Введение 3
Глава 1. Методологические аспекты изучения социальной политики .... 88
1.1. Модернизационная парадигма и социальная история: методологический потенциал 88
1.2. Идейно-политические (доктринальные) основания социальной политики большевистской партии 111
Глава 2. Социальная политика и рабочий класс Южного Урала 125
2.1. Заработная плата как инструмент классовой политики: конфликт идеологических установок и экономической реальности 128
2.2. Политика занятости и неразрешимость проблемы безработицы в рамках нэповской экономики 144
2.3. Рабочий класс и власть: социальная эффективность государственной
политики 174
Глава 3. Социальная политика и крестьянство Южного Урала 204
3.1. Налоговая политика и крестьянские комитеты как инструменты реализации классового подхода в социальной политике 206
3.2. Крестьянство Южного Урала и власть: от социального компромисса к социальному разочарованию 254
3.3. Кризис «деревенского НЭПа» 1928-1929 гг. на Южном Урале: отчуждение
крестьянства от власти как фактор модернизационного срыва 283
Глава 4. Дополнительные инструменты управления социальными процессами на Южном Урале в годы НЭПа 320
4.1. Народное образование: медленное накопление модернизационного потенциала 322
4.2. Здравоохранение, социальное обеспечение и жилищно-коммунальная
политика: государственный патернализм в рамках возможного 354
Заключение 403
Библиография 409
Каждый новый этап развития общества даёт исторической науке возможность вновь «поверить» прошлое настоящим, посредством ретроспективного анализа увидеть те детали, черты и закономерности, которые прежде ускользали от внимания исследователей и/или трактовались односторонне. Такое «переосмысление» прошлого не только делает глубже и прочнее «связь времён», но и предоставляет возможность власти и обществу извлечь «исторические уроки» из успехов и неудач пройденного пути, объективнее оценить собственные силы и возможности.
Сказанное вполне справедливо для нынешнего этапа развития российского общества, характеризующегося сложными переходными процессами, напряжённым поиском оптимальной системы социально¬экономической, политической, социокультурной организации, способной модернизировать страну’ применительно к требованиям нового постиндустриального века и обеспечить тем самым сохранение и укрепление статуса России как одной из ведущих мировых держав1.
Само состояние «переходности», в котором оказалась Россия после распада СССР, предопределило и продолжает предопределять противоречивость и неоднозначность всех сторон жизни страны. Наверное, одним из самых явственных показателей противоречивости современного развития явился ход социальных процессов: формирование новой социальной структуры и порождаемые этим процессом сложные конфликты. В условиях растущей социально-имущественной поляризации общества, ухудшения или стагнации жизненного уровня значительной части населения, на первый план объективно начинает выходить задача проведения такой государственной социальной политики, которая содействовала бы движению модернизирующейся России в направлении «социального государства».
1 См.: Постиндустриальный мир и Россия. М.: Эдиториал УРСС,2001.
В этой связи в последние годы всё более популярной в политических и интеллектуальных кругах страны становится идея об активной регулирующей роли государства в социальной сфере. Определённые признаки качественного изменения государственной социальной политики, наблюдающиеся уже несколько лет, дают основания полагать, что подобная идея начинает воплощаться в реальные действия власти.
При всей относительности исторических аналогий и сравнений нельзя не отметить, что в недавней истории России уже был опыт государственного регулирования социальных процессов в условиях переходного общества - опыт 1920-х гг., этапа развития, вошедшего в историю как «эпоха НЭПа». Признавая существенные отличия этих исторических ситуаций, нельзя не отметить два важных системных сходства нэповской и постсоветской России: в обоих случаях имелись смешанные системы в экономике, сочетавшие частную, государственную и кооперативные формы собственности, а перед обществом в целом стояла задача поиска наиболее быстрого и эффективного пути всесторонней, в том числе и социальной, модернизации.
Как хорошо известно, исторический опыт является неотъемлемым элементом любого научного познания действительности, способного должным образом рационализировать политику власти, придать ей необходимую эффективность. Поэтому представляется, что новое обращение к изучению истории НЭПа, эпохи перехода к новой системе общественного устройства, обладает не только научной самоценностью, но и приобретает в таком, в частности, её аспекте как история государственной социальной политики, практически-политическую актуальность.
В отечественной историографии НЭПа, переживающей в последние годы очевидный качественный подъём, на первый план вышло понимание того времени как чрезвычайно сложного, многосоставного, противоречивого и динамического процесса. Всё большую поддержку в научном сообществе находит точка зрения, высказанная в своё время В.П.Дмитренко, о том, что переход победивших в гражданской войне большевиков к политике нэпа означал «появление альтернативного пути развития послеоктябрьского
общества»1. Высказывается аргументированное мнение и о том, что внутри самого нэпа долгое время сохранялась определённая внутренняя альтернативность разных вариантов развития2.
Естественно, что при таком понимании нэпа политика большевистской власти не может рассматриваться как нечто однородное. Исходная противоречивость положения, при котором партия, захватившая власть ради кардинального переустройства общества на социалистических началах, переходит к использованию экономических методов и средств, характерных как раз для отвергаемого её идеологией буржуазного общества, неизбежно должна была проявиться и в такой важной сфере как социальная политика.
Поставив перед собой задачу «переоснования» традиционного российского общества, лидеры большевизма, в первую очередь В.И.Ленин, именно государству, монопольной властью в котором обладала партия, отводили решающую роль в конструировании новой социальной действительности в соответствие с объективно существующими, по их убеждению, законами общественного развития, открытыми Марксом.
Большевистская партия должна была, особенно после официального принятия лозунга «строительства социализма в одной, отдельно взятой стране», практическими действиями убедить население страны в том, что социалистическая траектория развития действительно соответствует коренным, жизненным интересам людей. Можно сказать, что государство в такой ситуации объективно становилось, прежде всего, социальным государством, по политике которого, по тому, как она способствует улучшению жизни людей, население страны способно было судить о совпадении своих собственных интересов с интересами власти.
В современной российской историографии НЭПа тезис о двойственности, противоречивости внутриполитического курса большевистской партии может считаться общепризнанным. В противоречии, которое существовало между идеологическими установками партии, нацеленными на строительство социализма, и реальным состоянием российского общества, представлявшего сложнейшее переплетение различных укладов и тенденций развития, большинство историков видят основную причину кризиса НЭПа и отказа большевистского руководства в 1928-1929 гг. от продолжения этого курса.
Попытки, имевшие место в первой половине 1920-х гг., придать новой экономической политике системный характер, приспособить её к объективным социально-экономическим процессам, происходившим в обществе, натолкнулись на доктринальные ограничители большевизма, прежде всего - на догматическое рассмотрение всего многообразия общественных явлений через призму классового подхода, классовой борьбы, в которой может быть только одна правая сторона, один победитель.
В результате с 1925-1926 гг. началось постепенное сворачивание рыночной составляющей НЭПа, приведшее к кризису хлебозаготовок 1927-1928 гг. Использованные властью для выхода из кризиса чрезвычайные меры окончательно подорвали рыночные основы НЭПа и сделали практически неизбежным отказ от новой экономической политики как таковой.
Проведённое в диссертации исследование социальной политики на Южном Урале в годы НЭПа подтверждает этот тезис отечественной историографии, является ещё одним аргументом в пользу его научной состоятельности.
В то же время избранный нами методологический подход позволяет конкретизировать этот общий тезис применительно к социальной политике, предложить собственную интерпретацию тех процессов, которые являлись содержанием и продуктом этой политики.
Поскольку выводы, сделанные по результатам изучения конкретных составляющих государственной социальной политики на Южном Урале (заработная плата, занятость, социальное страхование, налоги и крестьянские комитеты, народное образование, здравоохранение, социальное обеспечение, жилищно-коммунальная сфера), содержатся в соответствующих главах, то в заключение диссертации мы считаем возможным, основываясь на этих частных выводах, сформулировать концептуальное видение проблемы, возникшее в результате проведённого исследования.
Доктринальные основания большевизма трактовали движение к конечной стратегической цели всей деятельности партии - социализму, как процесс достижения всё большей социальной однородности общества, вплоть до ликвидации классовых различий и самих классов.
' В условиях переходного периода НЭПа, когда ещё сохранялись экономические причины социальной неоднородности общества, практически достижимые задачи социальной политики сводились, с одной стороны, к поддержанию и укреплению позиций тех сил, которые считались социальной базой большевистского государства (рабочий класс, бедняцкая часть крестьянства), при одновременном её расширении за счёт трудовых, неэксплуататорских слоёв (крестьяне-середняки, служащие, часть интеллигенции), с другой стороны, к ограничению возможностей для развития, а затем и к постепенному вытеснению классовых противников (городская нэпманская буржуазия и кулачество).
Однако движение в социалистическом направлении было невозможно и без осуществления индустриальной модернизации всего народного хозяйства. В середине 1920-х гг. эта необходимость была переведена в плоскость реальной политики, сначала выдвижением лозунга «строительства социализма в одной, отдельно взятой стране», а затем программой индустриализации, воплощённой в первом пятилетнем плане.
Следовательно, параллельно с регулированием социальных процессов в сторону усиления классовых союзников и ослабления классовых противников, социальная политика в условиях НЭПа, особенно с середины 1920-х гг., должна
была содействовать накоплению в обществе модернизационного потенциала его дальнейшего развития.
В контексте использованного нами варианта модернизационного подхода это означало, что социальная политика должна была способствовать процессам интеграции тех социальных сил, которые были объективно заинтересованы в осуществлении индустриальной модернизации, их консолидации вокруг заявленных властью целей, а также таким сдвигам в социокультурной и социально-бытовой сферах жизнедеятельности общества, которые облегчали проведение индустриальных преобразований.
В условиях послереволюционной России, где отсутствовала промышленная буржуазия, являвшаяся основном агентом модернизации на Западе, а мелкобуржуазные слои, возродившиеся в условиях НЭПа, рассматривались исключительно сквозь призму классовой борьбы с ними, объективной социальной опорой модернизации могли стать квалифицированная часть пролетариата и крестьянство, ведущее расширенное производственно¬товарное хозяйство.
Изученный нами пример Южного Урала свидетельствует, что на деле государственная социальная политика привела во второй половине 1920-х гг. к ускоренному росту недовольства основной части рабочего класса и крестьянства ухудшением или стагнацией их материального положения. Это недовольство к концу 1920-х гг. начинало трансформироваться в ощущения социального дискомфорта и отчуждения от власти, не исполняющей свои обещания и мало считающейся с непосредственно-материальными, повседневными интересами рабочих и крестьян.
Поскольку в значительной мере такие результаты социальной политики явились следствием приоритета, который был отдан большевистским руководством с 1925-1926 гг. решению задач индустриализации, то можно говорить о том, что эти настроения потенциально носили антимодернизационный характер, во всяком случае, по отношению к тому варианту модернизации, который практически начинал осуществляться в рамках НЭПа.
В то же время классовый приоритет, отдававшийся властью в социальной области наименее обеспеченным слоям рабочих и крестьян (фактическое перераспределение фонда заработной платы в сторону неквалифицированной части пролетариата, освобождение от налогов и другие льготы беднякам), усиливал в этих слоях патерналистские настроения социального иждивенчества, которые также носили антимодернизационный характер.
Действия властей в других сферах социальной политики (занятость, социальное страхование, народное образование, здравоохранение, социальное обеспечение, жилищно-коммунальная сфера) в лучшем случае обеспечивали лишь медленный рост потенциала, необходимого для полномасштабной индустриальной модернизации (например, уровня образованности населения), а чаще консервировали существующие проблемы.
Сказанное позволяет сделать общий вывод, являющийся одновременно и ответом на центральный вопрос всей диссертации - вопрос о соотношении социальной политики и индустриальной модернизации в рамках НЭПа.
По нашему мнению, на материалах Южного Урала доказано, что государственная социальная политика 1920-х гг., рассмотренная как составная часть всего общеполитического курса большевистского руководства, вела к модернизационному срыву в рамках НЭПа и тем самым создавала предпосылки для перехода власти к иному, авторитарно-бюрократическому пути модернизации.
Конечно, распространение этого утверждения на масштабы всей России предполагает и расширение доказательной базы материалами других регионов страны. Пока же можно указать только на два фактора, которые потенциально работают на подтверждение сделанного вывода: во-первых, политика властей Южного Урала не содержала каких-либо отклонений от решений и указаний, которые поступали из Центра, следовательно, может считаться типичной; во- вторых, исходные социально-экономические условия многих других регионов России были идентичны или близки условиям Южного Урала.
Собрание Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза ССР. 1923-1929.
Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. 1921-1929.
Постановления и материалы государственных органов
Бюллетень Челябинского губернского экономического совещания. Хозяйство Челябинской области. - Челябинск: Б/и, 1922. - 40 с.
Годовой отчёт о работе окрисполкома за 1924-25 хозяйственный год. - Челябинск: Изд. Челяб. окрисполкома, 1926. - 176 с.
Годовой отчёт о работе Челябинского городского Совета VI созыва за 1924¬1925 гг. - Челябинск: Изд. Челяб. горсовета, 1926. - 149 с.
Доклады и резолюции I-го окружного съезда Советов Челябинского округа. - Б/м, 1925.-23 с.
Краткий обзор Курганского округа Уральской области. - Курган: Изд. окрпланкомиссии,1925. - 538 с.
Материалы к докладу Оренбургского исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов. - Оренбург: Изд. Оренб. губисполкома, 1928. - 45 с.
Материалы к отчёту Челябинского городского Совета VIII созыва за 1926/27 и 1927/28 г. - Челябинск: Изд. Челяб. горсовета, 1928. - 114 с.
Материалы о работе за 1924-25 и 1925-26 гг. III окружному съезду Советов Р.К. и К,Д. - Шадринск: Изд. Шадр. окрисполкома, 1927. - 159 с.
Обзор хозяйства Челябинской области за 1923-1924 г. - Челябинск: Изд. Челяб. окрисполкома, 1924. - 70 с.
Основные моменты работы Челябинского городского Совета VII созыва за 1925-1926 гг. - Челябинск: Изд. Челяб. горсовета, 1927. - 90 с.
411
Отчёт Оренбургского городского совета XV-ro созыва о годовой работе за 1928-1929 г. - Оренбург: Госпромкомбинат,1930. - 71 с.
Отчёт Оренбургского губернского исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов VI губернскому съезду Советов. - Оренбург: Изд. Оренб. губисполкома, 1923. - 102 с.
Отчёт о деятельности Оренбургского губернского исполкома за 1925-1926 г. - Оренбург: Изд. Оренб. губисполкома, 1927. - 195 с.
Отчёт о деятельности Оренбургского губернского исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов с
1 октября 1924 г. по 1 октября 1925 г. - Оренбург: Изд. Оренб. губисполкома, 1925. - 297 с.
Отчёт о деятельности Оренбургского губисполкома Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов 6-го созыва с 1 октября 1923 г. по 1 октября 1924 г. - Оренбург: Изд. орготдела губисполкома, 1924. - 187 с.
Отчёт о работе Шадринского окружного исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов за 1926-1927 гг. - Шадринск: Изд. окрисполкома,1928. - 118 с.
Отчёт Челябинского городского Совета IX созыва за 1928-1930 гг. - Челябинск: Изд. Челяб. горсовета, 1930. - 157 с.
Отчёт Челябинского губернского экономического совещания Совету труда и обороны. - Челябинск: Губсовнарх,1921. - 128 с.
Отчёт Челябинского губернского экономического совещания Совету труда и обороны. - Челябинск: Губсовнарх,1922. - 256 с.
Отчёт Челябинского окрисполкома Советов Р.К.К. и К. депутатов за 1926-28 гг. - Челябинск: Изд. Челяб. окрисполкома, 1929. - 183 с.
Отчёт Шадринского окружного исполнительного комитета Советов Р.К. и К.Д. второму окружному съезду Советов за 1923-24 хозяйственный год. - Шадринск: Изд. президиума Шадр. окрисполкома, 1924. - 600 с.
412
• Постановления IV Курганского окружного съезда Советов рабочих,
крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов 18-24 апреля 1929 г. - Курган: Изд-во Кург. окрисполкома, 1929. - 29 с.
Протоколы заседаний 3 сессии Оренбургского губернского исполнительного комитета от 9-13 июня 1926 года. - Оренбург: Б/и, 1926. - 105 с. Резолюции VIII Оренбургского губернского съезда Советов. 19-21 марта 1927 г. - Оренбург: Б/и, 1927. - 63 с.
• Хозяйственное и культурное строительство Урала. Краткий обзор за 1926-27 и
1927-28 гг. к съезду Советов в 1928/29 г. - Свердловск: Изд. Уралоблисполкома,1929. - 112 с.
Документы политических партий и общественных организаций
Большевистское руководство. Переписка 1912-1927. - М.: РОССПЭНД996. - 423 с.
• ВКП(б). Конференция, 16-я. Москва, 1929. Стенографический отчёт. - М.:
Госполитиздат,1962. -XXIX,837 с.
Внутрипартийные дискуссии 20-х годов // Известия ЦК КПСС. - 1990. - № 6.
- С.189-195; № 7. - С.174-191; № 12. - С. 164-179.
Внутрипартийные дискуссии 20-х годов. Дискуссия 1923 года // Известия ЦК
КПСС. - 1990. - № 5. С.165-179; № 10. - С.167-190.
Восьмой съезд РКП(б), март 1919 года. Протоколы. - М.: Госполитиздат,1959.
- XVIII, 602 с.
• Как ломали нэп: Стенограммы Пленумов ЦК ВКП(б). 1928-1929 гг.: В 5 т. - ф М.: Междунар. фонд «Демократия», Материк,2000.
Т.1.-495 с.
Т.2.-719 с.
Т.3.-663 с.
Т.4. - 767 с.
Т.5.-703 с.
Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М.: Политиздат.
* Т.1. 1898-1917.- 1983.-638 с.
413
Т.2. 1917-1922. - 1983. - 606 с.
Т.З. 1922-1925.- 1984.-494 с.
Т.4. 1926-1929.- 1984.-575 с.
Двенадцатый съезд РКП(б), 17-25 апреля 1923 года. Стенографический отчёт.
-М.: Политиздат, 1968. -XXII,903 с.
Десятый съезд РКП(б), март 1921 года. Стенографический отчёт. - М.: Госполитиздат,1963. - XVIII, 915 с.
Одиннадцатый съезд РКП(б), март-апрель 1922 года. - М.: Госполитиздат, 1961. -XXII, 873 с.
Отчёт Оренбургского губкома Р.К.П.(б) к IX губернской партийной конференции. Декабрь 1925 г. - Оренбург: Б/и, 1925. - 120 с.
Отчёт Уральского областного бюро ЦК РКП(б) первой Уральской областной конференции РКП(б). - Екатеринбург: Уралкнига,1923. - 86 с.
Отчёт Челябинского окружного бюро профсоюзов. - Челябинск: Изд. Челяб.
окрпрофбюро,1925. - 87 с.
Отчёт Челябинского окружного бюро профсоюзов окружной конференции труда и касс соцстрахования IV-му Окружному съезду профсоюзов. - Челябинск: Изд. Челяб. окрпрофбюро,1928. - 67 с.
Отчёт Шадринского окружного комитета РКП(б) Четвёртой окружной партконференции за период с 1 октября 1924 г. по 1 октября 1925 г. - Шадринск: Б/и, 1925. - 100 с.
Политбюро ЦК РКП(б)-ВКП(б). Повестки дня заседаний. 1919-1952. Каталог: В 3 т. - М.: РОССПЭН,2000. - Т. 1.1919-1929. - 829 с.
Протоколы десятой Всероссийской конференции РКП (большевиков). - М.: Партиздат,1933. - VII, 127 с.
XV конференция Всесоюзной Коммунистической партии (б).
Стенографический отчёт. - М.;Л.: Госиздат, 1927. - VI,845 с. Пятнадцатый съезд ВКП(б), декабрь 1927 года. Стенографический отчёт: В 2 ч.
- М.: Госполитиздат.
4.1. -1961.-XVIII, 842 с.
4.2. - 1962.-874 с.
414
Резолюции областных конференций Башкирской партийной организации и пленумов обкома КПСС (1917-1940 гг.). - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1959. - 734 с.
Советское руководство. Переписка. 1928-1941. — М.: РОССПЭН, 1999. - 519 с.
Сталинское Политбюро в 30-е годы: Сб. документов. - М.: АИРО-ХХД995. - 339 с.
Стенографический отчёт I-й Уральской областной конференции РКП(б). - Екатеринбург: Изд. Уралобкома,1924. - 208 с.
Тринадцатая конференция Российской коммунистической партии (большевиков). Бюллетень. - М.: Красная Новь, 1924. - 232 с.
Тринадцатый съезд РКП(б), май 1924 года. Стенографический отчёт. - М.: Госполитиздат,1963. - XXIV, 883 с.
XIV съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б): Стенографический
• отчёт. - М.;Л.: Б/и, 1926. - VIII, 1024 с.
Труды руководителей коммунистической партии
Бухарин Н.И. Избранные произведения. - М.: Политиздат, 1988. - XII, 499 с.
Дзержинский Ф.Э. Избранные произведения: В 2 т. - М.: Политиздат, 1977. - Т.2.-535 с.
Калинин М.И. Избранные произведения: В 4 т. - М.: Госполитиздат, 1960.
Т. 1. 1917-1925 гг. - XVI,784 с.
Т.2. 1926-1932 гг.-X,641 с.
Ленин В.И. Полное собрание сочинений: В 55 т. - М.: Изд-во полит, лит-ры. Т.36.- 1969.-741 с.
Т.43.- 1970.-561 с.
Т.44.- 1970.-725 с.
Т.45.- 1970.-729 с.
Рыков А.И. Избранные произведения. - М.: Экономика, 1990. - 495 с.
Сталин И.В. Сочинения. - М.: ОГИЗ, Гос. изд-во полит, лит-ры.
Т.5. 1921-1923.- 1947.-VI,446 с.
Т.6. 1924.-1947.-VI,433 с.
Т.7. 1925.-1947.-VI,423 с.
415
Т.8. 1925. янв.-ноябрь. - 1948. - VII,408 с.
Т.9, дек. 1926 - июль 1927. - 1948. - VII,384 с.
Т. 10. 1927.август- дек. - 1949. - VII,400 с.
Т.Н. 1928-март 1929. - 1949. - VIII,382 с.
Т. 12. апрель 1929 - июнь 1930. - 1949. - VIII,398 с.
Троцкий Л.Д. Сочинения. - M.;JI.: ГИЗ,1927. - Т. 15. Хозяйственное строительство Советской республики. - XV,600 с.
Троцкий Л.Д. Основные вопросы революции. - М.;Л.: ГИЭ,1923. - 421 с.
Сборники документов
Голос народа: Письма и отклики рядовых советских граждан о событиях 1918¬1932 гг. - М.: РОССПЭН,1998. - 328 с.
Документы свидетельствуют: Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации 1927-1932 гг. - М.: Политиздат, 1989. - 525 с.
Кооперативно-колхозное строительство в СССР. 1917-1922: Документы и материалы. - М.: Наука, 1990. - 396 с.
Кооперативно-колхозное строительство в СССР. 1923-1927: Документы и материалы. - М.: Наука, 1991. - 426 с.
Крестьянские истории: российская деревня 1920-х годов в письмах и документах. - М.: РОССПЭН,2001. - 230 с.
Общество и власть. 1930-е годы. Повествование в документах. - М.: РОССПЭНД998. - 348 с.
Обыденный нэп. Сочинения и письма школьников 20-х гг. // Неизвестная Россия. XX век. Книга третья. - М.: Ист. наследие, 1993. - С.259-323.
Письма во власть. 1917-1927. - М.: РОССПЭН,1998. - 663 с.
Письма во власть. 1928-1939. - М.: РОССПЭН,2002. - 525 с.
Письма И.В.Сталина В.М.Молотову. 1925-1936 гг. Сб. документов. - М.: Россия молодая, 1995. - 303 с.
Питерские рабочие и «Диктатура Пролетариата». Октябрь 1917-1929: Экономические конфликты и политический протест: Сб. документов. - Спб.: БЛИЦ,2000. - 462 с.
Продовольственная безопасность Урала в XX веке. Документы и материалы в
2 т. - Екатеринбург: Академкнига,2000. - Т.1. - 552 с.
«Совершенно секретно»: Лубянка - Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.)-М.: ИРИ РАН.
Т.1: 1922-1923 Г.-Ч.1.: 1922 Г.-2001.-489 с.
Т.1: 1922-1923 Г.-Ч.2.: 1923 г. - 2001. - С.491-1102.
Т.2: 1924 г. - 2001. - 510 с.
Т.З: 1925 г. - 4.1. - 2002. - 495 с.
Т.З: 1925 г. - 4.2. - 2002. - С.497-966.
Т.4: 1926 г.-4.1.-2001.-703 с.
Т.4: 1926 г. - 4.2. - 2001. - С.705-1190.
Т.5: 1927 г.-2003.-797 с.
Т.6: 1928 г.-2002.-794 с.
Т.7: 1929 г.-2004.-767 с.
Советская деревня глазами В4К-0ГПУ-НКВД. 1918-1939. Документы и материалы: В 4 т. - М.: РОССПЭН.
Т.1: 1918-1922.- 1998.-861 с.
Т.2: 1923-1929. - 2000. - 1166 с.
«Социализм - это рай на земле». Крестьянские представления о социализме в письмах 20-х гг. // Неизвестная Россия. XX век. Книга третья. - М.: Ист. наследие, 1993. - С. 199-226.
Трагедия советской деревни: Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы: В 5 т. - М.: РОССПЭН.
Т.1: Май 1927 - ноябрь 1929. - 1999. - 877 с.
Т.2: Ноябрь 1929 - декабрь 1930. - 2000. - 925 с.
Хрестоматия по истории Курганской области (1917-1945 гг.). - Курган: Кург. гос. ун-т, 1997. - 328 с.
Статистические материалы Под знаком роста и укрепления. Материалы по социальному страхованию на Урале за 1923-1924 г. - Свердловск: Урал. обл. упр. соц. страх., 1925. -
Обзор хозяйства Урала за октябрь-декабрь 1923 года. - Екатеринбург: Изд. УралоблисполкомаД924. - 120 с.
Предварительные итоги Всесоюзной переписи населения 1926 г. по Уральской области. - Свердловск: Изд. Урал. статуправления,1927. - 139 с.
Социальная статистика Урала. 1924-25 гг. - Свердловск: Изд. Урал. статуправления,1926. - 172 с.
Социальное страхование на Урале за 15 лет. Основные показатели. - Свердловск: Урал. обл. упр. н/х учёта, 1932. - 57 с.
Статистический справочник по вопросам труда и профсоюзного движения на Урале. 1925/26 - 1927/28. - Свердловск: Изд. Уралоблсовпроф,1928. - 95 с.
Труд на Урале в 1926-27 гг. Статистический справочник по вопросам труда. - Свердловск: Изд. Уралпрофсовета,1928. - 311 с.
Уральский рабочий в 1922 году. Материалы по статистике труда. - Екатеринбург: Уралбюро ВЦСПС, 1923. - 142 с.
Уральский статистический ежегодник на 1923 г. - Екатеринбург: Изд. Урал, экон. совещания, 1924. - 500 с.
Уральское хозяйство в цифрах. Труд на Урале. - Свердловск: Изд. Уралпрофсвета,1930. - 315 с.
Уральское хозяйство в цифрах. Краткий статистический справочник. - Свердловск: Изд. Урал. статуправления,1927. - 514 с.
Периодические издания Газеты
Власть труда (Уфа). 1921-1929.
Красная Башкирия (Уфа). 1921-1929.
Красный Курган (Курган). 1921-1929.
Оренбургский рабочий (Оренбург). 1921-1929.
Рабоче-крестьянская правда (Шадринск). 1921-1929.
Смычка (Оренбург). 1921-1929.
Советская правда (Челябинск). 1921-1929.
Советское Зауралье (Курган). 1921-1929.
Трудовая правда (Шадринск). 1921-1929.
Челябинский рабочий (Челябинск). 1921-1929.
Журналы
Уральский коммунист (Екатеринбург - Свердловск). 1921-1929.
Рабочий журнал (Екатеринбург - Свердловск). 1921-1929.
Хозяйство Урала (Екатеринбург - Свердловск). 1921-1929.
Материалы архивов
Государственное учреждение «Государственный архив Курганской области» (ГАКО):
фонд Р-47 - Отдел народного образования исполнительного комитета Курганского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов;
фонд Р-48 - Окружной отдел народного образования Курганского окрисполкома;
фонд Р-158 — Курганский уездный отдел коммунального хозяйства; фонд Р-214 - Курганское окружное производственно-потребительское объединение инвалидов;
фонд Р-228 - Курганский уездный отдел социального обеспечения Курганского уездного исполнительного комитета;
фонд Р-229 - Отдел социального обеспечения Курганского окрисполкома;
фонд Р-308 - Отдел здравоохранения Курганского уездного Совета
рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов;
фонд Р-315 - Исполнительный комитет Курганского окружного Совета
рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов;
фонд Р-417 - Курганское окружное земельное управление;
фонд Р-465 - Курганский городской совет народных депутатов и его
исполнительный комитет;
фонд Р-466 - Курганский окружной отдел здравоохранения;
фонд Р-567 - Исполнительный комитет Курганского районного Совета депутатов трудящихся;
фонд Р-575 - Курганское окружное бюро профессиональных союзов; фонд Р-635 - Курганский уездный исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов; фонд Р-638 - Белозерский районный исполнительный комитет; фонд Р-755 - Звериноголовский районный исполнительный комитет; фонд Р-1484 - Шумихинский районный исполнительный комитет; фонд Р-1707 - Долговский районный исполнительный комитет. Государственное учреждение «Государственный архив общественно¬политической документации Курганской области» (ГАОПДКО): фонд 1 - Курганский уездный комитет РКП(б); фонд 2 - Шадринский уездный комитет РКП(б); фонд 7 - Курганский окружной комитет ВКП(б); фонд 13 - Шадринский окружной комитет ВКП(б); фонд 14 - Волостные комитеты РКП(б) Шадринского уезда Екатеринбургской губернии;
фонд 18 - Волостные комитеты РКП(б) Челябинского уезда Челябинской губернии;
фонд 26 - Волостные комитеты РКП(б) Курганского уезда Челябинской губернии;
фонд 62 - Шадринский городской комитет ВКП(б) Шадринского округа; фонд 1200 - Курганский обком ВЛКСМ.
Государственное учреждение «Государственный архив Оренбургской области» (ГАОО):
фонд Р-1 - Оренбургский исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов; фонд Р-36 - Оренбургский губернский коммунальный отдел; фонд Р-262 - Оренбургское окружное земельное управление;
420
»
фонд Р-381 - Торговый отдел исполнительного комитета Оренбургского губернского Совета рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов;
фонд Р-614 - Оренбургский губернский отдел труда; фонд Р-615 - Оренбургский комитет Биржи труда;
фонд Р-618 - Отдел социального обеспечения Оренбургского губисполкома;
фонд Р-737 - Оренбургский районный отдел социального обеспечения. Государственное учреждение «Центр документации новейшей истории Оренбургской области» (ЦДНИОО):
фонд 5 - Оренбургский уездный комитет ВКП(б); фонд 6 - Каширинский уездный комитет ВКП(б); фонд 7 - Орский уездный комитет ВКП(б); фонд 1254 - Бугурусланский уездный комитет ВКП(б); фонд 4094 - Бузулукский уездный комитет ВКП(б).
Государственное учреждение «Объединённый государственный архив Челябинской области» (ОГАЧО):
фонд П-75 - Челябинский окружной комитет ВКП(б);
фонд П-77 - Челябинский губернский комитет РКП(б);
фонд П-170 - Троицкий окружной комитет ВКП(б);
фонд П-317 - Златоустовский окружной комитет ВКП(б);
фонд П-414 - Челябинское окружное бюро профессиональных союзов;
фонд Р-98 - Челябинский окружной исполнительный комитет Совета
рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов;
фонд Р-100 - Отдел труда исполкома Челябинского губернского Совета
рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов;
фонд Р-137 - Отдел социального обеспечения исполкома Челябинского
губернского Совета рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских
депутатов;
фонд Р-138 - Исполнительный комитет Челябинского губернского Совета рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов;
421
фонд Р-176 - Челябинская окружная касса социального страхования; фонд Р-380 - Комиссия по борьбе с последствиями голода при Челябинском губисполкоме.
Государственное учреждение «Центральный государственный архив общественных организаций Республики Башкортостан» (ЦГАОО РБ): фонд 122 - Башкирский обком КПСС; фонд 234 - Тамьян-Катайский кантонный комитет ВКП(б); фонд 8897 - Башкирский областной совет профсоюзов.
Государственное учреждение «Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан» (ЦГИА РБ):
фонд Р-91 - Исполнительные комитеты городских Советов народный депутатов (Уфимский горисполком);
фонд Р-107 - Исполнительный комитет Уфимского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов; фонд Р-173 — Уфимский губернский совет народного хозяйства; фонд Р-189 - Отдел социального обеспечения Уфимского губисполкома; фонд Р-228 - Исполнительные комитеты волостных Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, Кармаскалинский волисполком Уфимского кантона;
фонд Р-231 - Исполнительные комитеты волостных Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, Емашевский волисполком Уфимского кантона;