ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННЫХ КРАУДФАНДИНГОВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ 5
1.1. Понятие и сущность краудфандинговых технологий как современного
инструмента инвестирования 5
1.2. Виды и механизм функционирования современных
краудфандинговых технологий 11
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ КРАУДФАНДИНГОВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ 20
2.1. Мировая практика развития современных краудфандинговых
технологий 20
2.2. Анализ кредитования предприятий малого и среднего бизнеса в
Приволжском Федеральном Округе 29
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ
КРАУДФАНДИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 38
3.1. Проблемы современных краудфандинговых технологий в России 38
3.2. Перспективы и потенциал российского рынка современных
краудфандинговых технологий с применением экономико- математического
моделирования 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Инновационная деятельность, как и любая другая деятельность по реализации проектов, предполагает необходимость финансирования. Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Но т.к. инновации по обозначению являются новшеством, это определяет повышенный риск для потенциальных инвесторов, что становится барьером для инновационных проектов к получению финансирования. В этой ситуации выходом для таких проектов становятся такие специфические виды инвестирования, как венчурные инвесторы, бизнес - ангелы и набирающий популярность краудфандинг.
В отличие от «традиционных» источников инвестиций, освещенность в литературе именно краудфандинга остается низкой, несмотря на все возрастающий интерес к этому явлению. Среди авторов работ, посвященных краудфандингу, зарубежные научные деятели Д. Хау, М. Робинсон, Б. Новек, а также российские Н.А. Ларионов, М. Никитин, Л. Мельников, А.В. Соколов, Д.А Котенко, И.Б. Тесленко, С.В. Ратнер, В.Л. Чугреев, М.О. Душина. В литературе, посвященной краудфандингу, чаще рассматривается сам феномен повышенного интереса к данной форме финансирования, но систематизированных практических рекомендаций по использованию краудфандинга в качестве источника средств на реализацию проектов не было. Вышеперечисленные аспекты обуславливают актуальность данной.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение современных краудфандинговых технологий.
С учетом поставленной цели предопределены следующие задания:
- выделить особенности и сущность современных краудфандинговых технологий;
- изучить существующие виды и механизм функционирования
современных краудфандинговых технологий;
- проанализировать мировой и российский рынок краудфандинга в его современном состоянии;
- выявить проблемы и перспективы современных краудфандинговых технологий в России.
Объектом исследования является новый на данный момент метод финансирования инновационных проектов - краудфандинг. Предметом исследования выступает рынок краудфандинга.
Основными источниками выпускной квалификационной работы являются англоязычные статьи и публикации, поскольку на сегодняшний день российских исследований на эту тему не так много и они не столь подробны. В работе были изучены источники, отражающие статистику по объему рынка, количеству запущенных краудфандинговых проектов, инвестиций, а также популярности проектов.
Краудфандинг появился в России относительно недавно - в 2016 году рынку исполнится 4 года. Первое время такой способ финансирования встретил сопротивление и неприятие у аудитории. Во многом из-за малой интернет- образованности пользователей рунета, отчасти в связи со сложным менталитетом и негативным опытом взаимодействия с финансовыми пирамидами. Хотя уже сейчас краудфандингом начинают пользоваться все большее количество пользователей, существует еще большое количество людей, которые продолжают воспринимать его скептически. Согласно исследованию, проведенному краудфандинговым агентством Crowduniverse «Я и краудфандинг» 50% опрошенных уверены, что в дальнейшем краудфандинг будет развиваться и занимать все большую роль в жизни человека, 38% затруднились ответить на вопрос, и лишь 5% считают, что широкого распространения народное финансирование не получит.
Во многом краудфандинг в России продолжает развиваться благодаря двум своим составляющим - если бы не его социальная и благотворительная часть, то, скорее всего, такой способ финансирования в России не стал бы набирать популярность[50]. Однако, со временем, краудфандинг в России начнет работать так, как он работает на Западе - уже сейчас есть все признаки того, что он развивается именно в этом направлении.
Несмотря на скепсис пользователей рунета и пессимистичные прогнозы, краудфандинг в российском финансовом рынке постепенно развивается и делает это довольно успешно. Уже сейчас в России существует порядка 10 площадок, самые крупные из которых - Planeta.ru и Boomstarter. Они по большей части и являются основной движущей силой для развития рынка в России.
Поскольку краудфандинг в России явление относительно молодое - экосистема в нем выстроена не полностью. Существует всего ряд небольших тематических площадок, которые заняли свою нишу и развивают народное финансирование в ней. Например, BunchX - занимается развитием краудгифтингового направления и микросборами, CrowdRepublic - занимаются краудфандингом для настольных игр и печатных изданий, Kroogi - занимаются народным финансированием для музыкантов.
Такие площадки не могут показать те же результаты, которые демонстрируют площадки Planeta.ru и Boomstarter, но уже сейчас их появление и функционирование может стать показателем того, что постепенно начинает появляться целая краудфандинговая экосистема, которая в будущем должна стать тем подспорьем для дальнейшего развития рынка, и, как следствие - появления новых площадок и компаний, осуществляющих работу с краудфандинговыми проектами.
Уже сейчас начинает развиваться направление клиентского сервиса в краудфандинге, который в конечном итоге может стать еще одним катализатором для активного роста рынка. За счет этого будет повышаться не только качество запускаемых проектов, но так же в геометрической прогрессии будет увеличиваться охват новой аудитории и повышаться процент успешных проектов. В обозримом будущем количество таких агентств будет только расти вместе с увеличением рынка.
Появление новых площадок и агентств является качественным признаком того, что несмотря на санкции, экономический кризис и прочие трудности рост рынка не только не прекратился, но и продолжает свое развитие в докризисных темпах. Если такая тенденция будет продолжаться то по сравнению с 2015 годом рынок вырастет примерно на 200.
Несмотря на все трудности, рынок так же продолжает рост не только в денежном, но и качественном эквиваленте - с каждым кварталом на площадках повышается конверсия успешных проектов, повышаются суммы сборов, краудфандинг получает все более широкий охват аудитории в российском сегменте интернета.
Краудфандинг в России уже преодолел порог становления и на данный момент наблюдается активный темп роста, который не останавливается даже в связи с экономическим кризисом. Одновременно с развитием рынка повышается и интерес государства, которое больше не может игнорировать такой способ финансирования и именно поэтому активно пытается встроить себя в этот рынок. Не только в качестве наблюдателя, но и в качестве главного регулировщика и гаранта в отношениях между спонсорами авторами, и площадками.
Со временем краудфандинг попадет под влияние государства и, возможно, так же будет использоваться как инструмент для дофинансирования федеральных и городских бюджетов, которые рассчитаны на поддержку социальных инициатив граждан. Также будут появляться локальные негосударственные площадки разных размеров и тематик - каждые из них будут создаваться городскими и муниципальными инициативными группами. Очень важным и интересным вектором развития является использование краудфандинга крупными брендами в целях PR. Опыт взаимодействия крупных компаний и краудфандинговых площадок зарекомендовал себя в начале появления краудфандинга в России, как со стороны брендов, так и со стороны пользователей. Тем более, что промо-кампании в рамках краудфандинга могут сэкономить рекламные бюджеты. Это особенно важно в условиях экономического кризиса в 2016 году, когда многие крупные участники сокращают свои рекламные штаты и бюджеты.
На данный момент список брендов, которые так или иначе использовали краудфандинг велик: «МТС», «Мегафон», «Lipton», «Nokia», «Rexona» и другие.
Таким образом, мы видим, что краудфандинг становится интересен не только молодым предпринимателям, стартапам и представителям государственного аппарата разного уровня, но так же он вызывает огромный интерес у представителей крупных брендов. В дальнейшем такие тенденции будут только набирать обороты и масштабироваться.
Несмотря на все трудности, с которыми сталкивается рынок краудфандинга в России, он постоянно продолжает развиваться и с каждым годом выходит на более высокий уровень. Уже сейчас можно смело заявить, что краудфандинг, как финансовый инструмент успешно ассимилировался на российском рынке инвестиций и стал его неотъемлемой частью. За счет этого получают свое развитие и другие ветки краудфандинга, такие как: краудлендинг и краудинвестинг. Однако, у многих представителей рынка есть опасения, что в случае чрезмерного вмешательства государства в его регулирование, рынок может среагировать если не рецессией, то стагнацией.
1. Портал крауд-сервисов. Статья «Что такое краудфандинг?»
Режим доступа: http://crowdsourcing.ru/article/what_is_the_crowdfunding (дата обращения: 20.04.2016)
2. Kleemann, F., VoB, G., & Rieder, K. (2008): Un(der)paid Innovators: the commercial Utilization of Consumer work through Crowdsourcing. Vol. 4, No. 1, July 2008. (S. T. (STI-Studies), Hrsg.) Chemnitz, Deutschland: Science Technology & Innovation Studies (STI-Studies). [Abgerufen am November 2013] - с. 6
3. Giudici, G., Nava, R., Lamastra, C. R., & Verecondo, C. (2012): Crowdfunding: the new frontier for financing Entrepreneurship? 13. Mailand, Italien: Department of Management, Production and Logistics - Politecnico de Milano. - с. 2
4. Leimeister, J. M. (2012): Crowdsourcing, Crowdfunding, Crowdvoting, Crowdcreation. 388 - bis 392. St.Gallen, CH: Zeitschrift fur Controlling und Management. - с. 389
5. Kortleben H, Vollmar B, 2012, “Crowdinvesting: Eine Alternative in der Grundungsfinanzierung?” PFH Forschungspapiere/Research Papers Gottingen, Deutschland: Private University of Applied Sciences (PFH). No. 2012/06. S. 4 - с. 4
6. Статья про Краудфандинг. Режим доступа: http://constructorus.ru/uspex/kraudfanding.html. (дата обращения: 20.04.2016)
7. Agrawal A., CataliniCh.,Goldfarb A.(2013), ‘Some simple economics of crowdfunding, National Bureau of economic research’, Cambridge Press - 54 с.
8. Режим доступа: http://ibusiness.ru/blogs/19616. (дата обращения: 20.04.2016)
9. О. Ю. Патласов. Краудфандинг: виды, механизм функционирования. Перспективы народного финансирования в России. 2015 - 7 с.
10. Piller, F., & Hilgers, D. (2013): Praxis Handbuch Technologie Transfer, Innovative Methoden zum Transfer wissenschaftlicher Ergebnisse in die industrielle Anwendung (1. Auflage Ausg.). Dusseldorf: Symposium Publishing GmbH. - 22 с.
11. Agrawal A., CataliniCh.,Goldfarb A.(2013), ‘Some simple economics of crowdfunding, National Bureau of economic research’, Cambridge Press - 30 с.
12. А. К. Кочиева. Краудфандинг как современная форма привлечения финансов. 2013 - 33 с.
13. Jim Verdonik Crowdfunding Opportunities and Challenges: Изд-во Lulu Publishing Services, 2016 - 70 c.
14. Портал об инвестициях. Краудфандинг: каким российским и 'западным интернет- площадкам отдать предпочтение? Режим доступа:
http://www.towave.ru/pub/kraudfanding-kakim-rossiiskim-i-zapadnym-internet- ploshchadkam-otdat-predpochtenie.html
15. Банк знаний. Польза краудфандинга для крупных брендов. Режим доступа: https://vernsky.ru/pubs/5957/Polza_kraudfandinga_dlya_krupnyh_brendov?view_mo de=text (дата обращения: 20.04.2016)
16. Еремеев А. Э. Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2015 - 216 с.
17. 2015CF - Crowdfunding Industry Report
18. Краудфандинговая платформа Indiegogo. Flow Hive: Honey on Tap Directly From Your Beehive. Режим доступа: https://www.indiegogo.com/projects/flow- hive-honey-on-tap-directly-from-your-beehive#/ (дата обращения: 20.04.2016)
19. Краудфандинговая платформа Kickstarter. Pebble Time. Режим доступа: https://www. kickstarter. com/proj ects/597507018/pebble-time-awesome-smartwatch- no-compromises (дата обращения: 20.04.2016)
20. Википедиа. JOBS. Режим доступа:
https://en. wikipedia. org/wiki/Jumpstart_Our_Business_Startups_Act (дата обращения: 20.04.2016)
21. Steven Dresner Crowdfunding: A Guide to Raising Capital on the Internet : Изд- во Bloomberg Press, 2016 34 - с.
22. Аналитический сайт. Режим доступа: https://krowdster.co (дата обращения: 20.04.2016)
23. Сайт об индустрии краудфандиннга. https://crowdsourcing.org Режим доступа: (дата обращения: 20.04.2016)
24. The Geography of Crowdfunding, NET Institute Working Paper No. 10-08, Oct 2012 - 10 с.
25. Серебрянский А. Г. Краудфандинг как механизм финансирования инновационных проектов в России //Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. Сборник научных статей 4-й Международной научно-практической конференции (25-27 декабря 2014 года), редкол.: Горохов А.А. (отв. ред.); в 2-х томах, Том 2, Юго¬Зап. гос. ун-т., Курск, 2014. 314 с. - 2014. - С. 153
26. Краудфандинговая платформа Planeta.ru. Гарри Бардин. Новый рекорд краудфандинга. Режим доступа: https://planeta.ru/planeta/newslpost50727 (дата обращения: 20.04.2016)
27. Интернет-издание. Кампания Бориса Гребенщикова на Planeta.ru стала самой успешной в истории российского краудфандинга. Режим доступа: https://tjournal.ru/14530-kampaniya-borisa-grebenshikova-na-planetaru-stala-samoi- uspeshnoi-v-istorii-rossiiskogo-kraudfandinga (дата обращения: 20.04.2016)
28. Портал о краудсорсинге. Проект Виктора Гинзбурга «Empire V» стал абсолютным рекордсменом российского Краудфандинга. Режим доступа: http://crowdsourcing.ru/article/proekt_viktora_ginzburga_empire_v_stal_absolyutny m_rekordsmenom_rossijskogo_kraudfandinga (дата обращения: 20.04.2016)
29. Краудфандинг приходит в Рунет: где найти спонсоров для проекта. Режим доступа: http:// www.vesti.ru/doc.html?id=891737 (дата обращения: 20.04.2016)
30. Блог Crowdhunters.ru «Первые итоги краудфандинга в 2015 году» Режим доступа: http://crowdhunters.ru/crowd_first_2015/ (дата обращения: 20.04.2016)
31. Краудфандинговая платформа Planeta.ru. Главная страница. Режим доступа: https://planeta.ru (дата обращения: 20.04.2016)
32. Краудфандинговая платформа Planeta.ru. "Планета" запустила первый крауд-сервис для ВУЗов! Режим доступа: https://planeta.ru/planeta/newslpost58185 (дата обращения: 20.04.2016)
33. Портал о краудсорсинге. Planeta.ru открывает Школу Краудфандинга.
Режим доступа: http://crowdsourcing.ru/article/planetaru_otkryvaet_shkolu_kraudfandinga (дата обращения: 20.04.2016)
34. Лекция основателей Boomstarter. Режим доступа: http://molpred.biz/boomstarter51.html (дата обращения: 20.04.2016)
35. Краудфандинговая платформа Boomstarter. Все проекты. Режим доступа: https://boomstarter.ru/discover (дата обращения: 20.04.2016)
36. Сайт МТС. Вместе для города. Режим доступа:
http://www.media.mts.ru/news/101395/ (дата обращения: 20.04.2016)
37. Сайт общественной палаты РФ. «Народное финансирование» для НКО.
Режим доступа:
https://www.oprf.ru/press/news/2014/newsitem/27618 (дата обращения:
20.04.2016)
38. Законы развития. «Молодая Москва»: москвичи могут поддержать молодежные инициативы, претендующие на субсидии Правительства Москвы. Режим доступа:
https://nkozakon.ru/events/molodaya-moskva-moskvichi-mogut-podderzhat- molodezhnye-initsiativy-pretenduyushhie-na-subsidii-pravitelstva-moskvy/ (дата обращения: 20.04.2016)
39. Интернет-издание. Boomstarter решил выйти на IPO. Режим доступа: https://vc.ru/n/boom-ipo (дата обращения: 20.04.2016)
40. Блог Crowdhunters.ru «Краудфандинг в России - Итоги 2014 года». Режим
доступа: http://crowdhunters.ru/crowd2014/ (дата обращения: 20.04.2016)
41. Исследования компании Json Partners Сonsulting. Режим доступа:
http://json.tv/ict_telecom_ analytics_view/rynok-kraudfinansov-v-rf-kraudfanding- kraudinvesting-kraudlending-20150121044017 (дата обращения: 20.04.2016)
42. Dennis Bruntje,Oliver Gajda Crowdfunding in Europe: State of the Art in Theory and Practice :Изд-во Springer, 2016 - 44 с.
43. Селиванова К.М. Диссертация. Финансовое проектирование секторального взаимодействия хозяйствующих субъектов российской экономики в условиях реиндустриализации. 2015 - 136 с.
44. Как зарабатывают Planeta и Boomstarter и почему они не всегда находят общий язык. Режим доступа: https://roem.ru/10-07-2015/200002/boomstarter-vs- planeta/ (дата обращения: 20.04.2016)
45. Статистика краудфандинга в России. Режим доступа: http://thestartman.ru/platforms (дата обращения: 20.04.2016)
46. Портал о краулсорсинге. Фрод в Краудфандинге. Режим доступа: http://crowdsourcing.ru/article/frod_v_kraudfandinge_naskolko_velika_ugroza (дата обращения: 20.04.2016)
47. Интернет-журнал. Краудфандинг: сущность, преимущества и риски. Режим доступа:
http://www. nauteh-j ournal.ru/index. php/ru/123/122-ep 14-09/1278-a (дата обращения: 20.04.2016)
48. Пять проблем краудфандинга в России. Режим доступа: http://money.prichod.ru/fonds/22118/ (дата обращения: 20.04.2016)
49. Социальная сеть. Опрос про краудфандинг. Режим доступа: https://vk.com/crowduniverse (дата обращения: 20.04.2016)
50. Официальный блог Добро Mail.Ru «Добро Mail.Ru: в кризис интернетпользователи сделали на 32% больше пожертвований». Режим доступа: https: // dobro. mail. ru/press/news/dobro-mailru-v-krizis-internet- polzovateli-sdelali-na-32bolshe-pozhertvovanij (дата обращения: 20.04.2016)