Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №81970

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы93
Год сдачи2017
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
226
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ изучения особенностей развития креативности у детей младшего школьного возраста 6
1.1. Понятие креативности в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Возрастные особенности развития креативности у детей
младшего школьного возраста 14
1.3. Теоретическое обоснование модели развития креативности
у детей младшего школьного возраста 21
Глава II. Организация и проведение исследования по изучению особенностей развития креативности у детей младшего школьного возраста 29
2.1. Этапы, методы и методики исследования 29
2.2. Характеристика выборки и результатов констатирующего
эксперимента 35
Глава III. Экспериментальное исследование по развитию креативности у детей младшего школьного возраста 40
3.1. Программа развития креативности у детей младшего
школьного возраста 40
3.2. Анализ эффективности развивающей работы 51
3.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию
креативности у детей младшего школьного возраста 60
Заключение 63
Библиографический список 66
Приложения


В последние годы в отечественной психологии возрос интерес к вопросам диагностики, формирования и развития креативности. [9,с. 12].
В создавшихся условиях, связанных с произошедшими изменениями в социальной ситуации современной России, повысились требования к таким качествам личности, как открытость новому опыту, умение находить свои решения в нестандартных ситуациях, творческое отношение к действительности.[10, с. 21].
Область креативности сложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко.
В результате многолетних исследований и экспериментов, посвященных изучению креативности, накоплен большой фактический материал, свидетельствующий о том, что на уровень креативных способностей человека и степень их актуализации существенное влияние оказывает сложный комплекс когнитивных, личностных, мотивационных и ситуационных переменных.
Трудность изучения креативности заключается в том, что у разных людей и в различных сферах креативной активности комплекс переменных может включать в себя разные элементы. [75, с. 25].
Среди множества работ, посвященных изучению креативности, условно можно выделить два направления исследований. В рамках первого изучаются взаимоотношения между интеллектом и креативностью, второе составляют исследования личностных и мотивационных черт креативов. Результаты работ, осуществляемых в рамках данного направления, во многом соответствуют друг другу и показывают, что высококреативных индивидов отличают настойчивость, независимость, самоуважение, энергичность, открытость опыту, внутренняя мотивация.[4, с .16].
Напротив, результаты исследований по проблеме взаимоотношений между уровнем интеллектуального развития человека и его креативных способностей противоречивы, иногда взаимно исключают друг друга. Среди работ, посвященных исследованию проблемы взаимосвязи интеллекта и креативности, выделяются три подхода. Сторонники первого подхода признают, что креативность есть выражение устойчивых особенностей индивида и является своего рода основой его глубинной Я- концепции (Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.С. Лейтес). Представители второго направления рассматривают креативность лишь в рамках качественно высоких уровней интеллекта, как разновидность интеллектуального поведения (Д. Векслер, Г. Айзенк, Р. Стернберг). Исследователи, работающие в рамках третьего подхода, склонны рассматривать интеллект как необходимый компонент творческих способностей, включенный в их структуру интеллект определенным образом связан с креативностью, и высокие творческие достижения оказываются возможными лишь при IQ>120 (Э. Торренс, Д. Гетцельс, П. Джексон и др.).
Данная проблема предопределяет тему квалификационной работы: «Развитие креативности у детей младшего школьного возраста».
Цель исследования: изучение особенностей развития креативности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: проявление креативности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс развития креативности у детей младшего школьного возраста.
Для реализации цели исследования была выдвинута следующая гипотеза. Мы предполагаем, что развитие креативности у младших школьников будет более успешной, при специально подобранной и апробированной программе. Поставленная цель и выявленная гипотеза определили круг решаемых задач:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития креативности у детей младшего школьного возраста.
2. Выявить обучающихся с низким уровнем креативности.
3. Подобрать и апробировать программу по развитию креативности.
4. Проанализировать эффективность развивающей работы.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, тестирование, эксперимент, методы обработки полученных результатов, методы математической статистики.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №6» г. Губкинский, ЯНАО. В экспериментальную группу были включены 27 учащихся. Возрастная категория - от 8 до 10 лет.
Практическая значимость исследования: можно рекомендовать к использованию психологам и педагогам общеобразовательных школ, а также социальных центров.
Основные результаты работы были апробированы при выступлении на Международной конференции "Педагогическая наука и образовательная практика: современные исследования и достижения.", (г. Нижний Новгород, 30.04.2017г.), о чем имеется справка (см. Приложение, 5), по итогом конференции будет выпущен сборник, статья на тему «Развитие креативности у детей младшего школьного возраста», принята к публикации, с дальнейшим размещением в РИНЦ http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=893471&pubrole=100&show refs=1
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Человеческая уникальность самым тесным образом связана с проблемой творчества. Креативность предполагает новое видение, новый подход, новое решение, т.е. готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения.
Таким образом, креативные проявления ребенка - это те его проявления, в которых ему удалось реализовать свою уникальную индивидуальность. Необходимо, чтобы любой урок (факультатив, занятие) был направлен на развитие творческих способностей учащихся.
Творческая деятельность, организованная в условиях образовательного процесса, должна быть ориентирована на решение учебных проблем, творческих задач и заданий.
Именно осмысление и применение этих методов в свете требований к образованию на современной ступени развития позволяет говорить о новой педагогической технологии, которая эффективно решает задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. [12, с. 42].
В процессе проведенного нами исследования была выявлена степень разработанности проблемы развития креативности школьников.
Установлено, что данная проблема является одной из актуальных в педагогической теории и практике, так как преобразования, происходящие в современном образовании, предъявляют новые требования к личности обучающихся.
В ходе анализа и обобщения психолого-педагогической литературы нами были уточнены основные понятия проблемы исследования: «креативность», «креативное мышление», «развитие креативности».
Под креативностью понимаются творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики. [41, с. 30].
Нестандартный подход и применение различных методов в
преподавании способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования, творческой личности, способной к самоопределению и саморазвитию.
На констатирующем этапе исследования нами были подобраны и проведены методики диагностики уровня креативности школьников.
Анализируя результаты проведенной диагностики, мы пришли к выводу, что необходима планомерная деятельность педагога-психолога и преподавателей по развитию креативных способностей у младших школьников, так как уровень креативности достаточно низкий.
Учитывая сделанные выводы, нами были разработаны тренинговые занятия по развитию креативности у младших школьников, которые могут использоваться психологами и педагогами образовательных учреждений.
На заключительном - контрольном этапе опытно-экспериментальной работы была проведена повторная диагностика уровня креативности обучающихся 3Б класса МБОУ «ООШ №6» с целью оценки эффективности проделанной работы и подтверждения гипотезы исследования с использованием тех же самых методик и методов диагностики, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Анализируя результаты, можно сделать вывод, что после проведенной на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы наблюдается положительная динамика уровня креативности обучающихся по всем проведенным методикам диагностики.
Для подтверждения научной гипотезы и эффективности опытно-экспериментальной работы, мы воспользовались методом математической статистики. Для обоснованности выводов мы использовали t - критерий Стьюдента, предназначенный для установления различий, а именно формулу для сравнения в рамках одной группы, по принципу «до-после».
На основании этого можно утверждать, что проведенная нами опытно-экспериментальная работа подтвердила выдвинутую гипотезу исследования.
Поставленная цель работы «изучение особенностей развития креативности у детей младшего школьного возраста», достигнута и задачи решены.



1. Айзенк, Г.Ю. Интеллект: новый взгляд [Текст] /Г.Ю. Айзенк //Вопросы психологии. - 1995. - №1. - С.97 - 101.
2. Акимова, М.К. Способности и одаренности: Возрастная и педагогическая психология [Текст] /М.К. Акимова. В.Т. Козлова, - М.: Academia, 1999. - 458 с.
3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды В 2-х т. [Текст] /Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалёва. - М.: Педагогика, 1980. - 230 с.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для вузов /Г.М. Андреева. - М.: Аспект - Пресс, 2000. - 376 с.
5. Арнаудов, М. Психология литературного творчества [Текст] /М. Арнаудов.- М.: Прогресс, 1970. - 490 с.
6. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст]: учеб. пособие /В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.
7. Богоявленская, Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельной парадигмы: Основные современные концепции творчества и одаренности [Текст] /Д.Б. Богоявленская - М.: Молодая гвардия, 1997. - 411 с.
8. Богоявленская, Д.Б. Психолого-философский анализ творчества [Текст] /Д.Б. Богоявленская. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 296 с.
9. Богоявленская, Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества [Текст] /Д.Б. Богоявленская //Вопросы психологии. - 1999. - №2. - С.35 - 41.
10. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов /Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
11. Вачков, И. Методы психологического тренинга в школе [Текст] /И. Вачков //Школьный психолог. - 2004. - №6. - С.33 - 45.
12. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] /Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1994. - 510 с.
13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] /Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 341 с.
14. Выготский, Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения [Текст] /Л.С. Выготский. - М.: Учпедгиз, 1935. - 135 с.
15. Гнайко, Н.М. Проблема креативности и явление подражания [Текст] /Н.М. Гнайко. - М.: Изд-во ИПРАН, 1994. - 316 с.
16. Грановская, Р.М. Творчество и преодоление стереотипов [Текст] /Р.М. Грановская, Ю.С. Крижанская. - СПб.: Питер, 1994. - 380 с.
17. Дорфман, Л.Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве [Текст] /Л.Я. Дорфман, Г.В. Ковалева //Вопросы психологии. - 1999. - №2. - С.101 - 105.
18. Дружинин, В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы [Текст] /В.Н. Дружинин. - Саратов: Б.И., 1990. - 419 с.
19. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] /В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2000. - 419 с.
20. Дружинин, В.Н. Экспериментальные исследования формирующего влияния микросреды на креативность [Текст] /В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова //Психологический журнал. - 1994. - №4. - С.15 - 21.
21. Дубровина, И.В. Практическая психология образования [Текст] /И.В. Дубровина; под ред. И.В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2004. - 592с.
22. Духовно-нравственное воспитание [Электронный ресурс]. - http: //www.google.ru
23. Зак, А. Как развивать мышление у детей [Текст] /А. Зак //Наука и жизнь. - 1998. - №9. - С.56 - 58.
24. Кавтарадзе, Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения [Текст] /Д.Н. Кавтарадзе. - М.: Флинта, 2004. - 280 с.
25. Касаткина, Н.С. Математическая статистика: лекции для студентов
ЧГПУ [Текст] /Н.С. Касаткина. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2008. - 98 с.
26. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] /И.С. Кон. - М.:
Просвещение, 1989. - 516 с.
27. Коняхин, А.В. Эвелин Бос. Как развить креативность [Текст]: сб. /А.В. Коняхин //Тренинг интеллектуальных способностей. Задачи и упражнения. - 2009. - №4. - С.11 - 16.
28. Краткий психологический словарь [Текст]. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.
29. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма [Текст]: пособие для школьных психологов. - М.: Изд-во ИНТОР, 1995. - 48 с.
30. Лейтес, Н.С. О воспитании одаренных детей [Текст]: сб. /Н.С. Лейтес // Возрастная и педагогическая психология. - М.: Academia, 1999. - С.19 - 23.
31. Линдснай, Г. Творческое и критическое мышление: Хрестоматия по общей психологии [Текст] /Г. Линдснай, К.С. Халл, Р.Ф. Томпсон; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. — М.: Изд-во МГУ, 1981. - 354 с.
32. Лук, А.Н. Очерки эвристической психологии [Текст] /А.Н. Лук. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. - 228 с.
33. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] /А.Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.
34. Маляко, В.А. Проблемы психологии и творчества и разработка подхода к изучению одаренности [Текст] /В.А. Маляко //Вопросы психологии. - 1994. - №5. - С.71 - 75.
35. Маслоу, А. Самоактуализирующая личность: Психология личности [Текст] /А. Маслоу; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Академия, 1995. - 420 с.
36. Матюшкин, А.М. Задатки одаренности [Текст] /А.М. Матюшкин. - М.:
Педагогика, 1993. - 480 с.
37. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности [Текст] /А.М. Матюшкин //Вопросы психологии. - 1989. - №6. - С.17 - 27.
Матюшкин, А.М. Одаренные и талантливые дети [Текст] /А.М. Матюшкин,
38. Д.А. Снек //Вопросы психологии. - 1982. - №4. - С.38 - 42.
39. Матюшкин, А.М. Развитие творческого мышления личности [Текст] /А.М. Матюшкин. - М.: Педагогика, 1991. - 430 с.
40. Методики для определения творческих способностей [Электронный
ресурс]. - http://www.medicinform.net ,http://vashpsixolog.ru
41. Немов, Р.С. Общая психология. В 3 т. Т.3. Психология личности [Текст]: учебник /Р.С. Немов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2012. - 739 с.
42. Овчинникова, К.Р. Креативность мышления как элемент информационной культуры [Текст] /К.Р. Овчинникова //Вестник Челябинского университета. - 1999. - Серия 5. - №1. - С.103 - 108.
43. Одаренные дети [Текст] /под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. - М.: Академия, 1991. - 128 с.
44. Ожиганова, Г.В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности [Текст] /Г.В. Ожиганова //Психологический журнал. - 2001. - №2. - С.75 - 85.
45. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. педвузов /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 4-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 512 с.
46. Платонов, К.К. Занимательная психология [Текст] /К.К. Платонов. - М.: РИМИС, 1962. - 300 с.
47. Пономарев, Я.А. Психология творческого мышления [Текст] /Я.А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1960. - 580 с.
48. Пономарев, Я.А. Психология творчества [Текст] /Я.А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1976. - 294 с.
49. Программа развития творческих способностей детей "Креативность" [Электронный ресурс]. - https://festival.1september.ru
50. Разумникова, О.М. Личностные и когнитивные свойства при
экспериментальном определении уровня креативности [Текст] /О.М. Разумникова, О.С. Шемелина //Вопросы психологии. - 1999. - №5. - С.130 -
139.
51. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст [Текст] /Х. Ремшмидт.
- М.: Академия, 1994. - 410 с.
52. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.
53. Руткевич, Л.А. Возрастная динамика самореализации творческой личности [Текст]: сб. /Л.А. Руткевич, Е.Ф. Рыбалко //Психологические проблемы самореализации личности. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. - С.58 - 63.
54. Сафонцева, С.В. Влияние экстраверсии и интроверсии на взаимосвязь интеллекта и креативности [Текст] /С.В. Сафонцева, А.Н. Воронин // Психологический журнал. - 2000. - №5. - С.56 - 64.
55. Сидоренко, Е. Методы математической обработки данных в психологии [Текст] /Е. Сидоренко. - М.: Академия, 2000. - 435 с.
56. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб.пособие для студ. вузов /В.А.
Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002. -510 с.
Советский энциклопедический словарь [Текст] /глав.ред. А.М. Прохоров. - 4¬е изд. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986. - 1600 с.
57. Старченко, М.Г. Исследование мозговой организации творчества. Сообщение I. Разработка психологического теста [Текст] /М.Г. Старченко, В.А. Воробьев, В.А. Ключарев, Н.П. Бехтерева, С.В. Медведев // Физиология человека. - 2000. - №2. - С.5 - 9.
58. Столяренко, Л.Д. Креативность как самовыражение творческой личности [Текст] /Л.Д. Столяренко. - М.: Академия, 1993. - 299 с.
59. Творчество и педагогика творчества [Электронный ресурс]. - http: //www.monographies.ru
60. Теоретические основы психологической диагностики креативности [Текст] /под ред. Е.И. Щеблановой. - М.: Изд-во ИНТОР, 1995. - 460 с.
61. Теплов, Б.М. Избранные труды: В 2 т. [Текст] /Б.М. Теплов. - М.: Педагогика, 1985. - 540 с.
62. Торшина, К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии [Текст] /К.А. Торшина //Вопросы психологии. - 1998. - №4. - С.123 - 192.
63. Тренинг развития креативности и творческих способностей [Электронный ресурс]. - http://trepsy.net
64. Туник, Е.Е. Диагностика креативности Тест Е. Торренса [Текст]: метод. руководство /Е.Е. Туник. - СПб.: Изд-во ИМАТОН, 1998. - 45 с.
65. Туник, Е.Е. Природа и диагностика творческих способностей [Текст] /Е.Е. Туник. - СПб.: Питер, 1992. - 98 с.
66. Уарте, Х. Исследования способностей к наукам [Текст] /Х. Уарте. - М.: Наука, 1960. - 359 с.
67. Факторы одаренности: методика диагностики одаренности [Текст] /сост. Т.М. Витик, В.И. Малков. - Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 1996. - 240 с.
68. Фримен, Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей [Текст]: сб. /Дж. Фримен //Основные современные концепции творчества и одаренности. - М.: Академия, 1997. - С.19 - 23.
69. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Текст] /М.А. Холодная. - М.: Академия, 1997. - 362 с.
70. Холодная, М.А. Существует ли интеллект как психологическая
реальность? [Текст] /М.А. Холодная //Вопросы психологии. - 1990. - №5.
С.91 - 98.
71. Хьел, Л. Теория личности [Текст] /Л. Хьел, Д. Зиглер. - СПб.: Питер,
1997. - 512 с.
72. Шадриков, В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренности» [Текст] /В.Д. Шадриков //Психологический журнал. - 1985. - №5. - С.61 - 71.
73. Шадриков, В.Д. Способности, одаренность, талант [Текст]: сб. /В.Д. Шадриков //Развитие и диагностика способностей. - М.: Наука, 1991. - С.61 - 68.
74. Шрагина, Л.И. Оригинальные ассоциации по сходству как компонент
креативности [Текст] /Л.И. Шрагина //Психологический журнал. - 2000. -
№4. - С.73 - 78.
75. Щебланова, Е.И. Особенности когнитивного и мотивационно-личностного развития одаренных старшеклассников [Текст] /Е.И. Щебланова //Вопросы психологии. - 1999. - №6. - С.37 - 47.
76. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] /Д.Б.
Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 554 с.
77. Яковлева, Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся [Текст] /Е.Л. Яковлева. - М.: Академия,
1998. - 490 с.
78. Яковлева, Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста [Текст] /Е.Л. Яковлева //Вопросы психологии. - 1994. - №5. - С.37 - 40.
79. Ясвин, В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде [Текст] /В.А. Ясвин; под ред. В.И. Панова. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 176 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ