Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие тимуровского движения в СССР в годы Великой Отечественной войны

Работа №35183

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы95
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
729
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО А.П.ГАЙДАРА КАК ИДЕЙНАЯ ОСНОВА ТИМУРОВСКОГО ДВИЖЕНИЯ 17
1.1. История создания повести “Тимур и его команда” 17
1.2. Развитие идей тимуровцев в произведениях А. Гайдара “Комендант
снежной крепости” и “Клятва Тимура” 27
1.3. Экранизация произведений А.П.Гайдара в СССР в 1940 - 1976 гг. 32
1.4. Образ идеального советского ребенка как элемент идеологической
системы в предвоенном СССР 46
ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАНИЕ ТИМУРОВСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 54
2.1. Формирование новых типов молодежных организаций 55
2.2. Основные направления деятельности тимуровских команд в Советском
Союзе в предвоенные годы: численность и занятия 60
2.3. Популяризация тимуровского движения на страницах детского журнала
“Пионер” 66
2.4. Особенности тимуровского движения в ТАССР в годы войны 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ

С конца XIX века культура детства, облик которого активно менялся в
ходе модернизации страны, все больше стала привлекать к себе внимание
российского общества. Понимание того, что будущее зависит от численности
детей, от условий их социализации, привело к распространению представлений
о детях как особой привилегированной группе в сфере государственных и
социальных интересов.
С начала XX века в Российской империи стали образовываться
молодежные и детские организации. Первые коллективы объединялись по
религиозному принципу, поэтому количество участников было большим. Так в
1909 году в Петербурге христианский союз молодых людей под названием
Маяк насчитывал 1615 членов.1 Ученические волнения 1905-1906 годов
вынудили официальные власти пойти навстречу требованиям учащихся
средних учебных заведений и разрешить деятельность культурнопросветительных учреждений. В ноябре 1906 года в России было
зарегистрировано московское общество «Сетлемент».2 Это был первый в
России детский клуб, в составе которого действовали мастерская, детский сад,
школа, небольшая обсерватория. Опыт работы московского «Сетлемента» и
детских объединений Петрограда получили распространение по всей России и
заложили основу культурно-просветительной и спортивно-оздоровительной
работы с детьми, подростками и молодежью. Это была система клубов по
интересам на основе самоуправления с организацией летней оздоровительной
работы за городом. Дети были предоставлены сами себе, но им было
предложено ухаживать за огородом, варить пищу, убирать свои комнаты. Этим
клубам прочили широкое распространение. Однако общество «Сетлемент»
1
Молодежь и инновационное развитие России: Сборник научных статей. М., 2011. С.34.
2
Там же.3
было закрыто полицией в декабре 1908 года «за пропаганду социализма среди
детей».
Популярное в России в начале ХХ века не политическое направление -
скаутское движение - выделялось своей организованностью и массовостью.
Скауты пришли в Россию из Великобритании. Главной целью движения
являлась подготовка подрастающего поколения к служению Отечеству.
Однако в дореволюционный период в Российской империи существовала
негласная установка на подавление социальной и политической активности
почти всех категорий молодых людей в любых ее формах. Правительство
признавала политический характер молодежных организаций и стремилась
сократить исходящую от них угрозу царскому режиму и со временем старалась
обратить ряд из них себе на пользу.
С приходом большевиков к власти в 1917 году, политика по отношению к
молодежи и детским организациям изменилась. Социальные плакаты
Советского Союза 1920-х гг. пестрели лозунгами: ―Дети - наше будущее‖.
Стали образовываться общественно-полезные молодежные и детские
организации, уничтожались дореволюционные молодежные образования.
Главную роль в разгроме дореволюционных молодежных объединений сыграл
созданный в 1918 году Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ).
В 1924-м он был переименован в Российский ленинский коммунистический
союз молодежи (РЛКСМ), а в 1926 году – во Всесоюзный ленинский
коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ).3
Под крылом ВЛКСМ в 1922 году было создано подшефное движение –
Всесоюзная пионерская организация. Ее появление произошло на фоне борьбы
со скаутизмом. Существовала необходимость создать собственную,
коммунистическую организацию для работы с детьми. При этом идеологи
пионерии позаимствовали ряд скаутских элементов: галстук и рубашку.
Главной целью движения было воспитание детей в советском духе,
подрастающему поколению прививались коммунистические идеалы,
3
Лебединский В. В. Подвиг юных. Пионерия в годы Великой Отечественной войны. М., 1975. С.12.4
патриотизм, трудолюбие, коллективизм. Пионеры участвовали во всех
значимых для страны событиях.
Советская власть уделяла большое внимание детям, рассматривая их как
будущих строителей социализма и коммунизма. Дети являлись эффективным
инструментом для становления советской идентичности и самосознания. В
молодежных и детских общественно-полезных организациях советская власть
уделяла должное внимание структуре, системе управления и самоуправления
пионеров. Пионер должен был быть идеальным гражданином Советского
Союза.
В правильности воспитания и организации пионерских команд советская
власть не сомневалась: они находились под контролем и выполняли важные
государственные задачи. Однако после выхода фильма ―Тимур и его команда‖ в
1940 году, а позже одноименной повести, в стране зародилось стихийное,
самостоятельное детское движение тимуровцев.
Художественные образы и герои в произведениях, фильмах,
стихотворениях и песнях советская власть использовала в качестве
инструмента воздействия на общество, особенно на детей. Детский писатель
Аркадий Петрович Гайдар, автор цикла произведений о мальчике Тимуре и его
команде, создал образ героя-пионера для советских детей.
Молодой демобилизованный командир Аркадий Голиков решает
подготовить новых бойцов Красной Армии из молодых ребят, с помощью пера
и листка бумаги. А.Гайдар говорил: «Пусть потом когда-нибудь люди думают,
что вот жили люди, которые из хитрости назывались детскими писателями. На
самом деле они готовили краснозвездную крепкую гвардию»4. Особенностью
Гайдара как писателя была прочная связь понятий ―боец‖ и ―писатель‖. Они
соединялись в единое целое в его сознании. ―Я люблю остро отточенную
4
Аркадий Гайдар: Жизнь и творчество: Иллюстрации, документы, дневники, воспоминания, письма, портреты.
М., 1991. С. 92.5
шашку, выкованную из гибкой стали и чеканной строчки‖,5 - признавался он в
начале писательского пути.
Своими книгами писатель помогал растить в ребятах чувство любви к
своей Родине, ответственность, отвагу, но при этом не забывал о ―шалостях‖
детства, предлагая в книгах разные модели поведения героев. Он хорошо знал и
понимал своего читателя. “Я пишу главным образом для юношества, -
заканчивал он свою автобиографию. Лучший мой читатель - подросток 10-15
лет. Этого читателя я люблю, и мне кажется, что я понимаю его, потому что
сравнительно не так давно таким же подростком был я сам.‖6 Он чувствовал
себя ―своим‖ среди ребят. Не случайно писатель Илья Эренбург назвал его
―великаном с детской душой‖.7 Он обладал редкой способностью занять их
рассказом, беседой или игрой, в которой сам же принимал участие.
А.Гайдар хорошо помнил свои чувства, когда сбежал подростком на
фронт, он знал, о чем думают мальчишки и что им нужно в период
предвоенного времени. А самое главное – знал, что им нужно предложить.
Придумав игру, которая стала настоящей революцией в советском понимании
образа ребенка, писатель научил советскую детскую литературу доверять детям
и воспринимать их, как прогрессивно движущую силу. Доказательством своей
веры в разумность и помощь детей в любых делах, стала повесть ―Тимур и его
команда‖. Автор не только верно угадал одно из коренных свойств в натуре
ребенка, воспитанного на революционно-боевых традициях старшего
поколения, - тягу к участию в жизни взрослых, желание помочь им своими
делами, - но и указал конкретные формы реализации этих порывов.
После распада Советского Союза и смены власти, молодежная политика
стала одним из ключевых направлений деятельности новой власти.
Необходимость создать и воспитать новых граждан уже другой страны -
Российской Федерации, повлекла за собой развитие самостоятельных
молодежных, подростковых и детских организаций. Одним из популярных
5
Там же. С. 93.
6
Камов Б. Н. Гайдар. М., 1971. С.24.
7
Эренбург И. Г. Война. 1941–1945. М., 2004. С.314.6
направлений деятельности стало волонтерство. В России активно создаются
волонтерские проекты разного характера и направления: в сфере медицины,
спорта, творчества. Тимуровское движение стало прообразом добровольческой
деятельности современной России. Обращаясь к опыту Советского Союза,
волонтерские отряды, проекты могут заимствовать важные и необходимые
элементы в структуре управления, деятельности организации. Далеко не все
аспекты развития тимуровского движения изучены. Поэтому выбранная тема
для исследования сейчас актуальна. Изучение истоков возникновения идей
добровольческого труда и помощи является важным этапом в дальнейшем
развитии и распространении современных волонтерских проектов.
Число советских граждан, детство которых прошло в условиях войны,
насчитывает несколько миллионов. Война стала одним из самых значительных
потрясений в жизни целого поколения. Различные стороны жизни советских
детей в годы войны не раз находили отражение в историографии, однако
военное детство, форма организации детского досуга как комплексная научная
проблема до сих пор не стала предметом специального анализа.
Работ, раскрывающих различные формы помощи детей фронту -
популяризирующих тимуровское движение, в советской историографии мало.
Советские авторы подчеркивали, что дети-пионеры, дети-тимуровцы
стремились во всем помогать взрослым в борьбе с противником. В книгах:
Г.Д.Наджафова ―Смелые не умирают‖,8 В.В.Лебединского ―Подвиг юных.
Пионерия в годы Великой Отечественной войны‖,9 авторы подчеркивают
детский героизм и патриотизм на фронте и в тылу. Однако авторы не
указывают и не выделяют тимуровские команды как особенное, обособленное
движение в рамках детских и молодежных организаций.
Изучение военного детства, детской самоорганизации в советской
историографии находились под сильным влиянием идеологии. Основной
детской организацией в СССР была Всесоюзная пионерская. И все работы
8
Наджафов Г. Д. Смелые не умирают. М., 1968. 141с.
9
Лебединский В. В. Подвиг юных. Пионерия в годы Великой Отечественной войны. М., 1975. 372с.7
советских исследователей по вопросу детских и молодежных организаций и
движений были посвящены пионерии. В трудах В.И.Николаева ―Пионерская
организация в годы Великой Отечественной войны‖10 и В.В.Лебединского
―Подвиг юных. Пионерия в годы Великой Отечественной войны‖
подчеркивалось, что деятельность пионерии была направлена на воспитание
детей в духе преданности идеям коммунистической партии и советскому
государству. Однако историк из Чувашии С.П.Ухъянкин в период советской
власти подробно изучал феномен тимуровского движения, выделяя его в
самостоятельную область исследования.
Работы С.П.Ухъянкина ―Пионеры-тимуровцы‖,11 ―Красные звезды
Тимура‖12 и С.А.Фурина ―Юным тимуровцам‖13 интересны и особенны тем, что
являются единственными полноценными трудами, написанные в советский
период о тимуровских командах. В трудах С.П.Ухъянкина и С.А. Фурина
подробно описаны организация, структура управления, численность и
деятельность тимуровцев в военный период.
После распада СССР стало больше внимания уделяться истории развития
молодежных и детских организаций. В 1990-е – 2000-х гг. вышли новые
работы, подробно рассказывающие о развитии тимуровского движения в СССР
в годы войны. Основой для их написания, помимо источников личного
происхождения, послужили документы высших и центральных комсомольских
органов, региональных комсомольских организаций и Всесоюзной пионерской
организации имени В. И. Ленина, часть которых рассекречена в последние
годы.
Работы профессора В.А.Кудинова представляют важные данные об
истории развития тимуровского движения в годы войны. В диссертации
―Общественные движения и организации детей и молодежи в России в ХХ
10
Николаев В. И. Пионерская организация в годы Великой Отечественной войны. М.,1973. 51с.
11
Ухъянкин С. П. Пионеры-тимуровцы. М., 1961. 45с.
12
Ухъянкин, С. П., Красные звезды Тимура. Чебоксары. 1989. 91с.
13
Фурин С. А. Юным тимуровцам. М., 1975.109 с.8
веке‖,14 написанной в 1994г., историк впервые указывает общее число
участников тимуровского движения в годы войны. В 2000г. в монографии
В.А.Кудинова и В.Е.Черных ―Опыт возрождения: История скаутских
организаций России (80–90 гг. ХХ века)‖,15 исследователь описывает
направления деятельности пионерской организации, выделяя тимуровское
движение как отдельный вид работ пионеров.
Статья публициста Д.Быкова ―СССР - страна, которую придумал
Гайдар‖16, опубликованная в 2015г. интересна для исследования, так как
отношение Д.Быкова к тимуровским командам и к движению негативное.
Автор статьи не считает тимуровское движение благородным занятием, он
причисляет его к детским глупостям и шалостям. Писателя А.Гайдара Д.Быков
также называет глупцом.
Работа историка А.Н.Балакирева ―Тимуровцы: маленькие волонтеры
великой войны‖17, опубликованная в 2015г. в вестнике Бурятского
государственного университета, это полное изучение тимуровского движения в
годы Великой Отечественной войны в СССР. Автор первый из современных
исследователей публикует точные цифры и количество участников
тимуровского движения в СССР. В статье обосновывается актуальность
изучения тимуровского движения для современной волонтерской организации
в России, а также проанализированы направления деятельности тимуровских
команд.
Не менее важной публикацией является труд А.Идиятуллиной ―Влияние
советского добровольческого труда на формирование современного
волонтерского движения в России‖18, написанный в 2016 году. Автор статьи
приводит уникальные данные: цитаты и письма семей фронтовиков, которым
14
Кудинов В. А. Общественные организации детей и молодежи в России в XX в.: дис... д-ра ист. наук.
Кострома, 1994. 166 с.
15
Кудинов В. А., Черных В. Е. Опыт возрождения: История скаутских организаций России (80–90 гг. ХХ века):
монография. М., 2000. 292 с.
16
Быков Д. Л. СССР - страна, которую придумал Гайдар. М., 2015. 38 с.
17
Балакирев А. Н. Тимуровцы: маленькие волонтеры великой войны. Бурятия. 2015.С.16-23.
18
Идиятулина А. М. Влияние советского добровольческого труда на формирование современного
волонтерского движения в России. Екатеринбург. 2016. С.121-265.9
помогали тимуровские команды. Мнения, оценка деятельности тимуровского
движения, приводимые в статье являются важными данными для исследования.
В последние годы помимо изучения развития тимуровского движения в
целом, их численности и деятельности, исследователи стали уделять большое
внимание образу Тимура: его характеру, личным качествам и влиянию его
образа на советских детей. В педагогическом научном обществе все чаще стали
появляться статьи об образе Тимура Гараева как об идеальном герои для
советских детей. Одна из популярных работ, определяющая главного героя
Тимура и его команду, как примерную форму организации детского досуга,
является статья Т.А.Кругловой ―Социально-педагогическое содержание
"Тимура и его команды" и система А. Макаренко‖19, опубликованная в 2013
году. Статья исследователя О.С.Октябрьской ―Подросток-лидер в дилогии А.П.
Гайдара о Тимуре‖20, напечатанная в 2014 году, раскрывает образ Тимура в
различных ситуациях, как идеального героя для советской детской части
общества.
Современные научные работы об истории развития тимуровских команд
СССР периода Великой Отечественной войны включают в себя факты и о
региональных тимуровских командах. Авторы, занимавшиеся исследованием
развития тимуровских команд в стране, начинали свое изучение с местных для
исследователей команд. Так, в статье А.Н.Балакирева ―Тимуровцы: маленькие
волонтеры великой войны‖ описаны темпы развития тимуровских команд
Бурятии. Составитель сборника документов о детском движении в Тамбовском
крае (1914-1945гг.) А.А.Слезин21 описывает особенности развития
тимуровского движения в своем родном крае.
В рамках данной работы будут изучены темпы и история развития
тимуровских команд Татарской АССР. Историографический материал по
19
Круглова Т. А. Социально-педагогическое содержание "Тимура и его команды" и система А. Макаренко. М.,
2013. С.100-113.
20
Октябрьская О.С. Подросток-лидер в дилогии А.П. Гайдара о Тимуре. М., 2014. С.164-168.
21
Детское движение в тамбовском крае (1914 - 1945 гг.): сборник документов. Тамбов, 2017. 526 с.10
изучению развития детских и молодежных организаций республики
небольшой.
Результаты исследования детских и молодежных организаций Татарской
Республики советского периода представлены в работе 1960г., составителя
Ш.Р.Агеева ―Юность Татарстана: очерки истории комсомола Татарии‖.22 В
книге собрана документация собраний, совещаний пионерских, комсомольских
и тимуровских команд.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Молодежные движения исторически играют важную роль в становлении
нового общества. Участие в детских и подростковых организациях является
важным элементом социализации ребенка. Власть, изменяя условия жизни,
образ мысли, воспитывает другое - новое поколение. Молодежные группы и
команды влияют на активизацию общественно-политического участия
подрастающего поколения. Для детей становится важно быть частью
общественно-полезной организации, особенно в критических ситуациях таких
как война.
Советским детям 1940-х годов было необходимо обрести тревожащее их
чувство стать частью общего дела, чувство быть полезными. Писатель Аркадий
Петрович Гайдар сумел найти такую форму детского досуга, которая подарила
детям новую самоорганизацию, самозанятость и наделила их ответственностью.
Весь творческий путь А.П.Гайдара был связан с детьми: их изучением,
воспитанием и обучением тех навыков, которые писатель приобрел в течение
своей жизни. А.Гайдар стремился передать подрастающему поколению те
качества, которые получил на Гражданской войне. Найдя свое предназначение
в качестве детского писателя, А.Гайдар решил стать наставником, командиром
для своего полка читателей.
А.Гайдар все время писал, в сущности, одну повесть - правдивую,
захватывающую и поучительную повесть о жизни советских детей в первые
послеоктябрьские десятилетия. Эта повесть рассказывает о драматических
событиях, происходивших ―в дни поражений и побед‖, показывает настоящую
―школу‖ мужества и большевистской верности, прослеживает, как ―на графских
развалинах‖ прошлого строилась новая жизнь и вырастали новые люди.
Предостерегает от того, чтобы никакие злые серые мыши не разбивали
―голубой чашки‖, не омрачали жизнь советских людей, призывает накануне81
войны строить ―снежные крепости‖ и следовать примеру ―Тимура и его
команды‖.
Анализ произведений из цикла о Тимуре выявил, что работы А.Гайдара
были творческим порывом писателя, но при условиях государственного заказа.
Образ главного героя и идейного вдохновителя Тимура Гараева в каждой
киноповести зависел от обстоятельств в стране. Персонажи произведений росли
и изменялись вместе со своими читателями. А.Гайдар дарил своим героям
новые качества, исходя из времени, в котором они жили. Однако несмотря на то
что ―Комендант снежной крепости‖ и ―Клятва Тимура‖ были результатами
государственного заказа, идея произведения принадлежала писателю. Личные
особенности А.Гайдара, его наблюдательность привели к созданию массового
движения тимуровцев, впоследствии ставшего под контролем государства.
Изучив историю создания повести ―Тимур и его команда‖, можно сделать
вывод, что идея добровольной помощи семьям фронтовиков, заложенная в
произведении, не обрела бы такой популярности и массовости без ее
экранизации. Визуальное представление образов главных героев, их манера
общения, поведения, внешний вид - показали советским детям наглядный
пример важных и добрых дел. Особенностью не только детского, но и всего
человеческого, восприятия материала является то, что визуальные источники
информации понимаются лучше, чем текстовые сведения. Советские дети,
увидев кинокартины, полюбили главных героев и стали им во всем подражать.
Впоследствии деятельность каждой тимуровской команды во дворах улиц
вылилась в массовое движение по всей стране.
Ознакомившись с характеристиками главных героев повестей, с их
экранным воплощением можно сделать вывод о результатах развития
тимуровского движения. После публикации и экранизации первой части из
цикла о Тимуре и его команде, тимуровские команды создавались стихийно. В
каждом дворе, на каждой улице была своя команда помощников-тимуровцев,
которая работала тайно. Идея тимуровских команд советской властью была не
принята. Закрытость, тайность тимуровских организаций воспринимались как82
шпионаж. А.Гайдар посмел популяризировать детские тайные организации в то
время, когда в СССР вполне легально существовали пионерия и Комсомол.
Однако первоначально созданные стихийные тимуровские команды не несли
политической опасности. В них отсутствовала четкая организации и структура
управления. Но с ростом масштаба их распространения изменилось и
отношение государства к тимуровскому движению.
Таким образом, после слияния пионерии и тимуровского движения в
1942г., изменился масштаб деятельности тимуровцев: под контролем власти
были организованы слеты по всей стране, тимуровцы стали помогать в сборе
средств на сооружение заводов для изготовления оружий для фронта. Но после
окончания Великой Отечественной войны движение начало угасать. Быть
может, причиной стало то, что тимуровцы не испытывали особого желания
«вливаться» в ряды пионерской организации. Они теряли свободу выбора.
Возрождение движения началось только при хрущевской «оттепели». Таким
образом, советская власть, стремившаяся подчинить тимуровское движение,
погубило его дальнейшее развитие.
Стихийные команды тимуровцев начала 1940-х гг. к середине
десятилетия преобразовались в массовую организацию, контролируемую
властью, с четкой структурой управления и деятельности. Помощь в быту
семьям фронтовиков, в государственных учреждениях, в распространении духа
патриотизма - стали делом, которое подарило детям веру в себя, в свою
необходимость обществу. Простые, но одновременно тяжелые занятия
тимуровцев внесли свой вклад в общую победу. Письма с фронта от солдат со
словами благодарности тимуровцам за помощь, заботу об их семьях, помощь в
организации сбора средств для строительства танков, заводов и других
необходимых для войны орудий - все это было простым, механическим, но
важным делом в условиях войны. Тимуровцы стали теми, кто сумел сохранить
спокойствие в тылу, не дать распространиться панике и безделью не в среде
детей, не в среде взрослых: пожилых и женщин.83
В ряды тимуровцев вступали не только дети, подростки, среди них были и
женщины, старики, не способные участвовать в боевых действиях. Но помогая,
и они сумели внести свой вклад в победу. Таким образом, тимуровское
движение стало объединяющим, добрым явлением, в составе которого были
все, кто, находясь в тылу, хотел помочь своей стране победить в войне.
Воспитатель А.Гайдар стал примером для тысячи советских детей. Герой
Тимур и его команда обучили ребят самым важным качествам человеческой
личности. В структуре работы тимуровских команд царили дисциплина,
взаимовыручка, доброта, отвага и самое главное - любовь к людям и своей
Родине. Опыт деятельности, образ мысли, работы советских тимуровцев
военного и послевоенного времени является ценностью для современного
развития направлений молодежных и детских организаций. Тимуровские
команды стали прообразом современных волонтерских отрядов. Переняв опыт,
полезные, важные привычки и элементы в структуре организации тимуровских
команд, отстранив неактуальные звенья, современное волонтерское
добровольческое движение становится одним из быстроразвивающихся,
доступных и интересных направлений в молодежной политике современной
России. Существуют волонтеры специального назначения такие как волонтеры
Победы, которые продолжают деятельность тимуровцев и помогают ветеранам
войны и сейчас. Тимуровцы стали основателями, учителями волонтерских
проектов.
Цикл произведений о Тимуре и его команде сыграли важную роль не
только для советских и постсоветских детей, для развития советского и
современного молодежного движения, но и для автора Аркадия Гайдара.
Спустя долгое время поисков своего стиля, творческого направления, А.Гайдар
сумел создать произведение, которое стало его творческой визитной картой.
История о приключении Тимура и его команды включали в себя черты
биографии писателя. Главные герои олицетворяются с его детьми, в каждого
персонажа писатель вложил часть себя.


Аркадий Гайдар: Жизнь и творчество: Иллюстрации, документы,
дневники, воспоминания, письма, портреты / сост. Н.И. Рыбаков. – М.:
Просвещение, 1991. – 208 с.
1.1.2. Гайдар А.П. Тимур и его команда / А.П.Гайдар – М.: Детская литература,
1940. – 112 с.
1.1.3. Гайдар А.П. Комендант снежной крепости / А.П.Гайдар – М.: Детская
литература, 1941. – 34 с.
1.1.4. Гайдар А.П. Клятва Тимура Киносценарий: Для среднего и старшего
возраста / А.П.Гайдар – М.: Детская литература, 1941. – 24 с.
1.1.5. Гайдар А.П. Аркадий Гайдар. Собрание сочинений в 4 томах / А.П.Гайдар
– М.: Детская литература, 1972. – 1880 с.
1.1.6. Разумный А.Е. У истоков... Воспоминания кинорежиссера / А.Е.
Разумный – М.: Искусство, 1975. – 144 с.
1.2.Периодическая печать
1.2.1. Ежемесячный детский журнал Пионер ЦК ВЛКСМ и Центр. Совета
Всесоюзной пионерской организации им. В.И Ленина. – М.: Правда, с 1940 по
1947 гг.
1.2.2. Еженедельная всесоюзная детская газета Пионерская правда. – М.:
Правда, с 1940 по 1947 гг.
1.3. Архивные документы
Государственный архив Республики Татарстан (ГА РТ):
1.3.1. Ф. 4034. Татарский Республиканский комитет Всесоюзного
Ленинского коммунистического союза молодѐжи г.Казань.
Оп.2486
1. Д. 27. Материалы отработках пионерских дружин и общественно - полезной
деятельности пионеров республики. 28 л.
2. Д.381. Протокол 1 слѐта тимуровский команд г. Казани. Справки о работе
детских домов и школьниках (1943- 9 апреля 1944гг.). 12 л.
Оп. 42
1. Д. 1515. Материалы проведения 1 республиканского слѐта тимуровцев. Июль
1979 год. 53 л.
1.4. Аудиовизуальные источники
1.4.1. Тимур и его команда, [Кинофильм] / реж. Александр Разумный; в ролях:
Ливий Щипачѐв, Екатерина Деревщикова. Союздетфильм, 1940.
https://www.youtube.com/watch?v=km79CrMf7iI
1.4.2. Тимур и его команда, [Кинофильм] / реж. Александр Бланк, Сергей
Линков; в ролях: Антон Табаков, Инга Третьякова, Вячеслав Баранов. Одесская
киностудия, 1976.https://www.youtube.com/watch?v=7xT3QvQcG3I
1.4.3. Клятва Тимура, [Кинофильм] / реж. Лев Кулешов, Александра Хохлова: в
ролях Ливий Щипачѐв, Екатерина Деревщикова. Объединѐнная Сталинабадская
и Союздетфильм, 1942.
https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/3020/online/
1.4.4. Тимур и его команда. Документальный фильм, Тайны кино. Москва
Медиа, 2018. https://www.m24.ru/shows2/77/192427
2. ЛИТЕРАТУРА
2.1. Научная литература
2.1.1. Балакирев А.Н. Тимуровцы: маленькие волонтеры великой войны /
А.Н.Балакирев – Бурятия: Вестник Бурятского государственного университета.
2015. - № 7. С.16-23.
2.1.2. Белянкова Н. М. Идеи А. П. Гайдара в современном волонтерском
движении / Н.М. Белянкова — М.: ООО "Школьная пресса", 2016. — № 9-10.
— С.24-82.87
2.1.3. Богатырева Н. Ю. Мифы о Гайдаре / Н.Ю.Богатырева — М.: Моск.
рабочий, 2011. — 67 с.
2.1.4. Быков Д.Л. СССР - страна, которую придумал Гайдар / Д.Л. Быков — М.:
Лекторий "Прямая Речь", 2015. — 38 с.
2.1.5. Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество. История,
современность, взгляд в будущее / А.Г. Вишневский — М.: Финансы и
статистика, 1982. — 287 с.
2.1.6. Гольдин А.М. Невыдуманная жизнь: Из биогр. А. Гайдара / А.М.Гольдин
— М.: Дет. лит., 1979. — 191 с.
2.1.7. Громов Е.В. Лев Владимирович Кулешов / Е.В. Громов — М.: Искусство,
1984. — 322 с.
2.1.8. Давыдов А.В. Молодежные организации и движения в России: история и
современность / А.В. Давыдов — М.: [б. и.], 2014. — 16 с.
2.1.9. Детское движение в тамбовском крае (1914 - 1945 гг.): сборник
документов / сост. А.А. Слезин — Тамбов: Грамота, 2017. — 526 с.
2.1.10. Емельянов Б.А. Рассказы об А. П. Гайдаре / Б.А.Емельянов — М.:
Детгиз, 1953. — 48 с.
2.1.11. Емельянов Б. А. Аркадий Гайдар. Биографический очерк /
Б.А.Емельянов – Л.: Лениздат, 1952. — 113 с.
2.1.12. Золотухина А.В. Личность и коллектив в русской детской литературе
предвоенного времени / А.В.Золотухина // Вестник Российского университета
дружбы народов. – М.: Серия: Литературоведение, журналистика. – 2016. –
№3. – С.41-47.
2.1.13. Идиятулина А.М. Влияние советского добровольческого труда на
формирование современного волонтерского движения в России / А.М.
Идиятулина — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. — С.121-265.
2.1.14. Иванова Н.Л. Пионерская организация как достижение СССР в
воспитании молодежи / Н.Л. Иванова – М.: Республика, 2013. – 180 с.
2.1.15. Камов Б.Н. Аркадий Гайдар. Мишень для газетных киллеров:
[спецрасследование] / Б.Н. Камов – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 540 с.88
2.1.16. Камов Б.Н. Гайдар / Б.Н. Камов – М.: Молодая гвардия, 1971. – 104 с.
2.1.17. Камов Б. Н. Аркадий Гайдар без мифов / Б. Н Камов. – М.: Недра, 2017.
– 476 с.
2.1.18. Келли К. Товарищ Павлик: Взлет и падение советского мальчика-героя /
К.Келли – М.: Новое литературное обозрение, 2009. – 312 с.
2.1.19. Коваль А.Д. Юность мужала в боях / А.Д. Коваль – М.: Воен. изд-во,
1966. – 415 с.
2.1.20. Коковин Е.С. Как создавалась «Школа» / Е. Коковин – М.: Моск.
рабочий, 1964. – 134 с.
2.1.21. Кринко Е.Ф. Детство военных лет (1941-1945 гг.): проблемы и
перспективы изучения / Е.Ф.Кринко – Майкоп: Адыгейский государственный
университет, 2006. – С. 23-31.
2.1.22. Круглова Т.А. Социально-педагогическое содержание "Тимура и его
команды" и система А. Макаренко / Т.А. Круглова // Детские чтения, 2013. Т. 3.
№ 1. – С.100-113.
2.1.23. Кудинов В.А. Опыт возрождения: История скаутских организаций
России (80–90 гг. ХХ века): монография / В.А. Кудинов, В.Е. Черных. – М.:
Изд-во «И.П.», 2000. — 292 с.
2.1.24. Лебединский В.В. Подвиг юных. Пионерия в годы Великой
Отечественной войны / В.В.Лебединский – М.: Воен. изд-во, 1975. – 372с.
2.1.25. Ленчук Е.Б. К 100-летию со дня рождения Аркадия Гайдара / Е.Б.Ленчук
– М.: Моск. рабочий, 2004. — 88 с.
2.1.26. Молодежь и инновационное развитие России: Сборник научных статей
на основе материалов научных конференций. / сост. Б.А. Ручкин – М.:
Московский гуманитарный университет, 2011. — С.134-165.
2.1.27. Мухинова Н.А., Рябинина А.А. Тимуровское движение в Татарстане в
годы Великой Отечественной войны / Н.А.Мухинова, А.А.Рябинина
Гуманитарные науки в XXI веке. – Казань: научный Интернет-журнал, 2018. –
№10. — С.49-57.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ