Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БАКАЛАВРОВ НА ОСНОВЕ МЕТОДА СИНХРОНИЗАЦИИ ТАНЦА И ПЕНИЯ

Работа №82146

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2016
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
88
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. МЕТОД «СИНХРОНИЗАЦИИ ПЕНИЯ И ТАНЦА» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАСТНИКОВ СТУДЕНЧЕСКОГО ФОЛЬКЛОРНОГО КОЛЛЕКТИВА.
1.1. Характеристики основных понятий исследования (интеграция, компетенции, компетентность, компетентностный подход, интегративная
9 компетенция)
1.2. Метод синхронизации танца и пения в музыкально-театральной и
педагогической практике: исторические и теоретические аспекты 17
1.3. Содержание и особенности деятельности фольклорного вокально¬
хореографического коллектива 25
Выводы по главе 1 34
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ
ИНТЕГРАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ МЕТОДА «СИНХРОНИЗАЦИИ ТАНЦА И ПЕНИЯ» В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ «САЛЯМ»
2.1 Разработка комплекса упражнений по развитию интегративной
компетенции 35
2.2. Реализация комплекса упражнений по развитию интегративной компетенции у бакалавров (в процессе профессиональной подготовки участников ансамбля «Салям») и обобщение результатов
экспериментальной работы 43
Выводы по главе II 54
Заключение 55
Литература 56
Глоссарий 61
Приложения 66


Актуальность. В настоящее время в условиях экономических реформ в России осуществляется реорганизация системы образования, ее модернизация. Этот процесс обусловлен тем, что современная жизнь выдвигает новые требования к профессиональной подготовке специалиста любого профиля. Востребованными становятся такие качества личности как мобильность, решительность, ответственность, инициативность, способность работать в группе и выстраивать коммуникацию с другими людьми, осваивать новые знания и быть готовым применять их в нестандартных ситуациях, умение действовать и быть успешным в сложных условиях. Современному специалисту нужна не только квалификация определенного профиля как набор знаний и умений по выполнению тех или иных операций, а компетентность как комплекс профессиональных и личностных качеств. Именно с формированием компетентности связывают сегодня качество профессиональной подготовки будущего специалиста, а компетентностный подход является определяющим для профессионального образования всех направлений и профильных специализаций. Отвечая вызовам времени, высшее образование предъявляет высокие требования к подготовке
молодого специалиста: выпускник вуза должен обладать соответствующим уровнем профессиональных компетенций, способен принять рациональное решение в нестандартных ситуациях; стремясь реализовать свой профессиональный потенциал, должен опираться на сложившийся творческий и духовно-личностный опыт. Как известно, опыт невозможно привить искусственно, он появляется в результате самостоятельной практической деятельности, самостоятельных решений, самопознания и самоизменения.
Обобщая сказанное, убеждаемся в том, что профессиональный опыт, приобретаемый будущим специалистом в деятельности студенческого фольклорного ансамбля, создает реальные возможности для
профессионального роста и повышения уровня компетентности бакалавра хореографического профиля.
Одной из особенностей участников современного фольклорного коллектива является необходимость осваивать многие междисциплинарные знания и умения: владеть вокалом, хорошо двигаться на сцене, танцевать, «не мешая» собственному пению, участвовать в обрядовых действах, «погружаясь» в ту или иную эпоху, изучать и знать историю национального искусства (музыка, танец, костюм), осуществлять исследовательскую работу в фольклорных экспедициях и т.д. В результате такой творческой работы на сцене нередко разворачивается настоящее театрализованное зрелище, участникам которого необходимо владеть специальной компетенцией, которая развивается на основе междисциплинарных знаний и умений в области танцевального и вокального искусств, интегрированных между собой. Эта интегративная компетенция является одной из все более востребованных в настоящее время. Вместе с тем, как показывает проведенное исследование, овладение данной компетенцией не может осуществляться в процессе традиционных подходов к обучению, а лишь в процессе специально организованной учебной деятельности и применения специально разработанного комплекса заданий и упражнений на основе метода синхронизации пения и танца для участников фольклорного ансамбля. Таким образом, тема данной работы, посвященной проблеме развития интегративной компетенции на основе метода синхронизации танца и пения, является актуальной и своевременной.
Степень изученности. Проблема компетентностного подхода исследовалась в трудах И.А.Зимней, В.В.Краевского, А.В.Хуторского, Джона Равена, А. Г. Бермуса. Проблемы педагогики и психологии рассматривались в публикациях Б.М.Теплова, М.Б.Сапунова, В.М. Кролья, Л.С. Выготского, В. А. Сластенина. Метод синхронизации элементов танцевального и вокального искусств раскрывались в работах О.Л.Монд, Л.П. Пягай, А. Н. Стрельниковой. Фольклорное творчество изучалась исследователями Р. Г. Мухамедовой, М. Н. Нигмедзяновым, Л. А. Ахметовой, Д. Х. Файзи, З. М. Явгильдиной.
Объект исследования — учебная (репетиционная) и исполнительская (концертная) деятельность студенческого фольклорного ансамбля.
Предмет исследования - комплекс упражнений по синхронизации танца и пения как средство развития интегративной компетенции.
Цель исследования - развить у студентов интегративную компетенцию на основе метода синхронизации танца и пения.
Гипотеза исследования: развитие интегративной компетенции на основе метода синхронизации танца и пения у участников фольклорного ансамбля «Салям» будет эффективным, если будут:
• созданы педагогические условия для изучения метода синхронизации танца и пения;
• разработан и внедрен в учебный процесс комплекс упражнений по синхронизации танца и пения с учетом уровня профессиональной готовности студентов -участников фольклорного ансамбля
Задачи исследования:
1. Раскрыть ключевые понятия исследования: «компетенция»,
«компетентность», «компетентностный подход», «интеграция», «интегративная компетенция».
2. Изучить исторические и теоретические аспекты метода по синхронизации танца и пения.
3. Изучить содержание и опыт творческой деятельности
фольклорных коллективов.
4. Определить педагогические условия формирования
интегративной компетенции.
5. Разработать и внедрить комплекс упражнений по синхронизации танца и пения в учебно-исполнительскую практику ансамбля «Салям» как эффективное средство по развитию актуальной интегративной компетенции
Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды по педагогике, психологии, педагогике искусства, в том числе научные идеи по компетентностному подходу (И. А. Зимняя, В. В. Краевский, А. В. Хуторской,В. А. Сластенин, Джон Равен и др. В экспериментальной работе, осуществляемой на основе метода синхронизации пения и танца, мы обращались к исследованиям и рекомендациям О.Л.Монд, Л.П. Пягай, А.Н.Стрельниковой и др.
Методы исследования. В ходе исследования применялся комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования:
• теоретические - анализ и обобщение материалов, полученных в результате изучения педагогической, психологической научной и учебно - методической литературы, трудов в области музыкознания, нормативных документов по проблеме исследования;
• эмпирические - наблюдение, изучение педагогического опыта по применению метода синхронизации пения и танца (видео материалы, интернет ресурсы, концертные программы), метод экспертной оценки, опросные методы (анкетирование, беседа, тестирование), анализ и обобщение результатов экспериментальной работы студентов.
База исследования: опытно-экспериментальное исследование осуществлялось в процессе репетиционной и концертной практики студенческого фольклорного ансамбля «Салям», участниками которого являются бакалавры ИФМК им. Льва Толстого Казанского федерального университета (кафедра музыкального искусства и хореографии).
Новизна и практическая значимость работы заключается в обобщении теоретического материала и практического опыта по применению разработанного комплекса упражнений на основе метода синхронизации пения и танца, положенного в основу интегративной компетенции, развивающейся в процессе экспериментальной работы у участников фольклорного ансамбля «Салям». Результаты исследования способствуют совершенствованию педагогического процесса, направленного на развитие компетентности бакалавров - участников фольклорного ансамбля, развитию их профессиональных способностей. Представленный в данной работе материал может быть применен в практике фольклорных вокально-хореографических коллективов, музыкально - театральных составов, в постановках фольклорных праздников, концертных программ, мюзиклов и др.
Апробация осуществлялась в процессе исполнительской практики: участие в программе «Студенческая весна», в концертной программе «Сабантуй», в других концертных мероприятиях, в том числе в просветительских концертах в школах г. Казани, что подтверждается дипломами разного уровня (международными, республиканскими, городскими, региональными и др).
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
В первой главе раскрывается содержание ключевых понятий, таких как компетенция, компетентность, компетентностный подход, интеграция, интегративная компетенция, вокальное и танцевальное искусство, мюзикл, оперетта и др. Осуществляется анализ содержания и особенностей деятельности фольклорного коллектива. Исследованы исторические и теоретические аспекты метода синхронизации танца и пения, положенного в основу «интегративной компетенции».
Во второй главе представлен комплекс упражнений, развивающий интегративную компетенцию на основе метода синхронизации танца и пения. Данный комплекс упражнений внедрен в процесс профессиональной подготовки участников фольклорного ансамбля «Салям». Описаны и наглядно представлены результаты экспериментальной работы (тесты, опросы, тезисы, беседа, практические упражнения, таблицы количественных показателей, диаграммы).
В заключении сделаны обобщающие выводы по результатам проведенного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Работа посвящена изучению актуальной проблемы: развитие
интегративной компетенции на основе метода синхронизации танца и пения.
2. В работе осуществлен анализ и обобщение материалов, полученных в результате изучения педагогической и психологической научной и учебно-методической литературы, нормативных документов по проблеме исследования. Даны обобщающие характеристики основных понятий, соответствующие объему заявленной темы. В процессе исследования выявлены педагогические условия, предложен комплекс дыхательных и вокальных упражнений, необходимых для развития интегративной компетенции, основанной на методе синхронизации танца и пения.
3. В работе раскрываются исторические и теоретические аспекты метода синхронизации пения и танца, его практического применения в музыкально-театральной и педагогической практике, в том числе в концертной и репетиционной работе фольклорного ансамбля.
4. В ВКР описывается опытно-экспериментальная работа с участниками студенческого фольклорного ансамбле «Салям». В исследовании доказывается, что разработанный комплекс упражнений является эффективным в развитии интегративной компетенции, и его педагогическая значимость не вызывает сомнения.
5. В работе представлены количественные результаты диагностики развития интегративной компетенции и их качественная интерпретация. Результаты проделанной работы отражены в таблицах, диаграммах, рисунках и приложениях. Поставленная в исследовании цель и задачи решены.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. М.: Академический проект, 2001. 496 с.
2. Ахметова Л.А.//Исследовательские очерки.
Этномузыкальные традиции народов Поволжья в условиях современного поликультурного образования. Отв.ред. Нургаянова Н.Х. Казань: КФУ, 2014.С. 135 - 147
3. Андрющенко Е.Ю. Музыкальный жанр и стиль. М.: 2015,
С.62 - 65.
4. Бекина С.И. Музыка и движение. М.: Просвещение, 2006. 150 с.
5. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации
компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал "Эйдос". - Ростов- на Дону, 2005. / Режим доступа:ййр://е1боз.ги/)оигпа1/2005/0910-
12. htm ( дата обращения: 21.11.2015)
6. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 544 с.
7. Венгрус Л.А. Пение и музыкальноевсеобучение. СПб: «Музыка»,
2008. 302 с.
8. Власенко Г. Я. Танцы народов Поволжья. Самара. 1992. 147 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика,
1991. 672 с.
10. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства //Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008. 177 с.
11. Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувств, воли. М.: ТЦ Сфера, 2003. 193 с.
12. Джон Равен. Компетентность в современном обществе. М.: Когито-центр, 2002. С. 6-53.
13. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж: учебное пособие. М.:Издательство «Лань», 2004. 93 с.
14. Захаренко Е.Н., Комарова Л.Н. Новый словарь иностранных слов. М., 2008. 1040 с.
15. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно¬целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004.
С. 144-146
16. Ибрагимов Г.М., Ибрагимова Е.М., Андриянова Т.М.Теория обучения. М., 2011. 383 с.
17. Камаев А.Ф. , Камаева Т.Ю. Народное музыкальное творчество. М., 2005. 171 с.
18. Кампус Э. Мюзикл / пер. с эстонского В. А. Самойлова; под.ред. А. А. Ореловича. Л.: Музыка, 1983. 128 с.
19. Коваленко О.В. Традиционная танцевальная культура кряшен. Мудрость веков. Казань, 2013. 254 с.
20. Кроль В.М. Педагогика. М.,2008. 317 с.
21. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения, дидактика и методика. 2-е издание. М.: Академия, 2008. 337 с.
22. Лазарева Л.И. Формирование ключевых компетенций
студентов музыкального отделения. Канаш,2014./ Режим доступа: http://nsportal.ru/ap/library/muzykalnoe-tvorchestvo/.. (дата обращения: 2.03.16.)
23. Мещеряков В.Г. Большой психологический словарь. СПб: Прайм-Еврознак, 2006. 632 с.
24. Монд О.Л. Принципы формирования обучающих программ для артистов-вокалистов мюзикла // Электронный научный журнал. - №2, 2009. / Режим доступа:http://www.moluch.ru/archive/21/2132/ (дата обращения 5.01.16.)
25. Монд О.Л. Новый подход к обучению пению детей и подростков в школах мюзикла// Молодой ученый. - №3. М.: 2010. С.284—289.
26. Монд О.Л. Способ тренировки дыхания при обучении вокальной
технике с двигательными нагрузками в танце. / Режим доступа:
http://www.findpatent.ru/patent/239/2391083.html (дата обращения: 14.12.15.)
27. Монд О.Л. Русский мюзикл: быть или не быть?// Научно-культурологический журнал «Regla». - №6. М.:2009. / Режим доступа:
URL:http://www.regla.ru.(дата обращения: 21.03.16.)
28. Морозов В.П. Научные основы вокального искусства: резонансная теория пения. Курс лекций для вокалистов, дирижеров хоров, музыковедов, аспирантов, соискателей, стажеров. М., 1999. 78 с.
29. Мухамедова Р.Г. Народный костюм татар-кряшен. Казань, 2005. С.30-40
30. Мухаметзянова Г.В. Проектно-целевой подход - императив формирования профессиональной компетентности// Высшее образование в России.- №8. М., 2008. С.104-110.
31. Нигмедзянов М.М. Народные песни волжских татар. М., 1982. 133 с.
32. Нигматов З.Г., Шакирова Л.Р. Теория и технологии обучения в высшей школе. Казань, 2015. 463 с.
33. Орелович А.А. Зарубежная музыка XX века. М., 1980. 302 с.
34. Переверзева. М.В. Музыкальная культура США ХХ века: учебное пособие. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2007. 480 с.
35. ПягайЛ. П. Методы самоконтроля в физическом воспитании студентов: учебно-методическое пособие для студентов всех направлений подготовки всех форм обучения. Омск: Изд-во АНО ВПО «Омский экономический институт», 2012. 76 с.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2013.234 с.
37. Самыгин С.И., Тумайкин И.В. Социальная педагогика для бакалавров. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2016. 334 с.
38. Сапунов М.Б //Высшее образование в России. Научный педагогический журнал министерства образования и науки РФ.- №10. М., 2011. С.133
39. Сапунов М.Б //Высшее образование в России Научный педагогический журнал министерства образования и науки РФ.- №8. М.,
2009. С.155
40. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М., 2004. 98 с.
41. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2006. 464 с.
42. Сластенин В.А. Технология развития творческого стиля педагогической деятельности. М.: МПГУ, 2000. С. 449-460
43. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные психологические труды. М.: МОДЭК. 2009. 640с.
44. Уральская В.И. Поиски и решения. М., 1973. 107 с.
45. Файзи Д.Х. Жемчужины народные. Современный музыкальный фольклор татарского народа. Казань, 1971. 287 с.
46. Фарфель В. С. Управление движениями в спорте. М.: Советский спорт, 2011. 202 с.
47. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012. № 273- ФЗ / Режим доступа: http://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html(дата обращения: 3.03.16)
48. Хавилер Д. С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. М.: Новое слово, 2007. 465 с.
49. Шадриков В. Д. Профессиональные способности. М.: Университетская книга, 2010. 320 с.
50. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. М., 2007. С. 10-15.
51. Явгильдина З. М. Использование фольклора в музыкальном образовании. Казань, 2004. 120 с.
52. Монд О.Л. Автореферат. Теоретико-методологические аспекты подготовки вокалиста (на материале учебной работы с исполнителями современного музыкального спектакля). М., 2010. С. 15-19./ Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/01004606001 (дата обращения: 4.03.16)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ