Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гендерная специфика компьютерного дискурса (на материале Интернет-комментариев к статьям)

Работа №82372

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы106
Год сдачи2016
Стоимость4825 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
124
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Дискурс как объект лингвистического исследования 6
1.1. Понятие «дискурс» и основные подходы к его изучению 6
1.2. Виды и свойства дискурса 22
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Роль гендерного фактора в современном виртуальном мире... 28
2.1. Проблематика гендерных исследований в отечественной и зарубежной
науке 28
2.2. Гендерные особенности электронной коммуникации 35
2.3. Гендерные ресурсы интернета (мужские и женские вебсайты) 45
Выводы по главе 2 49
Глава 3. Интернет-комментарий как показатель гендерных сходств и различий в дискурсе мужчин и женщин 51
3.1. Функциональная роль интернет-комментария к статье на сайте 51
3.2. Особенности мужского дискурса на примере комментариев к статьям на
сайте для мужчин 56
3.3. Особенности женского дискурса на примере комментариев к статьям на
сайте для женщин 63
Выводы по главе 3 70
Заключение 72
Список литературы 76
Приложение 1 83
Приложение 2 98


В последние несколько десятилетий постоянно увеличивается количество исследований и публикаций, посвященных изучению виртуальной реальности. И это неудивительно, так как в эпоху информационной революции, обусловленной возникновением Интернета, практически большая часть нашего общения происходит по электронным каналам коммуникации, т. е. опосредуется с помощью компьютера.
Наше внимание в этой новой лингвистической среде привлекла роль гендерного фактора - его влияние на электронную коммуникацию, так как известно, что гендерная составляющая является достаточно значимой в структуре любой языковой личности. Некоторые ученые, например О. Л. Каменская, даже говорят о языковой личности мужчины и языковой личности женщины [Каменская 2002:18]. Соответственно, может возникнуть и вопрос, как соотносится языковая виртуальная личность мужчины с языковой виртуальной личностью женщины?
Актуальность данного исследования заключается в гендерном исследовании особенностей дискурса женщин и мужчин в условиях современного виртуального общества.
Научная новизна исследования состоит в том, что в настоящее время недостаточное количество работ посвящено изучению гендерных различий мужчин и женщин именно на примере интернет-комментариев.
Объектом исследования выступает дискурс мужчин и женщин, отраженный в их интернет-комментариях к статьям на сайтах.
Предмет исследования - гендерные сходства и различия интернет- дискурса мужчин и женщин на специализированных вебсайтах.
Цель исследования состоит в выявлении гендерных маркеров в дискурсе женщин и мужчин посредством изучения особенностей их речевого поведения в Интернет-дискурсе.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные подходы к изучению дискурса;
2. Рассмотреть основные виды и свойства дискурса;
3. Проанализировать проблематику гендерных исследований в отечественной и зарубежной науке;
4. Рассмотреть гендерные особенности электронной коммуникации;
5. Выявить характерные особенности и функции вебсайтов, позиционирующих себя как «мужские» или «женские»;
6. Определить роль интернет-комментария к статье на сайте;
7. На примере комментариев из сайта для мужчин и сайта для женщин сравнить женские и мужские особенности речевого поведения.
Поставленные цель и задачи обусловили подбор методов научного исследования: анализ научной литературы; сравнительный метод; метод сплошной выборки; статистический метод.
Материалом исследования явились комментарии к статьям, оставленные пользователями на популярном сайте для женщин Lady@mail.ruи сайте для мужчин Маскулист. Было отобрано 100 комментариев, оставленных женщинами, и 100 комментариев, авторами которых были мужчины; все комментарии датированы 2014-2015 гг.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что изучение особенностей дискурса противоположных полов вносит вклад в развитие гендерных исследований и разработку проблем гендерной лингвистики.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы и результаты могут быть использованы на занятиях по лингвистике, психологии гендера и другим дисциплинам, где гендерный фактор играет значительную роль, а также в специальных курсах по гендерной лингвистике.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, ее теоретическая и практическая значимость, формулируются цель и задачи исследования.
В первой главе рассматриваются основные подходы к изучению дискурса, характерные свойства и виды дискурса.
Во второй главе изучаются исследования отечественных и зарубежных ученых, посвященные гендерной проблематике, рассматриваются особенности компьютерного дискурса, обусловленные гендерным фактором, а также дается ответ на вопрос, что представляют собой женские и мужские вебсайты.
В третьей главе рассматриваются роль и значение комментариев, оставляемых пользователями к онлайн-статьям на сайтах; на примере комментариев из мужских и женских сайтов выявляются характерные особенности дискурса представителей обоих полов.
В заключении представлены основные выводы и результаты исследования.
В приложениях представлены примеры комментариев, отобранные методом сплошной выборки из сайта для женщин Lady@mail.ruи сайта для мужчин Маскулист.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, особенности дискурса мужчин и женщин являются важнейшим показателем гендерных различий противоположных полов, и речевое поведение, характерное для мужчин и женщин в Интернет- пространстве, представляет собой яркий пример этих отличий.
В ходе исследования нами были решены все задачи, поставленные для достижения цели исследования.
Были рассмотрены виды и характерные свойства дискурса, а также основные подходы к его изучению.
Опираясь на научные труды отечественных и зарубежных лингвистов (В.Лабов, Д.Таннен, Е.Горошко, Н.Янко-Триницкая и т.д.), была проанализирована проблематика гендерных исследований в науке, определены предпосылки становления и развития гендерных исследований в языкознании.
Мы выяснили, что исследование гендера в лингвистике охватывает 2 основные группы проблем: язык и отражение в нем пола; речевое поведение мужчин и женщин.
В отечественном языкознании можно выделить несколько основных направлений развития лингвистической гендерологии: социо- и психолингвистическое, лингвокультурологическое, коммуникативно - дискурсивное.
В связи с нарастающей популярностью электронного общения были рассмотрены гендерные особенности электронного дискурса.
Проанализировав этапы изучения гендерных аспектов электронного дискурса, мы пришли к выводу, что Интернет-пространство, изначально считавшееся лишенным гендерных различий в силу анонимности посетителей и преобладающего количества пользователей мужского пола, отнюдь не гендерно-нейтрально как предполагалось ранее. Рост числа пользователей женского пола привел к усилению гендерного фактора в сети. В этой связи значительно увеличилось количество исследований, посвященных данному вопросу, начали разрабатываться специальные подходы к изучению гендера в электронном дискурсе.
Согласно исследованиям таких ученых как О.Митина, А.Войскунский, Ш.Текл, Дж.Морахан-Мартин и т.д., к особенностям поведения женщин в сети можно отнести более высокую активность пользования Интернетом в целях компенсирования одиночества, эмоциональность общения, сравнительная краткость реплик, высказывание мнений в осторожной и смягченной форме; для мужчин характерно доминирование в общении, решительность высказываний, вербальная агрессивность.
Нами были выявлены причины активного посещения пользователями сайтов, предназначенных для мужчин или для женщин. Подобные сайты предлагают огромное количество статей, посвященных проблемам, с которыми сталкиваются представители обоих полов. Возможность обсудить эти проблемы, попросить совет, поделиться опытом, анонимность обеспечивают таким сайтам постоянный рост посетителей. Главное преимущество заключается в удобстве - нет необходимости выходить из дома и покупать журнал, в любое время можно зайти на интересующий сайт и найти полезную информацию.
Так как комментарии, оставленные пользователями на данных сайтах, представляют собой неотъемлемую часть «жизни» сайта, мы попытались определить функциональную роль интернет-комментария к статье на сайте.
Итак, задача комментария заключается в выражении оценки информации, согласия или несогласия с мнением автора, уточнении непонятных моментов, дополнения информации; посредством комментариев происходит обсуждение прочитанного материала пользователями, заинтересованными в данном вопросе. В некоторых случаях комментарии несут большую ценность, чем сама статья.
На примере русскоязычных интернет-комментариев, отобранных из сайта для женщин Lady@mail.ruи сайта для мужчин Маскулист, мы изучили особенности речевого поведения женщин и мужчин в сети Интернет и пришли к следующим выводам:
Женская половина пользователей более активно посещает сайты и оставляет больше комментариев к статьям, в то время как статьи на сайтах для мужчин часто не имеют ни одного отзыва.
В отличие от реальности, в виртуальном мире женщинам характерны короткие высказывания; мужчины выражают свои мысли более развернуто.
Как для женщин, так и для мужчин свойственно использование смайлов; однако если мужчины применяют их для выражения эмоций и дополнения коротких высказываний, то женщины - для смягчения реплики; для них характерно выражение эмоций с помощью слов.
Мужчины дополняют статьи своей информацией, аргументируют согласие или несогласие с автором, приводят примеры из личного опыта; женщинам свойственно неаргументированно опровергать мнение автора, оценивать статью с точки зрения пользы для себя.
Мужчины склонны игнорировать правила орфографии и пунктуации; женщины стараются избегать ошибок и строить речь правильно.
В отличие от женщин, мужчины часто употребляют ненормативную лексику.
Взаимоотношения с другими пользователями также различаются: мужчины стараются поддержать друг друга, дать совет, ответить на поставленный вопрос; женщины склонны игнорировать других посетительниц.
Таким образом, решив поставленные задачи, мы пришли к достижению цели исследования - выявлению различий в дискурсе женщин и мужчин посредством изучения их речевого поведения в Интернет-дискурсе.



1. Барт Ролан. Империя знаков /Пер. с фр. Я.Г. Бражниковой. М., 2004. 144 с.
2. Барт Ролан. Лекция // Барт Р. Избранные работы. М.: Прогресс 1994.
3. Барт Ролан. Система моды. Статьи по семиотике культуры /Пер. с фр., вступ. Ст. и сост. С.Н.Зенкина. М., 2003. С. 457.
4. Барчунова Т. В. Перформативная концепция гендера // Словарь гендерных терминов. - М.: Информация XXI век, 2002.
5. Ван Дейк Т. А. К определению дискурса. - Л. : Сейдж
пабликэйшнс, 1998. 384 с.
6. Галичкина Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках. Дис. ... канд. филол. наук. - Астрахань, 2001. 212 с.
7. Гомон Т. В. Исследование документов с деформированной внутренней структурой. Дисс. ... канд. юрид. наук М., 1990. С. 96.
8. Горошко Е. И. Особенности мужского и женского речевого поведения (психолингвистический анализ). Дисс. ... канд. филол. наук. М., 1996. 179 с.
9. Горошко Е. И. Функциональная асимметрия мозга, язык, пол: Аналитический обзор. Москва; Харьков: ИД «ИНЖЭК», 2005. 280 с.
10. Горошко Е. И. Электронная коммуникация (постановка проблемы) // Вестник Воронежского Государственного Университета. Серия: «Филология, Журналистика». Воронеж, 2005. - вып. 1. - С. 82-90.
11. Горошко, Е. И. Языковое сознание: гендерная парадигма / Е. И. Горошко // Методология современной психолингвистики : сб. науч. тр. - М. ; Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2003. - С. 99-102.
12. Жорж Батай // URL: http: //vispir.narod.ru/batai. htm (дата
обращения: 12.06.2016)
13. Иванов Л. Ю. Язык в электронных средствах коммуникации // Культура русской речи. - М.: Флинта - Наука, 2003. С. 791-793.
14. Ильин Е. П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2002. 544 с.
15. Каменская О. Л. Гендергетика - наука будущего // Гендер как интрига познания. -М., 2002. С. 13-19.
16. Кирилина А. В. Гендер: лингвистические аспекты. М.: Институт социологии РАН, 1999. 200с.
17. Компанцева Л. Ф. Гендерные основы Интернет - коммуникации в постсоветском пространстве. - Луганск: Альма-матер, 2004. 404 с.
18. Конецкая В. П. Социология коммуникации: Учебник. М., 1997.
304 с.
19. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций. М., 2001. С. 200 - 201.
20. Кронгауз М. А. Sexus, или Проблема пола в русском языке // Русистика. Славистика. Индоевропеистика. М., 1996. С. 510-525.
21. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Эксмо-Пресс,
2001. 512 с.
22. Макаров М. Л. Жанры в электронной коммуникации // Жанры речи. - Вып. 4. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2005. С. 337.
23. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М., 2003. С. 23.
24. Митина О. В., Войскунский А. Е. Интернет в гендерном измерении // Введение в гендерные исследования. - М.: Аспект-Пресс, 2005. С. 204-216.
25. Попова Е. С. Текст и дискурс: дифференциация понятий / Е. С. Попова // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 641-643.
26. Русакова О.Ф. PR-Дискурс: теоретико-методологический анализ. - Екатеринбург, 2008. - С.6.
27. Серио П. Анализ дискурса во Французской школе (дискурс и интердискурс) // Семиотика: Антология /Сост. Ю.С. Степанов. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. С. 549-550.
28. Смит С. Постмодернизм и социальная история на западе: проблемы и перспективы // Вопросы истории. 1997. № 8. С. 154-161.
29. Трофимова Г. Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России: Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты. - М.: Изд-во РУДН, 2004. 380 с.
30. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / Пер. с фр. М., 1996. 448 с.
31. Фурс В.Н. Философия незавершенного модерна Юргена
Хабермаса. Мн., 2000. С. 66.
32. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб. 2001. 417 с.
33. Центр гуманитарных технологий (информационно¬
аналитический портал) // URL:http://gtmarket.ru/concepts/6987(дата обращения: 27.05.2016)
34. Шахмайкин А. М. Проблема лингвистического статуса категории рода // Актуальные проблемы современной русистики. Диахрония и синхрония. М.: МГУ, 1996. С. 226-273.
35. Эко Э. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.:ТОО ТК «Петрополис», 1998. С. 47.
36. Янко-Триницкая Н. А. Наименования лиц женского пола существительными женского и мужского рода // Янко-Триницкая Н. А. Развитие словообразования современного русского языка. М., 1966. С. 153¬167.
37. Baron B. «Geschlossene Gesellschaft». Gibt es geschlechtsspezifische Unterschiede im universitaren Fachgesprach? // Gender Studies an der Universitat Konstanz. Vortragsreihe in Sommersemester 1996. Konstanz, 1996. P. 114-129.
38. Blum, K. D., Gender Differences in Asynchronous Learning in Higher Education: Learning Styles, Participation Barriers and Communication Patterns // JALN. - 1999. - vol. - 3. - N1.
39. Cameron, D., Feminism and Linguistic Theory (2nd, ed.). - New York, 1992. 247 p.
40. Cameron, D. The language-gender interface: Challenging co-optation. In: V.L. Bergvall, J.M. Bing, & A.F. Freed (Eds.), Rethinking language and gender research: Theory and practice. New York - London: Longman. 1991. P. 31-53.
41. Eckert, P., McConnel-Ginet, S., Communities of Practice: Where Language, Gender and Power All Live // Language and Society (Reader). - UK, 1998.
42. Herring, S., Gender Differences in CMC: Findings and Implications // CPSR Newsletter. -2000. - Vol. 18. -N1.
43. Herring, S. C. Gender and Power in On-line Communication // The Handbook of Language and Gender Research, London: Blackwell Publishing, 2003.
44. Herring, S., Slouching toward the ordinary: Current trends in Computer-mediated communication // New Media and Society. - London: Sage Publications, 2004.
45. Herring S., Johnson D., DiBenedetto T. Participation in Electronic Discourse in Feminist Field // Locating Power. Proceedings of the 2nd Berkley Women and Language Conference, Berkley: 1992. P. 250-262.
46. Holmes, J., Meyerhoff, M. The Community of Practice: Theories and Methodologies in Language and Gender Research // Language in Society. - 1999. - 28. - P.105-138.
47. Kramarea, Ch., Taylor, H.J., Women and Men on Electronic Networks: a Conversation or Monologue? // Women, Information Technologies, and Scholarships. - 1993.
48. Labov W. Variation in Language // Carrol E. Reed (Ed.). The Learning of Language. National Council of Teachers of Englisch. N. Y., 1971. P. 187-221.
49. LiveInternet // URL:
http://www.liveinternet.ru/tags/%C2%C5%C6%CB%C8%C2%CE%D1%D2%DC /page2.html(дата обращения: 8.02.2015)
50. Maccoby E., Jacklin C. The Psychology of Sex Differences. Stanford, 1974.
51. Morahan-Martin, J. Males, Females, and the Internet // In Gackenbach, J (ed.) Psychology and the Internet: intrapersonal, interpersonal, and transpersonal implications. - San Diego: Academic Press, 1998b. - P.169-191.
52. Palomares, N. A. Gender Schematicity, Gender Identity Salience, and Gender-Linked Language Use // Human Communication Research. - 2004. - 30(4). - P.224-256.
53. Pecheux Michel. Analyse automatique du discours. Paris: Dunod. 1969.
54. Pecheux M. Discourse: Structure or event? In C. Nelson & L. Grossberg (Eds.), Marxism and the interpretation of culture (pp. 633-650). Urbana and Chicago: University of Illinois Press. 1988.
55. Pecheux M. Les verites de la palice. - Paris: Masbero, 1975.
56. Sussman, N. M., Tyson, D. H. Sex and Power: Gender differences in Computer-Mediated Interactions // Computers in Human Behaviour. 2000. - vol. 16. - N1.
57. Tannen D. You just don’t understand. Women and men in conversation. N. Y., 1990.
58. Thurlow C., The Internet and language // Concise Encyclopedia of Sociolinguistics, Elseivier, 2001. P. 1002-1007.
59. Turkle S. Life on the screen: identity in the age of the Internet. New York: Simon & Schuster, 1995. 347 Р.
60. Weatherall, A. Gender, Language and Discourse, London: Routledge.
2002.
61. Yates, S. T. Gender, language and CMC for education. In: Learning and Instruction, 11. 2001.
Список словарей
62. Академик // URL:http ://dic. academic. ru/dic. nsf/ruwiki/250841(дата обращения: 16.01.2015)
63. Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов-на-Дону, 2010., с. 92-93.
Список источников иллюстративного материала
64. МАСКУЛИСТ // URL:http://www.masculist.ru(дата обращения: февраль-май 2015 г.)
65. ЛЕДИ@mail.ru // URL:https://lady.mail.ru(дата обращения: февраль-май 2015 г.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ