Социальное воспитание детей-сирот в православном приюте
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы социального воспитания детей-сирот в православном приюте
1.1 Религия как фактор социализации детей, подростков,
молодежи 11
1.2 Потенциалы православия в социальном воспитании
детей-сирот 32
1.3 Опыт социального воспитания детей-сирот в православных приютах России: история и современность . 66
Глава 11. Реализация педагогических условий социального воспитания детей-сирот в православном приюте
2.1 Особенности социального воспитания в православном
приюте 86
2.2 Педагогические условия эффективности социального воспитания детей-сирот в православном приюте
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 148 Заключение
Список литературы
Приложение
Глава I. Теоретические основы социального воспитания детей-сирот в православном приюте
1.1 Религия как фактор социализации детей, подростков,
молодежи 11
1.2 Потенциалы православия в социальном воспитании
детей-сирот 32
1.3 Опыт социального воспитания детей-сирот в православных приютах России: история и современность . 66
Глава 11. Реализация педагогических условий социального воспитания детей-сирот в православном приюте
2.1 Особенности социального воспитания в православном
приюте 86
2.2 Педагогические условия эффективности социального воспитания детей-сирот в православном приюте
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 148 Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность исследовании обусловлена острым системным кризисом 90-х годов в нашей стране, отразившимся не только на материальном, но и на духовно-нравственном здоровье населения, приведшем к не-стабильности института семьи, росту числа безнадзорности и беспризорности среди детей и подростков, появлению социального сиротства. Сегодня в России около полумиллиона сирот, из которых 95% - социальные сироты.
Современная картина призрения детей, оставшихся без попечения родителей, неутешительна. Существующие государственные учреждения, в которых находятся такие дети, во-первых, переполнены; во-вторых, многие из них испытывают серьезные финансовые затруднения; в- третьих, нуждаются в квалифицированных кадрах; в-четвертых, иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов экономики, трудности в общении, социальный инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения - вот тот далеко не полный перечень проблем, которые грозят ребенку-сироте.
В последние годы в педагогической и психологической науке значительно усилился интерес к разработке вопросов, связанных с воспитанием детсй-сирот, их социальио-иедагогпческой поддержкой, с деятельностью различных учреждений их призрения. Много внимания этим процессам уделяется в исследованиях, посвященных детям «группы риска» (Л.М. Антонова, И.Ф. Дементьева, Е.И. Казакова, А.Л. Лпхтарникова, Л.Я. Олиференко, Н.Н. Савина, Т.Н. Шульга и др.), особенностям социального развития ребенка, лишившегося попечения родителей (Ж.А. Захарова, B.C. Мухина, И.И. Осипова и др.), причинам и природе социального сиротства
(В.В. Беляков, В.И. Брутман, О.Л. Дорожкина, А.М. Нечаева п др.), организации воспитательной работы в детских домах и профилактики разного рода отклонений у их воспитанников (JI.B. Байбородова, И.Е. Байтингер, М.А. Ковальчук, Е.В. Козлова, В.В. Маркушева, Е.А. Обухова, О.В. Решетников, А.В. Роготнева, М.П. Рожков и др.), патронату (Л.С. Алексее¬ва, Ж.А. Захарова, И.И. Осинова и др.). В то же время аспекты социального становления воспитанников в условиях православного приюта не стали предметом специального изучения.
Поэтому для современного российского общества и государства актуальным остается вопрос, связанный с определением путей и форм, обеспечивающих благоприятные условия для социального взросления детей, оставшихся без попечения родителей, их социальной адаптации и интеграции в систему социальных отношений.
Современная картина призрения детей, оставшихся без попечения родителей, неутешительна. Существующие государственные учреждения, в которых находятся такие дети, во-первых, переполнены; во-вторых, многие из них испытывают серьезные финансовые затруднения; в- третьих, нуждаются в квалифицированных кадрах; в-четвертых, иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов экономики, трудности в общении, социальный инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения - вот тот далеко не полный перечень проблем, которые грозят ребенку-сироте.
В последние годы в педагогической и психологической науке значительно усилился интерес к разработке вопросов, связанных с воспитанием детсй-сирот, их социальио-иедагогпческой поддержкой, с деятельностью различных учреждений их призрения. Много внимания этим процессам уделяется в исследованиях, посвященных детям «группы риска» (Л.М. Антонова, И.Ф. Дементьева, Е.И. Казакова, А.Л. Лпхтарникова, Л.Я. Олиференко, Н.Н. Савина, Т.Н. Шульга и др.), особенностям социального развития ребенка, лишившегося попечения родителей (Ж.А. Захарова, B.C. Мухина, И.И. Осипова и др.), причинам и природе социального сиротства
(В.В. Беляков, В.И. Брутман, О.Л. Дорожкина, А.М. Нечаева п др.), организации воспитательной работы в детских домах и профилактики разного рода отклонений у их воспитанников (JI.B. Байбородова, И.Е. Байтингер, М.А. Ковальчук, Е.В. Козлова, В.В. Маркушева, Е.А. Обухова, О.В. Решетников, А.В. Роготнева, М.П. Рожков и др.), патронату (Л.С. Алексее¬ва, Ж.А. Захарова, И.И. Осинова и др.). В то же время аспекты социального становления воспитанников в условиях православного приюта не стали предметом специального изучения.
Поэтому для современного российского общества и государства актуальным остается вопрос, связанный с определением путей и форм, обеспечивающих благоприятные условия для социального взросления детей, оставшихся без попечения родителей, их социальной адаптации и интеграции в систему социальных отношений.
В последние годы и педагогической и психологической науке значительно усилился интерес к разработке вопросов, связанных с воспитанием детей-сирот, их социально-педагогической поддержкой, с деятельностью различных учреждений их призрения.
В то же время аспекты социального становления воспитанников в условиях православного приюта ие стали предметом специального изучения.
Поэтому для современного российского общества и государства актуальным остается вопрос, связанный с определением путей и форм, обеспечивающих благоприятные условия для социального взросления детей, оставшихся без попечения родителей, их социальной адаптации и интеграции в систему социальных отношений.
Как свидетельствует анализ историко-педагогической литературы, во все периоды своего существования Русская православная церковь особое внимание уделяла детям, оставшимся без попечения родителей, подкидышам.
Особенностями всех православных приютов были: небольшой состав воспитанников; приоритетность индивидуальной формы работы с детьми, выбитыми из жизненной колеи; упор на семейнообразность отношений, ориентация на компенсацию и реабилитацию; продолжительность пребывания в них воспитанников не зависела от какого-либо определенного срока; трудовое участие детей совместно с педагогами в самообеспечении; сочетание общеобразовательной и профессиональной подготовки.
Традиции православных приютов в начале XX века были нарушены социальными катаклизмами, которым подверглась страна.
Начавшийся по существу новый этап в милосердно¬благотворительной деятельности Русской православной церкви был связан
с реализацией благородной миссии в отношении детей-сирот. Она стала выполняться в сложный период жизни российского общества, возрождая традиции, издавна существовавшие в деятельности Русской православной церкви.
Анализ опыта функционирования современных православных приютов показывает:
- в них на воспитании находится небольшое количество детей для того, чтобы успешно вести индивидуальную коррекционно¬развивающую работу и ресоциализацию воспитанников;
- они устроены по типу семейного учреждения, для того чтобы компенсировать детям такой важнейший отсутствующий в их жизни фактор социализации, как семья;
- ядром воспитательной работы становятся духовность и нравственность. Первая трактуется как устремленность личности к избранным целям, ценностным характеристикам сознания; вторая - как совокупность общих принципов поведения людей но отношению к обществу и друг к другу.
В то же время аспекты социального становления воспитанников в условиях православного приюта ие стали предметом специального изучения.
Поэтому для современного российского общества и государства актуальным остается вопрос, связанный с определением путей и форм, обеспечивающих благоприятные условия для социального взросления детей, оставшихся без попечения родителей, их социальной адаптации и интеграции в систему социальных отношений.
Как свидетельствует анализ историко-педагогической литературы, во все периоды своего существования Русская православная церковь особое внимание уделяла детям, оставшимся без попечения родителей, подкидышам.
Особенностями всех православных приютов были: небольшой состав воспитанников; приоритетность индивидуальной формы работы с детьми, выбитыми из жизненной колеи; упор на семейнообразность отношений, ориентация на компенсацию и реабилитацию; продолжительность пребывания в них воспитанников не зависела от какого-либо определенного срока; трудовое участие детей совместно с педагогами в самообеспечении; сочетание общеобразовательной и профессиональной подготовки.
Традиции православных приютов в начале XX века были нарушены социальными катаклизмами, которым подверглась страна.
Начавшийся по существу новый этап в милосердно¬благотворительной деятельности Русской православной церкви был связан
с реализацией благородной миссии в отношении детей-сирот. Она стала выполняться в сложный период жизни российского общества, возрождая традиции, издавна существовавшие в деятельности Русской православной церкви.
Анализ опыта функционирования современных православных приютов показывает:
- в них на воспитании находится небольшое количество детей для того, чтобы успешно вести индивидуальную коррекционно¬развивающую работу и ресоциализацию воспитанников;
- они устроены по типу семейного учреждения, для того чтобы компенсировать детям такой важнейший отсутствующий в их жизни фактор социализации, как семья;
- ядром воспитательной работы становятся духовность и нравственность. Первая трактуется как устремленность личности к избранным целям, ценностным характеристикам сознания; вторая - как совокупность общих принципов поведения людей но отношению к обществу и друг к другу.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2018 - Региональный опыт социальной помощи несовершеннолетним в Российской империи во второй половине XIX - начале XX вв. (в Новгородской и Псковской губерниях)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Социальное служение православного духовенства юго-восточных уездов Курской губернии в 1866 - 1914 годах
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2019 - Региональный опыт социальной помощи несовершеннолетним в Российской империи во второй половине XIX - начале XX вв. (в Новгородской и Псковской губерниях)
Авторефераты (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2018 - СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика и управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Сестра милосердия в русской культуре
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2022 - Благотворительность в России. 1860-е - 1917 гг.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - ЖЕНСКИЕ УЧИЛИЩА ДУХОВНОГО ВЕДОМСТВА В ГУБЕРНСКОМ
ГОРОДЕ КАЗАНИ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2017



