Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Учебно-методический комплекс по географии (Омский государственный педагогический университет)

Работа №69943

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы41
Год сдачи2021
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
229
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


На примере Омского района.

Введение 3
Глава 1. Требования к содержанию и разработке учебно-методического комплекса 7
1.1 Роль учебно-методического комплекса в организации учебного процесса 7
1.2 Структура и содержание учебно-методического комплекса 12
Глава 2. Разработка рабочей тетради для учебно-методического комплекса «География Омского района» 23
2.1 Методическое обоснование рабочей тетради для учебно-методического комплекса «География Омского района» 23
2.2 Рабочая тетрадь 24
Заключение 39
Список использованных источников 40


Рабочая программа – это один из основных документов, на который опирается педагог в ходе учебной деятельности. При составлении рабочей программы педагог учитывает Федеральный государственный образовательный стандарт и учебно-методический комплекс, который утвержден в конкретном образовательном учреждении. Каждая рабочая программа включает в себя теоретические и практические уроки, курс «География Омского района» не является исключением.
Для теоретических уроков по курсу «География Омского района» в настоящее время учителя географии используют только электронные образовательные ресурсы, ИКТ и т.д. Поэтому уроки-практикумы данного курса на сегодняшний день не обладают достаточным методическим обеспечением: нет методичек, пособий, конструктов уроков и поурочных планирований, которые бы помогали педагогу и обучающимся эффективно и результативно применять теоретические знания на уроках-практикумах. Учитывая при этом переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, где упор делается на мотивацию ученика к самостоятельному познанию каждой дисциплины, такие методические разработки (методички для школьников) еще больше становятся необходимыми. Таким образом, актуальность исследовательской работы заключается в следующем: необходимость разработки методического обеспечения для практических занятий по курсу «География Омского района».
Проблема исследования: в практической деятельности учителя недостаточно практических работ по курсу «География Омского района», предлагаемые работы недостаточно эффективны для формирования образовательных компетенций и разработаны без дифференциации на базовый и повышенный уровень.
Объект исследования: курс «География Омского района».
Предмет исследования: практический компонент курса «География Омского района» и его методическое обеспечение.
Цель исследования: разработать и проанализировать эффективность практических работ методического пособия для уроков-практикумов при изучении курса «География Омского района».
Гипотеза исследования: разработанное на базе традиционных и инновационных подходах современное методическое пособие позволит повысить уровень образовательной компетенции школьников, а также активизировать их познавательную деятельность.
Для достижения поставленной цели и проверки предложенной гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «учебно-методический комплекс».
2. Ознакомиться с основными функциями учебно-методических комплексов и принципами их разработки.
3. Разработать учебно-методический комплекс по региональной географии на примере курса «География Омского района».
Степень разработанности проблемы исследования: не теряют своей актуальности классические педагогические концепции Я. А. Коменского, Д. Локка, И.Г. Песталоцци, ВА. Сухомлинского, А.С. Макаренко и другие. Сущность понятия «учебно-методический комплекс» раскрыта в работах Н.Г. Паневиной, И.В. Фоминых и др. А.В. Макаров, Т.Г. Назаренко, И.Л. Шишкова и др. определили структуру и основные компоненты учебно-методического комплекса. В трудах А.И. Жук, А.С. Калякина, В.С. Кукушина и др. охарактеризованы этапы разработки учебно-методического комплекса, в том числе и учебно-методического комплекса по региональной географии.
Для решения поставленных задач применены следующие общенаучные методы исследования: теоретические – изучение и анализ методической, географической, психолого-педагогической литературы по представленной проблеме; методические – разработка методического пособия.
Практическая значимость: разработанные практические работы могут быть использованы в учебном процессе при изучении курса «География Омского района».
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Важной проблемой в изучении географии родной местности является отсутствие учебных пособий, методических указаний и атласов отдельных районов Омской области, которые могли бы значительно улучшить качество краеведческой работы, помочь учителю организовать самостоятельное, поисково-исследовательское освоение материала. Недостаточность подобного рода публикаций остро ощущается в сельской местности на фоне общей низкой обеспеченности географической литературой, поэтому проблема создания учебно-методических комплексов по географии своей местности остается актуальной и сегодня.
Современный учебно-методический комплекс выступает в роли навигатора в образовательной среде, показывая педагогам и школьникам взаимосвязь образовательных ресурсов, которые могут быть привлечены для изучения темы, раздела, учебного курса в целом. Инструментами этих взаимосвязей являются прямые ссылки и указатели в учебных пособиях на другие элементы учебно-методического комплекса.
В ходе проведенного исследования было разработано методическое пособие по региональной географии «География Омского района». В дополнение к методическому пособию разработана рабочая тетрадь, включающая задания проблемного и поискового характера по темам, представленным в методическом пособии.
Рабочая тетрадь на печатной основе является вторым элементом учебного компонента учебно-методического комплекса. Рабочая тетрадь по географии Омского района является комплексной (многофункциональной). В ней размещен набор вопросов и заданий разного уровня сложности, на закрепление полученных на уроке знаний, отработку практических умений (через практические действия с картами, построение схем, картосхем, заполнение контурных карт, таблиц и т.д.), проверку знаний по темам, творческие задания.



1. Алтайцев, А. М. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения / А. М. Алтайцев // В кн. : Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению (Москва, 1-3 марта 2001 г.) / Московский государственный университет. Центр проблем развития образования. – Москва : МГУ, 2002. – 288 с.
2. Артемьева, Л. А. Мониторинг создания и внедрения инновационных учебно-методических комплексов / Л. А. Артемьева, А. С. Бурмистрова, Н. А. Куторго // Научные исследования в образовании. – 2010. ‒ № 4. – С. 31‒42.
3. Батурина, Г. И. Дидактика педагогического процесса / Г. И. Батурина. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 522 с.
4. Беловский, Г. Г. Проектирование учебного модуля / Г. Г. Беловский // Электронный журнал РФ «Познавательный». ‒ 2013. – № 11. ‒ С. 20–41.
5. Зимняя, И. А. Компетентностный подход в образовании / И. А. Зимняя // Педагогические исследования. – 2018. – №4. – С. 52-55.
6. Жук, А. И. Учебно-методические комплексы (из опыта разработки) : Методическое пособие / А. И. Жук. – Москва : МГУ, 2011. – 47 с.
7. Жукова, Г. Т. Основные компоненты структуры учебного предмета / Г. Т. Жукова // Педагогические исследования. – 2014. – №2. – С. 46-49.
8. Калякин, А. С. О создании современного учебно-методического комплекса по направлению подготовки / А. С. Калякин // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2009. ‒ № 2. ‒ С. 70‒74.
9. Кукушин, В. С. Современные педагогические технологии / В. С. Кукушин. – Ростов-на-Дону : Издательство «Феникс», 2004. – 379 с.
10. Ляшенко, Д. Современные проблемы преподавания картографии в школе / Д. Лященко // География и основы экономики в школе. – 2002. – № 3. – С. 11-17.
11. Макаров, А. В. Учебно-методический комплекс : модульная технология разработки : Учебно-методич. пособие / В. В. Макаров, З. П. Трофимова. – Минск : РИВШ БГУ, 2011. – 118 с.
12. Назаренко, Т. Г. Электронные карты и методика работы с ними на уроках географии / Т. Г. Назаренко // География: научно-методический журнал. – 2009. – № 9 (133). – С. 3-9.
13. Особо охраняемые природные территории Омской области. Информационные очерки : информ. Очерки / М-во природ. ресурсов и экологии Ом. обл. ; ред. Л. Е. Трутнев. –Омск : Золотой тираж, 2016. – 60 с.
14. Охрана окружающей среды в Омской области : стат. сб. / Федерал. служба гос. статистики, Территор. орган Федерал. службы гос. статистики по Омской обл. ; пред. ред. Совета Е. В. Шорина. – Омск : Омскстат, 2018. – 83 с.
15. Памятники природы Омского региона. [Электронный ресурс]. Режим доступа: 300.omskportal.ru (Дата обращения: 27.01.2021 г.)
16. Пакулова, В. М. Современные аспекты преподавания географии в основной школе / В. М. Пакулова // Педагогика. – 2015. – №8. – С. 26-32.
17. Пальчевский, Б. В. Понятие «Инновационное развитие» : логико- герменевтический анализ его сущности и значения в образовании / Б. В. Пальчевский // Институт повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы». ‒ Гродно, 2013. ‒ 66 с.
18. Паневина, Н. Г. Учебно-методический комплекс в открытой информационно-образовательной среде / Н. Г. Паневина // Просвещение. Общественные науки. Интернет-издание для учителя, октябрь 2012. – С. 14-19.
19. Пальчевский, Б. В. Понятие «Инновационное развитие» : логико- герменевтический анализ его сущности и значения в образовании / Б. В. Пальчевский // Институт повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы». ‒ Гродно, 2013. ‒ 66 с.
20. Практические работы по географии. VI-X классы / Под ред. И. И. Бариновой. – Москва : Школа-Пресс, 2016. – 144 с.
21. Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина. - 5е изд., стереотип. – Москва : Дрофа, 2016 – 409 с.
22. Скаткин, М. Н. Развивающая педагогика / М. Н. Скаткин. – Москва : АСТ, 2012. – 248 с.
23. Соколова, Ф. П. Современный образовательный процесс / Ф. П. Соколова // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 58-59.
24. Сухов, В. П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников / В. П. Сухов. – Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И.Герцена, 2017. – 155 с.
25. Трайнев, В. А. Информационно-коммуникативные технологии в образовании / В. А. Трайнев // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 36-39.
26. Учебно-образовательный проект : География Омской области. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://bongeo.ru/p204aa1/p47aa1.html (Дата обращения: 20.01.2021 г.)
27. Ушинский, К. Д. Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский. - Москва : Изд-во УРАО, 2015. – 591 с.
28. Шишкова, И. Л. Современные педагогические технологии / И. Л. Шишкова. – Волгоград : Учитель. 2015. – 362 с.
29. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А. В. Хуторский // Народное образование. – 2013. – № 2. – С. 58-64.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
31. Фоминых, И. В. Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества образования / И. В. Фоминых // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. – С. 307-309.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ