Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАУЧНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА НА УНИВЕРСАЛЬНЫХ И НИШЕВЫХ ТЕЛЕКАНАЛАХ: ГЕНЕЗИС. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СПЕЦИФИКА ПОДАЧИ МАТЕРИАЛА

Работа №84085

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы72
Год сдачи2016
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Понятие и определение научного стиля в журналистике 8
1.1. История образовательного телевидения в России 8
1.2. Научные программы на отечественном телевидении 17
1.3. Научная журналистика за рубежом 24
Глава II. Особенности создания научных программ на НТВ и Наука 2.0 30
2.1. Анализ образовательного контента телеканала «НТВ» 30
2.2. Анализ контента образовательного телеканала «Наука 2.0» 35
2.3. Специфика подачи информации в фильме «Еда живая и мертвая» и в
программе «Агрессивная среда» 39
2.4. Специфика подачи информации в программе «Чудо Техники» и в
программе «ЕХперименты» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Наука - это сфера человеческой деятельности. Истинную информацию об окружающем мире мы получаем именно через нее. Именно наука обращается к интеллекту и логике. Научные тексты подвластны не всем, они ориентированы на людей, которые разбираются в той или иной области. У этого стиля две основные черты: точность и объективность.
Телевидение - одно из средств массовой информации. Дееспособность разъясняется его особенностью как средства создания, передачи и восприятия информации.
«НТВ» - общероссийский телеканал, который начал свое вещание в 1993 г. Он круглосуточно транслируется из Москвы из телецентра «Останкино». Спектр программ телеканала очень широк, они посвящены различным направлениям культурной и общественной жизни: кино, науке, образованию и многим другим. В сетке вещания так же есть выпуск новостей, ток-шоу, документальные сериалы, различные дискуссии. Телеканал активно анонсирует события культурной жизни, а также передачи телеканала.
Телеканал «Наука 2.0» - это научно-популярный познавательный канал, который рассказывает о достижениях российской и мировой науки. Он входит в пакет неэфирных каналов ВГТРК «Цифровое телевидение.
В свет телеканал вышел 2 апреля 2011 г. «Наука 2.0» регулярно предоставляет зрителям эксклюзивную возможность следить за главными событиями в мире науки в режиме реального времени.
Актуальность данной работы обусловлена динамичным развитием научно-просветительских передач. В 1990-х гг. произошло резкое снижение научно-популярного телевидения в стране, так как многие ученые уезжали за рубеж в поисках возможностей для осуществления научных замыслов. Поэтому произошло обеднение научно-популярного вещания. Сегодня же наука развивается очень быстро, и ее освещают как универсальные, так и нишевые телеканалы. «НТВ» и «Наука 2.0.» принимают активное участие в формировании современного общества в качестве основных источников информации в области научного просвещения.
На «НТВ» множество научно-просветительских программ, но они транслируются только в раннее время и по выходным. Поэтому начали создаваться нишевые телеканалы, которые круглосуточно вещают программы о науке. И сегодня у таких телеканалов аудитория возрастает.
В связи с этим нам представляется интересным и актуальным исследование особенностей производства научно-просветительских программ, описание деятельности журналиста при создании научной программы, и, наконец, анализ создания таких передач.
Степень изученности темы не высока. На данный момент существует выпускная квалификационная работа Екатерины Константиновны Ревы «Телевизионная программа о науке: особенности создания (на примере ГТРК и ОТС)». В ней рассмотрены роль и значение передач о науке в структуре современного телевидения, основные принципы создания телевизионных тематических проектов, особенности создания современных телевизионных программ в рамках интертейнмент на примере телеканалов ГТРК и ОТС. В то же время история становления научной журналистики в России и за рубежом остались неизученными, также не был рассмотрен вопрос о специфике подачи материала в научных программах.
Новизна работы заключается в том, что выявлены особенности развития телевидения в научном направлении, и определена специфика подачи материала в научно-просветительских программах, на примере телеканалов «НТВ» и «Наука 2.0.», а также впервые в научные исследования включен новый эмпирический материал - научно-просветительские передачи «Еда живая и мертвая», «Агрессивная среда», «Чудо Техники» и «ЕХперименты».
Цель работы - выявить роль и место научной журналистики в контексте телеканалов «НТВ» и «Наука 2.0.» на примере передач «Еда живая и мертвая», «Чудо Техники, «Агрессивная среда» и «ЕХперименты».
Задачи работы:
1) рассмотреть специфику телеканалов «НТВ» и «Наука 2.0»;
2) проанализировать выпуски «Еда живая и мертвая » за 7.11.2015 и 30.04.2016, «Агрессивная среда» за 13.01.2014 и 24.11.2015, «Чудо Техники» за 18.05.2014 и 1.05.2016, «ЕХперименты» за 23.02.2014 и 10.03.2016;
3) выявить место и роль документального фильма «Еда живая и мертвая» и программы «Чудо Техники» на телеканале «НТВ» также передачи «Агрессивная среда» и программы «ЕХперименты» на телеканале «Наука 2.0»;
4) охарактеризовать роль выпусков «Еда живая и мертвая», «Агрессивная среда», «ЕХперименты» и «Чудо Техники» как научно-просветительских передач;
5) Сравнить «Еда живая и мертвая» и «Агрессивная среда», «Чудо Техники» и «ЕХперименты» по способу передачи информации.
Объектом исследования являются научно-просветительские передачи на универсальных и нишевых телеканалах.
Предметом исследования является специфика подачи научного материала телеканалом «НТВ» через передачи «Еда живая и мертвая» и «Чудо Техники», а телеканалом «Наука 2.0» через программы «Агрессивная среда» и «ЕХперименты».
Эмпирической базой послужили фильм «Еда живая и мертвая» и программа «Чудо Техники» на «НТВ», передача «Агрессивная среда» и программа «ЕХперименты» на «Наука 2.0». Мы выбрали эти передачи, потому что они являются новаторскими, хронологические рамки исследования с 02.11.2012 по 01.05.2016.
Методом исследования явились наблюдение - просмотр контента телеканалов «НТВ» и «Наука 2.0; сравнение - противопоставление передач «Еда живая и мертвая» и «Агрессивная среда», также программ «Чудо Техники» и «ЕХперименты»; анализ - просмотр передач «Еда живая и мертвая», «Агрессивная среда», «Чудо Техники», «ЕХперименты» по определенным критериям. Также был использован междисциплинарный подход. Для анализа стилистических и словообразовательных особенностей был использован метод лингвистического анализа.
Теоретической базой для выпускной квалификационной работы в вопросах формата передач стали исследования таких деятелей, как Журкова Д.А., Дамберга С.В., теоретической базой в вопросах функции научно просветительских передач стали учебные пособия Лазаревича Э.А., Костюк К.Н., в вопросах по теории научной журналистики помогли учебные пособия Дмитрева Л.А., Лапиной И.Ю. и т.д.
Практическая значимость работы заключается в том, что данный материал может использоваться в практической деятельности журналистов, которые специализируются в области образования, помочь выявить достаточность научно-просветительских программ на телеканалах «НТВ» и «Наука 2.0». Так же материалы работы могут быть полезны для углубления в такие дисциплины, как: аналитическая журналистика, научная журналистика, мастерство научного телеведущего и т.д.
Апробация работы: материалы и результаты исследования были предоставлены на итоговой конференции студентов КФУ (2015г.) и в двух курсовых работах по направлению «Журналистика».
Структура работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и трех приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Образовательное телевидение развивалось под действием научно-популярного кино. В 1908 г. в Москве сформировался первый образовательный лекторий - кинозал. Русский историк С.С.Гинзбург, разбирая печать тех лет, пришел к выводу, что в 1908-1914 годах в России было несколько десятков образовательных кинозалов. С 1909-1910 года было прочитано 148 лекций с сопровождением их киносеансами.
Сегодня на отечественном телевидении образовательные телепередачи существуют для разных возрастов. Каналы «НТВ» и «Наука 2.0» ориентирован на аудиторию 16 лет и старше, «Первый образовательный» - на студентов, «Россия - Культура» - на зрелую подготовленную аудиторию. Отсюда можно сделать вывод, что любой телезритель может найти образовательную программу, которая рассчитана на его возрастную группу и на диапазон его интересов.
Вместе с внедрением творческого эксперимента предыдущих поколений телевизионщиков на научно-образовательных каналах проводится и поиск новейших форм взаимодействия с аудиторией. Например, чтобы удержать молодежь, которая постепенно уходит в Интернет, создаются программы, использующие ее технологии. Многие ученые ведут свои видео-дневники в интернете. Это очень удобно, в плане того, что передачи выходят не каждый день, а наука не стоит на месте.
При рассмотрении специфики телеканалов «НТВ» и «Наука 2.0.» мы пришли к следующим выводам:
1) Телеканал «НТВ» является универсальным каналом. Несмотря на это в сетке вещания множество научно-просветительских программ - это «Еда живая и мертвая», «Чудо техники», «Их нравы», «Медицинские тайны» и т.д. Их аудитория 16+, и эти программы нацелены на расширение человеческого кругозора, объясняя все простым языком;
2) Телеканал «Наука 2.0.» - нишевый канал. Он входит в пакет неэфирных каналов ВГТРК. То есть, чтобы посмотреть этот телеканал нужно зайти в Интернет, его нет в общем доступе. Тематика канала, как видно из названия - это наука. Все программы, хоть и вещают на одну тему, но они разные. Какая-то программа рассказывает нам об окружающей нас среде, какая-то о современных военных разработках и т.д. Неподготовленному зрителю тяжело понять, так как вся информация предоставляется научным языком.
Программы о новейших научных открытиях и технологиях - «Чудо техники», «Еда живая и мертвая» - разрабатываются вместе с экспертами в той или иной области. «Чудо техники» является новаторской: до нее не существовало аналогов научной передачи про технику. На отечественном телевидении очень многообразный спектр передач о науке: канал «Техно 24», «Наука 2.0.» и т.д, но не каждый телезритель способен принять информацию, которую ему предоставляют в таком роде передач. «Чудо техники» - это доходчивый и интересный рассказ о новейших научных разработках и технологиях, которые могут поменять нашу жизнь. «Еда живая и мертвая» - это цикл фильмов, в которых рассказывается о еде. Автор этих двух проектов - Сергей Малоземов - репортер с медицинским образованием. Он всегда в курсе последних научных исследований и один из первых узнает о значимых открытиях. Но огромный плюс этих телепрограмм в том, что информацию автор предоставляет на примере бытовых ситуаций. Зрителю не надоедает информация и все общение ведущего и телезрителя проходит в легкой, учебной форме.
Программа «Агрессивная среда». Ведущая Александра Говорченко. Это научное расследование, где она вместе со зрителями пытается посмотреть на проблему с разных точек зрения. Каждый день нам угрожает множество опасных факторов, но человечество приспосабливается и иногда использует эти факторы в своих целях. Говорченко помогает нам противостоять неблагоприятной среде.
Программа «ЕХперименты». Ведущий Антон Войцеховский. Он ставит эксперименты на новейших аудиовизуальных средствах и телевизионной технике. В каждой программе автор в доступной форме раскрывает зрителям всю суть явлений и новых открытий. Ответы на свои вопросы он получает от экспертов разных областей. А с помощью анимации и графики рассказывает просто о самом сложном. В помощниках у него всегда speed-камера, которая снимает 7000 кадров в секунду. Поэтому его эксперименты - это всегда незабываемое зрелище!
Проанализировав выпуски фильма «Еда живая и мертвая» за весь период существования - это с 7.11.2015 до 30.04.2016 мы пришли к таким выводам:
1) В начале программы автор зацепляет зрителя интересным стендапом;
2) На протяжении всего фильма, ведущий проверяет любой продукт в лаборатории;
3) Конечный стендап всегда одинаковый: «Итак, эта была программа еда живая и мертвая. Программа, в которой наука объясняет, что мы едим, и как это влияет на наше здоровье. Меня зовут Сергей Малоземов, до встречи в это же время на следующей неделе»;
4) Ведущий предоставляет информацию без единого термина.
«Агрессивная среда» - транслируется с 13.01.2014г. по 24.11.2015г. За все время, программа совсем не поменялась. Отличительная черта этой передачи в том, что ведущая все эксперименты проводит на себе. Ее тексты перегружены терминами, что тяжело воспринимается человеком.
При анализе «Чудо Техники» за период с 18.05.2014 по 1.05.2016 выявлено следующее:
1) Хронометраж программы был 30 минут, сейчас 40 минут;
2) Появилась «пятерка» горячих новостей;
3) Конечный стендап всегда один: «Это было Чудо Техники - программа о том, как новые технологии и научные знания способны улучшить нашу жизнь»;
4) У иностранных ученых берет интервью на иностранном языке.
Программа «ЕХперименты» анализировалась с 23.02.2014 по 10.03.2016. За все это время, практически ничего не поменялось. Всегда используется speed - камера, которая замедляет процессы. Ведущий любит затрагивать тему передвижения, и если ему нужно что-то проверить в самых худших условиях, он их сам и создает.
При сравнении фильма «Еда живая и мертвая» и передачи «Агрессивная среда» сделаны следующие выводы:
1) Сергей Малоземов предоставляет информацию простым языком, которую воспримет даже неподготовленные зритель. Он ищет научные подсказки, которые помогают в реальной жизни, проводит эксперименты, для того, чтобы рассмотреть все варианты решения проблемы. Малоземов ездит по всем странам, для того чтобы узнать мнение ученых и людей по определенному вопросу, после чего высказывает свою точку зрения;
2) Александра Говорченко предоставляет информацию научным стилем, неподготовленному зрителю тяжело ее воспринимать. Ведущая бывает в хранилищах самых опасных штаммов, а на съемках фильма про высокое давление сама чинила линию электропередач. Телезритель узнает, что агрессивная среда во многом сподвигла человечество на открытия и изобретения;
3) Циклом фильмов «Еда живая и мертвая», создатели проекта, открывают секреты телезрителю, которые раньше науке были неизвестны. Например, в горах между Римом и Неаполем, есть деревня долгожителей. Раскрыть причину ученые пытались уже давно, и наконец, это удалось. Теперь науке известны ключевые составляющие «диеты жизни». Самое главное после просмотра этих фильмов складывается представление о еде «живой» и «мертвой»;
4) Программой «Агрессивная среда» создатели проекта рассказывают о научных открытиях более детально. Например, никто и не подумает, что удар о воду, такой же сильный, как удар машины. Отличительная черта этой программы - ведущая постоянно проводит эксперименты, даже когда есть угроза ее жизни. Не каждый человек решиться стать проводником электрического тока. Александра Говорченко - мужественная женщина, она не боится сложностей. Самое главное этот проект дает нам представление о нашей «агрессивной» среде и как ей противостоять.
Сравнивая программу «Чудо Техники» и «ЕХперименты» мы пришли к следующему:
1) Программой «Чудо Техники» создатели стараются интересно и доходчиво рассказать о новейших научных разработках, которые меняют нашу жизнь. Новинки и открытия подвергаются тщательному анализу: что-то тестируют на себе, что-то на специально приглашенных героях. Проникают в саму суть вещей при помощи компьютерной графики и экспериментов в лаборатории;
2) Создатели программы «ЕХперименты» рассказывают просто о самом сложном. Например, о научных явлениях и открытиях. У ведущего в помощниках speed - камера, которая снимает семь тысяч кадров в секунду. В отличие от всех программ, их эксперименты всегда зрелищные.
Конечно, создаются множество телеканалов, как нишевых, так и универсальных. И конкуренция между ними высока. Но нишевым телеканалам есть над чем поработать, например, над спецификой подачи материала, а универсальным побольше вносить научно-просветительских программ в сетку вещания. Но на данный момент образовательное
телевидение не может полностью заменить школьного университетского образования. Конечно, оно очень хорошее дополнение к базовым знаниям, и на наш взгляд, научно-образовательные телеканалы все-таки могут стать хорошей площадкой для обучения детей любого возраста, так как дети сейчас очень быстро развиваются, чем раньше. Ведь у них для этого есть все условия. Но не стоит забывать маленьким детям обязательно нужно живое общение, а телевидение не способно это дать.
Перспективой исследования может быть изучение зарубежных научно-просветительских передач. Так как в нашей работе проведен анализ только отечественных передач. За рубежом наука развивается намного быстрее, поэтому в будущем можно сопоставить отечественные и зарубежные программы.



1. Андерс Г. Мир как фантом и матрица: философские размышления о радиовещании и телевидении// Искусство кино, №2, 2005. - 90 с.
2. Аносова, С.Н. Игровые проявления, как способ подачи теленовостей / С.Н. Аносова. - М.: Мир, 2009. - 47 с.
3. Арутюнов В.С., Лисичкин Г.В., Малинецкий Г.Г. Наука
России. От настоящего к будущему. Изд-во: «Книжный дом
«ЛИБРОКОМ», 2009г. - 492 с.
4. Белых И.Г. Главная проблема российской науки сегодня/Актуальные проблемы современной науки, 2008. - 32 с.
5. Ваганов П.А. Физики дописывают историю. Химия и жизнь, 1998, 9(10), 74-78 с.
6. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества на телевизионных подмостках: учебное пособие. М.: Изд-во: Высшая школа, 2003г. - 184 с.
7. Владимирова М. Что ждет российское ТВ?// Журналист, №4, 2008. - 44 с.
8. Дмитриев Л.А. Телевизионные жанры. Изд-во: М., 2011 - 56 с.
9. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М.: Изд- во: Воскресенье, 1999. - 416 с.
10. Комарова М.А. Осенняя ярмарка в храме наук. Коммерсантъ - Властъ, 1998, 40(292), 34 с.
11. Лазаревич Э.А. Искусство популяризации науки. 2-е изд. Изд- во: Наука, 1978. - 224 с.
12. Лапина И.Ю. Научно-популярное телевидение: драматургия мысли. М.: Изд-во: МГУ, 2007. - 160 с.
13. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. М.: Изд-во: МГУ, 1999. - 304 с.
14. Раззаков Ф.И. Блеск и нищета Российского ТВ. Изд-во: ЭКСМО, 2009. - 890 с.
15. Самарцев О.Р. Телевидение, личность, образование: Очерки теории образовательного телевидения. Ульяновск: Изд-во: Дом печати, 1998. - 35 с.
16. Симонов А.К. Журналист в поисках информации. Сборник материалов для работников СМИ и будущих журналистов 5-е изд. М.: Изд-во: Галерея, 2004. - 180 с.
17. Семенов Е.В. Наука в России: современное состояние и стратегии возрождения. М.: Изд-во: Логос, 2004. - 376 с.
18. Сорокина Е. Телевидение переходит на личности// Наука и жизнь, №1, 2006. - 81 с.
19. Стрельникова Л.Н. О тенденциях в мировой журналистике и месте науки в СМИ // Стенограмма мастер-класса «Наука в СМИ сегодня. Опыт российской и британской журналистики» в рамках Недели науки в г.Санкт-Петербурге, 4-5 апреля 2003.
20. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. М.: Изд-во: Аспект Пресс, 2010. - 352 с.
21. Уэллс У., Вернст Д., Мариарти С. Реклама. Принципы и практика. СПБ.: Изд-во: Питер, 2001. - 391 с.
22. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие / В. Л. Цвик. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 382 с.
23. Writers of SciLance, T.Hayden, M.Nijhuis. The Science Writers Handbook . Pub.: Da Capo Press, 2013. - 320 с.
Электронные ресурсы:
1. Сайт телеканала НТВ. Режим доступа: http://www.ntv.ru,
свободный. - Проверено 12.03.2016.
2. Сайт телеканала «Наука 2.0.». Режим доступа: http: //www.naukatv.ru/about.html, свободный. - Проверено 15.03.2016.
3. Фильм «Еда живая и мертвая. Рыба» Сергея Малоземова от 7.11.2015г. Режим доступа:
http://www.ntv.ru/peredacha/Eda jivaya i mertvaya/m50864/o365456/, свободный. - Проверено 22.03.2016.
4. Фильм «Еда живая и мертвая. Яйца» Сергея Малоземова от 30.04.2016г. Режим доступа:
http://www.ntv.ru/peredacha/Eda jivaya i mertvaya/m52780/o390378/, свободный. - Проверено 1.05.2016.
5. Программа «Чудо Техники» Сергея Малоземова от 2.12.2012г. Режим доступа:
http://www.ntv.ru/peredacha/chudo. tehniki/m24780/o122876/,свободный. - Проверено 28.03.2016.
6. Программа «Чудо Техники» Сергея Малоземова от 1.05.2016г. Режим доступа:
http: //www.ntv.ru/peredacha/chudo. tehniki/m24780/o391677/,свободный. - Проверено 03.05.2016.
7. Программа «Агрессивная среда. Аллергия» Александры Говорченко от 13.01.2014г. Режим доступа:
http://2.russia.tv/video/show/brand id/48985/episode id/682487/video
id/682487/,свободный. Проверено 03.04.2016.
8. Программа «Агрессивная среда. Еда» Александры Говорченко от 24.01.2015г. Режим доступа:
http://documentalfilms.ucoz.ru/load/raznoe/eda. i produkty/agressivnaja sreda eda/161-1-0-28511,свободный. - Проверено 10.04.2016.
9. Программа «ЕХперименты. Беспилотники» Антона
Войцеховского от 23.02.2014г. Режим доступа:
http://zserials.tv/dokumentalnye/nauka-2-0-ehperimenty.php,свободный. - Проверено 16.04.2016.
10. Программа «ЕХперименты. Звуки музыки» Антона Войцеховского от 10.03.2016г. Режим доступа: http://zserials.tv/dokumentalnye/nauka-2-0-ehperimenty.php,свободный. - Проверено 23.04.2016.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ