Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕНСКИЙ АНАЛИЗ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Работа №82792

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы93
Год сдачи2016
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
197
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ
СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ 7
1.1. Понятие отраслевой структуры, показатели и факторы , ее определяющие 7
1.2. Роль и значение отраслевой структуры в экономике региона 16
1.3. Противоречия развития отраслевой структуры 22
ГЛАВА2. АНАЛИЗ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 32
2.1. Отраслевая структура в современных условиях развития экономики 32
2.2. Анализ динамики развития отраслевой структуры Республики Татарстан 44
ГЛАВА3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ
ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 49
3.1. Проблемы совершенствования отраслевой структуры Республики
Татарстан 49
3.2. Основные меры по совершенствованию отраслевой структуры
Республики Татарстан 54
З.З. Перспективные направления по улучшению экономического состояния отраслевой структуры Республики Татарстан 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью обоснования повышения роли и значимости нематериальных активов в национальной экономике. Это требует разработки механизма их рационального использования, как фактор инновационного развития экономики на всех уровнях.
В условиях интенсивного использования традиционных факторов производства наметилось некоторое замедление темпов экономического роста (мирового, национального, регионального и всех субъектов рыночной экономики в целом). Что свидетельствует о достижении предельных возможностей обеспечения экономического развития этими факторами. Поэтому на первый план выходят качественно новые движущие силы развития экономики.
Одним из ключевых из этих сил является рациональное использование и эффективное управление системой нематериальных активов, как эффективного ресурса достижения конкурентных преимуществ региона и модернизации национальной экономики в целом. Экономические преимущества интенсивного использования нематериальных активов обусловлено их способностью генерировать инновации в качестве воспроизводимого ресурса, свойствами создавать новую стоимость.
Дальнейшее развитие субъектов рыночной экономики всех уровней зависит только от эффективности использования инноваций. В тоже время известно, что инновации - это, прежде всего продукт интеллектуального труда, на который способен только человек. Повышение производительности труда на основе снижения затрат живого и овеществленного труда в процессе производства должно определятся инновационными качествами нематериальных активов.
В странах с развитой рыночной экономикой доля нематериальных активов в структуре капитала предприятия растет, они показывают примеры успешного использования инновационных технологий.
В практике Российской экономики фактор нематериальных активов недооценивается. К тому же, нематериальные активы, в основе которых лежат интеллектуальные организационные и клиентские (потребительские) капиталы, у нас в стране подлежат учету только в формах бухгалтерской отчетности предприятий, но ни как не оцениваются с точки зрения формирование инновационных систем, в том числе и региональных.
По мере развития региональной экономики внедрения новых технологий и выпуск наукоемкой продукции, нематериальные активы становятся одной из наиболее важных составных частей активов предприятий региона.
Достаточно часто встречаются случаи, когда стоимость нематериальных активов превосходит стоимость всех материальных активов и является основным ресурсом предприятия в конкурентной борьбе, это особенно справедливо для предприятий региона, имеющих устойчивою деловую репутацию на рынке, владеющими известными товарными знаками или работающими на рынке наукоемкой продукции.
Одно из причин такого положения является слабая научная основа проблем эффективного использования нематериальных активов, как факторов развития экономики. Решение этой проблемы, на наш взгляд заключается в необходимости создания целостной организационно - экономической системы по рациональному и эффективному использованию нематериальных активов всех предприятий региона.
Методологические подходы и исходные теоретические положения исследования основаны на обобщении и дальнейшем развитии результатов исследований зарубежных и отечественных специалистов в области макроэкономики, региональной экономики, экономической статистики, теории принятия управленческих решений, анализа-экономики на всех ее уровнях.
В процессе формирования авторской концепции были использованы классические фундаментальные труды Аммосова Ю.П. Глущенко И.И.
Далинчук Н. С. Макарова В., Козырева А. Новоселовой Л.А., Петровой Ю.В. Павловой А.В., Парфиловой Р.Р.и других ученых и специалистов, чьи труды внесли весомый вклад в понимание сути и специфики функционирования экономики регионов, формирования показателей и управления системой социально-экономического развития регионов.
Целью исследования выступает комплексное изучение направлений развития региональной экономики на основе повышения эффективности нематериальных факторов.
Реализация поставленной цели предопределила решение следующих задач:
1. рассмотреть теоретические основы использования материальных и нематериальных факторов развития региональной экономики
2. изучить социально-экономическое развитие регионов России в динамике лет и на перспективу
3. выявить методические основы планирования эффективного развития региональной экономики
4. провести критический анализ инновационного потенциала Республики Татарстан
5. проанализировать механизм реализации стандартизации на примере инвестиционно-строительного комплекса Республики Татарстан
6. разработать основные направления внедрения нематериальных факторов в экономику Республики Татарстан
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования механизма повышения эффективности использования региональных ресурсов, как основного фактора, обеспечивающего реализацию стратегии социально-экономического развития.
Объектом исследования выступают нематериальные факторы развития экономики Республики Татарстан, обеспечивающие экономический рост регионального производства и его конкурентоспособность.
Методологической и теоретической основой стали фундаментальные концепции и гипотезы, положения и выводы научных трудов отечественных и зарубежных ученых по вопросам повышения эффективности использования нематериальных факторов производства и ресурсного потенциала региона.
В процессе проведения исследования использовались материалы научных и практических конференций и симпозиумов по проблемам оценки и управления ресурсами регионов, а также основные законодательные положения и концепции Правительства РФ, Министерства регионального развития РФ, касающиеся темы исследования, программы и концепции социально-экономического развития Республики Татарстан, Приволжского Федерального округа, нормативные, методические и инструктивные документы Республики Татарстан.
Исследование базируется на фундаментальных принципах экономической теории.
В качестве конкретных методов исследования использовались методы расчетно-аналитический; сравнительного горизонтального и вертикального анализа, факторного анализа; группировки, теории предельных величин, количественного и качественного анализа, математической статистики, в том числе — экспертных оценок; экономико-математического моделирования, множественного корреляционного анализа, систематизации, преобразования и трансформации факторных систем.
Для реализации цели и решения задач исследования использовались научные подходы: системный, структурный, комплексный, динамический, ситуационный.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Республика Татарстан - один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов Российской Федерации, вносящий значительный вклад в её экономику. Доля Республики Татарстан в экономике страны составляет:
- в сумме валового регионального продукта России - 2,8% (2014 г.);
- в объеме промышленной продукции - 3,9%;
- в продукции сельского хозяйства - 4,2%;
- в инвестициях в основной капитал - 4,2%;
- в объеме строительных работ - 4,8%;
- в объеме введенного жилья - 2,9%;
- в обороте розничной торговли - 2,8%.
По объему валового регионального продукта республика занимает 6 место (2014 г.) среди субъектов Российской Федерации, по объему
инвестиций в основной капитал и сельскому хозяйству - 4 место,
промышленному производству и строительству - 5 место, обороту розничной торговли - 9 место и по вводу жилья - 10.
Динамика показателей социально-экономического развития Республики Татарстан, как и России в целом, в 2015 году формировалась в условиях усиления геополитической напряженности, дестабилизации на фондовых рынках, волатильности на рынках нефти и валюты. Внешние факторы оказали значительное влияние на экономику Татарстана.
Вместе с тем благодаря реализации в республике инвестиционных проектов, развитию инструментов поддержки инновационного развития, малого и среднего бизнеса, а также реализации антикризисных мероприятий объем валового регионального продукта (далее - ВРП) Республики Татарстан в 2015 году приблизился к уровню 2014 года в сопоставимых ценах (100%) и составил, по оценке, 1825 млрд. рублей.
Развитие промышленного сектора оказывает определяющее влияние на тенденции развития экономики Республики Татарстан. В 2015 году сохранилась положительная динамика промышленного производства, однако
с существенным замедлением темпов роста относительно предыдущих лет.
Республика Татарстан, как один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов России, является активным участником внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, по объемам внешнеторгового оборота стабильно занимая 5 место среди субъектов Российской Федерации и 1 место в Приволжском федеральном округе.
Внешнеэкономическая ситуация и введение санкционных ограничений крайне негативно повлияли на динамику внешнеторгового оборота республики, который в 2015 году уменьшился по сравнению с уровнем 2014 года на 39% и составил 13,8 млрд. долларов США.
Инвестиционная стратегия Республики Татарстан направлена на формирование эффективной институциональной среды, обеспечивающей высокие показатели инвестиционной и инновационной деятельности, для реализации экономических возможностей и повышения
предпринимательской активности в регионе, формирование высокого уровня доходов и качества жизни населения.
Результатом успешной работы Республики в указанных направлениях является высокий уровень инвестиционной привлекательности, что выражено в соответствующих макроэкономических показателях.
Сегодня к числу приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в нашей республике относятся нанотехнологии, биотехнологии, фундаментальная и прикладная медицина, полимерные, композиционные и энергонасыщенные материалы, энергетика и энергоэффективность и наукоемкое машиностроение.
Наиболее привлекательными отраслями для иностранных инвесторов в регионе являются: нефтеперерабатывающая, машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность. Наибольший объем иностранных инвестиций приходится на химическую промышленность.
Негативными факторами, влияющие на инвестиционный климат региона, по мнению руководства Агентства Инвестиционного развития Республики Татарстан, являются: высокие тарифы на энергоресурсы и подключение к инженерным сетям, высокая стоимость строительства и долгое получение разрешений, дорогое сырье и логистические услуги, а также высокие ставки по кредитам. В то же время, многие барьеры можно ликвидировать лишь на федеральном уровне.
Также ключевыми проблемами, как по всей России, так и в регионе — это :
- дефицит квалификационных кадров;
- неразвитая логистика;
- изношенность коммуникаций, энергосистемы и другой инфраструктуры;
- диспропорция развития территорий внутри региона;
- не все промышленные площади полностью готовы для заселения, а инвесторы не хотят строиться за свой счет;
- бюрократия и несогласованность во взаимодействии между различными уровнями власти;
- иностранные инвесторы средней величины в отличии от крупных инвесторов сильно зависимы от региональной политики и получают иной уровень поддержки;
- недостаточная известность Республики Татарстан за рубежом;
- экологическая нагрузка на территории ряда производств.
Чтобы Татарстан продолжал занимать лидирующие позиции в атмосфере жесткой конкуренции в области привлечения иностранных инвестиций, рекомендуется:
1. Продолжать формировать и развивать инновационную инфраструктуру региона необходимую для размещения производственных и иных объектов инвесторов.
2. Уделить особое внимание на подготовку квалифицированных кадров, для решения проблемы дефицита кадров. Создать учебные центры, которые будут готовить специалистов по рабочим специальностям, так как кадры являются ключевым фактором внедрения передовых технологий в экономику региона.
3. Обратить внимание на развитие логистики, так как от качества логистической инфраструктуры зависит развитие предприятий, отраслей и региона в целом.
4. Решить вопросы с проблемой бюрократизма и местной власти.
5. Особенное внимание нужно обратить на диспропорции развития территорий в регионе и продолжить работу в реализации планов по созданию производственных площадей.
6. Повысить узнаваемость Республики Татарстан за рубежом и донести информацию об инвестиционном потенциале региона до иностранных инвесторов.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ.-04.08.2014.-№ 31.-Ст. 4398
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Собрание законодательства РФ.-№ 31.-03.08.1998.-Ст. 3824
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от
30.12.2001 № 195-ФЗред. от 03.02.2015) //Собрание законодательства РФ.- 07.01.2002.-№ 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от
14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 08.03.2015)//Собрание законодательства РФ.- 18.11.2002.-№ 46.-Ст. 4532
5. Гражданский Кодекс РФ. Часть первая. (в ред. от 22.10.2014) //Собрание законодательства РФ.-1995.-№39.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015) //Собрание законодательства РФ.-1996.-№5-Ст.410.
7. Гражданский кодекс РФ. Часть третья.(в ред. от 05.05.2014)//Собрание законодательства РФ.-2001.-№49.-Ст.4552.
8. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О науке и государственной научно-технической политике» // Российская газета. № 167. 03.09.1996.
9. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О
защите конкуренции» // Российская газета. № 162. 27.07.2006.
10. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от
28.07.2012) // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232
11. Модельный закон об инновационной деятельности (принят в г. Санкт-
Петербурге 16.11.2006) // Информационный бюллетень
Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств. 2007. № 39 (часть 2). С. 371 - 427.
12. Постановление Пленума ВАС России от 8 октября 2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» // Официальный сайт ВАС России..
13. Постановление Правительства РФ от 21 марта 2012 г. № 218 «О
Федеральной службе по интеллектуальной собственности» (в ред. от 29.06.2012) // СЗ РФ. 2012. № 14. Ст. 1627.
14.Обзор постановлений Президиума ВАС РФ по актуальным вопросам частного права (на основе публикаций на сайте ВАС РФ в июле 2013 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
15. Постановления Суда по интеллектуальным правам от 19.02.2014 по делу № А60-15399/2013, от 18.02.2014 по делу № А40-147892/2012, от
27.12.2013 по делу № А43-30748/2012; ФАС Волго-Вятского округа от
08.02.2013 по делу № А43-8430/2012; ФАС Центрального округа от 06.06.2011 по делу № А54-1765/2010С10; Определение КС РФ от
24.12.2013 № 2133-О.
16.Определения ВАС РФ от 21.06.2013 № ВАС-7753/13 по делу № А68- 3840/2012, от 17.11.2011 № ВАС-14952/11 по делу № А23-4803/10Г-6-276, от 02.08.2011 № ВАС-14228/10 по делу № А23-4427/09Г-6-228, от
20.07.2011 № ВАС-9538/11 по делу № А23-2028/10Г-6-136, от 27.06.2011 № ВАС-11335/10 по делу № А23-5173/09Г-15-262.
17.Определение ВАС РФ от 12.05.2012 № 1063/12 по делу № А10-11/2011 // СПС «КонсультантПлюс».
Научная литература
18. Авторское право/под ред. Ю.К. Толстого.-М.:Проспект, 2013.-667с.
19. Аммосов Ю.П. Венчурный капитализм: от истоков до современности - СПб.: Феникс, 2015. - С. 139.
20. Бирюков А.А. Незаконное использование некоторых результатов
интеллектуальной деятельности как фактор недобросовестной конкуренции //Предпринимательское право.- 2014.- № 3.-С.21-26.
21. Буковский Н.И. Проектный анализ. - М.: Армада, 2013. - С. 159.
22. Гаврилов Д.А. Недобросовестная конкуренция. Подходы к определению и перспективы развития правового регулирования // Конкурентное право. 2011. № 1. С. 21 - 27.
23. Глущенко И.И. Формирование инновационной политики и стратегии предприятия. - М.: АПК и НПРО, 2013. - С. 51.
24. Дежина И., Леонов И. Экономико-правовое обеспечение
коммерциализации интеллектуальной собственности в России. //Вопросы экономики.-2013.-№10.-С.66-76.
25.Завалишин А.В. Финансирование инноваций: проблемы и перспективы // Теория и практика инвестирования. - 2012. - № 5. - С. 17.
26. Иванов М., Иванова Р. Становление института интеллектуальной собственности - необходимое условие сохранения научно-технического потенциала России //Науковедение.-2012.-№2.-С.60.
27. Копылов В. Информация и собственность //Информационное
законодательство России .-2013. -№3. -С.12-16.
28. Котенко Е.С. Авторские права на мультимедийный продукт: Монография. М., 2013. С. 122.
29. Макаров В., Козырев А. Интеллектуальная собственность: правовые и экономические вопросы формирования. //Российский экономический журнал.-2013.-№5-6.-С.14-37
30. Михайлов Н.И. Предпринимательское право в правовой системе
современной России и его развитие в условиях инновационной экономики // Творческое наследие академика В.В. Лаптева и современность. М., 2014. С. 48.
31. Новоселова Л.А., Петрова Ю.В. Правоприменительные аспекты
определения размера компенсации как способа защиты в праве
интеллектуальной собственности //Закон.- 2014.-№ 5.-С.52-56.
32. Павлова А.В. К вопросу об особенностях постиндустриального этапа развития экономической системы. - Бизнес, менеджмент и право. - 2014. - № 3(20).
33. Павлова А.В., Парфилова Р.Р. Анализ институтов и факторов развития регионального инновационного потенциала на примере Республики Татарстан // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12-4. - С. 804¬811;
34. Павлова А.В., Парфилова Р.Р. К вопросу о сущности и структуре регионального инновационного потенциала // А.В. Павлова, Р.Р. Парфилова // Europeansocialsciencejournal. - 2014. - № 3(42), т.1. - С. 435-444.
35. Программа развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 г. и на перспективу до 2030 г. // Утверждена Постановлением Кабинета Министров РТ от 22 октября 2008 г. № 763.
36. Регионы России: статистический сборник. - М.: Из-во Федеральной службы государственной статистики, 2015. - С. 319.
37. Республика Татарстан в цифрах. - Казань: Из-во Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, 2015. - С.389.
38. Трофимов В.В. Защита интеллектуальных прав как
функцияинновационно-правовой политики: к постановке проблемы // Омбудсмен. 2013. № 1. С. 10
39. Шретер В.А. Недобросовестная конкуренция: Сборник статей по
гражданскому и торговому праву. Памяти профессора Габриэля
Феликсовича. Шершеневича. М., 2015. С. 551.
40. Шугуров М.В. Международно-правовые основания защиты от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности //Современное право.- 2014.- № 8.-С.41-45.
Электронные ресурсы.
41. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://fas.gov.ru/about/list-of-reports/list-of-reports 30077.html
42. Далинчук Н. С. Технология создания кластеров в промышленности : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05; [Место защиты: Юго-Запад. гос. ун-т]. - Курск, 2014. - 23с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/466924.html (дата обращения 02.10.2013).
43. Концепция кластерной политики в Российской Федерации [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http://www.poria.ru/files/konc_klastern_259_10.doc (дата обращения
02.052015).
44. Материалы фонда «Индем»: Анализ статистических данных по коррупции
[Электронный ресурс]. - режим доступа:
URL:http://www.indem.ru/russian.asp (дата обращения 25.05.2015).
45.Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Республики Татарстан Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tatstat.gks.ru/ (дата обращения 02.05.2015).
46. Федоренко О. С. Основные направления политики формирования инвестиционно-строительного кластера в Республике Татарстан [Электронный ресурс]. // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - URL: http://www.uecs.ru/uecs-36- 122011/item/864-2011-12-19-05-56-21 (дата обращения 02.05.2015).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ