ЯЗЫКОВОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ КОНЦЕПТА «ДОБРОДЕТЕЛЬ» В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ XVIII-XX ВВ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Г.Р.ДЕРЖАВИНА, Н.С. ЛЕСКОВА, А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА)
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения языковой картины мира 8
1.2. Понятия «концепт и концептосфера» 9
1.3. Концепт «добродетель» в русском языке 17
1.4. Сравнительный анализ концептов «добродетель» и «праведность» 24
Выводы по первой главе 28
Глава II. Языковая репрезентация концепта «добродетель» в художественной картине мира XVIII-XX веков 30
2.1. Способы репрезентации концепта «добродетель» в торжественной оде
Г.Р.Державина «Фелица» 30
2.2. Художественный концепт «добродетель» в цикле Н.С.Лескова
«Праведники» 36
2.3. Языковая репрезентация концепта «добродетель» в произведении
А.И.Солженицына «Матренин двор» 44
Выводы по второй главе 51
Глава III. Методические рекомендации по изучению темы «Лексика» в средней школе 53
3.1. Теоретические основы преподавания лексики в школе 54
3.2. Методические рекомендации к изучению темы «Лексика» в средней школе
3.3. Раздел «Лексика» в школьной программе по русскому языку 62
Заключение 73
Список литературы
Когнитивизм - это направление в науке, объектом изучения которого является человеческий разум, мышление и те ментальные процессы и состояния, которые с ним связаны. Это наука о знании и познании, о восприятии мира в процессе деятельности людей [Маслова 2005:6]. Когниция - основное понятие когнитивной лингвистики, оно охватывает знание и мышление в их языковом воплощении, а потому когниция, когнитивизм оказались тесно связаны с лингвистикой. Язык - даже в большей степени, чем культура и общество, дает когнитивистам ключ к пониманию человеческого поведения. Инструментом оперирования в когнитивной лингвистике становятся оперативные единицы памяти - фреймы (стереотипные ситуации, сценарии), концепты (совокупность всех смыслов, схваченных словом), гештальты (целостные допонятийные образы фрагментов мира). Следовательно когнитивная лингвистика нацелена на моделирование картины мира, на моделирование устройства языкового сознания [Маслова 2005: 9-10].
Всю познавательную деятельность человека (когницию) можно рассматривать как развивающую умение ориентироваться в мире, а эта деятельность сопряжена с необходимостью отождествлять и различать объекты: концепты возникают для обеспечения операций этого рода [Маслова 2005: 13].
Концепты - это ментальные сущности. В каждом концепте сведены важные для человека знания о мире. Система концептов образует картину мира, в которой отражается понимание человеком реальности, на основе которого человек изучает мир.
В рамках данного исследования подвергается рассмотрению языковая репрезентация концепта «добродетель». Данный концепт анализируется на основе системы текстов в диахроническом аспекте. Анализ исторической динамики функционирования в национальном сознании концепта позволяет делать выводы об изменениях в значении базовой лексемы-репрезентанта концепта в разные периоды развития человечества и о том, какие концептуальные признаки актуализированы в сознании народа на определенном этапе.
Вышло большое количество научных исследований, в которых изучению подвергается термин концепт. Можно обратиться к работам А.С.Аскольдова, А.П.Бабушкиной, Н.Н.Болдыревой, В.И.Карасика, В.В.Красных, Е.С. Кубряковой, Д.С.Лихачева, В.А.Масловой, З.Д.Поповой, Г.Г.Слышкиной, Ю.С.Степановой, И.А.Стернина.
Выбранный нами концепт «добродетель» очень важен для понимания культуры, национального менталитета русского человека. Также концепт «добродетель» является неотъемлемым составляющим не только русской, но и мировой концептосфер. Данный концепт обладает специфическими чертами, так как относится к числу тех, содержание которых несет на себе религиозные и национальные особенности в содержании и структуре концепта.
Исходным для нашей дипломной работы стал принятый в когнитивной лингвистике подход к концепту как мыслительной единице, репрезентируемой средствами языковой системы.
Тема исследования «Языковые средства воплощения концепта «добродетель» в произведениях XVIII-XX вв».
Актуальность исследования обусловлена тем, что концепт «добродетель» является важной частью национальной картины мира и характеризуется большой значимостью в системе ценностей и концептосфере русского языка. Он имеет множественные воплощения в языковой семантике и коммуникативной деятельности его носителей, чем и вызывает интерес к себе. В добавок концепт «добродетель» является одним из наименее изученных и однозначно определенных, в то время как его значимость и ценность достаточно высоки.
Также актуальность данной работы обусловлена проведением исследования в русле антропоцентрической парадигмы, предполагающей решение вопросов об индивидуальных способах функционирования языковых единиц, об индивидуальной картине мира писателя, что позволяет продолжить разработку новых подходов к постижению всей полноты информативного содержания художественного текста.
Цель работы - выявление особенностей семантической репрезентации концепта «добродетель», который формировался в русском национальном сознании на протяжении XVIII-XX веков и нашел отражение в литературных произведениях. Объяснить и описать изменения смыслов, которые фиксируются в его фреймовой структуре. Это позволит установить механизмы вербализации концепта, отражающего категорию нравственности, в идейно-образной системе языковой картины мира авторов.
Достижение этой цели предполагает решение ряда конкретных исследовательских задач:
1. дать определение понятиям «концепт», «концептосфера», концепту «добродетель» и сравнить его с концептом «праведность», раскрыть их суть;
2. установить специфику реализации концепта «добродетель» в русской национально-культурной традиции;
3. раскрыть специфику языковой репрезентации концепта «добродетель» в художественном представлении таких авторов, как Г.Р.Державин, Н.С.Лесков и А.И.Солженицын.
4. на основе исследуемых произведений установить состав базовых лексических единиц, представляющих концепт «добродетель», и выявить их общие и отличительные признаки;
5. установить компонентный состав лексических единиц, входящих в номинативное поле концепта;
6. показать вариативность концепта «добродетель» на основе представленных произведений;
7. Связать данную тему со школьным курсом русского языка, раскрыть эту связь через изучение темы «Лексики» в школе.
Объект исследования — языковая реализация системы ценностей, отражённой в концептосфере русского языка.
Предмет исследования — концепт «добродетель» и лексемы, репрезентирующие данный концепт, в произведениях Г.Р.Державина, Н.С.Лескова и А.И.Солженицына.
В ходе работы использовались следующие методы:
• исследовательский метод;
• метод компонентного и функционального анализа;
• описательный метод;
• сравнительно-сопоставительный метод;
• изучение и анализ;
• обобщение и систематизация.
Новизна исследования определяется малоизученностью концепта «добродетель». Как ни странно, при всей поистине огромной литературе, посвященной изучению концептов, работ по комплексному исследованию данного концепта до сих пор нет. Также новизна определяется тем, что в ней впервые проведен анализ когнитивного объема концепта «добродетель», зафиксированного в русском языковом сознании, через определение его фреймовой структуры. Новизна работы видится и в предпринятой попытке проследить различия репрезентации исследуемого концепта, фиксируемых в текстах художественных произведений, написанных в различные временные периоды (от XVIII до XX века).
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике преподавания русского языка, а также русского языка как иностранного, в спецкурсах по лингвистике, лингвистическому анализу текста. Также практическая значимость дипломной работы заключается в том, что результаты могут быть использованы для изучения языковой картины мира других писателей при исследовании концепта «добродетель». Материалы и основные положения работы могут использоваться в лексикографической практике при составлении функционально-когнитивных, синонимических и толковых словарей.
Структура дипломной работы обусловлена задачами исследования и включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
Изучение концепта «добродетель» представляет большой интерес на сегодняшний день, т. к., несмотря на наличие многочисленных исследований и научных трудов ученых-лингвистов, эта тема не является полностью раскрытой и оставляет место для дальнейшего, более углубленного изучения.
В данной дипломной работе изучение концепта «добродетель» осуществляется путем анализа художественных произведений Г.Р.Державина «Фелица», Н.С. Лескова цикл «Праведники» и А.И.Солженицына «Матренин двор».
Так как невозможно приступить к исследованию концепта «добродетель» в художественных произведениях без теоретической базы, мы в первую очередь дали представление о таких понятиях как «языковая картина мира», «концепт», «концептосфера», концепт «праведность» и раскрыли их суть.
Таким образом, мы узнали, что концепт - это мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода [Аскольдов 1997: 267]
Концептосфера - это упорядоченная совокупность концептов народа, информационная база мышления [Лихачев 1993: 5]
Мы выяснили что концепт «добродетель» - специфически русский концепт, который обычно с трудом осознается и осмысляется многими иностранцами. Анализ репрезентаций этого концепта в разных словарях и обобщение словарных дефиниций показывает, что его ментальный смысл формируется на пересечении ментальных пространств других концептов, таких как: добродеяние, доброта, наивность, помощь, сострадание, нравственность, праведник, совесть, мужество, служение, милосердие, совершенство, человек, патриотизм, гуманность, искренность, чистота, простота, невинность,
человек и других концептов, которые совмещаются в нем по принципу взаимной дополнительности.
В результате анализа выявили смысловой объем концепта «добродетель», включающего следующие когнитивные признаки:
1. Положительное нравственное качество человека.
2. Высокая нравственность, моральная чистота.
3. Нравственный образ жизни, поведение человека, основанное на стремлении его к добру.
4. Добро.
5. Благодеяние, оказываемое кем-либо, доброе дело.
6. Носитель высоких нравственных качеств
Сравнивая концепты «праведность» и «добродетель» мы узнали, что праведный человек - это буквально тот, кто правдой ведает, т.е. знаком со всеми правилами религиозной морали и следует им. Праведность - важное теологическое понятие в мировых религиях, которое подразумевает, что человек следует заветам, предписывающим его вероисповедание. И то, что за словом праведность скрыт целый ряд характеристик человека, например, безгрешность, честность, неподкупность, добросовестность. Основным признаком праведности считают смирение. Также, нужно отметить различие данных концептов. «Праведность» наиболее часто употребляется в религиозной сфере, «добродетель» принадлежит сфере обыденной или философской.
Поэтапно анализируя выбранные нами тексты, такие как: у Г.Р.Державина ода «Фелица», у Н.С.Лескова рассказы из цикла «Праведники»: «Русский демократ в Польше», «Несмертельный Голован», «Однодум» «Очарованный странник», «Человек на часах», « Левша», «Инженеры- бессребреники» и у А.И. Солженицына «Матренин двор», мы пришли к выводу, что авторы использует несколько способов репрезентации концепта «добродетель» в своих произведениях.
В XIX веке писатели и поэты изображали не единичного человека, а человека вообще, который выступал выразителем общих и вечных истин, присущих якобы людям тех времен и народов. Отсюда в произведениях классицистов типизация осуществлялась в виде образов - масок (образов без лиц), которые являлись носителями человеческих пороков либо добродетели.
Лексико-семантический анализ текста оды нам помог открыть смысл концепта «добродетель» в художественном представлении Г.Р.Державина. Мы выделяли основные лексемы, которые составляют концепт «добродетель» и его антонимическую пару «порок». Составили лексико-семантическое поле концептов. Основные лексемы, при помощи которых раскрывается концепт «добродетель» - это простота, и ум, и честность, целомудрие, нравственность, благородство, добронравие, сострадание и сочувствие. При этом мы отметили, как Г.Р.Державин мастерски использует все возможности языка.
Следом мы обратились к произведениям Н.С.Лескова, так как мы считаем, что осмысление идеи добродетельности в русской литературе наиболее ярко воплощено в творчестве писателей XIX века. Для того, чтобы раскрыть содержание художественного концепта «добродетель», мы выбрали рассказы из цикла Лескова «Праведники». Наблюдая за произведениями, нами было выявлено, что художественный концепт «добродетель» имеет в понимании Лескова несколько «слоев», презентация которых связана с отражением нравственного, социального и религиозного аспекта нравственности как явления русской жизни. Указание на нравственность добродетелей вербализируется через репрезентанты: честный, трудолюбивый, странный, добрый, самоотверженный, одаренный. Эти понятия являются ведущими у Лескова и, соответственно, формируют «ядро» художественного концепта «добродетель» в языковой картине мира писателя. Социальные добродетели отражены в использовании автором слов гражданский и патриотичный. Лесковский добродетельный герой во всех ситуациях остается человеком общественным. Вербализация религиозного «слоя» концепта «добродетель» осуществляется в основном через репрезентанты добра и правды. Следующий репрезентант художественного концепта «добродетель» является, с нашей точки зрения, индивидуально-авторским - это слово одаренный.
В XX веке наше внимание было обращено к деревенской прозе, в частности к творчестве И.А. Солженицына. По нашему мнению, деревенщики первыми ощутили дефицит духовности в обществе. Человек у них ценен как емкий художественный образ, в котором отразилась состояние распутья. Характерной чертой героев в деревенской прозе является исключенность из социальной жизни. Герой близок к естественному человеку. Естественный человек - носитель высоких нравственно-этических качеств (они в нем заложены изначально). Именно через образ естественного человека в XX веке раскрывается концепт «добродетель».
В рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор» концепт «добродетель» раскрывается писателем в первую очередь в тех случаях, когда он обращается к вещам, особенно важным для крестьянина. В связи с этим мы рассмотрели репрезентацию нами выбранного концепта, через анализ других концептов, таких как: дом, трудолюбие, духовность, юродство, порок. Также нужно ответить, что А.И.Солженицын через речь героини раскрывает концепт «добродетель». Речь Матрёны особая. Она изобилует просторечными и устаревшими словами, диалектной лексикой. У Солженицына народно-разговорная речь становится непосредственным носителем нравственного идеала.
В произведениях А.И.Солженицына и Н.С.Лескова добродетель может восприниматься как человек странный, не похожий на других, поэтому концепт обогащается значением «чудачество», что сопровождается контекстным использованием приема иронии и стилистической сниженной лексики.
Также мы узнали, что основным способом репрезентации концепта «добродетель» в представленных материалах является лексико-семантический способ. В произведениях много лексем, имеющих нравственную семантику.
Таким образом, проведенное сопоставление позволило выявить специфику реализации концепта «добродетель» в текстах русской художественной литературы 18-20 веков, удерживающей ценные смыслы традиции. Мы можем наблюдать развитие концепта, изменение его содержательной структуры, расширение оценочных характеристик, обогащение лексического состава средств репрезентации.
В художественном дискурсе концепт «добродетель» связана с человеком, с образом его жизни, она сопряжена с оценкой внутренних качеств людей. Эти качества диссонируют с повседневной жизнью.
После реализации всех задач дипломной работы, связанных с теоретической и практической частями, мы приступили к раскрытию методической части - к изучению лексики в школе.
Абрамов Н. Словарь русских синонимов исходных по смыслу выражений. - М.: Русские словари, 1999. - 431с.
Алпатов В.М. История лингвистических учений: Учебное пособие. -М.: Флинта, 2012. -368 с.
Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы / АН СССР. Институт языкознания.-М.: Наука, 1976. - 383 с.
Аскольдов С.А. Концепт и слово / Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология / Под общ. ред. В.П.Нерознака.-М.: Academia, 1997. - 463с.
Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. - Воронеж 1996. - 12-28с.
Болдырев Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - Т. 1. - С. 18-36.
Большой академический словарь русского языка. К.С. Горбачевич, А.С. Герд. Санкт-Петербург. - Наука: РАН, 2004.- 736 с.
Воркачев С.Г. Лингвокультурный концепт: типология и области бытования. - Волгоград: ВолГУ, 2007. - 400 с.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-хт. - Т.1. -М.: Русский язык, 2000. - 699 c.
Державин Г. Р. Сочинения / С объясн. примеч. Я.К. Грота: В 9 т. — СПб., 1864-1884. — Т.6.- 812 с.
Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: В 2-хт. - М.: Русский язык, 2000. - Т.1. - 1232 с.
Жаркова М.А. Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. - № 10. - 74 с.
Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж, 2001. - 75-80 с.
Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Издательство ЛКИ, 2010. — 264 с.
Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука, 1987. - 264 с.
Караулов Ю.Н., ЧеркасоваГ.А., Уфимцева Н.В., Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Русский ассоциативный словарь. В 2 т. - М., 2002.- 922 с. Режим доступа: URL:http: //www.philippovich.ru/Proj ects/ASIS/index.htm
Караулов Ю.Н.. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 264с.
Кочетова О.А. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2006. - Т.5 - №23. - 81 с.
Красных В.В., Гудков Д.Б., Захаренко И.В., Багаева Д.В. Когнитивная база и прецедентные феномены в системе других единиц и в коммуникации / Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология, 1997.-186 с.
Кубрякова Е.С. Размышление о судьбах когнитивной лингвистики на рубеже веков // Вопросы филологии.- 2001. - №3. - 32 с.
Лесков Н.С. Граф Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как ересиархи (Религия страха и религия любви) // Н.С. Лесков о литературе и искусстве / Н.С. Лесков. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984. - С. 111-128.
Лесков Н.С. Собр. соч. В 11 т. / под ред. В. Г. Базанова, Б.Я. Бухштаба, А.И. Груз- дева, С. А. Рейсера, Б. М. Эйхенбаума. Т. 11 Письма / Н.С. Лесков - М.: ГИХЛ, 1956-1958. - 675 с.
Лесков Н.С. Собр. соч. В 12 т. Т. 2 Праведники / Н.С. Лесков - М.: Правда, 1989. - 415 с.
Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Известия АН СССР, Сер. Литературы и языка. Т. 52, 1993.- 470 с.
Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. - М.: Русский язык, 1985. - 384с.
Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учеб. Пособие. - 2 издание. - Минск, 2005.- 253с.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языках . - 15-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1998. - 944 с.
Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика - М.: АСТ: Восток - Запад, 2010- 314с.
Радбиль Т.Б.,Сайгин В.В. Фундаментальные исследования.- 2015. №2. - 26 с.
Разумовская М.М. Русский язык. 5 класс [Электронный ресурс]/ М.М.
Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов. URL:
http://www.metod-kopilka.ru/rabochaya-programma-klassrazumovskaya- mmfgos-60088.html
Разумовская М.М., Леканта П.А. — 17-е изд. — М.: Дрофа, 2010. — 288 с.
Словарь русского языка XI-XVII вв. Выпуск 18 [ электронный ресурс] /Потка - Преначальный/ - М.: Наука, 1992.- 290 с. URL: http://nadpisi-dr-
rusi .livej ournal .com/3 871.html
Словарь синонимов / Под ред. А.П. Евгеньевой. - Л.: Наука, 1975. - 648 с.
Слышкин Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе - [Электронный ресурс]. М., 2000. - Режим доступа: URL:http://www. vspu. ru/-axioloqy/qqs/qqsbook02.htm
Солженицын А.И. Малое собрание сочинений. Том 3. Рассказы. - М., 1991¬288с.
ССРЛЯ - Словарь современного русского литературного языка : В 17 т. М.-Л., 1951-1965.- 1393 с.
Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М., 1997.- 824 с.
Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры : изд-ие, испр. и доп. / Ю.С. Степанов. - М.: Академический проект, 2001. - 990 с.
Стернин И.А. Концепт и языковая семантика // Связи языковых единиц в системе и реализации. Когнитивный аспект. Вып.2. - Тамбов, 1999. - С. 69-75.
Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. - М.: Наука, 1986. — 141 с.
Толковый словарь русского языка. Том I. Под редакцией Д.Н. Ушакова. - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000. - 848 с.
Урманов А.В. Рассказ «Матрёнин двор» А.И.Солженицына в контексте русского религиозного искусства. - М.: «Московский лицей», 2001.- 381 с.
Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА, 1997. - 836 с.
Черных П.Я. Историко - этимологический словарь современного русского языка. II том. - М.: Издательство: "Русский язык", 1999. - 560 с.