Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-акмеологическое сопровождение инновационном деятельности в образовательной среде

Работа №8279

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы251стр.
Год сдачи2006
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
754
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Концептуальные основы психологического сопровождения инновационных образовательных процессов
1.1. Теоретико-методологический анализ проблемы становления и развития инновационной деятельности в образовательных учреждениях
1.1.1. Инновационная деятельность как условие развития сферы образования
1.1.2. Формирование образовательной среды как фактор, условие и средство развития образовательного учреждения
1.2. Психологическое сопровождение инновационной деятельности в образовательном учреждении
1.2.1. Этапы становления и модели реализации практической психологической деятельности в образовательных учреждениях
1.2.2. Теоретическое обоснование структурно-функциональной модели психолого-акмеологического сопровождения инновационной деятельности в образовательной среде
1.3. Раскрытие акмеологического потенциала личности педагога как условие достижения цели инновационных преобразований в образовательной среде
1.4. Мониторинг в структуре психолого-акмеологического сопровождения инновационной деятельности
Глава 2. Реализация структурно-функциональной модели психолого-акмеологического сопровождения в условиях инновационной деятельности по формированию образовательной среды
2.1. Содержание инновационной деятельности педагогического коллектива по формированию образовательной среды
2.2. Содержание психолого-акмеологического сопровождения в условиях инновационной деятельности
2.2.1. Психолого-акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития педагогов
2.2.2. Психологого-акмеологическое сопровождение развития учащихся в условиях инновационной педагогической деятельности
2.3. Организация и методы экспериментального исследования
личностно-профессионального развития субъектов
образовательной среды в условиях инновационной деятельности
2.4 Анализ и интерпретация результатов, полученных в ходе
исследования
Заключение
Список литературы
Приложения


Актуальность исследуемой нами проблемы связана с тем, что на современном этапе развития отечественная система образования находится в состоянии глубоких преобразований, в которых наряду с положительными тенденциями - гуманизацией и демократизацией педагогических отношений, отмечаются и негативные: распространение бездуховности, разрушение привычных устоев и идеалов, дезадаптация молодежи. В этих условиях особую значимость приобретают социально-психологические и педагогические аспекты воспитания подрастающего поколения. Ожидания граждан и государства связаны с тем, что обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации и обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества.
Понимание необходимости реформирования системы образования на практике приводит к неизбежности включения образовательных учреждений в инновационные процессы, постоянному нахождению их в своем «инновационном поле» — поле создания и освоения конкретных новшеств. Психологическая служба, как существенный компонент системы образования, развивается в соответствии с ее потребностями и задачами. Практика работы психологической службы учреждений образования ориентирована на развитие сотрудничества педагогов, психологов, воспитателей в плане построения успешной образовательной среды для обучения и развития каждого школьника. Не смотря на многочисленные исследования, посвященные содержанию деятельности школьной психологической службы, специфика ее содержания в инновационном образовательном учреждении изучены недостаточно. Инновационные образовательные процессы ставят дополнительные задачи перед практическими психологами, касающиеся проектирования, сопровождения, мониторинга образовательной среды. Вследствие этого становится очевидной необходимость анализа и обобщения опыта работы психологической службы в инновационном образовательном учреждении, что может служить основанием для определения новых подходов к совместной деятельности психолога, учителя, воспитателя в моделировании и построении
4

образовательной среды для разных типов учебных заведений. В связи с тем, что модель психологической службы инновационного образовательного учреждения может обладать существенными отличиями, выражающимися в целях, принципах организации, методах и содержании деятельности, мы можем сформулировать проблему исследования: как должна измениться методологическая и технологическая основа деятельности школьной психологической службы, чтобы содержание этой деятельности способствовало решению психологических проблем, связанных с инновационными процессами в образовательной среде?
Обновлению и прогрессивному развитию психологической службы в образовании может способствовать использование психолого- акмеологического подхода, основанного на развитии творческой готовности педагога к продуктивному решению профессиональных задач (Б.Г. Ананьев,
А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина). Использование акмеологической науки в решении практических психологических задач делает возможным давать достоверные акмеологические прогнозы относительно развития педагогического коллектива и личности педагогов с учетом предыстории инноваций. Акмеологический подход дает теоретическое обоснование содержанию личностно-ориентированных технологий, объективно влияя на процесс принятия их педагогами - практиками.
Таким образом, объектом исследования является содержание деятельности психологической службы в условиях инновационного образовательного процесса (на примере средовых условий муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы)
Предмет исследования - содержание психолого-акмеологического сопровождения инновационной деятельности, обеспечивающего продуктивность развития участников образовательного процесса.
Цель исследования состояла в разработке и апробировании структурно-функциональной модели психолого-акмеологического сопровождения инновационной деятельности по формированию образовательной среды на всех ступенях обучения в школе.
5

Задачи исследования:
1. Осуществить теоретико-методологический анализ в области следующих представлений:
• сущности инновационной деятельности педагогического коллектива по формированию образовательной среды;
• развития психологической службы в системе образования и психологического сопровождения как одного из видов деятельности;
• организации, содержании и методах психологического сопровождения инновационного образовательного процесса;
• психолого-педагогического мониторинга инновационной деятельности;
• раскрытия акмеологического потенциала личности педагога как условия достижения цели инновационных преобразований в образовательной среде.
2. Обосновать целесообразность использования акмеологического подхода в организации деятельности психологической службы в условиях инновационных преобразований.
3. Раскрыть содержание психолого-акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития педагогов.
4. Выделить акмеологические критерии личностно-профессионального развития педагогов и подобрать содержательные методы мониторинга, как структурного компонента психолого-акмеологического сопровождения.
5. Разработать комплекс психолого-акмеологических средств, способствующих творческому развитию субъектов образовательной среды.
Гипотеза исследования: реализация структурно-функциональной модели психолого-акмеологического сопровождения инновационной деятельности в образовательной среде способствует:
• достижению акмеологической зрелости субъектов педагогической инновационной деятельности;
• положительной динамике развития интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, духовно-нравственной сфер личности учащихся;
6

• положительной динамике развития удовлетворенности содержанием и качеством взаимодействия участников образовательной среды на разных уровнях;
• выделенная система акмеологических критериев и содержание мониторинговых процедур способствует объективации, фиксации и рефлексивной оценке результатов инновационной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: методология проектирования и моделирования образовательной среды (В.И. Панов, В.А. Ясвин, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, О.С. Газман, А.Г. Асмолов); основные положения инновационной деятельности (А.И. Пригожин, К. Ангеловски, М.М. Поташник, А.С. Белкин, Л.С. Подымова, С.Д. Поляков,
В.А. Сластенин, Н.П. Фетискин, М.В. Кларин, А.С. Турчин, И.Р. Сушков и др.); современные концепции педагогической деятельности (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Н.П. Фетискин, Н.В. Нижегородцева, М.М. Кашапов, А.С. Турчин, И.Р. Сушков, и др.); акмеологический подход в изучении развития зрелой личности (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, И.Н. Семенов, Н.В. Кузьмина); представления о мониторинге в образовании (С.Л. Братченко, В.А. Орлов, В.И Панов, А.С. Белкин и др.); психология развития и обучения (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн); психология отношений (В.Н. Мясищев, В.А. Зобков); теоретические и практические исследования в области организации школьной психологической службы (В.В. Рубцов, И.В. Дубровина, М.Р. Битянова, М.А.Степанова, А.А. Реан, И.В. Вачков, Ю.М. Забродин и др.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный нами теоретический анализ педагогической, акмеологической и психологической литературы позволил нам сделать следующие выводы:
Инновационная педагогическая деятельность на современном этапе развития образования рассматривается как условие развития общества, как особый вид психолого-педагогической деятельности, ориентированный в будущее, в процессе которой достигаются качественно новые продуктивные состояния, как образовательной системы, так и личности, включенной в нее, что служит удовлетворению образовательных запросов личности и общества в целом. Наиболее полно содержание инновационной деятельности, типологии инноваций отражают теоретические работы А.С. Белкина, М.М Поташника,
Н.П. Фетискина, С.Д. Полякова, М.В. Кларина, А.И. Пригожина. Одним из приоритетных направлений инновационных преобразований мы выделили проектирование образовательной среды (В.И. Панов, В.А. Левин, В.В.Рубцов,
В.И. Слободчиков), реализующей психодидактическую парадигму обучения, которая предполагает:
• создание образовательного пространства, предоставляющего субъектам возможность выбора форм деятельности, образовательных технологий и других условий, удовлетворяющих потребности обучающих и обучаемых;
• создание различных общностей детей и взрослых посредством включения их в разные виды деятельности;
• создание ситуаций взаимодействия, в рамках которых происходит «встреча» ребенка и ребенка, ребенка и взрослого;
• создание ситуаций, актуализирующих зону ближайшего развития.
Современный уровень развития практической психологии и ее роль в
образовании свидетельствует о том, что ее содержание и практические методы имеют собственный мощный инновационный потенциал, который необходимо использовать в образовательной сфере. Кроме этого, именно психологические исследования могут дать реальное представление о степени и качестве влияния
инновационной деятельности на личность учащегося и педагога.
165

Условием развития ребенка является особая форма взаимодействия его со взрослым. Поэтому деятельность психологической службы образования должна способствовать созданию условий для профессионального роста и личностного развития педагога.
Категория профессионализма личности наиболее полно рассмотрена в рамках акмеологической теории. Проанализировав теоретическую литературу, раскрывающую сущность акмеологического подхода к развитию личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин), мы пришли к выводу, что акмеологический подход наиболее всего отвечает целям и задачам формирования образовательной среды, а также задачам психологического сопровождения субъектов этой среды.
Анализ содержания существующих моделей психологической службы, дает возможность сделать вывод о том, что до настоящего времени нет единого понимания содержания целей и задач службы, и средств их достижения. В рамках исследования для решения задачи формирования образовательной среды, раскрывающей все творческие возможности личности, была выбрана и обоснована структурно-функциональная модель психолого-акмеологического сопровождения, которая предоставляет максимальные возможности для реализации совместного творческого потенциала психолога и педагога.
В соответствии с основными компонентами структурно-функциональной модели психолого-акмеологическое сопровождение наполняется конкретными формами и содержанием работы, появляется возможность выстраивания текущей работы психолога как логически продуманного, осмысленного процесса, охватывающего все направления и всех участников внутришкольного взаимодействия. Деятельность психолога в рамках структурно-функциональной модели психолого-акмеологического
сопровождения предполагает: организацию сотрудничества между психологами и педагогами школы в целях развития профессиональной компетентности, осуществление совместного психолого-педагогического анализа образовательной среды, определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников.
166

В работе сформулировано определение психолого-акмеологического сопровождения как модели профессиональной деятельности психолога, создающей условия для реализации потенциала в разноплановом развитии и достижения индивидуальных вершин зрелости субъектами образовательной среды. Деятельность по психолого-акмеологическому сопровождению учащихся и педагогов организуется в соответствии с разработанной в акмеологической теории системы алгоритмов саморазвития и движения к акме.
На основании анализа теоретической литературы, как необходимый компонент психолого-акмеологического сопровождения, выделен психолого¬педагогический мониторинг, как систематическое, планомерное, научно обоснованное направление в деятельности психологической службы образования, объективизирующее информацию о качестве влияния образовательной среды. Выбирая акмеологический подход в качестве наиболее перспективного в организации деятельности психологической школьной службы, мы определили, что психолого-педагогический мониторинг в своем содержании должен иметь процедуры кадровой оценки, как систематического отслеживания акмеологических показателей личностно-профессионального развития педагогов. Содержательные процедуры мониторинга должны быть направлены не только изучение развития личности ребенка, но и на сбор результатов, отражающих сущность и содержание характеристик личностно¬профессионального развития педагогов, необходимых для разработки акмеологических прогнозов, выявления проблемных зон в образовательной среде.
Также модель мониторинга должна соответствовать теоретическому положению И.Я. Лернера о взаимосвязи обучения и воспитания, а не рассматривать эти две составляющие образовательного процесса отдельно друг от друга, что позволит в полной мере судить о качестве влияния инновационных образовательных процессов на развитие ребенка.
Структурно-функциональная модель психолого-акмеологического сопровождения была реализована в условиях инновационной деятельности
167

педагогического коллектива школы №15 г. Владимира по формированию образовательной среды психодидактического типа. Формирование социального компонента среды было направлено на создание особого типа отношений между взрослым и ребенком. Формирование психодидактического компонента среды происходило на основе разработки комплекса педагогических средств реализации эмоционально-ценностного компонента содержания образования.
В рамках структурно-функциональной модели психолого- акмеологического сопровождения был разработан и апробирован комплекс психолого-акмеологических средств: содержание научно-практического семинара «Социально-психологические аспекты деятельности учителя», содержание долгосрочной тренинговой программы для педагогов, карт оценки знаний для педагогов, схема психологического анализа ценностно-ориентированного урока, методика для оценки степени сформированности поступочного компонента эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру, сквозной курс «Психология самопознания» для учащихся 1-11 классов, программы адаптации учащихся.
В рамках исследования были разработаны критерии, которые определили содержание мониторинговых процедур. В качестве критериев исследования были выделены:
• .Критерий качества образования: степень достижения обязательных образовательных результатов, формирование готовности школьников к продолжению образования, сохранение психического и физического здоровья школьников.
• Акмеологический критерий прогрессивного личностно¬профессионального развития педагогов
• Критерий развития личности учащегося в условиях инновационной деятельности: динамика развития интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, личностной, духовно-нравственной сфер личности.
• Критерий развития социального компонента образовательной среды Результаты выполненного исследования позволяют сделать следующие
выводы:
168

Раскрытие акмеологического потенциала педагога явилось условием достижения цели инновационной деятельности. Прогрессивное личностно¬профессиональное развитие педагогов проявилось в первую очередь в мотивационной готовности к инновационной деятельности. Сравнительный анализ результатов исследования ценностной сферы педагогов свидетельствует о том, что за время активной инновационной деятельности и связанного с ней интенсивного развития и самообразования, участия в семинарах, методических учебах, практикумах, для педагогов стали более значимыми следующие терминальные и инструментальные ценности: творчество, знание, добро, человек, креативность, эмпатия, честность, толерантность, что свидетельствует о раскрытии акмеологического потенциала личности, и ее гуманистической направленности.



1. Абульханова - Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.-335 с.
2. Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Наука, 1991.
- 299 с.
3. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение индивидуального образования и идея свободного воспитания // Новые ценности образования: свободное воспитание: отечественные традиции и инновации.
-2003.-№3(14).-С. 71-82.
4. Акмеология: Учебное пособие /А. Деркач, В. Зазыкин. - СПб.: Питер,
2003. - 256 с.
5. Акмеология: методология, методы и технологии (материалы научной сессии, посвященной 75-летию члена - корреспондента РАО. Президента МААН Нины Васильевны Кузьминой). - М.: РАГС, 1998.- 279 с.
6. Акинфиев С.И., Макаев В.В. Формирование ценностных ориентаций личности - одно из основных направлений модернизации образования // Педагогика. - 1998. - № 6. - С. 7-15.
7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.-380 с.
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды в 2-х т. /Под ред. А.А. Бодалева и др. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. -230 с.
9. Андросенко М. Аспекты изучения социальных представлений и ценностных ориентаций субъектов образования // Прикладная психология и психоанализ.- 2005.- №3.- С. 3-17.
10. Ангеловски К. Учителя и инновации / Кн. для учителя: Пер. с макед. - М.: Просвещение, 1991. - 159 с.
11. Анисимов С.А., Деркач А.А., Конюхов Н.И., Павлов Б.С.
Методы акмеологических исследований. - М.: РАГС, 2000.
12. Андреева В.В., Гаврилин А.В. Технология аттестации образовательных учреждений. Сборник научно-методических и инструктивных
174

материалов. - М.: АРКТИ, 2000.-152 с.
13. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. - 768 с.
14. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учебник для вузов. - М.: Смысл: Akademia,
2004. -414 с.
15. Асмолов А.Г. Содействие ребенку в развитии личности // Новые ценности образования/Под ред. Н.Б.Крыловой. -1996.- Вып.6. - С. 39-44.
16. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
17. Байбородова JI.B. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Учебное пособие. - Ярославль: ЯГПИ, 1991.- 153 с.
18. Байбородова J1.B., Рожков М.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Владос - Пресс, 2004. - 382 с.
19. Балакирев А.Ф. Затруднения учителей в инновационной деятельности: Дис. канд. пед. наук. Шуя,- 2000 .- 199 с.
20. Белкин А.С. Педагогический мониторинг. М.: Институт педагогических исследований РАО, 1998. - 94 с.
21. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. Пос. - М.: Высшая школа. 2003. - 64 с.
22. Берладина E.JI. Психологическое сопровождение личностного развития учащихся в условиях профильного обучения: Дис. канд. психол. наук.- Ставрополь, 2003. - 142 с.
23. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность: (Философские размышления о жизненных проблемах). - М.: Знание, 1990 - 62 с.
24. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.:
1997. -298 с.
25. Бодалев А.А. Психология о личности. - М.: Изд-во МГУ, 1988.- 187 с.
26. Бодалев А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. - М.: РАУ, 1993.
1/5

27. Бодалев А.А. О смысле жизни человека, его акме и взаимосвязи между ними // Мир психологии. - 2001.- № 2. - С. 54-58
28. Большой Энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 1456 с.
29. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 209 с.
30. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1978.- № 4. - С. 38-47.
31. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 2001.- № 3. - С. 11-15.
32. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. - М., - 298 с.
33. Братченко С.Л. Гуманистические основы личностно¬ориентированного подхода к воспитанию // Вестник северо - западного отделения Российской академии образования. Образование и культура северо- запада России. Вып. 1. - СПб., 1996. - с.91-99.
34. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. - 1993.- Т. 14.- № 6. - С.3-15.
35. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. - СПб.: Питер, 2002.¬174 с.
36. Варламова Е.П. Принцип рефлексивных контрастов в развитии творческой уникальности человека // Журнал практического психолога, 1998.- №3. - С.48-67.
37. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. - М.: Ось - 89, 2002. - 224 с.
38. Венгер А.Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. - М.: ВНИК «ШКОЛА» 1989. - 80 с.
39. Веселков А.Ф. К вопросу о надежности результатов оценочных процедур и эффективности их использования // Журнал прикладной психологии.- 2001. - № 3.- С. 3-9.
40. Взаимодействие педагогического и ученического коллективов школы:
176

Межвуз. сб. науч. тр. Яросл. гос. пед. ин-т.им. К.Д. Ушинского. - Ярославль: ЯГПИ, 1989.- 111с.
41. Вишнякова Н.Ф. Инновационные технологии прогнозирования будущего в креативных тренингах // Журнал практического психолога. - 1998. - №3. - С. 68-76.
42. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред Т.И. Шамовой. М.: Педагогика, 1991. -191 с.
43. Внутришкольное управление: теория и практика педагогических и управленческих инноваций / Под ред. Н.В. Горбуновой. М.: Новая школа, 1995. -112 с.
44. Волчок Л.А. Управление процессом формирования мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2006. - 17 с.
45. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Для студентов высших педагогических учебных заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Akademia, 2001. - 368с.
46. Вопросы воспитания: системный подход / Под ред. Л.И. Новиковой. - М.: Прогресс, 1981. - 136 с.
47. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. / Под ред. О.С. Газмана. - М., 1996.
48. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.З. / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1988. - 367с.
49. Выготский Л.С. Психология развития ребенка: [сборник трудов] Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2005. - 507 с.
50. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.:АСТ: Астрель: ЛЮКС,2005. - 670 с.
51. Гаврилова Т.Л. Личностное консультирование подростков как вид психологической помощи // Психологическая наука и образование. - 1997- № 1,- с.88-92.
52. Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы
самосовершенствования: Тренинг самосознания. - Екатеринбург, 1998. - 144 с.
177

53. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - JL: ЛГУ, 1984. - 176
с.
54. Гвишиани Д.М. Организация и управление. - М.: Наука, 1972 - 563 с.
55. Ги Лефрансуа. Прикладная педагогическая психология. - СПб.: Питер,
2005. -416 с.
56. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. - М.: Наука, 1989. - 65 с.
57. Гинзбург Т.П. Личностное консультирование подростков как вид психологической помощи // Психологическая наука и образование.- 1997.- № 1.
- С. 92-97.
58. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2001.- 125 с.
59. Гневко М.В. Инновационное развитие муниципального образования. - СПб., 2003.-217 с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ