Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ПО ИСТОРИИ 1995 - 2015 ГГ

Работа №82527

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2016
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
202
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Визуальный образ Великой отечественной войны в российских школьных учебниках по истории России 1995 -2015гг 16
1.1. Визуальный образ Великой отечественной войны в школьных учебниках по истории России для 9 классов 20
1.2. Визуальный образ Великой отечественной войны в школьных учебниках по истории России для 11 классов 36
Глава 2. Школьные учебники. Визуальный образ Великой отечественной войны: теория и практика 44
2.1. Визуальный образ Великой отечественной войны: методология
исследования 44
2.2. Визуальный ряд истории Великой отечественной войны: рекомендации и предложения 54
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 64
Приложения

Актуальность темы исследования. Трудно представить урок истории без наглядности, особенно в современно-оборудованных классах. Несмотря на доступность Интернета в школе, самым распространенным кладом визуальных источников для учителей и учеников на уроке является школьный учебник.
Актуальность темы имеет практическую значимость и определяется в научно-историческом и социальном аспектах.
Во-первых, на фоне современной политической ситуации, руководство страны всё больше заботит содержание школьной истории. Историческое образование становится одним из ключевых направлений в идеологическом обеспечении политики национальной безопасности. Работа над созданием единого школьного учебника по истории, а затем единого историко-культурного стандарта, обуславливает повышенное внимание к изучению и анализу современных школьных учебников, как среди ученых, так и среди общественности.
Во-вторых, в век развития информационных технологий визуальные образы прошлого стали доступнее, а принцип наглядности в преподавании стал популярнее. Современный российский школьный учебник по истории помимо текста содержит «визуальный компонент»: фотографии, рисунки, плакаты, гравюры и другие изображения, а также диаграммы, схемы и таблицы. Разнообразие визуальных источников в учебнике облегчает работу учителя по повышению интереса школьников к теме и ее усвоению.
Несомненно, визуальные источники в учебниках имеют определенное влияние на сознание школьников, вследствие чего, на авторов учебников ложится большая ответственность за текстовое и визуальное содержание учебника.
В- третьих, рассмотрение визуального образа Великой отечественной войны на страницах школьных учебников по истории является не только научно-историческим анализом, но и социально важным исследованием.
Актуальность исследования возрастает в связи с появлением мнений о фальсификации истории Великой отечественной войны и попытке перевернуть историю Победы.
В-четвертых, тема изучения визуальных источников в школьных учебниках недостаточно изучена. Исследования историков содержат либо общий анализ школьных учебников, либо анализ визуальных источников в разных образовательных изданиях и детских журналах. Визуальный образ Великой отечественной войны на страницах школьных учебников по истории не изучен.
В данной работе под визуальным образом Великой отечественной войны понимается образ войны, создаваемый воображением на основе не только зрения, а всех чувств человека через визуальные источники, содержащиеся в учебнике. В основе данного определения положена трактовка доктора философских наук И.А.Герасимовой.
Под визуальными источниками понимаются иллюстрации в учебнике, относящиеся к Великой отечественной войне: фотографии, художественные картины, портреты, плакаты, карты, схемы и графики.
Разнообразие иллюстраций о Великой отечественной войне в учебниках по истории создает подвижное поле культурно-семантических значений и обусловливает проблематику данной работы и ее тему: «Визуальный образ Великой отечественной войны в российских школьных учебниках по истории 1995-2015 гг.».
Научная новизна исследования. Настоящая работа является первой попыткой комплексного подхода к проблеме анализа визуального образа Великой отечественной войны в российских учебниках по истории 1995 - 2015. Выработанный в ее ходе инструментарий может стать основанием для скрупулезного исследования визуальных составляющих российской школьной учебной литературы.
Объектом исследования являются визуальные образы Великой отечественной войны на страницах российских школьных учебников по истории.
Предметом исследования выступает визуальный образ Великой отечественной войны, сконструированный в российских учебниках по истории для 9-х и 11-х классов.
Цель исследования - охарактеризовать визуальный образ Великой отечественной войны в российских школьных учебников по истории.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
1) Проанализировать визуальные источники о Великой отечественной войне в российских школьных учебниках по истории 1995- 2015 гг. для 9 и 11 классов.
2) Охарактеризовать методологию исследования визуального образа Великой отечественной войны в российских школьных учебниках по истории.
3) Разработать рекомендации и предложения по отбору визуальных источников по теме «Великая отечественная война» в школьные учебники для 9 и 11 классов.
Хронологические рамки исследования. Нижняя и верхняя границы исследования строго очерчивают период в двадцать лет с 1995 по 2015 год. Основаниями для выбора этих границ стали следующие особенности анализируемых источников.
Во-первых, последний советский учебник по истории был издан в 1990 году, массовое производство российских школьных учебников по истории начинается в 1995 году.
Во - вторых, 8 июня 2015 года Министерство образования и науки РФ впервые вносит изменения об исключении всех учебников по истории России, включенных в Федеральный перечень учебников на 2013/2014 учебный год.
Историография. В конкретной практике исторических исследований визуальный компонент школьного учебника как источник исследовался крайне редко как в наше, так и в советское время.
В советской историографии школьный учебник рассматривался в контексте исторического образования. Он представлялся не только как транслятор знания, но и как способ освещения истории с позиции марксизма- ленинизма. Отдельно проблему создания и содержания советских учебников по истории изучали Н.Г. Крупская, Н.Г. Дайри и М.В. Нечкина и др. В основном исследователи обращали внимание на проблемы создания новых учебников, а так же объясняли своё видение предназначения школьного учебника в государстве.
Конечно, большее внимание советские ученые уделяли анализу исторического образования. Например, в 30-50-е годы XX века перед историками и педагогами встала проблема формирования исторических знаний у школьников на основе коммунистической идеологии. Этой проблемой занимались В.Н. Вернадский, А.В. Ефимов, В.Г. Карцов и А.В. Луначарский. Позже, тему продолжили Л.П. Бущик и Е.Н. Мединский. В основном, работы ученых носили очерковый характер и показывали целостную картину развития школьного исторического образования в СССР.
Естественно, ни одна из работ советских историков и педагогов не затрагивала тему нашего исследования. Исключение может составить пособие для учителей Д.Н. Никифорова и С.Ф. Скляренко «Наглядность в преподавании истории и обществоведения». Авторы рассмотрели процесс формирования «зрительного образа» учащихся на уроках истории и обществоведения. По их мнению, привлечение наглядности способствует усвоению нового материала и обогащению образного мышления учащихся.
В современной историографии так же есть несколько работ, посвященных исследованию школьного учебника. Например, Л.Е. Руднева рассмотрела эволюцию советских школьных учебников .А.Н. Фукс определил историографическое значение школьного учебника по отечественной истории к. XVII - н. XX века. Школьный учебник как политический феномен представил В.Э. Багдасарян. В.В. Тихонов проанализировал историографический компонент современных школьных учебников. Общие тенденции показывают, что в основном ученые рассматривали текст учебников. К тому же учебники XIX - XX веков содержали не очень много визуальных источников, а в некоторых они полностью отсутствовали.
В к. XX - н. XXI века отмечается тенденция увеличения визуального ряда в учебнике, а так же фокусировка внимания ученых на визуальном компоненте учебника, который раньше скромно назывался иллюстративным материалом. Переключение внимания ученых связано с так называемым «визуальным поворотом», то есть переходом науки к визуальности, пришедшим на смену «лингвистического поворота». Еще с начала XX века основоположник методологии исторической науки в России А.С. Лаппо-Данилевский отмечал влияние книгопечатания, периодической печати, а так же кинематографа, фотографий и радио на превращение истории в факт массового сознания. Однако исторические исследования XX века включали в основном изучение письменных источников.
В 1980-х гг. историки впервые начали активно работать с визуальными источниками. Эта тенденция объясняется переходом исторической науки от изучения макроистории к изучению истории повседневности. Отличительной чертой визуальных технологий является использование «неисторического» сбора информации - методов наблюдения.
Предметом исследований ученых с началом визуального поворота становятся визуальные образы, отражаемые в художественных картинах, фотографиях и кинематографе.
В сборнике статей «Очевидная история. Проблемы визуальной истории России ХХ столетия» затрагивается тема визуальных образов и способов реконструкции с их помощью действительности. Например, И.В. Нарский на основе интерпретации семейной фотографии расширил иконографический анализ Эрвина Панофски, добавляя возможность увидеть «следы менталитета и эмоций людей прошлого, отраженных в способах репрезентации, в мимике и жестах изображенных персон».
В работе российского и советского историка кино Н.М. Зоркой «Визуальные образы войны» на основе анализа советского кинематографа о войне представлена классификация тематического аспекта визуальной картины войны, к которой мы обращались при характеристике частных и общих тем, показанных в иллюстрациях школьных учебников.
Постепенно предметом исследований ученых становятся визуальные образы, отражаемые литературе, в том числе и в школьных учебниках.
Тот факт, что в 2014 году была издана коллективная монография «Визуальные образы прошлого: новые стратегии использования в образовательной и исследовательской практике», доказывает актуальность и современность изучения практического применения визуальности в педагогическом процессе. В данной монографии наиболее значимыми для нас являлись работы авторов учебников по истории Н.Н. Лазуковой и Л.Н. Алексашкиной.
В работе «Некоторые результаты исследований способности учащихся к визуальному восприятию прошлого в процессе обучения истории» Н.Н. Лазукова поднимает проблему восприятия учениками визуальной информации. Главную причину автор видит в том, что предъявляемые в ФГОС требования к развитию способности учащихся находить и считывать информацию из визуальных источников, не находят должной конкретизации в программах умений по курсам истории. Вследствие чего, система работа по их формированию не отражается в учебниках и методических рекомендациях учащимся и учителям, что влияет на педагогический процесс.
Л.Н. Алексашкина в работе «Визуальная информация в школьных учебниках истории: образы прошлого и источник познания» обращает наше внимание на вопросы и задания к иллюстрациям в учебниках. На основе анализа учебников истории, и собственного авторского и методического опыта Л.Н. Алексашкина представляет вариант основных элементов деятельности учащихся при анализе визуальных источников.
Наша тема настолько новая, что она стала предметом исследования новой генерации историков: аспирантов и студентов. Например, аспирант Новосибирского государственного педагогического университета Л.Д. Тузикова рассмотрела визуальные образы прошлого в учебниках по истории России для 11-х классов. В работе «Визуальные образы прошлого в учебной литературе: типология, стратегии историко-познавательной деятельности школьников» Л.Д. Тузикова выявила виды самых популярных иллюстраций. Автор применила метод процентного соотношения и метод табличного отражения аналитических данных. На наш взгляд, эти методы позволяют наглядно представить количественные характеристики иллюстраций в учебниках, поэтому мы применили данные методы в своем исследовании.
Так же стоит отметить работу аспиранта Казанского (Приволжского) федерального университета Р.О. Абиловой «Место фотографии в школьных учебниках по истории России XX века». Автор проанализировала фотографии в учебниках по истории России для 9 класса и распределила их по сферам жизни общества. Р.О. Абилова использовала метод определения географии фотографий, которой мы так же применили в своем исследовании.
В качестве дополнительной литературы мы использовали учебник по методике преподавания истории в школе М.Т. Студеникина, где содержится теоретический и практический материал. А так же научные статьи психологов А.В. Гаряева и Е.А. Макаровой , которые содержат материал о психолого-педагогических особенностях визуального восприятия информации учащихся, который был применен нами при анализе визуального образа и при написании рекомендаций для авторов учебников.
В сферу наших интересов входили работы, в которых исследовались теоретические основы понятия «визуальный образ». Труды зарубежных исследователей Р. Барта, Дж. Бергера и У. Эко, а так же отечественных авторов А. Бергера и А.Н. Сарна содержат методологические основы анализа визуального образа. Таким образом, по примеру авторов были выделены следующие уровни исследований иллюстративного материала в учебнике: технологический, лингвистический, жанровый, психолого-педагогический и исторический. В рамках нашего исследования эти уровни имеют особую значимость, так как иллюстрации в учебниках при таком анализе фигурируют как текст, считываемый учащимися, на основе которого у них структурируется определенная визуальная картина.
Таким образом, школьный учебник всегда являлся предметом исследования в контексте изучения исторического образования. Однако, ученые не затрагивали тему визуального компонента в учебниках. Исключение составляет работа Д.Н. Никифорова и С.Ф. Скляренко, а так же представительниц современной генерации историков - аспиранток Л.Д. Тузиковой и Р.О. Абиловой и авторов учебников по истории Н.Н. Лазуковой и Л.Н. Алексашкиной.
Поэтому можно сделать вывод об отсутствии специального исследования, посвященного комплексному изучению визуального образа великой отечественной войны в российских школьных учебниках 1995 - 2015 гг.
Источниковая база. Источниковой базой исследования является широкий круг документальных и опубликованных источников, которые можно разделить на несколько групп.
Первую группу составят школьные учебники по истории для 9-х и 11-х классов, которые мы рассматриваем как исторический источник. Выбор школьных учебников для дипломной работы обусловлен необходимостью обращения к Федеральным перечням школьных учебников с 2005 по 2015 годы, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего и среднего общего образования.
В 2005- 2015 гг. представлено 23 учебника по истории России для 9-х классов и 24 учебника по истории России 11-х классов. Именно в этих классах первого и второго концентра преподается тема Великой отечественной войны. Стоит учитывать, что некоторые учебники входили в Федеральный перечень несколько раз под другим годом издания, практически не изменив содержания. Поэтому мы проанализировали в общей сложности 21 российский школьный учебник по истории России для 9-х и 11-х классов, 7 из которых были изданы с 1995 по 2005 годы до введения Федерального перечня.
Вторую группу источников составляют делопроизводственные документы и приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральные перечни учебников 2005 - 2015 гг.,36 а так же историко-культурный стандарт37.
В особую группу следует выделить электронную переписку автора дипломной работы с авторами ряда школьных учебников. О.В. Волобуев, В.С.
Измозик и Л.Г. Косулина ответили на вопросы, возникшие у нас во время исследования критериев отбора фотографий для учебных изданий.
Теоретико-методологическая основа. В данной работе применены три группы методов - методы работы с текстом, методы работы с изобразительным материалом, методы исследования соотношения текстов и изображений. Семантико-тематический анализ иллюстраций опирался на исследовательские методы, помогающие зафиксировать и проанализировать когнитивные составляющие визуальных образов Великой отечественной войны. Количественный тематический анализ текстов и иллюстраций помог сравнить характеристики текста и визуальных образов Великой отечественной войны в учебнике. Сопоставительный анализ текстов и иллюстраций помог выявить соотношение и отношение текстового материала в учебнике к визуальным источникам о войне в учебнике.
Теоретическая значимость работы. Теоретическая значимость работы заключается в том, что она вносит вклад в изучение визуального компонента школьных учебников по истории России, а так же визуального образа Великой отечественной войны в российских школьных учебниках 1995 - 2015 гг.
Апробация работы. Результаты проведенного исследования были доложены на Всероссийской научно-практической конференции «Вторая мировая война: итоги и уроки» (г. Казань, 16 апреля 2015), с публикацией работы.
Так же результаты исследования были представлены на Итоговой научно - образовательной конференции студентов Казанского Федерального Университета (г.Казань, 15 апреля 2016), с публикацией работы.
Структура работа обосновывает логику проведенного исследования и состоит в следующем:
В I главе мы выявили и обобщили фактический материал на основе анализа всех визуальных источников о Великой отечественной войне в российских школьных учебниках по истории 1995- 2015 гг. для 9 и 11 классов.
Во II главе на базе фактического материала, в связи с отсутствием методологии исследования визуальной картины войны в учебниках по истории России, мы охарактеризовали визуальный образ войны, применив различные методы анализа визуальности специалистов по истории, искусствоведению, педагогики и психологии.
Так же, в связи с отсутствием критериев отбора иллюстративного материала у авторов учебников, мы разработали свои предложения и рекомендации исходя из концептуальных основ историко-культурного стандарта.
В заключении подводится итоги исследования. В приложении представлены количественные характеристики визуальных источников учебников в процентном соотношении и табличном формате.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Рассмотрев в общей сложности 681 визуальный источник о Великой отечественной войне в 21 российском школьном учебнике по истории России, мы выявили, что самым распространенным видом визуального источника в представленных учебниках является фотография. Процентное соотношение визуальных источников отражено в выводах первой главы (с. 41- 44), а так же представлено в виде диаграммы (см. Приложение 2,11).
В основном в учебниках содержатся черно - белые фото без указания автора военного снимка.
Все художественные картины, в отличие от фотографий, авторизированны.
Как правило, в учебниках дается одна - две общие карты и несколько локальных, где всегда присутствует отображение битвы при Сталинграде и Курская битва.
Таблицы учебников содержат информацию о соотношении сил СССР и Германии на разных этапах Великой отечественной войны.
Советские плакаты иллюстрируют пропагандистскую деятельность советского руководства, а так же настроения по отношению к врагу.
Единственный кадр из кинофильма был представлен в учебнике для 9 класса А.А.Данилова (2011г.), это был кадр из фильма «Два бойца».
На наш взгляд, объёмнее образ войны представлен в учебниках для 9 класса В.С. Измозик (2012г.), Д.Д. Данилова (2012г., изд-е 3-е) и в учебниках для 11 класса О.В.Волобуева (2009г., изд-е 4-е) и А.А. Данилова (2011г., изд-е 5-е).
В этих учебниках для 9 класса представлена в наибольшей степени частная тематика, особенно география войны, через картины, карты и фотографии в тылу и в плену в разных городах СССР и Европы.
В учебниках для 11 класса представлена в наибольшей степени частная тематика, особенно эмоциональные фотографии тематики «Человек и война».
Так же при анализе было выявлено, что количество визуальных источников в учебниках для 11 классов снизилось, однако улучшилось качество за счет скрытой информации, читаемой при глубоком анализе визуального текста и более «серьезных», эмоционально-окрашенных иллюстраций.
В основном же, в школьных учебниках по истории России в первую очередь представлены боевые и военные действия, затем военные и политические руководители, жизнь и труд в тылу, пленные, блокада Ленинграда, последствия войны и освобождённые города Европы.
Менее представлены, но все же присутствуют в учебниках темы культурной жизни в военное время, пропагандистская деятельность советской власти, бытовая жизнь на фронте, повседневность.
Так же, на основе нашего исследования мы можем сказать, что визуальный ряд учебника не только несет функцию иллюстрации учебного материала, но и дополняет информацию, представленную в основном тексте параграфа. То есть, при отсутствии или небольшом упоминании в тексте учебника какой-либо темы, авторы учебника компенсируют это иллюстрацией данной темы.
Стоит отметить, что мы использовали разные методы анализа визуальности и показали интерпретацию представления визуальной картины войны у школьников на шести разных уровнях.
Так же было выявлено, что у авторов и редакторов современных российских школьных учебников отсутствуют критерии отбора иллюстративного материала в учебники по истории России. Поэтому мы разработали свои рекомендации для них.
В основе предложенных критериев отбора иллюстраций в учебник лежат как данные нашего исследования, так и концептуальные основы историко-культурного стандарта. Поэтому хочется надеяться, что представленные методы анализа визуального образа войны и критерии подбора иллюстраций в школьных учебниках по истории России окажутся полезными для авторов и редакторов учебников.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что цель исследования достигнута, а задачи решены.



1. Волобуев О.В. История России. XX - начало XXI века. 9 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / О.В. Волобуев, В.В. Журавлев, А.П.Ненароков,
А.Т. Степанищев. - 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 318с.
2. Волобуев О.В. История России. XX - начало XXI века. 11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / О.В. Волобуев, С.В. Кулешов ; под ред. И.Н.Данилевского. - 4-е изд. Стер. - М. : Мнемозина, 2009. - 335с.
3. Данилов А.А. История России. XX век: Учеб. кн. Для 9 кл.
общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - 5-е изд. — М.: Просвещение, 1999. — 336с.
4. Данилов А.А. История России. XX век: Учеб. кн. Для 9 кл.
общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - 6-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 336с.
5. Данилов А.А. История Росси, XX - начало XXI века : учеб.для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. - 5-е изд., дораб. и доп. - М. : Просвещение, 2008. - 384с.
6. Данилов А.А. История. Россия XX - начале XXI века. 9 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений / А.А. Данилов; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2011. - 224с.
7. Данилов А.А. История России, XX - начало XXI века. 9 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю. Брандт. - М.: Просвещение, 2013. - 383с.
8. Данилов А.А. История России, XX - начало XXI века. 11 класс :
учеб.для общеобразоват. учреждений : профил. и базовый уровни / [
А.О.Чубарьян, А.А.Данилов, Е.И.Пивовар и др. ; под ред. Чубарьяна; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 5-е изд. дораб. и доп. - М.: Просвещение, 2011. - 302с.
9. Данилов Д.Д. История России. XX - начало XXI века. 9 кл. : учеб. Для общеобразоват. учреждений / Д.Д. Данилов, Д.В.Лисейцев, В.А.Клоков,
A. В.Кузнецов, С.С.Кузнецова, Н.С.Павлова, В.А.Рогожкин. - Изд. 3-е, испр. - М.: Баласс, 2012. - 384с.
10. Дмитриенко В.П. История Отечества. XX век. 11 кл.: Учебное пособие для общнобразоват. школ / В.П.Дмитриенко, В.П.Есаков,
B. А.Шестаков. - М. : Дрофа, 1995. - 640с.
11. Дмитриенко В.П. История Отечества. XX век. 11 кл. : Пособие для общеобразоват. учеб.заведений / В.П.Дмитриенко, В.П.Есаков, В.А.Шестаков. - 6 -е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002. - 608с.
12. Загладин Н.В. История России. XX век: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Н.В.Загладин(отв. Редактор), С.Т.Минаков,
C. И.Козленко, Ю.А.Петров. - 9-е изд. - М.:ООО «Русское слово - учебник», 2011. - 328с.
13. Загладин Н.В. История России. XX - начало XXI века: Учебник для
11 класса общеобразовательных учреждений / Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т.Минаков, С.Ю. Петров. - 5-е изд. - М. : ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007. - 480с.
14. Измозик В.С. История России : 9 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений / В.С.Измозик, О.Н.Журавлёва, С.Н.Рудник: под общ.ред. Чл. - корр. РАН Р.Ш. Ганелина. - М.: Вента - Граф, 2012. - 352с.
15. Историко-культурный стандарт. Проект. [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.gimnasiya-evrika.ru/file/56.doc(Проверено: 20.05.2016)
16. Кисилев А.Ф. История России. XX - начало XXI века. 9 кл. : учеб. Для общеобразовательных учреждений / А.Ф. Киселев, В.П.Попов. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 304с.
17. Левандовский А.А. Россия в XX веке: Учеб.для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 365с.
18. Левандовский А. А. История России, ХХ - начало XXI века. 11 класс : учеб . для общеобразоват . учреждений : базовый уровень / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов , С. В. Мироненко ; под ред . С. П. Карпова. - М . : Просвещение, 2013.- 384с .
19. Островский В.П. История России. XX век. 11 кл.: Учеб.дляобщеобразоват. учеб. заведений / В.П. Островский, А.И. Уткин. - М.: Дрофа, 1995. - 512с.
20. Пашков Б.Г. История России.XX век. 9 класс.: Учебн. Для общеобразоват.учеб.заведений.-2-е изд.,дораб. и доп. - М. : Дрофа, 2002. - 416с.
21. Шестаков В.А. История России, XX - начало XX^^. 9 класс : учеб. Для общеобразоват. Учеждений / В.А. Шестаков, М.М. Горинов, Е.Е. Вяземский ; под ред. А.Н. Сахарова; Рос. акад. наук, Рос.акад. образования, изд - во «Просвещение». - 7-е изд., - М.: Просвещение, 2011. - 351с.
22. Шестаков В.А. История России, XX - начало XXI века. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : профил. уровень / В.А. Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова; Рос. акад.наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». - 5-е изд. - М.: просвещение, 2012. - 399с.
1.2. Актовые и делопроизводственные документы
23. Об Образовании: закон Российской Федерации // Сборник
Федеральных конституционных законов и федеральных законов. - М., 2012. - Вып. 18. - С. 45-52.
24. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 93 от 21.10.2004 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2005-2006 учебный год» [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.edu.ru/db-mon/mo/data/d_04/m93.html(Проверено: 20.05.2016)
25. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
№ 253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»[Электронный ресурс] / Режим доступа: минобрнауки.рф/новости/4136/файл/3091/253_31.03.2014^Г (Проверено:
20.05.2016)
26. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №321 от 14 декабря 2006 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2007/2008 учебный год» [Электронный ресурс] / Режим доступа:кйр://гд.ги/2007/01/17/и^еЬшк1-регескеп^ок.к1т1 (Проверено: 20.05.2016)
27. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №379 от 9 декабря 2008 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год» [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://rg.ru/2009/01/30/uchebniki-dok.html(Проверено: 20.05.2016)
28. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №822 от 23 декабря 2009 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год» [Электронный ресурс] / Режим http://rg.ru/2010/02/03/uchebniki-dok.html(Проверено: 20.05.2016)
29. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №2885 от 27 декабря 2011 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год» [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://rg.ru/2012/03/07/uchebniki-dok.html (Проверено: 20.05.2016)
1.3. Источники личного происхождения
30. Письмо В.С. Измозик. 13.01. 16// архив автора.
31. Письмо Л.Г. Косулиной. 23. 01. 16// архив автора.
32. Письмо О.В. Волобуева. 15. 01. 16// архив автора.
2. Литература
33. Абилова Р.О. Место фотографии в школьных учебниках по истории России XX века.// Школьный учебник истории: концептуальные и научно-методические проблемы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Е.И.Устюжанина и 80- летию со дня рождения К.Р. Синициной / составители и ответственные редакторы Г.П.Мягков и О.В.Синицын. - Казань: Изд-во «Отечество», 2013. - С.57 - 62.
34. Алексашкина Л.Н. Визуальная информация в школьных учебниках
истории: образы прошлого и источник познания // Визуальные образы прошлого: новые стратегии использования в образовательной и
исследовательской практике: коллективная монография/ под ред. В.А. Зверева, О.М. Хлытиной; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: Изд - во НГПУ, 2014 - C.17 - 27
35. Багдасарян В.Э., Абдулаев Э.Н., Клычников В.М., Ларионов А.Э., Морозов А.Ю., Орлов И.Б., Строганова С.М. Школьный учебник истории и государственная политика. М.: Научный эксперт, 2009. — 376с.
36. Барт Р. Риторика образа // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989. - С.297 - 321.
37. Бергер А. Видеть - значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. М., 2005. - 138с.
38. Бергер Дж. Искусство видеть. М.: Клаудберри, 2012. - 287с.
39. Визуальные образы прошлого: новые стратегии использования в образовательной и исследовательской практике: коллективная монография/ под ред. В.А. Зверева, О.М. Хлытиной; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: Изд - во НГПУ, 2014 - 180с.
40. Гаряев А.В. Психолого-педагогические особенности визуального восприятия информации и их учет при создании учебных презентаций/ А.В. Гаряев. Т.П. Гаряева//Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2008. - №4. -С.106-113.
41. Герасимова И.А. Визуальный образ (Междисциплинарные исследования)[Текст]/ Рос. акад.наук, Ин-т философии; Отв.ред. И.А.Герасимова. - М.: ИФРАН, 2008. - С.4-9.
42. Зоркая Н.М. Визуальные образы войны // Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. М.: НЛО, 2005.С. 739 - 740.
43. История России: ХХ век. Мультимедиа - учебник [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.history.ru/content/view/12/33(Проверено: 20.05.2016)
44. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб.пособие / И.Н.Данилевский, В.В.Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф.Румянцева. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. - 702с.
45. Ковальченко И.Д. Источниковедение истории СССР: Учебное пособие / Под ред. И. Д. Ковальченко. М.,1981. - 267с.
46. Лазукова Н.Н. Некоторые результаты исследований способности
учащихся к визуальному восприятию прошлого в процессе обучения истории // Визуальные образы прошлого: новые стратегии использования в
образовательной и исследовательской практике: коллективная монография/ под ред. В.А. Зверева, О.М. Хлытиной; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: Изд - во НГПУ, 2014 - C.10 - 16.
47. Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства: Пер. с англ. С.П. Евтушенко /Общ.ред. и послесл. В.П. Шестакова. — М.: Республика, 2000. — 287с.
48. Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории.— М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. — 472с.
49. Нарский И.В. Проблемы и возможности исторической интерпретации семейной фотографии (на примере детской фотографии 1966 г. из г. Горького) Оче-видная история. Проблемы визуальной истории России XX столетия. Челябинск, 2008. - С.61.
50. Макарова Е. А. Визуализация как средство формирования психологического комфорта при обучении // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2008. № 10 (17): в 2-х ч. Ч. II. C. 115-119.
51. Пушкарёв Л. Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории / Отв. ред. акад. Л. В. Черепнин; Институт историиСССР АН СССР. — М.: Наука, 1975. — 282с.
52. Рубцов Н. К истории формирования метода Э. Панофского // Искусство и действительность. Методологические проблемы эстетического анализа. — М., 1979. —С. 136—145.
53. Руднева Л.Е. Эволюция школьного учебника по истории в 40-80-е годы XX века: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. - М., 2000. - 21с.
54. Сарна А.Я. Образ и медиум: основные принципы и методы анализа визуальных текстов СМИ // Теория и методы исследований социальной коммуникации: сб. науч. тр. Вып. 2 / Под ред. О.В. Терещенко. - Минск: БГУ, 2009. - С.119 - 132.
55. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.- М.: Владос, 2000. — 240с.
56. Тузикова, Л.Д. Визуальные образы прошлого в учебной литературе: типология, стратегии историко-познавательной деятельности школьников/ Л.Д. Тузикова//Сибирский педагогический журнал.-2013.-№1.С.120 - 124.
57. Тихонов В.В. Историографический компонент в современных
школьных учебниках по отечественной истории.// История и историки в пространстве национальной и мировой
культуры XVIII-XXI веков : сборник статей / под ред. Н. Н. Алеврас, Н. В. Гришиной, Ю. В. Красновой. - Челябинск : Энциклопедия, 2011. - C.189 - 194.
58. Фукс А.Н. Школьные учебники по отечественной истории как
историографический феномен (конец XVII в. - 1930-е гг.) : Автореферат
диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. - М.,2011. - 23с.
59. Фукс А.Н. Школьные учебники по отечественной истории как историографический феномен (конец XVII в. - 1930-е гг.) : дис. ... док.ист. наук: 07.00.09. / Александр Николаевич Фукс; Моск. пед.гос.ун-т.- М.,2011. - 192с.
60. Фукс, А.Н. Проблема интерпретации истории Отечества в школьных учебниках/ А.Н. Фукс // Вестник МГОУ. -2006. - №1. С. 125-129.
61. Шевырев А.П. История в школе: образ Отечества в новых учебниках//Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. М.,1996 и др.
62. Шмидт С. О. О классификации исторических источников // Вспомогательные исторические дисциплины. - Вып. 16. - Л., 1985. - С. 3-24.
63. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998. - 324с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ