ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 6
1.1. Сущность, основные черты и причины создания ОЭЗ 6
1.2. Этапы формирования и основные типы ОЭЗ в регионах России 12
1.3. Нормативно-правовое регулирование деятельности ОЭЗ в регионах
Российской Федерации 21
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН КАК ИНСТРУМЕНТА РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ НА ПРИМЕРЕ ОЭЗ «АЛАБУГА» 28
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОЭЗ «Алабуга» 28
2.2. Оценка эффективности функционирования ОЭЗ «Алабуга 36
2.3. Влияние ОЭЗ «Алабуга» на развитие Республики Татарстан 45
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РЕГИОНАХ РОССИИ 56
3.1. Возможности использования мирового опыта развития ОЭЗ в
условиях современной России 56
3.2. Рекомендации по повышению эффективности функционирования
ОЭЗ «Алабуга» 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 6
1.1. Сущность, основные черты и причины создания ОЭЗ 6
1.2. Этапы формирования и основные типы ОЭЗ в регионах России 12
1.3. Нормативно-правовое регулирование деятельности ОЭЗ в регионах
Российской Федерации 21
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН КАК ИНСТРУМЕНТА РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ НА ПРИМЕРЕ ОЭЗ «АЛАБУГА» 28
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОЭЗ «Алабуга» 28
2.2. Оценка эффективности функционирования ОЭЗ «Алабуга 36
2.3. Влияние ОЭЗ «Алабуга» на развитие Республики Татарстан 45
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РЕГИОНАХ РОССИИ 56
3.1. Возможности использования мирового опыта развития ОЭЗ в
условиях современной России 56
3.2. Рекомендации по повышению эффективности функционирования
ОЭЗ «Алабуга» 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
В конце ХХ в мир вступил в новую эпоху информационного общества и глобализации экономики. Глобализация экономики охватывает важнейшие процессы, связанные с ее углубляющейся интернационализацией, усилением конкуренции на международном уровне, развитием единой системы мировой связи и информации, изменением функций национальных государств, расширением деятельности транснациональных негосударственных образований. Она проявляется, в частности, в образовании мировой финансовой системы, становлении глобальных ТНК, регионализации экономики, усилении регулирующей роли международных экономических организаций
Процессы глобализация и регионализация стали важным реальным аспектом современной мировой системы, одной из самых влиятельных сил, которые определяют дальнейший ход развития мировой экономики. Как геополитический процесс, она охватывает все сферы общественной жизни, включая экономику, политику, социальную сферу, культуру, экологию, безопасность и т.д.
Особые экономические зоны рассматриваются многими странами, включая и Россию, как один из важнейших инструментов достижения открытости национальной экономики миру и стимулирования
международного экономического сотрудничества. Создание и эффективное функционирование особых экономических зон способствует экономическому развитию не только региона, но и государства в целом. Они являются одним из основных инструментов привлечения иностранных инвестиций, развитию международных экономических отношений.
Актуальность исследуемой темы обусловлена не только международно признанной эффективностью особых экономических зон как инструмента развития отдельных регионов и гсударства в целом, но и необходимостью интеграции России в мировое сообщество, развития международных экономических отношений.
Особые экономические зоны, их значение для социально - экономического развития давно привлекли внимание многих отечественных и зарубежных ученых. Среди отечественных исследователей выделяются такие специалисты, как Н. Смородинская, Е.Авдокушин. Они посвятили данной теме немало книг и публикаций. Н.Смородинская особое внимание уделяет дальнейшей судьбе российских зон, говоря об ошибках создателей и необходимости учета мировой практики. В свою очередь Е.Авдокушин уделяет внимание общей теории создания особых экономических зон.
Среди зарубежных ученых стоит выделить Л. ДЖ. Гитма, М. Д. Джонка, С. Дьюара, П. Фишера, в чьих работах объектом исследования стали особые экономические зоны России. Например, П.Фишер
рассматривает в своей статье прямые иностранные инвестиции как стратегию возрождения особых экономических зон в России.
Целью исследовательской работы является оценка влияния особых экономических зон на развитие регионов и выявление их перспектив развития в условиях современной России. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы особых экономических зон;
2) проанализировать мировой и российский опыт создания особых экономических зон;
3) рассмотреть исторический процесс создания особых экономических зон на территории России и проанализировать причины неудач
первого
опыта;
4) оценить эффективность деятельности особых экономических зон на примере исследуемого объекта;
5) сформировать рекомендации по повышению эффективности их функционирования.
Решение указанных задач поможет выделить основные проблемы функционирования особых экономических зон и на основе анализа мировой и отечественной практики полностью раскрыть основные аспекты выбранной темы.
В ходе исследовательской работы будут использованы следующие методы:
- историко-логический метод;
- сравнительный метод;
- аналитический метод.
Предмет исследования - организационно - правовые основы функционирования особых экономических зон в регионах России. Объект исследования - особая экономическая зона «Алабуга».
Процессы глобализация и регионализация стали важным реальным аспектом современной мировой системы, одной из самых влиятельных сил, которые определяют дальнейший ход развития мировой экономики. Как геополитический процесс, она охватывает все сферы общественной жизни, включая экономику, политику, социальную сферу, культуру, экологию, безопасность и т.д.
Особые экономические зоны рассматриваются многими странами, включая и Россию, как один из важнейших инструментов достижения открытости национальной экономики миру и стимулирования
международного экономического сотрудничества. Создание и эффективное функционирование особых экономических зон способствует экономическому развитию не только региона, но и государства в целом. Они являются одним из основных инструментов привлечения иностранных инвестиций, развитию международных экономических отношений.
Актуальность исследуемой темы обусловлена не только международно признанной эффективностью особых экономических зон как инструмента развития отдельных регионов и гсударства в целом, но и необходимостью интеграции России в мировое сообщество, развития международных экономических отношений.
Особые экономические зоны, их значение для социально - экономического развития давно привлекли внимание многих отечественных и зарубежных ученых. Среди отечественных исследователей выделяются такие специалисты, как Н. Смородинская, Е.Авдокушин. Они посвятили данной теме немало книг и публикаций. Н.Смородинская особое внимание уделяет дальнейшей судьбе российских зон, говоря об ошибках создателей и необходимости учета мировой практики. В свою очередь Е.Авдокушин уделяет внимание общей теории создания особых экономических зон.
Среди зарубежных ученых стоит выделить Л. ДЖ. Гитма, М. Д. Джонка, С. Дьюара, П. Фишера, в чьих работах объектом исследования стали особые экономические зоны России. Например, П.Фишер
рассматривает в своей статье прямые иностранные инвестиции как стратегию возрождения особых экономических зон в России.
Целью исследовательской работы является оценка влияния особых экономических зон на развитие регионов и выявление их перспектив развития в условиях современной России. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы особых экономических зон;
2) проанализировать мировой и российский опыт создания особых экономических зон;
3) рассмотреть исторический процесс создания особых экономических зон на территории России и проанализировать причины неудач
первого
опыта;
4) оценить эффективность деятельности особых экономических зон на примере исследуемого объекта;
5) сформировать рекомендации по повышению эффективности их функционирования.
Решение указанных задач поможет выделить основные проблемы функционирования особых экономических зон и на основе анализа мировой и отечественной практики полностью раскрыть основные аспекты выбранной темы.
В ходе исследовательской работы будут использованы следующие методы:
- историко-логический метод;
- сравнительный метод;
- аналитический метод.
Предмет исследования - организационно - правовые основы функционирования особых экономических зон в регионах России. Объект исследования - особая экономическая зона «Алабуга».
В работе автором проведен анализ функционирования особых экономических зон и оценка их роли в развитии региона, рассмотрена история зарождения и становления особой экономической зоны как экономической категории, , подробно освещена законодательная база их функционирования в регионах России.
Проведённое исследование позволяют сделать вывод, что и в условиях России создание ОЭЗ может являться действенным орудием региональной политики, служить катализатором созидательных экономических процессов. На примере ОЭЗ ППТ «Алабуга» установлено, что подобные зоны, несмотря на относительно непродолжительное функционирование, играют важную роль в развитии регионов при эффективной деятельности управляющей компании, резидентов и поддержки со стороны государства.
Среди проблем различного характера, встающих на пути их создания, эффективного. Изучение проблемы функционирования СЭЗ в России показало, что неудачи первого опыта их деятельности объясняются не только неблагоприятным инвестиционным климатом, но и такими причинами, как непродуманность организационной структуры управления и отсутствие жёсткого контроля за исполнением бюджетных субсидий и деятельностью хозяйствующих субъектов СЭЗ.
Кроме того, изучение зарубежного опыта регулирования деятельности ОЭЗ показал, что наиболее эффективным является деятельность зон, контроль над которыми осуществляют как федеральные, так и региональные власти.
При этом нельзя рассматривать особые экономические зоны как панацею от всех бед, сама эта форма внешнеэкономической деятельности обеспечивает успех отнюдь не автоматически, а лишь при условии ее гибкого применения с учетом всего комплекса внешних и внутренних предпосылок, прежде всего, геополитического и ресурсного факторов, наличия минимума инфраструктуры и, главное, благоприятного инвестиционного климата при дополнении умелой стратегией и тактикой использования данной сложной формы интенсификации хозяйственного развития внешнеэкономической деятельности на региональном уровне. С точки зрения потенциальных возможностей, ОЭЗ - это перспективный инструмент, способный содействовать решению многих экономических и геополитических вопросов, им необходимо уделить должное внимание.
Очевидно, что в современных экономических условиях поддержка инвестиционной деятельности ОЭЗ должна носить системный и
стимулирующий характер. Эта поддержка должна быть основанной на принципах приоритетного обеспечения потребностей резидентов ОЭЗ, деятельность которых отвечает целям и направлениям как социально-экономического развития конкретного региона, так и всей страны в целом. ОЭЗ в России пока еще не стали реальными точками роста не сырьевого экспорта и импортозамещения, как это происходит, к примеру, в Китае, где основной объем экспортной продукции производится именно в ОЭЗ.
На основании теоретического анализа и проведенного исследования автором предложены рекомендации по повышению эффективности функционирования ОЭЗ как инструмента развития регионов. В первую очередь, необходимо законодательно разделенить полномочия между органами федеральной и региональной власти, что поспособствует принятию во внимание при создании зон не только государственных интересов, но и стратегий развития регионов. Также следует закрепить законодательно приобщение участников ОЭЗ к законотворческому процессу через участие в подготовке законодательных предложений и иных нормативно-правовых актов в рамках совершенствования положений об ОЭЗ.
Проведённое исследование позволяют сделать вывод, что и в условиях России создание ОЭЗ может являться действенным орудием региональной политики, служить катализатором созидательных экономических процессов. На примере ОЭЗ ППТ «Алабуга» установлено, что подобные зоны, несмотря на относительно непродолжительное функционирование, играют важную роль в развитии регионов при эффективной деятельности управляющей компании, резидентов и поддержки со стороны государства.
Среди проблем различного характера, встающих на пути их создания, эффективного. Изучение проблемы функционирования СЭЗ в России показало, что неудачи первого опыта их деятельности объясняются не только неблагоприятным инвестиционным климатом, но и такими причинами, как непродуманность организационной структуры управления и отсутствие жёсткого контроля за исполнением бюджетных субсидий и деятельностью хозяйствующих субъектов СЭЗ.
Кроме того, изучение зарубежного опыта регулирования деятельности ОЭЗ показал, что наиболее эффективным является деятельность зон, контроль над которыми осуществляют как федеральные, так и региональные власти.
При этом нельзя рассматривать особые экономические зоны как панацею от всех бед, сама эта форма внешнеэкономической деятельности обеспечивает успех отнюдь не автоматически, а лишь при условии ее гибкого применения с учетом всего комплекса внешних и внутренних предпосылок, прежде всего, геополитического и ресурсного факторов, наличия минимума инфраструктуры и, главное, благоприятного инвестиционного климата при дополнении умелой стратегией и тактикой использования данной сложной формы интенсификации хозяйственного развития внешнеэкономической деятельности на региональном уровне. С точки зрения потенциальных возможностей, ОЭЗ - это перспективный инструмент, способный содействовать решению многих экономических и геополитических вопросов, им необходимо уделить должное внимание.
Очевидно, что в современных экономических условиях поддержка инвестиционной деятельности ОЭЗ должна носить системный и
стимулирующий характер. Эта поддержка должна быть основанной на принципах приоритетного обеспечения потребностей резидентов ОЭЗ, деятельность которых отвечает целям и направлениям как социально-экономического развития конкретного региона, так и всей страны в целом. ОЭЗ в России пока еще не стали реальными точками роста не сырьевого экспорта и импортозамещения, как это происходит, к примеру, в Китае, где основной объем экспортной продукции производится именно в ОЭЗ.
На основании теоретического анализа и проведенного исследования автором предложены рекомендации по повышению эффективности функционирования ОЭЗ как инструмента развития регионов. В первую очередь, необходимо законодательно разделенить полномочия между органами федеральной и региональной власти, что поспособствует принятию во внимание при создании зон не только государственных интересов, но и стратегий развития регионов. Также следует закрепить законодательно приобщение участников ОЭЗ к законотворческому процессу через участие в подготовке законодательных предложений и иных нормативно-правовых актов в рамках совершенствования положений об ОЭЗ.
Подобные работы
- Особые экономические зоны как инструмент развития регионов в современной России
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Особые экономические зоны как инструмент повышения конкурентоспособности промышленного предприятия
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВТИЯ ТЕРРИТОРИЙ НА ПРИМЕРЕ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ «АЛАБУГА»
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ В РОССИИ
Бакалаврская работа, география. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ТОЧКИ РОСТА
РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование методического инструментария оценки эффекта от создания особых экономических зон
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2017 - МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ В
УСЛОВИЯХ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - Сравнительная характеристика свободных экономических зон в России и мире
Дипломные работы, ВКР, мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЮНЫ КАК ТОЧКИ РОСТА РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



