Введение 3
Глава 1. Становление школьного исторического образования в советской
России и Татарии в 1920-1930-е гг 9
Глава 2. Преподавание истории в школах ТАССР и Казани в условиях идеологических изменений в 1920-е гг 20
Глава 3. Преподавание истории в школах ТАССР и Казани в условиях идеологических изменений в 1930-е гг 43
Заключение 50
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы. На сегодняшний день в России происходят глобальные преобразования в системе образования. Ее вхождение в мировое и европейское научно-образовательное пространство с сохранением отечественных образовательных традиций ориентировано на развитие нового российского гражданского общества. В условиях поиска новых социальных идеалов и ценностей, на основе которых можно строить стратегию формирования личности студента и школьника (как гражданина и патриота) актуальность приобретает изучение исторического опыта в этой области. Значительную роль здесь играют общественные науки, среди которых история занимает особое место. Это связано с тем, что история является системообразующей дисциплиной, в общественном сознании весьма высок статус исторических знаний. В российской школе идет процесс пересмотра содержания исторического образования - это требует новых подходов к созданию учебников, программ, методических разработок, наиболее полно отражающих достижения исторической науки и педагогической мысли.
В связи с этим встает вопрос о том, насколько современная система школьного исторического образования в России адекватна стоящим перед ней задачами. Безусловно, очевидна связь в данное время между перспективой построения гражданского общества и современным качественным образованием. Масштабная модернизация такой важной сферы общественной жизни как образование, является одной из наиболее актуальных задач. Особый интерес вызывают 1920-1930-е гг. ХХ столетия, когда в стране был предпринят целый ряд общественных преобразований. Деятельность всех государственных культурно-просветительских организаций и учреждений в изучаемый период была направлена на решение задачи образования и воспитания советского человека. Особая роль в этот период отводилась воспитательной работе школы, которая должна была выполнять задачи идеологической подготовки молодежи и воспитания ее в духе идей коммунизма. Эффективность ее реализации во многом определялась условиями процесса преподаванием истории в школе, которая фактически являлась инструментом и проводником социалистической модернизации. Школьная реформа, которая проводилась в рамках большевистского проекта «культурной революции», помогла заложить основы образовательной системы и на десятилетия установила образовательные стандарты советской школы.
Реализация реформы имела свои особенности, которые были связаны, прежде всего, с развитием образования в национальных республиках. Наиболее актуальной в Татарской АССР стала задача проведения в жизнь государственной образовательной политики. Выявление особенностей развития исторической науки и преподавания истории в школах республики и Казани представляет особую актуальность в связи с возможностью использования в современных условиях. Исследование процесса преподавания истории позволяет выявить векторы развития государственной и региональной политики в области образования, оценить и охарактеризовать масштабы развернувшихся в регионе трансформационных процессов.
Тема данного исследования актуальна и тем, что конкретный аспект преподавания истории в школах республики Казани в 1920-1930-е гг. еще до конца не изучен.
Объектом исследования является развитие отечественной исторической науки в 1920-1930-е гг.
Предметом исследования является процесс становления преподавания истории в школах ТАССР в условиях идеологических изменений в 1920¬1930-е гг.
Целью дипломной работы является: изучение процесса становления преподавания истории в школах республики и Казани в условиях идеологических изменений в 1920-1930-е гг.
Исходя из указанной цели исследования, основными задачами являются:
1. Рассмотреть становление школьного исторического образования в советской России и Татарии в 1920-1930-е гг.
2. Раскрыть процесс преподавания обществознания в школах республики и Казани в условиях идеологических изменений в 1920-е гг.
3. Определить условия преподавания истории в школах ТАССР и Казани в 1930-е гг.
Хронологические рамки дипломной работы охватывают период с 1917 г. до конца 1930-х гг.
В качестве основных методов использовались: историко-системный метод: процесс становления преподавания истории в школах Казани в условиях идеологических изменений в 1920-1930-е гг. рассматривается как один из элементов системы истории российской исторической науки. Историко-генетический метод позволил проследить процесс становления преподавания истории в школах Казани в 1920-1930-е гг.
Обзор источников и литературы. Многие исследователи российского и республиканского масштаба уделяли внимание теоретико-методологическим осмыслениям и обобщению исторического опыта школьной реформы.
Начиная с середины 1920-х годов, историки предпринимали попытки подвести определенные итоги развития исторической науки в республике, но по идеологическим соображениям в работах основной упор делался на развитие краеведения и исследование местного края. Авторы должны были решать не столько научные, сколько политические задачи и делать соответствующие им выводы. В дальнейшем нарастает схематизм, использование расплывчатых фраз агитационно-пропагандистского толка и сталинских цитат.
К началу 1930-х годов в ТАССР растет число научных исследований общего характера, по отдельным вопросам исторической науки в республике и изучении местного края.
Массовые репрессии в стране в отношении видных ученых-историков в середине 1930-х годов привели к снижению интереса к гуманитарным наукам, в частности, истории. В работах этого периода практически нет исследований по вопросам развития науки в Татарии, а имеющиеся публикации, как правило, выполнены в форме статей, чей объем не позволяет в достаточной мере осветить проблему.
В советский период появляется общая, региональная и тематическая историография. Публикуются работы по отдельным вопросам истории науки, творчеству российских и советских историков, началось изучение историографии бывших советских автономий, развивается национальная историография народов СССР. В изучении проблемы на региональном уровне можно выделить труды Н.А. Коноплева, Н.К. Мухитдинова, В.М. Горохова, Б.П. Рождественского, З.Г. Гариповой и других. Они содержат важный фактический материал и соответствуют официальной идеологической парадигме того времени, выдвигая на первый план вопросы партийного руководства образованием.
Интерес представляют работы современных историков Татарстана. Так, в монографии М.М. Гибатдинова показаны основные этапы и особенности развития преподавания истории татарского народа, изменения ее статуса в первые годы Советской власти. Не мене значимой является исследование И.И. Ханиповой, рассматривающей вопрос о формировании новых обществоведческих знаний учащихся школ ТАССР в 1920-1930-е гг. Но, к сожалению, авторы, практически, не освещают особенности преподавания истории в республике и Казани с середины 1930-х гг., давая лишь конспективный обзор. Таким образом, до настоящего времени вопрос о развитии исторической науки в Татарии в первые годы советской власти не получил соответствующего освещения в историографии и не стал объектом специального исследования.
Источниковую базу дипломной работы можно подразделить на нормативные и законодательные акты, архивные документы. Нормативные и законодательные акты 1920-1930-е гг. в сфере образования в СССР и Татарии отображены в опубликованных декретах Советской власти и сборниках документов. В опубликованные документы вошли материалы, освещающие педагогическую деятельность учителей: педагогический стаж, образование, партийность, членство в профсоюзе, размер заработной платы и др.
Архивные материалы представлены в виде неопубликованных источников и являются материалами архива НА РТ (Национальный архив Республики Татарстан). Представленные документы дают характеристику мероприятий правительства и местных советов республики, направленных на культурное строительство, развитие и восстановление школьной сети Казани, отдельных кантонов и волостей, подводятся итоги деятельности местных властных структур и хозяйственных учреждений.
Теоретическая и практическая значимость дипломной работы: материалы исследования могут быть использованы в процессе преподавания истории в средней школе в 9-11 классах, а так же и в ходе педагогических практик, при разработке элективных курсов.
Структура работы обосновывает логику проведённого исследования. Введение включает постановку проблемы, актуальность, цель и задачи, объект и предмет исследования. Основная часть работы состоит из 3 глав. Первая глава посвящена исследованию школьного исторического образования в советской России и Татарии в 1920-1930-е гг. Во второй главе рассматривается преподавание истории в школах Казани в условиях идеологических изменений в 1920-е гг. В третьей главе исследуется преподавание истории в школах Казани в 1930-е гг., проблемы исторической науки данного периода. В заключении подводятся основные итоги и делаются выводы.
Лидеры большевиков начали поиск путей строительства новой советской школы. Поскольку эта задача всегда увязывалась с социалистическим строительством и внедрением в массы новой идеологии, в 1920-1930-е гг. все общественные дисциплины становятся платформой идеологического воспитания молодого поколения. Правящая партия быстро осознала важность исторической науки и особенно школьной исторической дисциплины. История в школе превратилась в некое ядро, благодаря которому можно быстро изменить сознание общества.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Поиск нового подхода в преподавании истории в школе был достаточно сложен и тернист. Школа объявлена трудовой, превратившись в экспериментальную площадку по отработке новых методик преподавания общественных дисциплин. В изучении человеческого общества утверждается марксистский классовый подход, который рассматривает историю как непрерывный процесс, а двигателем общественного прогресса является народ.
Борьбу за школу, как сеть учебных заведений, новая власть выиграла довольно быстро, но процесс решения кадрового вопроса, разработка новых программ и учебников по предмету, подготовка методических пособий для учителей был достаточно трудный и продолжительный.
В 1920 г. Наркомпрос РСФСР публикует примерные программы по истории, которые требовали серьезной доработки, в частности, была разрушена традиционная система изучения истории, снижалось качество общеобразовательной подготовки учащихся.
В 1921 г. история была заменена курсом обществоведения. Программа 1923 г. предусматривала изучение современной жизни общества в сопоставлении и сравнении с историческими фактами. Ученики должны были бессмысленно и формально изучать, главным образом, события революционного прошлого и классовой борьбы. В 1925 и 1927 гг. в новые программы были внесены частичные исправления, но по-прежнему ведущими сохранялись принципиальные установки программы 1923 г. Начинается работа по созданию новых учебников, рабочих книг для 5-6 классов, «рассыпных» учебников, журналов-учебников и газет-учебников.
В середине 1930-х гг. коренным образом меняется положение с историческим образованием. Доказательством служит вышедшее в 1934 г. постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР «О преподавании отечественной истории в школах СССР», в соответствии с которым вновь было восстановлено преподавание истории в школе и вузе. Начался новый этап развития исторической науки и школьного обучения истории.
Следует отметить, что в определенной степени интересующие нас процессы происходили в Татарской республике. Об этом свидетельствуют документы Национального архива Республики Татарстан. Нами были выявлены следующие особенности в преподавании истории 1920-1930х гг.: главным в изучении современных событий был признан принцип историзма; создание новых типов школ, программ и учебников; работа учителей с использованием новых форм и методов обучения и воспитания; открытие широкой сети курсов по подготовке квалифицированных учительских кадров, особенно среди татар. Анализ архивных документов позволил составить как обобщенный социальный портрет учителя, так и конкретизировать отдельные аспекты трудовой и общественной деятельности преподавателей обществоведения в Казани.
В результате, к середине 1930-х годов сложилась историческая система образования, сохранившая основные принципы на последующие десятилетия. Проанализированная источниковая база позволила проследить происходившие изменения в становлении и преподавании обществоведения и истории в школах советской России и Татарии в 1920-1930-е гг. Исследование образовательного процесса позволяет сделать вывод об огромном идеологическом, партийном диктате и пропаганде на молодое поколение. На наш взгляд, тема данного исследования требует дальнейшего изучения и объективной интерпретации.
1. НА РТ. Ф. 315. Оп. 1. ед.хр.102. Л. 23.
2. НА РТ. Ф. 33. Оп.1. Д.49.
3. НА РТ. Ф. 315. Оп. 1. ед.хр. 102.Л. 25.
4. НА РТ. Ф. 514. Оп. 2. ед.хр. 2. Л. 5.
5. НА РТ. Ф. 514. Оп. 2. ед.хр. 102. Л.7.
6. НА РТ. Ф. 514. Оп. 2. ед.хр. 102.Л. 9.
7. НА РТ. Ф. 515. Оп. 2. ед.хр. 2. Л. 29.
8. НА РТ. Ф. 992. Оп. 1. ед.хр. 23. Л. 43.
9. НА РТ. Ф. 1763. Оп. 1. ед.хр. 43. Л. 21.
10. НА РТ. Ф. 3682. Оп. 1. ед.хр. 1008. Л. 12.
11. НА РТ. Ф. 3682.Оп. 1. ед.хр. 1175. Л. 12.
12. НА РТ. Ф. 3682. Оп. 1. ед.хр. 10. Л. 10.
Опубликованные
1. Декрет СНК от 4 марта 1919 г. «Об учреждении Государственного
ученого совета» /Декреты Советской власти. - М.: Издательство
политической литературы, 1968. - Т.4. - С. 639-640.
2. Декреты Советской власти / Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Институт истории СССР АН СССР. - М.: Издательство политической литературы, 1989. - Т. 13. - 572 с.
3. Сборник декретов и постановлений рабочего и крестьянского правительства по народному образованию. Вып. I. М.: Издательство Народного Комиссариата по Просвещению,1918. - 212 с.
4. Сборник постановлений ЦК ВКП(б), СНК СССР и СНК РСФСР о школе (1931-1936). - Хабаровск: Дальгиз, 1936. - 119 с.
II. Литература
1. Аблязов К.А. Система народного просвещения в деревне Татарстана в 1920-е гг. / К.А. Аблязов. - Казань: Изд-во КГУ, 2004. - 66 с.
2. Автухов И.Г. Программы ГУСа и массовая школа / И.Г. Автухов. - М.: Работник просвещения, 1927. - 78 с.
3. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительная мысль / Я.Г. Абдуллин. - Казань: Магариф, 1976. - 319 с.
4. Алексеева Г.Д., Желтова Г.И. Становление и развитие советской системы научно-исторических учреждений (20-е-30-е годы) / Г.Д. Алексеева, Г.И. Желтова. - Ташкент: Наука, 1977. - 135 с.
5. Ахметова А.Р. Школьное образование в Татарстане в 1920-е гг.:
социально-политический анализ: Автореферат дис к.и.н.: 23.00.01 / А.Р.
Ахметова. - Казань, 2006. - 24 с.
6. Богданов И.М. Статистика и отчетность в школе / И.М. Богданов. - Спб.: Государственное издательство, 1921. - 63с.
7. Бухарев В.Н. Идеальный учебник большевизма. Традиция и лингвокультура «Краткого курса истории ВКП(б)» // Новый мир истории. Россия. Форум японских и российских исследователей. К 60-летию профессора Вада Харуки / Под ред. Г.А. Бордюгова, 2001. - 437 с.
8. Бущик Л.П. Очерк развития школьного исторического образования в СССР / Л.П. Бущик. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1961. - 540 с.
9. Введенский А.А., Предтеченский А.В. Рабочие книги по истории для старших классов / А.А. Введенский, А.В. Предтеченский. - М.;- Л., 1928. - 245 с.
10. Векслин Н.Б. Изучение Татарстана за 10 лет (1920-1930) / Н.Б. Векслин. - Казань, 1930. - 97 с.
11. Гарипова З.Г. Казань: общество, политика, культура (1917-1941)./ З.Г. Гарипова. - Казань.-2004. - 168 с.
12. Гибатдинов М.М. Преподавание истории татарского народа и Татарстана в общеобразовательной школе: история и современность / М.М. Гибатдинов. - Казань : Институт истории АН РТ , 2003. - 160с.
13. Горохов В.М., Рождественский Б.П. Развитие народного образования в Татарской АССР / В.М. Горохов, Б.П. Рождественский. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1958. - 78 с .
14. Губайдуллин Г.Д. Что сделано в области социальных наук в Татреспублике в течение пяти лет / Г.Д. Губайдуллин. - Казань: Издательство ТЦИК, 1925. - С. 167-176 .
15. Дружкова А.В., Ежова С.А., Лебедева И.М. Методика преподавания истории в средней школе / А.В. Дружкова, С.А. Ежова, И.М. Лебедева. - М.: Просвещение, 1986. —272 с.
16. Жаворонков Б., Гейнике А., Гартвиг А. История и обществоведение в школе: Методы работы / Б. Жаворонков, А. Гейнике, А. Гартвиг. - М., 1923. - 249с.
17. Замысловская Е.К. Учебник истории / Е.К. Замысловская. - М.: Гос. изд-во, 1923. - 366 с.
18. Зигмунд А.А. Основы советской системы физкультуры / А.А. Зигмунд.-М., 1926.- С.162.
19. Звягинцев Е.К. Века и труд людей. Книга для классного чтения по истории, обществоведению и географии / Е.К. Звягинцев. - М.: Изд. И.Д. Сытина, 1918. - 440 с.
20. Ибрагимов З.И., Токаржевский Е.А. Развитие советской исторической науки в Азербайджане. / З.И. Ибрагимов, Е.А. Токаржевский. - Баку. - 1964. - 122 с.
21. История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс / Под ред. Комиссии ЦК ВКП (б). — М., 1938. - 351 с.
22. Итоги Всесоюзной переписи 15 декабря 1927 г. - Т. I. - М.: Изд-во Красный Алтай, 1930. - 258 с.
23. Климов И.М. Образование и развитие Татарской АССР / И.М. Климов. - Казань, 1960 г. - 34 с.
24. Коваленский М.Н. Русская история: допущ. ГУСом. / М.Н. Коваленский; в переработке Е.А. Мороховца. - 4-е изд. - М.: Гос. изд-во, 1923. - 239 с.
25. Корбут М.К. К вопросу об изучении истории пролетариата СССР / М.К. Корбут. - М.: Изд-во Комакадемии, 1930. - С.138-156.
26. Корбут М.К. Об изучении истории Октябрьской революции в Татарстане / М.К. Корбут // Каторга и ссылка. - М., 1933. - Кн.4-5. - С. 126¬144.
27. Краснов П.П. Научно-исследовательская работа в Татарстане за 10 лет (1920-1930 гг.) / П.П.Краснов. - Казань, 1930. - 65 с.
28. Курдюмова И.М. Демократия в управлении образованием: опыт зарубежных стран. Монография для работников органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений / И.М. Курдюмова. - М.: РАО, 2003. - 144 с.
29. Культурное строительство в Татарии (1917-1940 гг.): Документы и материалы. - Казань: Таткнигоиздат, 1971. - 520 с.
30. Лебедев О.Е. Образованность учащихся как цель образования и образовательный результат / О.Е. Лебедева. - СПб., 1999. - С. 40-53.
31. Ленин В.И. Речь на I-ом Всероссийском съезде работников просвещения и социалистической культуры 31 июля 1919 г. / В.И. Ленин. Полн. собр. соч. - Т. 39. - С.131-138.
32. Луначарский A.B. О народном образовании: Статьи, речи за период 1917-1929 гг. / А.В.Луначарский. - М.: Изд-во Акад пед. наук РСФСР, 1958. - 559 с.
33. Михнюк В.И. Становление и развитие исторической науки Советской Белоруссии (1919-1941) / В.И. Михнюк. - Минск, 1985. - 286с.
34. Мухсинов 3.К. Дом Татарской культуры / Под. ред. проф. С.П. Сингалевича и Р.Ш. Тагирова. Труды ДТК. - Т.1. Очерки по изучению местного края. - Казань, 1930. - С.80-81.
35. Народное образование в СССР / под ред. Я.М. Прокофьева. - М.: Педагогика, 1985. - 448 с.
36. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. / Сост. А.А. Абакумов, Н.П. Кузин. - М.: Педагогика, 1974. - 560 с.
37. Народное образование в Татарии за 1925-1926 гг. (К докладу Наркомпроса ТССР на VII Всетатарском Съезде Советов). - Казань, 1927. - 121 с.
38. Паначин Ф.Г. Управление просвещением в СССР / Ф.Г. Паначин. - М.: Просвещение, 1977. - 208 с.
36. Сталин И.В. Сочинения / И.В. Сталин. - М.: Государственное издательство политической литературы - Т.13,1951. - 436 с.
39. Хамидов Р.И. Формирование и становление советской татарской школы в Среднем Поволжье (1917-1922 гг.): автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук (07.00.02) / Рамиль Ильдарович Хамидов; Казан. гос. ун-т.,- Казань, 2002. - 27 с.
40. Ханбиков Я.И. История педагогики татарского народа / Я.И. Ханбиков. - Казань, 1975. - 238 с.
41. Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства / М.Г. Худяков. - М., 1991. - 426 с.
42. Чанбарисов Ш.Х. Формирование советской университетской системы (1917-1938) / Ш.Х. Чанбарисов. - М., 1988. - 472 с.
43. Чапкевич Е.И. Пока из рук не выпало перо: Жизнь и деятельность Е.В. Тарле / Е.И. Чапкевич. - Орел, 1994. - 191 с.
44. Ярмакеев И.Э. Гуманистические и демократические тенденции перестройки учебно-воспитательной работы в школах Татарии в 1920-е годы: Автореферат дисс. ... к.п.н.:13.00.01 / И. Э. Ярмакеев. - Казань, 1990. - 23с.
III. Периодические издания
1. Бороздин И.Н. Современный Татарстан / И.Н. Бороздин // Новый Восток. - 1925. - № 10-11. - С. 116-137.
2. Залкинд Г.М. Наука и научные работники социалистической Татарии / Г.М. Залкинд // Фронт науки и техники. - 1934. - № 10-11. - С.27-35.
3. Коноплев H.A. Народное просвещение в кантонах Татреспублики / Н.А. Коноплев // Вестник просвещения ТАССР. - 1921. - №1. - С. 12-14.
4. Корбут М.К. Наука в Казанском Университете за последнее двадцатипятилетие / М.К. Корбут // Ученые записки Казанского Университета. - 1930. - №3-4. - С. 314-390.
5. Литвин А.Л. В рядах первых советских историков / А. Л. Литвин // Вопросы истории КПСС. - 1991. - № 1. - С. 119-130.
6. Латыпова Г.М. Из истории развития профессионального образования в ТАССР в 1920-е гг. / Г.М. Латыпова // Вестник архивиста. - 2011. - № 3/4 (64/65). - С. 82-86.
7. Маньковская И.Л., Шарапов Ю.Г. Культ личности и историко-партийная наука / И.Л. Маньковская, Ю.Г. Шарапов // Вопросы истории КПСС. - 1988. - № 5. - С. 68-82.
8. Маслов Н.Н. Из истории распространения сталинской идеологии (как готовилось постановление ЦК ВКП(б) «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)») / Н.Н. Маслов // Вопросы истории КПСС. 1990. - № 7. - С. 94-108.
9. Медынский Е.Н. 20 лет советской школе / Е.Н. Медынский // Советская педагогика. - 1937. - № 3. - С. 10-39.
10. Мухитдинов Н.К. Состояние народного образования и перспективы введения всеобщего обучения в Татарской Республике / Н.К. Мухитдинов // Труд и хозяйство. - 1926. - № 6/8. - С.434-439.
11. Нуркай 3.И. Пять лет научной работы / З.И. Нуркай // Вестник Научного общества Татароведения. - 1925. - № 3. - С.5-11.
12. Пинкевич А.Г. Система Советского просвещения / А.Г. Пинкевич // Народный учитель. - 1928. - № 11. - С. 43-50.
13. Садыков Ш.Ф. Особенности преподавания обществоведческих дисциплин в образовательных учреждениях ТАССР (20-30 гг. XX века) / Ш.Ф. Садыков // Казанский педагогический журнал. - 2011. - № 1. - С. 179¬184.
14. Сингалевич С.П. О новой программе по обществоведению для школ коммунистической молодежи/ С.П. Сингалевич // За культурную революцию. -1931. - №5-6. -С.33.
15. Степанов М.Г. Сталинская репрессивная политика в СССР (1928¬1953 гг.): взгляд советской историографии / М.Г. Степанов // Известия Амурского государственного университета. - 2008. - № 4. - С. 131-136.
16. Струминский В.Н. Начальное образование в СССР за 25 лет / В.Н. Струминский // Начальная школа. - 1942. - № 10. - С. 3-9.
17. Тухватуллин А.Х., Шувалова Е.М. Социальный облик учителя обществоведения в ТАССР (по материалам Всесоюзной переписи 1927г.) / А.Х. Тухватуллин, Е.М.Шувалова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - №3. - С. 95-98.
18. Фирсов H.H. Важнейшие перспективы научной работы по изучению Татарии / Н.Н. Фирсов // Вестник Научного общества Татароведения. - 1925. - № 3. - С. 3-43.
19. Ханипова И.И. Формирование обществоведческих знаний школьников в ТАССР в 20-30-е гг. / И.И. Ханипова // ВУЗ.ХХ1 в. - 2014.- №2. -С.249-253.
20. Хасанов Х.А. Против буржуазного национализма в татарской исторической литературе / Х.А. Хасанов // Революционный Восток. - 1931. - С. 193-215.