Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ ПО ГЕОГРАФИИ

Работа №36715

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
481
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект педагогического сопровождения учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по географии 8
1.1 Педагогические возможности олимпиадного движения по географии в разрезе развития способностей у учащихся по предмету 8
1.2 Анализ существующего педагогического сопровождения обучающихся в процессе подготовки к олимпиадам по географии 19
1.3 Эффективность педагогического сопровождения учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по географии 29
Глава 2. Экспериментальная работа по анализу эффективности педагогического сопровождения учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по географии 42
2.1. Организация процесса педагогического сопровождения учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по географии 42
2.2 Разработка программы по педагогическому сопровождению обучающихся в процессе подготовки к олимпиадам по географии 55
2.3 Методические рекомендации по подготовке школьников к олимпиаде по географии 65
Заключение 73
Список литературы 75
Приложения 82



Актуальность исследования. Основной приоритетной задачей современного образования является выявление, развитие, поддержка и социализация одаренных детей. Главным результатом школьного образования является его соответствие целям опережающего развития. Первостепенной задачей является воспитание учащихся, обладающих нестандартным мышлением, способных к научным исследованиям, а также тех, кто готов заниматься внедрением результатов исследований в жизнь.
Система реформ, которые произошли в российском образовании за последнее время, а именно направленность на гуманистические, личностно - ориентированные и развивающие образовательные технологии поменяли отношение к одаренным учащимся. В сознании общества сформировалось понимание того, что переход к инновационным технологиям возможен лишь при сохранении и умножении интеллектуального потенциала, так как это один из решающих факторов экономического развития страны.
Молодые учителя в своей начинающей педагогической практике испытывают серьезные трудности, так как сталкиваются с проблемами развития школьников. В современной педагогической литературе, а также в методике обучения географии этой проблеме уделяется большое внимание И.В. Душина, Е.А. Таможняя, В.Б. Пятунин, Н.Н. Баранский, А.Г. Саушкин, В.П. Максаковский, Н.Ф.Талызина, И.С. Матрусова, Р. А. Гакаев, М. А. Иразова, Ю.А. Иванов и др [39 с. 122].
Проблемами развития и формирования географического мышления учащихся занимались А.Г. Саушкин («Географическое мышление»), В.П. Максаковский («Г еографическая культура»).
В большинстве педагогической и методической литературы развитие интеллектуальных способностей школьников рассматривается на уроках. Однако формирование способов таких действий происходит и на других формах деятельности с учащимися. Подготовка к олимпиаде в частности по географии - это большая педагогическая работа учителя, значительное место в которой занимает развитие учащихся. Несмотря на многообразие исследований, посвященных процессу развития мышления, в психологии и методике географии к настоящему времени очень мало работ, в которых рассматривается процесс развития учащихся при подготовке к олимпиаде, а также, дальнейшая реализация их потенциала в условиях олимпиады.
Анализируя педагогическую деятельность учителей географии, мы определили, что крупных успехов в развитии интеллектуальных способностей достигают те учащиеся, с которыми педагоги работали во внеурочное время, по отдельной программе (комплексу).
В настоящее время мало работ, в которых бы анализировались результаты исследований по педагогическому сопровождению учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по географии, которое направлено на развитие географического мышления, а также, где была бы показана работа учителя географии при подготовке учащихся к олимпиаде. Стоит необходимость в формировании педагогической системы, которая помогала бы учителям географии готовить учеников к различным этапам олимпиад по географии.
Анализируя проблемы педагогического сопровождения обучающихся в процессе подготовки к олимпиадам по географии мы выявили следующие противоречия:
- между значимостью процесса подготовки к олимпиадам по географии, который способствует повышению интереса учащихся к предмету, развивает у них географическое мышление и недостаточным включением учащихся в процесс подготовки к олимпиадам;
- между имеющимися методическими возможностями олимпиады по географии и недостаточной разработанностью педагогического сопровождения учащихся в процесс подготовки к олимпиадам.
Необходимость преодоления этих противоречий обусловило актуальность исследования.
Цель исследования состоит в обосновании и разработке программы по педагогическому сопровождению обучающихся в процессе подготовки к олимпиадам по географии.
Объектом исследования является процесс подготовки к олимпиаде по географии.
Предметом исследования является педагогическое сопровождение обучающихся, которое направленно на повышение интереса к географии в процессе подготовки к олимпиадам по географии.
Гипотеза исследования: педагогическое сопровождение обучающихся в процессе подготовки к олимпиадам по географии будет способствовать развитию их способностей, и повышению интереса к географии, если оно представлено:
- программой по педагогическому сопровождению обучающихся в процессе подготовки к олимпиадам по географии;
- методическими рекомендациями по подготовке школьников к олимпиаде по географии.
Исходя из цели и гипотезы исследования мы сформулировали следующие задачи:
1. Изучить теоретический аспект педагогического сопровождения учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по географии.
2. Проанализировать существующее педагогическое сопровождение обучающихся в процессе подготовки к олимпиадам.
3. Провести экспериментальную работу по анализу эффективности педагогического сопровождения учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по географии.
4. Разработать программу по педагогическому сопровождению обучающихся в процессе подготовки к олимпиадам по географии.
5. Подготовить методические рекомендации по подготовке школьников к олимпиаде по географии.
Теоретическими и методологическими основами исследования являются: приемы развивающего обучения по географии (Андреева Е.Ю., Душина И.В. и др.); вопросы творческого развития школьников на уроках географии (Талызина Н.Ф., Бариновой И.И., Душина И.В., Герасимова Т.П. и др.); технология индивидуальных образовательных траекторий по географии (Гакаев Р. А., Белан Н.А., Иванов Ю.А. и др.) [39 с. 124].
Методы исследования - теоретические: анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования, педагогическое моделирование; экспериментальные: наблюдение, обобщение педагогического опыта, анкетирование, опрос, педагогический эксперимент; статистические.
Основные этапы исследования.
- Первый этап. Анализировалось состояние исследуемой проблемы, определено отношение учителей географии к данной проблеме и основные трудности, препятствующие реализации методического сопровождения учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по географии, выявлены затруднения, которые они испытывают в вопросах подготовки и организации олимпиад, направленных на развитие способностей учащихся, их интереса к предмету.
На втором этапе проводился анализ тематики и задач содержания олимпиадных заданий по географии, разработка программы и апробация.
На заключительном этапе проводился анализ данных эксперимента, обработка результатов, подведение итогов и формулировка выводов.
Теоретическая значимость: полученные результаты могут быть использованы для дальнейшей разработки программ педагогического сопровождения обучающихся в процессе подготовки к олимпиадам по другим предметам.
Практическая значимость: разработаны материалы методикопедагогического характера, включающие: методические рекомендации,
справочные и дидактические материалы, для учителей и учащихся; предложена программа педагогического сопровождения обучающихся в процессе подготовки к олимпиадам по географии, определяющие развитие их способностей; разработаны рекомендации по применению образовательного комплекса по географии в ходе педагогического сопровождения обучающихся в процессе подготовки к олимпиадам по географии.
Экспериментальная база исследования: исследовательская работа проводилась на базе МБОУ «Айшинская СОШ» Зеленодольского района РТ.
Научная новизна:
- проведена экспериментальная работа по анализу эффективности педагогического сопровождения учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по географии;
- разработана программа по педагогическому сопровождению обучающихся в процессе подготовки к олимпиадам по географии;
- даны методические рекомендации по подготовке школьников к олимпиаде по географии.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного нами исследования по педагогическому сопровождению учащихся мы изучили теоретический аспект педагогического сопровождения учащихся в частности проведен
сравнительный анализ существующих подходов к определению понятий «интеллект» и «креативность»; установлена их взаимосвязь.
Показаны возможности обучения и развития в рамках педагогического сопровождения учеников, родителей, учителей, являющихся частью педагогического сопровождения учащихся в олимпиадном движении, существующих в едином образовательном пространстве урочной и внеурочной деятельности. В процессе подготовки к олимпиаде школьники учатся анализировать, классифицировать, сравнивать, выделять критерии и оценивать факты, рассматривать проблемы с разных точек зрения, проверять, доказывать, устанавливать последовательность, причинно-следственные связи, делать умозаключения, комбинировать, преобразовывать, предсказывать, придумывать новое, искать оригинальные способы решения химической проблемы и т.д. - что и является значимым в процессе формирования интеллекта и креативности учащихся.
Проанализировали существующее педагогическое сопровождение обучающихся в процессе подготовки к олимпиадам, которая включает в себя: диагностику географических знаний; прогностический этап; организационный этап; практический (урочный и внеурочный) этап; корректировочный этап; обобщающий этап; этап внедрения; анализ деятельности.
Рассмотрены учебники на которые переходят ПО ФГОС все школы РТ: Авторы учебников:
- по линии «Полярная Звезда» Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др.
- по линии «Дрофа» Климанова О.А., Климанов В.В., Ким Э.В. и др. / Под ред. Климановой О.А.
- по линии «Издательство «Просвещение» Гладкий Ю.Н., Николина
В.В.
В рамках экспериментальной работы по анализу эффективности педагогического сопровождения мы провели исследование целью которого было определение уровня усвоения материала школьниками участвующими в олимпиадах от МБОУ «Айшинская СОШ» Зеленодольского района РТ. Организация и проведение экспериментальной работы осуществлялась в учебном процессе изучения географии, в едином образовательном пространстве как урочной, так и внеурочной деятельности с 2017 по 2019 годы. Повели анкетирование среди учителей географии как самой школы так и Зеленодольского района РТ.
При анализе результатов анкетирования учителей мы обнаружили для себя ряд новых проблем, которые необходимо решать:
- педагоги не умеют массово готовить школьников к олимпиадам;
- одни и те же дети принимают участие в разных олимпиадах (если ребенок талантлив, то он талантлив во многих учебных областях).
В процессе подготовки к эксперименту мы разработали и внедрили программу педагогического сопровождения, благодаря которой усвоение знаний происходит эффективнее что отчетливо видно на итогах контрольного эксперимента, где заметно увеличился уровень усвоения материала у экспериментальной группы.
Для более грамотной реализации нашей программы мы разработали методические рекомендации основу которых составляют условия:
- Внутренние (организация как самого учебного процесса, так и внеурочной деятельности.
- Внешние условия (инновации и эксперимент).
- Организация социального партнерства (вуз, частные образовательные организации.
Подводя итог нашей работы все намеченные задачи были решены и цель мы считаем достигнута.


1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями). - [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garantru/70291362/#friends (дата обращения 19.11.2018г.).
2. Алексеев А.И. География 7 класс. Просвещение. Москва. Линия учебников: Академический школьный учебник «Полярная звезда». 2015. - 266с.
3. Баринова И.И., Соловьев М.С., Шахраманьян М.А. Дидактическая модель современного учебного занятия по географии / под ред. Бариновой И.И., Москва, МИОО, 165 с.
4. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования:
компетентностный подход Текст.: Учебное пособие / Э. Ф. Зеер,
А.М.Павлова, Э. Э. Сыманюк. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 216 с.
5. Лобжанидзе А.А., Баринова И.И., Винокурова Н.Ф., Николина В.В., Сухоруков В.Д. География в современной школе. - М.: Русск. Геогр. Общ-во, 2014. - 292 с.
6. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / В.П. Максаковский. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 350 с.
7. Пятунин, В.Б. Предметные и метапредметные результаты обучения географии и их оценивание с использованием современного учебно - методического комплекса. [Текст]: монография / В.Б. Пятунин. - М.: Изд-во «Экон-Информ», 2016. - 227 с.
8. Алаев Э.Б. Экономико-географическая терминология / Э,Б. Алаев. - М.: «Мысль», 1977. - 199 с.
9. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. - 558 с.
10. Баранский, Н.Н., Методика преподавания экономической географии: Пособие для учителей / Н.Н.Баранский. - М.: Просвещение, 1990. - 347 с.
11. Кунха С.Ф. Как готовиться к олимпиаде по географии. По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады / С.Ф. Кунха, А.С. Наумов. - М.: Аст: Астрель, 2008. - 224 с.
12. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность школьников/ Н. С. Лейтес. М.: Academia, 2000. - 318 с.
13. Максаковский, В. П. Географическая культура Текст. / В. П. Максаковский. М.: ВЛАДОС, 1998. - 414 с.
14. Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6 - 10 классы / В.А. Низовцев В.А, Марченко Н.А. - 2-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2007. - 304 с.
15. Олимпиады по географии. 6 - 11 кл.: метод. пособие / под ред. О.А. Климановой, А.С. Наумова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 205 с.
16. Саушкин Ю.Г. История и методология географической науки. М. : Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1976. 423 с.
17. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 352 с.
18. Амбарцумова Э.М., Барабанов В.В., Дюкова С.Е. География: новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ: - Москва, 2018. -286 с.
19. Богачёв Д.В., Даньшин А.И., Кириллов П.Л., Лев И.А., Мозгунов Н.А., Наумов А.С., Соколова Д.В. Олимпиадные задания по географии//Полевые маршруты и практические задания на местности. 9-11 классы / Москва, 2015. - 168 с
20. Амбарцумова Э.М. Экономические компетенции и проверка их
сформированное™ в обучении географии//В сборнике: Социализация
личности в условиях глобализации и информатизации общества Сборник материалов международной научно-практической конференции. 2016. С. 498501.
21. Амбарцумова Э.М. Проверка достижения метапредметных результатов обучающихся в диагностических проверочных работах по географии на основе межпредметных связей//В сборнике: Научная школа Т.И. Шамовой: методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем Сборник статей X Международной научнопрактической конференции. В 2-х частях. Ответственные редакторы С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. 2018. С. 184-188.
22. Амбарцумова Э.М., Барабанов В.В., Дюкова С.Е. Всероссийские проверочные работы по географии: особенности инструментария и основные итоги// Педагогические измерения. 2018. № 1. С. 73-79.
23. Амбурцев Р.А., Богачев Д.В., Лобжанидзе А.А., Варенцов М.И., Кириллов П.Л., Лев И.А., Исаченко Г.А., Наумов А.С., Лысенко А.В., Жеренков А.Г., Кингсеп К.А., Соколова Д.В. Задания тестового тура xxiii всероссийской олимпиады школьников по географии//География и экология в школе XXI века. 2014. № 7. С. 64-67
24. Белан Н.А. Моделирование как средство развития абстрактного и образного мышления учащихся. // Научно-методический вестник. - Омск.: ГОУДПО «ИРООО», 2007. - С. 70-72.
25. Белан Н.А. Методика организации деятельности учащихся в олимпиадном движении // Научно-методический вестник. - Омск.: ГОУДПО «ИРООО», 2008. - с. 41- 45.
26. Белан Н.А. Роль УМК в реализации системы методического сопровождения подготовки учащихся к олимпиаде // Научно-методический вестник. - Омск.: БОУДПО «ИРООО», 2009. - с. 49- 53.
27. Белан Н.А., Швыдкая Н.П. Новые подходы к организации олимпиадного движения школьников // Образование Омской области. - 2009. № 2(18) - с. 35- 37.
28. Богачев Д.В., Исаченко Г.А., Лобжанидзе А.А., Лысенко А.В., Амбурцев Р.А., Мажар Л.Ю., Кириллов П.Л., Мозгунов Н.А. Анализ работ участников заключительного этапа xxvi всероссийской олимпиады школьников по географии// География и экология в школе XXI века. 2017. №
6. С. 58-73
29. Минаева, В. А. Проведение олимпиады по географии Текст. / В. А. Минаева // География в школе. 2007. -№ 7. - С. 51-52.
30. Наумов А.С. Всероссийская олимпиада школьников по географии: итоги 20-летия. // География в школе, 2011, №2. С. 26-34
31. Наумов А.С., Соколова Д.В. Теоретические задачи Всероссийской олимпиады по географии. // География в школе, 2011, №2, с.35-44
32. Наумов А.С., Амбурцев Р.А., Варенцов М.И., Исаченко Г.А., Кириллов П.Л., Лобжанидзе А.А., Лысенко А.В. Заключительный этап. задания первого (теоретического) тура//География в школе. 2016. № 8. С. 5664
33. Репринцева, Ю.С. Формы организации познавательной деятельности обучающихся в условиях ценностного обучения (на примере школьной географии) / Ю.С. Репринцева // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». - 2016. - № 1 (22). - С. 20-23
34. Субетто, Д. А. Роль олимпиад в становлении современного исследователя Текст. / Д. А. Субетто, А. Ю. Иванов, С. В. Ильинский // География и экология в школе XXI века. 2010. -№2. - С. 68-73.
35. Таможняя Е.А., Душина И.В., Беловолова Е.А., Пятунин В.Б. Учителю о новых подходах к планированию урока географии в условиях введения образовательных стандартов нового поколения // География в школе. - М.: Школьная Пресса, 2012. - № 3. - с. 29-38
36. Таможняя Е.А. Теоретические основания выделения базовых моделей методической подготовки учителя географии // Преподаватель XXI век. - М.: «Прометей» МИГУ, 2011. - № 1. - С.55-63.
37. Якубова Р.М. Методика подготовки учащихся к олимпиадам по географии / Р.М. Якубова // География в школе. - №5. - 2010. - С. 48 - 51.
38. Белан Наталья Алексеевна. Методическое сопровождение учащихся в олимпиадном движении по химии : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Белан Наталья Алексеевна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Тобольск, 2010.- 270 с.
39. Ильинский, Сергей Валерьевич. Методика формирования учебнопознавательной компетенции учащихся в условиях олимпиады школьников : на примере курса "География России" : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Ильинский Сергей Валерьевич; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2012.- 155 с.
40. Белан, Н. А. Методическое сопровождение учащихся в олимпиадном движении по химии Текст. / Н. А. Белан // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Москва, 2010.-23 с.
41. Эпштейн, Ю. Д. Олимпиады по физике как средство интеллектуального развития учащихся Текст. / Ю. Д. Эпштейн // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. - 18 с.
42. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост, Е.С. Рапацевич. - Мн.: «Современное слово», 2005. - 720 с.
43. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М Бим-Бад; Редколл.: ММ. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глобова и др. - М.:Большая Российская энциклопедия, 2003, - 528 с,
44. Программа к учебнику В.П. Максаковского. Экономическая и социальная география мира. - М.: Просвещение, 2001. Программы для общеобразовательных учреждений // под ред. В.И. Сиротина. - М.: Дрофа, 2014. - 117 с.
45. Программа к учебнику География России / под ред. Алексеева А.И.; в 2-х книгах. Книга первая. Природа и население. - М.: Дрофа, 2008. Программы для общеобразовательных учреждений // под ред. Душиной И.В.
- М.: Дрофа, 2014. - 94 с.
46. Программа к учебнику Т.П. Герасимовой и Н.П. Неклюковой. Физическая география. Начальный курс. - М.: Просвещение, 1990. Программы для общеобразовательных учреждений // под ред. В.И. Сиротина.
- М.: Дрофа, 2014. - 53 с.
47. Всероссийская олимпиада школьников по географии [Электронный ресурс]. URL: http://geo.rosolymp.ru/ (дата обращения 02.12.2018).
48. Башина Т. Ф. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности // Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 521-525.
- URL https://moluch.ru/archive/51/6639/ (дата обращения: 15.05.2019).
49. Олимпиады - школьные олимпиады [Электронный ресурс]. URL: https://olimpiada.ru/ (дата обращения 02.02.2019).
50. Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]. URL http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps235135 (дата обращения 16.02.2019).
51. Русское географическое общество [Электронный ресурс]. URL: https://www.rgo.ru/(дата обращения 07.02.2019).
52. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения 11.06.2018).
53. Концепция развития географического образования [Электронный ресурс].ШЬ: ttps://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa832 50 (дата обращения 11.02.2019).
54. Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. URL: https://megabook.ru/(дата обращения 15.09.2018).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ