ВВЕДЕНИЕ С. 3
ГЛАВА 1.Мотив суда в драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» С. 13
1.1. История создания и изучения драмы «Маскарад» С. 13
1.2. Выявление мотива суда в драме «Маскарад» С. 19
ГЛАВА 2. Проблема суда в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» С. 25
2.1. История создания и изучения поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова» С. 25
2.2. Мотива суда в художественной системе поэмы «Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» С. 31
ГЛАВА 3. Мотив суда в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»..С. 39
3.1. История создания и изучения романа «Герой нашего времени» С. 39
3.2. Раскрытие мотива суда в романе «Герой нашего времени» С. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ С. 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
М. Ю. Лермонтов - это сложное, противоречивое явление в истории русской литературы. Поэт по сей день остаётся до конца не понятой, не разгаданной личностью. Ещё при жизни Лермонтова между исследователями возникали споры, сталкивались часто противоположные мнения о его мировоззрении и, в особенности, о его философско-религиозных взглядах.
В русском литературоведении всегда уделялось внимание раскрытию и анализу мотивной системы творчества Лермонтова. Среди учёных, занимавшихся данной проблематикой, можно отметить таких литературоведов, как В.Г. Белинский, В.С. Соловьев, В.В. Зеньковский, Ю.В. Манн, В.А. Мануйлова, Б.М. Эйхенбаум, С.В. Ломинадзе и др.
Термин «мотив» многозначен и имеет широкий диапазон смыслов и истолкований. В «Лермонтовской энциклопедии» дается следующее определение: «Мотив - <...> устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных <...> и литературно-художественных произведений».
А. Н. Веселовский под мотивами понимал лежащую в основе сюжетов «формулу, отвечающую на первых порах общественности на вопросы, которые природа всюду ставила человеку, либо закреплявшую особенно яркие, казавшиеся важными или повторяющиеся впечатления действительности». Мотив по Веселовскому - «простейшая повествовательная единица, образно отвечающая на разные запросы первобытного ума или бытового наблюдения»
Заметим, что термин «мотив» используется и в несколько ином значении, нежели то, о котором мы упоминали ранее. Так, мотивами нередко называют темы и проблемы творчества писателя (например, нравственное возрождение человека). В современном литературоведении существует также представление о мотиве как «внеструктурном» начале (как о достоянии не текста и его создателя, а ничем не ограниченной мысли толкователя произведения). Свойства мотива, по утверждению Б.М. Гаспарова, «вырастают каждый раз заново, в процессе самого анализа» в зависимости от того, к каким контекстам творчества писателя обращается исследователь.
О том, что мотив является частью внутреннего мира поэта, писала Л.М. Щемелёва. Она считает, что в основе мотива лежит «устойчивый словообраз, закрепленный самим поэтом как идеологически акцентированное слово». Каждый из мотивов «представляет ту или иную грань художественного мира поэта». Анализируя мотивы, мы раскрываем «объемность и целостность миросозерцания поэта», - говорит Щемелёва.
Распространившись на сферу исследований индивидуального творчества термин «мотив» всё более утрачивает свое прежнее содержание, относившееся к формальной структуре произведения: из области «строгой» поэтики он переходит в область изучения мировоззрения и психологии писателя (или даже психологии творчества). Мотивами стали называть и характерные для поэта лирические темы или комплекс чувств и переживаний, а также постоянные свойства его лирического образа, независимо от того, находили ли они соответствующее выражение в какой-либо устойчивой формуле. Именно в таком расширенном варианте и будет использоваться этот термин в дипломной работе.
Исследуя проблему суда в творчестве Лермонтова, необходимо также иметь в виду многозначность данного понятия. Так, в словаре С.И Ожегова находим: «Суд,-а, м. 1. Государственный орган, ведающий разрешением гражданских (между отдельными лицами, учреждениями) споров и рассмотрением уголовных дел. С. Присяжных. Верховный с. 2. с определением. Общественный орган, рассматривающий проступки членов какого-нибудь коллектива. Товарищеский с. Офицерский с. или с. чести (общественная организация, состоящая из высших офицеров и рассматривающая проступки офицеров, несовместимые с их воинским достоинством). 3. Разбирательство дел в таких органах. Выступать в с. Отдать под с. Попасть под с. Предать суду. Под судом не бывал. 4. собир., Судьи, те, кто судит. Встать, с. идет! С. удаляется на совещание. 5. кого-чего Мнение, заключение. Отдать чтоЛн. на с. общества (для общественного обсуждения, решения). С совести. С истории (мнение и оценки будущих поколений; высок.). * Страшный суд - в религиозных представлениях: ожидающий людей после конца света божий суд. согласно к-рому праведники получат место в раю, а грешники - в аду. Суд божий - в религиозных представлениях наказание от бога за грехи людей. Конституционный суд - высший судебный орган, осуществляющий контроль законов и других нормативных актов с точки зрения их соответствия конституции. На нет и суда нет (посл.) - если нет (чего-н.), ничего не поделаешь, приходится примириться. Пока суд да дело (разг.) - пока что-н. происходит, длится, тянется.<...> *Судный день (высок.) - день страшного суда».
Обращаясь к понятию суда в смысле «Страшный суд», необходимо подчеркнуть его религиозный аспект, следовательно, будем иметь в виду значение из православного словаря: «Страшный суд - суд Господа Иисуса Христа над всеми бывшими на земле людьми, живыми и мертвыми, который состоится при Его Втором пришествии. При этом мертвые воскреснут, а живые изменятся (1Кор 15,51-52), и каждому будет определена вечная участь по его делам (Мф 25,31-46; 2Кор 5,10) и словам (Мф 12,36)» .
Кроме того, слово «суд» соотносится со словом «судьба». В этимологическом словаре находим: «Судьба. Происхождение: древне-русское судьба - суд, приговор, правосудие <общеслав.зойьЬа<зойъ-СУД (см.)». Также не исключено происхождение слова судьба от суда Божьего и именно такое значение в это слово вкладывали люди в Древней Руси, о чём в своих лекциях по древнерусской литературе рассуждал профессор А.Н. Ужанков.
Таким образом, мы видим, что мотив суда связан с религиозно-философской проблематикой, самой спорной и сложной для понимания творчества и мировоззрения Лермонтова. Этому аспекту в нашей работе будет уделено особое внимание.
Вопрос о религиозно-философских взглядах Лермонтова начал подниматься ещё при жизни поэта. В XIX веке суждения критиков по данной проблеме были крайне противоречивы. В.Г. Белинский назвал Лермонтова народным поэтом, отметил высокий духовно-нравственный потенциал его творчества: «Уже недалеко то время, когда имя его в литературе сделается народным именем и гармонические звуки его поэзии будут слышимы в повседневном разговоре толпы»
Гоголь же в статье «В чём же наконец существо русской поэзии и в чём её особенность» указывал, что в лирике Лермонтова преобладают черты демонизма, которые в позднем творчестве уступают место христианской мистике: «Признавши над собой власть какого-то обольстительного демона, поэт покушался не раз изобразить его образ, как бы желая стихами от него отделаться».
На стыке XIX-XX века также остро стоял вопрос о религиозно-философских взглядах Лермонтова. Так же, как и в девятнадцатом столетии, было две основных точки зрения на эту проблему. Одни исследователи находили в творчестве Лермонтова преобладание богоборческих, антирелигиозных, демонических мотивов, другие же, наоборот, считали, что превалировало христианское направление.
П. А. Висковатый в своей книге «Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество» отметил в поздних произведениях писателя выражение мистической веры в Бога: «Он отнесся отрицательно лишь к явлениям современной ему жизни.<...> Но в жизни нашей кроме интересов времени теплится и вечное, то есть то, что живет рядом, а порою и наперекор случайному, современному. И вот в этом Лермонтов не был скептик». Кроме того, исследователь затрагивал проблему религиозного воспитания поэта в доме его бабушки, которая с раннего детства приобщала его к православным традициям.
Подобной точки зрения придерживался и Н. А. Котляревский. В своем труде «Михаил Юрьевич Лермонтов. Личность поэта и его произведения» он писал: «Последний отзвук прежнего непокорного отношения к Богу<...>мы встречаем в стихотворении «Благодарность»<...>Но эту непокорную речь он искупил другими молитвенными речами».
Противоположного взгляда на миросозерцание классика придерживался В. С. Соловьёв, который в своёй работе «Лермонтов» отметил в «гении» поэта порабощенность «демоном кровожадности», «демоном нечистоты» и «демоном гордости». Также исследователь обратил внимание на то, что всё-таки «религиозное чувство, часто засыпавшее в Лермонтове, никогда в нём не умирало и, когда пробуждалось, - боролось с его демонизмом» . Соловьёв определил религиозную судьбу поэта, как гибель, а долг читателя увидел в том, чтобы обличением обуявшего Лермонтова «демона гордости» «уменьшить хоть сколько- нибудь тяжесть, лежащую на этой великой душе».
Д. С. Мережковский давал резко отрицательную оценку позиции Соловьёва, не веря его словам о любви к писателю. Кроме того, рассуждая о религиозных взглядах классика, Мережковский отмечал, что Лермонтов отличался святым богоборчеством: «Нет никакого сомнения в том, что Лермонтов идёт от богоборчества, но куда - к богоотступничеству или богосыновству - вот вопрос».
Накануне октябрьской революции публикуют свои работы такие исследователи творчества поэта, как: Л.П. Семёнов «Лермонтов и Библия», М. Никитин «Идеи о боге и судьбе в творчестве М.Ю. Лермонтова»,
С. Н Дурылин «Судьба Лермонтова», отмечая христианское направление в зрелом творчестве классика. Авторы решают один и тот же главный вопрос: каково действительное отношение Лермонтова к Богу, верит ли он в судьбу, как и почему в его творчестве соединено богоборческое, демоническое начало с молитвой, обращением к Господу.
В послереволюционный период тема религиозно-философского мировоззрения поэта не изучалась серьезно и глубоко. Советские литературоведы по идеологическим соображениям касались этой темы только с точки зрения богоборческой направленности.
В 1981 году выходит в свет «Лермонтовская энциклопедия», где появляются статьи посвященные основным мотивам творчества поэта. В этих работах анализируются такие мотивы, как: свобода, воля, одиночество, странничество, любовь, обман, мщение, сон, судьба и др. Кроме того, в «Лермонтовскую энциклопедию» были включены статьи, о религиозно-философских мотивах творчества поэта: Е. М. Пульхритудовой «Богоборческие мотивы», К. А. Кедрова «Религиозные мотивы», И. Б. Роднянской «Библейские мотивы». В работе «Богоборческие мотивы» автор затрагивает тему Божьего Суда в творчестве Лермонтова, высказывая спорную мысль: «Божий Суд нередко выступает как исторически неизбежное и в силу этой неизбежности справедливое возмездие» . И.Б. Роднянская, анализируя библейские мотивы, подчеркивает взаимосвязь религиозно-богоборческих переживаний и христианских представлений в творчестве Лермонтова. К.А. Кедров, утверждает, что религиозные мотивы в творчестве поэта «возникают на общем фоне богоборческих настроений» . Однако мотив суда в энциклопедии не выделяется отдельно.
В исследованиях XXI века наметился новый подход к рассмотрению творчества классика и его мировоззрения. На первый план выдвигается не борьба поэта с самодержавной властью, «не с небом гордая вражда», а поиск путей духовно-нравственного обновления (В.Ю. Кумыш, В.Н. Аношкина, И.А Киселева, И.П. Щеблыкин, А.В. Моторин и др.)
В 2010 году опубликован сборник статей «Лермонтов и православие», в котором затрагиваются вопросы «онтологических и этических идейных исканий и убеждений поэта»
Кумыш упоминал о суде совести, о суде героев друг друга, о суде Божием в произведениях Лермонтова. Причём, говоря о Высшем суде, исследователь утверждает: поэт «уверен в том, что только суд Божий обращен к человеку справедливой милостью, что только там, на небесах, он встретит глубокое понимание того скрытого, невидимого драматизма, которым было исполнено его существование».
Эту точку зрения в дальнейшем развивала Киселёва в своих работах. Так, исследовательница высказывает спорную на наш взгляд мысль о том, что первооснова творчества Лермонтова - христианское мировосприятие. Кроме того, она говорит: «Категория справедливости<...>является краеугольным камнем всей этической системы М. Ю. Лермонтова, в картине мира которого важнейшее место занимают эсхатологические чаяния и, соответственно, образ Христа как Судии» . Мы же считаем, что для мировоззрения Лермонтова скорее характерно сложное взаимодействие Судьбы и Бога, преобладание языческих взглядов на мироустройство над христианскими воззрениями.
К двухсотлетию со дня рождения Лермонтова исследователями Московского Государственного областного университета создается книга «М. Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь». В ней отдельно выделены мотивы и устойчивые образы в творчестве классика, среди которых мотив суда отдельно не обозначен. Однако в статье О. П. Евчука «Евангельские (религиозные) мотивы Л.» мы обнаружили мысль о том, что Лермонтов «состоялся как великий национальный поэт, уясняющий Промысел Божий о судьбах мира и человечества», которая так же не кажется нам бесспорной.
А. В. Моторин считает, что в позднем творчестве Лермонтова преобладают черты христианской мистики. Кроме того, в романе «Герой нашего времени» и в поэме «Мцыри», по мнению ученого, над всем стоит Бог и Его Промысел. Однако, на наш взгляд, Высшей силой в этих произведениях классика является судьба.
Итак, несмотря на то, что тема мотива суда в творчестве Лермонтова поднималась в ряде литературно-критических работ XX - начала XXI века, тем не менее, исследований, посвящённых специальному изучению данного мотив до сих пор не предпринималось. Также не совсем, на наш взгляд, верны позиции современных лермонтоведов (Кумыш, Киселёва, Моторин и др.), утверждающих, что в основе творчества поэта лежит христианское мировосприятие.
Актуальность дипломного исследования определяется тремя аспектами: историко-литературным, теоретическим и историческим. Во-первых, изучение целого ряда произведений писателя в аспекте проблемы суда позволяет глубже уяснить специфические особенности его творчества и понять мировоззренческие позиции Лермонтова, что важно для изучения литературного процесса XIX века в целом. Теоретический аспект актуальности определяется попыткой обозначить определенные приёмы и средства, к которым обращается автор, стремясь быть убедительными в изложении своей точки зрения. Наконец, сама проблема суда, которая во многом и определяет мировоззрение писателя, никогда не утрачивала своей значимости, а сегодня её рассмотрение в историческом аспекте особенно актуально.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что важнейший для творчества писателя мотив суда изучается впервые, кроме того, данная проблема рассматривается в философско-религиозном аспекте.
Объектом работы являются произведения Лермонтова: роман «Герой нашего времени», драмы «Маскарад» и поэма «Песня...про купца Калашникова», а так же научные работы, в которых ученые выявляют религиозно-философские взгляды классика, анализируют основные мотивы его творчества. При выборе произведений для исследования мы руководствовались, во-первых, их принадлежностью к литературному роду. Нам было важно включить в работу эпическое, лиро-эпическое и драматическое произведения, чтобы показать, что мотив суда обнаруживается на всех уровнях творчества Лермонтова. Во-вторых, все эти произведения являются в какой-то степени итоговыми для классика. Так, «Маскарад» - последняя драма писателя, «Песня. про купца Калашникова» - итог работы над фольклором, а «Герой нашего времени» - роман, обобщающий всё его творчество.
Предметом исследования данной работы является мотив суда в различных его аспектах, который нашёл своё воплощение в произведениях Лермонтова.
Цель данной работы - рассмотреть мотива суда в творчестве М.Ю. Лермонтова на примере произведений: «Маскарад», «Песня. про купца Калашникова», «Герой нашего времени».
Исходя из поставленной цели, нам необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие «мотив», установить многозначность слова «суд»;
- выявить мотив суда и его многогранность в произведениях Лермонтова;
- проанализировать данный мотив в драме «Маскарад», поэме «Песня.», романе «Герой нашего времени»,
- определить, какую роль данный мотив играет в художественной системе писателя.
Для решения поставленных задач были использованы следующие подходы: культурно-исторический, аксиологический. При анализе произведений Лермонтова продуктивными оказались также биографический, сравнительно-типологический и текстологический методы.
Всё вышесказанное определило структуру нашей работы, которая состоит из оглавления, введения, основной части, включающей три главы, заключения и списка литературы. Во введение даётся общая характеристика исследования, обосновывается актуальность темы, её новизна, определяются цели, задачи и методы исследования, а также даётся краткий обзор разработанности проблемы. В первой, второй и третьей главах выявляется мотив суда в «Маскараде», «Песне.» и «Герое нашего времени», говорится о тесной взаимосвязи в творчестве Лермонтова понятий Высшего Суда и судьбы. В заключении представлены основные выводы и намечаются дальнейшие перспективы работы.
Результаты исследования были апробированы в качестве доклада на итоговой студенческой конференции КФУ в 2014 году.
Исходя из проделанной работы (анализа мотива суда в произведениях Лермонтова «Маскарад», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и «Герой нашего времени»), можно сделать следующие выводы: в творчестве Лермонтова мотив суда является значимым мотивом, кроме того, он представлен в разных аспектах. Во-первых, суд в значении чьего-либо мнения, суждения. В «Маскараде» он сопровождает характеристику как главных героев - Арбенина, Нину (осуждение других людей является причиной внутреннего разлада и чувства дисгармонии в их душах), так характеризует и второстепенных - Звездича, баронессу Штраль и др., а также всё общество в целом (на протяжении всей драмы герои постоянно оценивают друг друга, начиная с оценки внешности и заканчивая их поступками и самой жизни). В поэме «Песня.» с помощью народной молвы - песен гусляров, трагедия купца Калашникова разносится по всей русской земле. Кроме того, введенный в произведение мотив осуждения сопровождает главную героиню - Алёну Дмитреевну, которая просит мужа защитить её от злых языков. В «Герое нашего времени» мотив суда в значении чьего-либо мнения также крайне важен. Герои во главе с Печориным, постоянно дают оценку друг другу, надсмехаются, выносят собственный приговор. Осуждению подлежит буквально всё: внешность, одежда, поведение, характер и др. Суждения героев, в особенности Печорина, о других людях, помогают нам проникнуть в их внутренний мир, понять особенности их мировоззрения.
Во-вторых, мотив суда присутствует в творчестве Лермонтова в значении выступления героев в роли вершителей судеб. В каждом из представленных в работе произведении писателя герои не только считают себя вправе вершить суд над другими, вследствие чего происходит развитие сюжета, но и не несут ответственности за свои поступки, а перекладывают её на других людей, провидение, Бога и т.д. Так, например, в драме «Маскарад» Арбенин выступает в роли судьи, решая судьбу своей жены и князя Звездича, не догадываясь, что его участь находится в руках Неизвестного, который руководствуется мстительностью. В поэме мотив суда является одним из сюжетообразующих начал: во время застолья Иван Грозный судит своего опричника, потом Калашников выступает в роли судьи своей жены, и, наконец, государь решает судьбу купца. В романе «Г ерой нашего времени» мотив суда в значении решения людьми чужих судеб красной нитью проходит через всё произведение. Люди бездумно решают чужие судьбы, обрекают друг друга на несчастья, и в роли человека, вертящего колесо судьбы, выступает Печорин, который не осознаёт своей ответственности за свои поступки, полностью оправдывает свои действия, пытается доказать самому себе, что невиновен, хотя это не облегчает страданий героя и его полнейшего разочарования в жизни.
В-третьих, мотив суда присутствует в творчестве Лермонтова в значении Высшего Суда. Несмотря на то, что Божий Суд стоит в произведениях над всеми остальными значениями судами, но понимается он не традиционно для русской литературы. Бог и Божий Промысел являются вторичными по отношению к понятиям рок, фатальность, судьба, и часто подменяется ими. Так, в драме «Маскарад» Бог представлен только как грозный судья и каратель, а жизнь героев зависит не от Божьего Промысла, а от воли судьбы случайных людей, то есть всем управляет случай. В «Песне.» Божий Суд не важен, гораздо значимее суд Ивана Грозного, который выступает в поэме в роли Бога на земле. Но герои, несмотря на то, что покоряются воле царя, не считают его суд авторитетным. Так, Кирибеевич лжёт своему государю, а Калашников, не доверяя царю, не сообщает причину убийства опричника, добавляя, что о ней узнает только Бог. В «Герое нашего времени» Печорина занимают вопросы, связанные с фатумом, роком, но не с Богом, Божьим судом, хотя он часто упоминается, но не в своей традиционной семантике, а упоминается всуе.
И, наконец, мотив суда употребляется собственно в значении судьбы. В более раннем из рассмотренных нами произведений - «Маскараде» Творец часто подменяется понятием судьбы. Рок является той силой, которая управляет жизнями людей. В «Песне.» также присутствует мотив суда в значении судьбы, хотя здесь он не представлен так ярко, как в других произведения. Так, Калашников не признаёт ни Божьего Промысла, ни суда Ивана Грозного и, находясь между жизнью и смертью, поручает себя судьбе. В «Герое нашего времени» всё уже не так однозначно, как в «Маскараде». Несмотря на то, что Печорин, как и Арбенин считает, что жизнь любого человека зависит от судьбы, у первого, в отличие от второго, возникают сомнения. Так, в последней главе романа - «Фаталист» Печорин, выйдя победителем из схватки с казаком, усомнился в существовании судьбы.
Дальнейшей перспективой работы может стать исследование мотива суда в других произведения М.Ю. Лермонтова, а также в его лирике.
1. Лермонтов М. Ю. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова // Полн. собр. соч.: в 10 т. - М., 2000. - Т. 4. - С. 44-65.
2. Лермонтов М. Ю. Маскарад // Полн. собр. соч.: в 10 т. - М., 2000. - Т.5.- С. 310-450.
3. Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени // Полн. собр. соч.: в 10 т. - М., 2000. - Т.6. - С. 212-366.
Научно-теоретическая литература:
4. Беневич Г. И. Краткая история «промысла» от Платона до Максима Исповедника / Г. И. Беневич. - СПб.: РХГА, 2013. - 315 с.
5. Веселовский А. Н. Историческая поэтика // Поэтика сюжета / А. Н. Веселовский. - М.: Художественная литература, 1940. - С. 493-507.
6. Давыденков О. О Боге как Судии и Мздовоздаятеле // Догматическое Богословие / О. Давыденков. - М.: 2012. - С. 576-608.
7. Лосев А. Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре // История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития / А. Ф. Лосев. - М., 1992. - Кн. 2.- С. 396-408.
8. Реале Дж. Фундаментальные библейские идеи философского значения, поднимающиеся над греческим горизонтом / Дж. Реале // Западная философия от истоков до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисери. - СПб., 1997. - С. 8-25.
Научно-критическая литература:
9. Белинский В. Г. Стихотворения М. Лермонтова / В. Г. Белинский // Полн. собр. соч.: в 13 т. - М., 1954. Т. 4. - С.479-547.
10. Белинский В. Г. Герой нашего времени / В. Г. Белинский // Полн. собр. соч.: в 13 т. - М., 1954. Т. 4. - С. 193-270.
11. Бондаренко В. Г. Лермонтов. Мистический гений / В. Г. Бондаренко. - М.: Молодая гвардия, 2015. - 576 с.
12. Бурачок С. О. «Герой нашего времени». М. Лермонтов. / С. О. Бурачок // М.Ю.Лермонтов: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 2002. - С. 52 - 64.
13. Висковатый П. А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество / П. А. Висковатый. - М.: Современник, 1987. - 416 с.
14. Гальцева Р. А. Мотивы / Р. А. Гальцева // Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981. - С. 290-312.
15. Гольштейн В. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблема героизма / В. Гольштейн // М.Ю.Лермонтов: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 2002. - С. 943-967.
16. Григорьев А. А. Лермонтов и его направление. (Крайние взгляды развития отрицательного взгляда) // Собр. соч. Вып. 7. / А. А. Григорьев. - М.: Типолитография тов-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1915. - 98 с.
17. Докусов А. М. Маскарад / А. М. Докусов // Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981. - С. 273-275.
18. Дунаев М. М. Михаил Юрьевич Лермонтов //Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII - XX веках / М. М. Дунаев. - М., 2003. - С. 111-134.
19. Есаулов И. А. Категории Закона и Благодати в художественном мире М. Ю. Лермонтова / И. А. Есаулов // Проблемы исторической поэтики. - 2014. - Т.12. - С. 7-17.
20. Библиотека для чтения. 1843. No2. С.4
21. Журавлёва А. И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики / А. И. Журавлёва. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 417 с.
22. Зеньковский В. В. М. Ю. Лермонтов / В. В. Зеньковский // М. Ю. Лермонтов: pro et contra. - СПб., 2002. - С.874-883.
23. Кедров К. А. Религиозные мотивы / К. А. Кедров // Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981. - С. 464-465.
24. Киселёва И. А. Этика М. Ю. Лермонтова и её религиозные основания / И. А. Киселёва // Вестник поморского университета. Филология. 2010. № 3. С. 66-73.
25. Киселёва И. А. Творчество Лермонтова как религиозно-философская система. / Киселёва И. А. М: МГОУ, 2011. - 314 с.
26. Комар Н. Г. Проблема семьи в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Ученые записки Казанского Университета. Сер.: Гуманитарные науки, 2015, 157(2). - С.115-123.
27. Комаровский В. Автобиографическая основа «Маскарада» // Литературное наследство. - Т. 43-44. - М., 1941. С. 629-673.
28. Кумыш В. Ю. Тайна Лермонтова / В. Ю. Кумыш. - СПб.: Нестор- История, 2011. - 352 с.
29. Ломинадзе С. В. Диалог с небом. 1837-й год // Поэтический мир Лермонтова / С. В. Ломинадзе. - М.: Современник, 1985. - С. 89-167.
30. Мережковский Д. С. М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества / Д. С. Мережковский // М. Ю. Лермонтов: pro et contra. - СПб., 2002. - С. 349-386.
31. Моторин А. В. Жребий Лермонтова / А. В. Моторин // Христианство и русская литература: сб. ст. - СПб., 1999. №3. С. 151-163.
32. Найдич Э. Э. «Герой нашего времени» в русской критике // Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. - М., 1962. - С. 163-197.
33. Пульхритудова Е. М. Богоборческие мотивы / Е. М. Пульхритудова // Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981. - С. 65-66.
34. Роднянская И. Б. Библейские мотивы / И. Б. Роднянская // Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981. - С. 59-61.
35. Розанов В. В. Вечно печальная дуэль / В. В. Розанов // М. Ю. Лермонтов: pro et contra. - СПб., 2002. - С.314-330.
36. Соловьёв В. С. Лермонтов / В. С. Соловьёв // М. Ю. Лермонтов: pro et contra. - СПб., 2002. - С. 330-347.
37. Удодов Б. Т. Герой нашего времени / Б. Т. Удодов // Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981. - С. 101-111.
38. Чистова И. С. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова / И. С. Чистова // Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981. - С. 410—412.
39. Щемелёва Л. М. Мотивы поэзии Лермонтова / Л. М. Щемелёва // Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981. - С. 291.
40. Эйхенбаум Б. М. М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. - М., 1962. - С. 125-162.
41. Эйхенбаум Б. М. Литературная позиция Лермонтова / Б. М. Эйхенбаум // Литературное наследство / - Т. 43-44. - М., 1941. С.42-45.
42. Эйхенбаум Б. М. Пять редакций "Маскарада" // Лермонтов М. Ю. Маскарад: Сб. ст. - М., 1941. - С. 93-108.
Справочная, библиографическая и учебная литература:
43. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 70 000 слов / под ред. И. Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1990. - 921с.
44. Хализев В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. - М. Высшая школа, 2002. - С. 172-174.
45. Этимологический словарь русского языка / сост. С. И. Карантиров. - М.: Дом славянской книги, 2006. - С. 342.
Интернет-ресурсы:
46. Бурачок С. О. Журналист, читатель и писатель [Электронный ресурс]. / С. О. Бурачок. Режим доступа: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200203105,свободный. - Проверено 12.06.2016.
47. Влащенко В. «Из пламя и света рожденное слово». Опыт современной
интерпретации лирики М. Ю. Лермонтова [Электронный ресурс] / В. Влащенко // Литература. - 2005. - № 8 (632). - Режим доступа:
http://lit.1september.ru/article.php?ID=200500817, свободный. - Проверено 7.06.2016.
48. Гершензон Д. Я. Лермонтов в русской критике / Д. Я. Гершензон // Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. - М.: ОГИЗ, 1941. - С. 589-616. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/lermont/critics/jt/jt1-589-.htm, свободный. - Проверено 12.06.2016.
49. Горланова Н. Г. К вопросу об истории создания «Песни про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» [Электронный ресурс] / Н. Г. Горланова. - Режим доступа: http://www.tarhany.ru/lermontov/stati_o_proizvedenijah_m_ju lermontova/__pesnja__p
ro_carja_ivana_vasilevicha__molodogo_oprichnika_i_udalogo_kupca_kalashnikova_,свободный. - Проверено 7.06.2016.
50. Дорожкина М.А. «Маскарад» (1835-1836) // М.Ю Лермонтов.
Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / М.А. Дорожкина. - Режим доступа: http://lermontov-slovar.ru/drama/MASKARAD.html,свободный. Проверено 12.06.2016.
51. Евчук О.П. Евангельские (Религиозные) мотивы Л. // М.Ю Лермонтов. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / О.П. Евчук. - Режим доступа: http://lermontovslovar.ru/views/EVANGELSKIE RELIGIOZNYE MOTIVY L.html, свободный. - Проверено 12.06.2016.
52. Иваницкая Е. Несколько тезисов о романе «Герой нашего времени» [Электронный ресурс] / Е. Иваницкая // Нева. - 2009. - № 10. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/neva/2009/10/iv16.html, свободный. - Проверено 7.06.2016.
53. Котляревский Н. А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Личность поэта и его произведения [Электронный ресурс] / Н. А. Котляревский. - Режим доступа: http://az.lib.ru/k/kotljarewskij n a/text 1891 mikhail yurievich lermontov.shtml, свободный. - Проверено 12.06.2016.
54. Моторин А. В. «И в небесах я вижу Бога». О Лермонтове и его жребии [Электронный ресурс] / А. Моторин. - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/63026.html, свободный. - Проверено 7.06.2016.
55. Мифологический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:ZZgodsbay.ru/all.html, свободный. - Проверено 7.06.2016.
56. Православие и мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:ZZwww.pravmir.ru/lermontov-neuznannyiy-prorokZ, свободный. - Проверено 7.06.2016.
57. Православный словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:ZZwww.vidania.ruZslovarZstrashnyi sud.html, свободный. - Проверено 12.06.2016.
58. Шевырёв С. П. Герой нашего времени [Электронный ресурс] Z С. П. Шевырёв. - Режим доступа:http:ZZlermontov. infoZkritikaZshevirev. shtml,свободный. - Проверено 12.06.2016.
59. Шмелёва А. И. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова». (1837) [Электронный ресурс] Z А. И. Шмелёва. - Режим доступа: http:ZZlermontov-
slovar.ruZpoemsZPESNJA PRO CARJA IVANA VASILEVICHA MOLODOGO OPRICHNIKA I UDALOGO KUPCA KALASHNIKOVA.html,свободный. -Проверено 12.06.2016.
60. Шнейдерман И. И. Научно-творческая конференция, посвященная драме Лермонтова «Маскарад» Z И. И. Шнейдерман ZZ Лермонтов М. Ю. Маскарад: Сб. ст. — М.; Л.: Изд. ВТО, 1941. — С. 180. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http:ZZfeb-web.ruZfebZlermontZcriticsZmasZmas 1179-.htm,свободный. Проверено 12.06.2016.