Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ - БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКЕ

Работа №37207

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

изобразительное искусство

Объем работы110
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
601
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКЕ 16
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия «композиционных умений» при декорировании стилизованного костюма 16
1.2 Орнаментальная композиция в проектной деятельности при проектировании костюма 26
1.3. Композиционные умения как фактор развития творческих способностей студентов бакалавров 38
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКЕ 49
2.1. Модель по развитию композиционных умений студентов-бакалавров в процессе создания орнаментальной композиции в художественной вышивке 49
2.2. Описание и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию композиционных умений студентов-бакалавров в процессе создания орнаментальной композиции в художественной вышивке 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 84

Актуальность исследования. Актуальность научного исследования является сохранение и развитие национальных традиций художественной вышивки в дизайне костюма, его традиционные, культурно-исторических ценностей, интересом к историческому прошлому декоративно-прикладных искусств, который активизировался в последние десятилетия XX века и не потерял своей актуальности сегодня. Он проявился в стремлении современных художников не только копировать этнографические образцы, не только изучать особенности технологических процессов, но и в желании придать современное звучание традиционным формам, использовать компьютерные технологии в создании дизайн проектов различных аксессуаров в костюме и в практической потребности развития композиционного умения студентов-бакалавров в процессе создания орнаментальной композиции в художественной вышивке, а также в совершенствовании методологической сущности содержания данного процесса, который, в свою очередь, включает в себя освоение профессиональных компетенций в процессе работы.
Работа современного мастера вышивки базируется на взаимосвязанности требований не только современной, высокой моды, но также на сложных композиционных, колористических решений орнамента вышивки. Помимо следования определенным историческим канонам, соотнесенным к месту возникновения вышивки и составления гармоничной композиции, мастер продолжает внедрять новые материалы, изобретает новые технологии выполнения вышивки. Наличие инновационного подхода к своему мастерству является одним из условий успешности будущего мастера, соответственно для этого будущий специалист должен обладать широким спектром профессиональных умений в своем творчестве. Насколько будет развиваться и улучшаться технологии изготовления вышивки во многом зависит от будущих выпускников, ведь это они будут не только сохранять и распространять художественные традиции народа, но также так же актуализировать национальное искусство в современном обществе. Проявление креативного подхода к различным видам художественной вышивки позволяет моделировать изделие, делать его особенным и уникальным во многих аспектах.
Степень изученности проблемы. О стилистических особенностях традиционных народных и современных направлений в художественной вышивке, раскрыты в научных статьях и исследованиях искусствоведов, как Гавриляченко С.А., Соколов М. Н., Мякинина Д.С., Ананьева, А.Т., Горкин, А.П. и многие другие.
Что же касается орнамента, то данная проблема рассматривалась такими исследователями, как Крулехт, М.В, Маркуцкая С.Э., Мерцалова М.Н., Валеева- Сулейманова Г.Ф., Некрасова М.А., Носань Т. М.
В гуманитарных науках в последнее десятилетие обозначаются новые аспекты в исследовании костюма, позволяющие выявить его содержательные, структурные и статусные (социальные) свойства. Костюм рассматривается: как элемент коммуникативной культуры (Е. и Н. Сорины); как элемент эстетической и демонстрационной культуры (Э. Холландер). Существуют также специализированные подходы к анализу феномена костюма и его функций: культурологический, исторический, этнографический, искусствоведческий, специально-технический.
Следует отметить достаточное количество работ, в которых костюм и мода выступают способом раскрытия сущностных качеств отдельных периодов и образцов социальной культуры [7].
Остается важным подготовить профессионально обученных специалистов к будущей творческой деятельности, сгенерировать новое поколение профессионалов, которые смогут приспосабливать такое традиционное искусство как вышивка к изменениям в технологии, научно техническому прогрессу и активно популяризировать ее в современном мире.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации- государственный документ, который устанавливает приоритет образования в государственной политике и методику его развития [95]. В доктрине перечислены цели воспитания и обучения, способы их достижения с помощью реализации государственной политики в сфере образования, а также какие результаты развития ожидаются на период до 2025 года.
В ней указывается, что система образования призвана обеспечить:
- формирование культуры мира и межличностных отношений; разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;
- формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений» [95].
Однако, в связи с происходящими экономическими, социально- политическими и главное художественно-культурными изменениями в стране и обществе, образовательная политика России ставит перед собой задачу расширения образовательного пространства и его соответствия тенденциям мирового развития, что требует соответствующей модернизации высшего художественного образования.
Данному процессу непосредственно содействует внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), которые в качестве основного методологического ориентира утверждают компетентностный подход. Главной задачей высшей художественной школы является формирование совокупности компетенций (общеобразовательных, профессиональных, специальных) отражающие такой уровень интеллектуальной, практической, психологической духовно-нравственной подготовки выпускника вуза, который позволяет ему самостоятельно и качественно решать профессиональные задачи, адекватно оценивать результаты своей деятельности. Общекультурные и профессиональные компетенции однозначно прописаны и утверждены в ФГОС ВПО, специальные компетенции определяются непосредственно вузом, на основании анализа будущей профессиональной деятельности выпускников художественно-
педагогических вузов и учета актуальных потребностей работодателей.
В связи с этим, мы рассматриваем специальную подготовку 54.03.01 направления Дизайн (уровень бакалавриата) Профиль: Дизайн ключевой
специальной компетенцией которых является художественно-изобразительная, позволяющая решать основные художественно-педагогические и творческие задачи, и осваивать другие специальных компетенции.
В силу данных потребностей перед образованием на всех его ступенях ставится задача личностно-ориентированного, творческого развития студентов- бакалавров и решается с помощью двух основных видов деятельности: во-первых, студент-бакалавр развивается на основе прошлого опыта человечества через приобщение к современной культуре, во- вторых, в процессе развития, студент реализует свои возможности самостоятельно, благодаря развитию творческих способностей в творческой деятельности.
Несмотря на большое количество работ, посвященных процессу создания орнаментальной композиции в художественной вышивке, проблема использования методики в данном процессе окончательно не имеет конкретики. Отсутствие общего сбора информации по привлекаемым методикам отражается на развитии композиционных умений студентов-бакалавров, что, в свою очередь, приводит к неспособности студентов-бакалавров владеть основными методами в процессе создания орнаментальной композиции в художественной вышивке.
Развитие творческих умений и совершенствования их деятельности - это очень важная задача современного педагогического процесса. Именно поэтому встает вполне насущный вопрос о необходимости теоретического исследования развития композиционных умений студентов-бакалавров в процессе реализации орнаментной композиции в художественной вышивке. В качестве конкретного примера нами выбрана -вид художественной вышивки татарская вышивка. Данный вид вышивки был выбран не случайно, ведь он сочетает в себе традиции татарского народа и представляет собой очень качественное сочетание узоров и орнаментов, где используется огромное количество различных палитр нитей. Вышивка активно использовалась для декорирования предметов домашнего быта, но больше всего ею украшали одежду, аксессуары. Украшенные традиционным татарским ремеслом предметы одежды несут себе историческое значение сущности национального костюма.
Костюм - особая разновидность декоративно-прикладного искусства. Он создан чтобы изменить образ человека, с помощью взаимодействия различных элементов, на пример: одежды и головных уборов, обуви, прически, макияжа и парфюма [Маринко, 1982, с.55].
Важность разработки принципов культурного взаимодействия традиционного национального костюма и современной моды отражается в их наметившемся сегодня, движении навстречу друг другу. Мода и универсальная культура в целом как явления, стремительно изменяющиеся и требующие новой творческой энергии, нуждаются в быстром и точном пути погружения в определенную культурную среду - в частности постижения искусства, его понимания и последующего культурного синтеза [12]. В свою очередь, сохранение культурного наследия и традиций, в том числе национального костюма, возможно лишь при создании новых, актуальных форм.
В данной диссертации будут рассматриваться композиционные умения студентов-бакалавров, как обязательный компонент развития творческих способностей. Композиционные умения, выработанные в ходе учебной практики, являются фундаментом в процессе развития композиционных умений студентов- бакалавров в процессе создания орнаментальной композиции по художественной вышивке. В развитие композиционных умений студентов-бакалавров в процессе создания орнаментальной композиции, то же время поиски композиции по художественной вышивке, а именно на примере национального костюма в педагогическом процессе ВУЗа, освещены недостаточно.
Все выше сказанное позволило обнаружить следующие противоречия между:
- новой системой требований и функций высшего образования по требованиям ФГОС и отсутствием теоретических основ и практических разработок, научно обосновывающих пути и условия его дальнейшего развития;
- необходимостью в развитии методологических подходов студентов- бакалавров в процессе создания орнаментальной композиции в художественной вышивке в педагогическом процессе ВУЗа, соответствующих современным изменениям, происходящим в художественно-созидательной практике людей и недостаточной разработанностью соответствующих методологических и методических основ и положений;
- наличием высокого педагогического потенциала художественно-проектной деятельности и бессистемным ее применением в высшей школе при подготовке дизайнеров.
Обозначенные противоречия позволили выявить необходимость исследования проблемы эффективного развития композиционных умений студентов-бакалавров в процессе создания орнаментальной композиции по художественной вышивке и определить тему диссертационного исследования:
«Развитие композиционных умений студентов-бакалавров в процессе создания орнаментальной композиции по художественной вышивке.
Объект исследования: процесс обучения студентов-бакалавров орнаментальной композиции в системе подготовки художников-педагогов декоративно-прикладного искусства.
Предмет исследования: методика развития композиционных умений студентов-бакалавров в процессе создания орнаментальной композиции в художественной вышивке.
Цель исследования: разработать и научно обосновать теоретике-методическую основу процесса развития композиционных умений студентов- бакалавров в процессе создания орнаментальной композиции в художественной вышивке.
Исходя из объекта, предмета и цели, выдвигаем следующую гипотезу исследования: процесс обучения (теоретические основы, предлагаемые пути, методы и средства обучения) орнаментальной композиции в художественной вышивке студентов-бакалавров в системе подготовки, будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- определена структура и содержание специальной художественноизобразительной компетенции;
- учтено содержание образовательного процесса в высшей школе структурировано с учетом специфики художественно-проектной деятельности;
- учтена профессиональная компетенция готовности педагогов в творческой художественно-педагогической деятельности.
Цель, проблема и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогические, философские, искусствоведческие труды отечественных и зарубежных исследователей и определить сущность и содержание ключевых понятий исследования: композиционные умения, орнаментальная композиция, художественная вышивка, проектирование костюма.
2. Определить особенности методики развития композиционных умений студентов-бакалавров в процессе создания орнаментальной композиции в художественной вышивке.
3. Разработать модель по развитию композиционных умений студентов- бакалавров в процессе создания орнаментальной композиции в художественной вышивке и выявить педагогические условия реализации
4. Осуществить опытно-экспериментальную работу по формированию композиционных умений у студентов-бакалавров в процессе изучения орнаментальной композиции и обобщить ее результаты. Теоретико-методологическую основу исследования составили труды, посвященные вопросам:
• реализации компетентностного подхода в высшем образовании как зарубежных, так и отечественных ученых и исследователей (В.И. Байденко, А.А. Вербицкого, Ж. Делора, Э.Ф.Зеера, И.А. Зимней, В.В.Краевского, Б.Оскарссона, Дж. Равена, В.В. Селевко, В.В. Серикова, Ю.Т. Татур, А.В. Хуторского, С.Е.Шишова и других);
• вопросам теории и методики художественно-педагогического образования (В.Н. Банникова, С.Е.Игнатьева, В.С. Кузина, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Неменского, Н.Н.Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, Е.В. Шорохова, Б.П. Юсова и др.).
Теоретическую основу исследования составили теории и концепции фундаментальных положений науки и педагогики по проблеме развития композиционных умений студентов-бакалавров в процессе создания орнаментальной композиции в художественной вышивке. Теоретические искусствоведческие исследования, раскрывающие значительные возможности орнаментального искусства в формировании творческой личности. Творческое наследие традиционного декоративного искусства и современная художественная практика преподавания композиции.
- исследования механизма творческого процесса и условия развития способностей, отраженный в трудах В.М. Бехтерева, Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, Э.А. Голубева, Ф. Гальтона, В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева, Б.М. Теплова и другие).
- теории проектирования и организации проектной деятельности В.Р. Аронова, О.И. Генисаретского, Дж.К. Джонса, Дж. Диксона, Н.В. Матяш, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, Е.В. Розенблюма, В.Ф. Сидоренко, С.О. Хан-Магомедова, В.Т. Шимко и др.;
- исследования в области общей возрастной и педагогической психологии Б.Ю. Ананьева, Д.Б. Богоявленской, Б.С. Волкова, А.Е. Ковалева, В.Н. Мясищева и др.;
психология художественного творчества и методологические основы преподавания изобразительного искусства Р. Арнхейма, В.В.Ванслова, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, В.С. Кузина, Т.С.Комаровой, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Неменского, В.И. Петрушина, Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова, П.М. Якобсона и ДР-;
- исследования в области художественно-проектной практике в системе подготовки дизайнеров.
- исследования по проблемам высшего образования (В.И. Байденко, К.С.Айбатыров, А.И. Еретченко).
Методы исследования.
Для достижения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялся комплекс методов, основными из которых являются:
а) теоретические - анализ педагогической, психологической, философской, искусствоведческой литературы, изучение учебной, программной и нормативноправовой документации, педагогическое моделирование;
б) практические - наблюдение, анкетирование, интервьюирование, протоколирование, тестирование, диагностика, эксперимент, обобщение и систематизация эмпирического материала, интерпретация полученных данных.
База исследования. Диагностический этап исследования проводился на базе Казанского федерального (Приволжского) университета, Института филологии и искусств, на базе кафедры дизайна и нац. искусств ИФМК КФУ в котором приняли участие 40 студентов: первого курса 54.03.01 направления Дизайн (уровень бакалавриата) профиль: Дизайн и третьего курса направления 050501.65 Профессиональное обучение Профиль: дизайн интерьера,
квалификации: бакалавриат по специальности «Педагогическое образование», 3 эксперта.
Этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось с 2017 по 2019 гг.
На первом этапе (2017 - 2018 гг.) изучение и анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по исследуемой проблеме, нормативные документы и диссертационные работы, обобщался опыт ведущих педагогов отечественной школы художественного образования. Разрабатывался критериально-оценочный инструментарий: тесты, анкеты, контрольные практические задания.
На втором этапе (2018 - 2019 гг.) проведен анализ возможностей реализации разработанной модели в область художественного творчества и определены педагогические условия ее реализации. Осуществлена корректировка диагностического инструментария и проведен констатирующий и формирующий этапы эксперимента.
На третьем этапе (2019 г.) обобщены и систематизированы результаты опытно-экспериментальной по развитию композиционных умений студентов- бакалавров в процессе создания орнаментальной композиции в художественной вышивке в экспериментальной группе в процессе художественно-проектной деятельности; оформлены материалы диссертационного исследования.
Теоретическая значимость исследования определяется расширением научно-педагогических знаний в области компетентностного подхода к образовательному процессу студентов художественно-педагогических вузов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы в практике высшей школы, осуществляющих специальную художественную подготовку студентов, а также в процессе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров рекомендован в системе дополнительного профессионального образования и применены в учебном процессе при активизации творческой деятельности обучающихся средствами дизайна костюма в общеобразовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, организациях дополнительного образования.
Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:
- разработано и реализовано научное обоснование и проведена методическая система эффективного развития композиционных умений студентов в системе подготовки дизайнеров.
Апробация результатов исследования осуществлялась в следующих формах:
- участия в конференциях:
I. Международной научно-практической конференции «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (КФУ, Казань, 2018);
II. Международной научно-практической конференции «Сохранение художественно-исторической среды современного города как духовного фактора культуры» (Казань, 2018 г.);
III. Итоговой студенческой конференции КФУ (2019);
IV. Международной научной конференции «Scintific research of the SCO countries: synergy and integration» (Пекин, 2019);
V. Международной научной конференции «Вопросы современных научных исследований» (Омск, 2019)
- участия в творческих конкурсах и фестивалях:
1. V Международный конкурс студенческих научных работ в области искусства и художественного образования (лауреат, 2019 г.);
2. участие в Всероссийском конкурсе молодых дизайнеров «Весенний стиль» (Казань, 2019);
3. Участие в фестивале «Студенческая весна» (Казань, 2018);
4. Участие в ежегодном конкурсе «Студент года КФУ» в номинации Творческая личность (Казань, 2019).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографии (123 наименований), пяти приложений; приведено четыре таблицы, восемь рисунков.
В приложении представлены материалы экспериментальной работы, разработка «Методика развития композиционных умений студентов-бакалавров в процессе создания орнаментальной композиции в художественной вышивке», сведения о студентах в экспериментальной и контрольной группах», электронный каталог коллекций из архива студии костюма с различной художественной вышивкой (ручная, машинная), литература по художественному образованию и словарь терминов.
Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет исследования, выдвинуты гипотеза и задачи, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, отражены основные положения, выносимые на защиту, обозначены методы и этапы исследования, представлены теоретические основы.
В первой главе: «Теоретические основы развития композиционных умений студентов-бакалавров в процессе создания орнаментальной композиции в художественной вышивке» содержит анализ литературных источников по проблеме; также содержит сущностно-содержательную характеристику ключевых понятий исследования; раскрывает особенности формирования профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров. В главе представлен педагогический потенциал художественно-проектной деятельности в контексте формирования профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров для эффективного формирования профессиональных компетенций бакалавров- дизайнеров в процессе художественно-проектной деятельности.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию композиционных умений студентов-бакалавров в процессе создания орнаментальной композиции в художественной вышивке» представлено содержан не и диагностический инструментарий процесса, описаны этапы экспериментальн ой работы и результаты проведенного эксперимента.
В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и выводы, подтверждающие гипотезу исследования.
В приложении представлена таблица, отражающая содержание выделенных специальных компетенций бакалавров направления «Педагогическое образования », профиля «Проф.обучение», материалы диагностики и электронный каталог коллекций из архива студии дизайна костюма «Tatarstyle».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном процессе создания художественной вышивки характерной тенденцией становится новаторское, творческое переосмысление традиций на основе глубокого познания закономерностей искусства традиционной культуры, то есть национального костюма. Для грамотного составления орнаментальной композиции немаловажно изучить характерные правила построения эскиза. Как правило, творческая задача, которая стоит перед дизайнерами при разработке художественной вышивки - это в первую очередь изучить национальные особенности декорирования одежды и сделать так, чтобы все этнические особенности национального костюма были переданы в новых понятных и интересных формах, кроя, цветовом решении, использовании вышивки и аксессуаров.
В современном обществе мировая мода находится в тесной взаимосвязи с этническими культурами, по праву являющимися одним из самых плодотворных источников возникновения новых стилей, форм и образов, способствующих обогащению современного костюма. Если истощится источник возникновения новых образов или элементов в моде, то перестанет существовать и сама мода.
Одно из течений при моделировании современной одежды - применение конструктивной формы традиционной одежды, ее закономерностей и пластических особенностей. Конструктивная позиция кроя современной одежды, определенной формой народного кроя, предусматривает три главных фактора: логику построения основных конструктивных узлов, их маневренность по отношению к фигуре в общем и некоторым ее частям; умелое распределение объемов главных частей одежды соразмерное соотношение отдельных частей изделия по отношению к фигуре, четкую сопряженность всех деталей; творение одежды прямой силуэтной формы и мягких линий.
Костюм - один из самых нужных человеку элементов обыденности, постоянно присутствующий в материальной культуре во все времена. Традиционный костюм на продолжительном времени беспрерывно подвергался улучшению с точки зрения эстетики, но его форма и конструкция были испытаны и утверждены многовековой практикой, добившись абсолютной безупречности, они выдержали проверку временем и эволюцию вкусов.
Традиционная одежда, имеющая редкостные этнические особенности, как правило, крепко связана с прошлым. Традиционный костюм представляет собой единый художественный ансамбль, несущий образное содержание, определенное назначением и сформировавшимися традициями. Изучение широкого материала позволило раскрыть наиболее свойственные черты традиционного костюма как историко-культурного феномена. Были систематизированы главные типы одежды с точки зрения функционального использования, особенностей конструкции и покроя. Костюм выполняет функцию знаковой системы, выражает общественную идеологию и образно раскрывает мировоззрение человека, его представления о существующих и желаемых связях между социальными группами, человеком и природой, дает эмоциональную оценку окружающей действительности.
Обобщение теоретических основ исследований феномена творческих способностей личности позволило выделить, более широкое по смыслу, определение понятия «творческой способности» как способности личности адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах/продукции деятельности, что позволяет осознавать изменчивость объективной реальности, отраженной в субъективных образах, в применении к нашему исследованию, в проектировании костюма на основах использования традиционного народного творчества.
Соответственно, творческая личность рассматривается сегодня не как пассивный организм, реагирующий на внешние раздражения, а как исследователь, стремящийся понять, интерпретировать и контролировать системы личностных выборов и переживаний, с целью эффективного взаимодействия с окружающей средой, гибкого приспособления к изменяющимся условиям и требованиями моды , применительно к проектированию современного костюма и обращающийся к истокам народного творчества, как источника культурных традиций и вдохновения.
В ходе опытно- экспериментальной деятельности было выявлено, что эффективность применения студентами знаний в области материаловедения и технологии имеет тесную взаимосвязь с развитием композиционных студенческих способностей. Именно посредством формирования композиционного замысла, с его реализацией создаются предпосылки для выделения студентом в практической деятельности наиболее оптимального технологического и выразительного художественного, декоративного решения одновременно. Высоким уровнем развития композиционных способностей оказывается существенное влияние также и на творческое развитие, с мотивацией студента на профессиональный рост, формирование у студента способности к творческой рефлексии, определяющей также самооценку, и способность к оцениванию других творческих работ.
Таким образом, в ходе опытно- экспериментальной деятельности было подтверждено предположение согласно которому процесс обучения (теоретические основы, предлагаемые пути, методы и средства обучения) орнаментальной композиции в художественной вышивке студентов-бакалавров в системе подготовки, будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- определена структура и содержание специальной художественно-изобразительной компетенции;
- учтено содержание образовательного процесса в высшей школе структурировано с учетом специфики художественно-проектной деятельности;
- учтена профессиональная компетенция готовности педагогов в
творческой художественно-педагогической деятельности.


1. Айбатыров К.С. Подготовка студентов вуза к проявлению профессионально ориентированной креативности / К.С. Айбатыров, З.И. Магомедова // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль, 2013. - С. 149-154.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания - 2-е изд./ Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001 - 260 с.
3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И.Андреев. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. - 566 с.
4. Андреева Е. В. Историко - теоретические аспекты в изучении места и роли внеучебной деятельности в системе среднего профессионально - педагогического образования / Е. В. Андреева. -М.: Известия РЕПУ им. А. И. Еерцена, 2009 - 79 с.
5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм // Перевод с англ. Самохина В. Л. Общая редакция Шестакова В. П. - М.: Прогресс, 1974. - 392 с.
6. Аронов В.Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна / В.Р. Аронов. -М.: ВНИИТЭ, 1992. - 122 с.
7. Банников В.Н. Педагогические условия развития художественного интереса в условиях разноуровневого образования. Теоретико-ориентированная монография / В.Н. Банников. - М.: Изд-во ИОО МО РФ, 2004. - 163 с.
8. Бердник Т. О. Дизайн костюма / Т. О. Бердник. - Ростов-наДону: Феникс, 2000. - 448 с.
9. Береснева В.Я., Романова Н.В. Вопросы орнаментации ткани / В.Я. Береснева, Н.В.Романова. -М.: Легкая индустрия, 1977. - 192 с.
10. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов / Н.П. Бесчастнов - М.: Владос, 2008г. -175 с.
11. Бехтерев В. М. Избранные труды по социальной психологии / В.М. Бехтерев. - М.: Наука, 1994. - 400 с.
12. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М.: «Академия», 2002. - 320 с.
13. Богоявленский Д.Н. Вопросы психологии усвоения грамматики и орфографии / Д.Н. Богоявленский. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1957. - 416 с.
14. Богуславская И.Л. Русская народная вышивка / И.Л. Богуславская. - М.: Искусство, 1972. - 120 с.
15. Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарии / Ф.Х. Валеев, Г.Ф. Валеева-Сулейманова. - Казань: Татарское книжное издательство, 1987.-204 с.
16. Ванслова В.В. Изобразительное искусство и музыка / В.В. Ванслова. -М.: Художник РСФСР, 1983. -231 с.
17. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. -М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
18. Влияние современного искусства на дизайн-проектирование: материалы студенческой науч. конференции №2(47) (Екатеринбург, 14-13 января 2010). - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2010. - С. 28-34.
19. Волков Б.С. Часть 2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - Москва: Владос, 2005. - 343 с.
20. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Ростов н/Д: изд- во Феникс, 1998. - 480 с.
21. Еавриляченко С. А. Композиция в учебном рисунке: научно-методическое издание / С. А. Еавриляченко - М.: Издательство СканРус, 2015 - 192 с.
22. Еенисаретский О. И. Культурно-антропологическая перспектива / О. И. Еенисаретский - М., 1995 - 215 с.
23. Еолубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э.А. Еолубева - Дубна: Феникс+, 2005. - 512 с.
24. Гретченко А.И., Никитская Е.Ф., Валишвили М.А. Комплексный анализ состояния экономики Московской области: монография / А.И. Гретченко, Е.Ф. Никитская, М.А. Валишвили и др. - Москва: РУСАЙНС, 2017. - 232 с.
25. Джонс Дж. К. Методы проектирования / Дж. К. Джонс. - 2-е изд., доп. - М.: Мир, 1986. - 326 с.
26. Диксон Дж. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений / Дж.Диксон. - Перевод с английского Е.Г. Коваленко. - М.: Издательство Мир, 1969. - 550 с.
27. Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования / В.Н. Дружинин - 2-е изд., испр. - М.: Институт психологии РАН, 1994. - 163 с.
28. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - М.: ACT, 2001. - 205 с.
29. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов / Л.Б. Ермолаева-Томина. - 2-е изд. - М.: Академический проект: Культура, 2005. - 112 с.
30. Зеер Э., Павлова А.М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э. Зеер, А.М., Павлова, Э. Э. Сыманюк.
- М.: МПСИ, 2005. - 216 с.
31. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя.
- 3-е издание, пересмотренное. - Москва: Московский психолого-социальный институт. - Воронеж: МОДЭК, 2010. - 448 с.
32. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов / С.Е. Игнатьев. - М.: Академический Проект: Фонд Мир, 2007. - 208 с.
33. Келлер Б. Б., Хан-Магомедов С. О. Современная архитектура капиталистических стран. / Б. Б. Келлер, С. О. Хан-Магомедов. - М.: Издательство литературы по строительству, 1966. -228 с.
34. Климов Г.П. Князь мира сего / Г.П. Климов. - М.: Диво, 1970. - 304 с.
35. Ковалев А.Г. Социально-психологический климат коллектива и личность / А.Г. Ковалев-М.: Мысль, 1983. - 115 с.
36. Кожина О.А., Кулакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. 7 класс. Учебник / О.А. Кожина, Е.Н. Кулакова, С.Э.Маркуцкая. - 4-е изд., перераб. -М.: Вентана-Ераф, 2010. - 192 с.
37. Кожуховская С.М. Дизайн-образование: структура, содержание и методы реализации: автореф. дне. на соиск. учен. степ, канд.педаг. наук (13.00.08) / Кожуховская Светлана Махтиевна. - Кабардинино-Балкарский гос. университет им.Х.М.Беребекова. - Нальчик, 2011. - 65 с.
38. Королева Н.С. Народная вышивка РСФСР / Н.С. Королева. - М.: Высшая школа, 1992. - 160 с.
39. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений /В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. - М.: Издательский центр Академия, 2006. - 400 с.
40. Крулехт М.В. Теория и методика дошкольного образования: методическое сопровождение самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине / М.В. Крулехт - М.: ИИУ МЕОУ, 2018. - 128 с.
41. Кузин В.С. Рисунок, наброски и зарисовки / В.С. Кузин. - М.: Академия, 2006. - 112 с.
42. Лекторский В.А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница // Научные и вненаучные формы мышления. - М., 1996. - 92 с.
43. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А.Ф. Лосев. - М.: Искусство, 1995. - 320 с.
44. Маринко Т.Е. Эстетический анализ костюма как продукта дизайнерской деятельности: Автореферат дисс. на соиск. учен, степ, канд. философ, наук / Т.Е. Маринко. - МГУ им. М. В. Ломоносова, 1982. -ПО с.
45. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
46. Матяттт Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб, пособие для студ. учреждений высш. образования / Н.В.Матяш. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр Академия, 2014. - 160 с.
47. Медник С.А. Формирование творческих способностей / С.А. Медник //Психология творчества. - М., 1982. - С. 55-61.
48. Мелецинек А. Инженерная педагогика / А. Мелецинек. - М.: Изд-во МГТУ, 1998.-245 с.
49. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов / М.Н. Мерцалова - М.: Академия моды, 1993 г - 545 с.
50. Морозов А.В. Креативность преподавателя высшей школы: монография / А.В. Морозов. - М.: Изд-во МГСУ, 2002. - 100 с.
51. Мясищев В.И. История советской психологии труда: 20-30-годы XX века. Принципы организации научного изучения труда. Эргология и эрготехника / В.И. Мясищев. -М.: Издательство Московского университета, 1983. - С. 64-67.
52. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика /М.А. Некрасова. -М.: Изобразительное искусство, 1983. -343 с.
53. Йеменский Б.М. Познание искусством / Б.М. Йеменский. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 192 с.
54. Орлова, И. Б. Социология исторического знания: учебник для бакалавриата и магистратуры / И. Б. Орлова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 191 с.
55. Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования / Б. Оскарссон // Оценка качества профессионального образования; под ред. В.И. Байденко, Дж. Зантворта. — М.: ДЕЛФИ, 2001. — 137 с.
56. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. - 3-е изд. испр. и доп. -М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.
57. Петрутттин В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин - М.: Академический проект, 2006. - 380 с.
58. Плаксина Э. Б. История костюма: стили и направления / Э. Б. Плаксина, Л. А. Михайловская, В. П. Попов; под ред. Э. Б. Плаксиной. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 224 с.
59. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е.С. Полат - М.: Академия, 2007. - 368 с.
60. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев // Тенденции развития психологической науки. -М.: Наука, 1988. С. 21-25.
61. Равен Джон Компетентность в современном обществе / Джон Равен. - М., Когито-Центр, 2002. - 396 с.
62. Розенблюм Е. А. Музей и художник / Е. А Розенблюм // Декоративное искусство СССР. 1967. - № 11. - С. 5-10.
63. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок / Н.Н. Ростовцев. - М.: Просвещение, 1984. - 240 с.
64. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: 2010. -94 с.
65. Селевко Е.К. Энциклопедия образовательных программ / Е.К. Селевко. - М.: 2006. -816 с.
66. Сериков В.В. образование и личность: Теория и практика проектирования пед. систем / В. В. Сериков. -М.: Логос, 1999. - 271 с.
67. Сестры Сорины Язык одежды, или как понять человека по его одежде: Психологический практикум / Сестры Сорины. - Луганск: Елобус, 1999. - 65 с.
68. Сидоренко В.Ф. Эстетика проектного творчества / В. Ф. Сидоренко. - Москва: Всероссийский науч.-исследовательский ин-т технической эстетики (ВНИИТЭ), 2007. - 135 с.
69. Симоненко В.Д. Технологическая культура и образование (культурно - технологическая концепция развития общества и образования) / В.Д. Симоненко. -Брянск, 2011. -203 с.
70. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1980. - 96 с.
71. Соколов М. Н. Вышивка. Заметки об образах и мотивах в русском и татарском искусстве / М. Н. Соколов. -М.: Советский художник, 2014. - 231 с.
72. Сокольникова Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / Н. М. Сокольникова. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр Академия, 2013. - 256 с.
73. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т / В.А. Сухомлинский. -М.: Педагогика, 1979. - 560 с.
74. Татур Ю.Т. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов / Татур Ю.Т. - М.: Высш. образование сегодня 2004. - № 3. - 20 с.
75. Теплов Б. М. Способности и одарённость /Б.М.Теплов // Учёные записки Гос. НИИ психологии. - СПб: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 1941. - С.9-20.
76. Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности / О.К. Тихомиров-М.: Наука, 2014. - 210 с.
77. Толстой Л. Н. Литературная энциклопедия / Л.Н. Толстой. - Под ред. А. В. Луначарского. - М.: Гослитиздат, 1939. - Т. XI. - 824 с.
78. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский. - М.: Изд-во Академии наук РСФСР, 1945. - 461 с.
79. Филиппа Д. Создай себе имидж / Д. Филиппа - М.: Попурри, 1998. - 304 с.
80. Холландер Э. Пол и костюм. Эволюция современной одежды / Э. Холландер; пер. с англ. Е. Канищевой, Л. Сумм. - Москва: Новое литературное обозрение, 2018.- 172 с.
81. Шадриков В.Д. Введение в психологию. Способности человека / В.Д. Шадриков - М.: Логос. 2002. - 230 с.
82. Шимко В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование: Основы теории / Шимко В. Т. - М.: Архитектура С, 2009. - 408 с.
83. Шишов С.Е., Кальней В.А., Гирба Е.Ю. Мониторинг качества образовательного процесса в школе: Монография / С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Е.Ю. Еирба. - М.: НИЦ, ИНФРА-М, 2013.-206 с.
84. Шорохов Е.В. «Основы композиции», Учеб, для студентов худож. - грф. фак. пед. ин-тов / Е.В. Шорохов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986.-207 с.
85. Юнг К.Е. Архетип и символ / К.Е. Юнг. - М.: Ренессанс, 1991. - 304 с.
86. Юсов Б.П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: очерки по истории, теории и психологии художеств, воспитания детей / Б.П. Юсов. - Магнитогорск: Изд-во Магнитог. гос. ун-та, 2002. - 282 с.
87. Якобсон П.М. История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 565 с.
88. Barron F. The disposition toward originality / F. Barron // P.E. Vernon (ed.) // Creativity. L. - 1972. - C. 273-288.
89. Delors J. Learning: the treasure within; report to UNESCO of the International Commission on Education for the Twenty-first Century (highlights), 1996.
90. Renzulli J.S.The three-ring conception of giftedness: A developmental model for creative productivity// StembergR.J., DavidsonJ.E. (Eds.). Conceptions of Giftedness. New York: Cambridge University Press. 1986. C.53-92.
9E Taylor C.W. Scientiific creativity. Recognition and development / C.W. Taylor. -
N. Y., 1963.-80 c.
92. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода:
лекция в слайдах (авторская версия) / В.И. Байденко. - URL:
http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/123/75123/55647?p_page=12 (дата обращения
15.11.2018)
93. Взаимосвязь принципов права народов на самоопределение и территориальной целостности государства на примере вхождения в состав Российской Федерации Республики Крым: сб. научных трудов по итогам II международной научно-практической конференции gpo6aeMbi современной юридической науки: актуальные вопросы (Красноярск, 12-13 октября 2015 г.) / ред. кол.: Егоров А.Б., Хейтов В.Я., Курганова Ю.А. и др. - Красноярск, 2015. - С. 94-97.
94. Кемерова Н. С. Проектирование индивидуальной траектории обучения иностранному языку в техническом вузе / Н. С. Кемерова. - URL: http ://vestnik.tspu. ru/index. php?option=com_content&task=view&id=2291 &Itemid=27 6 (дата обращения: 17.04.2019).
95. Мелик-Пашаев А.А. Художественное творчество и душевное здоровье / А.А. Мелик-Пашаев. - М.: Издательство Московского городского психологопедагогический университета-
URL : http: //lib. mgppu. ru/opacunicode/app/webroot/index. php?url=/notices/index/IdNo tice:103685/Source:default (дата обращения 07.11.2018)
96. Носань T.M. Региональные особенности русской традиционной вышивки. Современные проблемы науки и образования / Т.М. Носань. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/regionalnye-osobennosti-russkoy-traditsionnoy- vyshivki (дата обращения: 14.04.2018).
97. Петровский А.В, Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - URL https://moluch.ru/archive/16/1545/ (дата обращения: 30.05.2019).
98. Постановление Правительства РФ "О национальной доктрине образования в Российской Федерации" от 04.10.2000 № 751: Минкомсвязь России. - URL: https://docplayer.ru/50108351-Postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-n-751-o- nacionalnoy-doktrine-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federacii.html (дата обращения
26.02.2019)
99. Татарская вышивка. -URL: http://islam.ru/content/kultura/31162 (дата
обращения 25.02.2019)
100. Татарская вышивка современности. -
URL: https: //www. perunica. ru/tradicii/9553-drevo-zhizni-nurziya-sergeeva. html (дата обращения 25.02.2019)
101. Френсис Гальтон. - URL: http://www.psy-center.com.ua/rus-classic/view- 049/galton-frensis-chelovek-uchenyy-lyudi.html (дата обращения 10.01.2019)
102. Цеева Л. X., Симбулетова Р. К. Формирование социально-личностного опыта дошкольников в игровой деятельности / Л. X. Цеева, Р. К. Симбулетова URL: http://e-koncept.ni/2014/14173.html (дата обращения 15.11.2018)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ