Введение 3
1. Особенности бухгалтерского учета и анализа затрат в транспортных организациях 7
1.1. Экономическая сущность и классификация затрат в транспортных организациях 7
1.2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета затрат в транспортных организациях 20
2. Действующая практика бухгалтерского учет и контроля затрат в ООО «Русский Мир» 27
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия 27
2.2. Первичный и аналитический учет затрат в ООО «Русский Мир» 31
2.3. Текущий учет затрат на ремонт и техническое обслуживание транспортных
средств 39
2.4. Текущий учет расходов по страхованию транспортных средств 44
2.5. Особенности бухгалтерского учета расхода горюче-смазочных
материалов 51
3. Анализ затрат ООО «Русский Мир» 59
3.1. Анализ себестоимости автотранспортных услуг 59
3.2. Анализ себестоимости перевозок 73
Заключение 79
Список использованных источников
На сегодняшний день практически в каждой сфере экономики организации встречаются с необходимостью транспортировки своей готовой продукции до потребителя. Ни одна современная экономика не может существовать без качественных услуг по перевозки грузов, ведь эта сфера является ярким отражением состояния экономики в целом. Практически весть грузооборот в Российской Федерации приходится на три главных типа перевозок: железнодорожный, морской и автомобильный транспорт. Если основной грузооборот приходится на транспортировку с помощью железнодорожных путей, то наибольшее число перевозок в количественном выражении приходится на автомобильный транспорт. Поэтому важность услуг автотранспортных организаций в РФ, особенно для малого и среднего бизнеса, является колоссальной.
В транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, которая разработана Минтрансом РФ с привлечением ведущих ученых и специалистов, большое внимание уделено именно региональным аспектам транспортной политики, обеспечению единства экономического пространства станы, ускорению товародвижения, снижению удельных транспортных издержек в экономике, завершению формирования опорной транспортной сети без разрывов и «узких мест», ликвидации диспропорций в развитии транспортной системы в рамках отдельных регионов. Определяющее влияние на подъем экономики регионов оказывают наличие транспортных коммуникаций, особенности начертания и степень развитости магистральной сети путей сообщения, состояния транспортных узлов, терминалов, других объектов транспортно - логистической инфраструктуры и регионального транспортного комплекса в целом.
Для России с ее огромными территориями, большим разнообразием природно-климатических и экономико-географических условий, различным уровнем социально - экономического развития и специализации производства в отдельных регионах первостепенное значение приобретают новые формы организации автотранспортных перевозок и их интеграции с федеральной и международной логистическими системами грузо- и товародвижения.
Владение автомобилями для компаний сопряжено с целым рядом дополнительных операций. При покупке авто фирма должна поставить его на учет, застраховать и своевременно пройти техосмотр. В течение всего срока использования помимо техосмотра и страховки возникают и другие вопросы: парковка, замена или ремонт запчастей, дорожно-транспортные происшествия. Во избежание проблем с государственными ревизорами приобретение, пользование и выбытие транспортных средств должны быть корректно и своевременно отражены как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
Бухгалтерский учет затрат в транспортной организации не простая вещь, ведь у данной деятельности существует большое количество своих особенностей.
Ведение качественного учета в компании требует от бухгалтера высокой квалификации. Помимо того, чтобы детально разбираться во всех тонкостях учета, связанных с транспортной деятельностью, нужно всегда быть в курсе последних изменений и нововведений, ведь отклонение от норм учета, как правило, приводит к неблагоприятным финансовым последствиям для предприятия. Учет затрат в транспортном предприятии напрямую связан с финансовым результатом организации. Они оказывают прямое влияние на налогооблагаемою базу, и соответственно на налог на прибыль, расчет которого является самым главным показателем в целях налогового учета.
Для принятия эффективных управленческих решений необходимо проводить детальный экономический анализ показателей затрат автотранспортных услуг, изучать их общую структуру, а также искать возможные резервы их снижения. Немаловажным элементом является контроль правильности принятия понесенных затрат к бухгалтерскому и налоговому учету предприятия.
Оценка подобных рисков и оценка контроля представляет важность. На сегодняшний день в сфере оказания транспортных услуг вводятся новые обязательные платежи со стороны организаций в пользу государства. Возникающие обязательства выступают новыми источниками дополнительного риска, которые ни в коем случае нельзя оставлять без внимания. За данные процедуры также несет ответственность Главный бухгалтер организации.
Внутренний контроль представляет собой систему мер, которые организованы руководством предприятия и осуществляются с целью наиболее эффективного исполнения всеми сотрудниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль обосновывает законность этих операций, а также их экономическую целесообразность для предприятия. Степень сложности внутреннего контроля напрямую зависит от организационной структуры предприятия, численности его персонала, степени централизации бухгалтерского учета. Информация, которая является результатом проведенных процедур внутреннего контроля, готовится для внутренних пользователей - менеджеров и руководителей организации. Все документы внутреннего контроля носят сугубо конфиденциальный характер.
Предметом исследования являются затраты автотранспортного предприятия.
Цель данной выпускной квалификационной работы - комплексное изучение особенностей ведения бухгалтерского учета, контроля и анализа затрат в ООО «Русский мир». Кроме того, детальное раскрытие существующей методологии проведения учета в соответствии с действующими нормативно законодательными актами, а также анализ затрат и выявление возможных резервов их сокращения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить нормативно-правовую базу учета затрат в организациях;
- раскрыть понятия, принципа и классификации затрат;
- изучить состава и метода учета затрат в себестоимости транспортных услуг;
- изучение особенностей учета затрат в транспортной организации;
- рассмотреть информационную базу затрат ООО «Русский мир»;
- изучить организацию системы внутреннего контроля затрат автотранспортных услуг;
- анализ структуры и динамики изменения различный элементов затрат в ООО «Русский мир», а также поиск резервов их снижения.
- рассмотреть показатели экономической эффективности деятельности ООО «Русский мир»;
- разработать комплекс рекомендаций по совершенствованию методики бухгалтерского учета, контроля и анализа затрат в ООО «Русский мир».
Объектом исследования выступает общество с ограниченной ответственностью «Русский мир».
Необходимо провести анализ теоретических аспектов бухгалтерского учета, контроля и анализа учета затрат в транспортной организации. Раскрыты понятие, основные особенности и нормативная база, на основании которой необходимо вести бухгалтерский и налоговый учет в разрезе расходов компании.
В работе будут подробно рассмотрены особенности бухгалтерского и налогового учета затрат в ООО «Русский мир». Проанализированы отдельные аспекты учета некоторых специфических статей затрат, характерных только для транспортных организаций. Выявлены основные принципы документооборота, обозначены материально-ответственные лица. Изучена первичная документация по принятию тех или иных расходов к затратам организации.
Подробно изучен полный комплексный анализ себестоимости автотранспортных услуг в целом и затрат только на осуществление перевозки грузов. Проведен анализ чувствительности прибыли, и выявлены резервы по ее увеличению путем снижения, как переменных, так и постоянных статей затрат в ООО «Русский мир».
На сегодняшний день важность автотранспортных предприятий в целом для экономики Российской Федерации достаточно велика. Чем выше конкурентоспособность в данной отрасли, тем более качественные и дешевые услуги оказываются при грузоперевозках, что в результате снижает конечную стоимость товаров для потребителя. Каждое транспортное предприятие уделяет отдельное внимание процессу сокращения издержек, для чего необходимо построить качественную систему бухгалтерского учета и контроля затрат.
В работе рассмотрены теоретические особенности учета затрат и признание их на расходы предприятия. Проведено сравнение понятий издержки, затраты и расходы, определены их схожие и отличительные признаки. В результате чего затраты были определены как издержки, которые понесла организация в момент приобретения различных материальных ценностей и услуг. Для каждого предприятия всегда необходимо отслеживать экономическую обоснованность признания тех или иных затрат для целей бухгалтерского и налогового учета, а так же выстроить организованную систему контроля за данным процессом.
Группировка по элементам затрат необходима для выявления фактического расходования в производственном процессе транспортных предприятий материальных, трудовых и денежных ресурсов, определения потребности предприятия в этих ресурсах для осуществления перевозок транспортом, выполнения работ (услуг) по транспортно-экспедиционному обеспечению. Совокупность всех эле-ментов затрат формируют себестоимость автотранспортных услуг.
Себестоимость перевозок как показатель имеет большое значение при оценке автотранспортной деятельности, поскольку оказывает решающее влияние на состояние перевозчика: чем ниже себестоимость, тем лучше финансовое состояние транспортной организации. Себестоимость в подавляющем большинстве случаев рассматривается как допустимая нижняя граница цены. Установление цены ниже себестоимости может производиться только как временная мера, предпринимаемая в исключительных случаях - например, в целях удержания выгодного потребителя или определенного сегмента рынка сбыта.
С точки зрения нормативного законодательства при учете затрат транспортной организацией существует множество особенностей. ПБУ 10/99 «Расходы организации» дает четкое определение того, что может признаваться расходами предприятия, но когда дело доходит до экономической обоснованности, то каждую ситуацию нужно рассматривать отдельно.
Важным моментом для признания и учета затрат является правильная организация учета первичной документации в ООО «Русский мир». Компания в своей деятельности использует преимущественно унифицированные образцы первичных документов. В организации используется автоматизированная форма бухгалтерского учета с применением пакета прикладных программ «1С: Бухгалтерия 7.0». Это позволяет автоматизировано заполнять первичную документацию, а также сократить временные затраты и вероятность совершения ошибок.
Аналитический учет в ООО «Русский мир» ведется на недостаточно глубоком уровне. Необходимо более детально вести учет затрат в разрезе контрагентов, либо отдельных рейсов. Предприятие планировало создать такую систему учета, но на сегодняшний день такие регистры не формируются. Компания ограничивается тем, что ведет обобщенный учет затрат в разрезе элементов статей на основании первичной документации. Для более детального анализа затрат необходимо вести их аналитический учет по каждому автотранспортному средству, а также формировать итоговые данные затрат по каждому клиенту в конце месяца. Такую систему учета рекомендуется ввести для того, чтобы не происходило путаницы при определении себестоимости по отдельным рейсам. Эти данные формируются путем выгрузки данных с помощью использования специализированных программ компьютерного учета, в результате чего формируются оборотно-сальдовая ведомость в разрезе каждого клиента. В дальнейшем предполагается, что данные систематизируются в удобную визуальную форму и предоставляются менеджменту компании для изучения и принятия обоснованных и максимально правильных управленческих решений.
Учет затрат на ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств в ООО «Русский мир» осуществляется на должном уровне. На сегодняшний день пристальное внимание в организации уделяется качеству проведения ремонта и особенно технического обслуживания в связи с большим количеством аварий в 2013 году. Начиная с 2014 года был усилен контроль не только за техническим состоянием автомобиля, но также был повышен контроль в отношении учета затрат на техническое обслуживание и ремонт, который проводится собственными силами. Перед тем, как принять данные затраты к учету, детально анализируется вся первичная документация, которая оформляется при проведении ремонтных работ.
Текущий учет расходов по страхованию транспортных средств в организации для исчисления налогооблагаемой прибыли ведется согласно п.6 ст. 272 НК РФ, путем признания расходов пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде. В ООО «Русский мир» в обычной практике срок действия договора заключается более чем на один отчетный период. А в бухгалтерском учете данные расходы отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признании актива и списываются в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида. Таким образом, вся сумма страховой премии единовременно признается в составе текущих расходов. Необходимо отметить, что в организации правильно ведется учет потерь и поступлений, связанных с наступлением страхового случая. Потери и поступления от чрезвычайной ситуации проходят в бухгалтерском учете с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Организация учета горюче-смазочных материалов соблюдает все принципы оперативно-бухгалтерского метода учета и проводится в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». В организации проводится количественный учет ГСМ в баках автотранспорта и на складах материалов. Осуществляется контроль за своевременностью и правильностью документирования складских процедур по движению ГСМ. Ежемесячно бухгалтерия самостоятельно подтверждает соответствие данных показателей суммового и количественного учета остатков материалов в бухгалтерском учете и остатков, отраженных в складском учете по фактической себестоимости. В Компании применяется способ списания ГСМ по средней себестоимости в основное производство на основании данных, указанных в Путевых листах. Контроль расхода горюче-смазочных материалов в организации ведется с помощью автоматизированных программ с использованием телекоммуникационного оборудования GPS, которое позволяет отслеживать по электронной карте передвижение транспортного средства, его скорость и длительные остановки. Также используется оборудование, которое позволяет собирать информацию о движении и расходовании ГСМ во время перевозок. Но на предприятии не ведется контроль по сопоставлению данных, указанных в путевых листах с данными, формируемыми специальным программным обеспечением. Контроль осуществляется лишь путем итогового сопоставления общего количества израсходованного топлива и пройденного километража за определенный период.
Важным элементом исследования затрат является анализ себестоимости грузоперевозок. Целью анализа себестоимости грузоперевозок является, полное и достоверное определение фактических затрат, связанных с перевозкой грузов, исчисление фактической себестоимости, а также их оптимизация. В настоящее время в условиях жесткой конкурентной борьбы малого и среднего бизнеса грузоперевозок, острой проблемой остается оптимизация основных статей расходования по основным пунктам себестоимости.
В результате анализа выявлено, что тремя самыми крупными статьями затрат являются затраты на горюче-смазочные материалы, ремонт и техническое обслуживание, а также заработная плата. Необходимо отметить, что все три самые крупные элементы затрат относятся по своей сущности к переменным затратам, которые напрямую зависят от объема осуществленного объема перевозок. Таким образом, снижение относительно небольшой доли издержек по каждому из приведенных элементов способно оказать существенное влияние на итоговый показатель себестоимости.
Факторный анализ себестоимости показал, что 2015 году по сравнению с 2014 годом количество затрат на 1 километр уменьшилось с 23,722 руб. до 23,267 руб. В абсолютном выражении снижение составило 45,5 копеек на один километр, а в относительном 1,92%. Основным фактором послужило уменьшение удельной себестоимости расходов на ремонт и техническое обслуживание. Важным моментом является тот факт, что в отчетном году по сравнению с предыдущим произошло снижение затрат горюче-смазочных материалов на 1 километр. Уменьшение составило 0,4% процента, несмотря на рост стоимости дизельного топлива в течение 2015 года.
Кроме того, был проведен операционный анализ, который позволил изучить чувствительность прибыли ООО «Русский мир». Данные расчеты показывают, насколько изменится прибыль предприятия, при процентном изменении таких факторов, как постоянные и переменные издержки, а также цена услуг и объем реализации.
Детальное изучение учета затрат в ООО «Русский мир» позволяет оперативно подготовить все необходимые данные для принятия качественных управленческих решений менеджментом организации. Что позволяет Компании оказывать качественные услуги за достойную цену. Все это позволяет ООО «Русский мир» оставаться конкурентоспособной на рынке услуг транспортных грузоперевозок.
Рекомендуется в бухгалтерский учет ООО «Русский мир» внедрить следующие элементы, на которых базируется процесс управления затратами.
Информирования руководства о том, где, когда и в каком количестве расходуются определенные ресурсы организации. Решение этой задачи осуществляется посредством формирования соответствующей базы данных учетно-аналитической системы затрат и каналов передачи информации.
Формирования прогнозов долгосрочного и среднесрочного характера по определению объективной потребности компании в дополнительных ресурсах для достижения поставленных целей и задач. В прогнозах должна отражаться ответственность отдельных подразделений административно-управленческой и производственной структуры организации и конкретных сотрудников.
Обеспечения максимально высокой экономической отдачи от использования конкретных ресурсов. Качественный подход к управлению затратами предполагает минимизацию потерь от различных неблагоприятных факторов.
Снижение издержек на предприятии напрямую отражается на показателе прибыли фирмы, так как при исчислении прибыли доходы предприятия уменьшаются на расходы. Эффективность управления затратами во многом определяется тем, насколько полно, включая низовые звенья, производящие затраты вовлечены в планирование и аналитический учет.
1. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 06.11.2011 г., № 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 23.05.2016.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1 [Электронный ресурс]: от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 23.05.2016.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 2 [Электронный ресурс]: от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 23.05.2016.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 1 [Электронный ресурс]: от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 01.05.2015.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 30.12.2015.
6. Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» [Электронный ресурс]: от 25.04.2002 N40- ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 23.05.2016.
7. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 33-н [Электронный ресурс]: от 06.05.1999 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 06.04.2015.
8. Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01": Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. N 44н [Электронный ресурс]: от 9.06.2001 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 25.10.2010.
9. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению [Электронный ресурс]: Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94-н (ред. от 08.11.2010) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 08.11.2010.
10. Инструкция по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта [Электронный ресурс]: утверждено Минтрансом РФ от 29.08.1995 // Справочно¬правовая система «Консультант Плюс».
11. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов [Электронный ресурс]: утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2001 N 119н // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление от 24.12.2010.
12. Постановление Правительства РФ от 19 января 2008 г. N 16 "Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств" [Электронный ресурс]: от 19.01.2008 // Справочно-правовая система «ГАРАНТ».
13. Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «ГАРАНТ». - Последнее обновление 13.10.2015.
14. Постановление Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 28 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте" [Электронный ресурс]: от 30.06.2003 // Справочно-правовая система «ГАРАНТ».
15. Письмо Минздравсоцсоцразвития РФ от 26 мая 2010 N 1343-19 «О доплатах и компенсациях» [Электронный ресурс]: от 26.05.2010 // Справочно-правовая система «ГАРАНТ».
16. Распоряжение Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» [Электронный ресурс]: от 14.03.2008 // Справочно-правовая система «ГАРАНТ».
17. Письмо Минфина России от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57 [Электронный ресурс]: от 03.09.2010 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
18. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 июня 2013 г. N 03-03-06/1/20097 Об учете расходов на приобретение топлива для служебного автомобиля [Электронный ресурс]: от 3.06.2013 // Справочно-правовая система «ГАРАНТ».
19. Письмо УФНС России по г. Москве от 19 июня 2006 г. N 20-12/54213@ О порядке учета расходов на приобретение горюче-смазочных материалов, произведенных за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в т. ч. в выходные дни [Электронный ресурс]: от 19.06.2006 // Справочно-правовая система «ГАРАНТ».
20. Письмо ФНС России от 20.12.2012 N ЕД-4-3/21753@ <О правомерности применения подпункта 3.4 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при получении обществом с ограниченной ответственностью от своего участника - физического лица [Электронный ресурс]: от 20.12.2012 // Справочно-правовая система «ГАРАНТ».
21. Бабаев Ю.А. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг): Учеб.-практ. пос. / Под ред. Ю.А.Бабаева - 3-e изд., испр. и доп. - М.: Вузов. учеб.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
22. Галанов В.А. Логистика: учебник/Галанов В. А. - 2 изд. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015.
23. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник / В.Б. Ивашкевич. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2015.
24. Ивуть Р.Б. Оценка экономической эффективности использования автотранспортных средств при выполнении международных перевозок грузов / Ивуть Р.Б., Косовский А.А., Кисель Т.Р. - Вестник БНТУ №6, 2010.
25. Каменева Н.Г. Логистика [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Н. Г. Каменевой. - М.: КУРС: ИНФРА-М, 2013.
26. Керимов В. Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: Учебник для бакалавров / В. Э. Керимов. — 8¬е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015.
27. Коновалова Т.В. Особенности финансово-экономического анализа деятельности автотранспортных предприятий / Коновалова Т.В., Надирян С.Л., Ненастин
С.В., Кубанский государственный технологический университет: Вестник СибА- ДИ, выпуск 3 (43), 2015.
28. Копейкин С.В. Модель многофакторной диагностики себестоимости перевозок транспортного предприятия / Копейкин С.В., Носов А.Н., Бугуманова Р.Т., 2009г.
29. Королев А.А. Автотранспортный бизнес: плюсы децентрализации. Совершенствование учета затрат автотранспортных организаций / Королев А.А. - Российское предпринимательство, №11 (1), 2008.
30. Либерман К. А. Бухгалтерский и налоговый учет автотранспорта: Учебник / К. А. Либерман. - 3-е изд. перераб. и доп. 2014.
31. Логинова Н.А. Планирование на предприятии транспорта: Учебное пособие / Н.А. Логинова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
32. Ляпустин П.К. Анализ теоретических положений определения себестоимости грузовых автомобильных перевозок / Ляпустин П.К., Минько А.М. 2014.
33. Манукайло И.А. Оптимизация затрат на автотранспортных предприятиях в условиях конкурентной борьбы / Манукайло И.А. 2015.
34. Минько Р.Н. Организация производства на транспорте: Учебное пособие / Р.Н.Минько - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015.
35. Нестеров, С. Ю. Управление и организация грузоперевозок автотранспортным логистическим предприятием [Электронный ресурс] : монография / С. Ю. Нестеров. - М. : ФЛИНТА : Наука, 2010.
36. Николаева И.П. Экономическая теория [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И. П. Николаевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
37. Перловская А.В. Обоснование эффективности грузовых автомобильных перевозок. / Перловская А.В., - Вестник Сибирской академии права, экономики и управления №1 (7), 2016.
38. Петрова А.М. Транспортная логистика: организация перевозки грузов: Учебное пособие / А.М.Петрова, Ю.Н.Царегородцев, А.М.Афонин и др. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
39. Пивоварчик А.А. Исследование проблем снижения затрат автотранспортных предприятий / Пивоварчик А.А., Сибирский Федеральный университет, 2015г.
40. Пушмин П.С., Эксплуатация транспортного оборудования/Пушмин П.С., Нескоромных В.В., ЛеоновС.О. - Краснояр.: СФУ, 2014.
41. Сергеев В.И. Корпоративная логистика в вопросах и ответах / В.И. Сергеев и др.; Под ред. В.И. Сергеева. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
42. Соколова Я.В. Управленческий учет: Учебное пособие (Бакалавриат) /Я.В.Соколова, - Москва: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
43. Трофимова Л.С. Анализ применения теоретических положений грузовых автомобильных перевозок для описания функционирования автотранспортных предприятий в текущем режиме / Трофимова Л.С., Анохин В.В., - Вестник СибА- ДИ, выпуск 1 (41), 2015.
44. Трубочкина М. И. Управление затратами предприятия: Учебное пособие / М.И. Трубочкина. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013.
45. Туревский И.С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт): Учеб- ник/Туревский И. С. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015.
46. Хабаров, В. И. Основы логистики [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. И. Хабаров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013.
47. Хегай, Ю. А. Экономика автотранспортного предприятия [Электронный ресурс] : Учеб. пособие / Ю. А. Хегай. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2011.
48. Хмельницкий А.Д. проблемы функционирования автотранспортного бизнеса: эволюция преобразований и стратегич. ориентиры развития: Моногр./ А.Д. Хмельницкий. - М.: РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015.
49. Черкасова Г. Г. Аналитический учет как метод преодоления кризисной ситуации в транспортной отрасли / Черкасова Г. Г., Астраханский государственный технический университет, г.Астрахань. - Актуальные вопросы экономических наук, 2015.
50. Шишкоедова Н.Н. Как учесть платежи по ОСАГО и КАСКО / Шишкоедова Н.Н. - Бухгалтерский учет № 11 ноябрь 2011,
51. Яковлева А.А. Особенности учета расходов ГСМ в транспортной организации / Яковлева А.А., Шилов Л.Ф. - Научное периодическое издание «IN SITU», №1/2015.
52. Информационно-правовой портал [Электронный ресурс]: http://www. garant.ru.
53. Справочно - правовая система [Электронный ресурс]: http ://www.consultant.ru/online.