Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса

Работа №8274

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы222стр.
Год сдачи2006
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
968
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКОГО КОРПУСА КАК СОЦИАЛЬНО¬ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
§1. Сущность и содержание опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса
§2. Особенности формирования опыта нравственно¬го поведения воспитанников кадетского корпуса % §3. Анализ отечественной практики формирования
опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса
ГЛАВА И. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКОГО КОРПУСА
§ 1. Характеристика социально-педагогических условий формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса
§2. Методика формирования опыта нравственного поведения воспитанников Костромского кадетского корпуса
§3. Результаты опытно-экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования проблемы формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса обусловлена рядом взаимодополняющих обстоятельств.
В дореволюционной России сложилась национальная школа воспитания офицеров, в которой существенную роль играли кадетские корпуса. Выпускников данных воспитательных организаций отличали не только высокий уровень профессиональных знаний, широкая образованность и эрудиция, но и такие качества, как верность воинскому долгу, достоинство, ответственность, честь, преданность своему Отечеству.
* Традиционно в российской армии моральный дух военнослужащих
играл первостепенную роль. Решение задачи поддержания морального духа военнослужащих в настоящее время осложняется особенностями общественного сознания россиян. Реальный риск для социализации молодежи - будущих военнослужащих - создают рост экстремизма, распространение криминальной романтики, нравственной распущенности, порой вынужденной неразборчивости по отношению к способам получения денег.
Начиная с 90-х гг. в нашей стране возродились кадетские классы и кадетские корпуса. На данном этапе широко известны кадетские корпуса городов Воронежа, Красноярска, Москвы, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга. Осмысление практики социального воспитания в них даёт право утверждать, что в кадетские корпуса приходят подростки, в различной степени подготовленные к самостоятельной жизни, принадлежащие к разным социальным слоям общества, а также подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Важным является и то, что период обучения в этих учебных заведениях совпадает с переходом от отрочества к юности. Перечисленные обстоятельства создают определенные сложности в урегулировании морально-нравственного климата в кадетском корпусе.
Подростки и юноши испытывают на себе влияние различных факторов социализации: социально-профессиональных ценностей военных, юношеской субкультуры, стихийных общностей, средств массовой информации, родительской семьи, соседства. В связи с тем, что воздействие факторов противоречиво, в современных исследованиях определена необходимость интеграции разнообразных воздействий на воспитанника ка¬детского корпуса (В.Ю. Ромайкин), однако способы решения этой задачи недостаточно разработаны.
Основоположниками современной педагогики (П.П. Блонский,
A. С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, К.Д. Ушинский) проанализированы различные стороны формирования этических норм поведения учащихся, нравственного отношения к окружающим людям и миру с позиций гуманизма и признания ценности и уникальности личности. Широкое освещение нравственное воспитание получило в работах О.С. Богдановой, Н.И. Болдырева, Е.В. Бондаревской, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, В.А. Сахарова, И.Ф. Харламова, Н.Е. Щурковой, М.Г. Яновской. Нравственное воспитание традиционно исследуется в отечественной педагогике в единстве нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения. В современной научной литературе сущность нравственного воспитания определяется как обретение воспитанниками личностных смыслов поведения, соответствующего нормам морали (Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова).
Общие подходы к воспитанию в кадетских классах и корпусах сформулированы в исследовании В.М. Курмышова, в концепции социального воспитания военнослужащих в условиях военной реформы Ю.В. Савина, в концепции создания воспитательной среды в кадетском корпусе
B. Ю. Ромайкина, в предложенной Б.В. Куприяновым военно-служебной модели социального воспитания для учреждений дополнительного образования детей. В современной педагогической науке достаточно широко разработана проблематика нравственного воспитания курсантов военных вузов, военнослужащих российской армии (А.В. Барабанщиков, ^ H.JI. Батуева, В.Н. Бородаенко, В.Д. Гатальский, А.Ю. Ефремов,
Н.А. Игошев, Ю.В. Лаптев, И.А. Липский, М.Г. Сакулин, В.Г. Сенча,
A. И. Сопочкин, С.Н. Тихомиров, А.Г. Трофимчук). Нравственные аспекты воспитания в процессе допрофессиональной подготовки глубоко рассмотрены Е.И. Казаковой, Е.Е. Смирновой, О.А. Серебрянской,
B. Б. Успенским, А.К. Шленевым.
Наиболее разработанными можно признать аспекты нравственного воспитания в кадетских корпусах дореволюционного периода отечественной истории (Н.И. Алпатов, Н.Н. Аурова, В.Р. Басаев, В.Н. Бондаренко, ■? Е.А. Комаровский, В.М. Крылов, В.М. Меньшов, Л.Н. Ховрина,
B. В. Чернаков, С.Л. Шпанагель). Опыт деятельности кадетских корпусов по ориентации учащихся на военные профессии, подготовке офицерских кадров в историческом и современном аспектах описывают Е.В. Кабачевская, В.А. Киселев, В.В. Константинов, В.А. Осипов, А.Б. Старикова. Ряд исследований посвящен анализу взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками (Ю.В. Кожухов), формированию ценностей воинской службы (Л.В. Козилова), исследованию воспитания у кадет сознательной дисциплины (О.Р. Карташов), особенностям психологического сопровождения образовательного процесса в кадетских корпусах (Ю.М. Львин), психологическим основам совершенствования учебно¬воспитательного процесса в суворовских военных училищах (А.В. Мощенко). С.Н. Смирнов, А.Ю. Чибисов изучали различные аспекты патриотического воспитания в современных кадетских корпусах. В диссертации И.В. Андрюшина прослеживается становление и развитие воспитательной работы в кадетских классах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование социально-педагогических условий формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса дает основание заключить следующее.
1. Сущность нравственного поведения состоит в осознании человеком всего того узла связей и отношений, который характеризует его как представителя различных социальных общностей, начиная от малых групп (друзья, семья, учебный коллектив) и до больших социальных групп (нация, народ). Особенности опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса связаны с ориентацией юношей на военную профессию, поэтому во многом определяются спецификой этики военнослужащего.
Компонентами опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса являются: ценностные ориентации; этические нормы; формы поведения; символы.
Критериями сформированности опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса являются аксиологический, компетентностный, субъективный критерии.
2. Особенности процесса формирования опыта нравственного , поведения воспитанников кадетского корпуса вытекают из взаимосвязи
таких процессов как:
- изменения, происходящие в личности - интериоризация нравственных ценностей, освоение социально-нравственных форм поведения, усвоение моральных норм, обретение воспитанниками личностных смыслов нравственного поведения;
- влияние и взаимовлияние внутренних (возрастных и гендерных особенностей воспитанников) и внешних факторов (свойств группы, где для участников значимы нравственные характеристики окружения;
166

специфики кадетского корпуса как воспитательной организации) на изменения в личности;
- соединение стихийного накопления опыта воспитанниками (при рассмотрении воспитательного сообщества кадетского корпуса как самоорганизующейся системы) и относительно управляемого освоения опыта воспитанниками;
- действование (совершение нравственных или безнравственных поступков), эмоциональное отражение (переживание этических чувств), мысленно-рефлексивную переработку и присвоение опыта воспитанником;
- соединение имеющегося опыта (вариантов поведения, которые использовались личностью в предыдущем взаимодействии) и новообразований;
- качественные изменения в опыте нравственного поведения, осуществляющиеся в воспитательных событиях, и количественные изменения, происходящие путем генерализации элементов повседневного опыта ситуативного взаимодействия воспитанников;
- соединение воспитательных воздействий, самовоспитания и перевоспитания.
Предпосылками формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса являются следующие группы предпосылок:
- возрастные (свойственная юношам специфическая восприимчивость к нравственным проблемам межличностных отношений, эмоциональная значимость юношеской дружбы, недостаток социального опыта в разрешении противоречий общения со сверстниками и взрослыми);
- гендерные (проявление юношеской маскулинности, актуальность обретения гендерной идентичности в соответствии с социальными требованиями к поведению мужчины);
- «социотехнические» - характеристики воспитательного коллектива (значимость для воспитанников нравственных характеристик

непосредственного социального окружения, рефлексия правомерности того или иного морального выбора участников группы);
- институциональные (особенности кадетского корпуса как воспитательной организации).
Факторами, оказывающими влияние на формирование опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса, являются:
- характеристики педагогов и офицеров, осуществляющих воспитательную деятельность (моральные качества, здравый ум, практический опыт),
- практика применения поощрений и наказаний (приоритет поощрений над наказаниями, эмоциональная инструментовка поощрений, оправданность взысканий),
- развитая система символов олицетворяющих нравственные категории, традиций товарищества и взаимопомощи, культивирование кадетской корпоративности,
- взаимосвязь нравственного и духовного воспитания, опора на тексты Священного писания,
- использование таких средств воспитания как шкала «нравственного достоинства», «праздники для бедных»,
- наличие в кадетских корпусах музеев и библиотек, которые широко использовались для информирования воспитанников по военно¬исторической тематике.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург, 1999. — С. 476-505.
2. Алпатов Н.И. Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий в России: Дис...докт. пед. наук. - Рязань, 1948.-434 с.
3. Андрюшин И.В. Становление и развитие системы воспитательной работы в кадетских классах: Автореф. дис... канд. пед. наук. Костромской гос. ун-т.- Кострома, 2001.- 20 с.
4. Анисимов С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. - М., 1981. - 206 с.
5. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. - М., 1978. - 129 с.
6. Аурова Н.Н. Кадетские корпуса в системе дворянского образования и культурной жизни России: конец XVIII-первая половина XIX века: Автореф. дис.... канд. ист. наук.- М., 1999.- 29 с.
7. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию школьников. - М.: Педагогика, 1980 - 80 с.
8. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учеб. пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1997.- 380 с.
9. Барабанщиков А.В. Педагогические основы обучения советских воинов: Дис... докт. пед. наук. М., 1968. -746 с.
10. Басаев В.Р. Становление и развитие кадетских корпусов в императорской России: XVIII - начало XX вв.: Автореф. дис.... канд. ист. наук. - Омск, 2000,- 38 с.
11. Басова В.М. Формирование социальной компетентности сельских школьников: Дис. ...д-ра пед. наук. - Ярославль, 2004.-472 с.
12. Батуева Н.Л. Теория и практика формирования нравственной культуры курсантов военно-учебных заведений ракетных войск в

контексте гуманистической педагогики: Автореф. дис. ... канд.пед.наук. й) Перм. воен. институт ракет, войск. - Пермь, 2002.
13. Бахвалов А.Ф. Технология управления современным кадетским образовательным учреждением: Автореф. дис.... канд. пед. наук.- Новосибирск, 2002.- 23 с.
14. Белкин А.С. Внимание - ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. - Свердловск: Средне -Уральск, кн. изд-во, 1981. - 128 с.
15. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М., 2000. - 192 с.
16. Бильдерлинг А.А. К вопросу о воспитании и обучении детей в кадетских корпусах. - СПб, 1898. - 90 с.
17. Биочинский И.В. Формирование морально-боевых качеств у курсантов средствами педагогического воздействия. - Куйбышев, 1987. - 24 с.
18. Блонский П.П. О так называемой моральной дефективности // Избр. пед. и псих, соч.: В. 2-х т. - М.: Педагогика, 1979. - Т. 1. - 340 с.
19. Богдан С.В. Педагогическое стимулирование нравственного воспитания младших подростков во внеклассной деятельности школы:: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - г.Оренбург, 1999.
20. Богданова О.С., Черенкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 206 с.
21. Божович Л.И. Избранные психологические труды / Под. ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1995.
22. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
23. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). - М.: Педагогика, 1979. - 224 с.
24. Бондаренко В.Н. Кадетские корпуса России во второй половине XIX века, опыт, уроки: Дис...канд. ист. наук.- М., 1997.- 212с.
173

25. Буева JI.П. Проблемы нравственной культуры и развития детей России // Государство и дети: реальности России. Матер, международной науч.-практ. конференции. - М., 1995. - С. 46-51.
26. Бюллетень объединения кадет Российских кадетских корпусов в Сан-Франциско. 1999. - № 60-62.
27. Валеев Б.Л. Офицерская честь // Военная мысль. - М., 1991. - № 11-12-С. 74.
28. Вахмистрова С.И. Подготовка кадров для Российского флота во второй половине XVIII века: По опыту Морского шляхетного кадетского корпуса: Дис.... канд. ист. наук. - СПб., 1998.- 181 с.
¥ 29. Военно-учебные заведения России // Советская военная
энциклопедия. Т. 2. - М., 1976. - С. 260.
30. Волков Н.Т. Личностно ориентированное обучение курсантов высшего военно-учебного заведения: Автореф. Дис... канд. пед. наук. - Ярославль, 2000. - 23 с.
31. Волков С.В. Русский офицерский корпус. - М., 1993. - 368 с.
32. Волохов А.В. Детские организации как фактор социализации ребенка.//Государство и дети: реальности России: Материалы международной научно-практической конференции. - М., 1995. С. 91-95.
33. Волохов А.В., Гаврилов С.Т. Опыт работы по нравственному закаливанию детей с отклоняющимся поведением (к истории вопроса): Сборник науч. трудов Воронежской высшей школы МВД России. - Вып. 5.
- Воронеж, 1997. - С.25-31.
34. Вопросы воспитания: системный подход /Под ред. Л.И. Новиковой. - М.: Прогресс, 1981.- 136 с.
35. Воропаев М.В. Воспитательные системы образовательных учреждений: основы типологии. - Тамбов: изд-во ТОИПКРО, 2002. - 112 с.
36. Воспитание гражданина в советской школе. /Под ред.
* Г.Н. Филонова. - М.: Педагогика, 1990. - 176 с.
174

37. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. - М., 1996. - 265с.
38. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. - М: Знание, 1981. - 96 с.
39. Выготский JI.C. Овладение собственным поведением // Собр. соч.: в 6 т. - М., 1983. - Т.З.
40. Выготский JI.C. Педология подростка // Соб. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1984. - Т.4. - С. 5-243; Трудное детство. - Т. 5. - С. 137 - 198.
41. Выготский Л.С., ЛурияА.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 224 с.
42. Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно¬учебных заведениях в период 1700-1756 гг. - 2-е изд. - СПб.,1904. - С. 99¬
124.
43. ГарашкинаН.В. Педагогические основы социализации личности старшеклассника в процессе допрофессиональной подготовки: Дис. ...канд. пед. наук. - Москва, 1998. - 143 с.
44. Гатальский В.Д. Формирование нравственно-эстетической культуры военнослужащих средствами культурно-досуговой деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М., 2001.-28 с.
45. Горбаченко С.М.Инновационные процессы в развитии кадетского образования в 90-е годы XX века - начала XXI века: Дис.... канд. пед. наук. - Ростов- на-Дону, 2002.- 129 с.: ил.
46. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т.т. - М.: Русский язык, 1978.
47. ДодоновБ.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. - 1984. - №1.
48. ЖестковаТ.П. Краткий очерк развития кадетских корпусов в России: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1944. - 20 с.
49. Зенков Ю.В. Служить Отчизне. - Калининград, 2000. - 110 с.

50. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр.и перераб. - М.: Логос, 2002. - 384.
51. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности // Педагогика. - 1992. - № 11-12. - С. 22-26.
52. Игошев Н.А. Духовно-нравственное становление личности курсанта в процессе его воспитания в вузе МВД России: Автореф. дис...канд. пед. наук. - Кострома, 2005. - 21 с.
53. Исаков Е.П. Военная быль: о доблести, добре и красоте / Книга для чтения по истории Российских кадетских корпусов. - М., 2000. - 389 с.
54. История России в традициях, праздниках, обычаях и ритуалах (на примере Министерства Внутренних Дел) / Н.С. Костоусов // Образование: исследовано в мире [Электрон, ресурс]: Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием = oimru / Ред. Совет: В.П. Борисенков, Б.С. Гершунский, Н.И. Загузов, Н.Д. Никандров, В.А. Поляков, Б.Н. Сизов, Д.И. Фельдштейн и др.; гл. ред. Р.П. Будаков; программист Д.А. Мариенко; Российская академия образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского; спонсор "Прожект хармони. Инк". - Электрон, журн. с библиотекой. - М.: OIMRU, 2000 -. - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.oim.ru. - Загл. с экрана.
55. Кабачевская Е.В. Формирование профессионального интереса юношей кадетского корпуса: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Кемеров. гос. ун-т Кемерово, 2003 18 с.
56. КабушВ.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения. - Минск, 1995. - 35 с.
57. Кадетская перекличка // Периодический журнал объединения кадет Российских кадетских корпусов за рубежом. - Нью-Йорк, 1999. - № 66-67.-352 с.
58. Кадетские корпуса и военные гимназии. - СПб, 1884. - 23 с.
59. Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров России. -М.: ВПА им. В.И.Ленина, 1990. - 195 с.
176

60. КаптеревП.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.:
* Педагогика, 1982. - 704 с.
61. Карагезов К.О. Социально-педагогическое содержание и функции символики в воспитании. - Воронеж, 1979. - 113 с.
62. Караковский В.А. Чтобы воспитание было успешным... - М.: Знание, 1979. - 96 с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ