовке студентов учреждений СПО. В комплекс входят, краткий обзор учебной литературы, рабочая тетрадь для выполнения лабораторно- практических занятий и терминологический словарь, разработанные и составленные в рамках настоящего исследования. В комплект также должны войти учебное пособие и сборник задач по «Теории механизмов и машин» для студентов, разработка которых представляет перспективное направление для новых исследований. В указанный перечень необходимо включить используемые преподавателями сегодня комплекс лабораторно- практических заданий для студентов, контрольные задания и, главным об-разом, методические указания по их выполнению; тесты и карточки задания, необходимые для закрепления материала и контроля знаний.
Комплекс методических материалов для преподавания курса «Теория механизмов и машин» учащимся немашиностроительных направлений подготовки, студентам учреждений СПО, как и отдельные его составляющие, был одобрен ведущими преподавателями Елабужского института КФУ.



1. Алаи, С.И. Практикум по машиноведению: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. 2120 «Общетехнические дисциплины и труд» / С.И. Алаи, Р.А. Ижевская, Е.И. Антоненко; Под общ. Ред. Р.А. Ежевской. - М.: Просвещение. - 1975. - 304 с.
2. Артоболевский, И.И. Сборник задач по теории механизмов и машин / И.И. Артоболевский, Б.В. Эдельштейн; Главная редакция физико- математческой литературы изд-ва «Наука». - М.: Наука, 1975. - 256 с.
3. Артоболевский, И.И. Теория механизмов и машин: Учеб. для втузов / И.И. Артоболевский; Главная редакция физико-математической литературы изд-ва «Наука». - М.: Наука, 198. - 640 с.
4. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко. - М.: Академия, 2006. - 288 с.
5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030600 - Технология и предпринимательство / Сост. Учебно-метод. объединение вузов РФ по пед. образованию. - 2000. - 24 с.
6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030500 - Профессиональное обучение / М. - 1996. - 21 с.
7. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030600 - Технология и предпринимательство / Сост. Учебно-метод. объединение по специальностям пед. образования. - 2005. - 23 с.
8. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого- педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2005. - 208 с.
9. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2001. - 192 с.
10. Зиновьев, В.А. Курс теории механизмов и машин / В.А. Зиновьев; Главная редакция физико-математческой литературы изд-ва «Наука». - М.: Наука, 1972. - 384 с.
11. Кожевников, С.Н. Теория механизмов и машин: Учеб. пособие для студ. вузов / С.Н. Кожевников. - М.: Машиностроение, 1973. - 592 с.
12. Комплект учебной документации начальное профессиональное образование «Автомеханик» / Сост. Т.В. Иванова. - М.: Институт развития профессионального образования, 2002. - 79 с.
13. Кореняко, А.С. Теория механизмов и машин / А.С. Кореняко. - Киев: Вища школа, 1976. - 444 с.
14. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 400 с.
15. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский. - М.: Академия, 2006. - 256 с.
16. Крайнев, А.Ф. Словарь-справочник по механизмам. - М.: Машиностроение, 1987. - 560 с.
17. Левитская, О.Н. Курс теории механизмов и машин. Учебник для вузов / О.Н. Левитская, Н.И. Левитский. - М.: Высш. школа, 1978. - 269 с.
18. Машнев, М.М. Теория механизмов и машин и детали машин: Учеб. пособие для студ. немашиностроительных специальностей вузов / М.М. Машнев, Е.Я. Красковский, П.А. Лебедев. - Л.: Машиностроение, 1980. - 512 с.
19. Механика машин: Учеб. пособие для втузов / И.И. Вульсон и др.; Под ред. Г.А. Смирнова. - М.: Высш. школа, 1996. - 511 с.
20. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / С.А. Смирнов и др. - М.: Академия, 2006. - 512 с.
21. Пейсах, Э.Е. Система проектирования плоских рычажных механизмов / Э.Е. Пейсах, В.А. Нестеров. - М.: Машиностроение, 1988. - 232 с.
22. Политехнический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - 656 с.
23. Рабочая программа по дисциплине «Теория механизмов и машин», составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Технология») / Сост. С.А. Седов - Елабужский институт КФУ, 2015.
24. Рабочая программа по дисциплине «Теория механизмов и машин», составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 08.02.05 - Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов / Сост. И.А. Городничина - Альметьевский политехнический техникум, 2015.
25. Самородский, П.С. Теория механизмов и машин: Учеб. пособие для студ. индустриально-педагогических факультетов / П.С. Самородский, В.Д. Симоненко. - Брянск: Изд-во Брянского государственного педагогического института. - 1993. - 82 с.
26. Скакун, В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах): Учеб.пособие для нач.проф.образования / В.А. Скакун. - М.: Академия, 2005. - 128с.
27. Скакун, В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ: Методическое пособие / В. А. Скакун. - М. : Высшая школа, 1987. - 272 с.
28. Стандарт Российской Федерации. Образование: Начальное профессиональное образование. Профессия: Автомеханик. - М., 2000. - 71 с.
29. Теория механизмов и машин: Учеб. для втузов / Сост.: К.В. Фролов и др.; Под ред. К.В. Фролова. - М.: Высш. школа, 1987. - 496 с.
30. Теория механизмов и машин: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост.: М.З. Коловский и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 560 с.
31. Теория механизмов и механика машин: учебник для студ. высш. техн. Учеб. заведений / К.В. Вролов и др.; Под ред. К.В. Фролова. - М.: Высш. школа, 2005. - 496 с.
32. Теория механизмов и машин: Учеб. - метод. пособие для студентов заочного отделения специальности 03.06.00 - Технология и предпринимательство / Сост. А.В. Поздеев. - Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2001. - 80 с.
33. Толковый словарь иноязычных слов / Под ред. Л. П. Крысина. - М. : Изд-во Эксмо, 2005. - 944 с.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль «Технология»). - Режим доступа:
http: //fgo svo .ru/news/2/1583
35. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение» (по отраслям). - Режим доступа:http://fgosvo.ru/news/2/1420
36. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 168366/5dcbb90efl6bb3f3de2067be48b4c9a51316d9d5/
37. Юдин, В.А. Сборник задач по теории механизмов и машин: Учеб. пособие / В.А. Юдин, Г.А. Барсов, Ю.Н. Чупин. - М.: Высш. школа, 1982. - 215 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ