Введение 3
Глава I. Теоретические основы социального воспитания детей-сирот в православном приюте
1.1 Религия как фактор социализации детей, подростков,
молодежи 11
1.2 Потенциалы православия в социальном воспитании
детей-сирот 32
1.3 Опыт социального воспитания детей-сирот в православных приютах России: история и современность . 66
Глава 11. Реализация педагогических условий социального воспитания детей-сирот в православном приюте
2.1 Особенности социального воспитания в православном
приюте 86
2.2 Педагогические условия эффективности социального воспитания детей-сирот в православном приюте
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 148 Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность исследовании обусловлена острым системным кризисом 90-х годов в нашей стране, отразившимся не только на материальном, но и на духовно-нравственном здоровье населения, приведшем к не-стабильности института семьи, росту числа безнадзорности и беспризорности среди детей и подростков, появлению социального сиротства. Сегодня в России около полумиллиона сирот, из которых 95% - социальные сироты.
Современная картина призрения детей, оставшихся без попечения родителей, неутешительна. Существующие государственные учреждения, в которых находятся такие дети, во-первых, переполнены; во-вторых, многие из них испытывают серьезные финансовые затруднения; в- третьих, нуждаются в квалифицированных кадрах; в-четвертых, иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов экономики, трудности в общении, социальный инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения - вот тот далеко не полный перечень проблем, которые грозят ребенку-сироте.
В последние годы в педагогической и психологической науке значительно усилился интерес к разработке вопросов, связанных с воспитанием детсй-сирот, их социальио-иедагогпческой поддержкой, с деятельностью различных учреждений их призрения. Много внимания этим процессам уделяется в исследованиях, посвященных детям «группы риска» (Л.М. Антонова, И.Ф. Дементьева, Е.И. Казакова, А.Л. Лпхтарникова, Л.Я. Олиференко, Н.Н. Савина, Т.Н. Шульга и др.), особенностям социального развития ребенка, лишившегося попечения родителей (Ж.А. Захарова, B.C. Мухина, И.И. Осипова и др.), причинам и природе социального сиротства
(В.В. Беляков, В.И. Брутман, О.Л. Дорожкина, А.М. Нечаева п др.), организации воспитательной работы в детских домах и профилактики разного рода отклонений у их воспитанников (JI.B. Байбородова, И.Е. Байтингер, М.А. Ковальчук, Е.В. Козлова, В.В. Маркушева, Е.А. Обухова, О.В. Решетников, А.В. Роготнева, М.П. Рожков и др.), патронату (Л.С. Алексее¬ва, Ж.А. Захарова, И.И. Осинова и др.). В то же время аспекты социального становления воспитанников в условиях православного приюта не стали предметом специального изучения.
Поэтому для современного российского общества и государства актуальным остается вопрос, связанный с определением путей и форм, обеспечивающих благоприятные условия для социального взросления детей, оставшихся без попечения родителей, их социальной адаптации и интеграции в систему социальных отношений.
В последние годы и педагогической и психологической науке значительно усилился интерес к разработке вопросов, связанных с воспитанием детей-сирот, их социально-педагогической поддержкой, с деятельностью различных учреждений их призрения.
В то же время аспекты социального становления воспитанников в условиях православного приюта ие стали предметом специального изучения.
Поэтому для современного российского общества и государства актуальным остается вопрос, связанный с определением путей и форм, обеспечивающих благоприятные условия для социального взросления детей, оставшихся без попечения родителей, их социальной адаптации и интеграции в систему социальных отношений.
Как свидетельствует анализ историко-педагогической литературы, во все периоды своего существования Русская православная церковь особое внимание уделяла детям, оставшимся без попечения родителей, подкидышам.
Особенностями всех православных приютов были: небольшой состав воспитанников; приоритетность индивидуальной формы работы с детьми, выбитыми из жизненной колеи; упор на семейнообразность отношений, ориентация на компенсацию и реабилитацию; продолжительность пребывания в них воспитанников не зависела от какого-либо определенного срока; трудовое участие детей совместно с педагогами в самообеспечении; сочетание общеобразовательной и профессиональной подготовки.
Традиции православных приютов в начале XX века были нарушены социальными катаклизмами, которым подверглась страна.
Начавшийся по существу новый этап в милосердно¬благотворительной деятельности Русской православной церкви был связан
с реализацией благородной миссии в отношении детей-сирот. Она стала выполняться в сложный период жизни российского общества, возрождая традиции, издавна существовавшие в деятельности Русской православной церкви.
Анализ опыта функционирования современных православных приютов показывает:
- в них на воспитании находится небольшое количество детей для того, чтобы успешно вести индивидуальную коррекционно¬развивающую работу и ресоциализацию воспитанников;
- они устроены по типу семейного учреждения, для того чтобы компенсировать детям такой важнейший отсутствующий в их жизни фактор социализации, как семья;
- ядром воспитательной работы становятся духовность и нравственность. Первая трактуется как устремленность личности к избранным целям, ценностным характеристикам сознания; вторая - как совокупность общих принципов поведения людей но отношению к обществу и друг к другу.
1. Аверинцев С. Христианство в истории европейской культуры: Фрагменты лекции, прочитанной в одном из московских лицеев// Лицейское и гимна-зическое образование. - 1999. - № 2. - С. 34-39.
2. Агафонов А. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
«Дом милосердия»// Воспитание школьников - 2003.-№5-С. 51.
3. Ажнакина II.Б. Социальная работа Русской Православной церкви// Отече¬ственный журнал социальной работы. - 2004. - № I. - С. 59-62.
4. Азаров 10. Беспризорность и детская преступность - наши беды// Воспита¬
ние школьников. - 2002. - № 7. - С. 60-63.
5. Азаров 10. Как найти веру: Как изучать проблему духовности в средней школе?// Педагогический вестник. - 1997. - № 9. - С. 3.
6. Азарова Е.А. Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры: Автореф. дис....канд. пед. наук. - Рос¬тов-на-Дону, 2004. - 25 с.
7. Акимова Е. Содружество// Социальная работа. - 2003.-N 1.-С. 39-40.
8. Аксененко Т.А. Педагогические условия социализации воспитанников
школы-интерната: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Пенза, 2002.-18 с.
9. Александрова В.Г. Влияние христианского учения на развитие гуманисти¬
ческой педагогической традиции XVII - XX веков : Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2004. - 46 с.
10. Алексеева Г.Г. Нравственное воспитание на основах православия// http://www.reI.org.ru/metod4.html.
11. Алексеева А. О православном дошкольном воспитании в Рос-сии//Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С. 4-12.
12. Алексеева А. Примерная программа православного воспитания детей дошкольного возраста//Дошкольное воснитание.-2004. -№2.-С. 2-4.
177
П.Ананичев А.С. Специфика социально-педагогической деятельности право-славных религиозных центров: (на опыте Троице-Сергиевой Лавры): Ав- ^ тореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 2002. - 22 с.
14. Андреева Е.А. Возникновение и развитие епархиальных женских училищ в ® России (середина XIX - начало XX века): Автореф. дис....канд. пед. наук-
М., 2000.-20 с.
15. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. - М., 2000.-174 с.
16. Антология педагогической мысли христианского Средневековья/ Сост., ст. к разделам и коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. В 2-х Т. - М.,
# 1994.-352с.
17. Антология социальной работы: в 5 Т. Т.1: История социальной помощи в ® России/ Сост. М.В. Фирсов. - М., 1995. - 288с.
18. Антонова Л.Н. Региональное управление социально-педагогической сис¬темой поддержки детей группы риска: Автореф. дис....д-ра пед. наук. - М., 2005.-46 с.
19. Арефьев А.Л. Беспризорные дети России//Социологические исследования. в -2003.-№9.-С. 61
20. Арсеньев Н. Духовные традиции русской семьи// Учитель. - 1998. - №3. - С.31.
# 21.Архиепископ Ивановский и Кииешемский. О семье и воспитании М., 1998.
-75 с.
22. Архимандрит Иоанн. О воспитании детей. - М., 1996. - 115 с.
23. Архиреева Т.В. Структурированная проективная беседа как метод диагно¬стики личностных проблем воспитанников детского приюта// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2003. - №4.-С. 52-63.
24. Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование// Педагоги-
# ка. -2003.-№8. -С. 35-41.
178
25. База данных по различным отраслям науки - «Научная сеть»//11 ttp ://vwv. natu re. ги/.
26. База данных по социальной работе Социально-реабилитационного Центра (с приютом) для несовершеннолетних г.Кемерово// http://
ф wvvw.kuzbassnet.ru/social/.
27. База данных по социальной работе Центра духовного развития молодёжи Данилова монастыря Московского патриархата// http://www.synergia.itn.ru/kerigma/.
28. Байбородова Л.В., Жедупова Л.Г., Ковальчук М.А., Посысоев О.Н., Рож¬ков М.И. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот.
* - Ярославль. - 1999. - 67 с.
29. Байтингер И.Е. Творческая деятельность детей-сирот младшего школьного
* возраста как фактор социально-педагогической адаптации в условиях дет¬ского дома: Автореф. дис....канд. пед. наук. - Челябинск, 2000. - 18 с.
30. Балашов Н.В. И сотворил Бог мужчину и женщину: Комментарии к Соци-альной Концепции Русской православной Церкви. - М., 2001. -96 с.
31. Барило О.С. Педагогические условия раннего разностороннего духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста: Автореф.
*
дис....канд. нед. наук. - Кострома, 1999. - 19 с.
32. Баркова И.Н. Нравственный идеал в русской педагогике: (Вторая половина
ф XIX - нач. ХХв.)//Педагогика. - 1998. - № 2. - С. 70-75.
33. Барулин B.C. Социальная философия. - М., 2000. - 560 с.
34. Басов А.Н. Педагогические условия социального закаливания старше-классников: Автореф. дис....канд. пед. наук. - Кострома, 1999. - 22 с.
35. Басов Н.Ф., Басова В.М. История социальной работы и педагогики в Рос¬сии. - Кострома, 1999. - 364 с.
* 36.Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. История социальной педагогики. -М., 2005.-256 с.
37. Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.I I. Социальный педагог: Введение в профессию. - М., 2006. - 256 с.
38. Безрогов В.Г. «Станьте как дети»: педагогические идеи Нового Завета// Педагогика. - 2002. - № 4. - С. 55-62.
39. Безрукова B.C. Педагогика. - Екатеринбург, 1994. - 338 с.
40. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения в России: Исторический очерк. - М., 1993. - 84 с.
41. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком// Педагогика. - 1996. - № 5. - С. 3 - 9.
42. Благотворительность и милосердие// Сб. науч. тр. Федер. Службы занято¬сти России/ Под ред. В.Н. Ярской. - Нижний Новгород, 1997. -242 с.
43. Бобылева И.А. Педагогические условия постинтернатной адаптации выпу-скников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Владимир,
2000. - 22 с.
44. Бобылева И.А., Зотова I I.А., Петрусенко О.В. Детский дом без детей. - М., 2005.-80 с.
45. Богомолова Л.И. Педагогика Российского Зарубежья в контексте диалога// Российское Зарубежье: Образование, педагогика, культура в 20-50-е годы XX века. - Саранск, 1998. - С. 62-67.
46. Богушева Е. Воспитание девочки верующими родителями от рождения до брака. - М., 2002. - 160 с.
47. Большой энциклопедический словарь. - Москва - Санкт-Петербург, 2002.
- 1456 с.
48. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб., 2004. - 300 с.
49. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход//Гуманистиче¬ская и трансперсональная психология: Хрестоматия. - Минск, 2000. - С. 159-187.
50. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. - М., 1999. - 216 с.
180
51. Бродский М.А. Чтение и обсуждение библейских сюжетов и образов со школьниками среднего и старшего возраста. - М., 1995.
52. Брутман В. Причины социального сиротства: Аналитический взгляд на проблему//Социальная работа. - 1994. - № 2/5. - С. 36-41.
# 53.Быков А.В., Шульга Т.П. Психологическая служба в учреждениях соци¬
ально-педагогической поддержки детей и подростков.-М.,2001.-100 с.
54. В доме отца моего: Сборник статей о роли христианской семьи в религи-озном воспитании ребенка. - М., 2001. - 304 С.
55. В начале пути... - М., 2002. - 320 с.
56. Валеев И.И., Тайчинов М.Г., Хамитов Э.Ш. Традиционная духовная культу¬ра в современной педагогической системе: Роль религии и традиций в ду¬ховном развитии учащихся национальных школ Российской Федерации//
® Современная школа: опыт, проблемы, поиски.-М.,1997.-С. 13-38.
57. Вальков В.И. Межведомственный подход к социально-педагогической работе//Педагогика. - 1999. -№ 8. - С. 100-104.
58. Варзаиова Т.П. Молодежь и религия: Возрастные и гендерные аспекты религиозности//Государство, религия, церковь в России и за рубежом:
^ Ииф.-апалит. бюллетень РАГС. - М., 1998.-№ 1-2.-С. 10-19.
59. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. - М., 2000.-440 с.
# бО.Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. - М., 2001. - 640 с.
61. Владимиров А.(священник) Урок целомудрия: Проблемы нравственного воспитания с позиций православия//Педагогика.-1997.-№ 4-С.52-57.
62. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. -М., 2001.-443 с.
63. Власова Н. Православное воспитание в светской частной школе// Частная школа. - 1996. -№ 4. - С. 56-62.
# 64.Воронин А., Гарин Д.В. Ковалевский Православный Детский Дом. Вчера,
сегодня, завтра...(Опыт семейной организации воспитания детей-сирот). - ф Кострома, 2002. - 64 с.
181
65. Воспитание детей. - М., 2000. - 120 с.
66. Воспитание здорового ребенка. Хрестоматия в двух частях. - М., 2004. - . 420
67. Все дети - наши. - М., 1998.
® 68. Вучетич Е. Проблема общественного служения в работах М.М. Тараева// Журнал Московской патриархии. - 1992. - № 9. - С. 45 - 46.
69. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей: анализ статистических данных. - М., 2000. - 35 с.
70. Галицкая И.А., Метлик И.В. Изучение религии в светской школе и пробле¬ма воспитания веротерпимости/Юбразование. — 2003. -№ 6. - С. 23-42.
1 71.Гармаш JI.C. Назначение, цели и задачи примерного содержания образо¬
вания по учебному предмету «Православная культура»// Образование. -
• 2003. -№3.- С. 26-33.
72. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: Гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа). - М., 1998. - С. 492-573.
73. Гликман И. Вера, религия и педагогика// Alma mater. - 2002. - № 3. - С.
32- 37.
«
74. Гликман И. Вера, религия и педагогика// Паука и школа. - 2000. -№ 4. - С.
33- 41.