ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛАХ КАЗАНИ В УСЛОВИЯХ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В 1920-1930-е гг
|
Введение 3
Глава 1. Становление школьного исторического образования в советской
России и Татарии в 1920-1930-е гг 9
Глава 2. Преподавание истории в школах ТАССР и Казани в условиях идеологических изменений в 1920-е гг 20
Глава 3. Преподавание истории в школах ТАССР и Казани в условиях идеологических изменений в 1930-е гг 43
Заключение 50
Список использованных источников и литературы
Глава 1. Становление школьного исторического образования в советской
России и Татарии в 1920-1930-е гг 9
Глава 2. Преподавание истории в школах ТАССР и Казани в условиях идеологических изменений в 1920-е гг 20
Глава 3. Преподавание истории в школах ТАССР и Казани в условиях идеологических изменений в 1930-е гг 43
Заключение 50
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы. На сегодняшний день в России происходят глобальные преобразования в системе образования. Ее вхождение в мировое и европейское научно-образовательное пространство с сохранением отечественных образовательных традиций ориентировано на развитие нового российского гражданского общества. В условиях поиска новых социальных идеалов и ценностей, на основе которых можно строить стратегию формирования личности студента и школьника (как гражданина и патриота) актуальность приобретает изучение исторического опыта в этой области. Значительную роль здесь играют общественные науки, среди которых история занимает особое место. Это связано с тем, что история является системообразующей дисциплиной, в общественном сознании весьма высок статус исторических знаний. В российской школе идет процесс пересмотра содержания исторического образования - это требует новых подходов к созданию учебников, программ, методических разработок, наиболее полно отражающих достижения исторической науки и педагогической мысли.
В связи с этим встает вопрос о том, насколько современная система школьного исторического образования в России адекватна стоящим перед ней задачами. Безусловно, очевидна связь в данное время между перспективой построения гражданского общества и современным качественным образованием. Масштабная модернизация такой важной сферы общественной жизни как образование, является одной из наиболее актуальных задач. Особый интерес вызывают 1920-1930-е гг. ХХ столетия, когда в стране был предпринят целый ряд общественных преобразований. Деятельность всех государственных культурно-просветительских организаций и учреждений в изучаемый период была направлена на решение задачи образования и воспитания советского человека. Особая роль в этот период отводилась воспитательной работе школы, которая должна была выполнять задачи идеологической подготовки молодежи и воспитания ее в духе идей коммунизма. Эффективность ее реализации во многом определялась условиями процесса преподаванием истории в школе, которая фактически являлась инструментом и проводником социалистической модернизации. Школьная реформа, которая проводилась в рамках большевистского проекта «культурной революции», помогла заложить основы образовательной системы и на десятилетия установила образовательные стандарты советской школы.
Реализация реформы имела свои особенности, которые были связаны, прежде всего, с развитием образования в национальных республиках. Наиболее актуальной в Татарской АССР стала задача проведения в жизнь государственной образовательной политики. Выявление особенностей развития исторической науки и преподавания истории в школах республики и Казани представляет особую актуальность в связи с возможностью использования в современных условиях. Исследование процесса преподавания истории позволяет выявить векторы развития государственной и региональной политики в области образования, оценить и охарактеризовать масштабы развернувшихся в регионе трансформационных процессов.
Тема данного исследования актуальна и тем, что конкретный аспект преподавания истории в школах республики Казани в 1920-1930-е гг. еще до конца не изучен.
Объектом исследования является развитие отечественной исторической науки в 1920-1930-е гг.
Предметом исследования является процесс становления преподавания истории в школах ТАССР в условиях идеологических изменений в 1920¬1930-е гг.
Целью дипломной работы является: изучение процесса становления преподавания истории в школах республики и Казани в условиях идеологических изменений в 1920-1930-е гг.
Исходя из указанной цели исследования, основными задачами являются:
1. Рассмотреть становление школьного исторического образования в советской России и Татарии в 1920-1930-е гг.
2. Раскрыть процесс преподавания обществознания в школах республики и Казани в условиях идеологических изменений в 1920-е гг.
3. Определить условия преподавания истории в школах ТАССР и Казани в 1930-е гг.
Хронологические рамки дипломной работы охватывают период с 1917 г. до конца 1930-х гг.
В качестве основных методов использовались: историко-системный метод: процесс становления преподавания истории в школах Казани в условиях идеологических изменений в 1920-1930-е гг. рассматривается как один из элементов системы истории российской исторической науки. Историко-генетический метод позволил проследить процесс становления преподавания истории в школах Казани в 1920-1930-е гг.
Обзор источников и литературы. Многие исследователи российского и республиканского масштаба уделяли внимание теоретико-методологическим осмыслениям и обобщению исторического опыта школьной реформы.
Начиная с середины 1920-х годов, историки предпринимали попытки подвести определенные итоги развития исторической науки в республике, но по идеологическим соображениям в работах основной упор делался на развитие краеведения и исследование местного края. Авторы должны были решать не столько научные, сколько политические задачи и делать соответствующие им выводы. В дальнейшем нарастает схематизм, использование расплывчатых фраз агитационно-пропагандистского толка и сталинских цитат.
К началу 1930-х годов в ТАССР растет число научных исследований общего характера, по отдельным вопросам исторической науки в республике и изучении местного края.
Массовые репрессии в стране в отношении видных ученых-историков в середине 1930-х годов привели к снижению интереса к гуманитарным наукам, в частности, истории. В работах этого периода практически нет исследований по вопросам развития науки в Татарии, а имеющиеся публикации, как правило, выполнены в форме статей, чей объем не позволяет в достаточной мере осветить проблему.
В советский период появляется общая, региональная и тематическая историография. Публикуются работы по отдельным вопросам истории науки, творчеству российских и советских историков, началось изучение историографии бывших советских автономий, развивается национальная историография народов СССР. В изучении проблемы на региональном уровне можно выделить труды Н.А. Коноплева, Н.К. Мухитдинова, В.М. Горохова, Б.П. Рождественского, З.Г. Гариповой и других. Они содержат важный фактический материал и соответствуют официальной идеологической парадигме того времени, выдвигая на первый план вопросы партийного руководства образованием.
Интерес представляют работы современных историков Татарстана. Так, в монографии М.М. Гибатдинова показаны основные этапы и особенности развития преподавания истории татарского народа, изменения ее статуса в первые годы Советской власти. Не мене значимой является исследование И.И. Ханиповой, рассматривающей вопрос о формировании новых обществоведческих знаний учащихся школ ТАССР в 1920-1930-е гг. Но, к сожалению, авторы, практически, не освещают особенности преподавания истории в республике и Казани с середины 1930-х гг., давая лишь конспективный обзор. Таким образом, до настоящего времени вопрос о развитии исторической науки в Татарии в первые годы советской власти не получил соответствующего освещения в историографии и не стал объектом специального исследования.
Источниковую базу дипломной работы можно подразделить на нормативные и законодательные акты, архивные документы. Нормативные и законодательные акты 1920-1930-е гг. в сфере образования в СССР и Татарии отображены в опубликованных декретах Советской власти и сборниках документов. В опубликованные документы вошли материалы, освещающие педагогическую деятельность учителей: педагогический стаж, образование, партийность, членство в профсоюзе, размер заработной платы и др.
Архивные материалы представлены в виде неопубликованных источников и являются материалами архива НА РТ (Национальный архив Республики Татарстан). Представленные документы дают характеристику мероприятий правительства и местных советов республики, направленных на культурное строительство, развитие и восстановление школьной сети Казани, отдельных кантонов и волостей, подводятся итоги деятельности местных властных структур и хозяйственных учреждений.
Теоретическая и практическая значимость дипломной работы: материалы исследования могут быть использованы в процессе преподавания истории в средней школе в 9-11 классах, а так же и в ходе педагогических практик, при разработке элективных курсов.
Структура работы обосновывает логику проведённого исследования. Введение включает постановку проблемы, актуальность, цель и задачи, объект и предмет исследования. Основная часть работы состоит из 3 глав. Первая глава посвящена исследованию школьного исторического образования в советской России и Татарии в 1920-1930-е гг. Во второй главе рассматривается преподавание истории в школах Казани в условиях идеологических изменений в 1920-е гг. В третьей главе исследуется преподавание истории в школах Казани в 1930-е гг., проблемы исторической науки данного периода. В заключении подводятся основные итоги и делаются выводы.
В связи с этим встает вопрос о том, насколько современная система школьного исторического образования в России адекватна стоящим перед ней задачами. Безусловно, очевидна связь в данное время между перспективой построения гражданского общества и современным качественным образованием. Масштабная модернизация такой важной сферы общественной жизни как образование, является одной из наиболее актуальных задач. Особый интерес вызывают 1920-1930-е гг. ХХ столетия, когда в стране был предпринят целый ряд общественных преобразований. Деятельность всех государственных культурно-просветительских организаций и учреждений в изучаемый период была направлена на решение задачи образования и воспитания советского человека. Особая роль в этот период отводилась воспитательной работе школы, которая должна была выполнять задачи идеологической подготовки молодежи и воспитания ее в духе идей коммунизма. Эффективность ее реализации во многом определялась условиями процесса преподаванием истории в школе, которая фактически являлась инструментом и проводником социалистической модернизации. Школьная реформа, которая проводилась в рамках большевистского проекта «культурной революции», помогла заложить основы образовательной системы и на десятилетия установила образовательные стандарты советской школы.
Реализация реформы имела свои особенности, которые были связаны, прежде всего, с развитием образования в национальных республиках. Наиболее актуальной в Татарской АССР стала задача проведения в жизнь государственной образовательной политики. Выявление особенностей развития исторической науки и преподавания истории в школах республики и Казани представляет особую актуальность в связи с возможностью использования в современных условиях. Исследование процесса преподавания истории позволяет выявить векторы развития государственной и региональной политики в области образования, оценить и охарактеризовать масштабы развернувшихся в регионе трансформационных процессов.
Тема данного исследования актуальна и тем, что конкретный аспект преподавания истории в школах республики Казани в 1920-1930-е гг. еще до конца не изучен.
Объектом исследования является развитие отечественной исторической науки в 1920-1930-е гг.
Предметом исследования является процесс становления преподавания истории в школах ТАССР в условиях идеологических изменений в 1920¬1930-е гг.
Целью дипломной работы является: изучение процесса становления преподавания истории в школах республики и Казани в условиях идеологических изменений в 1920-1930-е гг.
Исходя из указанной цели исследования, основными задачами являются:
1. Рассмотреть становление школьного исторического образования в советской России и Татарии в 1920-1930-е гг.
2. Раскрыть процесс преподавания обществознания в школах республики и Казани в условиях идеологических изменений в 1920-е гг.
3. Определить условия преподавания истории в школах ТАССР и Казани в 1930-е гг.
Хронологические рамки дипломной работы охватывают период с 1917 г. до конца 1930-х гг.
В качестве основных методов использовались: историко-системный метод: процесс становления преподавания истории в школах Казани в условиях идеологических изменений в 1920-1930-е гг. рассматривается как один из элементов системы истории российской исторической науки. Историко-генетический метод позволил проследить процесс становления преподавания истории в школах Казани в 1920-1930-е гг.
Обзор источников и литературы. Многие исследователи российского и республиканского масштаба уделяли внимание теоретико-методологическим осмыслениям и обобщению исторического опыта школьной реформы.
Начиная с середины 1920-х годов, историки предпринимали попытки подвести определенные итоги развития исторической науки в республике, но по идеологическим соображениям в работах основной упор делался на развитие краеведения и исследование местного края. Авторы должны были решать не столько научные, сколько политические задачи и делать соответствующие им выводы. В дальнейшем нарастает схематизм, использование расплывчатых фраз агитационно-пропагандистского толка и сталинских цитат.
К началу 1930-х годов в ТАССР растет число научных исследований общего характера, по отдельным вопросам исторической науки в республике и изучении местного края.
Массовые репрессии в стране в отношении видных ученых-историков в середине 1930-х годов привели к снижению интереса к гуманитарным наукам, в частности, истории. В работах этого периода практически нет исследований по вопросам развития науки в Татарии, а имеющиеся публикации, как правило, выполнены в форме статей, чей объем не позволяет в достаточной мере осветить проблему.
В советский период появляется общая, региональная и тематическая историография. Публикуются работы по отдельным вопросам истории науки, творчеству российских и советских историков, началось изучение историографии бывших советских автономий, развивается национальная историография народов СССР. В изучении проблемы на региональном уровне можно выделить труды Н.А. Коноплева, Н.К. Мухитдинова, В.М. Горохова, Б.П. Рождественского, З.Г. Гариповой и других. Они содержат важный фактический материал и соответствуют официальной идеологической парадигме того времени, выдвигая на первый план вопросы партийного руководства образованием.
Интерес представляют работы современных историков Татарстана. Так, в монографии М.М. Гибатдинова показаны основные этапы и особенности развития преподавания истории татарского народа, изменения ее статуса в первые годы Советской власти. Не мене значимой является исследование И.И. Ханиповой, рассматривающей вопрос о формировании новых обществоведческих знаний учащихся школ ТАССР в 1920-1930-е гг. Но, к сожалению, авторы, практически, не освещают особенности преподавания истории в республике и Казани с середины 1930-х гг., давая лишь конспективный обзор. Таким образом, до настоящего времени вопрос о развитии исторической науки в Татарии в первые годы советской власти не получил соответствующего освещения в историографии и не стал объектом специального исследования.
Источниковую базу дипломной работы можно подразделить на нормативные и законодательные акты, архивные документы. Нормативные и законодательные акты 1920-1930-е гг. в сфере образования в СССР и Татарии отображены в опубликованных декретах Советской власти и сборниках документов. В опубликованные документы вошли материалы, освещающие педагогическую деятельность учителей: педагогический стаж, образование, партийность, членство в профсоюзе, размер заработной платы и др.
Архивные материалы представлены в виде неопубликованных источников и являются материалами архива НА РТ (Национальный архив Республики Татарстан). Представленные документы дают характеристику мероприятий правительства и местных советов республики, направленных на культурное строительство, развитие и восстановление школьной сети Казани, отдельных кантонов и волостей, подводятся итоги деятельности местных властных структур и хозяйственных учреждений.
Теоретическая и практическая значимость дипломной работы: материалы исследования могут быть использованы в процессе преподавания истории в средней школе в 9-11 классах, а так же и в ходе педагогических практик, при разработке элективных курсов.
Структура работы обосновывает логику проведённого исследования. Введение включает постановку проблемы, актуальность, цель и задачи, объект и предмет исследования. Основная часть работы состоит из 3 глав. Первая глава посвящена исследованию школьного исторического образования в советской России и Татарии в 1920-1930-е гг. Во второй главе рассматривается преподавание истории в школах Казани в условиях идеологических изменений в 1920-е гг. В третьей главе исследуется преподавание истории в школах Казани в 1930-е гг., проблемы исторической науки данного периода. В заключении подводятся основные итоги и делаются выводы.
Лидеры большевиков начали поиск путей строительства новой советской школы. Поскольку эта задача всегда увязывалась с социалистическим строительством и внедрением в массы новой идеологии, в 1920-1930-е гг. все общественные дисциплины становятся платформой идеологического воспитания молодого поколения. Правящая партия быстро осознала важность исторической науки и особенно школьной исторической дисциплины. История в школе превратилась в некое ядро, благодаря которому можно быстро изменить сознание общества.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Поиск нового подхода в преподавании истории в школе был достаточно сложен и тернист. Школа объявлена трудовой, превратившись в экспериментальную площадку по отработке новых методик преподавания общественных дисциплин. В изучении человеческого общества утверждается марксистский классовый подход, который рассматривает историю как непрерывный процесс, а двигателем общественного прогресса является народ.
Борьбу за школу, как сеть учебных заведений, новая власть выиграла довольно быстро, но процесс решения кадрового вопроса, разработка новых программ и учебников по предмету, подготовка методических пособий для учителей был достаточно трудный и продолжительный.
В 1920 г. Наркомпрос РСФСР публикует примерные программы по истории, которые требовали серьезной доработки, в частности, была разрушена традиционная система изучения истории, снижалось качество общеобразовательной подготовки учащихся.
В 1921 г. история была заменена курсом обществоведения. Программа 1923 г. предусматривала изучение современной жизни общества в сопоставлении и сравнении с историческими фактами. Ученики должны были бессмысленно и формально изучать, главным образом, события революционного прошлого и классовой борьбы. В 1925 и 1927 гг. в новые программы были внесены частичные исправления, но по-прежнему ведущими сохранялись принципиальные установки программы 1923 г. Начинается работа по созданию новых учебников, рабочих книг для 5-6 классов, «рассыпных» учебников, журналов-учебников и газет-учебников.
В середине 1930-х гг. коренным образом меняется положение с историческим образованием. Доказательством служит вышедшее в 1934 г. постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР «О преподавании отечественной истории в школах СССР», в соответствии с которым вновь было восстановлено преподавание истории в школе и вузе. Начался новый этап развития исторической науки и школьного обучения истории.
Следует отметить, что в определенной степени интересующие нас процессы происходили в Татарской республике. Об этом свидетельствуют документы Национального архива Республики Татарстан. Нами были выявлены следующие особенности в преподавании истории 1920-1930х гг.: главным в изучении современных событий был признан принцип историзма; создание новых типов школ, программ и учебников; работа учителей с использованием новых форм и методов обучения и воспитания; открытие широкой сети курсов по подготовке квалифицированных учительских кадров, особенно среди татар. Анализ архивных документов позволил составить как обобщенный социальный портрет учителя, так и конкретизировать отдельные аспекты трудовой и общественной деятельности преподавателей обществоведения в Казани.
В результате, к середине 1930-х годов сложилась историческая система образования, сохранившая основные принципы на последующие десятилетия. Проанализированная источниковая база позволила проследить происходившие изменения в становлении и преподавании обществоведения и истории в школах советской России и Татарии в 1920-1930-е гг. Исследование образовательного процесса позволяет сделать вывод об огромном идеологическом, партийном диктате и пропаганде на молодое поколение. На наш взгляд, тема данного исследования требует дальнейшего изучения и объективной интерпретации.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Поиск нового подхода в преподавании истории в школе был достаточно сложен и тернист. Школа объявлена трудовой, превратившись в экспериментальную площадку по отработке новых методик преподавания общественных дисциплин. В изучении человеческого общества утверждается марксистский классовый подход, который рассматривает историю как непрерывный процесс, а двигателем общественного прогресса является народ.
Борьбу за школу, как сеть учебных заведений, новая власть выиграла довольно быстро, но процесс решения кадрового вопроса, разработка новых программ и учебников по предмету, подготовка методических пособий для учителей был достаточно трудный и продолжительный.
В 1920 г. Наркомпрос РСФСР публикует примерные программы по истории, которые требовали серьезной доработки, в частности, была разрушена традиционная система изучения истории, снижалось качество общеобразовательной подготовки учащихся.
В 1921 г. история была заменена курсом обществоведения. Программа 1923 г. предусматривала изучение современной жизни общества в сопоставлении и сравнении с историческими фактами. Ученики должны были бессмысленно и формально изучать, главным образом, события революционного прошлого и классовой борьбы. В 1925 и 1927 гг. в новые программы были внесены частичные исправления, но по-прежнему ведущими сохранялись принципиальные установки программы 1923 г. Начинается работа по созданию новых учебников, рабочих книг для 5-6 классов, «рассыпных» учебников, журналов-учебников и газет-учебников.
В середине 1930-х гг. коренным образом меняется положение с историческим образованием. Доказательством служит вышедшее в 1934 г. постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР «О преподавании отечественной истории в школах СССР», в соответствии с которым вновь было восстановлено преподавание истории в школе и вузе. Начался новый этап развития исторической науки и школьного обучения истории.
Следует отметить, что в определенной степени интересующие нас процессы происходили в Татарской республике. Об этом свидетельствуют документы Национального архива Республики Татарстан. Нами были выявлены следующие особенности в преподавании истории 1920-1930х гг.: главным в изучении современных событий был признан принцип историзма; создание новых типов школ, программ и учебников; работа учителей с использованием новых форм и методов обучения и воспитания; открытие широкой сети курсов по подготовке квалифицированных учительских кадров, особенно среди татар. Анализ архивных документов позволил составить как обобщенный социальный портрет учителя, так и конкретизировать отдельные аспекты трудовой и общественной деятельности преподавателей обществоведения в Казани.
В результате, к середине 1930-х годов сложилась историческая система образования, сохранившая основные принципы на последующие десятилетия. Проанализированная источниковая база позволила проследить происходившие изменения в становлении и преподавании обществоведения и истории в школах советской России и Татарии в 1920-1930-е гг. Исследование образовательного процесса позволяет сделать вывод об огромном идеологическом, партийном диктате и пропаганде на молодое поколение. На наш взгляд, тема данного исследования требует дальнейшего изучения и объективной интерпретации.
Подобные работы
- Практики социализации и инкультурации детей у татар в 1920-1940-е гг
Дипломные работы, ВКР, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - Зрелищные виды искусства в СССР в 1920-1940-е гг
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - Социально-экономическое развитие Енисейской губернии в 1922-1928гг. в региональном компоненте школьного курса истории
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2020 - БОРЬБА С БЕЗГРАМОТНОСТЬЮ В ТАССР В 1920-Е ГОДЫ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ТАССР В 20-Е ГОДЫ XX В.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Развитие исторического образования в университетах России во второй половине XVIII - начале XX в.
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПЕТРОГРАДСКИЙ/ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ В 1917-1929 гг.
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2016 - Становление и развитие системы управления образованием в
РСФСР в 1917-1924 гг. (на примере Ставропольского района Самарской
губернии)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ХХ В.)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



