Учет и анализ затрат в транспортных организациях на примере ООО «Татбуртранс»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ЗАТРАТ В 'ТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 6
1.1. Сущность и классификация затрат при оказании транспортных услуг 6
1.2. Нормативное регулирование и особенности учета затрат при оказании транспортных услуг 13
1.3. Методика анализа затрат в транспортных организациях 25
2. УЧЕТ И АНАЛИЗ ЗАТРАТ ПРИ ОКАЗАНИИ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В
ТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ТАТБУРТРАНС» 34
2.1.Организация учета затрат при оказании транспортных услуг 34
2.2. Анализ затрат транспортной организации 45
2.3. Мероприятия по улучшению организации учета и оптимизации затрат в транспортной организации 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ЗАТРАТ В 'ТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 6
1.1. Сущность и классификация затрат при оказании транспортных услуг 6
1.2. Нормативное регулирование и особенности учета затрат при оказании транспортных услуг 13
1.3. Методика анализа затрат в транспортных организациях 25
2. УЧЕТ И АНАЛИЗ ЗАТРАТ ПРИ ОКАЗАНИИ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В
ТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ТАТБУРТРАНС» 34
2.1.Организация учета затрат при оказании транспортных услуг 34
2.2. Анализ затрат транспортной организации 45
2.3. Мероприятия по улучшению организации учета и оптимизации затрат в транспортной организации 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Оказание транспортных услуг является перспективным видом предпринимательской деятельности. В современных экономических условиях и все возрастающей конкуренции на рынке услуг, перед автотранспортными компаниями стоит цель по поиску путей снижения себестоимости затрат, как одной из главных задач, оказывающих влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности. У транспортных организаций относительно специфичная учетная политика и схемы документооборота, так как на сегодняшний день нет единой системы применения приемов и методов учета и калькулирования себестоимости услуг на автотранспортных организациях, что вызвано из-за использования разных отраслевых Методических рекомендаций по формированию себестоимости, различиями в составе затрат, что отражается на уместности и правильности получения информации о себестоимости авто¬транспортных услуг. Проведение экономического анализа затруднено тем, что данные о затратах транспортных организаций, содержащихся в учетно¬аналитических регистрах, не могут быть сопоставимы между собой; тогда как от правильного экономического анализа зависит эффективность принятия управленческих решений. Таким образом, для решения возникающих проблем, необходима разработка комплексной системы по обеспечению автотранспортных организаций единой учетной методикой в целях управления затратами, а для увеличения конкурентоспособности необходима разработка системы методов управленческого учета. Данные обстоятельства определяют актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Внедрение разработанных предложений поможет становлению элементов управленческого учета, а именно системы бюджетирования затрат, позволит повысить оперативность учета, улучшить информационное обеспечение и экономическую обоснованность управления затратами, что способствует достижению практической реализации безубыточной работы автотранспортных предприятий.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по совершенствованию учета и анализа затрат в автотранспортной организации.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих за¬дач:
1. изучить особенности функционирования транспортных предприятий;
2. определить нормативное регулирование транспортных услуг;
3. изучить методику анализа и особенности учета затрат;
4. определить организацию учета затрат при оказании транспортных услуг в ООО «Татбуртранс»;
5. провести анализ затрат транспортной организации ООО «Татбуртранс»;
6. предложить мероприятия по улучшению организации учета и оптимизации затрат в транспортной организации.
Предметом исследования являются теоретические и практические вопросы организации учетно-аналитического обеспечения управления затратами в транспортных предприятиях.
Объектом исследования является фирма ООО «Татбуртранс», оказывающая автотранспортные услуги в сфере нефтяной промышленности.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав. Первая глава содержит теоретическую часть, раскрывающая сущность, классификацию за¬трат, особенности учета, анализа и аудита затрат на автотранспортных организациях. Во второй главе рассматривается методика проведения анализа затрат в ООО «Татбуртранс», специфика учета производственных затрат в данной организации, даны практические рекомендации и разработаны способы по их внедрению с целью совершенствования учета затрат в изучаемой организации, и способы уменьшения затрат на оказание транспортных услуг.
При написании выпускной квалификационной работы источниками информации послужили законодательные акты и нормативные документы, стандарты финансовой отчетности, положения по ведению бухгалтерского учета, периодические издания, работы российских специалистов.
В работе использованы такие методы исследования как наблюдение и сбор фактов, анализ и синтез.
Изучив вопросы теории и практики деятельности автотранспорта, можно отметить, что многим вопросам учета затрат в организациях уделено мало внимания. Большинство транспортных организаций не применяют новые приемы и способы учета того или иного вида затрат, что существенным образом влияет на достоверность показателей рентабельности. Данное обстоятельство говорит о том, что необходимо совершенствовать систему бухгалтерского учета и анализа на автотранспортных организациях на сегодняшний день.
Внедрение разработанных предложений поможет становлению элементов управленческого учета, а именно системы бюджетирования затрат, позволит повысить оперативность учета, улучшить информационное обеспечение и экономическую обоснованность управления затратами, что способствует достижению практической реализации безубыточной работы автотранспортных предприятий.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по совершенствованию учета и анализа затрат в автотранспортной организации.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих за¬дач:
1. изучить особенности функционирования транспортных предприятий;
2. определить нормативное регулирование транспортных услуг;
3. изучить методику анализа и особенности учета затрат;
4. определить организацию учета затрат при оказании транспортных услуг в ООО «Татбуртранс»;
5. провести анализ затрат транспортной организации ООО «Татбуртранс»;
6. предложить мероприятия по улучшению организации учета и оптимизации затрат в транспортной организации.
Предметом исследования являются теоретические и практические вопросы организации учетно-аналитического обеспечения управления затратами в транспортных предприятиях.
Объектом исследования является фирма ООО «Татбуртранс», оказывающая автотранспортные услуги в сфере нефтяной промышленности.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав. Первая глава содержит теоретическую часть, раскрывающая сущность, классификацию за¬трат, особенности учета, анализа и аудита затрат на автотранспортных организациях. Во второй главе рассматривается методика проведения анализа затрат в ООО «Татбуртранс», специфика учета производственных затрат в данной организации, даны практические рекомендации и разработаны способы по их внедрению с целью совершенствования учета затрат в изучаемой организации, и способы уменьшения затрат на оказание транспортных услуг.
При написании выпускной квалификационной работы источниками информации послужили законодательные акты и нормативные документы, стандарты финансовой отчетности, положения по ведению бухгалтерского учета, периодические издания, работы российских специалистов.
В работе использованы такие методы исследования как наблюдение и сбор фактов, анализ и синтез.
Изучив вопросы теории и практики деятельности автотранспорта, можно отметить, что многим вопросам учета затрат в организациях уделено мало внимания. Большинство транспортных организаций не применяют новые приемы и способы учета того или иного вида затрат, что существенным образом влияет на достоверность показателей рентабельности. Данное обстоятельство говорит о том, что необходимо совершенствовать систему бухгалтерского учета и анализа на автотранспортных организациях на сегодняшний день.
В настоящей выпускной квалификационной работе была рассмотрена тема учета и анализа затрат в транспортных организациях на примере ООО «Татбуртранс».
Актуальность данной работы заключается в том, что в современных экономических условиях и все возрастающей конкуренции на рынке услуг, перед автотранспортными компаниями стоит цель по поиску путей снижения себе¬стоимости затрат, как одной из главных задач, оказывающих влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности, разработка комплексной си¬стемы по обеспечению автотранспортных организаций единой учетной методикой в целях управления затратами, разработка системы методов управленческого учета. Данные обстоятельства определяют актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Для реализации поставленной цели в данной работе на примере ООО «Татбуртранс» проделаны следующие работы:
1. изучены особенности функционирования транспортных предприятий;
2. определено нормативное регулирование транспортных услуг;
3. изучена методика анализа и особенности учета затрат;
4. определена организация учета затрат при оказании транспортных услуг;
5. проведен анализ затрат транспортной организации;
6. предложены мероприятия по улучшению организации учета и оптимизации затрат в транспортной организации.
Особенностями функционирования автотранспортных предприятий является то, что на сегодняшний день нет единой системы применения приемов и методов учета и калькулирования себестоимости услуг на автотранспортных организациях, что вызвано из-за использования разных отраслевых Методических рекомендаций по формированию себестоимости.
В себестоимость перевозок (работ, услуг) автомобильного транспорта включаются текущие затраты трудовых и материальных ресурсов, затраты по воспроизводству основных производственных фондов, затраты, связанные с необходимым кадровым обеспечением, включая расходы на управление, обеспечение сохранности имущества, соблюдением необходимых требований по охране окружающей среды, выполнением и обязательств перед банком по предоставленным кредитам, налоги и сборы.
Деятельность автотранспортных организаций регламентируется такими законодательными актами как: Федеральный Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» № 87-ФЗ от 30.06.03г;Инструкция по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта, утв. Минтрансом России 29.08.1995;Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утв. Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153;Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554; главой 41 “Транспортная экспедиция” Гражданского кодекса РФ и другими законодательными актами.
Учет затрат на производство предприятие ведет в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 г.№33н.
Услуги в ООО «Татбуртранс» согласно учетной политике отражаются в бухгалтерском балансе по полной фактической производственной себестоимости. Учет ведется традиционно-калькуляционным методом, при котором исчисляется полная производственная себестоимость услуг на каждую единицу авто¬транспортного средства.
На 2014 - 2015 год убытки организации на 2015г. составляли 23922 тыс.руб. Одной из причин такой ситуации является увеличение себестоимости услуг, которая в 2015 г. составляла 847866,7 тыс.руб., что на 18,4% больше чем в 2013г.
ООО «Татспецтранспорт» предоставляет в аренду ООО «Татбуртранс» основные средства (машины и оборудование), так и предоставляет услуги аутсорсинга (кадров, финансов и бухгалтерского учета).
Вертикальный анализ расходов за 2013 - 2015 г. показал, что основная доля затрат в 2015 году приходится на общехозяйственные расходы (18,5%); топливо - 17,3%, смазочные материалы - 0,9%; расходы на ремонт подвижного состава (16,3%) (хозяйственным способом - 12,5%, подрядным - 3,9%); незначительную долю составляют арендные платежи (9,1%); услуги аутсорсинга (1,8%) и амортизация.
Калькуляция в транспортных предприятиях составляется по типам автомобилей, по видам перевозок и по другим видам деятельности.
В ООО «Татбуртранс» применяется нормативная калькуляция. Все транспортные средства анализируемого предприятия являются арендованными у управляющей компании ООО «Татспецтранспорт». По этой причине в калькуляции нет таких показателей как амортизация, содержание автомобиля.
Для предприятия ООО «Татспецтранспорт» предлагается мероприятие по ликвидации всех ООО в одну УК ООО «Татспецтранспорт», с целью экономии денежных средств в области налогового обложения, которая может достигнуть 168 тыс.руб.
Для выхода из кризиса ООО «Татбуртранс» предложены следующие мероприятия по оптимизации затрат: сокращение персональных надбавок машинистам, сокращение доплат за совмещение профессии, сокращение затрат за счет оптимизации численности после объединения колонн, эксплуатация оборудования печным топливом взамен дизельного, заправка сжиженным газом бензиновой техники и другие мероприятия. В качестве мер по совершенствованию организации учета предложено применение системы «Банк-клиент».
Актуальность данной работы заключается в том, что в современных экономических условиях и все возрастающей конкуренции на рынке услуг, перед автотранспортными компаниями стоит цель по поиску путей снижения себе¬стоимости затрат, как одной из главных задач, оказывающих влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности, разработка комплексной си¬стемы по обеспечению автотранспортных организаций единой учетной методикой в целях управления затратами, разработка системы методов управленческого учета. Данные обстоятельства определяют актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Для реализации поставленной цели в данной работе на примере ООО «Татбуртранс» проделаны следующие работы:
1. изучены особенности функционирования транспортных предприятий;
2. определено нормативное регулирование транспортных услуг;
3. изучена методика анализа и особенности учета затрат;
4. определена организация учета затрат при оказании транспортных услуг;
5. проведен анализ затрат транспортной организации;
6. предложены мероприятия по улучшению организации учета и оптимизации затрат в транспортной организации.
Особенностями функционирования автотранспортных предприятий является то, что на сегодняшний день нет единой системы применения приемов и методов учета и калькулирования себестоимости услуг на автотранспортных организациях, что вызвано из-за использования разных отраслевых Методических рекомендаций по формированию себестоимости.
В себестоимость перевозок (работ, услуг) автомобильного транспорта включаются текущие затраты трудовых и материальных ресурсов, затраты по воспроизводству основных производственных фондов, затраты, связанные с необходимым кадровым обеспечением, включая расходы на управление, обеспечение сохранности имущества, соблюдением необходимых требований по охране окружающей среды, выполнением и обязательств перед банком по предоставленным кредитам, налоги и сборы.
Деятельность автотранспортных организаций регламентируется такими законодательными актами как: Федеральный Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» № 87-ФЗ от 30.06.03г;Инструкция по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта, утв. Минтрансом России 29.08.1995;Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утв. Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153;Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554; главой 41 “Транспортная экспедиция” Гражданского кодекса РФ и другими законодательными актами.
Учет затрат на производство предприятие ведет в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 г.№33н.
Услуги в ООО «Татбуртранс» согласно учетной политике отражаются в бухгалтерском балансе по полной фактической производственной себестоимости. Учет ведется традиционно-калькуляционным методом, при котором исчисляется полная производственная себестоимость услуг на каждую единицу авто¬транспортного средства.
На 2014 - 2015 год убытки организации на 2015г. составляли 23922 тыс.руб. Одной из причин такой ситуации является увеличение себестоимости услуг, которая в 2015 г. составляла 847866,7 тыс.руб., что на 18,4% больше чем в 2013г.
ООО «Татспецтранспорт» предоставляет в аренду ООО «Татбуртранс» основные средства (машины и оборудование), так и предоставляет услуги аутсорсинга (кадров, финансов и бухгалтерского учета).
Вертикальный анализ расходов за 2013 - 2015 г. показал, что основная доля затрат в 2015 году приходится на общехозяйственные расходы (18,5%); топливо - 17,3%, смазочные материалы - 0,9%; расходы на ремонт подвижного состава (16,3%) (хозяйственным способом - 12,5%, подрядным - 3,9%); незначительную долю составляют арендные платежи (9,1%); услуги аутсорсинга (1,8%) и амортизация.
Калькуляция в транспортных предприятиях составляется по типам автомобилей, по видам перевозок и по другим видам деятельности.
В ООО «Татбуртранс» применяется нормативная калькуляция. Все транспортные средства анализируемого предприятия являются арендованными у управляющей компании ООО «Татспецтранспорт». По этой причине в калькуляции нет таких показателей как амортизация, содержание автомобиля.
Для предприятия ООО «Татспецтранспорт» предлагается мероприятие по ликвидации всех ООО в одну УК ООО «Татспецтранспорт», с целью экономии денежных средств в области налогового обложения, которая может достигнуть 168 тыс.руб.
Для выхода из кризиса ООО «Татбуртранс» предложены следующие мероприятия по оптимизации затрат: сокращение персональных надбавок машинистам, сокращение доплат за совмещение профессии, сокращение затрат за счет оптимизации численности после объединения колонн, эксплуатация оборудования печным топливом взамен дизельного, заправка сжиженным газом бензиновой техники и другие мероприятия. В качестве мер по совершенствованию организации учета предложено применение системы «Банк-клиент».



