Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ В ТВОРЧЕСТВЕ В.М. ШУКШИНА

Работа №13805

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы74стр.
Год сдачи2017
Стоимость2900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
835
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В
ИССЛЕДОВАНИИ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ И СПОСОБОВ
ВЫРАЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ……………………... 5
1.1. Категория оценки в русском языке…………………………………… 5
1.2.Структура оценочного высказывания и классификация оценочных
единиц……………………………………………………………………….. 10
1.3. Положительная оценка как тип речевого воздействия на адресата.. 15
1.4. Функциональные особенности оценки в тексте……………………. 23
ГЛАВА II. СВОЕОБРАЗИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК В РАССКАЗАХ В.М. ШУКШИНА………..…… 31
2.1. Оценочность как одна из основных категорий в рассказах
В.М. Шукшина………………………………………………………………. 31
2.2. Особенности коммуникативных стратегий порицания и похвалы в
идиостиле В.М. Шукшина………………………………………………….. 36
ГЛАВА III. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА И СПОСОБЫ
ВЫРАЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ В ТВОРЧЕСТВЕ
В.М. ШУКШИНА………………………………………………………….. 43
3.1. Лексические средства выражения положительной оценки…...…….. 43
3.2. Словообразовательные средства выражения положительной оценки 52
3.3. Морфологические средства выражения положительной оценки…… 55
3.4.Синтаксические способы выражения положительной оценки…...….. 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 64
Список использованной литературы…………………………………… 70

Языковой оценке объекта посвящено большое количество работ
лингвистов, которые изучают проблему формирования выражения оценки на
разных уровнях языка, функционирование оценочных единиц в
художественном тексте, связь оценки и всевозможных характеристик
объекта и т.п.
Актуальность исследования, в первую очередь, обусловлена тем, что
произведения современных авторов являются отражением состояния и
тенденций развития современного русского языка. К тому же актуальность
данной работы определена значимостью решения вопроса интерпретации
художественного текста, содержащего оценочные высказывания, которые
зачастую влияют на смысловую структуру произведения. Решением данной
проблемы озадачено значительное количество современных лингвистов:
Е.А. Чернявская, 2001; Е.В. Кочеткова, 2004; Т.В. Латкина, 2006 и другие.
Также в данное время изучение лексических единиц в функциональностилистическом аспекте в различных сферах художественной коммуникации
является одним из перспективных направлений лингвистики
Объект исследования – положительная оценка в художественном
пространстве текстов В.М. Шукшина.
Предмет исследования – языковые средства и способы выражения
положительной оценки в художественных текстах В.М. Шукшина и её
функциональные, сематические и структурные характеристики.
Цель работы – обнаружить и описать языковые средства и способы
выражения положительной оценки в творчестве В.М. Шукшина.
Чтобы достичь установленной цели, требуется найти решение
следующих основных задач:
– освоить научные источники по исследуемой проблеме;
– изучить основные лингвистические тенденции в исследовании
языковых средств и способов выражения положительной оценки; – исследовать своеобразие проявления оценочных характеристик в
рассказах В.М. Шукшина;
– произвести отбор оценочных единиц, содержащихся в текстах
В.М. Шукшина;
– дифференцировать собранный материал в соответствии со
средствами и способами языковой репрезентации положительной оценки.
Новизна исследования характеризуется тем, что в дипломной работе
достаточно подробно проанализированы языковые способы и средства
выражения положительной оценки в творчестве В.М. Шукшина, что
позволяет разобраться в сущности положительной оценки, раскрыть
особенности языковых средств и способов выражения положительной
оценки в художественном тексте.
Теоретическая основа исследования складывается из положений и
выводов, содержащихся в работах российских лингвистов и философов:
А.А. Ивина, 1970; Е.М. Вольф, 1985; Н.Д. Арутюновой, 1988; И.А. Стертина,
1992; Т.В. Маркеловой, 1993; Е.А. Чернявской, 2001; О.С. Иссерс, 2003 и
других.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть
использованы в школьном курсе преподавания интегрированных уроков
русского языка и литературы, а также при подготовке курсовых работ,
рефератов и докладов.
Структура дипломной работы содержит Введение, Основную часть
(Глава I, Глава II и Глава III), Заключение и Список использованной
литературы (58 источников).
Апробация: промежуточный результат дипломной работы был
представлен на научной конференции «Белгородский диалог», в апреле 2017
года.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в работе исследовались следующие аспекты: Основные
лингвистические тенденции в исследовании языковых средств и способов
выражения положительной оценки, где мы изучили вопросы категории
оценки в русском языке, структуру оценочного высказывания и
классификацию оценочных единиц, положительную оценку как тип речевого
воздействия на адресата и функциональные особенности оценки в тексте;
затем мы перешли к изучению своеобразия проявления оценочных
характеристик в рассказах В.М. Шукшина, а именно, оценочности как одной
из основных категорий в рассказах В.М. Шукшина и особенностей
коммуникативных стратегий порицания и похвалы в идиостиле В.М.
Шукшина; последним аспектом нашего исследования было выявление
средств и способов выражения положительной оценки в творчестве В.М.
Шукшина на разных языковых уровнях: лексические, словообразовательные
и морфологические средства и синтаксические способы выражения
положительной оценки в творчестве исследуемого автора.
В первой главе выяснено, что оценка – это определение объекта, при
котором выявляется его положительное (отрицательное) значение для
субъекта, при условии, что объект способен удовлетворять потребности
субъекта.
Основное направление в изучении категории оценки современными
языковедами связано с определением оценочных значений и способов их
выражения. Основное внимание в традиционном языкознании было
направлено на анализ семантики и структуры оценки, изучение элементов
оценочной структуры. В дальнейшем изучение категории оценки
расширилось исследованиями семантических, прагматических и
функциональных особенностей оценочных значений.
В главе также рассмотрены структура оценочного высказывания и
несколько классификаций оценочных единиц. Оценочное высказывание складывается из объекта и субъекта оценки,
объединенных оценочным предикатом. Субъектом оценки выступает лицо
или социум, с точки зрения которого дается оценка, объект оценки – лицо,
предмет, событие или ситуация, к которым относится. К тому же, в
модальную рамку включаются, стереотипы и шкала оценок, на которые
направлена оценка, иными словами основание оценки.
Также в главе определена роль положительной оценки как типа
речевого воздействия. Оценочное речевое воздействие стоит на ряду с
волеизъявлением, социальным воздействием, разъяснением и
информированием. Оценочное воздействие направлено на чувства
собеседника и характеризуется особым эмоциональным строем речи: широко
используются междометия, восклицания и т.п. Положительная оценка
реализуется адресантом через похвалу, поощрение, поддержку, ободрение,
утешение и т.п.
Было выявлено, что специфика индивидуально-авторских оценок
обусловлена разными ценностными стереотипами, историческим и
социальным характером оценочного значения и средств его выражения, в
основе которого остается приоритет хорошего, доброго.
Художественные тексты, в частности тексты В.М. Шукшина, могут
быть полностью ориентированы на выражения положительной или
отрицательной оценки, либо их совмещения, либо оценка входит как часть в
общее построение описания и связана с признаковой стороной текста.
Несогласования в оценке, содержащиеся в одном контексте, имеют
либо иронический смысл, либо отражают когнитивную интерпретацию
объекта оценки говорящим.
Оценочный аспект текста складывается из значений, которые
реализуются на всех уровнях языка – в морфологии и словообразовании,
синтаксисе и лексике. Поэтому важно показать языковые средства
выражения оценки на разных уровнях языка. Именно в тексте в совокупности
использования различных языковых средств и способов выражения положительной оценки объекта становится возможным целостное выражение
оценочного смысла.
Таким образом, в первой главе были определены основные
лингвистические тенденции в исследовании языковых средств и способов
положительной оценки адресата.
Во второй главе оценочность в текстах В.М. Шукшина определена как
одна из основных категорий, также выявлены особенности коммуникативной
стратегии порицания и похвалы в идиостиле В.М. Шукшина.
Рассказы В.М. Шукшина переполнены диалогами между персонажами,
а именно в диалоге наиболее часто выражается оценочное суждение. Исходя
из результатов исследования текстов автора, можно сделать вывод, что
оценочность является основной понятийной категорией, находящей
отражение в рассказах В.М. Шукшина.
У писателя в сфере оценки прежде всего оказываются поведение
человека, его интеллектуальные способности, образование, внешний вид и
физическое состояние и речь.
В главе упорядочены черты характера, поведения, которыми, по
мнению В.М. Шукшина, должен обладать абсолютно положительный
человек – пропорционально сложенный, добросовестный, открытый в
общении, доброго и весёлого нрава, не склонный к пьянству, образованный и
умный, умеющий ясно излагать мысли. Но у В.М. Шукшина нет интереса
создавать образ «идеального человека», так как его внимание сосредоточено
на простых людях, живущих обыкновенной жизнью. Данное общество не
может соответствовать идеалу. У писателя персонажи делятся на два типа:
«чудики» и «античудики», где «чудики» оцениваются обществом
отрицательно, а в системе оценочности В.М. Шукшина – положительно.
Проведение анализа диалоговых единиц, содержащий оценочную
составляющую, подвело к выводу относительно того, что при реализации
положительной оценки были применены слова общеоценочные и
частнооценочные, обладающие коннотативным компонентом, инвертированные оценочные выражения, строящиеся на употреблении
выражений отрицательно-оценочной семантики для воплащения похвалы,
инвертированные оценочные выражения, строящиеся на употреблении
выражений отрицательно-оценочной семантики для воплощения похвалы,
эмоционально-окрашенная лексика.
Проанализировав фрагменты текстов В.М. Шукшина, выявлено, что
стратегии порицания чаще всего показаны через тактики оскорбления, а
именно, обзывания, обвинения и упрека, иронии, которые реализуются в
названии – характеристике человека (лексических маркерах тактик
порицания).
Таким образом, коммуникативная стратегия похвалы имеет
положительно-оценочную цель, коммуникативная стратегия порицания –
отрицательно-оценочную. В текстах В. М. Шукшина коммуникативная
направленность и похвалы, и порицания располагается в плоскости
морально-этического аспекта оценки, наиболее устойчивого в народном
сознании.
В третьей главе выявлен комплекс лексических, словообразовательных,
морфологических средств и синтаксических способов выражения
положительной оценки в творчестве В.М. Шукшина. В ходе исследования
выявлен 201 случай употребления языковых средств и способов выражения
положительной оценки на разных уровнях языка.
Наиболее часто автор употребляет лексические средства выражения
положительной оценки (159 случаев).
В текстах В.М. Шукшина отмечено большое количество лексем со
значением положительной оценки, которые выражены прилагательными. Это
связано с тем, что в большинстве случаев объект оценки представлен
существительным, и именно определение, выраженное прилагательным,
указывает на качества оцениваемого объекта.
Чуть реже в творчестве В.М. Шукшина для выражения положительной
оценки используются лексемы, выраженные наречиями. Данные лексемы придают дополнительное значение действиям и процессам, выраженным
глагольными формами.
Лексемы, выраженные существительными и глагольными формами, в
текстах В.М. Шукшина встречаются крайне редко. В именах
существительных с семантикой оценки наблюдается частичное совпадение
объекта оценки и его характеристики: предмет называется с помощью
оценочного слова. В исследуемых произведениях существительные с
оценочным значением отличаются экспрессивностью, а в некоторых случаях
определенной стилистической окраской. Глагольные формы со значением
положительной оценки в текстах В.М. Шукшина чаще всего выражают
эмоциональный настрой субъекта речи.
Также распространены такие лексические средства языкового
выражения положительной оценки, как интенсификаторы; ласковые
обращения; фразы, показывающие уникальность объекта оценки. Похвала и
одобрение являются более стандартными по форме выражения, чем
комплимент.
На словообразовательном уровне основным средством выражения
положительной оценки в текстах В.М. Шукшина являются существительные
и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
-очк-, -еньк-, -ечк-, -ок-, -ик-, -ушк-, -ул-.
В ходе нашей работы обнаружено 14 случаев употребления
словообразовательных средств выражения положительной оценки.
На морфологическом уровне основным средством выражения оценки в
исследуемых рассказах В.М. Шукшина является употребление междометий и
прилагательных и наречий в превосходной и сравнительной степени.
Морфологические средства положительной оценки в исследованном
материале встретились 11 раз (6 раз – различные части речи в превосходной
и сравнительной степени и 5 раз – междометия).
Синтаксические способы выражения положительной оценки
встречались в исследуемых текстах довольно часто, а именно 22 раза. Из них 6 раз был использован прием умолчания, 5 раз употреблены восклицательные
предложения, по 4 раза – повтор и противопоставление и 1 раз – с помощью
сравнения.
Таким образом, в третей главе представлен лингвистический анализ
сборника рассказов В.М. Шукшина «До третьих петухов» и выявлены
характерные черты проявления положительной оценки на четырех уровнях
языка.
Данная выпускная квалификационная работа полезна при проведении
интегрированных уроков русского языка и литературы, где учащиеся, изучая
художественные произведения В.М. Шукшина, будут дифференцировать
средства и способы выражения положительной оценки объекта в
соответствие с уровнями языка, на которых они проявляются. Это поможет
школьникам усвоить особенности лексики, синтаксиса, морфологии и
словообразования как разделов языкознания.


1. Арутюнова, Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка /
Н.Д. Арутюнова // Проблемы структурной лингвистики. – М., 1984. – 287
с.
2. Арутюнова, Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт /
Н.Д. Арутюнова. – М.: Наука, 1988. – 341 с.
3. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. – М.: Языки
русской культуры, 1999. – 182 с.
4. Баранов, А.Н. Что нас убеждает? / А.Н. Баранов // Речевое воздействие
и общественное сознание. – М., 1990. – 115 с.
5. Богуславский, В.М. Оценка внешности человека / В.М. Богуславский. –
М.: Торсинг, АСТ, 2004. – 256 с.
6. Борисова, Е.Г. Управление вниманием и пониманием: предварительные
действия говорящего / Е.Г. Борисова // Материалы II Междунар. конф. по
когнитивной науке. – СПб: СПбГУ, 2006. – 210 с.
7. Брутян, Г.А. Аргументация / Г.А. Брутян. - Ереван: АН АрмССР, 1984.
– 105 с.
8. Вандервекен, Д. Основные понятия исчисления речевых актов /
Д. Вандервекен, Дж. Р. Серль // Новое в зарубежной лингвистике. – М.,
1986. Вып. XVIII. С. 242-264.
9. Васильев, Л.М. Современная лингвистическая семантика. Учеб.
пособие для вузов / Л.М. Василев. – М.: Высшая школа, 1990. – 176 с.
10.Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. – М.: Русские
словари, 1997. – 416 с.
11.Виноградов, В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове /
В.В. Виноградов. – М., 1972. – 616 с.
12.Винокур, Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения
/ Т.Г. Винокур. – М.: Наука, 1993. – 172с.71
13.Вишненкова, В.В. Грамматический статус негатива: автореф. дисс. …
канд. филол. наук / Вишненкова Валерия Валерьевна. М.: МПУ, 2001. –
215 с.
14.Вольф, Е.М. Функциональная семантика оценки / Е.М. Вольф. – М.:
Наука, 1985. – 228 с.
15.Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – М.:
«Искусство», 1968. – 573 с.
16.Гак, В.Г. Языковые преобразования / В.Г. Гак. – М.: Языки русской
культуры, 1998. – 768 с.
17.Дормидонтова, О.А. Категория оценки и оценочная категоризация с
позиции современной лингвистики / О.А. Дормидонтова // Альманах
современной науки и образования. – Тамбов: Грамота, 2009. – № 2 (21): в
3-х ч. Ч. I. C. 47-49.
18.Дуличенко, Л.В. Словарь обидных слов / Л.В. Дуличенко. – Тарту,
2000. – 270 с.
19.Дуличенко, Л.В. Словарь обидных слов: Наименования лиц с
негативным значением / Л.В. Дуличенко. – Тарту: Издательство
Тартуского университета, 1999. – 270 с.
20.Зернецкий, Н.В. Лингвистические аспекты теории речевой
деятельности / Н.В. Зернецкий // Языковое общение: процессы и единицы.
– Калинин, 1988. – 326 с.
21.Золотова, Г.А. О категории оценки в русском языке / Г.А. Золотова //
Русский язык в школе. – 1980. – №2. С. 28-31.
22.Ивин, А.А. Основания логики оценок / А.А. Ивин. – М.: МГУ, 1970. –
229 с.
23.Ивин, А.А. Риторика. Искусство убеждать. Учебник для гуманитарных
вузов / А.А. Ивин. – М., 2002. – 299 с.
24.Иссерс, О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи /
О.С. Иссерс. – 3-е изд., стер. – М.: УРСС: Едиториал УРСС, 2003. – 284 с.72
25.Колшанский, Г.В. Соотношение субъективных и объективных
факторов в языке / Г.В. Колшанский. – М.: Наука, 1975. – 232 с.
26.Латкина, Т.В. Оценочность в идиостиле Ивана Алексеевича Бунина:
дисс. … канд. филол. наук / Латкина Татьяна Викторовна. – Волгоград,
2006. – 265 с.
27.Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М.:
Смысл, 1997. – 287 с.
28.Лопатин, В.В. Современный русский язык: Теоретический курс.
Словообразование. Морфология: Учебное пособие / В.В. Лопатин,
И.Г. Милославский, М.А. Шелякин. – М.: Русский язык, 1989. – 250 с.
29.Маркелова, Т.В. Семантика оценки и средства ее выражения в русском
языке / Т.В. Маркелова. – М.: Изд. МПУ, 1993. – 126 с.
30.Мицич, П. Как проводить деловые беседы / П. Мицич. – М.:
Экономика, 1983. – 208 с.
31.Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории /
Б.Д. Парыгин. – М, 1971. – 215 с.
32.Писанова, Т.В. Национально-культурные аспекты оценочной
семантики: Эстетические и этические оценки / Т.В. Писанова. – М.:
Издательство ИКАР, 1997. – 320 с.
33.Потебня, А.А. Из записок по русской грамматике: в 4-х т. / А.А.
Потебня, ред. В.В. Иванов. – М., 1958. – 536 с. 1-2 т.
34.Распопова, Т.А. Некодифицированная социально-оценочная лексика и
ее использование в русском языке 80-90-х годов ХХ века: дисс. … канд.
филол. наук / Распопова Татьяна Анатольевна. – Брянск, 1999. – 206 с.
35.Рябцева, Н.К. Аксиологические модели времени / Отв. ред. Н.В.
Арутюнова, Т.Е. Янко // Логический анализ языка. Язык и время. – М.:
Индрик, 1997. С. 78-95.
36.Серебренников, Б.А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и
картина мира / Б.А. Серебренников. –М.: Наука, 1988. – 242 с.
37.Сопер, П. Основы искусства речи / П. Сопер. – М., 1992.73
38.Стернин, И.А Речевое воздействие как интегральная наука /
И.А. Стернин // Проблемы коммуникации и номинации в концепции
общегуманитарного знания. – Челябинск, 1999. – 311 с.
39.Стернин, И.А. Введение в речевое воздействие / И.А. Стернин. –
Воронеж, 2001. – 266 с.
40.Стернин, И.А. Основы речевого воздействия / И.А. Стернин. – 2-е изд.,
испр. – Воронеж: Истоки, 2012. – 302 с.
41.Стернин, И.А. Практическая риторика / И.А. Стернин. – Воронеж,
1993. – 101 с.
42.Стернин, И.А. Практическая риторика. Учебное пособие. Гриф УМО
по педобразованию / И.А. Стернин. – 6-е изд. – Москва: Издательский
центр «Академия», 2010. – 281 с.
43.Стернин, И.А. Речевое воздействие как интегральная наука/
И.А. Стернин // Речевое воздействие. – Воронеж, 2000.
44.Стернин, И.А. Речевое воздействие как наука/ И.А. Стернин //
Проблемы развития общей культуры курсантов в процессе обучения. –
Воронеж, 1993.
45.Телия, В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и
лингвокультурологический аспекты / В.Н. Телия. – М: Языки русской
культуры, 1996. – 288 с.
46.Федорова, Л.Л. Типология речевого воздействия и его место в
структуре общения. / Л.Л. Федорова // Вопросы языкознания. – 1991. – №
6. – С. 46–50.
47.Циммерлинг, А.В. Субъект состояния и субъект оценки / отв. ред.
Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина // Логический анализ языка. Образ
человека в культуре и языке. – М.: Индрик, 1999. С. 221-228.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ