ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКОГО КОРПУСА КАК СОЦИАЛЬНО¬ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
§1. Сущность и содержание опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса
§2. Особенности формирования опыта нравственно¬го поведения воспитанников кадетского корпуса % §3. Анализ отечественной практики формирования
опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса
ГЛАВА И. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКОГО КОРПУСА
§ 1. Характеристика социально-педагогических условий формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса
§2. Методика формирования опыта нравственного поведения воспитанников Костромского кадетского корпуса
§3. Результаты опытно-экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования проблемы формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса обусловлена рядом взаимодополняющих обстоятельств.
В дореволюционной России сложилась национальная школа воспитания офицеров, в которой существенную роль играли кадетские корпуса. Выпускников данных воспитательных организаций отличали не только высокий уровень профессиональных знаний, широкая образованность и эрудиция, но и такие качества, как верность воинскому долгу, достоинство, ответственность, честь, преданность своему Отечеству.
* Традиционно в российской армии моральный дух военнослужащих
играл первостепенную роль. Решение задачи поддержания морального духа военнослужащих в настоящее время осложняется особенностями общественного сознания россиян. Реальный риск для социализации молодежи - будущих военнослужащих - создают рост экстремизма, распространение криминальной романтики, нравственной распущенности, порой вынужденной неразборчивости по отношению к способам получения денег.
Начиная с 90-х гг. в нашей стране возродились кадетские классы и кадетские корпуса. На данном этапе широко известны кадетские корпуса городов Воронежа, Красноярска, Москвы, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга. Осмысление практики социального воспитания в них даёт право утверждать, что в кадетские корпуса приходят подростки, в различной степени подготовленные к самостоятельной жизни, принадлежащие к разным социальным слоям общества, а также подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Важным является и то, что период обучения в этих учебных заведениях совпадает с переходом от отрочества к юности. Перечисленные обстоятельства создают определенные сложности в урегулировании морально-нравственного климата в кадетском корпусе.
Подростки и юноши испытывают на себе влияние различных факторов социализации: социально-профессиональных ценностей военных, юношеской субкультуры, стихийных общностей, средств массовой информации, родительской семьи, соседства. В связи с тем, что воздействие факторов противоречиво, в современных исследованиях определена необходимость интеграции разнообразных воздействий на воспитанника ка¬детского корпуса (В.Ю. Ромайкин), однако способы решения этой задачи недостаточно разработаны.
Основоположниками современной педагогики (П.П. Блонский,
A. С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, К.Д. Ушинский) проанализированы различные стороны формирования этических норм поведения учащихся, нравственного отношения к окружающим людям и миру с позиций гуманизма и признания ценности и уникальности личности. Широкое освещение нравственное воспитание получило в работах О.С. Богдановой, Н.И. Болдырева, Е.В. Бондаревской, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, В.А. Сахарова, И.Ф. Харламова, Н.Е. Щурковой, М.Г. Яновской. Нравственное воспитание традиционно исследуется в отечественной педагогике в единстве нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения. В современной научной литературе сущность нравственного воспитания определяется как обретение воспитанниками личностных смыслов поведения, соответствующего нормам морали (Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова).
Общие подходы к воспитанию в кадетских классах и корпусах сформулированы в исследовании В.М. Курмышова, в концепции социального воспитания военнослужащих в условиях военной реформы Ю.В. Савина, в концепции создания воспитательной среды в кадетском корпусе
B. Ю. Ромайкина, в предложенной Б.В. Куприяновым военно-служебной модели социального воспитания для учреждений дополнительного образования детей. В современной педагогической науке достаточно широко разработана проблематика нравственного воспитания курсантов военных вузов, военнослужащих российской армии (А.В. Барабанщиков, ^ H.JI. Батуева, В.Н. Бородаенко, В.Д. Гатальский, А.Ю. Ефремов,
Н.А. Игошев, Ю.В. Лаптев, И.А. Липский, М.Г. Сакулин, В.Г. Сенча,
A. И. Сопочкин, С.Н. Тихомиров, А.Г. Трофимчук). Нравственные аспекты воспитания в процессе допрофессиональной подготовки глубоко рассмотрены Е.И. Казаковой, Е.Е. Смирновой, О.А. Серебрянской,
B. Б. Успенским, А.К. Шленевым.
Наиболее разработанными можно признать аспекты нравственного воспитания в кадетских корпусах дореволюционного периода отечественной истории (Н.И. Алпатов, Н.Н. Аурова, В.Р. Басаев, В.Н. Бондаренко, ■? Е.А. Комаровский, В.М. Крылов, В.М. Меньшов, Л.Н. Ховрина,
B. В. Чернаков, С.Л. Шпанагель). Опыт деятельности кадетских корпусов по ориентации учащихся на военные профессии, подготовке офицерских кадров в историческом и современном аспектах описывают Е.В. Кабачевская, В.А. Киселев, В.В. Константинов, В.А. Осипов, А.Б. Старикова. Ряд исследований посвящен анализу взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками (Ю.В. Кожухов), формированию ценностей воинской службы (Л.В. Козилова), исследованию воспитания у кадет сознательной дисциплины (О.Р. Карташов), особенностям психологического сопровождения образовательного процесса в кадетских корпусах (Ю.М. Львин), психологическим основам совершенствования учебно¬воспитательного процесса в суворовских военных училищах (А.В. Мощенко). С.Н. Смирнов, А.Ю. Чибисов изучали различные аспекты патриотического воспитания в современных кадетских корпусах. В диссертации И.В. Андрюшина прослеживается становление и развитие воспитательной работы в кадетских классах.
Исследование социально-педагогических условий формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса дает основание заключить следующее.
1. Сущность нравственного поведения состоит в осознании человеком всего того узла связей и отношений, который характеризует его как представителя различных социальных общностей, начиная от малых групп (друзья, семья, учебный коллектив) и до больших социальных групп (нация, народ). Особенности опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса связаны с ориентацией юношей на военную профессию, поэтому во многом определяются спецификой этики военнослужащего.
Компонентами опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса являются: ценностные ориентации; этические нормы; формы поведения; символы.
Критериями сформированности опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса являются аксиологический, компетентностный, субъективный критерии.
2. Особенности процесса формирования опыта нравственного , поведения воспитанников кадетского корпуса вытекают из взаимосвязи
таких процессов как:
- изменения, происходящие в личности - интериоризация нравственных ценностей, освоение социально-нравственных форм поведения, усвоение моральных норм, обретение воспитанниками личностных смыслов нравственного поведения;
- влияние и взаимовлияние внутренних (возрастных и гендерных особенностей воспитанников) и внешних факторов (свойств группы, где для участников значимы нравственные характеристики окружения;
166
специфики кадетского корпуса как воспитательной организации) на изменения в личности;
- соединение стихийного накопления опыта воспитанниками (при рассмотрении воспитательного сообщества кадетского корпуса как самоорганизующейся системы) и относительно управляемого освоения опыта воспитанниками;
- действование (совершение нравственных или безнравственных поступков), эмоциональное отражение (переживание этических чувств), мысленно-рефлексивную переработку и присвоение опыта воспитанником;
- соединение имеющегося опыта (вариантов поведения, которые использовались личностью в предыдущем взаимодействии) и новообразований;
- качественные изменения в опыте нравственного поведения, осуществляющиеся в воспитательных событиях, и количественные изменения, происходящие путем генерализации элементов повседневного опыта ситуативного взаимодействия воспитанников;
- соединение воспитательных воздействий, самовоспитания и перевоспитания.
Предпосылками формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса являются следующие группы предпосылок:
- возрастные (свойственная юношам специфическая восприимчивость к нравственным проблемам межличностных отношений, эмоциональная значимость юношеской дружбы, недостаток социального опыта в разрешении противоречий общения со сверстниками и взрослыми);
- гендерные (проявление юношеской маскулинности, актуальность обретения гендерной идентичности в соответствии с социальными требованиями к поведению мужчины);
- «социотехнические» - характеристики воспитательного коллектива (значимость для воспитанников нравственных характеристик
непосредственного социального окружения, рефлексия правомерности того или иного морального выбора участников группы);
- институциональные (особенности кадетского корпуса как воспитательной организации).
Факторами, оказывающими влияние на формирование опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса, являются:
- характеристики педагогов и офицеров, осуществляющих воспитательную деятельность (моральные качества, здравый ум, практический опыт),
- практика применения поощрений и наказаний (приоритет поощрений над наказаниями, эмоциональная инструментовка поощрений, оправданность взысканий),
- развитая система символов олицетворяющих нравственные категории, традиций товарищества и взаимопомощи, культивирование кадетской корпоративности,
- взаимосвязь нравственного и духовного воспитания, опора на тексты Священного писания,
- использование таких средств воспитания как шкала «нравственного достоинства», «праздники для бедных»,
- наличие в кадетских корпусах музеев и библиотек, которые широко использовались для информирования воспитанников по военно¬исторической тематике.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург, 1999. — С. 476-505.
2. Алпатов Н.И. Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий в России: Дис...докт. пед. наук. - Рязань, 1948.-434 с.
3. Андрюшин И.В. Становление и развитие системы воспитательной работы в кадетских классах: Автореф. дис... канд. пед. наук. Костромской гос. ун-т.- Кострома, 2001.- 20 с.
4. Анисимов С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. - М., 1981. - 206 с.
5. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. - М., 1978. - 129 с.
6. Аурова Н.Н. Кадетские корпуса в системе дворянского образования и культурной жизни России: конец XVIII-первая половина XIX века: Автореф. дис.... канд. ист. наук.- М., 1999.- 29 с.
7. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию школьников. - М.: Педагогика, 1980 - 80 с.
8. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учеб. пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1997.- 380 с.
9. Барабанщиков А.В. Педагогические основы обучения советских воинов: Дис... докт. пед. наук. М., 1968. -746 с.
10. Басаев В.Р. Становление и развитие кадетских корпусов в императорской России: XVIII - начало XX вв.: Автореф. дис.... канд. ист. наук. - Омск, 2000,- 38 с.
11. Басова В.М. Формирование социальной компетентности сельских школьников: Дис. ...д-ра пед. наук. - Ярославль, 2004.-472 с.
12. Батуева Н.Л. Теория и практика формирования нравственной культуры курсантов военно-учебных заведений ракетных войск в
контексте гуманистической педагогики: Автореф. дис. ... канд.пед.наук. й) Перм. воен. институт ракет, войск. - Пермь, 2002.
13. Бахвалов А.Ф. Технология управления современным кадетским образовательным учреждением: Автореф. дис.... канд. пед. наук.- Новосибирск, 2002.- 23 с.
14. Белкин А.С. Внимание - ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. - Свердловск: Средне -Уральск, кн. изд-во, 1981. - 128 с.
15. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М., 2000. - 192 с.
16. Бильдерлинг А.А. К вопросу о воспитании и обучении детей в кадетских корпусах. - СПб, 1898. - 90 с.
17. Биочинский И.В. Формирование морально-боевых качеств у курсантов средствами педагогического воздействия. - Куйбышев, 1987. - 24 с.
18. Блонский П.П. О так называемой моральной дефективности // Избр. пед. и псих, соч.: В. 2-х т. - М.: Педагогика, 1979. - Т. 1. - 340 с.
19. Богдан С.В. Педагогическое стимулирование нравственного воспитания младших подростков во внеклассной деятельности школы:: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - г.Оренбург, 1999.
20. Богданова О.С., Черенкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 206 с.
21. Божович Л.И. Избранные психологические труды / Под. ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1995.
22. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
23. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). - М.: Педагогика, 1979. - 224 с.
24. Бондаренко В.Н. Кадетские корпуса России во второй половине XIX века, опыт, уроки: Дис...канд. ист. наук.- М., 1997.- 212с.
173
25. Буева JI.П. Проблемы нравственной культуры и развития детей России // Государство и дети: реальности России. Матер, международной науч.-практ. конференции. - М., 1995. - С. 46-51.
26. Бюллетень объединения кадет Российских кадетских корпусов в Сан-Франциско. 1999. - № 60-62.
27. Валеев Б.Л. Офицерская честь // Военная мысль. - М., 1991. - № 11-12-С. 74.
28. Вахмистрова С.И. Подготовка кадров для Российского флота во второй половине XVIII века: По опыту Морского шляхетного кадетского корпуса: Дис.... канд. ист. наук. - СПб., 1998.- 181 с.
¥ 29. Военно-учебные заведения России // Советская военная
энциклопедия. Т. 2. - М., 1976. - С. 260.
30. Волков Н.Т. Личностно ориентированное обучение курсантов высшего военно-учебного заведения: Автореф. Дис... канд. пед. наук. - Ярославль, 2000. - 23 с.
31. Волков С.В. Русский офицерский корпус. - М., 1993. - 368 с.
32. Волохов А.В. Детские организации как фактор социализации ребенка.//Государство и дети: реальности России: Материалы международной научно-практической конференции. - М., 1995. С. 91-95.
33. Волохов А.В., Гаврилов С.Т. Опыт работы по нравственному закаливанию детей с отклоняющимся поведением (к истории вопроса): Сборник науч. трудов Воронежской высшей школы МВД России. - Вып. 5.
- Воронеж, 1997. - С.25-31.
34. Вопросы воспитания: системный подход /Под ред. Л.И. Новиковой. - М.: Прогресс, 1981.- 136 с.
35. Воропаев М.В. Воспитательные системы образовательных учреждений: основы типологии. - Тамбов: изд-во ТОИПКРО, 2002. - 112 с.
36. Воспитание гражданина в советской школе. /Под ред.
* Г.Н. Филонова. - М.: Педагогика, 1990. - 176 с.
174
37. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. - М., 1996. - 265с.
38. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. - М: Знание, 1981. - 96 с.
39. Выготский JI.C. Овладение собственным поведением // Собр. соч.: в 6 т. - М., 1983. - Т.З.
40. Выготский JI.C. Педология подростка // Соб. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1984. - Т.4. - С. 5-243; Трудное детство. - Т. 5. - С. 137 - 198.
41. Выготский Л.С., ЛурияА.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 224 с.
42. Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно¬учебных заведениях в период 1700-1756 гг. - 2-е изд. - СПб.,1904. - С. 99¬
124.
43. ГарашкинаН.В. Педагогические основы социализации личности старшеклассника в процессе допрофессиональной подготовки: Дис. ...канд. пед. наук. - Москва, 1998. - 143 с.
44. Гатальский В.Д. Формирование нравственно-эстетической культуры военнослужащих средствами культурно-досуговой деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М., 2001.-28 с.
45. Горбаченко С.М.Инновационные процессы в развитии кадетского образования в 90-е годы XX века - начала XXI века: Дис.... канд. пед. наук. - Ростов- на-Дону, 2002.- 129 с.: ил.
46. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т.т. - М.: Русский язык, 1978.
47. ДодоновБ.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. - 1984. - №1.
48. ЖестковаТ.П. Краткий очерк развития кадетских корпусов в России: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1944. - 20 с.
49. Зенков Ю.В. Служить Отчизне. - Калининград, 2000. - 110 с.
50. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр.и перераб. - М.: Логос, 2002. - 384.
51. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности // Педагогика. - 1992. - № 11-12. - С. 22-26.
52. Игошев Н.А. Духовно-нравственное становление личности курсанта в процессе его воспитания в вузе МВД России: Автореф. дис...канд. пед. наук. - Кострома, 2005. - 21 с.
53. Исаков Е.П. Военная быль: о доблести, добре и красоте / Книга для чтения по истории Российских кадетских корпусов. - М., 2000. - 389 с.
54. История России в традициях, праздниках, обычаях и ритуалах (на примере Министерства Внутренних Дел) / Н.С. Костоусов // Образование: исследовано в мире [Электрон, ресурс]: Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием = oimru / Ред. Совет: В.П. Борисенков, Б.С. Гершунский, Н.И. Загузов, Н.Д. Никандров, В.А. Поляков, Б.Н. Сизов, Д.И. Фельдштейн и др.; гл. ред. Р.П. Будаков; программист Д.А. Мариенко; Российская академия образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского; спонсор "Прожект хармони. Инк". - Электрон, журн. с библиотекой. - М.: OIMRU, 2000 -. - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.oim.ru. - Загл. с экрана.
55. Кабачевская Е.В. Формирование профессионального интереса юношей кадетского корпуса: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Кемеров. гос. ун-т Кемерово, 2003 18 с.
56. КабушВ.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения. - Минск, 1995. - 35 с.
57. Кадетская перекличка // Периодический журнал объединения кадет Российских кадетских корпусов за рубежом. - Нью-Йорк, 1999. - № 66-67.-352 с.
58. Кадетские корпуса и военные гимназии. - СПб, 1884. - 23 с.
59. Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров России. -М.: ВПА им. В.И.Ленина, 1990. - 195 с.
176
60. КаптеревП.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.:
* Педагогика, 1982. - 704 с.
61. Карагезов К.О. Социально-педагогическое содержание и функции символики в воспитании. - Воронеж, 1979. - 113 с.
62. Караковский В.А. Чтобы воспитание было успешным... - М.: Знание, 1979. - 96 с.