ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА РОССИИ И КИТАЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические основы социально-экономического партнерства России и Китая 7
1.1. Геополитические и социально-экономические основы и факторы
сближения и сотрудничества Китая и России 7
1.2. Китай: социальные проблемы реформирования и значимость
стратегического партнерства с Россией 17
1.3 Россия: социально-экономические реформы и необходимость их корректировок в свете опыта Китая 22
ГЛАВА 2. Россия — Китай: особенности и содержание социально-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества на современном этапе 33
2.1 Специфика и содержание российско-китайского социально-экономического сотрудничества в XXI веке 33
2.2 Научно-техническое сотрудничество между Китаем и Россией и
подготовка кадров 43
2.3 Российско-китайское гуманитарное сотрудничество 52
ГЛАВА З. Межрегиональное приграничное сотрудничество России и Китая в сфере трудовых ресурсов 62
3.1. Реформирование районов Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая: социально-экономические последствия 62
3.2. Пути и формы сотрудничества в сфере трудовых ресурсов в приграничных районах Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. Теоретические основы социально-экономического партнерства России и Китая 7
1.1. Геополитические и социально-экономические основы и факторы
сближения и сотрудничества Китая и России 7
1.2. Китай: социальные проблемы реформирования и значимость
стратегического партнерства с Россией 17
1.3 Россия: социально-экономические реформы и необходимость их корректировок в свете опыта Китая 22
ГЛАВА 2. Россия — Китай: особенности и содержание социально-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества на современном этапе 33
2.1 Специфика и содержание российско-китайского социально-экономического сотрудничества в XXI веке 33
2.2 Научно-техническое сотрудничество между Китаем и Россией и
подготовка кадров 43
2.3 Российско-китайское гуманитарное сотрудничество 52
ГЛАВА З. Межрегиональное приграничное сотрудничество России и Китая в сфере трудовых ресурсов 62
3.1. Реформирование районов Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая: социально-экономические последствия 62
3.2. Пути и формы сотрудничества в сфере трудовых ресурсов в приграничных районах Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. В конце ХХ начале XXI века Китай стал мощной экономической державой, обладающей мощным потенциалом развития. В последние годы КНР сумела эффективно использовать представившиеся ему возможности и значительно продвинуться вперёд в социально -экономическом, культурном и научно -техническом развитии. Развитие экономики характеризовалось устойчивым ростом, составившим около 10% в год (2014). Жизнь населения страны в целом достигла среднего прожиточного минимума.
В 2005 году Китай завершает 10-ую пятилетку и запускает десятилетнюю, двадцатилетнюю и шестидесятилетнюю программы развития, которые вместе составляют китайский проект: приобретения статуса «великой глобальной державы первого порядка», который, по словам Дэн Сяопина, «целиком отвечает древней истории, чести и достоинству ханьской нации».
В решении этой задачи Китай, опираясь прежде всего на свои собственные внутренние силы, ищет партнеров для сотрудничества на взаимовыгодной основе. Социально-экономическое взаимодействие с России и Китая является одним из необходимых условий успешной реализации китайского проекта с одной стороны и возрождения России, как великого могучего и процветающего государства, с другой. Во взаимоотношениях Китая и России целесообразно руководствоваться принципом - «тройной пользы», а именно: развитие производительных сил общества, рост совокупной мощи государства, повышение жизненного уровня населения.
Стратегическое партнерство России и Китая отвечает жизненно важным интересам народов как Китая, так и России. Поэтому научная разработка направлений, путей и форм социального, культурного, экономического сотрудничества (партнерства) народов России и Китая имеет не только теоретический, но и непосредственно практическо -политический интерес и значение. Этим обусловлена и актуальность темы исследования.
Степень разработанности темы. Проблема сотрудничества Китая и России находится в центре широкого общественного внимания. Над её осмыслением и решением работают многие китайские (Юй Бинь, Сунь Вань Ху,Сунь Тонин, Ли Фань, Ма Бейли, Чжэн Да, Лю Минея, Цзюн Хао, Цзин Юэцзин и др.) и российские исследователи ( Островский А., Алексеев М., Романов Н., Гивоварова Э., Ларин В., Дудченко Г., Мотрич Е., Бергер Я., Ишаев В., Наумов И., Балакин В., Тарасов А., Гельбрас В., Рязанцев И., Халиков М.). В трудах китайских и российских ученых дан анализ экономических, политических, идеологических и духовно -нравственных аспектов реформирования Китая и России. Ими выявлены закономерности и тенденции преобразований, проанализированы позитивные и негативные последствия проводимых реформ. Однако многие аспекты сложных и противоречивых процессов трансформации социально -экономических преобразований и взаимовыгодного сотрудничества ещё не получили научной разработки и осмысления. Это прежде всего относится к социологическому анализу проблем социально -экономического сотрудничества Китая и России.
Настоящее исследование вносит свой посильный вклад в осмысление направлений, социальных факторов, путей перспектив и форм взаимодействия и сотрудничества двух великих стран и их народов.
Целью исследования является изучение проблем и возможностей экономического и стратегического сотрудничества Китая и России и выработка путей и форм совершенствования взаимовыгодного сотрудничества на примере партнёрства приграничных районов Китая и России.
Цель исследования обусловила постановку следующих конкретных задач:
—выявить объективные и субъективные основы, социально - экономические факторы сближения Китая и России;
—оценить значимость стратегического партнерства Китая и России;
—показать необходимость существенной корректировки социально - экономических реформ в России в свете опыта реформирования Китая;
—дать анализ и обосновать формы совершенствования научно - технического сотрудничества наших стран и в связи с этим процесса подготовки кадров;
—рассмотреть особенности, пути и формы приграничного сотрудничества Дальнего Востока России и Северо -Восточных районов Китая, в том числе и в сфере трудовых ресурсов.
Основные результаты, полученные при выполнении работы и их научная новизна, заключаются в следующем:
—выявлены социально-экономические основы и геополитические факторы сближения Китая и России;
—обоснована необходимость и дана оценка стратегического партнерства наших стран;
—выявлены позитивные и негативные социально-экономические последствия реформ Китая;
—обоснована возможность корректировки социально -экономического курса России в свете китайского опыта реформирования;
—обоснованы пути и формы повышения эффективности сотрудничества в сфере трудовых ресурсов Северо -Востока Китая и Дальнего Востока России;
—определены основные направления и перспективы стратегического партнерства России и Китая в сфере приграничного и межрегионального сотрудничества.
Объектом исследования являются процессы социально -экономического сотрудничества Китая и России на современном этапе.
Предмет исследования — особенности социально -экономического сотрудничества приграничных районов Дальнего Востока России и Северо - Востока Китая в современных условиях.
Теоретико -методической основой служит системный, диалектический и конкретно-исторический подход к исследуемым проблемам. При подготовке работы автор опирался на разработки зарубежных, китайских и российских учёных в области социологии труда, экономической социологии, в области развития региональных и международных социальных, экономических и политических отношений, придерживаясь принципов причинно-следственных связей. Автор изучил труды руководителей КПК и правительства, материалы съездов и пленумов ЦК КПК, «Послания» президента Путина В.В., ряд документов российского правительства.
Решение поставленных задач потребовало использования разно - образных общенаучных и частных, в том числе социологических, методов исследования: сравнительно -географического, факторного, типологического анализа, наблюдения, корреляции и других.
Эмпирической основой исследования послужили законодательно-нормативные документы Российской Федерации и Китайской Народной Республики, статистические сборники России и Китая, а также результаты прикладных социологических исследований, проведенных учеными социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, Института социологии РАН, социологических Центров и информация, размещенная в Internet.
Практическая значимость работы определяется тем, что системное исследование проблем социально-экономического сотрудничества представляется собой не только теоретический, но и практический интерес для Китая, России, а также для других стран, вставших на путь реформ. Анализ китайского опыта реформирования общества, учёт позитивных достижений и ошибок, допущенных в ходе социально -экономических преобразований, может принести пользу также в деле разработки стратегии развития различных регионов России
Информационно-справочная база. В работе использован большой массив статистических материалов китайских и российских официальных изданий, отчеты по реализации социально -экономической реформы правительства Китая и России, материалы Съездов и Пленумов ЦК КПК, материалы справочных международных изданий, материалы научно - теоретических и научно -практических конференций, «круглых столов», специализированные журналы, книги, пособия, данные социологических исследований, материалы периодической печати Китая, России и других стран.
Первая глава представленной работы посвящена теоретическим аспектам выбранной темы исследования. В ней рассматриваются экономические и социальные основы партнёрства Российской Федерации и Китайской Народной Республики, факторы сближения наших стран и необходимость взаимного сотрудничества.
Вторая глава работы посвящена аналитической части исследования на примерах социально -экономической, научно -технической и гуманитарной средах наших стран.
Третья глава работы состоит из выявления последствий взаимного сотрудничества и решений в виде реформирования и нахождения оптимальных путей и форм взаимовыгодного сотрудничества Китая и России.
Работа включает 89 страниц, не включая заключение, 3 таблицы и список литературы включает 77 источников.
В 2005 году Китай завершает 10-ую пятилетку и запускает десятилетнюю, двадцатилетнюю и шестидесятилетнюю программы развития, которые вместе составляют китайский проект: приобретения статуса «великой глобальной державы первого порядка», который, по словам Дэн Сяопина, «целиком отвечает древней истории, чести и достоинству ханьской нации».
В решении этой задачи Китай, опираясь прежде всего на свои собственные внутренние силы, ищет партнеров для сотрудничества на взаимовыгодной основе. Социально-экономическое взаимодействие с России и Китая является одним из необходимых условий успешной реализации китайского проекта с одной стороны и возрождения России, как великого могучего и процветающего государства, с другой. Во взаимоотношениях Китая и России целесообразно руководствоваться принципом - «тройной пользы», а именно: развитие производительных сил общества, рост совокупной мощи государства, повышение жизненного уровня населения.
Стратегическое партнерство России и Китая отвечает жизненно важным интересам народов как Китая, так и России. Поэтому научная разработка направлений, путей и форм социального, культурного, экономического сотрудничества (партнерства) народов России и Китая имеет не только теоретический, но и непосредственно практическо -политический интерес и значение. Этим обусловлена и актуальность темы исследования.
Степень разработанности темы. Проблема сотрудничества Китая и России находится в центре широкого общественного внимания. Над её осмыслением и решением работают многие китайские (Юй Бинь, Сунь Вань Ху,Сунь Тонин, Ли Фань, Ма Бейли, Чжэн Да, Лю Минея, Цзюн Хао, Цзин Юэцзин и др.) и российские исследователи ( Островский А., Алексеев М., Романов Н., Гивоварова Э., Ларин В., Дудченко Г., Мотрич Е., Бергер Я., Ишаев В., Наумов И., Балакин В., Тарасов А., Гельбрас В., Рязанцев И., Халиков М.). В трудах китайских и российских ученых дан анализ экономических, политических, идеологических и духовно -нравственных аспектов реформирования Китая и России. Ими выявлены закономерности и тенденции преобразований, проанализированы позитивные и негативные последствия проводимых реформ. Однако многие аспекты сложных и противоречивых процессов трансформации социально -экономических преобразований и взаимовыгодного сотрудничества ещё не получили научной разработки и осмысления. Это прежде всего относится к социологическому анализу проблем социально -экономического сотрудничества Китая и России.
Настоящее исследование вносит свой посильный вклад в осмысление направлений, социальных факторов, путей перспектив и форм взаимодействия и сотрудничества двух великих стран и их народов.
Целью исследования является изучение проблем и возможностей экономического и стратегического сотрудничества Китая и России и выработка путей и форм совершенствования взаимовыгодного сотрудничества на примере партнёрства приграничных районов Китая и России.
Цель исследования обусловила постановку следующих конкретных задач:
—выявить объективные и субъективные основы, социально - экономические факторы сближения Китая и России;
—оценить значимость стратегического партнерства Китая и России;
—показать необходимость существенной корректировки социально - экономических реформ в России в свете опыта реформирования Китая;
—дать анализ и обосновать формы совершенствования научно - технического сотрудничества наших стран и в связи с этим процесса подготовки кадров;
—рассмотреть особенности, пути и формы приграничного сотрудничества Дальнего Востока России и Северо -Восточных районов Китая, в том числе и в сфере трудовых ресурсов.
Основные результаты, полученные при выполнении работы и их научная новизна, заключаются в следующем:
—выявлены социально-экономические основы и геополитические факторы сближения Китая и России;
—обоснована необходимость и дана оценка стратегического партнерства наших стран;
—выявлены позитивные и негативные социально-экономические последствия реформ Китая;
—обоснована возможность корректировки социально -экономического курса России в свете китайского опыта реформирования;
—обоснованы пути и формы повышения эффективности сотрудничества в сфере трудовых ресурсов Северо -Востока Китая и Дальнего Востока России;
—определены основные направления и перспективы стратегического партнерства России и Китая в сфере приграничного и межрегионального сотрудничества.
Объектом исследования являются процессы социально -экономического сотрудничества Китая и России на современном этапе.
Предмет исследования — особенности социально -экономического сотрудничества приграничных районов Дальнего Востока России и Северо - Востока Китая в современных условиях.
Теоретико -методической основой служит системный, диалектический и конкретно-исторический подход к исследуемым проблемам. При подготовке работы автор опирался на разработки зарубежных, китайских и российских учёных в области социологии труда, экономической социологии, в области развития региональных и международных социальных, экономических и политических отношений, придерживаясь принципов причинно-следственных связей. Автор изучил труды руководителей КПК и правительства, материалы съездов и пленумов ЦК КПК, «Послания» президента Путина В.В., ряд документов российского правительства.
Решение поставленных задач потребовало использования разно - образных общенаучных и частных, в том числе социологических, методов исследования: сравнительно -географического, факторного, типологического анализа, наблюдения, корреляции и других.
Эмпирической основой исследования послужили законодательно-нормативные документы Российской Федерации и Китайской Народной Республики, статистические сборники России и Китая, а также результаты прикладных социологических исследований, проведенных учеными социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, Института социологии РАН, социологических Центров и информация, размещенная в Internet.
Практическая значимость работы определяется тем, что системное исследование проблем социально-экономического сотрудничества представляется собой не только теоретический, но и практический интерес для Китая, России, а также для других стран, вставших на путь реформ. Анализ китайского опыта реформирования общества, учёт позитивных достижений и ошибок, допущенных в ходе социально -экономических преобразований, может принести пользу также в деле разработки стратегии развития различных регионов России
Информационно-справочная база. В работе использован большой массив статистических материалов китайских и российских официальных изданий, отчеты по реализации социально -экономической реформы правительства Китая и России, материалы Съездов и Пленумов ЦК КПК, материалы справочных международных изданий, материалы научно - теоретических и научно -практических конференций, «круглых столов», специализированные журналы, книги, пособия, данные социологических исследований, материалы периодической печати Китая, России и других стран.
Первая глава представленной работы посвящена теоретическим аспектам выбранной темы исследования. В ней рассматриваются экономические и социальные основы партнёрства Российской Федерации и Китайской Народной Республики, факторы сближения наших стран и необходимость взаимного сотрудничества.
Вторая глава работы посвящена аналитической части исследования на примерах социально -экономической, научно -технической и гуманитарной средах наших стран.
Третья глава работы состоит из выявления последствий взаимного сотрудничества и решений в виде реформирования и нахождения оптимальных путей и форм взаимовыгодного сотрудничества Китая и России.
Работа включает 89 страниц, не включая заключение, 3 таблицы и список литературы включает 77 источников.
За четыре с лишним десятилетия со времени провозглашения Китайской Народной Республики российско-китайские экономические отношения прошли в своем развитии несколько этапов подъемов и спадов: 1948-1960 гг. - период нормализации и наивысшего уровня сотрудничества; 1960-1970 гг. - период охлаждения сотрудничества и общее ухудшение торгово-экономических отношений, начало 80-х годов и 90-е годы характеризовалось очередным этапом подъема вплоть до 1996 г, затем в связи с финансовыми кризисами 1997 г. В Азии и 1998 г. В России в 1996-1999 гг. Опять спад и начиная с 2000 по настоящее время наблюдается положительная динамика.
Проведенный анализ показал, что российско-китайские торгово-экономические отношения в период 1980-2015 гг. Развивались неравномерно, а темпы ее роста не соответствовали потенциальным возможностям двух стран. В 90-е годы значительно увеличилась роль местной и приграничной торговли в системе взаимных экономических отношений.
В начале XXI века России и Китаю удалось найти новую модель двусторонних отношений, предусматривающую взаимное уважение и учет интересов друг друга. Сотрудничества были закреплены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем, подписанном 16 июля 2001 года на высшем уровне.
Товарооборот между Россией и Китаем на протяжение 80-х годов постоянно возрастал. Основу экспорта России в Китай составляли машины и оборудование, Россия получала из Китая товары народного потребления и сырье.
Для Дальнего Востока Китай является основным торговым партнером, который обеспечивает население товарами повседневного спроса. Китай экспортирует в основном ресурсы, поставки продукции машиностроения носят эпизодический характер, в основном это военные поставки.
Ускорение темпов роста российского экспорта в Китай было достигнуто, прежде всего, за счет резкого увеличения физических объемов поставок сырой нефти. Поддержанию высокой динамики прироста экспорта способствовала также благоприятная ценовая конъюнктура, сложившаяся для большинства российских сырьевых и промышленных товаров, в том числе нефти и нефтепродуктов, химических товаров, цветных металлов, удобрений, железных руд и т.д., что в некоторых случаях позволяло наращивать стоимостные объемы экспорта даже при сокращении физического объема поставок. Вместе с тем на фоне продолжавшегося спада продаж в Китай машинно-технической продукции структура экспорта во все большей степени приобретала монокультурный характер.
В сфере торгово-экономического сотрудничества стали развивается другие формы сотрудничества в том числе инвестиционное, совместное предпринимательство и др.
К настоящему времени в России зарегистрировано 736 проектов с участием китайского капитала, общий объем инвестиций превысил 1 млрд. долларов. Наряду с этим инвестиции России в Китае превысили 700 млн долларов. Российские компании в 2006 году вложили в китайскую экономику около $230 миллионов. Количество инвестиционных проектов достигло 126, сообщил замминистра. По статистическим данным Таможенной службы КНР товарооборот между Китаем и Россией сохранял тенденцию роста. По прогнозным оценкам товарооборот между Россией и Китаем к 2015 г. достигнет 60 млрд.долл. США.
С декабря 2001 г. Китай являлся членом Всемирной торговой организации(ВТО). Действительно, среднегодовые темпы прироста валового внутреннего продукта (ВВП) КНР в 2001-2010 гг. составили 8,9%, в 2011 г. этот прирост увеличился даже до 10,2%, в 2012 г.—10,7%. Рост внешней торговли Китая составил в 2011 г. 21,8%, в 2012 - 37,1%, в 2013 г. - 35,7 %. Годовые объемы фактически освоенных ПИИ возросли с 2,7 млрд. долл. в 2011г. до 2,85 млрд. - в 2012 и 3,6 млрд. долл. в 2014 г.
Отношения между двумя странами должны строиться на прочном фундаменте и сохранять долговременную жизненную силу. Им необходимо стратегическое управление для обеспечения всестороннего сотрудничества. Отношения не должны меняться в зависимости от обстановки и подвергаться временным конъюнктурным поворотам. Сторонам не стоит руководствоваться сиюминутной выгодой, а исходить из долгосрочных и взаимовыгодных интересов безопасности и развития России и КНР.
Москва и Пекин углубляют сотрудничество и на международной арене. Президент РФ В.В. Путин и председатель КНР Си Цзиньпин выдвинули идею объединения сил России и Китая для совместного противостояния внешним рискам и вызовам. Двум государствам следует повысить взаимную стратегическую поддержку, защищать международную стабильность и собственную безопасность. Стороны также должны общими усилиями поддерживать международный порядок, сложившийся после Второй мировой войны.
Россия и Китай должны вместе способствовать многополярности и балансу политических и экономических сил, делая политический и экономический порядок более рациональным и справедливым и отстаивая право голоса и суверенитета в международных делах как больших, так и малых государств. Особое внимание следует уделять развитию старых и новых глобальных и региональных международных механизмов - БРИКС, ШОС, «Большой двадцатки» и др.
В рамках доверительного партнерства следует с выдержкой и пониманием относиться к отдельным чувствительным вопросам их внутренней и внешней политики. Для Китая это Тайвань, Южно -Китайское и Восточно-Китайское моря, Тибет; для России - Украина и Крым, распространение православия в КНР и др.
Россия и Китай должны уделять особое внимание глобальному и региональному сотрудничеству. Необходимо сделать новые шаги в освоении Восточной Сибири и Дальнего Востока, заложить политические, экономические и правовые основы, создать эффективную модель трансграничного сотрудничества, удовлетворяющую обе стороны.
Оценивая итоги мониторинга 2013-2014 гг., проведенного в рамках данного совместного проекта по всему спектру двусторонних отношений, следует выделить два блока тенденций.
Во-первых, это ключевые позитивные (взаимовыгодные) процессы.
Во-вторых, отдельные негативные явления, связанные с недопониманием или частичным несовпадением позиций.
Эксперты России и Китая считают, что первый, позитивный ряд доминирует над вторым, предопределяя основное русло российско-китайских отношений. А это дает основания говорить о полном сохранении на перспективу системного и взаимовыгодного характера стратегического партнерства России и КНР.
Связка «Москва-Пекин» в глобальном и региональном плане становится основой создания «неамериканского мира», что особенно важно для России в условиях растущей конфронтации с США и попыток ее изоляции. Торгово-экономические отношения в 2013 г. (89,8 млрд долл.) - первой половине 2014 г. пока, к сожалению, отстают от высокого политического формата. Задача достижения объемов товарооборота в 100 млрд долл. к 2015 г. может быть решена, скорее всего, традиционными путями - увеличением российского (сырьевого) экспорта и ростом китайского (машинно -технического) импорта. При этом структура двустороннего товарооборота в основном сохранится.
Локомотивом роста экономического сотрудничества в 2014 г. стала энергетическая (углеводородная) кооперация, которая вышла на новый качественный уровень: создается глобальный российско-китайский
углеводородный альянс с активным участием китайских компаний в освоении газовых и нефтяных месторождений Сибири, создании совместных предприятий (в России и КНР), инфраструктуры в сибирско-дальневосточных регионах, в целом в развитии ТЭК России.
Региональное сотрудничество России и КНР в Евразии все активнее перемещается в сферу совместного продвижения трех крупных проектов по развитию ШОС, «Экономического пояса Великого шелкового пути» (Китай) и Евразийского экономического союза (Россия). Стороны констатируют, что появляются возможности для стратегического сближения этих мегапроектов в Евразии - зоны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), пространств ШОС и «Экономического пояса Великого шелкового пути» (ЭПВШП).
В более широком плане нашим странам следует рассмотреть проблемы региональной экономической интеграции, это естественное требование всестороннего взаимодействия. Отказ от этой идеи будет препятствовать повышению уровня торгово-экономического сотрудничества. Стороны могут обсуждать на экспертном уровне взаимовыгодные модели, а также создание зон свободной торговли, в том числе между Китаем и Евразийским экономическим союзом.
Очевидно, что значительные и неиспользованные пока ресурсы и возможности есть в гуманитарной сфере, включая образование, культурные обмены, туризм и пр. Для России важны подготовка и запуск комплексного проекта по освоению китайского гуманитарного пространства.
Таким образом, стратегическим центром российско-китайских отношений должно стать международно-политическое, энергетическое и экономическое сотрудничество, являющееся долгосрочным, взаимовыгодным и всесторонним. Основное внимание в этом сотрудничестве следует уделить крупным системным проектам. Мегапроекты должны не только служить фундаментом отношений, но и отражать реальную взаимную выгоду и общую судьбу двух цивилизаций, народов и государств. Это придаст отношениям России и Китая новые жизненные силы.
Проведенный анализ показал, что российско-китайские торгово-экономические отношения в период 1980-2015 гг. Развивались неравномерно, а темпы ее роста не соответствовали потенциальным возможностям двух стран. В 90-е годы значительно увеличилась роль местной и приграничной торговли в системе взаимных экономических отношений.
В начале XXI века России и Китаю удалось найти новую модель двусторонних отношений, предусматривающую взаимное уважение и учет интересов друг друга. Сотрудничества были закреплены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем, подписанном 16 июля 2001 года на высшем уровне.
Товарооборот между Россией и Китаем на протяжение 80-х годов постоянно возрастал. Основу экспорта России в Китай составляли машины и оборудование, Россия получала из Китая товары народного потребления и сырье.
Для Дальнего Востока Китай является основным торговым партнером, который обеспечивает население товарами повседневного спроса. Китай экспортирует в основном ресурсы, поставки продукции машиностроения носят эпизодический характер, в основном это военные поставки.
Ускорение темпов роста российского экспорта в Китай было достигнуто, прежде всего, за счет резкого увеличения физических объемов поставок сырой нефти. Поддержанию высокой динамики прироста экспорта способствовала также благоприятная ценовая конъюнктура, сложившаяся для большинства российских сырьевых и промышленных товаров, в том числе нефти и нефтепродуктов, химических товаров, цветных металлов, удобрений, железных руд и т.д., что в некоторых случаях позволяло наращивать стоимостные объемы экспорта даже при сокращении физического объема поставок. Вместе с тем на фоне продолжавшегося спада продаж в Китай машинно-технической продукции структура экспорта во все большей степени приобретала монокультурный характер.
В сфере торгово-экономического сотрудничества стали развивается другие формы сотрудничества в том числе инвестиционное, совместное предпринимательство и др.
К настоящему времени в России зарегистрировано 736 проектов с участием китайского капитала, общий объем инвестиций превысил 1 млрд. долларов. Наряду с этим инвестиции России в Китае превысили 700 млн долларов. Российские компании в 2006 году вложили в китайскую экономику около $230 миллионов. Количество инвестиционных проектов достигло 126, сообщил замминистра. По статистическим данным Таможенной службы КНР товарооборот между Китаем и Россией сохранял тенденцию роста. По прогнозным оценкам товарооборот между Россией и Китаем к 2015 г. достигнет 60 млрд.долл. США.
С декабря 2001 г. Китай являлся членом Всемирной торговой организации(ВТО). Действительно, среднегодовые темпы прироста валового внутреннего продукта (ВВП) КНР в 2001-2010 гг. составили 8,9%, в 2011 г. этот прирост увеличился даже до 10,2%, в 2012 г.—10,7%. Рост внешней торговли Китая составил в 2011 г. 21,8%, в 2012 - 37,1%, в 2013 г. - 35,7 %. Годовые объемы фактически освоенных ПИИ возросли с 2,7 млрд. долл. в 2011г. до 2,85 млрд. - в 2012 и 3,6 млрд. долл. в 2014 г.
Отношения между двумя странами должны строиться на прочном фундаменте и сохранять долговременную жизненную силу. Им необходимо стратегическое управление для обеспечения всестороннего сотрудничества. Отношения не должны меняться в зависимости от обстановки и подвергаться временным конъюнктурным поворотам. Сторонам не стоит руководствоваться сиюминутной выгодой, а исходить из долгосрочных и взаимовыгодных интересов безопасности и развития России и КНР.
Москва и Пекин углубляют сотрудничество и на международной арене. Президент РФ В.В. Путин и председатель КНР Си Цзиньпин выдвинули идею объединения сил России и Китая для совместного противостояния внешним рискам и вызовам. Двум государствам следует повысить взаимную стратегическую поддержку, защищать международную стабильность и собственную безопасность. Стороны также должны общими усилиями поддерживать международный порядок, сложившийся после Второй мировой войны.
Россия и Китай должны вместе способствовать многополярности и балансу политических и экономических сил, делая политический и экономический порядок более рациональным и справедливым и отстаивая право голоса и суверенитета в международных делах как больших, так и малых государств. Особое внимание следует уделять развитию старых и новых глобальных и региональных международных механизмов - БРИКС, ШОС, «Большой двадцатки» и др.
В рамках доверительного партнерства следует с выдержкой и пониманием относиться к отдельным чувствительным вопросам их внутренней и внешней политики. Для Китая это Тайвань, Южно -Китайское и Восточно-Китайское моря, Тибет; для России - Украина и Крым, распространение православия в КНР и др.
Россия и Китай должны уделять особое внимание глобальному и региональному сотрудничеству. Необходимо сделать новые шаги в освоении Восточной Сибири и Дальнего Востока, заложить политические, экономические и правовые основы, создать эффективную модель трансграничного сотрудничества, удовлетворяющую обе стороны.
Оценивая итоги мониторинга 2013-2014 гг., проведенного в рамках данного совместного проекта по всему спектру двусторонних отношений, следует выделить два блока тенденций.
Во-первых, это ключевые позитивные (взаимовыгодные) процессы.
Во-вторых, отдельные негативные явления, связанные с недопониманием или частичным несовпадением позиций.
Эксперты России и Китая считают, что первый, позитивный ряд доминирует над вторым, предопределяя основное русло российско-китайских отношений. А это дает основания говорить о полном сохранении на перспективу системного и взаимовыгодного характера стратегического партнерства России и КНР.
Связка «Москва-Пекин» в глобальном и региональном плане становится основой создания «неамериканского мира», что особенно важно для России в условиях растущей конфронтации с США и попыток ее изоляции. Торгово-экономические отношения в 2013 г. (89,8 млрд долл.) - первой половине 2014 г. пока, к сожалению, отстают от высокого политического формата. Задача достижения объемов товарооборота в 100 млрд долл. к 2015 г. может быть решена, скорее всего, традиционными путями - увеличением российского (сырьевого) экспорта и ростом китайского (машинно -технического) импорта. При этом структура двустороннего товарооборота в основном сохранится.
Локомотивом роста экономического сотрудничества в 2014 г. стала энергетическая (углеводородная) кооперация, которая вышла на новый качественный уровень: создается глобальный российско-китайский
углеводородный альянс с активным участием китайских компаний в освоении газовых и нефтяных месторождений Сибири, создании совместных предприятий (в России и КНР), инфраструктуры в сибирско-дальневосточных регионах, в целом в развитии ТЭК России.
Региональное сотрудничество России и КНР в Евразии все активнее перемещается в сферу совместного продвижения трех крупных проектов по развитию ШОС, «Экономического пояса Великого шелкового пути» (Китай) и Евразийского экономического союза (Россия). Стороны констатируют, что появляются возможности для стратегического сближения этих мегапроектов в Евразии - зоны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), пространств ШОС и «Экономического пояса Великого шелкового пути» (ЭПВШП).
В более широком плане нашим странам следует рассмотреть проблемы региональной экономической интеграции, это естественное требование всестороннего взаимодействия. Отказ от этой идеи будет препятствовать повышению уровня торгово-экономического сотрудничества. Стороны могут обсуждать на экспертном уровне взаимовыгодные модели, а также создание зон свободной торговли, в том числе между Китаем и Евразийским экономическим союзом.
Очевидно, что значительные и неиспользованные пока ресурсы и возможности есть в гуманитарной сфере, включая образование, культурные обмены, туризм и пр. Для России важны подготовка и запуск комплексного проекта по освоению китайского гуманитарного пространства.
Таким образом, стратегическим центром российско-китайских отношений должно стать международно-политическое, энергетическое и экономическое сотрудничество, являющееся долгосрочным, взаимовыгодным и всесторонним. Основное внимание в этом сотрудничестве следует уделить крупным системным проектам. Мегапроекты должны не только служить фундаментом отношений, но и отражать реальную взаимную выгоду и общую судьбу двух цивилизаций, народов и государств. Это придаст отношениям России и Китая новые жизненные силы.
Подобные работы
- Торговые отношения между Россией и Китаем
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И УЗБЕКИСТАНА В РАМКАХ ШОС, 2012-2016
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Перспективы долгосрочного партнёрства Российской Федерации и Китая в XXI веке как противовес санкционному влиянию Запада
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4400 р. Год сдачи: 2024 - Основные направления международного сотрудничества России и Китая в
конце XX - начале XXI вв.
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2020 - Стратегическое внешнеэкономическое партнерство России с Китаем (Институт Международных Экономических Связей)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - РОССИЯ И КИТАЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО В XXI ВЕКЕ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2024 - МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И КНР
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ КНР И РФ: СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019



