Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Досуг как сфера жизнедеятельности современной российской молодежи

Работа №111832

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы100
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
70
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Досуг как сфера жизнедеятельности современной российской молодежи 8
1.1 Методологические принципы анализа молодежи в современной социологии 8
1.2 Концепции и стили молодежного досуга 13
Глава 2 Опыт эмпирического изучения досуга российской молодежи как фактора социализации 27
2.1 Анализ досуга студенческой молодежи 27
2.2 Сравнительный анализ досуговых предпочтений молодежи на примере крупных и малых городов России 36
2.3 Анализ удовлетворенности молодежи проведения досуга с использованием метода Стефенсона 40
Заключение 48
Список используемой литературы и используемых источников 55
Приложение А Программа социологического исследования 61
Приложение Б Инструментарий анкетирования 70
Приложение В Таблицы распределений 77
Приложение Г Программа контент-анализа 86
Приложение Д Таблица контент-анализа 93
Приложение Е Системный анализ. Метод Стефенсона 95
Приложение Ж Таблицы распределений. Метод Стефенсона 97

Актуальность темы исследования. Трансформация общественных отношений привела к изменению содержания молодежного досуга. Преобразования затронули ценности и мировоззрение молодежи. Известно, что в структуре населения любого государства одно из важных мест занимают молодые люди, дети, подростки, юноши и девушки, то есть та его часть, которую в обобщенном виде называют «молодежь» [3].
Досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей [6]. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.
Степень научной разработанности темы. Попытки осознания сущности досуга были предприняты древними учеными - Аристотелем, Платоном. В зарубежной литературе история изучения досуга и свободного времени представлена работами Р. Декарта, А. Шопенгауэра. В отечественной литературе изучение досуга рассматривали Г.Н. Зборовский, С.Н. Иконникова, Л.И. Михайлова, А.С. Орлов. В работах С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский особое внимание всегда уделялось исследованию ключевых проблем молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре.
Исторические аспекты становления досуга изучали И.М. Асанова, С.О. Дерябина, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Система ценностей досуга в основном была отражена в трудах А.Ф. Воловика, В.А. Воловика, а также в трудах В.П. Крестьянова.
В зарубежной и отечественной социологической науке исследование досуга и свободного времени представлено именами таких ученых, как Б.Л. Грушин, Ж. Дюмазедье, Г.Е. Зборовский, М. Каштан, Т. Кэндо, Г.П. Орлов, С.Г. Струмилин, Дж. Шивере. Они заложили основные подходы к изучению свободного времени и досуга.
Исследованию бюджетов времени, выяснению роли и места досуга в структуре свободного времени посвятили свои работы В.А. Артемов, В.И. Болтов, А.П. Владимирова, В.Г. Гуцу, Е.И. Дробинская, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Г.И. Минц, А.Б. Мискевич, В.Д. Патрушев, Э.В. Соколов.
Современный подход к изучению сущности, структуры, закономерностей функционирования и развития досуговой сферы деятельности отражен в работах К. Маркса и Т. Веблена.
Целью работы является изучение досуга как фактора жизнедеятельность молодежи.
Объект исследования - современная российская молодежь.
Предмет исследования - досуг как фактор жизнедеятельности современной молодежи.
Задачи работы:
1. Проанализировать методологические принципы анализа молодежи в современной социологии;
2. Выделить концепции молодежного досуга;
3. Изучить стили досуга российской молодежи;
4. Проанализировать как российская молодежь предпочитает проводить досуг.
Теоретико-методологическая база исследования.
Деятельностный подход выделяет досуг, как деятельность в свободное от работы время, как неотъемлемую часть образа жизни человека.
Культурологический подход определяет досуг, как деятельность, выполняющая образовательную, воспитательную, духовную функции, обеспечивает расширение культурного кругозора.
Рекреационный подход изучает досуг, как деятельность, связанную с отдыхом и воспроизводства рабочей силы; досуг как отдых. Один из наиболее часто встречающихся подходов к определению досуга.
Социологический подход рассматривает досуг как часть внерабочего времени, которая включает развитие человека в разных сферах.
Психологический подход характеризует досуг как состояние ума.
Рекреативно-развивающий подход определяет досуг как специфическую деятельность.
Эмпирическая база исследования. С целью получения социологической информации, отражающей отношение социально-демографических групп к проведению досуга, было проведено исследование с использованием метода анкетирования, метода Стефенсона и контент- анализа.
В ходе исследования по методу анкетирование изучается выборочная совокупность в размере 200 человек. По типу выборка целевая, где единицами отбора выступили индивиды двух групп: 50 человек - студенты младших курсов (1-2 курсы), 50 человек - студенты старших курсов (3-4 курсы).
Для метода Стефенсона выборка составила 20 человек, молодежь, дифференцированная по возрасту.
Для получения социологической информации на тему анализ досуговых предпочтений молодежи на примере крупных и малых городов России был проведен контент-анализ.
Апробация работы:
• Шляпкина А.В. Динамика инновационного развития региона / А. В. Шляпкина. - Текст: непосредственный //«Студенческие Дни науки в ТГУ»: научно-практическая конференция (Тольятти, 5-30 апреля 2020 года) : сборник студенческих работ / отв. за вып. С.Х. Петерайтис. - Тольятти: Изд- во ТГУ, 2021. - С. 741-743.
• Шляпкина А. В. Досуг как способ получения самореализации студенческой молодежи / А. В. Шляпкина. // «Студенческие Дни науки в ТГУ»: научно-практическая конференция (Тольятти, 13 апреля - 29 мая 2020 года: сборник студенческих работ / отв. за вып. С.Х. Петерайтис. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2021- С. 417-419.
• Шляпкина А.В. Почему люди верят гороскопам? Эффект Барнума / А. В. Шляпкина. - Текст: непосредственный //«Студенческие Дни науки в ТГУ» : научно-практическая конференция (Тольятти, 5-30 апреля 2020 года) : сборник студенческих работ / отв. за вып. С.Х. Петерайтис. - Тольятти: Изд- во ТГУ, 2021 - С. 414-416.
• Шляпкина А.В. Почему люди верят гороскопам? Эффект Барнума / А. В. Шляпкина. - Текст: непосредственный // Материалы докладов XIVII -й Самарской областной студенческой научной конференции. - Самара - 2021. - С. 366-367.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав (в каждой из которых по два параграфа), заключения, списка используемой литературы и источников и приложения. В первой главе рассматривается молодежь в социологии и досуг, проводимый молодежью. Во второй главе представлены эмпирические данные по результатам проведенных исследований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одним из ведущих факторов творческого развития молодежи, реализации способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей и поступков является досуг. Свободное время - это золотое время, которое можно использовать для духовного и интеллектуального развития. Можно улучшить свою личность, правильно используя свободное время. Мы должны использовать это время с определенным планом [20].
Досуг был важной частью жизни людей с древних времен и до наших дней.
В рамках досугового времени молодые люди восстанавливают свои психические, интеллектуальные и физиологические возможности. Досуг может как стать стимулом для развития личности, так и превратиться в силу, калечащую, деформирующую сознание и поведение человека, ограничивающую духовный мир, что может привести молодого человека к пьянству, наркомании и другим формам асоциального поведения [10].
Досуг - это необходимость. Он нужен, чтобы не дать молодежи превратиться в одномерные личности. Если придерживаться одной и той же рутине снова и снова, это не принесет в работу тех свежих идей, которые можно получить из других занятий. Активный отдых на свежем воздухе имеет приятный восстанавливающий эффект и заряжает людей энергией. Часто выход превышает вход. Эти мероприятия ставят новые задачи.
Когда молодежь обнаруживают, что успешно справляются с проблемами, это вселяет в них некую уверенность, которая может помочь им в их обычной работе или карьере.
Досуговое времяпрепровождение молодых людей отличается высокой противоречивостью и сложностью. Большой объем свободного и неорганизованного времени, неумение людей распорядиться им, нередко приводит к социальным проблемам [9].
Развитие каких-либо установок личности, качеств, убеждений, взглядов имеет особую важность не только в школьный, но и в студенческий период. Именно в этом возрасте происходит идентификация человека как уже полноправного, самостоятельного взрослого индивидуума, осознание себя членом определенного политического строя.
Досуг молодёжи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей «молодёжного сознания» повышенной эмоциональностью восприятия и реакций. В основе его содержания не только отдых и развлечения, но и решения жизненных проблем, т.к. идёт активный процесс самопознания, самореализации, самовыражения [7]. Основные потребности этой возрастной группы: общение, выбор профессии и будущего спутника жизни, эмоциональная разрядка и отдых, участие в социально­значимых событиях и возможность самостоятельного решения проблем. Во временных коллективах досуг является существенным звеном социального воспитания личности, стимулом его творческого, интеллектуального, духовно-нравственного, физического развития, процессом, направленным на углубление и расширение знаний, гуманизацию чувств и поступков. Таким образом, проблема студенческого досуга воспитателя интересует не как «наполняемость» свободного времени студента, а как время «работающее на него» [37].
Свободное время - это условие для совершенствования студента в избранной деятельности, для углубления эмоционального восприятия современной жизни. Свободное время дает возможность углубить и расширить свои интересы, и возможность для самостоятельного творческого поиска в любой области.
Сегодня досуг приобретает все более комфортный характер, обеспечивающийся развитием технического прогресса: видеотехники, персональных компьютеров, кинофотоаппаратуры. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье [40].
В первой главе мы рассмотрели разные классификации стилей досуга. На основе анализа этих классификаций, мы пришли к общей типизации. Можно выделить несколько стилей досуга молодежи:
Развлекательный досуг
Развлекательный стиль досуга в обычном понимании обозначает активность при котором индивид веселится и получает всевозможные удовольствие, в свободное от работы и прочих обязательных задач время. Развлекательный стиль - не активный стиль, хоть и требует некоторого уровня активности. Отдых - это такой вид досуга, который предназначен для восстановления сил организма. Развлечения, в свою очередь, дают возможность снять психическое напряжение, переутомление, связанное с душевными, эмоциональным состоянием. Нельзя пренебрегать развлечениями или считать их, как это стало модным в последнее время в определенных кругах, пустым времяпрепровождением. Эмоциональный заряд, который получает во время такого отдыха человек, исключительно важен для адекватного восприятия повседневности. Это позволяет легче переносить стрессы, обусловленные повседневной работой, проблемами [22].
Развивающий досуг
Этот стиль связан с повышением эрудиции, приобщение к духовным ценностям. Посещение выставок, музеев, путешествия - все это пример развивающего досуга.
Еще одна составляющая данного стиля - это самообразование. Хотя это может показаться неправдоподобным, большинство студентов все же возвращаются к своим преподавателям в свободное время. Они учатся или пытаются овладеть новыми навыками, которые помогут им достичь своих целей. Молодые люди могут заниматься самообразованием в рамках своей профессии. В этом случает они совершенствуют свои знания, получают новые, благодаря которым он скорее достигнет высот в своей профессиональной деятельности. Или же наоборот досуг молодежи может и не быть связан с профессией. Возможно, молодой человек и не хотел поступать в вуз на ту или иную специальность. Поэтому в свободное от учебы время он отдает себя на совершенствование и изучение других навыков, чтобы в дальнейшем связать свою работу с именно с этой деятельностью. Или предпочитает работать в интересной ему сфере, не отвлекаясь на учебу и уделяя ей мало времени.
Социальный досуг
Такой досуг реализует потребность в общении. Тем самым непринуждённое общение, прогулки с друзьями, времяпровождение с семьей помогает восстановится и отдохнуть как морально, так и физически.
Наиболее «коммуникабельной» является все-таки студенты. Студенческий этап - это пора самопознания и самоутверждения, и самоутвердится можно только в общении и через него. Студенты находятся в постоянном ожидании встреч, связанных с поиском новых знакомств.
Сюда же входит не только социальное взаимодействие с людьми в реальном времени, но также и в виртуальном. Молодые люди часто используют свободное время, чтобы написать друзьям или проверить свои учетные записи в социальных сетях [19]. Проведение времени в сети может стать стимулом для забавного обмена мнениями с другом, умного «мема» или хороших новостей о любимой спортивной команде. Если это так, значит, восстановительный перерыв.
Студенты, преуспевающие в учебе, понимают, что поддержание чувств связи с теми, кого они любят, является ключом к здоровой и процветающей жизни. Времяпровождение с семьей поможет с готовность принимать любые вызовы, с которыми можно столкнуться при возвращении на учебу.
Творческий досуг
Творческий досуг - это умение сбалансировать моменты отдыха и работы, не допуская перегрузки в любых сферах вашей жизни.
Другими словами, у вас будет возможность выделить время на то, чтобы заниматься действительно важными делами, доставляющими вам удовольствие, помогая вашему мозгу «расслабиться» и позволяя вам думать о других вещах, помимо работы.
Когда человек ощущает свободу и внутреннее желание, творит ради созидания и воспринимает это как творчество, это творческий досуг. Молодежь, занимающаяся творчеством вне учебы, более сосредоточена и расслаблена. Такие виды деятельности, как рисование, игра на музыкальном инструменте, вязание, ведение журнала, танцы и т. д., позволяют людям погрузиться в состояние творческого потока. Это становится своего рода медитативным временем для мозга, которое стимулирует открытие для творческих идей, инновационных прорывов и более сфокусированных будущих состояний ума.
Все эти виды можно подразделить еще на две формы: пассивный и активный досуг.
Пассивный досуг
Время, которое люди проводят дома в деятельности, которые расслабляют и которые требуют мало усилий. Пассивный досуг включает в себя просмотр телевизора, просмотр видео в интернете или прослушивание музыки. Пассивный досуг обеспечивает расслабление, которое необходимо для психического здоровья молодежи, но такая деятельность обычно носит сидячий характер и может мало способствовать улучшению физического здоровья или когнитивных функций [50]. В идеале время, проведенное в пассивном досуге, должно быть сбалансировано со временем, проведенным в активном досуге. Некоторые эксперты по досугу не одобряют эти виды досуга на том основании, что они не обеспечивают преимуществ, предлагаемых активным досугом. Теперь молодежь проводят большую часть своего досуга в Интернете из-за легкости доступа, предлагаемого смартфонами. Это привело к популярности платформ социальных сетей среди молодежи.
Активный досуг
Деятельность включает в себя напряжение физической или умственной энергии. Активный досуг также может включать в себя умственные усилия. Активный отдых и рекреация накладываются друг на друга. Активный досуг предполагает использование физической или умственной энергии, часто совпадает с развлекательными мероприятиями и обычно происходит вне вашего дома и с другими людьми.
Физическая культура - это неотъемлемая часть культуры всего мирового сообщества и ее особенная, самостоятельная область, которая является обязательным элементом всестороннего развития человека. Важно понимать, что физическая культура имеет отношение не только к физической подготовке человека, но и напрямую касается также и его личностных качеств: участвует в процессе социализации и влияет на его взаимоотношения с обществом, помогает разграничить понятия «отдых» и «труд» [14]. Путешествия - тоже элемент активного досуга. Это часто является изюминкой часов досуга студентов, хотя это возможно только во время перерывов в семестре. Они уезжают в отпуск и знакомятся с иностранными и новыми культурами. Большинство академических институтов иногда приглашают своих ученых на экскурсии.
Во второй части проводились исследования. По данным анкетного опроса среди студентов четырех курсов.
Во второй главе выпускной работы были проведены исследования. В исследовании студенческой молодежи мы выдвинули следующие гипотезы. По результатам выяснилось, что 5 гипотез из 7 подтвердились:
Меньше Студентов младших курсов, которые не связывают свой досуг с профессиональной деятельностью. А также старшекурсники выбирают скорее пассивный досуг, чем активный. В пассивный я могу отнести такие виды как, прослушивание музыки, сон и просмотр телевизора. Причем они же тратят больше времени на досуг. Заметим, что при этом они не довольны.
Но несмотря на то, что старшие курсы выбирают пассивный досуг, бюджета у них больше, соответственно материальных средств у них хватает для организации собственного досуга.
У обеих совокупностей практически не наблюдалось трудностей с успеваемостью. Всего лишь четверть опрошенных испытывают трудности в понимании материала, у 19% студентов обеих групп есть долги по учебе, у 14% студентов много пропусков.
Также был проведен контент-анализ исследований досуга среди молодежи малых и крупных городов. С помощью этого метода мы оценили и выявили некоторые характерные особенности в видах проведения досуга, зависящие от размера города.
Были выделены несколько гипотез. И как мы и предполагали, молодежь крупных городов придерживаются выбору пассивных видов деятельности досуга. Тогда как молодежь малых городов придерживаются выбору активных видов деятельности досуга.
Таким образом мы делаем вывод о том, что молодежь, проживающая в малых городах в активных видах досуг, реализуют себя более полнее, нежели молодежь крупных городов. Молодежь мегаполисов России желают проводить свой досуг пассивно. Можно предположить, что из-за высокой занятости на работе или на учебе, у молодой части населения просто не хватает времени на проведение активного отдыха. Конечно, в пассивном досуге нет ничего плохого, но без проявления активности, прогулок, свежего воздуха организму наносится больше вред чем польза.
У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого своего принципа организации проведения свободного времени - творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий.


1. Асипова Н.А. Студенчество как особая социальная группа в контексте этнокультурной социализации / А. Асипова, М.И. Мамырова. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2018. - №6. - С. 175-179.
2. Батнасунов А.С. Досуг как сфера жизнедеятельности современной российской молодежи: дис. кандидата соц. наук: 22.00.06. - Ставрополь, 2014. - 25 с.
3. Батнасунов А.С. Трансформация досуговых предпочтений современной молодежи // Совершенствование методов управления социально-экономическими процессами и их правовое регулирование. Сборник материалов IV региональной научно-практической конференции. Ч.И. - Ставрополь: Изд-во Ставропольского института управления, 2014. - С. 158-164.
4. Будкина Е.К. Социализация молодежи и задачи изучения современных досуговых предпочтений / Е.К. Будкина // Научный вестник МГТУ ГА. - 2010. - №155. - С. 118-121.
5. Виды досуговой деятельности, определение досуговой. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://megaobuchalka.ru/10/21837.html (дата обращения: 26.02.2022).
6. Дорофеев А. А. Досуг как элемент повседневной культуры студентов / А. А. Дорофеев. // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). - Москва: Буки-Веди - 2016. - С. 61-64.
7. Досуг молодежи как фактор социализации личности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://student.zoomru.ru/soc/dosug-kak-faktor-i- sfera7134282.1048057.s2.html (дата обращения: 20.02.2022)
8. Досуговая деятельность и её виды. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.art-talant.org/publikacii/17063-dosugovaya-deyatelynosty-i-ee-vidy (дата обращения: 26.03.2022).
9. Журик Т.С., Шерстюкова Е.А. Роль организации досуга в развитии личности студента на примере белгородской области / Т.С. Журик, Е.А. Шерстюкова. // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2017. - №4. - С. 56-62.
10. Иванов В.М. Досуг современных студентов как сфера социализации личности / В.М. Иванов, Т.Ю. Денщикова. // Наука. Инновации. Технологии. - 2009. - №6. - С. 43-46.
11. Ионова О.В. Современные виды досуга студенческой молодежи / О.В. Ионова. // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - №3 (35). - С. 106-113
12. Кабадейцева О.В. Эволюция понятия «Досуг молодежи» в истории социологических концепций / О.В. Кабадейцева. // Russian Journal of Education and Psychology. - 2011. - №3. - С. 14
13. Калимуллина О.А. Досуг как сфера проявления и развития творческой направленности личности. / О.А. Калимуллина. // Вестник кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - №26. - С. 241-248.
14. Левыкина Т.С. Активный досуг в студенческой среде / Т.С. Левыкин. // Наука, образование и культура. - 2020. - №10 (54). - С. 47-79.
15. Леньшин В.П. Методологические подходы к исследованию молодежи / В.П. Леньшин. // Философия и общество. - 2004. - №3. - С. 80-91.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ