Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности формирования ТВ-контента о чрезвычайных ситуациях (на примере новостных программ федеральных телеканалов)

Работа №133499

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы118
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава I. Чрезвычайные ситуации как объект освещения на телеэкране 9
1.1. Чрезвычайная ситуация как информационный повод 9
1.2. Мораль и этика журналиста при освещении чрезвычайных ситуаций 16
1.3. Особенности изменений в вещании телеканалов «Россия-1», «НТВ» и интернет-канала «Life» (в прошлом - телеканал «LifeNews») в контексте развития медиа-пространства с 2007 года по 2016 23
1.3.1. Изменение в вещании телеканала «Россия-1» 23
1.3.2. Изменения в вещании телеканала «НТВ» 25
1.3.3. Изменения в вещании интернет-канала «Life» с 2010 по 2016 год 27
1.4. Понятие «коммуникативного образа» и его структура. Влияние составных компонентов на восприятие информационного сообщения 30
Глава II. Год за три. Как изменялись принципы освещения ЧС? 39
2.1. Освещение чрезвычайных ситуаций на телеканалах «Россия-1» и «НТВ» в 2007 году 39
2.1.1. Освещение природной ЧС: ураган «Кирилл» (17- 9 января) 39
2.1.2. Освещение техногенной ЧС: вертолет Ми-8, который пропал в Магаданской области (15 сентября) 42
2.1.3. Освещение социальной ЧС: теракт в Равалпинди (27 декабря) 43
2.2. Освещение чрезвычайных ситуаций на телеканалах «Россия - 1», «НТВ» и «LifeNews» в 2010 году 45
2.2.1. Освещение природной ЧС: ураган «Алекс» (25 июня-2 июня) 46
2.2.2. Освещение техногенной ЧС: крушение вертолета Ми-8Т на Ямале (19 декабря) 48
2.2.3. Освещение социальной ЧС: захват церкви в Багдаде (31 октября) 49
2.3. Освещение чрезвычайных ситуаций на телеканалах «Россия - 1», «НТВ» и «LifeNews» в 2013 году 52
2.3.1. Освещение природной ЧС: ураган «Святой Иуда» в Северной Европе (26 октября-2 ноября) 52
2.3.2. Освещение техногенной ЧС: крушение вертолета Ми-8Т в Якутии (2 июля) 56
2.3.3. Освещение социальной ЧС: теракт в Пешаваре (22 сентября) 60
2.4. Освещение чрезвычайных ситуаций на телеканалах «Россия - 1», «НТВ» и «LifeNews» в 2016 году 62
2.4.1. Освещение природной ЧС: ураган «Мэтью» над Карибским морем (28 сентября - 10 октября) 62
2.4.2. Освещение техногенной ЧС: крушение вертолета Ми-8 на Ямале (22 октября) 64
2.4.3. Нападение на церковь в Нормандии (26 июля) 66
Заключение 69
Список используемых источников 73
Приложение 1 76
Приложение 2 92
Приложение 3 93
Приложение 4 94
Приложение 5 95
Приложение 6 96
Приложение 7 97
Приложение 8 98
Приложение 9 99
Приложение 10 100
Приложение 11 101
Приложение 12 102
Приложение 13 103
Приложение 14 104
Приложение 15 105
Приложение 16 106
Приложение 17 107
Приложение 18 108
Приложение 19 109
Приложение 20 110
Приложение 21 111
Приложение 22 112
Приложение 23 113
Приложение 24 114
Приложение 25 115
Приложение 26 116
Приложение 27 117
Приложение 28 118

Чрезвычайная ситуация. Это словосочетание ежедневно вызывает интерес телезрителей и является причиной сильнейших переживаний со стороны жертв и очевидцев. Чаще всего информационные материалы о катастрофах, становятся первыми в телеэфире. Средства массовой информации (далее - СМИ), всегда обращают внимание на чрезвычайные ситуации, так как находят в освещении подобных событий источник неординарной информации трагического, массового характера.
Телевидение является одним из основных субъектов управления социумом в условиях чрезвычайной ситуации (далее - ЧС): его аудиовизуальная специфика позволяет не только быстро информировать население, но и оказывать влияние на психофизическое состояние людей. Конкуренция в современном медиаполе способствует изменениям традиционных аспектов информационного вещания, а также, созданию телеканалов принципиально нового формата. Происходят перемены в редакционной политике, техническом оснащении, в этических нормах, что проявляется и при освещении ЧС. Это определяет актуальность данного исследования.
Цель работы - определить, как условия конкуренции влияют на процесс освещения идентичных чрезвычайных ситуаций, а также, проследить, как с течением времени изменялись аудиовизуальные приемы в эфирных материалах новостного формата.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• Обозначить особенности освещения ЧС на телевидении.
• Определить основные критерии социальной ответственности журналиста и выявить основные типы ошибок при освещении ЧС.
• Обозначить основные элементы, которые влияют на восприятие аудиовизуального контента.
• Проследить принципы освещения трех типов идентичных ЧС на выбранных телевизионных каналах.
• Определить современные тенденции освещения ЧС.
Объект исследования - освещение чрезвычайных ситуаций на телеэкране.
Предмет исследования - аудиовизуальные характеристики новостных материалов, освещающих техногенные, природные и социальные чрезвычайные ситуации.
Теоретической базой выступили работы В. Ф. Познина, П. Штомпка, М. А. Бережной, О. В. Аронсона, Д. П. Гавры, посвященные особенностям процесса коммуникации и принципам изобразительного решения в экранном произведении. С целью выяснения основных аспектов освещения ЧС на телеэкране использовались научные статьи М. Н. Белоусовой, Ю. Ю. Стрельниковой, А. Н. Широбокова, Ю. П. Пургина, Д. С. Авраамова, а также «Учебник спасателя» С. К. Шойгу и М. И. Фалеева и книгу Г. Ю. Арапова, С. И. Кузеванова под названием «Освещение журналистами экстремальных ситуаций».
Дополнительными источниками послужили толковые, и энциклопедические словари для разъяснения некоторых исторических понятий, а также отраслевые доклады и официальные отчеты о конференциях, касающихся исследуемой темы. Исключением не являются официальные Интернет-сайты исследуемых телеканалов, которые использовались для получения архивного эмпирического материала.
С целью получения полного и многоаспектного анализа были использованы не только общенаучные методы (анализ, синтез, индукция и дедукция), но и сопоставительный анализ, обобщение, а также метод экспертного интервью.
Эмпирическая база. Для изучения были выбраны информационные материалы телеканалов «Россия-1», «НТВ» и «Life» (в прошлом «LifeNews»). Все три СМИ имеют федеральный статус, но принадлежат разным владельцам. «Россия-1» входит в состав Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (далее - ВГТРК), собственником канала «НТВ» является «Газпром-Медиа Холдинг», «Life» имеет статус интернет-канала и принадлежит Анатолию Сулейманов и холдингу «News Media».
В процессе исследовательской работы были изучены информационные материалы новостных передач, которые касаются темы освещения чрезвычайных событий. Материалы отобраны с интервалом в три года и представляют собой три вида ЧС с идентичным информационным поводом. Таким образом, общие хронологические рамки исследуемых материалов охватывают период с 19.01.2007 по 22.10.2016.
В качестве материалов, которые освещали техногенные ЧС были выбраны: 2010 год - крушение вертолета Ми-8Т на Ямале (19.12), 2013 год - крушение вертолета Ми-8Т в Якутии (02.07), 2016 год - крушение вертолета Ми-8 на Ямале (22.10).
Для анализа освещения природных ЧС были выбраны: 2010 год - ураган «Алекс» в бассейне Атлантического океана (25.06-02.07), 2013 год - ураган «Святой Иуда» в Северной Европе (26.10-02.11), 2016 - ураган «Мэтью» над Карибским морем (28.09-10.10).
Для социальных ЧС взяли: 2010 год - захват церкви в Багдаде (31.10), 2013 - теракт в Пешаваре (22.09), 2016 - нападение на церковь в Нормандии (26.07)
Для того, чтобы проследить, какие принципы освещения были на телеканалах «Россия-1» и «НТВ» до появления интернет-канала «Life», для анализа дополнительно был взят 2007 год. Здесь: техногенная ЧС - вертолет Ми-8, который пропал в Магаданской области (15.09), природная ЧС - ураган «Кирилл» (17.01-19.01), социальная ЧС - теракт в Равалпинди (27.12)
За это время было просмотрено около 230 телевизионных материалов, 73 из которых отобрано для анализа.
Научная новизна исследования заключается в выявлении особенностей аудиовизуального характера, которые проявляются при освещении чрезвычайных ситуаций на телеканалах, с разной редакционной политикой.
Работа состоит из введения, двух основных глав (теоретическая и практическая), заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава представляет собой обзор теоретических аспектов о видах чрезвычайных ситуаций, о социальной ответственности журналиста при освещении ЧС, а также о телевизионных способах ее визуализации. Во второй главе проводится анализ и синтез аудиовизуальных и информационных компонентов, которые развивались в течение 6-ти лет на 3- х телеканалах, а также изучается влияние редакционной политики и технического прогресса на концепцию вещания. В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формулируются основные выводы и наблюдения относительно изученной темы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе эмпирического материала, представленного телеканалами «Россия-1» («Россия-24»), «НТВ» и «Life», можно сделать ряд выводов о том, как на протяжении нескольких лет изменялось освещение чрезвычайных ситуаций.
Важно отметить, что телеканал «Россия-1» в освещении выбранных чрезвычайных ситуаций был менее активным, чем «Россия-24». Данный вывод сделан на основе изученных архивных материалов, среди которых наибольшее число присуще круглосуточному каналу ВГТРК. Исходя из того, что оба СМИ принадлежат одному медиахолдингу, а значит, имеют одну редакционную политику, также, из того, что их информационные службы объединены, материалы рассматривались вкупе.
На наш взгляд, оперативность получения информации и степень ее полноты определяются конкретным случаем. В основе каждого из них лежит ряд факторов. Во-первых, это наличие у телеканала собственных корреспондентов на месте, где произошла чрезвычайная ситуация, или тех, кто находится ближе всего к месту ЧС. Во-вторых, техническое оснащение, которое имеет при себе репортер, оказавшийся на месте события.
Далее стоит определить динамику изменений, которые происходили при освещении чрезвычайных ситуаций различного типа.
Природные. Освещение чрезвычайных ситуаций данного типа носит наиболее стабильный характер. Развитие моделей подготовки контента имеет кольцевой характер: от технократической (2007 год), был переход к смешанному типу (социокультурный и технократический в 2010, 2013 годах), после чего произошел возврат к технократической модели (превалирует обилие числовой информации, комментарии официальных лиц). В 2013 году появляется тенденция записи стендапов в разгар ЧС, до этого появление в кадре было на стадии затухания.
При этом стоит определить характерные особенности каждого конкретного СМИ и их общие черты.
«Россия-1» («Россия-24»). Использование приема актуализации устаревшей информации посредством обновления заголовка. К 2016 году появляется элемент инфотенмента в виде программы «Мобильный репортер».
«НТВ». Наименьшее психологическое давление вербальном плане имели материалы от 2016 года. Тексты сбалансированы, аргументированы и имеют эмоционально нейтральный характер. Данный факт говорит об относительно эффективных методах изменения политики канала, которые с 2015 года проводит Тимур Вайнштейн.
«Life». 2013 год - период наиболее эффективного освещения природных ЧС. В закадровом тексте давались причинно-следственные связи произошедшего, использовались синхроны с очевидцами, комментарии экспертов, а также собственные кадры с места ЧС, в том числе из Европы. В 2016 году визуализация представлена только фотографиями и текстом. Подобные факты свидетельствуют о том, что смена формата вещания канала «Life» негативно сказалась на формировании телевизионного контента о ЧС данного типа, то есть его визуализации, объективности и оригинальности.
При освещении природных ЧС имеется несколько постоянных приемов: 1) построение заголовков на основе литературных тропов (гиперболы, метафоры, олицетворения); 2) первичная информация представлена собственными кадрами с места ЧС; 3) информирование происходит на стадиях кульминации и затухания; 6) при освещении развития ЧС и их последствий уделяется внимание не только европейским городам (где ЧС началась), но и российским.
Техногенные. Процесс освещения имеет восходящий характер. Возросла оперативность подачи эфирного материала, увеличилось качество наглядной информации, с годами увеличивалась аналитическая составляющая.
При освещении техногенных ЧС имеется несколько постоянных приемов: 1) первичная информация визуализирована только фотографиями с места авиакатастроф, картой местности; 2) в качестве компенсаторного ресурса используется инфографика.
Социальные. Аудиовизуальная составляющая оказывает наибольшее психологическое давление на зрителя (шумы, синхроны с пострадавшими, съемки из эпицентра ЧС, крупные планы с высокой эмоциональной нагрузкой).
При освещении социальных ЧС имеется несколько постоянных приемов: 1) в качестве компенсаторного ресурса используются архивные материалы (фото, видео); 2) построение заголовков на основе метафор; 3) смешанный тип подготовки контента (социокультурный и технократический); 6) анализируется влияние произошедшего на социально-политическое развитие той страны, где произошла ЧС.
При этом процесс освещения канала «Life» шел по нисходящей. В 2010 году на портале «LifeNews.ru» были размещены самостоятельные материалы о теракте. В 2013 году о произошедшей ЧС говорилось только в контексте других событий, в 2016 году о случившемся не было сказано ничего, что является отрицательным последствием смены вещания канала.
Стабильные тенденции освещения всех типов ЧС: 1) вынесение в заголовок числовых данных с целью привлечения внимания аудитории; 2) приоритетный формат эфирных материалов - БЗ (без закадровой начитки), количество сюжетов минимально; 3) вербальные акценты на сенсационную информацию (пометка «срочно», эксклюзивные кадры, первые фото).
В 2016 году приоритет в прямых включениях стал отдаваться видео формату. Наименьшее количество соединений происходило посредством телефонного звонка.
Примечательно, что на протяжении всего исследования эмпирической базы каналов «Россия-1» («Россия-24») вербальная часть сообщения вступает в конфликт с визуальной, что негативно сказывается на восприятии информации массовой аудиторией.
С 2010 года интернет-портал «LifeNews.ru» создает предпосылки для возникновения нового приема психологического давления. Его можно обозначить как «феномен LifeNews», который получил наибольшее развитие в 2016 году. Основу материалов стали составлять истории погибших или пострадавших при чрезвычайной ситуации. Таким образом нивелируется граница между жизнью зрителя и жизнью героя материала. Происходит актуализация страдания объекта информации, что ведет за собой возникновение эффекта сострадания со стороны зрителя. При этом, интернет- канал «Life» реализует феномен без учета норм этики и психологии. Наиболее часто прием используется при освещении последствий техногенных ЧС.
Подводя итог проведенной работе, мы сделали вывод, что при подготовке контента о чрезвычайных ситуациях на первое место вышла технология производства материалов и оперативность их подачи. Однако, данный факт не обеспечивает высокого журналистского качества эфирной информации, так как стремление к оперативному донесению полученных фактов, а также ставка на их сенсационность являются причиной фактических нестыковок и нарушению этических принципов. За счет подобных тенденций в социуме повышается уровень неопределенности и беспокойства, что может стать причиной такого отрицательного процесса, как манипулирование общественным сознанием.
Если говорить об общей манере подачи эфирной информации, то в ходе исследования был получен вывод, что, в отличие от телеканала «Россия-1» («России-24») и интернет-канала «Life» (бывший канал «LifeNews»), «НТВ» удалось более качественно выполнить свою информационную функцию. Это обусловлено наименьшим количеством несовпадений в изложении фактической информации, а также в предоставлении нескольких точек зрения относительно изучаемых проблем. При этом, правилу «не навреди» четко не следовал ни один телеканал, вне зависимости от редакционных изменений.


Нормативно-правовые источники
1. Международные принципы профессиональной этики журналиста. Париж. 20 ноября 1983 год.
2. Постановление Правительства РФ «О всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании». М.: 05.08.2014. С. 5
3. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». От 21 декабря 1994 года. №68 -ФЗ (ред. от 30 декабря 2008 года)
4. Федеральный закон «О средствах массовой информации». От 27 декабря 1991 года. (ред. от 30 июля 2016 года)
5. Хартия телерадиовещателей. Москва. 28 апреля 1999 года.
6. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. М., 2014.
Книги, монографии, учебные пособия
7. Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста: учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.
8. Арапова Г. Ю. Освещение журналистами экстремальных ситуаций. Воронеж, 2012.
9. Аронсон О. В. Коммуникативный образ (Кино. Литература. Телевидение.). М., 2007.
10. Браэм Г. Психология цвета. М., 2009.
11. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. СПб, 2011.
12. Князев А. А. Основы тележурналистики и телерепортажа. Бишкек, КРСУ, 2001. URL: http: //www.evartist.narod.ru/text 1/09. htm.
13. Корконосенко С. Г. Правовая и этическая культура журналиста. СПб: 2000. URL: http://evartist.narod.ru/text5/58.htm.
14. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. М., 2000.
15. Познин В. Ф. Изобразительное и звуковое решение экранного произведения: учебное пособие. СПб, 2015.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ