Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА: ЭВОЛЮЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗА

Работа №67779

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
444
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА РАССМОТРЕНИЯ ТЕМЫ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
1.1. Репрезентация образа «маленького человека» в повести А.С.
Пушкина «Станционный смотритель» 7
1.2. Новаторство Н.В. Гоголя в раскрытии темы «маленького
человека» 19
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДИНАМИКА ТЕМЫ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ «НАТУРАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
2.1. Трансформация типа «маленького человека» в русской литературе
1840-х годов (на материале произведений А. Д. Галахова, И.И. Панаева, Я.П. Буткова) 31
2.2. «Маленький человек» и проблема бедности в раннем творчестве
Ф.М. Достоевского 45
ГЛАВА 3. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕМЫ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
3.1 «Маленький человек» как типический герой в рассказах А.П. Чехова 58
3.2. Художественные отголоски проблемы «маленького человека» в
русской литературе первых десятилетий XX века 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 89


Мифологема «маленький человек» применяется к типу литературных героев эпохи реализма, обычно располагающихся на довольно низкой ступени социальной лестницы: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Образ «маленького человека» с расширением демократичности литературы становился все актуальнее. Ни одно исследование литературоведов, посвященное «Станционному смотрителю» и «Медному всаднику» А.С. Пушкина, «Петербургским повестям» Н.В. Гоголя, ранним произведениям Ф.М. Достоевского, творчеству писателей «натуральной школы» 40-50-х годов XIX века, рассказам А.П. Чехова не обходилось без упоминания «бедного чиновника», страдающего от несправедливости окружающей его действительности.
В XIX-начале ХХ века понятие «маленький человек» трактовалось довольно широко. Писатели не вкладывали в него тот смысл, который будет закреплен за ним позже. Только в советском литературоведении мифологема «маленький человек» стала тождественной мелкому петербургскому чиновнику. Это, прежде всего, чиновник николаевского периода. Затем социальный адрес его расширился, и «маленький человек» начал пониматься как вообще человек бедный, занимающий низкие ступени в социальной иерархии.
Социальным источником для развития в русской словесности образа «маленького человека», несомненно, явилось третье сословие, состоявшее из различного рода обедневших дворян, бывших студентов и семинаристов, а позже и мещан, стремящихся утвердиться в статусе благополучных и благонадежных граждан, посредством приобретения дворянства.
Актуальность избранной темы дипломной работы определяется реалиями времени, тем, что даже в современных условиях тема «маленького человека» является животрепещущей и злободневной. Отражение жизни простого человека со всеми его переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями - основная задача писателей, поднимавших данную проблему. В каждой эпохе были, есть и будут такие «маленькие люди», которые зачастую оказываются морально выше людей, занимающих лучшее положение в социуме. Определить, все ли «маленькие люди» - «бедные люди» и установить авторское отношение к синонимичному или «антонимичному» ряду «маленький» («бедный») герой, можно только при условии, трактовки бедности не столько с вершин материальной (экономической) категории, но и как духовную, моральную, сообразуя ее с традиционным видением.
Цель работы - проследить эволюцию темы «маленького человека» в произведениях русских писателей XIX-первых десятилетий XX века.
Объект исследования - произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, писателей «натуральной школы» (И.И. Панаева, А. Д. Галахова, Я.П. Буткова), Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, писателей XX века (М. Зощенко, Н. Тэффи, В.М. Шукшина).
Предмет исследования - образ «маленького человека» как тип литературного героя в русской литературе XIX века.
Гипотеза: предполагается, что изучение темы «маленького человека» будет эффективно при условии:
- изучения литературных произведений и литературно-критических работ авторов XIX века и современных литературоведов;
- логической трактовки проблемы, поставленной каждым из рассматриваемых авторов в их произведениях;
- интерпретации развития образа «маленького человека» и его трансформации на протяжении XIX-первых десятилетий XX века.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие «маленький человек», выявить характерные особенности литературных героев, принадлежащих к данному типу;
- проследить эволюцию образа «маленького человека» на материале произведений русских писателей на протяжении XIX-первых десятилетий XX века.
- выявить обусловленность возникновения в истории русской литературы XIX-начала XX века феномена «маленького человека»;
- проследить типологическую парадигму «маленького человека» в произведениях писателей XIX-первых десятилетий XX века;
- изучить проблематику социальных предпосылок и интерпретировать их в русле рассматриваемой проблемы.
Методы исследования:
- сравнительно-типологический;
- культурно-исторический;
- жанрово-тематический;
- сопоставительный.
Методологической основой дипломной работы стали труды известных отечественных ученых: А.Н. Пыпина, Д.Н. Овсянико-Куликовского, Н.Я. Берковского, В.В. Ермилова, А.Г. Цейтлина, В.В. Виноградова, М.Б. Храпченко, Г.П. Макогоненко, В.И. Кулешова, Г.А. Гуковского, В.С. Белькинда, Э.Г. Багирова, Ю.И. Сохрякова, В.М. Марковича, В.Е. Ветловской, Ю.В. Манна, В.А. Воропаева, И.Л. Волгина и др.
Теоретическая значимость данной дипломной работы состоит в определении понятия «маленький человек», изучении особенностей данного типа, рассмотрения преемственности и литературной традиции писателей XIX-первых десятилетий XX века.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в школьной практике, на уроках литературы, русской словесности, внеклассного чтения и факультативных занятиях по изучению творчества писателей XIX-первых десятилетий XX века.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и методического приложения.
Основные положения дипломной работы отражены в докладах на конференциях, а также в трех авторских публикациях по теме исследования: «Репрезентация образа «маленького человека» на материале повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель», «Реалистическая трансформация образа «маленького человека» на материале романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди», «Маленький человек» как типический герой в рассказах А.П. Чехова».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Образ «маленького человека» стал одним из самых широко представленных литературных типов XIX столетия. Писателей всего мира заинтересовал данный персонаж, и в связи с этим, он стал одним из выразителей особенностей эпохи. Судьба «маленького человека» обратила на себя внимание величайших русских писателей XIX века: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, писателей «натуральной школы» (Панаева, Галахова, Буткова), Чехова, приобретая новое звучание и новые описательные краски. Произведения о «маленьком человеке» несколько схожи, но все же с течением времени наблюдается трансформация образа, изменение авторской позиции и способы ее выражения (от сострадания к иронии и комизму). Но все же можно выделить общую черту: несчастный «маленький человек» стал заложником судьбы, ему не удалось улучшить свое общественное положение и жить в гармонии с окружающим миром и самим собой.
А.С. Пушкин - один из первых классиков, подробно остановившихся на образе «маленького человека». Автор еще на ранних стадиях своего творчества стремился продемонстрировать духовность персонажей вопреки общественному положению и социальным предпосылкам. По Пушкину, быть «маленьким человеком» - естественно и неизбежно. Героям открыто многое, но немногое воспринято ими; они пытаются облегчить земную участь, лишь навлекая на себя еще большие страдания; стремясь к благу, не избегают греха; уходят из жизни глубоко подавленными в ожидании высшего суда; сама смерть оказывается желанней жизни. У А.С. Пушкина образ «маленького человека» глубоко реалистичен и правдоподобен.
Н.В. Гоголь, согласно пушкинским традициям, но со своим взглядом на сложившееся в обществе положение «маленьких людей», открывает перед читателями мир абсолютно несчастных в своем существовании мелких чиновников, и больших начальников, властителей мира и судеб подчиненных. Острота проблемы заключалась в очевидности и несокрушимости бюрократических проволочек, проблемы социального неравенства. Произведения Н.В. Гоголя в очередной раз доказывают, что, по сути, все люди - «маленькие», которые являются незаметными составными частями большого механизма.
Особый тип «маленького человека» составляют герои повестей И.И. Панаева. Писатель сосредоточил свое внимание на негативных характеристиках чиновников: непомерные амбиции, стремление «ухватить» чин, «добыть копейку». Погоня за чинами, богатством, удовольствиями заставляет персонажей идти на «сделку» с совестью: Теребеньев («Дочь чиновного человека»), Гребешков («Тля», Владимир («Прекрасный человек»), Разнатовский («Онагр», «Актеон»). Другой тип «маленького человека» - «лишнего человека» можно найти в повести А.Д. Галахова «Превращение» (чрезвычайная рефлексия героя позволяет отнести его и к категории «лишних людей»). Венельский - «маленький» по своему социальному статусу. Бедность и «труд по привычке» будто бы и смиряют его с действительностью, которая отнимает у него «естественное право» на богатство, славу, счастье, однако, это смирение оказывается внешним, продиктованным лишь амбициями, его неудовлетворенностью жизнью.
Анализ повестей Я.П. Буткова открывает творческие связи его произведений с повестями А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского (это в первую очередь проявляется в наличии общего для всех писателей мотива тщетности накопления «сокровищ земных»), а также приводит к выделению типологии «маленького человека» в повестях Якова Петровича.
В создании образов «маленького человека» Ф.М. Достоевского намечается некоторая тенденция к углубленному изучению процессов духовной бедности героев (от Макара Девушкина к Голядкину, Прохарчину и Мармеладову). Писатель сосредоточивает внимание на «ветхом человеке» (Голядкин, Прохарчин), включая в повествование мотив продажи черту души (Прохарчин). Серьезно автор подходит и к разработке темы тщетности накопления «земных сокровищ» (в этом обнаруживаются связи с творчеством Я.П. Буткова), противоречивости образа нищего богача. Здесь уже поднимаются и вопросы преступления («либеральные мысли», «вольнодумство») и наказания (постигающие героя несчастья, сумасшествия, «внезапная смерть») (от «Бедных людей» - к «Преступлению и наказанию»). Мотив доброго сердца «маленького человека» как следствие духовной бедности и пустоты, пошлости, намеченный уже в «Бедных людях», получает свое развитие в «Слабом сердце», «Ползункове».
Если другие писатели в изображении «маленького человека» делали упор на бесправном, униженном положении героев, то Достоевский, как справедливо заметил литературовед Г. Фрилендер, «остро почувствовал и выказал другую сторону их социальной драмы - каждодневное оскорбление человеческого достоинства. Но человек с ущемленным чувством достоинства внутренне глубоко противоречив. Едкое, жгучее чувство личного унижения, испытанное им, может, как понимает Достоевский, перерасти в душе «маленького человека» не только в ненависть к своим угнетателям, но и породит склонность к социальному юродству, властолюбивым «наполеоновским» или «ротшильдовским» мечтам, мстительному, дикому порыву злости, все сметающему на своем пути. И тогда, казалось бы, внешне мирный, незлобивый «маленький человек» может превратиться в тирана и деспота, в грозную опасность для общества и для самого себя» [Фрилендер: 1993, 106].
По А.П. Чехову, не царь и не общество виноваты в том, что человек заключил свою душу в «футляр», оставив снаружи оболочку приспособленца и ничтожества. Он ведь сам не захотел бороться за свою человечность, за место в обществе. С большим сочувствием Чехов относится к мужикам. Их жизнь он не пародирует, но и не доводит это сочувствие до слезливой жалости и банального возвышения народа. Суть остается та же. Мужик - тот же «маленький человек», потому что не в состоянии выдавить из себя раба.
Но случилось так, что чеховскую мысль долго не могли понять ни его современники, ни многие литературные деятели советской эпохи. Сначала это непонимание было связано с традициями критического реализма, установившимися благодаря предшественникам Чехова, позже в его произведениях многие искали следы воззрений господствующей власти, говоря о том, что многие его герои - жертвы самодержавия и неблагоприятной социальной среды. Но сам Чехов думал иначе, повествуя нам о духовной деградации своих «маленьких людей».
М. Зощенко своим толкованием образа «маленького человека» продолжает традиции русской литературы XIX века. В изображении данного типа писателем можно выделить как гуманистический, так и критический подход. С одной стороны, автор раскрыл то хорошее, что есть в душах «маленьких людей», показал, как остро они требуют внимания, уважения со стороны других, перевоспитания. Он показал влияние социальных потрясений на жизнь и психологию людей. С другой стороны, причины негативных социальных явлений М. Зощенко ищет, прежде всего, внутри самого человека. Корень зла, по мнению художника, следует искать во внутренней слабости и несовершенства человека. Так М. Зощенко устанавливает главная задача писателя - забота о духовной эволюции человека, его нравственное воспитание.
«Маленький человек» в изображении Н. Тэффи, его истинная сущность, настолько адаптирован и гармоничен в окружающей его реальности, которая имеет перманентную модальную оценку автора, что кажется достойным порождением и семантическим продолжением среды, воспитавшей его, но враждебно к нему настроенной. И если герои Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чехова могут рассчитывать на читательское сострадание в силу драматичности ситуации, в которую они попадают, то персонаж Н. Тэффи поставлен в ситуацию эпизода, составляющего содержание отношений «социум-индивид» как перманентно антонимичные. И потому безликие, малозначительные герои в малой прозе Н. Тэффи составляют неотъемлемую часть среды, их внутреннее и внешнее содержание в изображении автора приобретает более жесткую интерпретацию.
Зачастую противопоставляя своих героев «большим людям», В.М. Шукшин показывает, что именно «маленький человек», как правило, и проявляет такие ценные человеческие качества, как честность, порядочность, любовь к родине, забота о судьбах государства. Самое же главное в шукшинском изображении маленького человека - это то, что он показывает нравственные процессы, идущие в среде обыденного сознания, раскрывает жизнь, заполненную напряженными поисками смысла и цели бытия. Шукшин редко демонстрирует читателям сентиментальное сочувствие «маленькому человеку», чаще репрезентируя его как личность, достойную уважения. В этом и состоит заслуга Шукшина, обогащение им традиций рус - ской гуманистической литературы.
Исследователь Старков отмечает: «Именно они, «маленькие» люди, составляющие большинство страны, с энтузиазмом отнесшиеся к поставленной перед ними задаче разрушения плохого старого, но не умеющие приступить к строительству хорошего нового либо понимающие это строительство в первую голову как удовлетворение собственных ущемленных до революции потребностей, - именно эти, ничем особым не выделяющиеся люди и стали предметом преимущественного внимания Зощенко» [Старков: 1990, 25].
Отсутствие в «маленьком человеке» чувства собственного достоинства и стремление автора найти возможности для его пробуждения в «забитом существователе», иногда рождало противоположный тип «маленьких людей», амбициозных, в которых чувство собственного достоинства было доведено до крайних пределов.



1. Багиров Э.Г. Яков Бутков (жизнь и творчество) [Текст] / Э.Г. Багиров. - М.: Б.И., 1957. - 16 с.
2. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1846-1847 года [Текст] / В.Г. Белинский. - М.: Директ-Медиа, 2012. - 291 с.
3. Белинский В.Г. Собрание сочинений в трех томах [Текст] / В.Г. Белинский. - Том III. Статьи и рецензии 1843-1848. - М.: ОГИЗ, 1948. - 549 с.
4. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина [Текст] / В.Г. Белинский. - М.: Советская Россия, 1984. - 94 с.
5. Белькинд В.С. Образ «маленького человека» у Пушкина и Достоевского [Текст] / В.С. Белькинд. // Пушкинский сборник. - Псков, 1968. - 148 с.
6. Берковский Н.Я. О «Повестях Белкина» (Пушкин 30-х годов и вопросы народности и реализма) [Текст] / Н.Я. Берковский. // О русском реализме XIX века и вопросах народности литературы. - М.- H.: 1960. - С.94-200.
7. Берковский Н.Я. Статьи о литературе [Текст] / Н.Я. Берковский. - М.-Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. - 329 с.
8. Бочаров С.Г. О смысле «Гробовщика» [Текст] / С.Г. Бочаров. // О художественных мирах. - М.: «Сов. Россия», 1985. - С.35
9. Брандт Л.В. Петербургский сборник, изданный Н. Некрасовым [Текст] / Л.В. Брандт. // Северная пчела. -1846. - № 25. - 30 янв. - Отд. Русская литература. - С. 99.
10. Булгарин Ф.В. Журнальная всякая всячина [Текст] / Ф.В. Булгарин. // Северная пчела. - 1846. - № 27. - 1 февр. - Отд. Фельетон. - С. 107.
11. Бутков Я.П. Назидательное слово [Текст] / Я.П. Бутков. // Петербургские вершины, описанные Я. Бутковым. - СПб.: 1845. - Ч. 1.
- С. 1-16.
12. Вайль П. Смерть героя [Текст] / П. Вайль. // Знамя. - 1992. - № 11. - С. 228.
13. Вацуро В. Э. Повести покойного Ивана Петровича Белкина [Текст] / В.Э. Вацуро. // Записки комментатора. - СПб.: Академический проект, 1994. - С. 31-48.
14. Ветловская В.Е. Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди» [Текст] / В.Е. Ветловская. - Л.: Худ. лит., 1988. - 208 с.
15. Ветловская В.Е. Трагедия Шинели [Текст] / В.Е. Ветловская. // Русская литература. - 1998. - № 3. - С. 11-17.
16. Волжский (А. С. Глинка). Очерки о Чехове [Текст] / А.С. Глинка.
- СПб.: 1903. - 179 с.
17. Волкова Л.Д. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в школьном изучении [Текст] / Л.Д. Волкова. - Л.: 1977. - 175 с.
18. Волынский А.Л. Борьба за идеализм: Крит.ст. [Текст] / А.Л. Волынский. - СПб.: Изд. Н.Г. Молоствова, 1900. - 552 с.
19. Галахов А.Д. Повесть Сто-одного. Превращение [Текст] / А.Д. Галахов. // Современник. - 1847. -№7. -Т. 4. - С. 111-192.
20. Герцен А.И. Сочинения: В 4 т. [Текст] / А.И. Герцен. - М.: Правда, 1988. -Т. 2. - 414 с.
21. Глуховская И.И. «Сентиментальный натурализм» в русской литературе 40-х годов XIX века (проблема метода) [Текст] / И.И. Глуховская. Дис. ... канд. филол. наук. - Калининград, 1984. - 178 с.
22. Гоголь Н.В. Полн. соб. соч.: В 14 т. [Текст] / Н.В. Гоголь. - М. -
Л.: Издательство Академии наук СССР, 1937-1952. - Т.13. - 1952 -
589 с.
23. Гоголь Н.В. (1809-1852). Авторская исповедь [Текст] / Н.В. Гоголь; Сост. Ж.С. Журибеда. - Псков: Всероссийский фонд культуры. Псковское отд-ние, 1990. - 128 с.
24. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя [Текст] / Г.А. Гуковский. М. - Л.: Худ. лит., 1959. - 530 с.
25. Гус М.С. Идеи и образы Ф.М. Достоевского [Текст] / М.С. Гус. - М.: 1962. - 512 с.
26. Добролюбов Н.А. Русские классики. Избранные литературно-критические статьи [Текст] / Н.А. Добролюбов. - М.: Наука, - 1970. - 631 с.
27. Достоевский Ф.М. Бедные люди [Текст] / Ф.М. Достоевский. - М.: Искатель, 2016. - 96 с.
28. Достоевский Ф.М. Идиот [Текст] / Ф.М. Достоевский. - М.: Эксмо, 2016. - 640 с.
29. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII-XX веках [Текст] / М.М. Дунаев. - М.: Престиж,
2003. - 1056 с.
30. Ермилов В.В. Ф.М. Достоевский [Текст] / В.В. Ермилов. - М., 1956. - 280 с.
31. Ершов Л.Ф. Из истории советской сатиры. М. Зощенко и Сатирическая проза 20-30-х годов [Текст] / Л.Ф. Ершов. - Л.: Наука, 1973. - 155 с.
32. Зощенко М.М. Собрание сочинений в четырех томах [Текст] /
М.М. Зощенко. - М.: РИПОЛ классик, 2005. - Том 1: Рассказы
(Двадцатые годы). - 2005. - 560 с.
33. Измайлов А. Литературное обозрение [Текст] / А. Измайлов. - «Биржевые ведомости». - 1898. - № 234. - С. 38
34. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Золотой теленок: Романы [Текст] / И. Ильф, Е. Петров. - М.: Экономика, 1986. - 632 с.
35. Красухин К. Чины и награды персонажей в русской литературе [Текст] / К. Красухин. // Литература (ПС). - 2004. - №11. - С.11.
36. Купреянова Е.Н. А.С. Пушкин [Текст] / Е.Н. Купреянова. // История русской литературы в 4-х томах. - Л.: Наука, 1981. - Т. 2. - С.288-295.
37. Лессинг Г.Э. Гамбургская драматургия [Текст] / Г.Э. Лессинг. - М.: 1936. - 456 с.
38. Липовский А.Д. Представители современной русской повести и
оценка их литературной критикой [Текст] / А.Д. Липовский. -
«Литературный вестник», 1901. - № 5. - С. 23
39. Лиханова Л.В. Чеховская традиция в изображении типа «маленького человека» в малой прозе Н. Тэффи [Электронный ресурс] / Л.В. Лиханова // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. - №7 (14).-Режим доступа:
https: //nauchforum.ru/archive/MNF humanities/7 (14). pdf
40. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст] / Под ред. А.Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2001. - 1600 с.
41. Макогоненко Г.П. Избранные работы о Пушкине, его предшественниках и наследниках [Текст] / Г.П. Макогоненко - Л.: Худ. лит., 1987. - 640 с.
42. Мейлах Б.С. Вопросы литературы и эстетики [Текст] / Б.С. Мейлах. - Л.: 1957. - С. 378.
43. Набоков В.В. Николай Гоголь [Текст] / В.В. Набоков. // Новый мир. - 1987. - № 4. - С. 222
44. Никитенко А.В. Библиотека для чтения [Текст] / А.В. Никитенко.
- М.: 1846. - № 3. - Отд. Библиографии. - С. 26.
45. Панаев И.И. Литературная тля (Не-повесть) [Текст] / И.И. Панаев // Отечественные записки. -1843. - № 2. - Т. 26. - С. 213-297
46. Панаев И.И. Родственники [Текст] / И.И. Панаев. Современник. - 1847. - № 2. - С. 254
47. Пушкин А.С. Пиковая дама. Повести [Текст] / А.С. Пушкин. - Воронеж, 1967. - 82с.
48. Сеньковский О.И. Бедные люди Ф. Достоевского [Текст] / О.И.
Сеньковский. // Библиотека для чтения. - 1846. - № 3. - Отд.
Литературной летописи. - С. 1-52
49. Старков А.Н. Михаил Зощенко: судьба художника [Текст] / А.Н. Старков. - М.: Сов.писатель, 1990. - 256 с.
50. Тэффи Н.А. Собрание сочинений [Текст] / Н.А. Тэффи. / Д.Д. Николаев, Е.М. Трубилова. М.: Лаком, 1997. С. 384
51. Фараджев К.В. Инфантильные страхи и бегство в бюрократию: «Конфуз» персонажей Чехова [Текст] / К.В. Фараджев. // Культурология: Дайджест. - М., 2001. - С. 139.
52. Фрилендер Г.М. Достоевский [Текст] / Г.М. Фрилендер. //История Всемирной литературы: В 8 томах /АН СССР; Институт мировой литературы имени А.М. Горького. - М., 1983-1994. -Т.2. - 412с.
53. Храмцев Д.В. Пушкин и Достоевский [Текст] / Д.В. /Храмцев. // Журнал Самиздат от 06.09.2004. - С.37
54. Храпченко М.Б. Избранные труды. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя [Текст] / М.Б. Храпченко. - М.: Наука, 1993. - 638 с.
55. Чехов А.П. О любви. [Электронный ресурс] /А.П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Наука, 1974-1982. - Режим доступа:http: //chehov-lit.ru/chehov/text/rasskazy.htm
56. Чехов А.П. Рассказы и повести [Текст] / А.П. Чехов. - М., 2009. -С.38
57. Чистова И.С. Творчество Я.П. Буткова и литературное движение 1840-х годов [Текст] / И.С. Чистова. - Л.: 1973. - 128 с.
58. Шукшин В.М. Собрание сочинений: в 8 т [Текст] / В.М. Шукшин. Под общ. ред. О.Г. Левашовой. Т. 1: Рассказы 1958-1964. Посевная кампания. Живет такой парень. / Под ред. Д.В. Марьина. Барнаул: -2009.- 351 с.
59. Юрьева Т.А. Ведь я червяк в сравненьи с ним: Анализ рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника» [Текст] / Т.А. Юрьева. // Литература в школе. - 2009. - №2. - С.42.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ