Введение 3
Глава I. Конкуренция между телеканалами как фактор, определяющий телевизионный контент
1.1. Развитие телевидения в условиях конкуренции 7
1.2. Современные тенденции телевизионного производства 17
1.3. Бренд-менеджмент как фактор, определяющий направление и
специфику телеканала в условиях конкурентной борьбы 27
Глава II. Особенности позиционирования телевизионного контента на федеральных и региональных телекомпаниях
II.1. Факторы, способствующие созданию и продвижению бренда телеканала
11.2. Сравнительный анализ контента федерального телеканала (на примере «ТНТ» и «СТС») 47
11.3. Сравнительный анализ контента регионального телевидения (на примере «ТНВ» и «БСТ») 58
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 68
Приложения 71
Актуальность работы. Еще несколько десятилетий назад было невозможно представить, что телевизионное производство достигнет тех результатов, которые есть сейчас. Советское телевещание включало в себя всего несколько каналов, сейчас их в десятки раз больше. Но не все телеканалы способны выжить в конкурентной борьбе.
В условиях конкуренции федеральные и региональные телекомпании предлагают свои новшества и стратегические модели продвижения собственного контента. Посредством интересных и необычных программ федеральные телеканалы повышают свой рейтинг. Контент телевизионных каналов меняется в зависимости от предпочтений массовой аудитории. На данном этапе развития телеиндустрии большой акцент делается на производстве информационных и развлекательных программ. Данная тенденция привела к перенасыщению телевизионного рынка однотипными программами. В конкурентной борьбе побеждает тот канал, которому отдала предпочтение аудитория.
Региональные телеканалы специализируются, в первую очередь, на производстве информационных программ, которые интересны и актуальны той аудитории, на которую распространяется их вещание. Региональные телекомпании, так же как и федеральные, существуют в условиях конкуренции. Они конкурируют с другими компаниями, вещающими в том же регионе.
При этом региональным телекомпаниям нет необходимости конкурировать с федеральными каналами. Более того, региональные вещательные компании сотрудничают с общероссийскими телеканалами, «поставляя» им эксклюзивные информационные сообщения.
Так же важной составляющей конкурентной борьбы является финансирование телекомпаний. Основной доход телеканал получает от трансляции рекламных блоков. Стоит отметить, что телевизионная реклама является наиболее дорогой в сравнении с другими родами средств массовой информации. Рекламодатель, выбирая телевизионный канал для продвижения своего товара или услуги, ориентируется на популярность канала.
Становление и распространение бренда телеканала это сложный и многоэтапный процесс, в который входят различные методы и подходы: от психологии и философии до менеджмента. В данной дипломной работе мы исследуем тенденции в производстве контента телеканала в условиях эфирной конкуренции.
Степень изученности данной темы, на наш взгляд, недостаточна. Немногие авторы в своих научных трудах заостряют внимание на становлении и развитии телекомпаний в условиях конкуренции. При написании дипломной работы нами были изучены исследования в области конкуренции между телекомпаниями таких авторов как В.Д. Рагулин «Особенности создания и распространения информационных программ телевидения в условиях эфирной конкуренции», В.Л. Цвик «Контент телеканала, успешный бренд», а также ряд отечественных и зарубежных трудов в области позиционирования брендов Дж. Траута, Э. Райса, Дж. Арнотт, Ф. Котлер, Д. Аакера, М. Васильевой, В.Н. Домнина, Е.В Дворникова и др.
Научная новизна работы заключается в широком изучении особенностей современной российской телеиндустрии и механизмов функционирования телевизионных каналов в условиях эфирной конкуренции. По нашим сведениям, проблемы, связанные со спецификой создания телевизионного контента в аспекте развивающихся конкурентных отношений между телевизионными каналами, прежде не рассматривались.
Цель работы: выявить основные тенденции создания телевизионного контента в условиях эфирной конкуренции.
Достижение указанной цели предполагает поэтапное решение следующих исследовательских задач:
• определить основные понятия и походы исследования;
• выявить и детально рассмотреть основные аспекты современного телевизионного производства сквозь призму конкуренции между телеканалами;
• рассмотреть бренд-менеджемент как фактор, определяющий направление и специфику телеканала в условиях конкурентной борьбы;
• проанализировать факторы, способствующие созданию и продвижению бренда телевизионного канала;
• провести исследование контента двух федеральных и двух региональных телеканалов с точки зрения эфирной конкуренции.
Объектом исследования стали особенности современной российской телеиндустрии и механизмы функционирования телевизионных каналов в условиях эфирной конкуренции.
Предметом исследования стала специфика создания телевизионного контента в аспекте рассмотрения конкурентных отношений между телевизионными каналами.
Теоретическая база. Комплексное представление о системе отечественного телевидения дают труды видных исследователей Р.А. Борецкого, В.В. Егорова, Г.В. Кузнецова, С.А. Муратова, В.Л. Цвика. Вопросам теории журналистики уделяли свое внимание известные исследователи Е.Л. Вартанова, В.М. Горохов, Е.П. Прохоров, М.В. Шкондин, Я.Н. Засурский. Также в качестве теоретической базы исследования были использованы разработки в области социологии, менеджмента, психологии, философии. Необходимость обращения к разным дисциплинам продиктована многогранностью и сложностью исследуемой проблемы.
Эмпирическая база исследования разнообразна. В нее вошли видеозаписи телевизионных программ, девять интервью (в том числе Интервью со специалистом по брендингу телеканала ТНВ), социологические опросы 150 респондентов, материалы периодической печати и сети Интернет, отдельные телевизионные документы и материалы, в том числе предназначенные «для внутреннего пользования».
Методы исследования: обработка статистических данных, сравнительный анализ контента телекомпаний, эмпирический анализ (наблюдение).
Практическая значимость. Сформулированные в данной работе выводы могут способствовать расширению и углублению научных представлений о развитии телевизионной индустрии на современном этапе. По нашему мнению, результаты исследования могут представлять интерес для главных редакторов и других менеджеров, формирующих контент телеканалов; специалистов в области PR.
Многие результаты и выводы по данной работе прошли апробацию в процессе обучения на кафедре телевещания и телепроизводства КФУ в рамках защиты курсовых работ и студенческих конференций.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения
Специфика конкуренции между телеканалами обуславливается несколькими особенностями: финансирование телекомпаний, имидж, способ вещания, охват территории и т.д. В нашем исследовании конкуренцию федеральных и региональных телекомпаний мы рассмотрели через контент телеканала, его эфирное наполнение. Выявление основных тенденций создания телевизионного контента в условиях эфирной конкуренции, являлось основной составляющей дипломной работы.
Для исследования мы выбрали одну из самых актуальных и проблемных для российского телевидения тем - создание контента в условиях конкуренции между телеканалами, как на федеральном, так и региональном уровне. Тема выглядит особенно масштабно, если говорить о главных каналах страны - «Первом канале» и «России 1». Если рассуждать в масштабах всего объема СМИ в России, как печатных, так и электронных, то эти каналы можно считать главными силами, формирующими современную телереальность в нашей стране. На примере регионального телевидения мы рассмотрели контент конкурирующих телекомпаний - «ТНВ» и «БСТ».
Исследуемая тема имеет весьма многогранный характер изучения: от журналистики до брендинга, от филологии до менеджмента. В теоретической части диплома были рассмотрены аспекты создания телевизионного контента в условиях конкуренции между телеканалами. Мы рассмотрели условия возникновения конкуренции и способы ее существования на телевидении, виды и особенности конкуренции, изменение предпочтений зрительской аудитории, способы продвижения бренда телекомпаний через современные тенденции развития масс-медиа. Контент телеканала расширяется в связи с потребностями аудитории, таким образом, конкуренция между телеканалами является условием качества. Когда телекомпании стремятся повысить рейтинги, то качество вещания и производства телевизионных программ, значительно улучшается.
Во второй главе нашего исследования мы провели анализ между федеральными телекомпаниями «Первый канал» и «Россия1», а также между региональными телекомпаниями «ТНВ» и «БСТ». Рассмотрели сетку вещания за неделю, определили основные жанровые категории программ, тем самым, вычислили долю вещания в часовом и процентном соотношении. Мы выявили аспекты существования конкуренции через эфирное наполнение телеканалов. В ходе исследования мы заметили тот факт, что контент федеральных телекомпаний и региональных схож друг с другом, представленные телеканалы имеют во многом аналогичную сетку вещания. Главной отличительной чертой является территория распространения и подача информации.
В случае с федеральными телеканалами выявили факт схожести сетки вещания. Большинство программ на «Первом канале» и «России1» аналогичны, отличительной чертой является способ подачи информации. Также обращает на себя внимание большое количество новостных программ на телеканале «Россия1». Контент телеканалов рассчитан на широкую зрительскую аудиторию, дети и пенсионеры могут найти, что посмотреть, однако, большая часть контента нацелена на мужчин и женщин от 35 до 50 лет, несмотря на то, что телеканалы являются «самыми» конкурирующими телекомпаниями в России. Схожий контент телеканалов не влияет на количество телезрителей, «Россия1» уступает «Первому каналу» всего на 3,4% от всей зрительской аудитории.
Изучив сетку вещания региональных телекомпаний «ТНВ» и «БСТ» мы выявили факт острой конкуренции, т.к. обе телестанции вещают и за пределами своего региона.
Подводя итог дипломной работы, мы предлагаем практические рекомендации по совершенствованию бренда телекомпании, которые позволят занимать лидирующие позиции в конкурентной борьбе между федеральными и между региональными телекомпаниями:
• формирование имиджа «светлого» телеканала, затрагивающего
различные аспекты жизни через расширение тем, касающихся путешествий, юмора, загадок историй;
• акцентирование внимания телекомпании на позитивных эмоциях: меньше агрессии и негатива;
• увеличение количества развлекательных и общеобразовательных программ;
• корректировка сетки вещания в соответствии с потребностями аудитории;
• включение в сетку большего количества «легких» развлекательных программ в нерабочее время;
• демонстрация кинопоказов в более ранее вечернее время;
• изменение сетки вещания в выходные дни: развлекательный контент в первой половине дня, фильмы - во второй;
• повышение уровня качества телевизионного продукта с помощью персонификации - привлечение известных экспертов и харизматичных авторитетных ведущих, а так же использование качественных декораций и грима.
В ходе исследования была достигнута цель и решены все поставленные задачи. Мы определили основные понятия и подходы исследования, выявили и детально рассмотрели основные аспекты современного телевизионного производства в условиях конкурентной борьбы, проанализировали факты, способствующие созданию и продвижению бренда телевизионного канала, провели исследование контента двух федеральных и двух региональных телеканалов с точки зрения эфирной конкуренции. Данное исследование способствует расширению и углублению научных представлений о развитии телевизионной индустрии на современном этапе.
1. Аакер Д. Создание сильных брендов. Перевод канд. экон. наук: Старов С.А., канд. экон. наук Волков Д.Д., канд. пед. наук Загорский Л.Д. - М.: Издательский дом Гребенникова, 2003г. - 340с.
2. Борецкий Р.А. Начало. К истории ТВ: выпавшее звено, или мое забытое телевидение. - М.: Глобус, 2010г. - 310с.
3. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2003г. - 412с.
4. Васильева М., Надеин А., Брэнд: сила личности. - СПб.: Питер, 2003г. - 208с.
5. Вдовин А. Региональный ТВ-бизнес - проблемы управленческого роста: телевидение и радиовещание. - М.: Аспект-Пресс, 2002г. - 349с.
6. Викентьев И.Г. Приемы рекламы: Методика для рекламодателей рекламистов. - Новосибирск: Цэрис, 2003г. - 367с.
7. Воронцова О.И. Доверие граждан к телевидению как основному каналу массовой информации. - Самара: Пресс, 2008г. - 430с.
8. Горохов В. М. Основы журналистского мастерства. Учебник для вузов по специальности журналистика. - М.: Высш. шк. МГУ, 1989г. - 457с.
9. Зайцев В.Ю. Телевидение как образец поведения аудитории. - М.: Творец, 2009г. - 366с.
10. Ивашкина О.Г. Медиапотребление: может ли интернет стать конкурентом телевидению. - Спб.; Питер, 2009г. - 298с.
11. Иремадзе Н. Политическая реклама на телевидении // Власть и общество. - М.: Пират, 2008г. - С.23-25.
12. Князев А. Журналистика конфликта: учебное пособие. - М.: Питер, 2001г. - 190с.
13. Котлер. Ф. Котлер Ф. Построение айдентики бренда: стратегия успеха на вражеском рынке. - М.: Пресс., 2002г. - 205с.
14. Кряжев Р.В., Самсонов А.Б. Корпоративная книга телекомпании. - М.: Галерия, 2004г. - 273с.
15. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика. - М.: Высшая школа, МГУ, 2002г. - 368с.
16. Мескон, М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2006г. - 217с.
17. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика». - М.: Аспект Пресс, 2003г. - 369с.
18. Пашутин Д.Ю. Роль и место телевидения в современном медиапространстве. - Самара: Рожь, 2010г. - 252с.
19. Пашутин Д.Ю. Статистическое исследование динамики телевизионной аудитории в России: дис. ... канд. экон. наук. - М., 2011. - 187 с.
20. Прохоров. Е. П. Введение в теорию журналистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика». - М.: Аспект Пресс, 2003г. - 127с.
21. Рагулина Ю.В. Особенности создания и распространения информационных программ телевидения в условиях эфирной конкуренции: дис. ... канд. филол. наук.. - М., 2006. - 186с.
22. Росситер Дж. Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. - СПб.: Питер, 2001г. - 864с.
23. Старобахин Н.Н. Программная политика общенациональных
российских телеканалов (1999-2006): информационная повестка дня и медиа-реальность: дис. ... канд. филол. наук. - М., 2008. - 179 с.
24. Столяренко Л.Д. Психология управления. - М.: Феникс, 2006г. - 210с.
25. Траут Д., Райс Э., Маркетинговые войны. - Питер, 2006г. - 464с.
26. Третьяков В.Т., Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, - М.: Ладомир, 2004г. - 150с.
27. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2004г. - 384с.
28. Шкондин М.В. Проблематика СМИ. - М.: Аспект Пресс, 2008 г. - 277с.
29. Brooks J. When Russia Learned to Read. Literacy and Popular Literature, 1861-1917. Princeton: Princeton Univ. Press, 1985. 450 p.
30. Morozov E. The NetDelusion: The Dark Side of Internet Freedom. N. Y.: Public Affairs, 2011. 394 p.
31. Roxburgh A. Pravda: Inside the Soviet News Machine. L.: Victor Gollancz, 1987. 235 p.
Интернет-источники
1. Индустрия рекламы информационно-справочный портал www.ir-magazine.ru(дата обращения: 17.07.2014)
2. Stors: территория успешного бренда www.reklama-net.ru(дата обращения: 23.10.2015)
3. Журналистика - любимое дело на любой вкус!
www.ecsoman.edu.ru(дата обращения: 15.06.2014)
4. Контент современных телекомпаний в сфере FMCG www.cfin.ru.press.management.(дата обращения: 13.03.2011)
5. Телевидение, что с тобой? Блог Александра Андреева. www.100media.ru(дата обращения: 18.12.2015)
6. Основные принципы современной телевизионной конкуренции
www.product-placement.ru(дата обращения: 08.04.2015)