Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЕРБАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «ДЕРЕВО» В ПОЭЗИИ С.ЕСЕНИНА И М.ЦВЕТАЕВОЙ

Работа №69012

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
292
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Лингвокультурный аспект как объект лингвистики 6
1.1. Объективация концепта в языковой картине мира 6
1.2. Языковая картина мира в контексте гендерной лингвистики 10
1.3. Вербализации концепта «Дерево» в русской языковой картине мира 19
Выводы по главе 32
Глава 2. Лексико-семантическая и функциональная специфика вербализаций концепта «дерево» в поэзии С. Есенина и М. Цветаевой 34
2.1. Дерево в художественной системе образов С. Есенина и
М. Цветаевой 34
2.1.1. Репрезентанты концепта «Дерево» в произведениях С. Есенина 34
2.1.2. Репрезентанты концепта «Дерево» в лирике М. Цветаевой 46
2.2. Сходство и гендерные различия в языковых реализациях концепта
«Дерево» в поэзии С. Есенина и М. Цветаевой 53
Выводы по главе 67
Заключение 68
Список использованных источников 71
Приложение

Категория концепт является предметом изучения различных гуманитарных отраслей науки - лингвистики, культурологии,
лингвокультурологии, этнолингвистики, психологии, когнитологии,
искусствознания, теории литературы. Концепт, по мнению ученых, - это базовое понятие когнитивно-дискурсивной парадигмы знаний, апеллирующее к сознанию человека, представляющему собой структурированную совокупность представлений и установок, к картине мира, являющейся упорядоченной совокупностью (конфигурацией) исторически, социально, культурно и мировоззренчески обусловленных образов, «присваиваемых вместе с родным языком» [Леонтьев 1998: 117]; а также к социально-коммуникативной практике, в процессе которой вырабатываются каноны интерпретации и именования смысла.
Языковые средства, входящие в ассоциативно-смысловое поле исследуемого концепта и обеспечивающие его описание в процессе лингвокультурологического исследования, - это прямые и производные номинации концепта; однокоренные слова, словообразовательно связанные с основными лексическими средствами вербализации концепта; контекстуальные синонимы; метафорические номинации концепта и его производных (персонификация, метафоры, эпитеты); свободные словосочетания, номинирующие те или иные признаки, которые характеризуют концепт и др.. М.В. Пименова отмечает, что для того, «чтобы восстановить структуру концепта, надо исследовать весь языковой корпус, в котором репрезентирован концепт (лексические единицы, фразеологию, паремиологический фонд), включая систему устойчивых сравнений, запечатлевших образы-эталоны, свойственные определенному языку» [Пименова 2004: 9]. О.Н. Прохоровой также отмечено, что «концепт,
который вознкиает в сознании человека на основе данных реального мира и опыта человека, вербализуется на языковом уровне с помощью различных
средств», к которым относятся ключевые слова, словосочетания, фразеологизмы, пословицы, синонимические ряды, прецедентные тексты, метафоры, ассоциативные поля (связи) и другие, отражающие опыт культуры или конкретного человека» [Прохорова 2001: 94]. Используя описание
семантики единиц ассоциативно-смыслового поля, можно представить содержание концепта в том виде, в котором он отражен и зафиксирован в языке, и это дает возможность реконструировать, описывать ту часть концепта, которая включает его наиболее коммуникативно релевантные признаки.
Особый интерес представляют собой концепты, отраженные в поэтическом творчестве того или иного автора. В этом отношении интересны концепты природы, в частности, концепт «Дерево», который позволяет проследить становление авторского мировосприятия природы и мира человека на протяжении всего творчества. Все вышеназванное определило актуальность темы данного исследования.
Объект исследования - лексические вербализации концепта «Дерево» в поэзии С. Есенина и М. Цветаевой.
Предмет исследования - особенности функционирования вербализаций концепта «Дерево» в поэзии С. Есенина и М. Цветаевой.
Цель исследования - охарактеризовать вербализации концепта «Дерево» как элементы индивидуально-авторских поэтических картин мира С. Есенина и М. Цветаевой.
Задачи исследования:
- выработать теоретические основы исследования, изучив научную литературу, представляющую слово как репрезентант концепта;
- с опорой на изученную научную литературу охарактеризовать языковую картину мира в контексте гендерной лингвистики;
- проанализировать вербализации концепта «Дерево» в русской языковой картине мира;
- проследить особенности воплощения концепта «Дерево» в художественной системе образов С. Есенина и М. Цветаевой;
- выявить сходство и гендерные различия в объективации концепта «Дерево» в поэзии С. Есенина и М. Цветаевой.
Теоретическую основу работы составили статьи и монографии ряда авторов, рассматривающих проблему концептуализации знаний и их представления в языке: Ю.Д. Апресян, А. Вежбицкая, В.И. Карасик, И.М. Кобозева, В.В.Красных, М.В. Пименова, Л.П.Теплова, Н.И. Егоров и др.
В работе нашли применение следующие методы исследования: описательный, сравнительный, сопоставительный, аналитический.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования полученных результатов в процессе практической работы учителя-словесника, а также для подготовки курсовых и дипломных работ по филологическим специальностям.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Концепты лежат глубже словарных значений лексики
соответствующих языков. Ассоциации и коннотации, создаваемые
внутренней формой слова, обладают большим национальным культурным своеобразием, чем денотат слова. Отсюда - и важная роль внутренней формы слова в трансляции культуры. Поэтому, лингвокультурологическое изучение вербализованных концептов и предполагает обращение к внутренней форме слова.
Гендерная картина мира заключает в себе все многообразие репрезентаций гендерных отношений и представлений. Гендерная языковая картина мира - вербализованная форма гендерной картины мира, ее глубинный слой, совокупность знаний и представлений о мире, способ мировидения и миропонимания, в основе которых лежит функционирование гендерных стереотипов, запечатленных в языковой форме.
Возникновение и образование гендерных стереотипов объясняется существующими различиями мужских и женских социальных ролей. Изучение мужских и женских особенностей речемыслительной деятельности в гендерной языковой картине мира позволяет утверждать, что между мужской и женской речью - как письменной, так и устной - существуют определенные различия, позволяющие говорить о целой системе факторов - как влияющих на эти различия, так и их обуславливающих. Развитие лингвокультурологии позволило ученым получить данные,
свидетельствующие также о культурной обусловленности мужской и женской речи.
Г ендерные отношения фиксируются в языке в виде культурно обусловленных стереотипов, накладывая отпечаток на речевое поведение личности.
В частности, это проявляется на уровне вербализаций одних и тех же концептов.
В нашей работе рассмотрены вербализации концепта «Дерево». В русской картине мира концепт «Дерево» является одним из ключевых, поэтому его репрезентанты активно функционируют и в фольклорной, и в художественной картине мира.
Будучи природным символом, дерево во многих культурах знаменует динамичный рост, природное умирание и регенерацию. Почтительное отношение к дереву в разных культурах основано на вере в его целительную силу. У славян дерево - символ приобщения к миру предков, что обусловлено природными факторами, фольклорно-обрядовыми традициями, земледельческим укладом жизни, мифологическими представлениями о мировом древе жизни. Дерево - плод Матери-Земли. В славянской мифологии дерево рождено от брака земли и неба, его питают не только земля и вода, но и солнечный свет. Соединяя глубину и высоту в пространстве и во времени, дерево выступает как символ памяти о прошлом. М.М.Маковский выделяет у слова дерево следующие символические значения: вместилище душ, середина, число, музыка, гармония, чудо, жертвоприношение [Маковский 1996:134-141].
В русской языковой картине мира наиболее популярным деревом является берёза, часто поэтизируются сосна, дуб, ива, ель, рябина, тополь, клён и липа, которые и выступают в качестве основных вербализаций концепта «Дерево» в русской картине мира.
Концепт «Дерево» получил самобытное отражение в творчестве С. Есенина и М. Цветаевой. Если у С. Есенина образы деревьев ассоциируются с душой русского народа, а также сами деревья приобретают человеческие черты, то у М. Цветаевой образы деревьев часто носят иносказательный характер, символизируя саму героиню или близких ей людей. Кроме того, проявляется и некоторое сходство двух поэтов, в частности, вербализация дерева становится у обоих авторов знаком родины, но, если для С. Есенина это береза, то для М. Цветаевой - рябина.
Поэтесса наделяет деревья некоей мифической, знаковой силой, посредством которой отражает глубины своего поэтического
мировосприятия. Для М. Цветаевой деревья - это некие символы, способные выразить глубину поэтических переживаний, деревья - это своего рода живые существа, которые рядом с героиней (два тополя рядом с домом), когда она счастлива и несчастна, служат объектом перевоплощения в минуты скорби, позволяют выразить чувство тоски, грусти, любви.
Гендерные особенности воплощения концепта «Дерево» в лирике С. Есенина проявляются в том, что он ассоциирует себя с мужским деревом - кленом. Отношение к березе в лирике поэта - это отношение к девушке, а при расширении символа - к России-родине в целом. Поэт помещает традиционный фольклорный символ в индивидуально-авторскую картину мира.
Соответственно, можно утверждать, что гендерные различия в восприятии мира природы и в употреблении и самом выборе репрезентантов концепта «Дерево» в творчестве М. Цветаевой и С. Есенина наложили свой отпечаток на художественную картину мира авторов и явились одним из средств изобразительно-выразительного отражения мира души поэтов.
Всё это убеждает нас в перспективности дальнейшего сравнительного исследования поэтической картины мира двух знаковых для русской литературы поэтов.



1. Апресян Ю.Д. Отечественная теоретическая семантика в конце 20 столетия / Ю.Д. Апресян // Известия Академии Наук. - Серия «Литература и языки».- 1999. - Т. 58.- № 4. - С. 18.
2. Афанасьев А.Н. Мифология Древней Руси. Поэтические воззрения славян на природу / А.Н. Афанасьев. - М.: 2005. - 165 с.
3. Арутюнова Н.Д. Истина: фон и коннотация / Н.Д. Арутюнова // Логический анализ языка. Культурные концепты. - М.:1991. - 16 с.
4. Аскольдов С.А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. - М.: 1997. с. 267-279.
5. Бабушкин А.П. Концептуальные типы значений / А.П. Бабушкин // Контрастивные исследования лексики и фразеологии русского языка.- Воронеж, 1996. - С.14.
6. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и номинативная специфика: Автореф.дис. . .докт. филол. Наук / А.П. Бабушкин - Воронеж. 1998. - 41с.
7. Белякова И.Ю. О концептах души, судьбы и тоски в поэтическом универсуме М.Цветаевой / ИЮ. Белякова // Формула круга. Сб. статей к юбилею проф. О.Г.Ревзиной. - М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 1999. - 264 с.
8. Болдырев Н.Н. Концептуальные структуры и языковые значения / Н.Н. Болдырев. - М.: 1999. - 118 с.
9. Вежбицкая А. Понимание культур посредством ключевых слов / А. Вежбицкая. - М.: 2001. - 284 с.
10. Горошко, Е. И. Особенности мужского и женского вербального поведения : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.И. Горошко. - М.: 1996. - 27 с.
11. Диброва, К. Ю. Лингвистические аспекты языковой относительности / К.Ю. Диброва // Филологические науки. - 1996. - № 2. - С. 3.
12. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В.И. Даль. - М.: 2006. - 621 с.
13. Есенин С. Стихотворения и поэмы / С. Есенин. - М.:
Художественная литература, 1975. - 216 с.
14. Есенин С. А. Избранное / С.А. Есенин. - М.: Просвещение, 1986. - 255с.
15. Есенин С. А. Собрание сочинений: В 3т. Т.2:Стихотворения; Поэмы; Стихотворения (1910-1915), не включенные С.А. Есениным в основное собрание / С.А. Есенин - М.:ТЕРРА-Книжный клуб, 2001. - 400с.
16. Есенин С.А. Собрание сочинений: В 3т. Т.3: Проза;
Литературно-критические статьи заметки; Автобиографии; Письма и заявления; Дарственные надписи и заявления, стихотворные послания и альбомные записи / С.А. Есенин. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2001. - 384с.
17. Жуматова, Ю. В. Психолингвистические различия мужской и женской речи / Ю.А. Жуматова // Прагматический аспект коммуникативной лингвистики и стилистики : сб. науч. Трудов. - Челябинск : Образование, 2007. - С. 39.
18. Ивлева М.Х. Базисные концепты ментального мира человека / М.Х. Ивлева. - Уфа, 2002. - 117 с.
19. Кострикина А.П. Художественный образ и концепт/ А.П. Кострикина // Актуальные проблемы высшей школы: материалы науч.- практ.конф. /сост. С.А. Аржанова, Н.Д. Жидкова; науч.ред. Д.А. Галай, Н.Д.Жидкова. -Куйбышев,2004. -С.59-60.
20. Кострикина А.П. Художественный образ и концепт / А.П. Кострикина // Проблемы интерпретации текста в вузе и школе:сб.ст. / под общ.ред. В.М. Физикова; отв. ред. Н.Д.Жидкова, Н.В.Гутова, Г.Е.Понурова.
- Омск: ОмГПУ, 2007. - С.17-24.
21. Катермина, В. В. Гендерный фактор в обществе, культуре и языке : женские и мужские языковые картины мира / В.В. Кастермина // Языковая картина мира : лингвистические и культурологические аспекты : материалы VI междунар. науч.-практ. конф. - Бийск : БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. - С. 148.
22. Котик, О. В. Гендер как фактор языковой концептуализации : концепты мужественности и женственности в в рекламном тексте / О.В. Котик. - М., 2006. - 52 с.
23. Кириллина, А. В. Гендерные аспекты языка и коммуникации : автореф. дис. ... д-ра филол. Наук / А.В. Кириллина. - М.: 2000.- 33 с.
24. Кириллина, А. В. Словарь гендерных терминов / А.В. Кириллина.
- М. : Информация - XXI век, 2002. - 382 с.
25. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. - М.: 2004. - 173 с.
26. Лосская В. Бог в поэзии Цветаевой / В. Лосская // Вестник русского христианского движения. - 1981.- № 135.- С. 180.
27. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка/ Д.С. Лихачев // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология.- М.:1997. - С. 280-287.
28. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику: учеб. пособие /В.А.Маслова.-3-е изд.испр.- М.: Флинта: Наука, 2007. - 296с.
29. Маслова В.А. Лингвокультурология / В.А. Маслова. - М.: Академия, 2001. - 371 с.
30. Мыркин, В. Я. Понятие концепт; текст дискурс; языковая
картина мира В.Я. Мыркин // Проблемы концептуализации
действительности и моделирования языковой картины мира : материалы межднар. науч. конф. - Архангельск : Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2002.- С. 47-51.
31. Наумов Е.И. С. Есенин .Личность. Творчество. Эпоха / Е.И. Наумов - Ленинград: Лениздат, 1969. - 453с.
32. Ощепкова, Е. С. Идентификация пола автора по письменному тексту : Лексикограмматический аспект : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.С. Ощепков. - М.: Моск. гос. лингвист. ун-т, 2003. - 31 с.
33. Попкова, А. Н. Особенности языковой концептуализации действительности / А.Н. Попков // Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира : материалы междунар. науч. конф. Вып. 2. - Архангельск : Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2005. -С. 100-104
34. Потебня А.А.Слово и миф / А.А. Потебня. - М.: Правда,1989.- 281 с.
35. Рузин И.Г.Возможности и пределы концептуального объяснения языковых фактов. Природа языковых единиц / И.Г. Рузин //Вопросы языкознания. - 1996.- С. 39-45.
36. Славянская мифология: энциклопедический словарь / Под ред. С.М. Толстой. - М.: 2002. - 371 с.
37. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. - М.: 1985-1988.
38. Струве Н.А. Трагическое неверие // Струве Н.А. - М.: 2000. - 153 с.
39. Фомин, А. Г. Психолингвистическая концепция гендерной языковой личности : автореф. дис. ... д-ра филол. Наук / А.Г. Фомин - Барнаул, 2004. - 35 с.
40. Цветаева М.И. Избранные произведения / Вступ, ст. Вл. Орлова, сост., подгот. текста и примечания А. Эфрон и А. Саакянц / М.И. Цветаева. - М.-Л.: 1965. - 281 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ