Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Учебно-методический комплекс «География Омского района» (Омский государственный педагогический университет)

Работа №83079

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы103
Год сдачи2022
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
278
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведена опытно-экспериментальная работа.
Выборка. 48 обучающихся 8-х классов: 23 обучающихся 8 класса «А» составили экспериментальную группу, 25 обучающихся 8 класса «Б» составили контрольную группу
Есть объемные приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Есть доклад и презентация к защите.

Введение 3
Глава 1. Требования к содержанию и разработке учебно-методического комплекса 8
1.1 Роль учебно-методического комплекса в организации учебного процесса 8
1.2 Структура и содержание учебно-методического комплекса 13
Глава 2. Использование учебно-методического комплекса «География Омского района» в учебном процессе 22
2.1 Структура учебного пособия «География Омского района» 22
2.2 Рабочая тетрадь 40
Глава 3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности использования учебно-методического комплекса в образовательном процессе 56
3.1 Цели и организация опытно-экспериментальной работы 56
3.2 Анализ результатов и выводы 67
Заключение 82
Список литературы 85
Приложения 93

Для теоретических уроков по курсу «География Омского района» в настоящее время учителя географии используют только электронные образовательные ресурсы, ИКТ и т.д. Поэтому уроки-практикумы данного курса на сегодняшний день не обладают достаточным методическим обеспечением: нет методичек, пособий, конструктов уроков и поурочных планирований, которые бы помогали педагогу и обучающимся эффективно и результативно применять теоретические знания на уроках-практикумах. Учитывая при этом переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, где упор делается на мотивацию ученика к самостоятельному познанию каждой дисциплины, такие методические разработки (методички для школьников) еще больше становятся необходимыми. Таким образом, актуальность исследовательской работы заключается в следующем: необходимость разработки методического обеспечения для практических занятий по курсу «География Омского района».
Проблема исследования: в практической деятельности учителя недостаточно практических работ по курсу «География Омского района», предлагаемые работы недостаточно эффективны для формирования образовательных компетенций и разработаны без дифференциации на базовый и повышенный уровень.
Объект исследования: образовательный процесс
Предмет исследования: использование учебно-методического комплекса в учебном процессе
Цель исследования: разработать и апробировать практические работы базового и повышенного уровня учебно-методического комплекса «География Омского района»
Гипотеза исследования: разработанное на базе традиционных и инновационных подходах современное методическое пособие позволит повысить уровень образовательной компетенции школьников, а также активизировать их познавательную деятельность.
Для достижения поставленной цели и проверки предложенной гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «учебно-методический комплекс».
2. Ознакомиться с основными функциями учебно-методических комплексов и принципами их разработки.
3. Разработать учебно-методический комплекс «География Омского района».
4. Апробировать практические работы по курсу «География Омского района» (8-9 класс) на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сибирская средняя общеобразовательная школа №2 Омского муниципального района Омской области».
5. Проанализировать уроки-практикумы, выявить недостатки и преимущества и провести коррекцию практических работ по курсу «География Омского района».
6. Оформить разработанные практические работы в методическое пособие: «Практические работы по географии Омского района 8-9 класс».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Важной проблемой в изучении географии родной местности является отсутствие учебных пособий, методических указаний и атласов отдельных районов Омской области, которые могли бы значительно улучшить качество краеведческой работы, помочь учителю организовать самостоятельное, поисково-исследовательское освоение материала. Недостаточность подобного рода публикаций остро ощущается в сельской местности на фоне общей низкой обеспеченности географической литературой, поэтому проблема создания учебно-методических комплексов по географии своей местности остается актуальной и сегодня.
Современный учебно-методический комплекс выступает в роли навигатора в образовательной среде, показывая педагогам и школьникам взаимосвязь образовательных ресурсов, которые могут быть привлечены для изучения темы, раздела, учебного курса в целом. Инструментами этих взаимосвязей являются прямые ссылки и указатели в учебных пособиях на другие элементы учебно-методического комплекса.
Элективные курсы предусматривают большую подготовительную работу со стороны учителя. В рамках подготовки к преподаванию основ региональной географии учителю необходимо разработать учебно-методический комплекс. Так, в 2020-2021 учебном году был разработан УМК по региональной географии «География Омского района». УМК было разработано с целью методического обеспечения преподавания элективного курса по региональной географии (17 часов, 1 раз в две недели). Структурно УМК «География Омского района» представлен следующими компонентами: рабочей программой, в которую включено календарно-тематическое планирование курса; рабочей тетрадью по всем темам курса, списком рекомендованной литературы как для учителя, так и для обучающихся.
Рабочая тетрадь на печатной основе является вторым элементом учебного компонента учебно-методического комплекса. Рабочая тетрадь по географии Омского района является комплексной (многофункциональной). В ней размещен набор вопросов и заданий базового и повышенного уровней, на закрепление полученных на уроке знаний, отработку практических умений (через практические действия с картами, заполнение контурных карт, таблиц и т.д.), проверку знаний по темам, творческие задания.



1. Алтайцев, А. М. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения / А. М. Алтайцев // В кн. : Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению (Москва, 1-3 марта 2001 г.) / Московский государственный университет. Центр проблем развития образования. – Москва : МГУ, 2002. – 288 с.
2. Артемьева, Л. А. Мониторинг создания и внедрения инновационных учебно-методических комплексов / Л. А. Артемьева, А. С. Бурмистрова, Н. А. Куторго // Научные исследования в образовании. – 2010. ‒ № 4. – С. 31‒42.
3. Байбородова, Л. В. Обучение географии в средней школе : метод, пособие / Л. В. Байбородова, А. В. Матвеев. – Москва : Владос, 2008. – 563 с.
4. Батурина, Г. И. Дидактика педагогического процесса / Г. И. Батурина. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 522 с.
5. Беловолова, Е. А. Методика реализации практической направленности обучения географии в современной школе : Монография / Е. А. Беловолова. – Москва : Прометей, 2013. – 144 с.
6. Беловский, Г. Г. Проектирование учебного модуля / Г. Г. Беловский // Электронный журнал РФ «Познавательный». ‒ 2013. – № 11. ‒ С. 20–41.
7. Блаженов, В. А. Приемы развивающего обучения географии / В. А. Блаженов. – Волгоград : Учитель, 2015. – 145 с.
8. Гакаев, Р. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы / Р. А. Гакаев, М. А. Иразова // Образование и воспитание. – 2015. – № 3(3). – С. 4–7.
9. Гакаев, Р. А. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета / Р. А. Гакаев, М. Ж. Чатаева // Научное мнение. –2014. – № 4. – С. 156–159.
10. Гезеев, В. В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС / В. В. Гезеев. – Москва : НИИ школьных технологий, 2016. – 208 с
11. География. Начальный курс. 5-6 классы / И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – Москва : Просвещение, 2012. – 254 с.
12. География. Физическая география. 6 класс / Е. М. Домогацких, Е. Домогацких. – Москва : Родное слово, 2016. – 258 с.
13. География. Землеведение. 5 класс / В. П. Дронова, Л. Е. Савельевой. – Москва : Дрофа, 2016. – 180 с.
14. География. Начальный курс. 6 класс / Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. – Москва : Дрофа, 2016. – 241 с.
15. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс / И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев и др. / под ред. В. П. Дронова. – Москва : Дрофа, 2015. – 354 с.
16. Горбатова, О. Н. Методика преподавания географии : учеб. пособие / О. Н. Горбатова. – Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. – 242 с.
17. Домогацких, Е. М. География. 8 класс / Е. М. Домогацких, Е. Е. Домогацких. – Москва : Родное слово, 2016. – 210 с.
18. Домогацких, Е. М. Учебник для 9 класса / Е. М. Домогацких, Н. И. Алекссевский. – Москва : ООО «Русское слово – учебник» 2010. – 224 с.
19. Душина, И. В. Как учить школьников географии : Пособие для начинающих учителей и студентов педагогических институтов и университетов по географическим специальностям /И. В. Душина. – Москва, 2016. – 192 с.
20. Еремина, В. А. Физическая география. Интересные факты : моногр. / В. А. Еремина, Т. Ю. Притула. – Москва : Илекса, 2008. – 112 c.
21. Ермолаева, Л. М. Фитопланктон некоторых озер степной и лесостепной зон Омской области / Л. М. Ермолаева // Водоемы Сибири и перспективы их рыбохозяйственного использования. – Томск : Изд-во Томск. ун-та, 1973. –С. 159-160.
22. Зверева, О. С. Опыт рекогносцировочного обследования озер по Омскому и Славгородскому округам Сибкрая / О. С. Зверева // Труды Сиб. науч. рыбохоз. станции. – Красноярск, 1930. Т. 5. Вып. 2. – 90 с.
23. Зензин, В. В. Краеведение Омского Прииртышья / В. В. Зензин ; ред. В. Н. Русаков. – Омск : [б. и.], 2016. – 526 с.
24. Зенюк, Т. И. К характеристике фитопланктона озера Салтаим Омской области / Т. И. Зенюк // Вопросы гигиены : труды Омск. мед. ин-та. – Омск, 1968. № 86. – С. 44-49.
25. Зенюк, Т. И. Фитопланктон озер Салтаим и Тенис Омской области в осенний период 1965 г. / Т. И. Зенюк // Вопросы гигиены : труды Омск. мед. ин-та. – Омск, 1967. – № 77. – С. 27-31.
26. Зимняя, И. А. Компетентностный подход в образовании / И. А. Зимняя // Педагогические исследования. – 2018. – №4. – С. 52-55.
27. Жук, А. И. Учебно-методические комплексы (из опыта разработки) : Методическое пособие / А. И. Жук. – Москва : МГУ, 2011. – 47 с.
28. Жукова, Г. Т. Основные компоненты структуры учебного предмета / Г. Т. Жукова // Педагогические исследования. – 2014. – №2. – С. 46-49.
29. Зинченко, Н. Н. География. Интерактивные формы работы с учащимися 6-8 классов. Продуктивный уровень / Н. Н. Зинченко. – Москва : Учитель, 2014. – 180 c.
30. Иванов, Ю. А. Методика преподавания географии / Ю. А. Иванов. – Брест, 2012. – 306 с.
31. Иванов, А. Н. Охраняемые природные территории : учеб. пособие для студ. вузов / А. Н. Иванов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 187 с.
32. Известия Омского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» : сб. науч. ст. – Омск : Амфора. – Вып. (13) 22 : Город, в котором мы живем : из истории и географии Омска (к 300-летнему юбилею) / ред. О. В. Мезенцева. – 2016. – 276 с.
33. Интернет-проект «Омская область на карте». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rgo.ru/ru/omskoe-regionalnoe-otdelenie/proekty/geograficheskaya-socialnaya-set-omskaya-oblast-na-karte (Дата обращения: 26.01.2021 г.)
34. Интерактивный клуб путешествий по Омской области – GEO. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://posleurokov.ru/omsk/71406 (Дата обращения: 20.01.2021 г.)
35. Калякин, А. С. О создании современного учебно-методического комплекса по направлению подготовки / А. С. Калякин // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2009. ‒ № 2. ‒ С. 70‒74.
36. Карты Омской области [Текст]. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hge.spbu.ru/mapgis/subekt/omskaya/omskaya.html (Дата обращения: 25.01.2021 г.)
37. Кудрявцева, Н. Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения / Н. Г. Кудрявцева // Справочник заместителя директора. – 2018. – №4. – С. 13-27.
38. Кукушин, В. С. Современные педагогические технологии / В. С. Кукушин. – Ростов-на-Дону : Издательство «Феникс», 2004. – 379 с.
39. Ляшенко, Д. Современные проблемы преподавания картографии в школе / Д. Лященко // География и основы экономики в школе. – 2002. – № 3. – С. 11-17.
40. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 5/ А. С. Макаренко – Москва : Педагогика, 2015. – 336 с.
41. Макаров, А. В. Учебно-методический комплекс : модульная технология разработки : Учебно-методич. пособие / В. В. Макаров, З. П. Трофимова. – Минск : РИВШ БГУ, 2011. – 118 с.
42. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях : Учеб. пособие для студентов вузов / И. В. Душина, В. Б. Пятунини и др. – Москва : Дрофа; 2007. – 509 с.
43. Методика преподавания региональной географии в школе / под ред. М. А. Никоновой. – Москва : Аст: Астрель. 2003. – 354 с.
44. Назаренко, Т. Г. Электронные карты и методика работы с ними на уроках географии / Т. Г. Назаренко // География: научно-методический журнал. – 2009. – № 9 (133). – С. 3-9.
45. Низовцев, В. Л. Межпредметные связи в профильном обучении географии / В. А. Низовцев // Образование через века. – Великий Новгород, 2007. – С. 114-119.
46. Паневина, Н. Г. Учебно-методический комплекс в открытой информационно-образовательной среде / Н. Г. Паневина // Просвещение. Общественные науки. Интернет-издание для учителя, октябрь 2012. – С. 14-19.
47. Пакулова, В. М. Современные аспекты преподавания географии в основной школе / В. М. Пакулова // Педагогика. – 2015. – №8. – С. 26-32.
48. Пальчевский, Б. В. Понятие «Инновационное развитие» : логико- герменевтический анализ его сущности и значения в образовании / Б. В. Пальчевский // Институт повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы». ‒ Гродно, 2013. ‒ 66 с.
49. Петрова, Е. Ю. Теория и методика обучения географии: учебно-методический комплекс для студентов географических специальностей педагогических университетов / Е. Ю. Петрова. – Томск : Издательство ТГПУ, 2017.- 168 с.
50. Особо охраняемые природные территории Омской области. Информационные очерки : информ. Очерки / М-во природ. ресурсов и экологии Ом. обл. ; ред. Л. Е. Трутнев. –Омск : Золотой тираж, 2016. – 60 с.
51. Охрана окружающей среды в Омской области : стат. сб. / Федерал. служба гос. статистики, Территор. орган Федерал. службы гос. статистики по Омской обл. ; пред. ред. Совета Е. В. Шорина. – Омск : Омскстат, 2018. – 83 с.
52. Памятники природы Омского региона. [Электронный ресурс]. Режим доступа: 300.omskportal.ru (Дата обращения: 27.01.2021 г.)
53. Пахомова, Л. С. Школьный компонент географического образования (теория и опыт) : монография / Л. С. Пахомова. – Москва – Берлин : Директ- Медиа, 2014. – 193 с.
54. Петрова, Е. Ю. Теория и методика обучения географии : учебно-методический комплекс для студентов географических специальностей педагогических университетов / Е. Ю. Петрова. – Томск : Издательство ТГПУ, 2010. – 168 с.
55. Практические работы по географии. VI -X классы / Под ред. И. И. Бариновой. – Москва : Школа-Пресс, 2016. – 144 с.
56. Природа и экология Омского Прииртышья / сост. Е. А. Смирнова [и др.]. – Омск : ИРООО, 2007. – 193 с.
57. Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина. - 5е изд., стереотип. – Москва : Дрофа, 2016 – 409 с.
58. Ряховский, С. В. География. Физическая география. 6 класс. Контрольно-измерительные материалы. Текущий и итоговый контроль по курсу / С. В. Ряховский. – Москва : Русское слово, 2014. – 260 c.
59. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г. К. Селевко. – Москва : НИИ школьных технологий, 2015. – 288 с.
60. Скавронский, П. Содержание и структура понятия «картографическая компетенция» / П. Скавронский // География и основы экономики в школе. –2009. – № 6. – С. 32-37.
61. Скаткин, М. Н. Развивающая педагогика / М. Н. Скаткин. – Москва : АСТ, 2012. – 248 с.
62. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. – 2-е изд. – Москва : Педагогика, 2014. – 95 с.
63. Соколова, Ф. П. Современный образовательный процесс / Ф. П. Соколова // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 58-59.
64. Солонько, А. В. Теория и практика моделирования при обучении географии в средней школе / А. В. Солонько. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПЦ им. А.И. Герцена, 2008. – 240 с.
65. Стецив, И. В. Памятники природы Омской области / И. В. Стецив // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. – 2002. – № 9. – С. 233–238.
66. Сухов, В. П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников / В. П. Сухов. – Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И.Герцена, 2017. – 155 с.
67. Сухоруков, В. Д. Методика обучения географии : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Д. Сухоруков, В. Г. Суслов. – Москва : Издательство Юрайт, 2016. – 359 с.
68. Теория и методика геоэкологического образования : учеб, пособие. Часть I / под ред. Н. Ф. Винокуровой, Н. Н. Демидовой. – Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. – 369 с.
69. Трайнев, В. А. Информационно-коммуникативные технологии в образовании / В. А. Трайнев // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 36-39.
70. Учебно-образовательный проект : География Омской области. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://bongeo.ru/p204aa1/p47aa1.html (Дата обращения: 20.01.2021 г.)
71. Ушинский, К. Д. Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский. - Москва : Изд-во УРАО, 2015. – 591 с.
72. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами: учебное пособие для вузов / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. – Москва : Медиа, 2010. – 423 с.
73. Шарапова, Н. В. Педагогические технологии на уроках географии / Н. В. Шарапова. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 236 с.
74. Шатных, А. В. Современный урок географии: метод, разработки уроков географии / А. В. Шатных // Библиотека «География в школе». – 2012. – № 6. – С. 4.
75. Шишкова, И. Л. Современные педагогические технологии / И. Л. Шишкова. – Волгоград : Учитель. 2015. – 362 с.
76. Шошина, 3. В. Зачет как форма проверки знаний, умений и навыков на уроке географии / З.В. Шошина // География в школе. – 2009. – №5. – С. 48-51.
77. Шульгина, О. В. Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии / О. В. Шульгина // География в школе. – 2013. – № 8. – С. 45-49.
78. Щенёв, В. А. Урок географии в системе личностно-ориентированного обучения / В. А. Щенёв // География в школе. – 2015. – № 5. – С. 37-39.
79. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А. В. Хуторский // Народное образование. – 2013. – № 2. – С. 58-64.
80. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
81. Фенько, Ю. В. Учебный процесс по географии : сотворчество педагога и учащегося / Ю. В. Фенько // Педагогика. – №3. – 2016. – С. 40-44.
82. Фоминых, И. В. Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества образования / И. В. Фоминых // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. – С. 307-309.
Электронные ресурсы
83. Почвы Омского района. [Электронный ресурс]. https://domorost.ru/maps/country/rossiya/region/omskaya-oblast/district/omskij-rajon/type/soil


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ