Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-психологические особенности политического мировоззрения студенческой молодежи

Работа №8312

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы231стр.
Год сдачи2006
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
893
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Проблема политического мировоззрения в отечественной и зарубежной психологии
1.1. Политическое мировоззрение как социально-психологическая категория 12
1.2. Соотношение психологических свойств личности политического мировоззрения 22
1.3. Политическое мировоззрение студенческой молодежи и особенности взаимодействия с малой группой 30
1.4. Особенности политического мировоззрения в контексте обыденного сознания
большой социальной группы 34
Глава 2. Методология, методы и организация эмпирического исследования социально-психологических особенностей политического мировоззрения студенческой молодежи
2.1. Методологические основы эмпирического исследования 73
2.2. Методы, организация и этапы эмпирического исследования 77
ГЛАВА 3. Результаты эмпирического исследования социально-психологических особенностей политического мировоззрения студенческой молодежи и его взаимосвязи с социально-психологическими характеристиками личности
3.1 Результаты исследования политических убеждений в основных сферах 89
3.2. Изучение взаимосвязи политических убеждений с психологическими, социально¬психологическими и социальными особенностями личности 91
3.3. Эмпирическая типология мировоззренческих позиций студенческой молодежи ..123
Заключение 140
Список литературы 141
Приложения 154



Актуальность исследования. Современный период социальных изменений в нашей стране характеризуется перестройкой сознания человека, ведущей к пересмотру прежних устоявшихся отношений, к поиску иного стиля взаимодействия между людьми.
В динамике социальной жизни наметилась тенденция изменения устоявшихся социальных стереотипов, распространенных в нашем обществе в предыдущий период. Стереотипы советского времени укоренились в массовом сознании достаточно прочно, и их исчезновение воспринимается как утрата идеалов (ЛЮ.Гозман, Ю.М.Левада, Д.В.Ольшанский, Г.М.Андреева,
В.М.Утенков, А.С.Закалин, С.Ю.Иванова).
Одновременно происходит изменение системы ценностей. Ценностная и практическая переориентация современного российского общества в области экономики, политики, социальной и духовной сферах воспринимается представителями различных социальных групп, в частности студенчеством, неоднозначно (Г.М.Андреева, Н.Ф.Наумова, Ю.М Левада). Переход к частнособственническим отношениям, рыночной экономике, приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, индивидуальная ответственность за принятые решения, свобода слова влекут за собой трансформацию политических убеждений, в соответствии с чем, возникают новые формы политического участия.
Очевиден кризис идентичности личности вследствие существенных изменений в массовом сознании. Социальные категории, позволяющие индивиду отнести себя к определенной группе, утрачивают свои границы.
Данные процессы отражаются в политическом сознании, которое в общепринятой мировой традиции рассматривается как вся совокупность психического отражения политики, как ее субъективный компонент, проявляющий себя на разных уровнях и в различных ситуациях и включающий в качестве структурного компонента политическое мировоззрение [101,59; 114,303].

4
В условиях отсутствия четко обозначенных ценностных ориентиров, наличия большого числа политических партий с полярными взглядами на устройство общества, низкой политической культурой молодежи современной России, появления политических организаций, строящих свою деятельность на основе религиозной, национальной, расовой нетерпимости, отсутствия цензуры в СМИ, тиражирующих вседозволенность, эгоизм, насилие как норму, возникает закономерный вопрос: на каких политических убеждениях основывается молодое поколение, как данная социальная группа представляет себе устройство общества, в какой форме будет участвовать в политической жизни общества?
С другой стороны, молодое поколение все более активно вовлекается в политическую жизнь страны, возникают молодежные отделения партий, появляются массовые общественно-политические движения с участием молодых людей, данная социальная группа все чаще становится объектом манипуляции со стороны политических сил. Изучение обозначенных проблем определяет выбор тематики диссертационного исследования «Социально¬психологические особенности политического мировоззрения студенческой молодежи» и его актуальность.
Степень разработанности проблемы. Социально-психологические особенности политического мировоззрения студенческой молодежи изучены недостаточно. Существуют отдельные исследования данной проблемы в рамках социально-гуманитарного знания. Сам термин «политическое мировоззрение» не имеет общепринятой трактовки и используется в различных значениях, научные исследования особенностей политического мировоззрения и его типов в последнее время не встречаются. Данной работой мы намереваемся дополнить существующие пробелы.
В отечественной науке проблема политического мировоззрения исследовалась в сфере политической психологии, политологии, социологии, социальной философии (Д.В.Ольшанский, В.Одайник, А.С.Ватаропин, A.JI. Андреев, Д.П.Гавра, Н.В.Соколов, А.А.Деркач, А.Г.Спиркин). Особенности российского сознания и мировоззрения интересовали таких

5
исследователей как Г.В. Акопов, Е.А.Ануфриев, Э.А. Баграмов, Н.А.Бердяев,
Н.А.Нарочницкая).
Значительный вклад в осмысление детерминант политического мировоззрения внесли Г.М.Андреева, Е.В.Андриенко, Г.А.Берулава, Р.С Немов, В.Г.Крысько.
Существенный интерес для изучения социально-психологических особенностей политического мировоззрения представляют работы Г.В.Осипова, Л.Е.Бляхер, Т.А.Бондаренко, МЭ.Брандес, Л.Я.Гозмана,
А.М.Эткинда, С.Г.Кара - Мурзы, Э.Кассирера, И.Б.Кирилловой, А А Крыловой, Н.Ф.Наумовой, Ю.М.Левады, Т.Б.Рябовой, О.О.Савельевой.
Содержание понятия «мировоззрение» постоянно расширяется, однако многие ученые предлагают рассматривать мировоззрение в каком-либо одном аспекте. Анализ научной литературы показывает, что проблема содержания политического мировоззрения и его социально-психологических особенностей изучена явно недостаточно. При исследовании политического мировоззрения основное внимание уделяется изучению политических ценностей, ориентаций, особенностей политической культуры. Однако в действительный момент нет определения понятия политического мировоззрения с точки зрения подхода, включающего в себя достижения различных социально-гуманитарных дисциплин и учитывающего социально-психологические особенности носителей определенного типа политического мировоззрения.
В настоящее время ряд авторов ставят вопрос о необходимости дальнейшего изучения феномена политического мировоззрения, в связи с постоянно возрастающей актуальностью данной проблемы, и с тем, что современная студенческая молодежь в дальнейшем придет на смену менеджерам, инженерам, специалистам и займет свое место в политической системе (Д.В.Ольшанский, Н.А.Нарочницкая, А.Цуладзе, П.Н.Шихирев, Г.В.Осипов).
Цель работы - изучение когнитивного содержания политического мировоззрения студенческой молодежи и его связь с социально¬психологическими особенностями личности.

6
Объект исследования: политическое мировоззрение провинциальной студенческой молодежи, проживающей в средней полосе России.
Предмет исследования: социально-психологические особенности политического мировоззрения студенческой молодежи.
В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:
- проанализировать и обобщить применительно к данному исследованию основные концептуальные подходы, связанные с проблемой политического мировоззрения в работах отечественных и зарубежных исследователей;
- определить основные понятия и методологические принципы, обеспечивающие валидность и надежность получаемых результатов. Проанализировать существующие эмпирические методы и выбрать психологический инструментарий, адекватный целям исследования, провести его апробацию;
- выделить и обосновать систему социально-психологических переменных связанных с политическими предпочтениями студенческой молодежи;
- провести контент-анализ основных положений политических партий, существовавших и существующих в России, в сфере властных, социальных, экономических, духовных отношений;
- выявить доминирующие политические предпочтения респондентов на основе систематизированных программных положений политических партий;
- изучить связь политических убеждений с социально-психологическими характеристиками личности;
-систематизировать и охарактеризовать эмпирически выявленные типы политического мировоззрения;
- выявить гендерные различия политического мировоззрения студенческой молодежи;


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социально-психологические феномены, проявляющиеся в сфере политики очень трудны для анализа Во-первых, потому что связаны с взаимовлиянием и взаимопроникновением политических, социальных и психологических процессов и явлений, разграничить которые достаточно непросто, а иногда и невозможно. Во-вторых, сложность изучения политического мировоззрения объясняется неоднозначностью трактовки представителями различных психологических школ сущности, содержания и происхождения этого феномена В-третьих, изучение и обобщающая трактовка психологами, социологами и политологами явлений, относящихся к области политического мировоззрения возлагает, как отмечает Д В.Ольшанский « . слишком большую моральную и научную ответственность на исследователей» .
В нашем исследовании мы исходили из того, что политическое мировоззрение - это структурный компонент политического сознания, формируется оно в результате когнитивного отношения к политической сфере общества, являющейся одной из важнейших в системе других сфер: экономической, социальной, духовной
В политической деятельности нет единственно верного решения Потребности, интересы, ценности личности самодостаточны вне зависимости оттого, совпадают ли они с преобладающими в обществе тенденциями. Мы считаем что неправомерно политические убеждения какого-либо субъекта считать единственно истинными, а ценности другого ложными Здесь стоит привести слова К.Поппера : «Ни природа, ни история не могут нам сказать, что мы обязаны сделать . Именно мы привносим цель и смысл в природу и историю».
Каждый политический субъект (социальная группа, индивид) имеет право на свои политические убеждения и отстаивание их во взаимодействии с другими субъектами.




1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: Социально - психологические проблемы. - М.: МГУ, 1990. - 239 с.
2. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. / К.А. Абульханова (1973) - М.: Наука, 1973. - 288 с.
3. Адорно Т. Авторитарная личность// Психология и психоанализ власти. Т.2. Хрестоматия. - Самара. 1999.
4. Акопов Г.В. Российское сознание. Самара, 2002. - 90 с.
5. Андреев A.JI. Политическая психология.- М.2002. - 246 с.
6. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1994. -376 с.
7. Андреева Г.М. Социальная психология. - 5-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 363 с.
8. Андреева Г.М, Богомолова Н.Н., Петровская J1.A. Зарубежная социальная психология XX века: Теоретические подходы. Учеб. Пособие для ВУЗов. -М.: Аспект Пресс, 2001. - 288 с.
9. Андриенко Е.В.Социальная психология. - М.: Академия, 2000. -276 с.
10. Ануфриев Е.А., Лесная JI.B. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социально-политический журнал, 1997, №6, -С.22-23.
11. Баграмов Э.А. К вопросу о научном содержании понятия «национальный характер». М.: Политиздат, 1981. - 336 с.
12. Барабанщиков В. А. Методы психологического познания: системный взгляд//// Труды Ярославского методологического семинара. Т.З: Метод психологии. / Под ред. В.В.Новикова. - Ярославль: МАПН, 2005.
13. Барулин B.C. Российский человек В XX веке.
- СПб.:Алетейя, 2000. - 431 с.
14. Башкирова Е.И. Трансформация ценностей российского общества // ПОЛИС, 2000, №6. -С.51-57.

141
15. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. -М.: Наука, 1990.-220 с. •
16. Бернс Р. «Я-концепция» и воспитание. - М., 1986.
17. Берулава Г. А. Методологические основы практической психологии: Учеб. пособие. -М.Издательство Московского психолого¬социального института. 2004. - 192 с.
18. Блондель Ж. Политическое лидерство // Психология и психоанализ власти. Т.1. Хрестоматия. -Самара, 1999.
19. Бляхер JI.E. Политические мифы Дальнего Востока // ПОЛИС,
2004, №5, -С.28-32.
20. Божович Л.И. Психологические особенности формирования личности подростка. - М.: Знание, 1979. - 39 с.
21. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.
- М.: Знание, 1968.
22. Бондаренко Т.А. Стереотип восприятия правоохранительных органов в дальневосточном регионе// Социс, 2006, №1, -С. 99-103.
23. Болотова А.К., Маркова И.В. Прикладная психология. -М.: Аспект Пресс,2001. -383 с.
24. Большой психологический словарь./Под ред. Мищерякова Б.Г., Зинченко В.П. - СПб.: Прайм-еврознак, 2003, -С.20.
25. Большой толковый психологический словарь в 2-х Т./ Под ред. Ребера Артура.: Перевод с англ. - М.: Вече, ACT, 2000.
26. Брандес М.Э. Идеология и миф: Общие черты.// Политическая наука. Политическая идеология в современном мире: Сб. Науч. Тр. / РАН ИНИОН - М.,2003, -С.45-60.
27. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество - это народы. -М.: Мысль, 1990.-391 с.
28. Брушлинский А.В. Психология субъекта. - СПб.: Алетейя, 1999. -269 с.
29. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Д. Социальная психология: ключевые идеи. - СПб.: Питер, 2003.

142
30. Василик М.А. Политическая наука. - М.: Юрист, 1999.
31. Васильцов С.И., Обухов С.П., Пешков В.Г. Политическая социология. Массовые настроения на переломе веков (1998 - 2004). -М.: Русский летописец, 2003. - 191 с.
32. Ватаропин А.С. Политические ориентации студенчества // Социс, 2000, №6. -С.40-43.
33. Виестус А., Рига Г. Авторитаризм повседневности// Социально-гуманитарные знания, 2003, №5. -С.3-18.
34. Войтасик J1. Психология политической пропаганды. / Под. Ред. Ю.А.Шерковина. - М.: Прогресс, 1981. - 278 с.
35. Вундт В.Проблемы психологии народов. - СПб : Питер, 2001. -160 с.
36. Гавра Д.П., Соколов Н.В. Исследование политических ориентаций.// Социс, 1999, №1. -С.66-77.
37. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - JI.: ЛГУ ,1984. -175 с.
38. Гендерные аспекты политической социологии. / Под. Ред. С.Г.Айвазовой, О.А.Хасбулатовой. -М.:Российская политическая энциклопедия, 2004.- 260 с.
39. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2 т. - М.: Мир,1992. Т.2. -370 с.
40. Гозман Л.Я., Эткинд А.М. Метафоры или реальность? Психологический анализ советской истории//ВФ, 1993, №3.
41. Гудвин Джеймс. Исследование в психологии. Методы и планирование.-3-е издание. -СПб.: Питер, 2004. - 557 с.
42. Гудинг Дэвид, Лееннокс Джон Мировоззрение. Пер. с англ./ Под общ.ред. Т.В.Барчуновой. - Ярославль, 2001. -265 с.
43. Гулыга А.В. Миф как философская проблема// Античная культура и современная наука. - М.: Соратник, 1995. - 309с.
44. Гуревич А.Жизнь после жизни или нечто о современности и средневековье.//Знание-сила, 1990, №11.

143
45. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М.: Норма- Инфра,1999. - 611 с.
46. Деркач А.А. Политическая психология. М. 2001.
47. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. -М.: Наука, 1994.
48. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ//Вопросы психологии, 1993, №5. -С.28-34.
49. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. -М.:Изд-во МГУ, 1994. - 141 с.
50. Зубов А. Единство и разделения современного русского общества: вера, экзистенциальные ценности и политические цели // Знамя,
1998, №11. -С.161-193.
51. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. - М.: Финансы и статистика, 2001. -480 с.
52. Иванова С.Ю. Государственный патриотизм - альтернатива идеологии национализма и космополитизма // Социально-гуманитарные знания, 2003,№3, -С.292-303.
53. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова J1.B. Политология. - М.: Юрист,
1999. -511с.
54. История политических партий России. Под. Ред. Н.Г.Думова, Н.Д.Ерофеева и др. - М.: Высш.шк., 1994.
55. Как провести социологическое исследование. / Под ред. М.К.Горшкова, Ф.Э.Шереги. М.: Политиздат, 1990. -287 с.
56. Кара - Мурза С.Г. Евроцентризм - эдипов комплекс интеллигенции. - М.: Алгоритм, 2002. - 255 с.
57. Кара - Мурза С.Г. Идеология и мать ее наука.- М.: Алгоритм,
2002. -255 с.
58. Кара - Мурза С.Г. К методологии мифотворчества// Социально-гуманитарные знания, 2003, № 6, -С.3-36.

144
59. Карпов А.В. Понятие метасистемности в развитии представлений о предмете и методе психологических исследований.// Труды Ярославского методологического семинара. Т.З: Метод психологии. / Под ред. В.В.Новикова. - Ярославль:МАПН, 2005, -С. 139-155.
60. Касавин И. Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб.: РХГИ, 1999. - 408с.
61. Кассирер Э. Политические мифы//Реклама: внушение и манипуляция. -М.: Гардарики, 2001. - 780с.
62. Кириллова И.Б. Мифотворчество в медиакультуре // Общественные науки и современность, 2005, №5. -С. 155-168.
63. Климов Е.А. Основы психологии. - М.: ЮНИТИ, 1997. - 348 с.
64. Ковалев С.В.Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1991. - 143 с.
65. Козлов В.В. Интегративная психология: проблема метода// Труды Ярославского методологического семинара. Т.З: Метод психологии. / Под ред. В.В.Новикова. - Ярославль: МАПН,2005, -С. 167-201.
66. Коломец Е.Н., Кукурцева М.А. Национальный характер в зеркале социологии и философии истории//Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания. Проблемы изучения национального характера в социально-гуманитарном знании. -Иваново, 1999.
67. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
- 254 с.
68. Кравченко И.И. Политика и сознание. - М.: ИФРАН, 2004.
69. Краткий психологический словарь/ Под.общей редакцией Петровского А.В., Ярошевского М.Г.Ростов-на-Дону:Феникс,1999. - 431с.
70. Крылов А.А. Психология. - М.: Проспект, 2000.
71. Крысько В.Г. Социальная психология. - Минск.: Харвест, 2004. -688 с.
72. Кудрявцев В.Н., Лукашев Е.А. Индивидуализм или коллективизм? // Свободная мысль, 1996, №2, -С.62-63.

145
73. Куликов В.Н. Введение в социальную психологию. -Иваново: ИвГУ, 1990.- 179 с.
74. Куницына В Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. -СПб.: Алатейя, 2001.
75. Лакин Г.Ф. Биометрия: Учебное пособие для биол. спец. ВУЗов.
- М.: Высшая школа, 1990. - 351 с.
76. Лебон Г. Психология народов и масс. -СПб.:Макет, 1995. -314 с.
77. Левада Ю.М. Советский простой человек. - М., 1993.
78. Леви - Строе К. Первобытное мышление. -М.: Республика, 1994.-384 с.
79. Леви - Строе К. Структура мифа. Вопросы философии, 1970,
-№7.
80. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Смысл,
2005.-431с..
81. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология/Под. ред.А.А.Белика. -М.:Смысл, 2001. - 287с.
82. Ломов Б.Ф., Журавлев А.Л. Психология и управление. -М.: Наука, 1978. -64с.
83. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы в психологии. - М.: Наука, 1999. - 350 с.
84. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф: Труды по языкознанию. - М.: МГУ, 1982. -479 с.
85. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. - М : Мысль, 2001. - 559 с.
86. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы. М., 2001.
87. Майерс.Д. Социальная психология. -СПб.: Питер, 1997. - 688 с.
88. Маклаков А.Г. Общая психология. -СПб.: Питер, 2005.
89. Манифест Всероссийской политической партии «ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТВО» - Единая Россия. М.,2003. - 16 с.
90. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, Т.12, -М.: Прогресс, 1989. -С.58.

146
91. Матвеева С.В. Экспериментальная психология. - Балашов, 2002. -156 с.
92. Межличностное восприятие в группе.// Под.ред. Андреевой Г.М., Донцова А.И. -М.: Изд-во МГУ, 1981. - 294 с.
93. Менчинская Н.А. Психологические закономерности формирования мировоззрения. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 236 с.
94. Методики социально-психолгической диагностики личности и групп// Под.ред. Журавлева А.А., Хощенко В.А. -М, 1990.
95. Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е.В.Шороховой. -М.: Наука,1977. - 247 с.
96. Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е.В.Шороховой. М.: Наука,1975. - 250с.
97. Методы социально-психологического исследования. -М.: Институт общей и педагогической психологии АПН СССР, 1975, - 272 с.
98. Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М.Мелетинский. -М.: Энциклопедия, 1991. - 736с.
99. Молодежь: тенденции социальных изменений. Сб. статей. -СПб., 2000.
100. Московичи С. Век толп. Исторический трактат психологии масс./М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998.-477 с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ