РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ изучения особенностей развития креативности у детей младшего школьного возраста 6
1.1. Понятие креативности в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Возрастные особенности развития креативности у детей
младшего школьного возраста 14
1.3. Теоретическое обоснование модели развития креативности
у детей младшего школьного возраста 21
Глава II. Организация и проведение исследования по изучению особенностей развития креативности у детей младшего школьного возраста 29
2.1. Этапы, методы и методики исследования 29
2.2. Характеристика выборки и результатов констатирующего
эксперимента 35
Глава III. Экспериментальное исследование по развитию креативности у детей младшего школьного возраста 40
3.1. Программа развития креативности у детей младшего
школьного возраста 40
3.2. Анализ эффективности развивающей работы 51
3.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию
креативности у детей младшего школьного возраста 60
Заключение 63
Библиографический список 66
Приложения
Глава I. Теоретический анализ изучения особенностей развития креативности у детей младшего школьного возраста 6
1.1. Понятие креативности в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Возрастные особенности развития креативности у детей
младшего школьного возраста 14
1.3. Теоретическое обоснование модели развития креативности
у детей младшего школьного возраста 21
Глава II. Организация и проведение исследования по изучению особенностей развития креативности у детей младшего школьного возраста 29
2.1. Этапы, методы и методики исследования 29
2.2. Характеристика выборки и результатов констатирующего
эксперимента 35
Глава III. Экспериментальное исследование по развитию креативности у детей младшего школьного возраста 40
3.1. Программа развития креативности у детей младшего
школьного возраста 40
3.2. Анализ эффективности развивающей работы 51
3.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию
креативности у детей младшего школьного возраста 60
Заключение 63
Библиографический список 66
Приложения
В последние годы в отечественной психологии возрос интерес к вопросам диагностики, формирования и развития креативности. [9,с. 12].
В создавшихся условиях, связанных с произошедшими изменениями в социальной ситуации современной России, повысились требования к таким качествам личности, как открытость новому опыту, умение находить свои решения в нестандартных ситуациях, творческое отношение к действительности.[10, с. 21].
Область креативности сложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко.
В результате многолетних исследований и экспериментов, посвященных изучению креативности, накоплен большой фактический материал, свидетельствующий о том, что на уровень креативных способностей человека и степень их актуализации существенное влияние оказывает сложный комплекс когнитивных, личностных, мотивационных и ситуационных переменных.
Трудность изучения креативности заключается в том, что у разных людей и в различных сферах креативной активности комплекс переменных может включать в себя разные элементы. [75, с. 25].
Среди множества работ, посвященных изучению креативности, условно можно выделить два направления исследований. В рамках первого изучаются взаимоотношения между интеллектом и креативностью, второе составляют исследования личностных и мотивационных черт креативов. Результаты работ, осуществляемых в рамках данного направления, во многом соответствуют друг другу и показывают, что высококреативных индивидов отличают настойчивость, независимость, самоуважение, энергичность, открытость опыту, внутренняя мотивация.[4, с .16].
Напротив, результаты исследований по проблеме взаимоотношений между уровнем интеллектуального развития человека и его креативных способностей противоречивы, иногда взаимно исключают друг друга. Среди работ, посвященных исследованию проблемы взаимосвязи интеллекта и креативности, выделяются три подхода. Сторонники первого подхода признают, что креативность есть выражение устойчивых особенностей индивида и является своего рода основой его глубинной Я- концепции (Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.С. Лейтес). Представители второго направления рассматривают креативность лишь в рамках качественно высоких уровней интеллекта, как разновидность интеллектуального поведения (Д. Векслер, Г. Айзенк, Р. Стернберг). Исследователи, работающие в рамках третьего подхода, склонны рассматривать интеллект как необходимый компонент творческих способностей, включенный в их структуру интеллект определенным образом связан с креативностью, и высокие творческие достижения оказываются возможными лишь при IQ>120 (Э. Торренс, Д. Гетцельс, П. Джексон и др.).
Данная проблема предопределяет тему квалификационной работы: «Развитие креативности у детей младшего школьного возраста».
Цель исследования: изучение особенностей развития креативности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: проявление креативности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс развития креативности у детей младшего школьного возраста.
Для реализации цели исследования была выдвинута следующая гипотеза. Мы предполагаем, что развитие креативности у младших школьников будет более успешной, при специально подобранной и апробированной программе. Поставленная цель и выявленная гипотеза определили круг решаемых задач:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития креативности у детей младшего школьного возраста.
2. Выявить обучающихся с низким уровнем креативности.
3. Подобрать и апробировать программу по развитию креативности.
4. Проанализировать эффективность развивающей работы.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, тестирование, эксперимент, методы обработки полученных результатов, методы математической статистики.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №6» г. Губкинский, ЯНАО. В экспериментальную группу были включены 27 учащихся. Возрастная категория - от 8 до 10 лет.
Практическая значимость исследования: можно рекомендовать к использованию психологам и педагогам общеобразовательных школ, а также социальных центров.
Основные результаты работы были апробированы при выступлении на Международной конференции "Педагогическая наука и образовательная практика: современные исследования и достижения.", (г. Нижний Новгород, 30.04.2017г.), о чем имеется справка (см. Приложение, 5), по итогом конференции будет выпущен сборник, статья на тему «Развитие креативности у детей младшего школьного возраста», принята к публикации, с дальнейшим размещением в РИНЦ http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=893471&pubrole=100&show refs=1
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.
В создавшихся условиях, связанных с произошедшими изменениями в социальной ситуации современной России, повысились требования к таким качествам личности, как открытость новому опыту, умение находить свои решения в нестандартных ситуациях, творческое отношение к действительности.[10, с. 21].
Область креативности сложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко.
В результате многолетних исследований и экспериментов, посвященных изучению креативности, накоплен большой фактический материал, свидетельствующий о том, что на уровень креативных способностей человека и степень их актуализации существенное влияние оказывает сложный комплекс когнитивных, личностных, мотивационных и ситуационных переменных.
Трудность изучения креативности заключается в том, что у разных людей и в различных сферах креативной активности комплекс переменных может включать в себя разные элементы. [75, с. 25].
Среди множества работ, посвященных изучению креативности, условно можно выделить два направления исследований. В рамках первого изучаются взаимоотношения между интеллектом и креативностью, второе составляют исследования личностных и мотивационных черт креативов. Результаты работ, осуществляемых в рамках данного направления, во многом соответствуют друг другу и показывают, что высококреативных индивидов отличают настойчивость, независимость, самоуважение, энергичность, открытость опыту, внутренняя мотивация.[4, с .16].
Напротив, результаты исследований по проблеме взаимоотношений между уровнем интеллектуального развития человека и его креативных способностей противоречивы, иногда взаимно исключают друг друга. Среди работ, посвященных исследованию проблемы взаимосвязи интеллекта и креативности, выделяются три подхода. Сторонники первого подхода признают, что креативность есть выражение устойчивых особенностей индивида и является своего рода основой его глубинной Я- концепции (Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.С. Лейтес). Представители второго направления рассматривают креативность лишь в рамках качественно высоких уровней интеллекта, как разновидность интеллектуального поведения (Д. Векслер, Г. Айзенк, Р. Стернберг). Исследователи, работающие в рамках третьего подхода, склонны рассматривать интеллект как необходимый компонент творческих способностей, включенный в их структуру интеллект определенным образом связан с креативностью, и высокие творческие достижения оказываются возможными лишь при IQ>120 (Э. Торренс, Д. Гетцельс, П. Джексон и др.).
Данная проблема предопределяет тему квалификационной работы: «Развитие креативности у детей младшего школьного возраста».
Цель исследования: изучение особенностей развития креативности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: проявление креативности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс развития креативности у детей младшего школьного возраста.
Для реализации цели исследования была выдвинута следующая гипотеза. Мы предполагаем, что развитие креативности у младших школьников будет более успешной, при специально подобранной и апробированной программе. Поставленная цель и выявленная гипотеза определили круг решаемых задач:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития креативности у детей младшего школьного возраста.
2. Выявить обучающихся с низким уровнем креативности.
3. Подобрать и апробировать программу по развитию креативности.
4. Проанализировать эффективность развивающей работы.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, тестирование, эксперимент, методы обработки полученных результатов, методы математической статистики.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №6» г. Губкинский, ЯНАО. В экспериментальную группу были включены 27 учащихся. Возрастная категория - от 8 до 10 лет.
Практическая значимость исследования: можно рекомендовать к использованию психологам и педагогам общеобразовательных школ, а также социальных центров.
Основные результаты работы были апробированы при выступлении на Международной конференции "Педагогическая наука и образовательная практика: современные исследования и достижения.", (г. Нижний Новгород, 30.04.2017г.), о чем имеется справка (см. Приложение, 5), по итогом конференции будет выпущен сборник, статья на тему «Развитие креативности у детей младшего школьного возраста», принята к публикации, с дальнейшим размещением в РИНЦ http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=893471&pubrole=100&show refs=1
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Человеческая уникальность самым тесным образом связана с проблемой творчества. Креативность предполагает новое видение, новый подход, новое решение, т.е. готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения.
Таким образом, креативные проявления ребенка - это те его проявления, в которых ему удалось реализовать свою уникальную индивидуальность. Необходимо, чтобы любой урок (факультатив, занятие) был направлен на развитие творческих способностей учащихся.
Творческая деятельность, организованная в условиях образовательного процесса, должна быть ориентирована на решение учебных проблем, творческих задач и заданий.
Именно осмысление и применение этих методов в свете требований к образованию на современной ступени развития позволяет говорить о новой педагогической технологии, которая эффективно решает задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. [12, с. 42].
В процессе проведенного нами исследования была выявлена степень разработанности проблемы развития креативности школьников.
Установлено, что данная проблема является одной из актуальных в педагогической теории и практике, так как преобразования, происходящие в современном образовании, предъявляют новые требования к личности обучающихся.
В ходе анализа и обобщения психолого-педагогической литературы нами были уточнены основные понятия проблемы исследования: «креативность», «креативное мышление», «развитие креативности».
Под креативностью понимаются творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики. [41, с. 30].
Нестандартный подход и применение различных методов в
преподавании способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования, творческой личности, способной к самоопределению и саморазвитию.
На констатирующем этапе исследования нами были подобраны и проведены методики диагностики уровня креативности школьников.
Анализируя результаты проведенной диагностики, мы пришли к выводу, что необходима планомерная деятельность педагога-психолога и преподавателей по развитию креативных способностей у младших школьников, так как уровень креативности достаточно низкий.
Учитывая сделанные выводы, нами были разработаны тренинговые занятия по развитию креативности у младших школьников, которые могут использоваться психологами и педагогами образовательных учреждений.
На заключительном - контрольном этапе опытно-экспериментальной работы была проведена повторная диагностика уровня креативности обучающихся 3Б класса МБОУ «ООШ №6» с целью оценки эффективности проделанной работы и подтверждения гипотезы исследования с использованием тех же самых методик и методов диагностики, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Анализируя результаты, можно сделать вывод, что после проведенной на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы наблюдается положительная динамика уровня креативности обучающихся по всем проведенным методикам диагностики.
Для подтверждения научной гипотезы и эффективности опытно-экспериментальной работы, мы воспользовались методом математической статистики. Для обоснованности выводов мы использовали t - критерий Стьюдента, предназначенный для установления различий, а именно формулу для сравнения в рамках одной группы, по принципу «до-после».
На основании этого можно утверждать, что проведенная нами опытно-экспериментальная работа подтвердила выдвинутую гипотезу исследования.
Поставленная цель работы «изучение особенностей развития креативности у детей младшего школьного возраста», достигнута и задачи решены.
Таким образом, креативные проявления ребенка - это те его проявления, в которых ему удалось реализовать свою уникальную индивидуальность. Необходимо, чтобы любой урок (факультатив, занятие) был направлен на развитие творческих способностей учащихся.
Творческая деятельность, организованная в условиях образовательного процесса, должна быть ориентирована на решение учебных проблем, творческих задач и заданий.
Именно осмысление и применение этих методов в свете требований к образованию на современной ступени развития позволяет говорить о новой педагогической технологии, которая эффективно решает задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. [12, с. 42].
В процессе проведенного нами исследования была выявлена степень разработанности проблемы развития креативности школьников.
Установлено, что данная проблема является одной из актуальных в педагогической теории и практике, так как преобразования, происходящие в современном образовании, предъявляют новые требования к личности обучающихся.
В ходе анализа и обобщения психолого-педагогической литературы нами были уточнены основные понятия проблемы исследования: «креативность», «креативное мышление», «развитие креативности».
Под креативностью понимаются творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики. [41, с. 30].
Нестандартный подход и применение различных методов в
преподавании способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования, творческой личности, способной к самоопределению и саморазвитию.
На констатирующем этапе исследования нами были подобраны и проведены методики диагностики уровня креативности школьников.
Анализируя результаты проведенной диагностики, мы пришли к выводу, что необходима планомерная деятельность педагога-психолога и преподавателей по развитию креативных способностей у младших школьников, так как уровень креативности достаточно низкий.
Учитывая сделанные выводы, нами были разработаны тренинговые занятия по развитию креативности у младших школьников, которые могут использоваться психологами и педагогами образовательных учреждений.
На заключительном - контрольном этапе опытно-экспериментальной работы была проведена повторная диагностика уровня креативности обучающихся 3Б класса МБОУ «ООШ №6» с целью оценки эффективности проделанной работы и подтверждения гипотезы исследования с использованием тех же самых методик и методов диагностики, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Анализируя результаты, можно сделать вывод, что после проведенной на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы наблюдается положительная динамика уровня креативности обучающихся по всем проведенным методикам диагностики.
Для подтверждения научной гипотезы и эффективности опытно-экспериментальной работы, мы воспользовались методом математической статистики. Для обоснованности выводов мы использовали t - критерий Стьюдента, предназначенный для установления различий, а именно формулу для сравнения в рамках одной группы, по принципу «до-после».
На основании этого можно утверждать, что проведенная нами опытно-экспериментальная работа подтвердила выдвинутую гипотезу исследования.
Поставленная цель работы «изучение особенностей развития креативности у детей младшего школьного возраста», достигнута и задачи решены.
Подобные работы
- Развитие креативности у детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами театрализованной
деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Работа с семьей по развитию креативности детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе реализации музейных программ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - Дискуссия как средство развития креативности детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в
процессе изобразительной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
ИНТЕРМОДАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ЭКСПРЕССИВНЫМИ
ИСКУССТВАМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5850 р. Год сдачи: 2018



