Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИКО-БЫТОВОМУ ТАНЦУ С ПОДРОСТКАМИ В ДШИ

Работа №82134

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2016
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
225
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия
«художественный образ» 7
1.2. Потенциал историко-бытового танца в создании художественного
образа 14
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
СОЗДАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА НА ЗАНЯТИЯХ ИСТОРИКО-БЫТОВОГО ТАНЦА У ПОДРОСТКОВ В ДШИ
2.1. Методическая разработка занятий для подростков по созданию
художественного образа в историко-бытовых танцах 23
2.2. Апробация методической разработки по созданию художественного образа в историко-бытовых танцах в ДШИ Приволжского района г. Казани 44
Выводы по главе II 54
Заключение 56
Список литературы 58
Приложение 64

Историко-бытовой танец является неотъемлемой составляющей хореографического искусства. В нем отражается не только история развития культуры и общественных отношений, но и содержится целая система образов, фиксируемая в хореографической лексике и репрезентирующая целый пласт этических норм и эстетических образцов, большинство которых остаются востребованными и сейчас. Это подтверждается ростом интереса к возрождению традиций проведения балов, что требует специального обучения детей специфике исполнения историко-бытовых танцев. Не смотря на то, что в учреждениях дополнительного образования (хореографических студиях) данная дисциплина наличествует в программе обучения старших школьников, педагоги зачастую ограничиваются лишь азами конкретной танцевальной лексики вместо того, чтобы обучать школьников всем тонкостям куртуазного хореографического языка и отражаемому ей кругу образов. Описанная ситуация определяет актуальность нашего исследования, заключающуюся в определении необходимых педагогических средств, способствующих воплощению художественного образа в процессе обучения детей историко-бытовому танцу.
Степень изученности проблемы: Различные аспекты создания художественного образа рассматривались в трудах по теории и истории искусства, а также в трудах по культурологии (В. Асмус, С. Бейли, Г. Бояджиев, А. Буров, И. Виноградов, П. Ершов, Ю. Кренке, Д. Попов, П. Павиль, В. Пропп, Е. Сури и др.).
Философско-эстетические вопросы хореографии освещаются в трудах С.Ю. Бакиной, Н.А. Вихревой, Р.Е. Воронина, Е.Н. Дуловой, О.А. Ермаковой, Н.Н. Зозулиной, Б.А. Илларионова, И.А. Мымликовой, Н.Р. Смирновой, А.Е. Фортуновой, О.А. Федорченко, Н.А. Цай, Н.И. Эльяш.
Процесс создания художественного образа в хореографии изучался А.А. Алферовым, А.И. Борисовым, Г.В. Бурцевой, Е.П. Валукиной, М.Е. Валукиным, Ю.А. Герасимовой, И.Е Ересько, Е.П. Крыминой, Т.И. Калашниковой, В.В. Королевым, В.Ю. Никитиным, Е.В. Николаевой, В.Н. Ниловым, М.К. Осиповой, Е.Н. Поповой, О.А. Рындиной, Л.А.Савельевой, П.А. Силкиным, О.С. Соболевой, И.Г. Сосниной, Т.В. Тарасенко, Л.А. Телегиной, С.Н. Темлянцевой, Е.Н. Фокиной, А.Б. Чередняковой, Э.А. Широкой, М.Н. Юрьевой.
Актуальным вопросам хореографического искусства посвящены труды А.Я. Вагановой, М.В. Васильевой-Рождественской, В.Н. Всеволодского- Гернгросс, Н.П. Ивановского и др.
К трудам, в которых предприняты попытки целостного описания процесса обучения историко-бытовым танцам, относятся работы Н.Л. Гавликовского, А. Максина, Л.Г. Петровского, Н.А.Чистякова, А. Цорн.
Не смотря на широкий спектр изученной литературы по теме исследования, мы обнаружили, что вопросы создания художественного образа при освоении историко-бытовых танцев учащимися детских школ искусств мало изучены. Это обозначает проблему исследования, звучащую следующим образом: каковы педагогические методы, способствующие воплощению художественного образа в процессе обучения подростков историко-бытовому танцу.
Цель исследования: изучение процесса создания художественного образа в историко-бытовом танце, разработка методического комплекса занятий для подростков по созданию художественного образа посредством лексических средств историко-бытовой хореографии, и его апробация в процессе уроков с учащимися хореографического отделения ДШИ.
Объект исследования: процесс создания художественного образа в историко-бытовом танце.
Предмет исследования: методы работы над созданием художественного образа на уроках историко-бытового танца с подростками в детской школе искусств.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования определены следующие задачи:
- дать сущностно-содержательную характеристику понятию «художественный образ»;
- изучить процесс изменения историко-бытовой танцевальной культуры от эпохи средневековья до XIX века;
- предложить собственные методы работы с учащимися старших классов детской школы искусств, способствующие созданию художественного образа на уроках историко-бытового танца;
- апробировать предложенные методы в ходе педагогического эксперимента и обобщить их результаты.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что обучение подростков навыкам воплощения художественного образа в историко - бытовых танцев будет более успешным, если оно будет включать в себя:
• получение школьниками знаний об истории изучаемых танцев;
• обучение подростков умению вычленить содержащий в историко-бытовых танцах круг образов и определить средства для его воплощения;
• обучение технике историко-бытовых танцев, осуществляемой в неразрывной связи с эмоционально-образной стороной исполнения;
• обучения технике историко-бытовых танцев, осуществляемой в неразрывной связи с эмоционально-образной стороной исполнения.
Методологическую основу исследования составили философские, общенаучные и частно-научные труды.
В работе используются труды по философии, эстетике В.В. Бычкова, Г. Гегеля, И. Канта, В.С. Мовчана.
Среди общенаучных трудов, используемых в работе, исследования В.И. Жуковского, И.С. Мазепы, А.А. Потебни, Т.С. Сериковой, Л.И. Тимофеева, В.Е. Хализева, М.Б. Храпченко, Д. Юма.
К частно-научным трудам относятся работы С.Е. Бахто, Л.Д. Блока, И.Ф. Волкова, Ю.И. Громова, Р. Данциг, С.Н. Есина, Р.В. Захарова, В.А. Звёздочкина, С.С. Каплан, В. С. Костровицкой, А.И. Мещерякова, Т.Б. Нарской, И.В. Смирнова.
Процесс исследования потребовал использования следующих методов научного познания:
•теоретические - анализ исторической, педагогической и методической литературы по теме исследования, синтез, обобщение; сравнение,
• эмпирические — наблюдение за детьми в процессе занятий, педагогический эксперимент.
Экспериментальной базой для проведения исследования послужила Детская школа искусств Приволжского района г. Казани.
Научной новизной исследования явилась авторская разработка комплекса занятий по обучению подростков навыкам создания художественного образа в историко-бытовых танцах.
Практическая значимость исследования состоит в возможности его использования преподавателями хореографических отделений ДШИ и педагогов-хореографов общеобразовательных школ на занятиях по историко - бытовому танцу.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Историко-бытовой танец - это огромный пласт хореографического искусства со своей лексикой, эстетикой и художественно-образной сферой, обладающий большим педагогическим потенциалом, способствующим развитию креативного начала, воображения и эмоционально-образного мышления детей. Обучение их особенностям историко-бытовой хореографии, навыкам создания в ней художественного образа дает возможность детям лучше понять само искусство танца, формирует их художественный вкус и содействует творческому самовыражению.
Произведенный в первой главе выпускной квалификационной работы анализ понятия «художественный образ» с позиций философии, психологии, искусствознания и лингвистики выявил вариабельность его трактовки, зависящую от исторического контекста и специфики конкретной науки. Рассмотрев все определения художественного образа, мы остановились на интерпретации Е.Б. Борисовой, полагающей, что художественный образ есть система чувственных средств, воплощающих художественно освоенную реальность, воплощаемую в произведении искусства с помощью конкретной системы знаков. Определив, что в хореографическом искусстве этой системой является язык телодвижений, мы выяснили, что истоком образной сферы историко-бытового танца является народное хореографическое искусство, и проследили историческое развитие бытовой хореографии, выявив в ней определенный круг образов, соответствовавший культурному и социальному контексту конкретной исторической эпохи.
Во второй главе исследования представлена методическая разработка по созданию художественного образа в историко-бытовом танце, предназначенная для учащихся от 13 до 15 лет учреждений дополнительного образования. Разработка содержит подробно расписанные планы занятий по овладению хореографическими элементами четырех видов историко-бытового танца (полонеза, польки, менуэта и галопа), освоение которых тесно связано с развитием навыка создания в них художественного образа, и содержит такие формы работы беседа, разминка, этюд и опрос.
В целях выявления результативности применения методической разработки было проведено экспериментальное исследование с учащимися подросткового возраста хореографического отделения ДШИ Приволжского района г. Казани. Положительный эффект апробации показал, что занятия, проведенные по данному плану, существенно улучшили показатели уровня теоретических знаний и практических навыков в области исполнения историко-бытовых танцев, а так же способствовали заметному развитию у детей навыка создания изучение историко-бытовых танцев как неотъемлемой части мировой хореографической культуры служит художественного образа.
Таким образом, проведенное исследование показало, что изучение историко-бытовых танцев не только развивает хореографические способности учащихся и улучшает их познания в области историко-бытовой хореографии, но и способствует их обучению навыку создания художественного образа.



1. Александрова, Н.А. Балет. Танец. Хореография / Н.А. Александрова. - М.: Лань, 2008. - 624 с.
2. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / сокр. пер. с англ. В.Н. Самохина; общ. ред. и вступ. статья В. П. Шестакова / Р. Арнхейм. - М.: Прогресс, 2007. - 392 с.: ил. - Указ. предм., имен: с. 387-392
3. Барышникова, Т.К. Основы хореографии / Т.К. Барышникова. - М.: Айрис Пресс, 2013. - 256 с.
4. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. -М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 672 с.
5. Борисова, Е.Б. О содержании понятий «художественный образ» и «образность» в литературоведении и лингвистике // Журнал ВестникЧелябинского Государственного Университета. - 2009. - № 35. - С. 20-26.
6. Бычков, В.В. Эстетическая аура бытия. Современная эстетика как наука и философия искусства / В.В. Бычков. - М.: МБА, 2010. - 496 с.: портр.
7. Блок, Л.Д. Классический танец: История и современность / Л.Д. Блок. - М.: Искусство, 2001. - 560 с.
8. Брун, В. История костюма / В.Брун, М.Тильке. - М.: Эксмо- пресс, 2005. - 463 с.
9. Ваганова, А. Я. Статьи, воспоминания, материалы / под ред. Н.Д. Волкова, Ю. И. Слонимского. - М.: Искусство, 2009. - 87 с.
10. Васильева-Рождественская, М.В. Историко-бытовой танец /
М.В. Васильева-Рождественская. - М.: Искусство. - 2004. - 382 с.
11. Волков, И.Ф. Творческий метод и художественные системы / И.Ф. Волков. - М., 2000. - 124 с.
12. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2004. - 573 с.
13. Гегель, Г. Философия истории // Соч.: Пер. с нем. П.П. Гайденко.
- М.: 2004. - 480 с.
14. Горшкова, Е.В. Музыкальное движение и слово в создании танцевального образа // Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / Под редакцией Л. А. Венгера. - М.: Интор, 2006. - 127 с.
15. Громов, Ю.И. Мужской танец в Петербургской балетной школе: Педагогическое наследие В. И. Пономарёва / Ю.И. Громов, В.А. Звёздочкин, С.С Каплан. - СПб.: СПб ГУП, 2004. - 124 с.
16. Данциг, Р. Воспоминания Нуреева. След Кометы / Пер. с нидерланд. И. Михайловой. - М.: Геликон Плюс, Санкт-Петербург, 2011.¬384 с.
17. Давид Юм Трактат о человеческой природе / Д. Юм. - М.: Попурри 2009. - 720 с.
18. Захаров, Р.В. Сочинение танца: Страницы педагогического опыта / Р.В. Захаров. - М.: Искусство, 2012. - 238 с.
19. Захаров, Р.В. Работа балетмейстера с исполнителями / Р.В. Захаров. - М.: Искусство, 2006. - 62 с.
20. Иванова, И. А. Многообразие русского танца // Хореография: история, теория, практика. Вып. 4 / И.А. Иванова. - М.: Московская академия образования Натальи Нестеровой, 2011. - 224 с.
21. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. - М.: Мысль, 2006. - 736 с.
22. Костровицкая, В.С. Классический танец. Слитные движения. Руки: Учебное пособие / В.С. Костровицкая. - М.: Издательство Планета Музыки, 2009. - 360 с.: нот., ил.
23. Лопухов, А.В. Основы характерного танца / А.В. Лопухов, А.В. Ширяев, А.И. Бочаров. - М.: Лань, 2007. - 344 с.
24. Марченкова, А.И. Художественный образ в хореографическом искусстве / А.И. Марченкова, А.Л. Марченков // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.) - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - 160 с.
25. Мессерер, А.М. Танец. Мысль. Время / А.М. Мессерер. - М.: Искусство, 2000. - 175 с.
26. Мещеряков, В.П. Словарь литературных персонажей / В.П. Мещеряков. - М.: Моск. Лицей, 2000. - 118 с.
27. Мовчан, В.С. Эстетика: Начальное пособие / В.С. Мовчан. - М.: Знания, 2007. - 483 с.
28. Нарская, Т.Б. Историко-бытовой танец: учеб.-метод. пособие/ Т.Б. Нарская; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2009. - 179 с.
29. Немов, Р.С. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2001, 4-е изд. - 640 с.
30. Орбели, Л.А. Лекции по физиологии нервной системы / Л.А. Орбели. - М.: Медгиз, 2010. - 144 с.
31. Пасютинская, В.М. Путешествие в мир танца / В.М.Пасютинская. - М.: ГИТИС, 2007. - 416 с.
32. Пидкасистый, П.И. Педагогика / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 624 с.
33. Писарева, А.А. Классический танец / А.А. Писарева,
Н.И. Тарасова. - М.: Искусство, 2001. - 266 с.
34. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика /
Я.А. Пономарев. - М.: Педагогика, 2008. - 280 с.
35. Потебня, А.А. Эстетика и поэтика / А.А.Потебня. - М.: Лань 2013. - 114 с.
36. Пуляева, Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в
хореографическом коллективе / Л.Е. Пуляева. - Тамбов:
Изд. ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.
37. Пуртурова, Т.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Т.В. Пуртурова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. - М.: Владос, 2003. - 256 с.
38. Рославлева, Н.П. Солисты балета. Марис Лиепа / Н.П. Рославлева. - М.: Искусство, 2008. - 100с.
39. Смирнов, И.В. Искусство балетмейстера / И.В.Смирнов. - М.: Просвещение,1986. - 192 с.
40. Словарь философских терминов / Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 656 с.
41. Сухарев, А.Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения / А.Г. Сухарев. - М.: Медицина, 2003. - 72 с.
42. Тарасова, Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства / Н.И. Тарасова. - М.: Искусство, 2005. - 512 с.
43. Тимофеев, Л.И. Основы теории литературы / Л.И. Тимофеев. - М.: Искусство, 2007. - 480 с.
44. Уральская, В.И. Рождение танца / В.И. Уральская. -
К.: Логос, 2003. - 360 с.
45. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. -
М.: Просвещение, 2013. - 432 с.
46. Храпченко, М.Б. Горизонты художественного образа / М.Б. Храпченко. - М.: Моск.издатель, 2003. - 336 с.
Интернет-источники:
47. Бычков, В.В. Мимесис [Электронный ресурс] // URL: http: //www.e-reading.club/chapter. php/9791/54/Bychkov_-_Estetika. html
(Дата обращения 19.11.2015)
48. Декарт Новый образ философии и принципы истинного знания
[Электронный ресурс] // URL: http://www.philosoff.ru/rus/philosophy/history/midages/filosofij_237.shtml(Дата обращения 13.12.2015)
49. Ерошина, И.В. История развития бального танца
[Электронный ресурс] // URL: http://www.my-zozh.ru/istorija-razvitija-balnogo-tanca/ (Дата обращения 12.03.2016)
50. Искусство возрождения [Электронный ресурс] // URL: http://la-fa.ru/history/history223.html (Дата обращения 17.11.2015)
51. Историко-бытовой танец [Электронный ресурс] // URL: http://www.vavilova2.ru/ (Дата обращения 26.12.2015)
52. Историко-бытовой танец и его социальное значение [Электронный ресурс] // URL: otherreferats.allbest.ru/culture/00067969_0.html (Дата обращения 28.01.2016).
53. Лукашевская Я.Н. Понятие «художественный образ» и проблемы его изучения в первобытном искусстве [Электронный ресурс] // URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Article/luk_pon.php
(Дата обращения 27.02.2016)
54. Мир внешний, мир внутренний [Электронный ресурс] // URL: http://artmagik.ru/index.php/topic/6198-mir-vneshnii-i-mir
vnutrennii/page p 114901 hl (Дата обращения 24.12.2015)
55. Серикова, Т.Ю. История формирования понятия «образ» в
гуманитарном знании [Электронный ресурс] // URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-formirovaniya-ponyatiya-obraz-v-gumanitarnom-znanii (Дата обращения 15.12.2015)
56. Хореографический образ в танце [Электронный ресурс] // URL: http://piruet.info/publ/obraz_v_tance/1-1-0-323 (Дата обращения 2.02.2016)
57. Художественный образ [Электронный ресурс] // URL: https: //ru.wikipedia. org/wiki/%D0%A5 %D 1 %83%D0%B4
(Дата обращения 15.11.2015)
58. Художественный образ [Электронный ресурс] // URL: http://www.edudic.ru/fil/461/ (Дата обращения 4.01.2016)
59. Эльяш, Н.И. Историко-бытовой танец и его теория
[Электронный ресурс] // URL:
http://villanella.ru/_dances/index3 .php?razd2=biblio&doc=%C2%E0%F1 %E8%E B%FC%E5%E2%E0%D0%EE%E6%E4%E5%F1 %F2%E2%E5%ED%F1 %EA% E0%FF (Дата обращения 14.01.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ