ВВЕДЕНИЕ 313
ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ КАК ОСНОВНОЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
1.1. Сущность милосердия как основной духовно¬нравственной ценности медицинской сестры 14-55
1.2. Особенности социального воспитания студентов медицинского училища 56-88
1.3. Анализ отечественного опыта социального воспитания
сестер милосердия 89-114
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО¬ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ МИЛОСЕРДИЯ У БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР
2.1. Характеристика социально-педагогических условий воспитания милосердия у будущих медицинских сестер 115-136
2.2. Практика воспитания милосердия у студентов медицинского училища 137-169
2.3. Ход и результаты и опытно-экспериментальной работы 170-195
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 196-200
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 201-219
ПРИЛОЖЕНИЯ 220-253
Актуальность исследования воспитания милосердия у будущей медицинской сестры обусловлена рядом факторов. Изменения, происходящие во всех сферах современного российского общества, значительно обострили у людей, имеющих проблемы в сфере здоровья, востребованность сестринской помощи, ценностно-ориентированной на милосердие и осуществляемой на основе гуманного отношения к человеку. В последние десятилетия произошли существенные изменения в ценностно-целевых ориентирах, которые сформировали новый взгляд на медицинскую сестру не только как на специалиста, способного выполнить назначенную врачом процедуру, но и как на человека нравственного, милосердного, готового прийти на помощь, умеющего сострадать и сорадоваться, заботиться о ближнем и нуждающемся.
Начавшаяся реформа российского здравоохранения лишь отчасти коснулась вопросов личности медицинской сестры, обозначив проблему воспитания средних медицинских работников. Актуальность воспитания милосердия у будущей медицинской сестры связана также с ситуацией, которая сложилась в сфере современного медицинского образования. Ориентация медицинских училищ и колледжей преимущественно на формирование профессиональных знаний, умений и навыков, отодвинула на второй план вопросы воспитания личностных качеств будущих медиков. Система профессиональной подготовки медицинских сестер не в полной мере приведена в соответствие с насущными потребностями той сферы, в которой они призваны работать. Поэтому возникает необходимость воспитания милосердия у студентов медицинских училищ.
Проблема милосердия многогранно отражена в различных сферах человеческого знания. Философская основа понимания данного явления заложена в трудах Аристотеля, Гераклита, Демокрита, Конфуция, Пифагора, Плато¬на, Сократа, Фалеса, которые относили милосердие к важнейшим человеческим качествам, добродетелям. Этические добродетели, по их мнению, рождаются воспитанием и являются результатом общения, что предполагает соответствующую организацию деятельности и бытие человека. В средневековой этике добродетельным считался тот, кто отрекается от земных радостей и от себя самого, как особенного, единственного существа.
В последние десятилетия произошли существенные изменения в ценностно-целевых ориентирах российского общества, которые сформировали новый взгляд на медицинскую сестру не только как на специалиста, способного выполнить назначенную врачом процедуру, но и как на человека нравственного, милосердного, готового всегда прийти на помощь пациенту.
Анализ философской и психолого-педагогической литературы показывает, что понятие «милосердие» является предметом научного интереса. Его рассматривают в различных аспектах: как ценность, как личностное качество человека, как деятельность (проявление милосердия) и поведение, адекватные гуманистическим ценностям, как этическую характеристику образа жизни человека.
Начиная с античности, в философской основе были заложены трактовки понятия «милосердие». Древние философы определяли его как величайшую добродетель, развитие которой стимулировалось общественными потребностями, побуждающими человека действовать вопреки собственным интересам, направлять свою деятельность на благо окружающих, не требуя материального вознаграждения. Иными словами милосердие рассматривалось как своеобразный компромисс между общественным благом и самосовершенствованием. С возникновением христианства идея самосовершенствования воплощается в образе Иисуса Христа, внешние неизменные нормы поведения человека совпадают с заповедями бога. Милосердие понимают как жизненно необходимое добродетельное свойство, берущее свое начало у любви к окружающим, добродетельным представляется человек, отрекающийся от всех земных радостей и от себя самого. В эпоху Возрождения получает развитие гражданский гуманизм, моральным критерием провозглашается благо общества, а милосердие считается высоким нравственным качеством, образом поведения и действия. Для нашего исследования наиболее важными явились размышления о милосердии русских религиозных философов, обращенные к постулатам христианской этики и морали, в
которых утверждается важность проявления милосердия, необходимость участия в судьбе других людей и человеколюбие. Идеи добра, любви к ближнему, сострадания и терпения находят отражение практически во всех философских концепциях, являясь по своей сущности общечеловеческими и социальными нормами. .
1. Абрамова Г. С., Юдчиц Ю. А. Психология в медицине: Учебное пособие. - М.: ЛПА "Кафедра-М". 1998. - 272с.
2. Александрова Р.И Этическое и эстетическое в творчестве М.М.Бахтина // Вопросы философии, 1994. - № 12. - С.25-32.
3. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии: Учебное по¬собие. Издание второе, переработанное и дополненное. - М.: «Проспект»,
1997. - 576с.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -340с.
5. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Аспект-Пресс., 2000. - 288 с.
6. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 376с.
7. Анисимов В.В. Проблемы совершенствования системы воспроизвод¬ства офицерского корпуса как социально-профессиональной группы: Авто- реф. дис.... канд. социол. наук. - Уфа, 1998,- 19с.
8. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль, 1988. - 255с.
9. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. - М.: Мысль, 1985. - 155с.
10. Аниськина Н.Н. Формирование профессиональной направленности студентов средних медицинских учебных заведений: Дис...канд. пед. наук: Брянск, 1999. - 221с.
11. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии //Вопросы психологии. - 1996. - №1, С. 131 -143.
12. Антропологический, деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус// Новые ценности образования. Под ред. Н.Б. Крыловой. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 183с.
202
13. Аристотель. Этика. Пер. с греч. С приложениями Ж. Радлова. - СПб.,1908.-207 с.
14. Бастракова Е.Г. Профессиональное становление личности медицин¬ского работника среднего звена: На примере медицинской сестры: Автореф. дис.... канд. психол. наук. - Калуга, 2003.- 23с.
15. Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога: Монография. - Краснодар, 2001. - 220с.
16. Безруков М.П. Социальная защита социально-профессиональной группы спортсменов: оптимизация управления: Автореф. дис.... д-ра социол. наук. - М., 2002.- 42с. -
17. Белухин Д.А. Медицинская сестра: психолог и педагог // Сестринское дело. - 2000. - №6. - С. 32-33
18. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). - М.: Междунар. отношения, 1990. - 336с.
19. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993. - 383 с.
20. Библер B.C. Школа диалога культур: идеи, опыт, перспективы. - Ке¬мерово, 1993. - 414с.
21. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. - М., 1961. - 695 с.
22. Блохина М.В. Научно-методические подходы к совершенствованию системы подготовки менеджеров с высшим сестринским образованием в све¬те реформирования здравоохранения: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Ка¬зань, 2002.-16 с.
23. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. - М.: Знание, - 1981. - 640с.
24. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М.: Просвещение, 1976.- 166с.
25. Богданова О.С, Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: пособие для учителя. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1985.- 176 с.
203
26. Богданова О.С. Нравственное воспитание младших школьников: Автореферат дис... докт. пед. наук. - М., 1975. - 54 с.
27. Бодалев А.А. Психология о личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, -
1998. - 188 с.
28. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л., 1973.- 134 с.
29. Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей//Вопросы психологии. - 1975. - №1- С. 18-26.
30. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов-на-Дону: Феникс. 1995.-С.15-45.
31. Борисова Е. М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 1991.-80с.
32. БорыткоН.М. В пространстве воспитательной деятельности. Моно¬графия / Науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181с.
33. БорыткоН.М. Пространство воспитания: образ бытия: Монография/ Науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград, 2000. - 225с.
34. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходяще¬го века. // Вопросы психологии. - М.: Школа-Пресс, 1993. - № 1. - С.6-13.
35. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (Психологическое ис-следование). - М., 1985.-64 с.
36. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. - М., 1994. - 60с. .
37. Бугаева Т. К. Моделирование личностного портрета медицинской се¬стры для ее специализации и повышения качества профессиональной дея¬тельности: Автореф. дис.... канд. мед. наук - М., 1990.- 17 с.
38. Валентинович Л. И. Организационные аспекты и инновационные технологии подготовки и деятельности специалистов с высшим сестринским образованием: Автореф. дис.... канд. мед. наук: - Красноярск, 2002.- 25 с.
39. Вебер А. Возможно ли устойчивое развитие. Человек и общество пе¬ред лицом глобальных вызовов. // Свободная мысль. - 1998. - №5. - С.42-55.
204
40. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Методическое пособие. - М., 1991. - 207с.
41. Водзинская В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании // Философские науки. - 1968-№2.-С. 54.
42. Возрастная и педагогическая психология (тексты). / Сост. и коммент.
О. Шуаре Марта. - М., 1992. - 272 с.
43. Война и милосердие - М.: Издательство «Свято-Димитриевское учи¬лище сестер милосердия», 2003. - 320 с.
44. Воронина А.М. Ценности: проблемы обоснования. Автореф. дисс. ...канд. филос. наук. - М., 1994. - 17с.
45. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, H.JI. Сели-ванова; Под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. - М., 2005. - 336 с.
46. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития. // Социально-политический журнал- 1996. - №1. - С.86-99.
47. Ганиев М. Н. Научная интеллигенция как социально¬профессиональная группа: На материалах республики Татарстан: Автореф. дис. канд. социологич. наук: Казан, пед. ун-т.- Казань, 1996.- 24 с.
48. Гильманов А.З. Военная интеллигенция как социально¬профессиональная группа. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра социол. наук.- Уфа, 1992.- 41с.
49. Гиппократ. Клятва. Закон о враче. Наставления / Пер. с греч. В.И. Руднева. - Мн.: Современный литератор, 1998. - 832 с. - (Классическая фи¬лософская мысль).
50. Гончаров А.И. Формирование социально-профессиональной группы военных инженеров в системе высшей школы: Автореф. дис.... канд. социол. наук.- Уфа, 2002.- 21 с.
51. Греков И. Г. Деятельность медицинской сестры по организационно¬му и манипуляционно-техническому обеспечению сестринского процесса в
205
многопрофильной больнице: Автореф. дис. ... канд. мед. наук.-
Рязань, 1999.- 22 с.
52. Дёмышева Е. В. Качество сестринской помощи: Методика, подходы к анализу, оценке и контролю: Автореф. дис.... канд. мед. наук.- М., 2001,- 26 с.
53. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. пед¬вузов. - М., 2000 - 432 с.
54. Додонов Б.И. Эмоциональная направленность личности. Дис. ... д-ра психол. наук. - Симферополь, 1978. - 412 с.
55. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М., 1978. - 272с.
56. Долгаева Е.И. Государственные служащие региона как социально-профессиональная группа: На примере Республики Мордовия: Автореф. дис. ... канд. социол. наук.- Саранск, 1998.- 16с.
57. Достоевский Ф.М. Объяснительное слово по поводу печатаемой ниже речи о Пушкине. // О России. - М., 1992.
58. Дробницкий О.Г. Мир оживших вещей. - М., 1967 - 303 с.
59. Дробницкий О.Г. Проблема ценности и марксистская философия // Вопросы философии - 1966. - №7. - С.33-34.
60. Дуброва В.П., Елкина И.В. Образец идеального врача в представлени¬ях студентов высшей медицинской школы. // Психологическая наука и обра¬зование. - 2000. - № 4.
61. Збаровский B.C. Технология профессионального обучения: Учеб. по- соб. / Мин-во образ. Р.Ф., Всерос. ин-т повыш. квалификации инженерно-пед. работников и спец. Профтехобраз. - СПб.: Б.И., 1993. - 52с.
62. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ори-ентации личности. // Социология в СССР: В 2-х т. - Т.2 - М., 1966. - 511 с.
63. Зеньковский В. История русской философии. - М., 2001 - 880 с.
64. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. - М.,
1999. -384 с.
65. Иваницкая Е.А. Со стороны младшего и слабого - почтение, со сторо¬ны старшего - милосердие, и обоюдно - любовь. // Первое сентября - 2000- № 86 - С.З.
206
66. Илинский П. А. Русская женщина в войну 1877-1878 гг. - СПб., 1879.-166с.
67. Ильин И.А. Основы христианской культуры. Собр. соч. в 10 т. Т. 1. -М, 2004.-352с.
68. Кавелина Т.А. Медицинская деятельность: профессия и призвание: Дис...канд. филос. Наук.-Краснодар, 1994. - 187с.
69. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формиро¬вание в коллективе. ЛГПИ им. А.И.Герцена. - JL, 1989.- 83с.
70. Казанова Е.А. Учительство средней школы как социально-профессиональная группа в русском обществе второй половины XIX века: Дис.... канд. пед. наук.- М., 1996.- 211с.