Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


БОРЬБА С БЕЗГРАМОТНОСТЬЮ В ТАССР В 1920-Е ГОДЫ

Работа №34885

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы101
Год сдачи2019
Стоимость0 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
452
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Организация учебного процесса в ТАССР 16
§ 1.1 Грамотность населения Казанской губернии в 1890-1920-ые годы 16
§ 1.2.Организация обучения на русском языке 30
§1.3.Национальное образование в ТАССР 40
Глава 2. Экономическое положение и подготовка кадров культурнопросветительных учреждений 49
§2.1. Финансовое и материальное обеспечение культурно - просветительных учреждений 49
§ 2.2. Проблема подготовки кадров культпросветработников 60
Глава 3. Внешкольные методы просвещения масс 69
§ 3.1. Роль культурно-просветительных учреждений в ликвидации безграмотности 69
§ 3.2. Печатные издания в борьбе с неграмотностью 79
Заключение 89
Список источников и литературы

Проблема образования всегда была актуальной для всех стран, в том числе для России, а ликвидация неграмотности является первым шагом в становлении любой образовательной системы. Современная Россия считается страной сплошной грамотности, но следует отметить, что проблема неграмотности сохранилась и сейчас. По мере развития новых технологий и ускорения темпа жизни, проблема неграмотности трансформируется в новые формы. Современная Россия столкнулась с новыми видами неграмотности: компьютерной и функциональной.
Степень образованности населения отражает уровень развития государства, хорошее образование способствует научно-техническому прогрессу. Образованное население становится опорой государства в проведении многих реформ и распространении идеологии, поэтому все государства пытаются выстроить наиболее эффективную систему образования, реформы в этой области проводятся и в настоящее время. Однако особенно остро проблема образования стояла в 20-30 - ых гг. XX века, когда осуществлялась ликвидация первичной неграмотности. В это время многие европейские страны и США приступили к осуществлению данной задачи, СССР также обозначил ликвидацию безграмотности, как одну из главных целей своей внутренней политики. При этом, в каждом регионе подход к системе образования имел свои особенности, такая тенденция прослеживается и сейчас. В последние годы вопрос регионального образования встал наиболее остро, поэтому в ключе данных событий, тема организации борьбы с неграмотностью в ТАССР становится довольно актуальной.
Объектом исследования является культурно-просветительная политика СССР в 1920-1929 годах.
Предмет исследования данной работы-кампания борьбы с безграмотностью в ТАССР.
Цель исследования: изучить практику ликвидации безграмотности в СССР в 1920-1929-х годах на примере ТАССР и определить эффективность программы по ликвидации безграмотности.
Исходя из поставленной цели, были определены задачи:
• Определить характерные для региона проблемы в процессе ликвидации безграмотности.
• Выявить специфику становления национального образования в Татарской Республике.
• Изучить подготовку специалистов, задействованных в ликвидации безграмотности
• Выяснить степень экономического обеспечения культурнопросветительных учреждений в Республике.
• Определить эффективность культурно-просветительных учреждений в ликвидации безграмотности в Татарской Республике.
В силу специфики темы, необходимо дать определение некоторым понятиям. Для данной исследовательской работы ключевым понятием является понятие «грамотность». Нужно иметь в виду то, что в разное время оно имело разное содержание. Если первоначально под грамотностью понимали элементарное умение считать, читать и писать на русском или на родном языке, то к 1930-м годам грамотный человек должен был владеть некоторым комплексом знаний и навыков, позволяющих ему сознательно участвовать в социальных процессах.
Также необходимо выяснить значение термина «ликбез» (ликвидация безграмотности). Под ликбезом понимают:
1) процесс массового обучения грамоте взрослых и подростков (в 20 - 30-е годы XX в. В СССР).
2) школы, курсы для взрослых по ликвидации неграмотности.
В данной работе термин «ликбез» будет использоваться в двух вышеуказанных значениях. При необходимости для внесения ясности будет приведено соответствующее пояснение.
Еще одним термином, значение которого необходимо пояснить, является «ликпункт». Согласно толковому словарю Ушакова ликпункт -это пункт по ликвидации безграмотности, школа первоначальной грамоты. (Составлено из сокращения слова ликвидационный и слова пункт).
Источниковая база исследования представлена различными группами документов и материалов:
1. Архивные материалы. В работе использовались документы из фондов Государственного архива Республики Татарстан. Все эти фонды содержат значительное количество официальных документов, а именно законов, постановлений, распоряжений и решений съездов и конференций по проблемам народного образования вообще и ликвидации неграмотности в частности. Изучение этих документов позволило получить значительную информацию о проведении кампании по борьбе с неграмотностью на региональном уровне, проследить в динамике государственную политику РСФСР, а затем СССР.
2. Сборники декретов и постановлений различных государственных органов, прежде всего, касающихся народного просвещения, сборники решений партийных и комсомольских съездов, конференций и пленумов центральных комитетов этих организаций. (прим.: Директивы ВКП(б) по вопросам просвещения: Вопросы народного просвещения в основных директивах съездов, конференций, совещаний ЦК и ЦКК ВКП( б)) Одним из важнейших источников по данной теме является Декрет СНК РСФСР «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года. Считается, что именно с этого момента в стране начался «ликбез». Документ был подготовлен в Наркомпросе по инициативе участников 1 -го съезда по внешкольному образованию. Декрет был подписан Лениным и издан с целью «предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны. Документ дает обширную информацию: о возрасте населения, подлежавшем обучению, о масштабах проводимой работы (Народному Комиссариату Просвещения предоставлялось право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны, не призванное в войска) и мерах пресечения за уклонение от данной обязанности, о языке обучения. Последний пункт является особенно важным для данной работы, учитывая, что в ТАССР остро стоял вопрос развития национального образования. Именно на основе этого декрета в дальнейшем будет строиться образовательный процесс в республике.
3. Делопроизводственные документы: документы школ различных ступеней, педагогических институтов, документы районных, городских, республиканских отделов народного просвещения. В работе в основном были использованы региональные материалы из Государственного архива Республики Татарстан.
4. Статистическая документация. Сюда относятся статистические отчеты, переписи населения. Статистическая документация необходима для выяснения общего количества преподавателей, задействованных в ликбезе, их образовании, для получения информации о количестве школ и культурных учреждений, количестве безграмотных и малограмотных людей в разное время. Сюда в первую очередь относятся переписи населения 1897, 1926 годов , а также различные документально-статистические документы, материалы из фондов Государственного архива Республики Татарстан. Используя переписи населения можно определить уровень грамотности среди различных возрастных групп, национальностей, выявить изменения, которые произошли между переписями.
5. Доклады, речи, выступления, статьи руководителей Коммунистической партии и правительства. Анализ источников этой группы позволяет увидеть планы вышестоящих органов по ликвидации безграмотности насчет сроков проведения кампании, формах обучения, количестве обучающихся. В то же время в таких источниках нередко затрагиваются актуальные проблемы в сфере образования и пути их решения.
6. Программы, учебники и методические пособия по обучению неграмотных: Богуславская Н. «В поисках методов занятий с неграмотными и малограмотными взрослыми», Здоров А.Е. «Методика обучения грамоте взрослых» .Данные материалы дают представление не только о методах преподавания в 1920-ые годы, но и выявляют политическую подоплеку кампании по борьбе с неграмотностью.
7. Периодическая печать. В основном была использована периодическая печать регионального значения. Был получен достаточно большой объем информации о продвижении просветительской работы, о методах борьбы с безграмотностью, несколько реже встречаются отзывы населения.
Также в газетах и журналах были представлены списки новых поступлений книг в библиотеки, афиши, рекламы образовательных учреждений, курсов и т.д. (прим.: «Красная Татария»).Использование этих источников требует особого внимания и критического отношения, так как они отражали официальную идеологию и прошли соответствующую цензуру.В периодической печати содержится фактический материал, который дополняет архивные и статистические источники.
Историография по теме советского образования и борьбы с безграмотностью в частности представлена довольно широко. Труды по данной проблеме начали появляться уже в 1920-ые годы. В основном это работы политических деятелей и участников кампании по ликвидации безграмотности. В этих трудах были изложены основные направления государственной политики в сфере образования, в том числе важное место уделялось и ликвидации безграмотности. Первые работы носили практический характер, сформулированные в них положения служили указаниями для последующей работы. В них обосновывается значимость образования, приводятся показатели работ по ликвидации безграмотности, не так часто, но все же рассматриваются допущенные ошибки и способы их устранения. Для большинства работ данного периода характерна пропагандистская направленность.
В это же время осуществляются попытки осмыслить сделанное в сфере образования. Одним из первых таких трудов была публикация В. Т. Бобрышева , позднее появились статьи А. С.Курской. В.Т.Бобрышев в своей публикации проводит итоги работы по ликбезу за 1923-1924 учебный год. Именно в это время к борьбе с безграмотностью была привлечена широкая общественность в лице ОДН. В. Т. Бобрышев указывает на плачевное состояние работ по борьбе с безграмотностью и подчеркивает необходимость деятельности ОДН, как силы, способной оказать помощь государству в реализации кампании по борьбе с безграмотностью. Успехи в ликвидации безграмотности авторы объясняют руководящей ролью партии, а политизацию процесса ликвидации безграмотности рассматривают, как необходимую.
Первые общие работы появляются в 40-х гг. XX века. Здесь необходимо выделить труды Л.С.Фрид , И.С.Смирнова. Работу Л. Фрид уже можно считать полноценным научным исследованием. Для подкрепления своих выводов Л.Фрид обращается к архивным материалам, из ее работы исчезает характерный для 1920-х годов пропагандистский пафос, но все же необходимо иметь в виду, что работа была написана в духе своего времени. В числе первых работ, посвященных осмыслению проблемы культурного строительства, была монография И.С.Смирного. Исследование И.С.Смирного посвящено первым мероприятиям Советского государства в создании новой культуры. Автор, привлекая широкий круг источников, рассматривает начало борьбы с безграмотностью, излагает проблему переустройства системы народного образования, организации подготовки педагогов. В то же время для работы характерна политизированность: автор связывает культурное строительство с общими вопросами партии и правительства.
С начала 1950-х гг. появляется ряд обобщающих трудов. Особое внимание из числа работ, опубликованных в это время заслуживает монография Е. Н. Медынского «Народное образование в СССР» . В нем представлен комплекс преобразований в стране, направленных на ликвидацию безграмотности. Отдельно освещаются дошкольное образование, внешкольное воспитание, культурно-просветительные учреждения для взрослых, положение учителей и т.д. Автор отслеживает грамотность населения СССР в разные периоды: в 1897 г, 1926 г. и 1939 г. Особое внимание уделяется проблеме народного образования в Союзных республиках и просвещению нерусских народов СССР. Е.Н.Медынский придерживается мнения, что нерусские народы Востока и Севера СССР до Октябрьской социалистической революции были отсталыми в культурном отношений, а мусульманские учебные заведения были неэффективными. По утверждению Мединского, против грамотности выступало духовенство народов Севера (шаманы) и народов Востока (муллы). Такое утверждение является, по меньшей мере, спорным. Автор не рассматривает работы, которые велись в дореволюционное время для ликвидации неграмотности и не принимает в счет те результаты, которые были достигнуты в это время. В то же время несомненным достоинством монографии является отдельный разбор системы образования в каждой Союзной республике. Автор подчеркивает роль культурно-просветительных учреждений и печатных изданий в организации учебного процесса в целом и в ликвидации безграмотности в частности. Е.Н.Медынский приводит множество форм и методов обучения, подробно разбирает разные типы школ. Монография посвящена становлению и развитию народного образования в СССР до начала 1950-х годов, поэтому кампании ликвидации безграмотности 1920-х годов отведена лишь часть работы.
В это же время появляются работы, посвященные развитию народного образования в ТАССР. В небольшом труде Ю.А.Туишева “Развитие народного образования в Татарской АССР” рассматривается состояния народного образования в Казанской губернии и республике с 1900-х до 1950х годов . Автор невысоко оценивает уровень грамотности в Казанской губернии до Октябрьской революции, тем самым подчеркивая роль советской власти в решении проблемы неграмотности. Особое внимание Ю.А.Туишев обращает на низкий уровень грамотности нерусского населения Казанской губернии. Отмечая большое значение перехода татарского языка
на кириллицу в приобщении татар к русской культуре, Ю.А.Туишев не касается тех негативных последствии, которые возникли после реформ алфавита 1927 и 1939 годов. Несмотря на явное противопоставление состояния народного образования до и после Октябрьской революции, автор признает, что на начальном этапе организации новой образовательной системы были допущены “разного рода ошибки и извращения” , но никаких конкретных примеров Ю.А.Туишев не приводит.
Со второй половины 50 - х гг. начинают освящаться проблемные точки в образовательной политике СССР, признаются некоторые упущения и неудачи в данной области. Характерным для этого времени является Д.Ю.Элькиной “На культурном фронте: Из истории борьбы за ликвидацию неграмотности в СССР.”. В нем Элькина впервые освящает проблему плохого качества обучения, признает связанные с ним рецидив неграмотности, а также сохранение неграмотности среди части взрослого населения.
Одним из крупнейших исследователей проблемы ликвидации неграмотности является В.А.Куманев. В своих работах он придерживается общепринятого в то время мнения, что к 1940-м годам неграмотность была ликвидирована, но в то же время утверждает, что к начал 30-х годов были часты рецидивы неграмотности. В.А.Куманев также приводит свидетельства о тяжелом материальном положении школ на начальном этапе кампании борьбы с безграмотностью.
В работе И.М.Богданова «Грамотность и образование в дореволюционной России и СССР» приводятся данные по грамотности населения в дореволюционной России и в СССР. В исследовании приводится достаточно интересный материал по грамотности населения по союзным республикам, автономным республикам и областям. Автор, сравнивая различные показания, утверждает превосходство советской власти в ликвидации неграмотности. В то же время И.М.Богданов не отрицает и того, что и до революции в стране были сделаны некоторые шаги в этом направлении. Тем самым, автор утверждает, что советской властью в борьбе с безграмотностью был использован уже имеющийся опыт в сфере образования.
В 70-80-ые гг. появляются работы, стремящиеся переосмыслить произошедшие события, попытаться дать объективную оценку проделанной работе. В монографии «Великая Октябрьской социалистическая революция и становление советской культуры 1917-1927» один из разделов посвящен начальному этапу борьбы за ликвидацию безграмотности. Критиковались действия местных органов ВЧК л/б, которые применяли жесткие методы в борьбе с безграмотностью. В исследовании большое значение придается разбору причин, которые помешали ликвидировать неграмотность к 1927 году. Главной проблемой в достижении этой было плохое экономическое положение в стране.
В это время появляется достаточно большое количество региональных исследований. В труде “Культурная революция в Татарии(1917-1937 гг)” приводятся данные по уровню грамотности среди населения Казанской губернии и ТАССР на каждом этапе ликвидации безграмотности.В работе подчеркивается значимость голода 1921-1922 гг. в Поволжье в борьбе с безграмотностью.Примечательно, что в исследовании рассматривается развитие народного образования не только татар и русских, но и чувашей, марийцев и мордвы.Большое значение в работе придается ввнешкольным методам обучения и воспитания. В диссертации А.В. Гайнуллиной по библиотечному делу в ТАССР «Библиотечное строительство в Татарской АССР в 1917-1941» рассматривается роль библиотек в борьбе с рецидивом безграмотности, приводятся данные о количестве библиотек в республике, их материальном положении и обеспеченности необходимой литературой. В исследовании приведена интересная информация о внешкольных методах борьбы с безграмотностью.Находясь под влиянием официальной идеологии, региональные исследования не привносят какого-либо принципиально нового взгляда на события, но их труды ценны богатым фактологическим материалом.
На рубеже 1980-х-1990-х гг. стали предприниматься попытки всестороннего и объективного изучения кампании по ликвидации безграмотности. Рассматривались не только достижения, но выявлялись и слабые стороны в проведении кампании. В публикациях С.А.Галина и Н.В.Акинфиевой проводится мысль о том, что для деятельности партийных и профсоюзных органов в тот период было характерно стремление как можно быстрее покончить с неграмотностью и отчитаться о проделанной работе, что приводило к необъективной отчетности, преувеличению достигнутых результатов.
Диссертация Х.А.Гайнуллина «Влияние периодической печати ТАССР на формирование и развитие историко-культурного менталитета населения в 20-80-е гг. XX в.» дает важные сведения о периодической печати, которая сыграла исключительную роль в борьбе с неграмотностью и в предотвращении рецидива безграмотности. В отсутствии методических пособий и литературы, особенно на национальных языках, газеты и журналы использовались для обучения чтению и выполняли важную коммуникативную функцию.
Л.Р.Муртазина в диссертации “Педагогический анализ деятельности ликбезов: (на примере Республики Татарстан)” рассматривает особенности ликвидации безграмотности в ТАССР, приводит данные по грамотности татар в начале XX века, указывая на высокий процент грамотности среди них. Автор утверждает, что к началу 1940-х годов работы по ликвидации безграмотности в ТАССР в основном были завершены . Л.Р.Муртазина рассматривает ликвидацию безграмотности не только как исторический процесс, но и с точку зрения педагогической теории.
Также большое значение имеет статья Глущенко И.В. «Советский просветительский проект: ликвидация неграмотности среди взрослых в 19201930-е годы» В данной работе автор анализирует этапы, организации и средства осуществления советской кампании по ликвидации неграмотности среди взрослых, проводившейся в 1920-1930-е годы. И.В.Глущенко показывает, что в ходе кампании целые слои населения не только учились читать и писать, но осваивали и частично сами формировали новый «советский язык».
В целом, для всех советских исследователей характерна значительная политизация проблемы, поддержка официальных выводов о сущности и итогах борьбы с неграмотностью в 1920-ые годы. В постсоветский период в исторической науке началась работа по переосмыслению хода и итогов кампании по борьбе с безграмотностью. На современном этапе упор делается на региональные исследования.
Территориальные рамки охватывают Татарскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.
Хронологические рамки данной работы охватывают 1920 - 1929-ые гг. Такой выбор хронологических рамок объясняется тем, что 26 декабря 1919 года был издан декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О ликвидации
безграмотности в РСФСР». Согласно ему, все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или русском языке. В 1930 году было введено всеобщее начальное образование. С этого времени начинается новый этап в ликвидации неграмотности.
Данная работа состоит из 3-х глав, разделенных на параграфы. Первая глава посвящена организации учебного процесса в Татарской Республике. В первом параграфе рассматривается грамотность населения республики к началу образовательной реформы. К 1917 году в России более 70% населения по-прежнему оставалось неграмотным, причем доля неграмотных в сельской местности составляла 80,4%, а среди женщин—93%36. В ТАССР к началу кампании по ликвидации безграмотности ситуация в целом была сопоставима с положением по стране, но были и свои особенности ввиду полиэтничности региона.
В течение 1918-1919 гг. были разработаны основополагающие принципы ликвидации безграмотности в России. Они нашли свое выражение, прежде всего, в декретах советской власти «О мобилизации грамотных» от 10 декабря 1919 года и «О ликвидации безграмотности населения РСФСР» от 26 декабря 1919 года. Работа в ТАССР шла в рамках указанных документов, но было уделено особое внимание организации учебного процесса на русском языке для нерусских народов республики. Третий параграф посвящен важной для ТАССР проблеме - организации национального образования и реформе татарского алфавита в 1920-ые гг. и ее влиянии на грамотность татар. В 1920-ые гг.«яналиф» провозглашается одним из главных направлений развития культуры народов СССР, а арабская графика объявляется реакционной помехой на пути к социализму. Реорганизация письменности создалановую проблему: та часть населения, которая раньше считалась грамотной, в одно мгновение переходила в лагерь безграмотных.
Вторая глава состоит из двух параграфов и посвящена экономическому положению культурно-просветительных учреждений и подготовке кадров для них. В 1920-ые годы, как и в последующее время, чувствовалась острая нехватка учителей, а квалификационный уровень педагогов был весьма низким. В тоже время школы не были обеспечены необходимыми учебными пособиями.
В третьей главе рассматриваются внешкольные методы культурного просвещения масс. Государство отводило культурно-просветительским учреждениям и печатным органам значительную роль в борьбе с безграмотностью. Было крайне необходимо поддерживать интерес населения к чтению, чтобы не допустить у них рецидива безграмотности. Довольно распространенным явлением было то, что после окончания обучения, чтение забрасывалось. При непродолжительных сроках курсов ликбезов это означало, что бывший обучающийся забывал практически все. Чтобы не допустить развитие такой ситуации, по стране создавалась широкая сеть библиотек и изб-читален.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют принципы историзма и научной объективности, системный подход, которые позволяют рассмотреть изучаемый предмет в развитии, учитывая конкретноисторические условия. Методы исследования: анализ исторической литературы, учебно-методической документации; изучение и анализ архивных документов по теме. При подготовке работы использовались также сравнительно-исторический анализ, историко-ретроспективный метод, метод актуализации, статистический метод для обработки количественных материалов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение архивных материалов и исторической литературы позволило прийти к выводу, что работа по ликвидации безграмотности в ТАССР имела свои особенности. Это обстоятельство объясняется многонациональностью республики. Уровень грамотности среди разных народов, населявших ТАССР, к моменту принятия Декрета о ликвидации безграмотности, был совершенно различным. Среди всех народов республики только татары в массе своей владели грамотой на родном языке, остальные народы обучались грамоте на русском языке. В конце XIX - начале XX уже были заложены национальные традиции борьбы с неграмотностью и были достигнуты определенные позитивные результаты. Следовательно, нельзя сказать, что борьба с неграмотностью возникла только с приходом новой власти.
Одним из главных проблем, с которой столкнулась ТАССР в процессе ликвидации неграмотности, была смена алфавита и введение яналифа. Эта реформа перечеркнула все результаты, которые были достигнуты за 7 лет. На характер проведения ликвидации безграмотности также повлияли трудности экономического характера, в первую очередь, голод в Поволжье 1921-1922 годов, снятие органов народного образования с госбюджета.
На становление национального образования народов ТАССР в первую очередь влияла нехватка необходимых учебных пособий и квалифицированных кадров. Нацменьшинства из-за нехватки или полного отсутствия необходимых материалов были вынуждены учиться на русском языке, либо, когда это было возможно, приспосабливать русские учебники под свои нужды. При этом считалось, что первоначальная ликвидация безграмотности должна была проходить именно на родном языке. ТАССР к 1930 году частично преодолела методический кризис и была способна делиться своим опытом с другими автономными и союзными республиками.
Создание широкой сети культурно-просветительных учреждений выявило еще один неразрешенный вопрос—отсутствие специалистов с хорошим профессиональным образованием. В условиях экономической разрухи и сжатых сроков, выделенных на ликвидацию безграмотности, были организованы различные формы подготовки и переподготовки просвещенцев: курсы подготовки и переподготовки, педтехникумы. Ведущую роль в подготовке специалистов и повышении квалификации уже работающих просвещенцев играл Восточный Педагогический институт. Но в 1920-ые годы проблему с нехваткой кадров решить не удалось.
Материальное и финансовое обеспечение культурно-просветительных учреждений не было налажено на должном уровне. Культурнопросветительные учреждения в рассматриваемый период финансировались из двух источников: государством и ОДН. Но страна еще не оправилась от последствий известных событий - Первой мировой войны, революций, Г раж- данской войны. Последняя в начале образовательной реформы даже не закончилась. Кроме того, по ТАССР нанес существенный урон голод в Поволжье. В голодные 1921-1922 годы была введена плата за обучение, большинство школ было вынуждено перевестись на самообеспечение, но эти меры не могли решить глобальную нехватку финансирования. В эти годы набирает популярность лозунг «Грамотный, обучи неграмотного!». Каждый грамотный должен был ввести плату за обучение одного неграмотного, либо сам заняться его образованием. Следует отметить, что плата в это время принималась не только деньгами, но и продуктами. Чтобы сохранить культурнопросветительные учреждения, работники просвещения вынуждены платить на бытовые нужды учреждения из своего кармана. При этом работники просвещения не были защищены ни в правовом, ни в материальном отношении - их заработная плата была одной из самых низких, как в целом по стране, так и в республике в частности.
Возникшая первоначально на общественных началах кампания по ликвидации, постепенно была объявлена составной частью культурной революции и стала более политизироваться. Образование, так или иначе, базируется на какой-либо идеологической основе, но в СССР политизация приобрела чудовищные масштабы. Овладение грамотой стало превращаться в инструмент для овладения политической грамотой. Превращение борьбы с неграмотностью в составную часть культурной революции привело к полному контролю государства над этим процессом.
Ликвидация безграмотности шла не только в школах, в эту кампанию были втянуты и другие культурно-просветительные организации. Их первоначальное разнообразие впоследствии было ликвидировано, и типовым культурно- просветительным учреждением признавалась изба-читальня. Это обстоятельство также доказывает подчинение кампании государству. Избы- читальни не смогли в полной мере выполнить возложенную на них задачу, в первую очередь из-за материальных затруднений и сопротивления населения, но они провели большую работу по вовлечению молодого поколения в новую культуру и противодействию возрождения неграмотности, тем самым создавая базу для дальнейшей работы в этом направлении.
СССР не смогла ликвидировать безграмотность ни к 1927, ни к 1930 году. Уровень грамотности населения действительно вырос, но это были совсем не те цифры, на которые рассчитывало государство. Время разноформатных школ ликвидации безграмотности и краткосрочных курсов для преподавателей прошло. Стало ясно, что окончательно победить неграмотность можно только созданием логичной и последовательной системы образования, а главное—введением обязательного всеобщего начального образования, что и было сделано в 1930 году.



1. Ф. Р-152 Арский кантонный совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и его исполнительный комитет Татарской АССР, Оп.2Л., Д.58 Ведомости на выдачу зарплаты инструкторам ликбеза, школьным и внешкольным работникам отдела Просвещения.
2. Ф.Р-182.Больше-Шемякинский волостной совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и его исполнительный комитет Буинского кантона Татарской АССР, Оп.1.Д.67 Сведения о ликвидации безграмотности в селах.
3. Ф.Р-188 Пановский волостной совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и его исполнительный комитет Арского кантона Татарской АССР, Оп.7., Д.38 Устав сельских культурно-просветительных кружков, переписка со школьными советами по организационным и хозяйственным вопросам.
4. Ф.Р-1251 Отдел народного образования исполнительный комитет Свияжского кантонного совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Татарской АССР, Оп.1., Д.122 Отчеты и доклады о деятельности ликвидаторов безграмотности, списки неграмотных граждан.
5. Ф.Р-1251 Отдел народного образования исполнительный комитет Сви- яжского кантонного совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Татарской АССР, Оп.1, Д.131 Протоколы заседаний волполитпросвет- кома и отчеты о работе библиотек, клубов
6. Ф.Р-1251 Отдел народного образования исполнительный комитет Свияжского кантонного совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Татарской АССР, Оп.1, Д.146 Отчеты КОНО, протоколы заседаний по организации кружков, ликвидации безграмотности, списки безграмотных
7. Ф.Р.-1251 Отдел народного образования исполнительный комитет Сви- яжского кантонного совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Татарской АССР, Оп.1, Д.163 Отчеты о деятельности пунктов ликвидации неграмотности.
8. Ф.Р-1597 Отдел народного образования исполнительного комитета Казанского районного совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Татарской АССР, Оп.1, Д.18 Материалы по ликбезу/отчеты, протоколы, комиссий по проверке знаний в школах ликбеза.
9. Ф.Р-2029 Отдел народного образования исполнительного комитета Чистопольского района совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Татарской АССР, г. Чистополь, Оп.1, Д.230 Списки неграмотного населения в кантоне, переписка КОНО по ликвидации безграмотности, заявления школьных работников о приеме на работу по ликвидации безграмотности.
10. Ф.Р-2029 Отдел народного образования исполнительного комитета Чи - стопольского района совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Татарской АССР, г.Чистополь, Оп.1, Д.246 Отчеты о работе библиотек и изб-читален
11. Ф.П-4034.Татарский республиканский комитет Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи, г. Казань, Оп.1., Д.129 Протоколы заседаний мусбюро, чувашских и марийских секций при Губкомоле и общих собраний секций волостных и районных. Положения и инструкции о формах работ среди национальных меньшинств, о работе среди молодежи и о 1 -й Всероссийской конференции РКСМ восточных народностей. Отчеты и доклады отдела национальных меньшинсктв о работе секций.
12. Ф.П-4034. Татарский республиканский комитет Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи, г.Казань, Оп.12., Д.41 Копии постановлений, выписки из протоколов заседаний бюро ОК ВКП/б/, о назначении, переводе на работу комсомольцев, ликвидации неграмотности, благоустройстве г. Казани, развитии промышленности о марксистско-ленинском воспитании членов и кандидатов партии.
13. Ф.П-4034. Татарский республиканский комитет Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи, г. Казань, Оп.13., Д.90 Сведения о состоянии педагогических кадров в Татреспублике, о неграмотных комсомольцах, о количестве учащихся, о ходе приема в Вузы и техникумы, о школьном строительстве, об участии школ ФЗУ во Всесоюзном соц. Соревновании.
Сборники материалов
14. Агзамов .Ф.И, Айнутдинов А.К. Печать, радиовещание и телевидение
Татарии: 1917-1980. Сб. документов и материалов/Ф.И.Агзамов,
А.К.Айнутдинов, 3.3. Мифтахов . - Казань: Таткнигоиздат, 1981. -296 с.
15. Директивы ВКП(б) по вопросам просвещения: Вопросы народного просвещения в основных директивах съездов, конференций, совещаний ЦК и ЦКК ВКП( б)/под ред. И.Д.Давыдова и И.Г.Клабуновский - М.;Л.: ОГИЗ: Наркромпрос РСФСР, 1931. - 495 с.
16. Культурное строительство в Татарии: 1941-1970. Документы и матери- алы/под ред. М.К.Мухарямова, М.3.Тутаева - Казань, Таткнигоиздат, 1976. - 412 с.
17. Народное образование в СССР.Общеобразовательная школа. Сборник Статистическая документация:
18. Богданов И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и СССР/И.М.Богданов- М.: Статистика,1964.—195 с.
19. Всесоюзная перепись населения 1926 год. Том III ( Народность, родной язык, возраст, грамотность) - М.: Изд. ЦСУ Союза ССР, 1928.-628 с.
20. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. XIV. Казанская губерния/под ред. Н.А.Тройницкого-СПб..:Издание центрального статистического комитета министерства внутренних дел. 1903- 284 с.
21. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. ХЬУ.Уфимская губерния. Тетрадь 2/под ред. Н.А.Тройницкого-
СПб..:Издание центрального статистического комитета министерства внутренних дел.1904—189 с.
Методические пособия, инструкции, рекомендации
22. Богуславская Н. В поисках методов занятий с неграмотными и малограмотными взрослыми/Н.В.Богуславская//Пять лет борьбы с неграмотностью. М.: Долой неграмотность, 1925.-С35-45
23. Здоров А.Е. Методика обучения грамоте взрослых / А.Е.Здоров-М.: Госиздат, 1929.-175 с.
Доклады, речи, выступления, статьи руководителей Коммунистической партии и правительства :
24. Калинин М.И. О коммунистическом воспитании/М.И. Калинин.—М.: Госполитиздат, 1959.—87 с.
25. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в 10 томах. Том 9. Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразова- ние/Н.К. Крупская.— М.: Изд-во АПН РСФСР,1960—833 с.
26. Ленин В.И. К вопросу о политике Министерства народного просвещения (дополнение к вопросу о народном просвещении)//Полное собрание со- чинений.Т.23.-М.:Изд-во политической литературы, 1973.-С.125-135
27. Ленин В.И. Перлы народнического прожектерства//Полное собрание сочинений Т.2.—М.: Изд-во политической литературы, 1967—С.471-504
28. Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде учителей- интернационалистов 5 июня 1918 г.//Полное собрание сочинений Т.36.— М.:Изд-во политической литературы, 1969—С.420-421.
29. Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде по просвещению 28 августа
1918 г.//Полное собрание сочинений.Т.37.—М.: Изд-во политической
литературы, 1969—С. 74-78.
30. Луначарский А.В. Вопросы культурного строительства в
РСФСР/А.В.Луначарский — М.-Л., 1929.-143 с.
31. Луначарский A.B. Задачи партии на третьем фронте/A.B. Луначарский //О народном образовании.-М. : АПН РСФСР, 1958. С. 230-241.
32. Луначарский А.В. Основные принципы единой трудовой школы [
Электронный ресурс]—URL: http: //makarenko-
museum.ru/lib/Science/Lunach/Lunacharskiv AV Main principels of united lab our School.htm. (дата обращения 21.02.2019)
33. Луначарский A.B. Положение народного образования/A.B. Луначар- ский//О народном образовании.-М. : АПН РСФСР, 1958. С. 219-229. Периодическая печать
34. Вестник научного общества Татароведения. Номер за 1926 год.
35. Красная Татария. Номера за 1924-1929 гг.
36. Смена. Номера за 1924-1929 гг.
37. Труд и хозяйство. Номер за 1926 год.
38. Учительская газета. Номера за 1924-1929 гг.
39. Литература:
1. Абросимов М.А Ликвидация безграмотности ( ликбез ) в СССР / М.А. Абросимов // Язык как основа современного межкультурного взаимодействия: сб. тр. науч. - практич. конф.-Пензенский государственный технологический университет.-2016.-С. 103-108
2. Бабурина Н.И. Реальность утопии: искусство русского плаката XX века/ Н.И.Бабурина, К.Васник. -М.:Прогресс -Традиция,2004. -415 с.
3. Бобрышев В.Т. Год работы по ликвидации неграмотности/В.Т. Бобры- шев.-М.: Долой неграмотность, 1925. -48 с.
4. Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры:1917-1927 гг./Отв.ред. М.П.Ким.-М.:Наука,1985.-528 с.
5. Галиуллина Д.М. Татарский национальный букварь конца XIX - начала XX вв. как особый вид нарратива / Д.М. Галиуллина // Научный Татарстан. -
2012. -№1. -С. 15-24.
6. Гарипова З.Г. Культурно-просветительная работа в Татарии в годы первой пятилетки/ З.Г. Гарипова.—Казань: Татарское кн. изд-во, 1985.—160 с.
7. Глущенко И.В. Советский просветительский проект: ликвидация неграмотности среди взрослых в 1920-1930- е годы / И.В.Глущенко // Вопросы образования. -2015. -№ 3. - С. -246-282
8. Гозулов А.И. Переписи населения СССР и капиталистических стран/ Под ред. С.Г.Струмина.-М.: Редакционно-издательское управление ЦУНХУ Госплана СССР и В/О "СОЮЗГОРУЧЕТ", 1936. -588 с.
9. Головин С.А. Имущественная дифференциация доходов населения СССР в 20-30-ые годы ХХ,/С.А.Головин// Известия Российского государственного педагогического университета А.И.Герцена.2008.-№66-С.178-186
10. Горохов В.М., Рождественский Б.П. Развитие народного образования в Татарской АССР. / В.М.Горохов, Б.П.Рождественский. - Казань:[Б.и. ], 1958. -78 с.
11. Жирнов Е. «На 1 июля 1965 г. по области осталось 398 неграмотных» / Е.Жиронов // Коммерсантъ Власть. - 2012. - №5 - С.50
12. Журавлев В. П. Первые стабильные учебники (30-40-е годы ХХ века) как этап в развитии отечественных школьных учебных средств по литературе / В.П.Журавлев // Преподаватель XXI век. - 2010. -№ 1. - С.105 - 114
13. Колыханов Д.В. Введение всеобщего обязательного начального обучения в Советской России 1923-1941 гг. [ Электронный ресурс]. - URL:http://pspa.ucoz.ru/ ld/0/10 AwN.doc. (дата обращения 04.03.2019)
14. Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики (19211931)/ Ф.Ф.Королев, Т.Д.Корнейчик, З.И.Равкин. - М.:Изд-во Акад.пед.наук РСФСР,1958.-551 с.
15. Культурная революция в Татарии (1917-1937 гг.)/под ред. М.К.Мухарямова.—Казань:Татарское кн.изд-во,1986.—304 с.
16. Куманев В.А. Массовый культурный поход за ликвидацию неграмотности в советской деревне (1928-1932)/ В.А.Куманев //История СССР. -1958. -№5. -С.92-110
17. Курская А. С чем мы вступаем в 1925-26 учебный год (Итоги и перспективы борьбы с неграмотностью) / А. Курская // Народное просвещение. - 1925. - №6. - С. 112-115.
18. Литвин А.А., Ахметова А.Р. Учитель и Власть в 1920-ые гг.: проблемы социальной адаптации (на примере Республики Татарстан)/А.А.Литвин,
А.Р.Ахметова// Вестник КазГУКИ (ВАК)/.-Казань ,-2014.-№1.-С.93-97.
19. Махмутова А.Х. Становление светского образования у татар (борьба вокруг школьного вопроса 1861-1917)/ А.Х.Махмутова.—Казань: изд-во Казан.ун-та, 1982.—95 с.
20. Медынский Е.Н. Народное образование в СССР / Е.Н. Медынский-М.: изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1952.-257 с.
21. Низамов Р.Х. Ликвидация неграмотности трудящихся / Р.Х.Низамов // Борьба КПСС за развитие народного образования и культуры - Казань: Казан. гос. пед. ин-т, 1972. - С.31-45.
22. Очерки истории татарской общественной мысли/науч.ред.Р.М. Амир- занов—Казань: Татар.кн.изд-во, 2000. - 191с.
23. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в./ под ред. А.И.Пискунова.-М.:Педагогика, 1976.-593 с.
24. Ремизова Т.А. Культурно-просветительная работа в РСФСР в восстановительный период (1921-1925 гг.) / Т.А.Ремизова. -М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962. -256с.
25. Сальникова А.А. «Считая вопрос разрешенным: латинизация тюркских алфавитов и татарский национальный букварь конца 1920-х - 1930- х гг. /
А.А.Сальникова, Д.М.Галиуллина // Проблемы современного образования.- 2012.№ 5-С.39-56
26. Сафронов А.А. разработка о данных о грамотности, их информационный потенциал и достоверность/А.А.Сафронов// Доку- мент.Архив.История.Современность.- 2003. -Вып.3- С.203-220
27. Сергеев Т.С. Чувашские школы Поволжья и Приуралья в 1864-1917 годах/ Т.С.Сергеев, Л.А. Ефимов-Чебоксары: Чувашский гос. ун-т им. И.Н Ульянова, 1998-47 с.
28. Смирнов И.С. Из истории строительства социалистической культуры в первый период Советской власти (октябрь 1917-лето 1918)/ И.С.Смирнов. - М, 1949. -247 с.
29. Тутаев М.З. Развитие народного образования в Татарии (1917 - 1940 гг.). / М.З.Тутаев-Казань: Тат.кн.изд-во, 1975. - 202с.
30. Туишев Ю.А. Развитие народного образования в Татарской АССР/ Ю.А.Туишев-Казань: тип. им. Н.Александрова,1950. -24 с.
31. Фрид Л.С.Очерки по истории развития политико-просветительной работы в РСФСР (1917-1922 гг)/ Л.С.Фрид- Л:[Б.и. ],1941. -184 с.
32. Чугунов Т.Н.Народное образование в Советском Союзе и в Рос- сии/Т.Н.Чугунов—Мюнхен:[Б.и. ], 1960.—36 с.
33. Элькина Д.Ю.На культурном фронте: Из истории борьбы за ликвидацию неграмотности в СССР./Д.Ю.Элькина -М.:изд-во Ак. наук, 1959. -141 с. Диссертации и авторефераты диссертаций:
34. Ахметова А.А. Школьное образование в Татарстане в 1920-е гг.: социально-политический анализ: автореф.дис... канд. ист. наук : - Казань, 2006. - 23 с.
35. Бурдина Е.Л.Становление и особенности развития инородческой школы в России во второй половине XIX-начале XX вв. (на примере школ для татар Поволжья): дис... канд. пед. наук:13.00.01./Федеральное государственное научное учреждение Институт национальных проблем образования. - М., 2008. -210 с.
36. Гайнуллина А.В. Библиотечное строительство в Татарской АССР в 1917-1941 гг. ): дис. канд. пед. наук:05.25.03/Ленинградский ордена дружбы народов государственный институт культуры имени Н.К.Крупской.-Л., 1984. -210 с.
37. Гайнуллин Х.А. Влияние периодической печати ТАССР на формирование и развитие историко-культурного менталитета населения в 20-80-е гг. XX
в. : . дис... канд. ист. наук:24.00.01/Казанский государственный университет культуры и искусств. - Казань, 2009. -202 с.
38. Муртазина Л.Р. Педагогический анализ деятельности ликбезов: (на примере Республики Татарстан) : дис. канд. ист. наук:13.00.01./ Институт истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан - Казань,
2002. -184 с.
39. Сологуб Н.Н. Ликвидация неграмотности в Среднем Поволжье в 1917 - 1930-х годах: дис...канд.ист.наук: 07.00.02./Пенезенский Государственный Педагогический Университет им. В.Г.Белинского- Пенза, 2004. -275 с.
40. Фасхутдинова Е.Н. Учительство Казанской губернии / ТАССР в 1918 - начале 1930-х годов (по архивным документам): дис. канд. ист. наук: 07.00.02/Казанский государственный университет имени В.И.Ульянова- Ленина - Казань, 2008. - 193 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ