Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Попечение о детях в Казани в годы Первой мировой войны (по материалам периодической печати).

Работа №60256

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость5680 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
241
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Источники исследования и
литература 9
1.1 Источники 9
1.2 Историография 14
Глава 2. Организация досуга детей в годы Первой мировой войны 23
2.1 Организаторы детского
досуга 23
2.2 Цели организации детского
досуга 28
2.3 Формы детского
досуга 32
2.4 Восприятие досуговых мероприятий
детьми 49
Глава 3. Благотворительная деятельность и
дети 54
3.1 Попечение о
детях 54
3.2 Детская благотворительность и проявления
патриотизма 65
Заключение 74
Список использованных источников и
литературы

Актуальность исследования. Последние два десятилетия отмечаются повышенным вниманием отечественных исследователей к истории Первой мировой войны. Первая мировая война стала переломным этапом в истории России, приведшем к ломке всей системы общественных отношений. Война сопровождалась изменениями в социальной, экономической и культурной сферах, в повседневной жизни населения. Эти явления наблюдались как в прифронтовых, так и в тыловых городах, в частности, в Казани. Она, подобно другим городам, переживала подъем общественного настроения и трансформацию мировоззрения всех социальных групп.
Патриотический подъем выражался, в том числе, в благотворительной деятельности в отношении тех, кто испытывал материальные трудности и нуждался в психологической поддержке. К этой незащищенной категории, категории нуждавшихся в поддержке и общественном призрении относились дети, особенно лишенные семьи или дети из тех семей, главы которых, кормильцы были призваны в действующую армию.
Призрением детей в России занимались правительственные и общественные организации, как существовавшие ранее, так и созданные в связи с войной. Скорректировали свою деятельность в соответствии с нуждами и спецификой военного времени известные благотворительные общества: Дамское благотворительное общество, Общество борьбы с детской смертностью и другие. Оживились попечительства о бедных, ведь с началом войны на них была возложена новая задача, состоящая в призрении семей призванных в действующую армию. Забота о детях легла на плечи попечительных обществ и возрастала с каждым военным годом, так как многие дети мобилизованных в ходе войны стали сиротами. Примечательно, что помимо оказания необходимой материальной помощи детям, заключающейся в обеспечении питанием, одеждой, принадлежностями для учебы и другими материальными средствами, осуществлялась их духовно-
психологическая поддержка. Она заключалась в организации для детей культурно - досуговых и воспитательных мероприятий.
Все разнообразие практик и форм оказания помощи детям, а также рефлексии общества и самих объектов его заботы на проводившиеся попечительные и благотворительные мероприятия в полной мере и весьма подробно и систематически отражала местная периодическая печать, являющаяся ввиду этого важным источником изучения этой стороны истории войны и общественной мобилизации, проявлений патриотизма и благотворительности, трансформации повседневных миров детства под влиянием экстремальных условий войны.
Тема работы находится на стыке двух довольно актуальных направлений исследований - истории благотворительности и истории детства. Сочетание этих проблем и рассмотрение их во взаимосвязи позволяет взглянуть на ребенка военных лет - на примере детей тыловой Казани Первой мировой войны, - одновременно как на объект благотворительной деятельности и попечения общества, так и действующий в меру своих сил и особенностей понимания обстоятельств войны субъект.
Источниковая база исследования. Местная периодическая печать, ее материалы стала основным источником исследования. В работе использовались две казанские газеты общественной, литературной и политической направленности - «Казанский телеграф» и «Город Казань» и специализированный научно - педагогический журнал «Вестник образования и воспитания». На основе материалов этих изданий удалось проследить, как часто проблемы попечения детей становились предметом забот и обсуждения в печати, какие средства для их решения были использованы. Ко всему прочему, периодика позволяет выявить круг организаций, систематически оказывавших помощь детям, и способы ее осуществления в экстремальных условиях, особенности деятельности благотворительных обществ Казани. Статьи газет «Казанский телеграф» и «Город Казань» передают атмосферу и проблемы военного времени не только в Казани, но отчасти дают представление о ситуации и настроениях в столицах и всей империи, так как размещали на своих страницах обзоры столичных новостей. Журнал «Вестник образования и воспитания» посвящал ряд разделов проблемам детской повседневности в других городах.
В качестве дополнительных источников привлекались опубликованные отчеты благотворительных обществ и образовательных учреждений, во многом дополнявшие и конкретизировавшие газетные сообщения и материалы.
Степень изученности проблемы. Литературу по теме исследования можно условно разделить на три группы. Первая группа представлена исследованиями по истории детства. Толчок к активному развитию этого научного направления несколько десятилетий тому назад дала вышедшая в 1960 г. во Франции и ставшая классической работа Ф. Арьеса об отношении к детству с раннего средневековья до XIX в.1 Лишь спустя десятилетия детство стало объектом внимания отечественных историков. Истории российского детства XX века посвящена монография А. А. Сальниковой , которая содержит источниковедческие вопросы изучения детства. Как историей детства, так и источниковедческими вопросами занимается М. В. Ромашова , характеризуя современные исследования по теме. Часть исследователей при изучении истории детства используют результаты междисциплинарных исследований: Келли К. , И. С. Кон и др.
Вторая группа - исследования, посвященные проблеме защиты населения и благотворительной деятельности. Военные будни женщин и детей изучались А. И. Репинецким1, Ермоловым В . Теме попечения детей в годы Первой мировой войны посвятили свои труды Щербинин П.П. , Васильева М.А .
Третью группу исследований составляют работы, посвященные рассмотрению жизни Казани и ее жителей в годы Первой мировой войны. Культурная жизнь Казани этого периода неоднократно рассматривалась Д.Р. Хайрутдиновой : театр, кино, музыка, а также затрагивалась тема благотворительности . Тема благотворительности в Казани исследовалась Федотовой О. В.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала Первой мировой войны до Революции 1917 г. (1914 - 1917 гг.).
Территориальные рамки исследования охватывают город Казань.
Методы исследования. Методологическую основу исследования составляет принцип историзма, предполагающий рассмотрение детского попечения с начала войны, его развитие в течение всего периода, и его спад к ее окончанию. В процессе работы сравнительно - исторический метод позволил показать особенности развития в Казани благотворительной деятельности в отношении детей. Типологический метод был использован при определении форм детского досуга.
Цель исследования - на материалах периодической печати охарактеризовать особенности попечительской деятельности в отношении детей в Казани в годы Первой мировой войны.
Для достижения указанной цели решаются следующие исследовательские задачи:
1. Охарактеризовать источники и литературу по проблеме исследования;
2. Проследить особенности попечения о детях в военные годы;
3. Рассмотреть деятельность благотворительных организаций, занимающихся детским досугом;
4. Определить цели и формы детского досуга в военное время;
5. Дать представление о восприятии детьми собственного досуга и о формах детской благотворительности.
Объектом исследования является попечительная деятельность в отношении детей в Казани в годы Первой мировой войны.
Предметом - особенности и формы попечения о детях в Казани в годы Первой мировой войны.
Новизна исследования выпускной квалификационной работы состоит в том, что в ней произведена выборка и анализ материалов местной периодической печати, на основании которого выявлены особенности и формы благотворительной деятельности попечительных обществ в отношении детей в Казани в условиях военного времени, призванной поддержать детей, оставшихся без попечения родителей и испытывающих нужду, не только материально, но и психологически.
Значение работы состоит в том, что ее материалы и выводы могут использоваться в вузовских курсах Отечественной истории, а также на конференциях, круглых столах и других научных мероприятиях по данной теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Периодическая печать времен Первой мировой войны оставила
сведения о попечении и благотворительной деятельности в пользу детей. В ней отражались обстоятельства войны и тыловой жизни. На тот период времени периодика была распространенным и доступным средством получения информации. Вместе с тем быстрое обнародование сведений ставит под сомнение достоверность и полноту газеты как исторического источника. В ходе исследования были привлечены в качестве источников газеты «Казанский Телеграф», «Город Казань» и журнал «Вестник образования и воспитания». На их основе были выявлены формы оказания помощи детям и проявления детской благотворительность. На страницах этих изданий систематически печатались события детской военной повседневности: организация столовых, проведение культурно -
развлекательных мероприятий, акты детской благотворительности. Не удалось рассмотреть более подробно восприятие и отношение детей к разным формам детского досуга. Нельзя говорить об объективности оценки детей происходящих событий на материалах периодической печати.
Литература по исследуемой теме представлена работами в области истории детства, истории благотворительности и истории Казани в военные годы. История детства как молодое направление в исторической науке набирает обороты - растет число работ, расширяется тематика исследования. Но остаются малоизучены такие аспекты как восприятие и отношение детей к современной действительности, изучение ребенка как субъекта исследования. Несмотря на интерес к проблеме благотворительности, по этой теме в целом в Казани мало работ. Как и по истории детства, по истории благотворительности существуют единичные обобщенные работы, еще меньше работ по проблеме детства в условиях военных лет.
В Казани на основе периодической печати были выявлены особенности попечения о детях. Особенно в трудном положении оказались дети, отцы которых были мобилизованы, а матери должны были искать дополнительный 74 заработок. В первую очередь государство оказывало поддержку нуждающимся детям с помощью продовольственных и денежных пособий. Периодика военного времени неоднократно упоминает о помощи детям и со стороны благотворительных организаций. Главной проблемой, стоящей перед ними в тот период - питание детей, его скудность, из - за роста цен и дефицита продуктов в связи с отправкой на фронт. Одним из решений этой проблемы явилось открытие бесплатных столовых для детей запасных воинов благотворительными обществами. Газетами часто освещалась работа столовых: в них обеспечивали обедами в среднем около 100 детей в возрасте от 3 до 14 лет. В столовых собирались пожертвования детям, проводились медицинские осмотры, при них работали дневные приюты, проводились культурно - развлекательные мероприятия. Работа благотворительных обществ основывалась на принципах добровольности и патриотического настроения.
Основу деятельности благотворительных организаций помимо материальной поддержки составляла и организация детского досуга. Его организаторами являлись организации, занимавшиеся детским попечением. Наиболее активную работу вели Семейно - педагогический кружок и Общество борьбы с детской смертностью. В условиях войны они направили свои силы на воспитание правильного отношения к войне и патриотизму, во избежание детской жестокости и беспризорности. В состав этих
организаций входили представители интеллигенции и дворяне. Они содержались на средства сотрудников и на добровольные пожертвования.
В результате исследования были определены следующие формы детского досуга: концерты, вечера, показ кинематографа, праздники, выставки, Вербные базары, чтения, подвижные игры. Наибольшим интересом у детей пользовались праздники. Именно о них больше всего упоминания в местной периодике. Праздник мог совмещать в себе и другие формы детского досуга. Концерты и вечера также часто освещались в периодической печати и носили культурно - развлекательный характер. Им 75
была присуща литературная, музыкальная, вокальная направленность. Дети могли участвовать в программе концерта, подготовить выступление на вечер. Кинематографические сеансы, ставшие популярными уже в начале XX века, были частью и детского досуга. Некоторые из них были адресованы детям, служили дополнением к учебным программам. Чтения зачастую сопровождались световыми картинами и были посвящены различным темам. Они имели познавательные цели и проводились в соответствии с духовными потребностями. Выставки и Вербные базары характеризуют интересы детей того периода. Чаще всего они проводились с благотворительными целями и посвящались военной теме. Подвижные игры на детских площадках проводились в летнее время и были востребованы. Часть детей нуждалась в играх на свежем воздухе, так как большую часть времени проводила взаперти и без родителей. О площадках в парках на Черном Озере, в Русской Швейцарии писали местные газеты того периода. Большие усилия были направлены на организацию детского досуга на волне патриотического подъема, как части детского попечения. Подобные формы благотворительности отличались от довоенных тем, что общество путем оказания помощи детям, осуществляло таким образом поддержку их отцов - воинов, ушедших на фронт. Таким образом население вносило свой вклад в дело войны.
Исходя из форм были определены воспитательная, развлекательная и патриотическая цели детского досуга в военное время. Развлекательная цель представляла собой возможность детям отдохнуть и развлечься. Являясь наиболее привлекательной целью для детей, происходило нередко ее взаимодействие с другими. Воспитательная цель была необходимо в условиях военного времени, с целью воспитания духовных ценностей у подрастающего поколения. Для правильного понимания войны требовалась просветительская деятельность для безграмотных детей. Патриотическая цель, наиболее актуальная в тот период времени, была вызвана происходящими военными событиями и повышенным детским интересом.
Патриотическое воспитание оказывало благоприятное воздействие на детское восприятие военных реалий. Оно формировало правильное представление обо всех аспектах войны.
Периодика писала о положительном восприятии детьми собственного досуга. Однако оценка детей на происходящие события из газет и журналов необъективна и требует подтверждения из других источников. Источников, оставленных детьми крайне мало. Можно сделать вывод о том, что добровольные участие детей в благотворительных акциях в качестве культурно - воспитательных мероприятий, является положительным отношением к организованному для них досугу.
В итоге на материалах периодической печати удалось выявить особенности попечения о детях, которое, в сравнении с довоенным временем, основывалось как на осуществлении материальной поддержки детей, так и на организации детского досуга, как духовной составляющей детского попечения.



1. Вестник образования и воспитания. - 1914. - № 12. - С. 1060.
2. Вестник образования и воспитания. -1914. - № 12. - С. 1067.
3. Вестник образования и воспитания. - 1914. - № 12. - С. 1068.
4. Вестник образования и воспитания. - 1915. - № 1. - С. 112.
5. Вестник образования и воспитания. - 1915. - № 1. - С. 113.
6. Вестник образования и воспитания. - 1915. - № 5-6.- С. 542.
7. Город Казань. - 1914. - №360. - С 4.
8. Город Казань. - 1915. - №439. - С 3.
9. Город Казань. - 1915. - №566. - С 4.
10. Город Казань. - 1915. - № 592. - С 4.
11. Город Казань. - 1915. - №420. - С 4.
12. Казанский телеграф. - 1915. - №6530. - С 3.
13. Казанский телеграф. - 1915. - № 6475. - С 3.
14. Казанский телеграф. - 1915. - № 6472. - С 4.
15. Казанский телеграф. - 1914. - №6395. - С 3.
16. Казанский телеграф. - 1915. - №6475. - С 3.
17. Казанский телеграф. - 1915. - № 6524. - С 3.
18. Казанский телеграф. - 1915. - №6526. - С 3.
19. Казанский телеграф. - 1915. - №6529. - С 3.
20. Казанский телеграф. - 1915. - №6530. - С 3.
21. Казанский телеграф. - 1915. - №6531. - С 3.
22. Казанский телеграф. - 1915. - №6752. - С 3.
23. Казанский телеграф. - 1915. - № 6486. - С 3.
24. Казанский телеграф. - 1915. - № 6494. - С 3.
25. Казанский Телеграф. - 1915. - №6497. - С 3.
26. Казанский Телеграф. - 1915. - № 6472. - С 4.
27.Отчет Казанского Дамского благотворительного общества за 1914 год.
- 1915. - С 9 - 10.
28. Отчет о деятельности Казанского общества борьбы с детской смертностью. 1915. - С 4.
29. Отчет о деятельности Казанского общества борьбы с детской
смертностью. 1915. с 7 - 11.
30. Отчет о деятельности Казанского общества борьбы с детской
смертностью. 1915. с 4 - 6.
31. Отчет о деятельности Казанского общества борьбы с детской
смертностью. 1915. с 14 - 23.
32.Отчет о деятельности Казанского общества борьбы с детской
смертностью. 1915. - С 10 - 14.
33.Отчёт о состоянии Казанского Епархиального женского училища за 1914 - 1915 учебный год. - 1916. - С. 26.
34. Отчет правления Человеколюбивого общества. - 1916. - С 7 - 8.
35. Отчет Семейно - педагогического кружка в гор. Казани. - 1900. - С 4.
36.Отчет Семейно - педагогического кружка в гор. Казани. - 1916. - С 13.
37.Отчет Семейно - педагогического кружка в гор. Казани. - 1916. - С 42 - 46.
38. Отчет Семейно - педагогического кружка в гор. Казани. - 1916. - С 35
- 42.
39. Родина. - 1914. - №42. 
II Литература
1. Алексеева Е. П. Развитие и становление кинематографа в Казани и Казанской Губернии: 1897-1917 гг.: автореферат дис. ... канд. ист. наук: 24.00.01 / Казан. гос. ун-т культуры и искусств. - Казань, 2004.
2. Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1999.
3. Васильева М. А. Социальная помощь сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в годы Первой мировой войны в Оренбургской губернии // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 2 (46). С 472-487.
4. Вторая мировая война в детских «рамках памяти»: сб.ст. / под ред. А.Ю. Рожкова. Краснодар: Традиция, 2010 г.
5. Долидович О.М. Учащиеся Барнаула в практике благотворительной работы Первой мировой войны // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 409. С. 47-54.
6. Ермолов В. Женщины и дети в сражениях Первой мировой войны // История. 2003. № 9. С. 3-7.
7. Келли К. Об изучении истории детства в России XIX-XX вв. // Какорея. Из истории детства в России и других странах: сб. статей и материалов. М.; Тверь, 2008.
8. Козенко Б. Д. Отечественная историография Первой мировой войны. // Новая и новейшая история. 2001. №3. С. 3-27
9. Кон И. С. Ребенок и общество: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия» 2003. - 336 с.
10. Королева Г. И. Роль личности преподавателя в воспитании студентов (из истории подготовки учителя в Казанском университете) // Единство обучения и воспитания студентов. / под ред. Петровой А. Г. - Казань, 1989. - С 160.
11. Кошелева О.Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения. Учебное пособие по педагогической антропологии и истории детства. М., 2000.
12. Милюков И. И. Деятельность благотворительных организаций г. Казани, (60-е годы XIX в. - начало XX в.): Дис.... канд. ист. наук. - Казань, 2006. - 200 с.
13. Миннуллин З. С. Этапы развития и количественная характеристика мусульманских благотворительных организаций России (XIX - начало XX вв.) // Благотворительность в России: исторические и социально-экономические исследования/ Общ. ред. О.Л. Лейкинд. - СПб., 2007. - С. 105-126.
14. Репинецкий А. И. Женщины и дети в годы Первой мировой войны (на материалах Поволжья) // Война и повседневная жизнь населения России XVII-XX вв. С. 457-462.
15. Ромашова М. В. Дети и феномен детства в отечественной истории: новейшие исследования, дискуссионные площадки, события. Вестник Пермского университета. Серия: история. 2013. № 2 (22). С 108 - 116.
16. Ромашова М.В. Занимательное источниковедение: история детства // Вестник Пермского университета. 2012. № 3 (20). С 172 - 178.
17. Сальникова А.А. Российское детство в XX в.: история, теория и практика исследования. Казань, 2007.
18. Семенова Е. Ю. Виды и формы досуга горожан Поволжья в годы Первой мировой войны // Известия самарского научного центра Российской Академии Наук. 2013. С 60 - 67.
19. Федотова О. В. Благотворительность и милосердие в Казани в годы Первой мировой войны (1914 - 1917) // XX век и Россия: общество, реформы, революции. 2014. №2. С 276 - 284.
20. Xайруллина А.Д. Казанские газеты как исторический источник изучения благотворительности (1861-1895 гг.): Дис. ... канд. ист. наук. - Казань, 1993. - 264 с.
21. Хайрутдинова Д.Р. Благотворительность и милосердие татарских женщин в годы Первой мировой войны // Общественно-политическая мысль и духовная культура народов Поволжья и Приуралья (XIX-ХХ вв.). Проблемы изучения: сборник статей и сообщений научной конференции, посвященной памяти проф. С.М.Михайловой / под ред. Г.П.Мягкова, Р.А.Набиева. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2008. С.418-423.
22. Хайрутдинова Д.Р. Музыкальная жизнь и культурно-массовые мероприятия в Казани накануне первой мировой войны (по материалам местных периодических изданий). // Ученые записки Казанского университета. 2013. № 3-1.
23. Хайрутдинова Д.Р. Театр и кино в Казани в годы Первой мировой войны // Ученые записки Казанского университета 2006. № 4.
24. Щербинин П. П. Детская повседневность в период Первой мировой войны 1914 - 1918 гг.: монография. Тамбов, 2015. С 52.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ