Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сестра милосердия в русской культуре

Работа №127347

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы111
Год сдачи2022
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. История сестры милосердия в русской культуре 11
1.1. Повседневная жизнь русской женщины XVII-XIX вв 11
1.2. О понятии «милосердие» в христианстве 28
1.3. История благотворительности и сестер милосердия 32
Глава 2. Образ сестры милосердия в русском культурном наследии 53
2.1. Быт сестер милосердия 53
2.2 Образ сестры милосердия в литературе и «госпитальной» лирике 63
2.3. Образ сестры в песне 71
2.4. Образ сестры милосердия в изобразительном искусстве 75
Глава 3 Система ценностей сестры милосердия в русской культуры 80
3.1. Духовно-нравственное воспитание сестер милосердия 81
3.2. Возрождение общин сестер милосердия 89
3.3. Сестра милосердия в современной культуре Санкт-Петербурга 92
Заключение 97
Список литературы 100

Актуальность для современности. В современных реалиях происходит переосмысление гендерных ролей — сегодня это достаточно существенная составляющая культуры, куда относятся практики, идеологии, мифология. Так, феминистские движения своей актуальностью решительно пошатнули стандарты «мужского» и «женского». Поэтому, совершенно очевидно, что исторический ретроспективный анализ, в том числе анализ российской культурной традиции, позволят прояснить роль женщины в обществе, ценностные основания женского служения через анализ такого феномена русской культуры, как «сестра милосердия».
С другой стороны, наряду с традиционными чертами, такое явление в русской культуре как «сестра милосердия» во многом свидетельствовало об определенном эмансипировании женщины, легитимация ее новой деятельности, содержание которой заключалось в участии женщины как помощницы врача и утешительницы раненых во время войны. Прототипом такой деятельности в истории русской культуры могут быть «сердобольные вдовы», женщины, которые привлекались к уходу за больными и ранеными еще в Древней Руси. Однако следует заметить, что «сестра милосердия» появляется в отечественной культуре на рубеже Х1Х-ХХвв. В современной отечественной культуре происходит возвращение к этой форме женского служения, сформировавшегося под влиянием определенных ценностных установок русской культуры. В связи с этим обстоятельством нам представляется весьма актуальным обращение к феномену «сестры милосердия» с целью не только описать историю возникновения, но и проанализировать ту ценностную основу,нравственную константу, которая позволяет выстраивать современное видение данного культурного феномена в контексте поисков женской роли в обществе, женского служения и ее места в меняющемся мире. Для России уникален возникший феномен «сестры милосердия», строящийся на патриотизме и религиозности. Данное исследование представляет интерес также в контексте полемики о роли женщины в русской культуре, отстаивает точку зрения, признающую роль женщины в истории, социальной жизни общества, в формировании культурных и нравственных ценностей.
Объект исследования: женское служение в русской культуре
Предмет исследования:феномен «сестры милосердия» в русской культуре.
Степень изученности проблемы. История женщины в русской культуре свидетельствует об их активном участии в жизни общества. Данная проблема представлена в работах отечественного историка Н.Л. Пушкаревой, в частности «Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X — начало XIX в.)», в которой рассматриваются такие повседневные стороны жизни женщины всех сословий, как отношение полов, брак, замужество, отношение детей и родителей и т. д., показывая в общей сложности востребованное женское участие в жизни общества того времени, исходя из религиозных и ценностных ориентиров.
Исследователь А.В. Белова рассматривает проблему женской повседневности, в ее работах особо выделяется чувственный мир женщин во взаимоотношениях полов, семьи и других институтов. В работе С.Н Кайдаш «Сила слабых. Женщины в истории России (XI-XIX вв.)» отмечены факторы женской индивидуальности обозначенного периода.
Для рассмотрения темы сестры милосердия в русской культуре быларазобрана работаА.В. Постернак в «Очерки по истории общин сестер милосердия», где автор описывает не только историю, но быт, условия труда сестер милосердия. А.В. Срибная посвятила свои исследования сестрам милосердия в годы Первой мировой войны, где описывает не только положение и образование сестер, но ибытову сторону их жизни: форму, денежное довольствие и отношение к сестрам в период военных действий и после Февральской революции. В.Д. Орлова в своей работе, указывает, что в основе деятельности Российского Общества Красного Креста (далее — РОКК) лежит принцип христианского милосердия, основная моральная ценность в деятельности сестер милосердия.
Быт и работа сестер раскрываются в «Описании Санкт-Петербургского заведения Общины сестер милосердия» от 1850 г., а также в похожем литературном памятнике «Владимирская Георгиевская община сестер милосердия» рубежа XIX-XX вв. А.Б. Асташов в своей работе «Сестры милосердия в годы первой мировой войны: повседневность и труд» предоставляет не только бытовую картину, но рассматривает эмоциональные взаимоотношения сестер.
Литературный образ сестры милосердия хорошо очерчен в «Севастопольских рассказах» Н.Л. Толстого и в книге Х.Д. Семина «Записки сестры милосердия. Кавказский фронт. 1914-1918 гг.». Сборник А.И. Солженицына, по мемуарам сестер милосердия и дневник Лидии Захаровой раскрывают сложные судьбы сестер милосердия. Вработе Л.В. Адониной иЛ.Я. Моря «Речевые образы Крымской войны и Севастополя в “Севастопольских рассказах” Л.Н. Толстого», проводится подробный анализ речевых оборотов текста. Исследователь О.А. Симонова рассматривает поэтапно изменения в литературе отношение к образу сестры милосердия современниками.
Госпитальная лирика, исследована в работахИ.Ф. Герасимовой, а также сами источники, которые были издан свидетельствуют о роли сестер милосердия во время военных событий 1914-1917 гг, отношении к ней солдат и русского общества.
О духовно-нравственном воспитании сестер милосердия свидетельствуют литературные памятники, такие как работа Ф.П. Гааза «Призыв к женщине», исследования Е.Н. Правдиковской и т.д.
Несмотря на наличие работ, в которых исследуется феномен «сестры милосердия», в современной культурологической мысли нет целостного анализ «сестры милосердия» как явления русской культуры, закрепленного в художественных образах и текстах и столь востребованного в сегодняшней культуре с целью придать особый статус женскому служению в современном обществе.
Цель магистерской работы: исследовать систему ценностей, олицетворяющей «сестру милосердия» в русской культуре.
Цель определяет задачи исследования:
1. Проанализировать повседневную жизнь женщин XVII — первой половины XIX в. в России;
2. Проанализировать понятие «сестра милосердия» и устройство общин «сестер милосердия» в России;
3. Исследовать историю «сестер милосердия» в России;
4. Проанализировать изменения образа «сестры милосердия» в литературе и искусстве XIX-XXI вв.
5. Выявить систему ценностей сестры милосердия в русской культуре: то, что входит в образ сестры милосердия через религиозное и философско-этические составляющие;
6. Рассмотреть современную деятельность сестер милосердия в Санкт Петербурге.
Методология исследования построена на методологических подходах современного культурологического знания, отвечает междисциплинарному характеру исследования и включает в себя исторические методы, позволяющие выявить основания, истоки и этапы формирования феномена «сестра милосердия» в русской культуре; научной объективности, которая способствовал получению полной и объективной информации об изучаемом объекте;системного, подхода, дающего возможность рассматривать целостность и отдельные части изучаемого процесса; метода нарративного анализа, позволяющего проанализировать образ «сестры милосердия», сложившийся в русской культуре и представленный в литературе, поэзии, живописи.
Новизна исследования. Научная новизна обусловлена комплексным подходом к исследованию феномена «сестры милосердия» в русской культуре, формированию всестороннего образа «сестры милосердия» в культуре, выявлению нравственных ценностей и духовных оснований женского служения в контексте истории культуры и современных запросов российского общества.
Результаты исследования. В результате исследования была охарактеризована повседневная жизнь женщин XVII — первой половине XIX в. в России, проанализирована история сестринского дела в России до наших дней в целом и история Санкт Петербургского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциации медицинских сестер России». Рассмотрен образ «сестры милосердия» в литературе и искусстве XIX-XXI вв., выявлена система ценностей феномена «сестры милосердия» в русской культуре.
Положения, выносимые на защиту
1. Концептуальность работы заключается в анализе системы ценностей «сестры милосердия» в русской культуре.
2. Рассмотрение сестры милосердия в русской культуре как эмансипирование женщины и легитимации новой деятельности, позволяющей проанализировать это как уникальное явление, которое тесно связывает мир ценностей русской женщины с призванием, позволяя выявить сферу компетентности и значимости женщин.
3. Самореализация женщины как «сестры милосердия» есть выявляющий природу женственности феномен, который воплощает в себе исконно русские нормы и практики женского поведения, являющий собой органичный образ женского служения в культуре, проистекающий из основных ценностей русской культуры.
4. Устойчивое концептуальное наполнение женского образа религиозно-этическим ценностными понятиями позволяет выявить преемственность женского служения и призвания в культуре, обнаружить столь востребованные в современном обществе качества женской души, женского характера, как милосердие, участливость, забота. В современном обществе этот образ «сестры милосердия» встраивается в нравственный кодекс медицинской сестры как персонифицируемый образец сестринского служения, воплощающий нравственные нормы и принципы медицинской этики.
5. На протяжении всей истории отечества Россия пережила множество войн, которые задали проблему «женщины на войне», где сестра милосердия одна из возможных ее ролей и значимого участия.
6. Сестра милосердия в русской культуре - это не просто профессиональная принадлежность и компетентность (при том, что эти параметры являются обязательными для данного слежения), это прежде всего, как это выстраивалось в истории, как этого требует современность, независимо от социального положения особая женская миссия, призвание, служение.
Теоретическая значимость работы связана с анализом большого количества источников и разнообразных исследований о «сестрах милосердия», формированием исследовательского поля, включением данной проблемы в современный культурологический дискурс.
Практическая значимость работы состоит в том, что собранные, проанализированные и систематизированные материалы исследования могут быть использованы при разработке школьных уроков и внеклассных мероприятий по литературе и мировой художественной культуре, лекций и семинаров для студентов учебных заведений, а также включены в учебники или в научно-популярную литературу, могут быть включены в исторические циклы по истории женских движений в России.
Апробация исследования
1. Основные положения работы обсуждались на теоретических семинарах молодых ученых.
2. По результатам исследования были опубликованы в материалах XIII международной конференции «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы. Этика как наука и профессия» тезисы доклада «Как русская литература формирует концепт женского счастья, через воспитание добродетелей (смиренности, терпения, доброты, прощения, жертвенности, жалости и т.д.), отражение женского счастья в литературе».
3. Участиев научной конференции «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы — 2021»с устным докладом(СПбГУ, Институт философии, ноябрь 2021 г.).
4. Материал исследования был положен в основу программы учебной дисциплины «Сестра милосердия в Русской культуре» для студентов бакалавриата и магистратуры по направлению «Культурология».
5. Исследование было использовано для составления лекции «Женщина в истории русской культуры: нравственные образцы, модели поведения, социальная активность», которая проводилась на курсе «Паттерны нравственности в культуре России» 11.04.2022 г. магистерской программы «Аксиология русской культуры» 1курс.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении обозначена актуальность темы исследования, определяются объект и предмет исследования, цель и задачи, выявляется научная новизна, очерчивается структура диссертационной работы, анализируются использованные в процессе работы источники.
В первой главе «История сестры милосердия в русской культуре» рассматриваются общие теоретические основания, такие как повседневная жизнь русской женщины XVII — первой половины XIX в., чтобы обозначить области компетенции, значимости женщин и их повседневный мир, история сестер милосердия в России в целом,концепт «милосердия», его смыслы и значения в культуре.
Во второй главе «Образ сестры милосердия в русском культурном наследии», представлен и охарактеризован образ сестры милосердия в художественной литературе, изобразительном искусстве, поэзии.
В третьей главе «Система ценностей сестры милосердия в русской культуре» обозначены концепты этического в образе сестры милосердия, философия сестринского дела и образования, работа сестер милосердия в современной культуре Санкт-Петербурга
В заключении подводятся итоги проведенного исследования. Завершает работу список литературы, содержащий сведения об источниках, использованных при подготовке ВКР.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


«Сестра милосердия» в русской культуре - это и особый образ, который запечатлен на старинных фотографиях и портретах, сохранившийся в воспоминаниях и на страницах литературных произведений, узнаваемый в русской культуре и сопряженный с такими ценностными понятиями, как милосердие, милость, служение, женское призвание. Изучение этого женского образа продиктовано стремлением представить нравственный мир и духовные константы русской женщины на протяжении трагической истории России. Сестра милосердия связана в нашем сознании с войной, госпиталями, ранеными, болью и кровью и тем не менее воплощает светлые стороны женской души и характера. Эти размышления стали основой и мотивом данной исследовательской работы.
Итогом исследования является создание целостного портрета «сестры милосердия» в русской культуре. На основе изучения уже имеющейся исследовательской традиции были рассмотрены положение женщины в русской культуре, ее правовой и общественный статус, исторические предпосылки сестринского служения. Проанализированы такие понятия, как«милосердие», «милоть», «милость», «сестра милосердия», формирующие ценностные смыслы концепта «сестра милосердия». Особое внимание в работе уделено истории становления сестринского служения. История общин, занимающихся милосердными и благотворительными делами , «сердобольных вдов», собственно сестер милосердия, организации их общин позволяет проследить процесс становления особого женского служения - оказания медицинской помощи, ухода за больными и ранеными, воспитании сирот в приютах, помощь страждущим, особенно в периоды войн и эпидемий. История сестер милосердия уже сама по себе представляет особые страницы истории русской культуры, но в контексте поставленных в работе задач, приобретает особое звучание - выявление в исторических реалиях основных ценностных констант, нравственных оснований деятельности сестер милосердия, формирование того этически значимого идеала женского слежения, который будет востребован и актуализирован в современной культуре, в современной профессии медицинской сестры.
Многообразие исторических судеб, примеры и описания условий быта, показывает внесословность сестринской деятельности, этого вида женского служения.. Здесь сошлись не просто потребности общества в особой профессии, но потребности прежде всего в женском призвании, в котором, женщина не только не отрицает, но даже выявляет природу женственности, реализует свое женское начало - заботы, милосердия, сочувствия, тех нравственных чувств, которые конституируют женскую душу, ее нравственный и духовный мир. Сестра милосердия воплощала собой не только образ милосердия, но и особую профессиональную компетентность - умение помогать раненым, участвовать в медицинских операциях и оказывать первую медицинскую помощь, что требовало от женщины определенных знаний и навыков.
Яркие образы сестры милосердия мы находим в преимущественно письменных источниках, а затем уже в изобразительном искусстве. Слова, которые находили авторы-современники, как нельзя лучше свидетельствуют о сравнениях сестер с божественно-милосердным, родным и прекрасным. В исторических свидетельствах встречаются разные оценки сестер милосердия от героизации до критического взгляда на присутствие женщины на войне, но это не снижало ценностно наполненного женского образа, сформировавшегося в русской культуре.
Духовное и нравственное начало, заложенное как культурный код, воспитанное общиной и воплощенное в быту и в профессиональной деятельности, наглядно показывает не просто набор качеств «милосердной сестры», но жизнь сестры, где эти самые качества являются органичной составляющей ее образа жизни. Эти качества в дальнейшем наполняет собой реальный образ медицинской сестры, который сегодня общество персонифицирует в сестринском деле, стремясь к воплощению изначальных моделей поведения. Таким образом, система ценностей сестры милосердия есть основной нравственный вектор современной медицинской сестры в ее профессиональном служении и нравственном призвании.
Рассмотрение нынешнего положения деятельности сестер милосердия и организаций, с которыми они сотрудничают в Санкт-Петербурге, позволяет сказать о ценности данной профессии для современной культуры. С учетом переломных моментов, серьезных изменений в обществе, в период трасформаций культуры, становится абсолютно бесспорным, что эти женщины от всего сердца посвящают свое милосердие и служение людям. А воспитание милосердия, как нравственной ценности и добродетели, продолжают педагоги учебных заведений, задавая на образах «сестер милосердия» идеалы и образцы женского призвания и самоотверженного служения.


1. «ОСТРОВ-3» Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей, нуждающихся в медико­социальной и психолого-педагогической помощи. Санкт-Петербург. Энциклопедия: сайт. - Санкт Петербург, - Обновляется в течении суток. - URL: ййр://епс8рЬ.ги/оЬ1ес1/2814523869?1с=ги(дата обращения: 20.03.2022). - Текст : электронный.
2. «Покровская община» Санкт-Петербургская общественная благотворительная организация. Санкт-Петербург. Энциклопедия: сайт. - Санкт Петербург, - Обновляется в течении суток. - URL: http://encspb.ru/object/2812192906?lc=ru (дата обращения: 20.03.2022). - Текст : электронный.
3. Адонина Л.В., Моря Л.А. Речевые образы Крымской войны и Севастополя в «Севастопольских Рассказах» Л.Н. Толстого/Социокультурные исследования: история и современность Сборник научных и учебно-методических статей. Москва, 2016 Изд.: Издательство «Перо» (Москва), 2016. 193-202с.
4. Анискович Л. И. Храм милосердия. Русские женщины./ М., 2008.
5. Аронзон А.Л. Сестра милосердия: Патриотические боевые песни/ Собр. и изд. А.Л. Аронзон. - Одесса, 1917. - 8 с.
6. Артюхов А. С. Клименко Г. Я., Никитин А. В. История развития сестринского дела в России и за рубежом. Методическое пособие для сестер милосердия и студентов факультетов высшего сестринского образования. Воронеж, 1998.
7. Асташов А.Б. Сестры милосердия в годы первой мировой войны: повседневность и труд// Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология № 10, 2020. С. 118­134
8. Бабенко, Л. В. Педагогические условия формирования чувства милосердия в учениках профтехучилищ: дис. ... канд. пед. наук / Л.В. Бабенко. - Киев, 1993.
9. Белова А.В. «Четыре возраста женщины». Повседневная жизнь русской провинциальной дворянки XVIII - середины XIX / А. В. Белова. — СПб. : Алетейя, 2014. 480 с.
10. Белова А.В. Повседневная жизнь провинциальной дворянки центральной россии (XVIII - середина XIX в.) Автореф. ... дис. д-ра пед. наук. - М., 2009. 67 с.
11. Белова А.В. Русская девушка-дворянка: сексуальность и гендерная идентичность (XVIII первая половина XIX вв.) // Новый исторический вестник Учредители: Российский государственный гуманитарный университет, Ипполитов Сергей Сергеевич
12. Беляковы Е. В. и Н. А. Диакониссы в Русской Православной Церкви // История. 2002. № 9. С. 1-5.
13. Бирюкова Е.В., Казерова Е.В Страницы истории развития сестринского дела в России от истоков до настоящего времени.// «QUANTUM SATIS» том 1. 2019. С.230-235.
14. Благотворительность в России и ее роль в общественно - культурной жизни на рубеже XIX-XX веков. М., 1996.
15. Благотворительные общества при Санкт-Петербургских городских больницах, родильных приютах и начальных училищах. СПб, 1892.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ