ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ 10
1.1 Развитие организации школьного питания 10
1.2 Школьное питание за рубежом 16
1.3 Проблемы питания в школьных столовых РФ и РТ 20
1.4 Направления повышения эффективности деятельности предприятий в сфере
школьного питания 27
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО
«ШКОЛЬНОЕ ПИТАНИЕ» 31
2.1 Краткая характеристика предприятия 31
2.2 Анализ производства и реализации продукции 32
2.3 Анализ использования материальных ресурсов 39
2.4 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 45
2.5 Комплексная оценка финансового состояния предприятия 55
3 БИЗНЕС-ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ 59
3.1 Сущность проекта 59
3.2 Описание продукта проекта 60
3.3 Факторы успеха проекта и его сложности 63
3.4 Маркетинговый план проекта 64
3.5 Производственный план 70
3.6 Организационный план 75
3.7 Финансовый план проекта 79
3.8 Оценка рисков проекта 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
ПРИЛОЖЕНИЯ
Школьное питание играет важную роль в развитии центральной нервной системы, интеллекта, состоянии работоспособности ребенка. Достаточная обеспеченность ребенка всеми пищевыми ингредиентами, витаминами, макро и микроэлементами улучшает состояние иммунной системы, повышает сопротивляемость организма к отрицательным факторам окружающей среды.
В настоящее время в состоянии здоровья школьников преобладает увеличение удельного веса имеющих хроническую патологию и уменьшение числа относительно здоровых детей. К сожалению, в структуре заболеваний школьников чаще встречаться заболевания ЖКТ, почек, болезни обмена веществ, да и близорукость и сколиоз стали частыми спутниками наших детей. Не рационально построенные нагрузки, не сбалансированное питание могут привести к ухудшению здоровья и обострениям уже имеющихся хронических заболеваний.
У растущего поколения в школьный период наблюдаются интенсивные процессы роста, сложная гормональная перестройка организма, деятельности нервной и сердечно-сосудистой системы, головного мозга. Значительное умственное и физическое напряжение, которое в последние годы значительно возросло в связи с увеличением потока информации, усложнением школьных программ, нередко в сочетании с дополнительными нагрузками, приводит к необходимости ответственного подхода к составлению режима питания современных детей. Все вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы.
Объектом исследования данной работы является ООО «Школьное питание».
Предметом исследования является результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности ООО «Школьное питание».
Цель данной работы заключается в анализе финансово-хозяйственной деятельности комбината школьного питания и разработка бизнес-плана по повышению эффективности деятельности предприятия.
Цель исследования предопределила постановку следующих задач:
1. Изучить теоретические основы повышения эффективности деятельности предприятий в сфере школьного питания;
2. Провести анализ и диагностику финансово-хозяйственной деятельности ООО «Школьное питание»;
3. Разработать бизнес-план внедрения мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия.
Информационную базу исследования составили материалы Федеральной службы государственной статистики, справочные и аналитические материалы Минэкономразвития России, а также первичная информация, собранная автором в результате исследования, опросов потребителей услуг предприятий общественного питания, экспертные оценки руководителей предприятий общественного питания.
Теоретической и методологической основой работы послужили исследования отечественных и зарубежных ученых в области экономики, маркетинга, организации производства и обслуживания на предприятиях общественного питания, статьи в российских журналах и сборниках, а также нормативно-правовые документы Российской Федерации, регулирующие деятельность предприятий общественного питания.
В ходе исследования использовались принципы системного подхода; методы комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности; аналитико - прогностические методы; методы статистического анализа, экстраполяции, экспертных оценок; методы полевых маркетинговых исследований; методы инвестиционного анализа и бизнес-планирования.
Теоретическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования в ходе дальнейшего изучения данной отрасли.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования на предприятии в качестве рекомендационной базы.
Дипломная работа состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются теоретические основы повышения эффективности деятельности предприятий в сфере школьного питания, во второй главе проанализирована финансово-хозяйственная деятельность предприятия, в третье главе разработан бизнес план по разработке мероприятия повышения эффективности.
Со времен СССР требования к рациональному питанию школьников существенно изменились, что оказало влияние на стремительный рост количества детей с плохим физическим здоровьем. К таким изменениям можно отнести:
1) Снижение качества продукции по причинам:
- снижения содержания полезных веществ и энергетических ценностей в продуктах;
- дефицита витаминов и минеральных веществ, заменяемых искусственными ароматизаторами, красителями, консервантами, фосфатом, другими опасными добавками;
- ухудшения в технологической и кулинарной обработке продуктов, направленные на сохранность их исходных пищевых веществ;
2) Организацию школьного питания с учетом стоимости, а не физиологических потребностей ребенка.
3) Нехватка квалифицированных работников;
4) Упадок информационного оповещения в целях пропаганды полезного питания.
По предприятию в целом наблюдается повышение показателей производства товарной продукции в ООО «Школьное питание». Показатели по производству продукции в ООО «Школьное питание» незначительно отклоняются от плана. Однако наблюдается повышение фактического выпуска полуфабрикатов и мясной продукции и от выпуска прошлого года. В результате анализа отгрузки и реализации продукции выяснилось, что предприятие снизило объемы производства в 2014 году в связи с нестабильностью экономической ситуации, однако пересмотрела и повысила планы производства на 2015 год.
Выпуск продукции увязан со спросом и изменяется в соответствии со спросом на рынке. Заявки по продукции для школьного и дошкольного питания
выполняются полностью. Условно разделяют продукцию предприятия на
следующие категории: мясная продукция, полуфабрикаты, мучные изделия.
По основным материальным ресурсам, поступающим в производство, наблюдается недовыполнение договоров, что связано с увеличением выпуска основной продукции, внутренними источниками покрытия, динамикой спроса на продукцию. Отмечается относительная высокая величина материальных затрат в общей себестоимости готовой продукции, что является отрицательным фактором для предприятия.
Предприятие на 2014 год являлось абсолютно ликвидным, что нельзя сказать про 2015 год, условие абсолютной ликвидности за 2015 год не выполняется - предприятие не является идеально платежеспособным.
Предприятие на 2015 год утратила способность погашать краткосрочные обязательства только за счет оборотных активов. Компания не способна погашать свои текущие обязательства в случае возникновения сложностей с реализацией продукции.
Проведя анализ показателей финансовой устойчивости можно сказать, что у организации появилась небольшая зависимость от кредиторов. В 2015 году наблюдается ухудшение финансового состояния предприятия. В 2014 году организация не зависела от внешних кредиторов, и все запасы покрывались собственными оборотными средствами, у предприятия была абсолютная финансовая устойчивость. В 2015 году предприятие использовало для покрытия запасов помимо собственных оборотных средств также и долгосрочные привлеченные средства. Финансовая устойчивость снизилась, но была в пределах нормы.
Проанализировав деловую активность предприятия, коэффициент оборачиваемости активов уменьшился, что свидетельствует о менее эффективном использовании средств. Наблюдалось замедление расчетов с покупателями.
Выполнив комплексную оценку финансового состояния предприятия по пятифакторной модели Э. Альтмана, выяснилось, что у предприятия очень низкий риск банкротства.
Для введения проекта «школьные завтраки» и достижения желаемых результатов были предприняты следующие меры:
- Расширение ассортимента продукции за счет разных способов приготовления одного вида блюда;
- Составление меню с 24-дневным рационом питания;
- Поиск рекламной компании и реализация пропаганды;
- Переход на фермерские хозяйства с целью улучшения качества продукции и закупки более дешевого сырья.
Благодаря предпринятым мерам были достигнуты следующие результаты:
- Достигнут процент удовлетворения потребностей утреннего рациона организма ребенка в полезных веществах, энергетической ценности;
- Увеличение качества школьного питания;
- Снижение затрат на сырье и материалы;
- Снижение цен на готовую продукцию;
- Рост чистой прибыли со 2 года реализации проекта.
Срок окупаемости проекта составил 2,7 года. Проект сильно чувствителен к величине цен на реализацию продукции.
I. Нормативно - правовые документы:
1. ГОСТ Р 30524-97 Социальное питание. Суточная потребность организма ребенка от 20 июня 2000 г.
2. Постановление Правительства РФ №256 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» от 15 августа 2002 г.
3. СанПиН 42-123-4117-86 «Санитарные правила. Условия и сроки хранения особо скоропортящихся продуктов».
II. Монографии и учебная литература:
4. Аносова М. М., Кучер Л. С. Организация производства на предприятиях общественного питания. - М.: Экономика, 1985. - 116 с.
5. Аграновский Е. Д. Организация производства на предприятиях общественного питания. - М.: Экономика, 1990. - 245 с.
6. Волков А.В., Школьное питание. Организация, управление, обслуживание. - К: ВИРА-Р, 2014. - 67 с.
7. Дружинина Л.В., Ладодо К.С. Продукты и блюда в детском питании. — М.: Росагропромиздат, 1991. - с. 7-15.
8. Зюбина Л.Ю., Нестеров В.И. и др. «Организация лечебного питания в санаторно-курортных учреждениях» (методическое пособие). Изд-во НГТУ, 2002 г. - 101 с.
9. Ивахненко В.М. Курс экономического анализа: Учеб. пособие. - К: Знання- Прес, 2000. - 207с.
10. Киреева, Н.В. Экономический и финансовый анализ: Учебное пособие / Н.В. Киреева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 293 с.
11. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2002.
12. Литовченко, В.П. Финансовый анализ: Учебное пособие / В.П. Литовченко. - М.: Дашков и К, 2013. - 216 с.
13. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2005.
14. Никифорова Н.А., Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004.
15. Шеремет А.Д. Баканов М.И. Теория экономического анализа. - М. Финансы и статистика, 2004 - 133с.
III. Интернет-ресурсы:
16. Комбинат «Школьное питание» [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.rusprofile.ru/id/157316
17. ООО «Школьное питание» [Электронный ресурс]. - Режим доступа
https://sbis.ru/contragents/
18. Казанский портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://e-kazan.ru/
19. Школьное питание [Электронный ресурс]. - Режим доступа
http://stosh11 .narod.ru/
20. Фирма «Колобок-колобок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа
http://bishelp.ru/svoe-delo/otrasl-12552/shkolnye-stolovye-kak-biznes
21. Центр общественного питания [Электронный ресурс]. - Режим доступа http: //www.pitportal. ru/formats/cantralfacilities/
22. Фестиваль педагогических идей [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://festival.1 september.ru/articles/
23. Школа бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа
http: //shkolabiz.ru/bizplan/
24. Программный центр [Электронный ресурс]. - Режим доступа
http: //pbprog.ru/products/
ПРИЛОЖЕНИЯ