Экономические интересы: противоречия и согласование на разный уровнях
|
Введение 3
Глава 1. Институционализация процессов реализации
экономических интересов на макроуровне 10
1.1. Характеристика разноуровневой системы
экономических интересов 10
1.2. Совокупность национальных, региональных и государственных экономических интересов: системный подход 32
1.3. Природа противоречий между разноуровневыми экономическими интересами 45
Глава 2. Условия согласования экономических интересов 68
2.1. Генезис изменений экономических интересов
государства и общества 68
2.2. Оценка возможности институционализации государственных и национальных экономических интересов 87
2.3. Подходы и предпосылки согласования противоречий государственных и национальных экономических интересов
в условиях формирования гражданского общества (на примере
бюджетирования) 123
Заключение 142
Список использованной литературы 146
Глава 1. Институционализация процессов реализации
экономических интересов на макроуровне 10
1.1. Характеристика разноуровневой системы
экономических интересов 10
1.2. Совокупность национальных, региональных и государственных экономических интересов: системный подход 32
1.3. Природа противоречий между разноуровневыми экономическими интересами 45
Глава 2. Условия согласования экономических интересов 68
2.1. Генезис изменений экономических интересов
государства и общества 68
2.2. Оценка возможности институционализации государственных и национальных экономических интересов 87
2.3. Подходы и предпосылки согласования противоречий государственных и национальных экономических интересов
в условиях формирования гражданского общества (на примере
бюджетирования) 123
Заключение 142
Список использованной литературы 146
Актуальность темы исследования. Развитие экономики России и формирование новых экономических отношений происходит в условиях обострения противоречий экономических интересов. Успехи на пути экономического регулирования, а также неудачи на этом пути тесно связаны с тем, в какой мере разрешаются противоречия в системе экономических интересов и каким образом достигается их согласование. Если внимательно проанализировать любую неудачу в социально-экономической политике, то оказывается, что это результат столкновения противоречивых экономических интересов и недоучёта их при принятии и реализации решений. Так обстоит дело и с процессами приватизации государственной собственности, и с либерализацией цен, и с монетизацией льгот, и с провалами в административной реформе, и с проектами реформирования жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, науки, образования, здравоохранения, и с другими социально-экономическими реформами. Проблемы реформирования естественных монополий, борьбы с криминализацией и бюрократизацией в экономике не решаются или решаются частично из-за противодействия со стороны различных элитных групп, руководствующихся своими частными интересами. Когда многими авторами указывается на необходимость институционализации экономических взаимодействий, на роль институтов в регулировании экономического развития, на необходимость «выращивания» (термин Г.Клейнера) институтов, адекватных специфике экономики России, то это не вызывает возражений. Однако нельзя не заметить, что сами процессы институционализации, формирования институтов зависят от соотношения сил в реализации противоречивых экономических интересов. Правила игры, правила, которыми регулируются экономические взаимодействия и ограничивается поведение экономического субъекта, не будут установлены, а если и будут приняты, не станут соблюдаться, если не достигнуть необходимого согласования экономических интересов.
Поэтому возможно более глубокое исследование системы экономических интересов служит необходимой предпосылкой успешного решения проблем
4
развития экономики и его институционального обеспечения. Тем самым определяется и актуальность диссертационного исследования. Актуальность усиливается и тем, что в диссертационном исследовании внимание акцентируется не столько на определении сущности экономических интересов (это многократно исследуется другими авторами), сколько на выявлении их противоречий и путей их согласования.
Степень научной разработанности темы. Достаточно большое количество учёных-экономистов посвятили свои исследования проблематике экономических интересов. В той или иной степени вопросы о роли экономических интересов, и, что особенно важно для нашего исследования, проблемы о взаимосвязях и противоречиях экономических интересов общества и государства, степени отражения частных и групповых экономических интересов в политике государства исследовали Дж.Бьюкенен, Т.Веблен, Т.Гоббс, Дж.Кейнс, П.Козловски, К.Маркс, Дж.Милль, Д.Норт, В.Ойкен, М.Олсон, Э.де Сото, А.Смит, О.Уильямсон. Проблематика экономических интересов представлена в научных разработках отечественных экономистов - JI.Абалкина, Р.Гвелесиани, С.Глазьева,
О.Иншакова, Г.Клейнера, О.Мамедова, Р.Нуреева, А.Олейника, Ю.Осипова, В.Тамбовцева, АШаститко. Разные аспекты согласования экономических интересов в своих трудах рассматривали экономисты отечественной школы: В.Бернацкий, Б.Гершкович, А.Даниелян, О.Запускалова, И.Козлов, А.Кусжанова, Т.Осин, В.Соколов, А.Ханипов, Н.Чернецова, А.Шапошников, В.Юрьев а также зарубежные учёные - Э.Аткинсон, М.Вебер, Дж.Стиглиц, Г.Таллок, Дж.Уилли, Ф.Хайек, А.Хиршман, П.Шерман, Ф.Энгельс. Костромские экономисты также интенсивно заняты разработкой рассматриваемой проблематики, при этом особую теоретическую значимость имеют работы Н.Гибало, М.Скаржинского, В.Чекмарёва.
Однако многие стороны в процессах формирования системы экономических интересов и противоречий в них (в особенности применительно к условиям экономики современной России), путей их согласования исследованы явно недостаточно. Мало изучен характер этих противоречий на разных уровнях
5
экономической системы. Требуется анализ природы и противоречий экономических интересов индивидов, социальных групп, элит, фирм, корпораций, общества, регионов, государства. Этим определяется выбор и направленность диссертационного исследования. Учитывая широту проблематики и сравнительно большую разработанность её на микроуровне - на уровне индивида, стремящегося к максимизации потребности, и на уровне фирм и корпораций при определении ориентации их на максимизацию прибыли, а также при анализе экономического поведения внутри фирмы или корпорации её собственников, менеджеров, наёмных работников, мы в своём диссертационном исследовании сосредотачиваем внимание на выявлении природы экономических интересов и определении путей их согласования на уровне страны в целом и её регионов. И здесь, прежде всего, встаёт проблема разрешения противоречий между экономическими интересами общества в целом, страны, её населения, то есть национальными интересами, с одной стороны, и интересами государства, призванного представлять и защищать национальные экономические интересы, но имеющего и свои собственные, в разной степени несовпадающие с интересами общества, с другой стороны. Применительно к региону страны эта проблема трансформируется в проблему противоречий и путей согласования экономических интересов при взаимоотношениях между федеральной и региональной властью, между экономическими интересами региональной власти и населением региона, которые делегировали региональной власти представление и защиту своих экономических интересов.
Поэтому возможно более глубокое исследование системы экономических интересов служит необходимой предпосылкой успешного решения проблем
4
развития экономики и его институционального обеспечения. Тем самым определяется и актуальность диссертационного исследования. Актуальность усиливается и тем, что в диссертационном исследовании внимание акцентируется не столько на определении сущности экономических интересов (это многократно исследуется другими авторами), сколько на выявлении их противоречий и путей их согласования.
Степень научной разработанности темы. Достаточно большое количество учёных-экономистов посвятили свои исследования проблематике экономических интересов. В той или иной степени вопросы о роли экономических интересов, и, что особенно важно для нашего исследования, проблемы о взаимосвязях и противоречиях экономических интересов общества и государства, степени отражения частных и групповых экономических интересов в политике государства исследовали Дж.Бьюкенен, Т.Веблен, Т.Гоббс, Дж.Кейнс, П.Козловски, К.Маркс, Дж.Милль, Д.Норт, В.Ойкен, М.Олсон, Э.де Сото, А.Смит, О.Уильямсон. Проблематика экономических интересов представлена в научных разработках отечественных экономистов - JI.Абалкина, Р.Гвелесиани, С.Глазьева,
О.Иншакова, Г.Клейнера, О.Мамедова, Р.Нуреева, А.Олейника, Ю.Осипова, В.Тамбовцева, АШаститко. Разные аспекты согласования экономических интересов в своих трудах рассматривали экономисты отечественной школы: В.Бернацкий, Б.Гершкович, А.Даниелян, О.Запускалова, И.Козлов, А.Кусжанова, Т.Осин, В.Соколов, А.Ханипов, Н.Чернецова, А.Шапошников, В.Юрьев а также зарубежные учёные - Э.Аткинсон, М.Вебер, Дж.Стиглиц, Г.Таллок, Дж.Уилли, Ф.Хайек, А.Хиршман, П.Шерман, Ф.Энгельс. Костромские экономисты также интенсивно заняты разработкой рассматриваемой проблематики, при этом особую теоретическую значимость имеют работы Н.Гибало, М.Скаржинского, В.Чекмарёва.
Однако многие стороны в процессах формирования системы экономических интересов и противоречий в них (в особенности применительно к условиям экономики современной России), путей их согласования исследованы явно недостаточно. Мало изучен характер этих противоречий на разных уровнях
5
экономической системы. Требуется анализ природы и противоречий экономических интересов индивидов, социальных групп, элит, фирм, корпораций, общества, регионов, государства. Этим определяется выбор и направленность диссертационного исследования. Учитывая широту проблематики и сравнительно большую разработанность её на микроуровне - на уровне индивида, стремящегося к максимизации потребности, и на уровне фирм и корпораций при определении ориентации их на максимизацию прибыли, а также при анализе экономического поведения внутри фирмы или корпорации её собственников, менеджеров, наёмных работников, мы в своём диссертационном исследовании сосредотачиваем внимание на выявлении природы экономических интересов и определении путей их согласования на уровне страны в целом и её регионов. И здесь, прежде всего, встаёт проблема разрешения противоречий между экономическими интересами общества в целом, страны, её населения, то есть национальными интересами, с одной стороны, и интересами государства, призванного представлять и защищать национальные экономические интересы, но имеющего и свои собственные, в разной степени несовпадающие с интересами общества, с другой стороны. Применительно к региону страны эта проблема трансформируется в проблему противоречий и путей согласования экономических интересов при взаимоотношениях между федеральной и региональной властью, между экономическими интересами региональной власти и населением региона, которые делегировали региональной власти представление и защиту своих экономических интересов.
Характеризуя результаты проведённого исследования, их соответствие поставленной цели и задачам, а также необходимые пути практической реализации полученных результатов выделим основополагающие позиции нашей работы.
1. Охарактеризованы различные уровни системы экономических интересов, где выявлена относительность влияния институтов на реализацию экономических интересов на разных уровнях анализа, так как с усложнением системы социальных отношений и хозяйственных связей происходит адекватное изменение структуры экономических интересов. Институциональную экономическую теорию можно критиковать как за отсутствие четких формулировок основных и производных понятий, так и за недостаточную строгость выводов и низкую степень их формализации. В тоже время присутствие новаторского духа в институциональных разработках современных отечественных исследователей и стремление принести реальную пользу развитием этого направления экономической науке и практике неоспоримо российской экономической школы. Можно полагать, что его теоретическая модель уже скоро будет представлена общественности. Внедрить такой механизм - значительно более трудная задача, затрагивающая противоречивые интересы многих слоев общества. Для этого нужны не только понимание его глубоко гуманистического и стратегического характера, осознание его необходимости широкими «народными массами», но и сильная политическая воля руководителей государства, несгибаемо направленная на скорейшее обеспечение народного благосостояния.
2. В формировании институциональной сферы активная роль принадлежит государству, которое наделено различными ветвями власти. Государство выступает в роли важнейшего социально-экономического института. Его деятельность должна дополняться гармоничным сосуществованием всей системы институтов. Государство оказывает своё
143
непосредственное влияние в той или иной мере на все стороны взаимодействия институциональной сферы, являясь её главным субъектом. Институты включают в себя, помимо формального права, большое количество неформальных правил, обычаев и традиций. Исследования показывают, что поведение экономических субъектов формируется исходя из личных и групповых интересов, сложившихся порядков, национальных особенностей, деловых отношений, адаптируясь к проводимой властными органами реформаторской деятельности и новой законодательно-нормативной базе. И далеко не всегда законодательные компоненты могут занять главенствующее место.
К ключевым вопросам российской экономики в контексте реализации долгосрочных государственных, национальных и региональных экономических интересов мы отнесли такие как структуризация народного хозяйства и вертикали власти в части экономических интересов субъектов отношений.
В результате исследования формальных и неформальных институтов определены их характеристики с точки зрения интересов: права собственности, экономическая роль государства, роль субъектов федерации и органов местного самоуправления.
3. Выяснена природа противоречий между разноуровневыми экономическими интересами. При этом генезис противоречий объективизирует позицию, согласно которой государство всё более обособляется от многих социальных функций, которые были сформулированы в виде конституционных положений. То есть государство освобождается не только от функций исторически устаревших, но и от тех, которые конституционно закреплены за государством.
4. Выявление генезиса экономических интересов государства и общества сделало возможным вывод о том, что изменение экономических интересов общества осуществляется более быстрыми темпами, чем экономические интересы государства. Стабильность экономических
144
интересов государства объясняется социальными и политическими функциями государства, наличием постоянных внешних и внутренних угроз экономической безопасности. Сущность и классификация государственных интересов изменяется в зависимости от полномочий институтов. Оценка аналитических инструментов степени формулирования государственных и национальных экономических интересов позволила сделать вывод о том, что в настоящее время научные методы далеки от совершенства, и не предлагают адекватные реалиям жизни механизмов ответственности государства перед различными группами населения.
5. Произведён выбор аналитических инструментов, позволяющих оценить институционализацию экономических интересов государства и общества. К таким инструментам мы относим: превращение государства в социально ориентированное государство; необходимость обеспечения экономической безопасности; уничтожение монополии на право государства распоряжаться личностью; демократизация и гумманизация экономической жизни общества; повышение эффективности функционирования государства как социального института.
Институционализация экономических интересов государства и общества является важным, но не единственным подходом, и, одновременно, предпосылкой согласования противоречий указанных экономических интересов.
6. Выявлено, что наряду с таким подходом и предпосылкой как институционализация экономических интересов государства и общества возможно в качестве подходов и предпосылок выделение общей ориентации развития общества и господствующей в нём идеологии, идентификация средств и методов реализации экономических интересов агрегированных и институционально обособленных хозяйствующих субъектов, а также их вертикальная и горизонтальная структуризация. Кроме того, при исследовании механизма согласования экономических интересов на примере бюджетирования, выделены такие способы согласования интересов как
145
взаимореализация, подчинение интересов, игнорирование интересов, нереализация, субординация. Все указанные формы в той или иной мере сглаживают противоречия и конфликты, возникающие при различных сочетаниях интересов.
Вышеприведённое позволяет полагать, что гипотеза диссертации «Экономические интересы: противоречия и согласование на разных уровнях» была продуктивно сформулирована и в ходе проведённого исследования доказана. Тем самым решены поставленные задачи и достигнута цель работы.
1. Охарактеризованы различные уровни системы экономических интересов, где выявлена относительность влияния институтов на реализацию экономических интересов на разных уровнях анализа, так как с усложнением системы социальных отношений и хозяйственных связей происходит адекватное изменение структуры экономических интересов. Институциональную экономическую теорию можно критиковать как за отсутствие четких формулировок основных и производных понятий, так и за недостаточную строгость выводов и низкую степень их формализации. В тоже время присутствие новаторского духа в институциональных разработках современных отечественных исследователей и стремление принести реальную пользу развитием этого направления экономической науке и практике неоспоримо российской экономической школы. Можно полагать, что его теоретическая модель уже скоро будет представлена общественности. Внедрить такой механизм - значительно более трудная задача, затрагивающая противоречивые интересы многих слоев общества. Для этого нужны не только понимание его глубоко гуманистического и стратегического характера, осознание его необходимости широкими «народными массами», но и сильная политическая воля руководителей государства, несгибаемо направленная на скорейшее обеспечение народного благосостояния.
2. В формировании институциональной сферы активная роль принадлежит государству, которое наделено различными ветвями власти. Государство выступает в роли важнейшего социально-экономического института. Его деятельность должна дополняться гармоничным сосуществованием всей системы институтов. Государство оказывает своё
143
непосредственное влияние в той или иной мере на все стороны взаимодействия институциональной сферы, являясь её главным субъектом. Институты включают в себя, помимо формального права, большое количество неформальных правил, обычаев и традиций. Исследования показывают, что поведение экономических субъектов формируется исходя из личных и групповых интересов, сложившихся порядков, национальных особенностей, деловых отношений, адаптируясь к проводимой властными органами реформаторской деятельности и новой законодательно-нормативной базе. И далеко не всегда законодательные компоненты могут занять главенствующее место.
К ключевым вопросам российской экономики в контексте реализации долгосрочных государственных, национальных и региональных экономических интересов мы отнесли такие как структуризация народного хозяйства и вертикали власти в части экономических интересов субъектов отношений.
В результате исследования формальных и неформальных институтов определены их характеристики с точки зрения интересов: права собственности, экономическая роль государства, роль субъектов федерации и органов местного самоуправления.
3. Выяснена природа противоречий между разноуровневыми экономическими интересами. При этом генезис противоречий объективизирует позицию, согласно которой государство всё более обособляется от многих социальных функций, которые были сформулированы в виде конституционных положений. То есть государство освобождается не только от функций исторически устаревших, но и от тех, которые конституционно закреплены за государством.
4. Выявление генезиса экономических интересов государства и общества сделало возможным вывод о том, что изменение экономических интересов общества осуществляется более быстрыми темпами, чем экономические интересы государства. Стабильность экономических
144
интересов государства объясняется социальными и политическими функциями государства, наличием постоянных внешних и внутренних угроз экономической безопасности. Сущность и классификация государственных интересов изменяется в зависимости от полномочий институтов. Оценка аналитических инструментов степени формулирования государственных и национальных экономических интересов позволила сделать вывод о том, что в настоящее время научные методы далеки от совершенства, и не предлагают адекватные реалиям жизни механизмов ответственности государства перед различными группами населения.
5. Произведён выбор аналитических инструментов, позволяющих оценить институционализацию экономических интересов государства и общества. К таким инструментам мы относим: превращение государства в социально ориентированное государство; необходимость обеспечения экономической безопасности; уничтожение монополии на право государства распоряжаться личностью; демократизация и гумманизация экономической жизни общества; повышение эффективности функционирования государства как социального института.
Институционализация экономических интересов государства и общества является важным, но не единственным подходом, и, одновременно, предпосылкой согласования противоречий указанных экономических интересов.
6. Выявлено, что наряду с таким подходом и предпосылкой как институционализация экономических интересов государства и общества возможно в качестве подходов и предпосылок выделение общей ориентации развития общества и господствующей в нём идеологии, идентификация средств и методов реализации экономических интересов агрегированных и институционально обособленных хозяйствующих субъектов, а также их вертикальная и горизонтальная структуризация. Кроме того, при исследовании механизма согласования экономических интересов на примере бюджетирования, выделены такие способы согласования интересов как
145
взаимореализация, подчинение интересов, игнорирование интересов, нереализация, субординация. Все указанные формы в той или иной мере сглаживают противоречия и конфликты, возникающие при различных сочетаниях интересов.
Вышеприведённое позволяет полагать, что гипотеза диссертации «Экономические интересы: противоречия и согласование на разных уровнях» была продуктивно сформулирована и в ходе проведённого исследования доказана. Тем самым решены поставленные задачи и достигнута цель работы.
Подобные работы
- ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ С
РЕБЕНКОМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА В СИСТЕМЕ ИЗМЕРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ АДМИНИСТРАЦИИ СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)
Магистерская диссертация, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018 - Оптимизация направлений реализации государственной национальной политики на региональном уровне (на примере Алтайского края)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Контрактные отношения хозяйствующих субъектов
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ РЫНКА ТРУДА С УЧЁТОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
СПЕЦИФИКИ РЕГИОНА
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



