Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности коммуникативной стратегии комплимента в русском языковом пространстве

Работа №82318

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2016
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
200
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятия коммуникативной стратегии и тактики 5
1.1 Коммуникативные стратегии комплиментарных высказываний 5
1.2 Комплимент как часть диалога 13
1.3 Комплимент как самостоятельное понятие в языке 18
2. Типология комплиментов 37
2.1 Понятие комплимента как речевого акта 37
2.2 Характеристика комплиментов 44
2.3 Типология реакций на комплимент 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность. Комплимент являются неотъемлемым компонентом современной коммуникации, средством гармонизации как межличностного, так и межкультурного взаимодействия. Комплиментом интересуются различные области научного знания: психология, социология, лингвистика. Уделяет ему должное внимание и риторика - наука о средствах и способах убеждения.
Комплимент - наиболее яркая этикетная ситуация, поскольку при его использовании «социальное поглаживание» выступает в полной мере. Сделать комплимент - значит подметить в собеседнике что-то положительное, похвалить его, иногда даже и преувеличить оценку: Ты сегодня, Танюша, прекрасно выглядишь!
Речевой этикет является неотъемлемой частью коммуникации, что в свою очередь, обеспечивает высокую заинтересованность исследователей данного феномена. Так как комплимент является одной из форм речевого этикета, некоторые аспекты его употребления освещаются в работах по речевому этикету В.Е.Гольдина, В.Г.Костомарова, Н.М.Фирсовой. В монографиях и учебниках по культуре речи русского языка, например, в работах В.В.Колесова (1988), А.Н.Васильевой (1990), А.А.Бурова (1996),
А.К.Михальской (1996), Л.К.Граудиной (1998), М.Р.Львова (2000), Л.А.Введенской, Л.Г.Павловой, Е.Ю.Кашаевой (2004), О.Я.Гойхман (2005) и др., отражаются отдельные наблюдения по данной проблеме.
Как видим, комплимент привлекал и привлекает внимание целого ряда лингвистов, которые описывают и анализируют его отдельные аспекты, в т.ч. комплиментной коммуникации. При этом исследователи подчеркивают, что речевые акты с установкой на комплимент требуют дальнейшего изучения в силу их неопределенного коммуникативного статуса. Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность работы.
Объектом является комплимент в коммуникативном акте общения.
Предмет: анализ коммуникативной стратегии комплимента.
Цель работы - изучить особенности коммуникативной стратегии комплимента в русском языковом пространстве.
Для достижения цели мы ставим следующие задачи:
-рассмотреть коммуникативные стратегии комплиментарных высказываний;
- определить комплимент как часть диалога;
- раскрыть роль комплимента как самостоятельного понятия в языке;
- охарактеризовать понятие комплимента как речевого акта;
- выявить типологию комплиментов;
- рассмотреть типологию реакций на комплимент.
В работе использовались следующие методы: описательный; сравнительно-сопоставительный. В исследовании использованы выдержки из художественной литературы, материалы СМИ, бытовые зарисовки.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Наблюдения, представленные в исследовании, могут быть использованы в курсах стилистики и культуры речи; при преподавании русского языка как иностранного.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Коммуникативная стратегия комплимента представляет собой когнитивный план общения, посредством которого реализуется оптимальное решение коммуникативной задачи.
Комплимент по замыслу говорящего реализует стратегию положительной оценки адресата.
Интенция адресанта: выразить искреннее восхищение сделать приятное собеседнику, гармонизировать межлигностные отношения. Успешность коммуникации оденивается по достижению максимального количество целей.
Комплимент - это элемент речевого этикета, в котором содержится некоторое преувеличение положительных качеств человека, благодаря которым срабатывает психологический феномен внушения, вследствие чего человек старается «дорасти» до тех качеств, которые подчеркнуты в комплименте.
Отличие от похвалы: похвала направлена сверху вниз и констатирует факт положительного отношения к сделанной работе.
Отличие от лести: лесть направлена снизу вверх, всегда имеет корыстные цели.
По своей сути комплимент содержит в себе психологический механизм внушения, создания аттракции. Механизм комплимента включает в себя следующее: произнесение приятных слов, преувеличивающих качества собеседника, вызывание у него чувства удовлетворения, образование положительных эмоций, создание расположения к себе или к обсуждаемому вопросу.
Самый эффективный комплимент - это комплимент на фоне антикомплимента себе самому. Такой контрастный метод побуждает собеседника к ответной любезности. А обмен любезностями - хорошее начало любого разговора (во всяком случае лучше, чем обмен колкостями и нападками).
Комплимент содержит в себе ряд смыслов и определенную технологию, которую нельзя нарушать:
во-первых, комплимент должен содержать только один смысл, избегать какой-либо многозначительности;
во-вторых, включая в себя некоторое преувеличение, комплимент не должен строить гиперболизацию на сопоставлении возможных противоположных свойств;
в-третьих, комплимент должен однозначно опираться только на собственное мнение;
в-четвертых, в комплименте не должно содержаться ни грана менторства, дидактики.
и, наконец, в-пятых, комплимент не должен содержать в себе той ложки дегтя, которая может испортить бочку меда.
Стиль комплимента различен. Он зависит от объекта (подчиненный, начальник, посетитель, женщина), от характера (комплимент о личных или деловых качествах), от ситуации и техники, предыдущего контекста разговора и в целом от всей исторической переменной данного вопроса или специфики личных взаимоотношений с объектом комплимента.
Итак, комплименты говорят для того, чтобы:
человек услышал в свой адрес комплимент по поводу определенного качества его личности;
благодаря функционированию установки на желательность этого качества оно на уровне подсознания принимается за реальность;
возникло чувство удовлетворения, которое всегда сопровождается возникновением положительных эмоций (чувство приятного).
Таким образом, в настоящее время соблюдение общепринятых в обществе норм коммуникативного взаимодействия требует от его участников знания и умения применять определенные технологии осуществления конкретных форм общения: обращение, приветствие, знакомство и представление, комплимент, разговоры по телефону; переговоры и др.
В процессе формального и особенно неформального общения манеры проявляются в технике речи, комплиментах. При этом недопустима лесть, тем более подхалимаж. Использование комплимента в общении требует определенного такта и чувства меры.
По стилистической принадлежности выделяются:
1) высокие (книжные) комплименты ;
2) нейтральные комплименты;
3) просторечные комплименты;
4) сленговые комплименты.
По логико-семантической структуре выделяются следующие типы комплиментов:
1) косвенный комплимент.
2) комплимент «минус-плюс».
3) Комплимент-сравнение
Практика доказала, что техника общения подвластна каждому, кто настойчиво упражняется, овладевая этим искусством.



1. Анипкина, Л.Н. Оценочные высказывания в прагматическом аспекте // Филологические науки. -М., 2013. №2. С. 58-65.
2. Беляева-Станден, Е.И. Гендерные особенности комплимента россиян // Вопросы психолингвистики: научный журнал теоретических и прикладных исследований / (Гл. ред. Е.Ф. Тарасов). - М.: ИЯ РАН, 2016. - №04.-С. 155-170.
3. Беневенист, Э. Общая лингвистика / Под ред., вступ. ст. и коммент. Ю.С. Степанова. - М.: Прогресс, 2014. - 447 с.
4. Богатырёв, А.А. Элементы неявного смыслообразования в художественном тексте. - Тверь: ТвГУ, 2012. - 101 с.
5. Богатырёва, О.П. Контекстуальный и коммуникативный подходы к обучению грамматике в неязыковом ВУЗе (обзор современных зарубежных пособий по английскому языку) // Языковой дискурс в социальной практике: Сб. науч трудов / Отв. Ред. Н.А. Комина. - Тверь: ТвГУ, 2014. - С. 40-43.
6. Богатырёва, О.П., Тихомирова, А.В. Адресатоцентризм современного лингводидактического текстообразования и коммуникабельность учебного текста // Непрерывное педагогическое образование.™. 2013. - № 3. - С. 138.
7. Богин, Г.И. Субстанциальная сторона понимания текста: Учеб. пособие.-Тверь, 2013. -137с.
8. Болинджер, Д. Истина - проблема лингвистическая // Язык и моделирование социального взаимодействия. Сборник статей. Под ред. В.В. Петрова. М.: Прогресс, 2014. С. 23-42.
9. Булыгина, Т.В., Шмелёв, А.Д. Оценочные речевые акты извне и изнутри // Логический анализ языка: язык речевых действий. - М., 2014. С 49-59.
10. Гиззатуллина, Л.Т. Речевой акт "комплимент" как неотъемлемый компонент современной коммуникации //Филология и культура. - (Вестник ТГГПУ). - Вып. №12 / 2013. - сс. 27-29.
11. Грасиан, Б. Карманный оракул. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2013. - 384 с.
12. Дюма, А. Три мушкетера. Роман / Пер с фр. - М.: Детская литература, 2014. - 719 с.
13. Жельвис, В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема: монография. - М.: Ладомир, 2011. - 356 с.
14. Иссерс, О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. - Изд. 5-е. - М.: ЛКИ, 2012. - 288 с.
15. Истоки, проблемы и категории прагматики / Вступительная статья Н. Д. Арутюновой и Е. В. Падучевой // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 16. Лингвистическая прагматика. Сборник: Пер. с разн. яз./ Сост. и вступ. ст. Н.Д. Арутюновой и Е.В. Падучевой. Общ. ред. Е.В. Падучевой. —М.: Прогресс, 2015. -С. 3-42.
16. Ковшова, М.Л. Комплимент и оскорбление: общее и различное (на материале современной русской речи) // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Под ред. Н.В. Уфимцевой, В.В. Красных, А.И. Изотова. - М.: МАКС Пресс, 2012. - Вып. 40. - С. 103-112.
17. Колшанский, Г.В. Контекстная семантика. Изд. 3-е. - М.:ЛКИ, 2012.- 152 с.
18. Ларина, Т.В., Озюменко, В.И., Горностаева, А.А. Сквернословие в речи носителей английского языка: функционально-прагматический аспект // Вопросы психолингвистики/ (Ред. Н.В. Уфимцева, Т.Н. Ушакова). М.: ИЯ РАН, НОУ ВПО «Московский институт лингвистики », 2012. - №2(16). - С. 30-39.
19. Мурашкина, Э.В. Комплимент как регулятивный речевой акт (на материале английского языка): Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 - Германские языки. - Тверь, 2014. - 152 с.
20. Мурашкина, Э.В. Комплимент как эзотерическая языковая игра // Языковой дискурс в социальной практике Сб. науч трудов / Отв. Ред. Н.А. Комина. - Тверь: ТвГУ, 2014. С. 136-139.
21. Мурашкина, Э.В. Стилистическая типология комплиментов // Мова i Культура. (Науковий журнал). - К.: Видавничий д1м Дмитра Бураго, 2012. - Вип. 12. - Т. III (128). - С. 143-149.
22. Петрушко, И.А. Моделирование языковой личности как основа разработки педагогических программ профессиональной подготовки православного проповедника // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2; URL: www.science-education.ru/122-21373
23. Правила светской жизни и этикета. Хороший тон: сборник советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни. М.: РИПОЛ, 1991. С. 180-183.
24. Родари, Джанни. Джельсомино в Стране лжецов. Сказка. - Саратов: Приволжское кн. Изд-во, 2012. - 80с.
25. Сенека, Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. Трагедии / С. А.Ошеров. - М.: Худлит, 2014. - 543с.
26. Сенека, Луций Анней. Философские трактаты / Пер. с лат. ... Т.Ю. Бородай. - СПб.: Алетейя, 2011. - 400с.
27. Серебрякова Р. В. Национальная специфика комплимента и похвалы в русской и английской коммуникативных культурах // Язык, коммуникация и социальная среда. 2011. Вып. 1. С. 1-5.
28. Серль, Дж. Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 17. Теория речевых актов. - М.: Прогресс, 2016. -C. 151¬169.
29. Стасюк, А.А. Коммуникативная характеристика комплимента как речевого акта // Мир лингвистики и коммуникации, 2012 № 4 (17). - URL: http://tverlingua.ru/ archive/017/5_17 .pdf
30. Сурадейкина, А.В., Нагорняк, А.А. Искусство комплимента // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 5 . - С. 66-68.
31. Сурова Е. А. К вопросу о критериях типологизации высказываний в комплиментном дискурсе. URL: www.tverlingua.by.ru
32. Сусов, И.П. Лингвистическая прагматика. - М.: «Восток — Запад», 2016. - 200 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ