Профилактика зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты профилактики зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей 9
1.1 Компьютерная и интернет-зависимость как вид аддиктивного
поведения 9
1.2 Психологические особенности младшего школьного возраста,
способствующие формированию зависимости от сетевых компьютерных игр и социальных сетей 29
Выводы по I главе 44
Глава II. Методика организации экспериментальной работы по исследованию уровня зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей 47
2.1 Организация и методы исследования 47
2.2 Программа внеурочной деятельности, направленная на профилактику зависимости младших школьников от сетевых
компьютерных игр и социальных сетей 54
Выводы по II главе 63
Глава III. Результаты экспериментальной работы, их обсуждение .. 65
3.1 Анализ и интерпретация результатов исследования
(констатирующий этап исследования) 65
3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования (контрольный
этап исследования) 77
Выводы по III главе 84
Заключение 88
Список использованных источников 92
Приложения 105
Глава I. Теоретические аспекты профилактики зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей 9
1.1 Компьютерная и интернет-зависимость как вид аддиктивного
поведения 9
1.2 Психологические особенности младшего школьного возраста,
способствующие формированию зависимости от сетевых компьютерных игр и социальных сетей 29
Выводы по I главе 44
Глава II. Методика организации экспериментальной работы по исследованию уровня зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей 47
2.1 Организация и методы исследования 47
2.2 Программа внеурочной деятельности, направленная на профилактику зависимости младших школьников от сетевых
компьютерных игр и социальных сетей 54
Выводы по II главе 63
Глава III. Результаты экспериментальной работы, их обсуждение .. 65
3.1 Анализ и интерпретация результатов исследования
(констатирующий этап исследования) 65
3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования (контрольный
этап исследования) 77
Выводы по III главе 84
Заключение 88
Список использованных источников 92
Приложения 105
Компьютерные технологии стали неотъемлемой частью современной жизни, без них невозможно представить не только повседневную жизнь, бизнес, но и современное образование. ФГОС НОО предполагает формирование информационной компетентности учащихся [89], поскольку главная задача современного образования - научить ребенка учиться. Важным элементом формирования универсальных учебных действий является грамотное развитие навыков применения информационных и коммуникативных технологий.
Время, которое младший школьник проводит в сети Интернет, может влиять на развитие младшего школьника как положительно, так и отрицательно. Несомненно, положительным при работе в сети Интернет является развитие интеллектуальных способностей и памяти, повышение уровня эрудиции. Социальные сети помогают приобретать более широкий круг знакомых и друзей, а сетевые игры во многом развивают воображение.
Однако компьютер может стать причиной возникновения серьезных проблем, главная из которых - компьютерная зависимость, в том числе зависимость от сетевых компьютерных игр и социальных сетей. Последствиями такой зависимости могут стать десоциализация, эмоциональное отчуждение, деструктивные изменения психики.
Концепцией развития образования до 2025 года, ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС НОО поставлена задача перед школой - дать обществу человека здорового психически и физически. Таким образом, можно говорить о возросшей актуальности темы «Профилактика зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей» и о необходимости практического решения возникшей проблемы.
На социальном уровне значимость работы обусловлена распространением проблемы зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей, которые ставят под угрозу физическое, моральное и психическое здоровье подрастающего поколения, актуализируя проблему изучения путей, способов и средств профилактической работы.
На научном уровне значимость работы может заключаться в том, что, несмотря на достаточно большое количество исследований по профилактике зависимости от сетевых компьютерных игр и социальных сетей, ориентированы они в основном на подростков, а на современном этапе актуальной становится профилактическая работа уже с детьми младшего школьного возраста.
На практическом уровне значимость работы обусловлена недостатком методического обеспечения процесса профилактики зависимости младших школьников от компьютерных игр и социальных сетей.
Зависимость от компьютерных игр и социальных сетей является сложным явлением, поэтому требует детального изучения с различных точек зрения и в различных научных сферах.
Основные аспекты возникновения компьютерной игровой зависимости представлены в работах А. В. Гришиной, О. В. Литвиненко, М. А. Шаталиной. Вопросами профилактики компьютерной игровой зависимости занимались Т. Ю. Больбот, В. Н. Друзин, М. В. Жукова, С. К. Рыженко, Л. Н. Юрьева.
Психологический анализ компьютерных игр проводили И. В. Бурлаков, С. А. Шапкин.
Отдельные вопросы проблемы игровой интернет-аддикции изучали такие зарубежные и отечественные ученые, как А. Ю. Акопов, Ю. М. Евстигнеева, А. Ю. Егоров, А. В. Котляров, М. Орзак, В. С. Собкин, А. Ф. Шайдулина, К. Янг.
В результате анализа литературы по проблеме исследования было выявлено противоречие между необходимостью профилактики зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей и недостаточностью исследовательских работ, посвященных этой теме в категории младшего школьного возраста.
В наше исследование введено ограничение: мы рассматриваем проблему профилактики зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей в процессе внеурочной деятельности.
Проблема исследования: каким должно быть содержание программы внеурочной деятельности по профилактике зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей.
Выявленные противоречия и проблема обусловили выбор темы исследования: «Профилактика зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментальным путем проверить результативность программы внеурочной деятельности профилактической направленности по профилактике зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей, характерной особенностью которой является привлечение к мероприятиям в рамках программы курса различных субъектов образовательной деятельности (педагога-психолога, социального педагога, педагога-организатора, педагога-библиотекаря, школьного медицинского работника, администрации образовательной организации, проведение отдельных профилактических мероприятий совместно с родителями обучающихся).
Объект исследования - зависимость младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей.
Предмет исследования - профилактика зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей средствами внеурочной деятельности.
Гипотеза - если в учебный процесс в начальной школе внедрить программу внеурочной деятельности профилактической направленности, то предрасположенность к зависимости от сетевых компьютерных игр и социальных сетей у младших школьников понизится.
Необходимость достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы исследования предопределило постановку следующих задач:
Задачи исследования:
1) выявить сущность понятия «компьютерная и интернет- зависимость как вид аддиктивного поведения» в психолого-педагогической литературе;
2) проанализировать психологические особенности детей младшего школьного возраста, способствующие формированию зависимости от сетевых компьютерных игр и социальных сетей;
3) теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность программы внеурочной деятельности по профилактике зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей.
Методы исследования:
1) теоретические: теоретико-методологический анализ, обобщение и интерпретация научной литературы по теме исследования;
2) эмпирические методы: анкетирование, тестирование, опросные методы, эксперимент;
3) методы обработки и интерпретации данных.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения г. Коркино. В исследовании принимали участие учащиеся параллели 4 классов образовательного учреждения в количестве 46 человек.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав с параграфами, выводов по ним, заключения, библиографического списка и 4 приложений.
Апробация исследования осуществлялась путем:
1) участия в студенческих научно-практических конференциях:
1.1 XLVI Международная научно-практическая конференция «Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования»(Россия, г. Новосибирск, 07 июня 2018 г.);
1.2 LXXIX Международная научно-практическая конференция «Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования»(Россия, г. Новосибирск, 17 октября 2019 г.);
1.3 LXXXIII Международная научно-практическая конференция «Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования»(Россия, г. Новосибирск, 16 декабря 2019 г.);
2) публикации результатов исследования:
2.1 Статья «О необходимости создания программы профилактики от компьютерных сетевых игр и социальных сетей» в сборнике статей по материалам XLVI Международной научно-практической конференции № 11(46);
2.2 Статья «Работа педагога по профилактике зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей» в сборнике статей по материалам LXXIX Международной научно-практической конференции № 20 (79);
2.3 Статья «Эффективность программы внеурочной деятельности педагога по профилактике зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей» в сборнике статей по материалам LXXXIII Международной научно-практической конференции № 24 (83);
3) выступления на педагогическом совете школы.
Время, которое младший школьник проводит в сети Интернет, может влиять на развитие младшего школьника как положительно, так и отрицательно. Несомненно, положительным при работе в сети Интернет является развитие интеллектуальных способностей и памяти, повышение уровня эрудиции. Социальные сети помогают приобретать более широкий круг знакомых и друзей, а сетевые игры во многом развивают воображение.
Однако компьютер может стать причиной возникновения серьезных проблем, главная из которых - компьютерная зависимость, в том числе зависимость от сетевых компьютерных игр и социальных сетей. Последствиями такой зависимости могут стать десоциализация, эмоциональное отчуждение, деструктивные изменения психики.
Концепцией развития образования до 2025 года, ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС НОО поставлена задача перед школой - дать обществу человека здорового психически и физически. Таким образом, можно говорить о возросшей актуальности темы «Профилактика зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей» и о необходимости практического решения возникшей проблемы.
На социальном уровне значимость работы обусловлена распространением проблемы зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей, которые ставят под угрозу физическое, моральное и психическое здоровье подрастающего поколения, актуализируя проблему изучения путей, способов и средств профилактической работы.
На научном уровне значимость работы может заключаться в том, что, несмотря на достаточно большое количество исследований по профилактике зависимости от сетевых компьютерных игр и социальных сетей, ориентированы они в основном на подростков, а на современном этапе актуальной становится профилактическая работа уже с детьми младшего школьного возраста.
На практическом уровне значимость работы обусловлена недостатком методического обеспечения процесса профилактики зависимости младших школьников от компьютерных игр и социальных сетей.
Зависимость от компьютерных игр и социальных сетей является сложным явлением, поэтому требует детального изучения с различных точек зрения и в различных научных сферах.
Основные аспекты возникновения компьютерной игровой зависимости представлены в работах А. В. Гришиной, О. В. Литвиненко, М. А. Шаталиной. Вопросами профилактики компьютерной игровой зависимости занимались Т. Ю. Больбот, В. Н. Друзин, М. В. Жукова, С. К. Рыженко, Л. Н. Юрьева.
Психологический анализ компьютерных игр проводили И. В. Бурлаков, С. А. Шапкин.
Отдельные вопросы проблемы игровой интернет-аддикции изучали такие зарубежные и отечественные ученые, как А. Ю. Акопов, Ю. М. Евстигнеева, А. Ю. Егоров, А. В. Котляров, М. Орзак, В. С. Собкин, А. Ф. Шайдулина, К. Янг.
В результате анализа литературы по проблеме исследования было выявлено противоречие между необходимостью профилактики зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей и недостаточностью исследовательских работ, посвященных этой теме в категории младшего школьного возраста.
В наше исследование введено ограничение: мы рассматриваем проблему профилактики зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей в процессе внеурочной деятельности.
Проблема исследования: каким должно быть содержание программы внеурочной деятельности по профилактике зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей.
Выявленные противоречия и проблема обусловили выбор темы исследования: «Профилактика зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментальным путем проверить результативность программы внеурочной деятельности профилактической направленности по профилактике зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей, характерной особенностью которой является привлечение к мероприятиям в рамках программы курса различных субъектов образовательной деятельности (педагога-психолога, социального педагога, педагога-организатора, педагога-библиотекаря, школьного медицинского работника, администрации образовательной организации, проведение отдельных профилактических мероприятий совместно с родителями обучающихся).
Объект исследования - зависимость младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей.
Предмет исследования - профилактика зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей средствами внеурочной деятельности.
Гипотеза - если в учебный процесс в начальной школе внедрить программу внеурочной деятельности профилактической направленности, то предрасположенность к зависимости от сетевых компьютерных игр и социальных сетей у младших школьников понизится.
Необходимость достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы исследования предопределило постановку следующих задач:
Задачи исследования:
1) выявить сущность понятия «компьютерная и интернет- зависимость как вид аддиктивного поведения» в психолого-педагогической литературе;
2) проанализировать психологические особенности детей младшего школьного возраста, способствующие формированию зависимости от сетевых компьютерных игр и социальных сетей;
3) теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность программы внеурочной деятельности по профилактике зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей.
Методы исследования:
1) теоретические: теоретико-методологический анализ, обобщение и интерпретация научной литературы по теме исследования;
2) эмпирические методы: анкетирование, тестирование, опросные методы, эксперимент;
3) методы обработки и интерпретации данных.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения г. Коркино. В исследовании принимали участие учащиеся параллели 4 классов образовательного учреждения в количестве 46 человек.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав с параграфами, выводов по ним, заключения, библиографического списка и 4 приложений.
Апробация исследования осуществлялась путем:
1) участия в студенческих научно-практических конференциях:
1.1 XLVI Международная научно-практическая конференция «Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования»(Россия, г. Новосибирск, 07 июня 2018 г.);
1.2 LXXIX Международная научно-практическая конференция «Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования»(Россия, г. Новосибирск, 17 октября 2019 г.);
1.3 LXXXIII Международная научно-практическая конференция «Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования»(Россия, г. Новосибирск, 16 декабря 2019 г.);
2) публикации результатов исследования:
2.1 Статья «О необходимости создания программы профилактики от компьютерных сетевых игр и социальных сетей» в сборнике статей по материалам XLVI Международной научно-практической конференции № 11(46);
2.2 Статья «Работа педагога по профилактике зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей» в сборнике статей по материалам LXXIX Международной научно-практической конференции № 20 (79);
2.3 Статья «Эффективность программы внеурочной деятельности педагога по профилактике зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей» в сборнике статей по материалам LXXXIII Международной научно-практической конференции № 24 (83);
3) выступления на педагогическом совете школы.
В проведенном нами исследовании была поставлена цель теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность программы внеурочной деятельности социальной направленности по профилактике зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей, особенностью которой является привлечение к работе в этой программе других субъектов образовательной деятельности - педагога-психолога, социального педагога, педагога-организатора, педагога-библиотекаря, школьного медицинского работника, администрации образовательной организации, проведение отдельных профилактических мероприятий совместно с родителями обучающихся. Программа курса основана на личностно-ориентированном и системно-деятельностном подходах, составлена в соответствии с требованиями:
1) Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
2) Федеральным законом РФ от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в РФ»;
3) Письмом Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
4) Муниципальными правовыми актами;
5) Уставом, Лицензией на образовательную деятельность, нормативными локальными актами Муниципального казенного общеобразовательного учреждения г. Коркино.
Первой задачей нашего исследование было изучение и анализ психолого-педагогической литературы по вопросам аддиктивного поведения - в частности, компьютерной и интернет-зависимости, и возрастных особенностей детей школьного возраста. Было выявлено, что аддиктивное поведение - это один из видов девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, с формированием желания к уходу от действительности посредством искусственных перемен своего психологического состояния путем приема определенных веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. На данном этапе исследования были определены причины формирования аддиктивного поведения, его виды, рассмотрены стадии формирования аддиктивного поведения. Дано определение компьютерной и интернет-зависимостей, как наиболее часто встречающихся видов нехимических аддикций.
Второй задачей нашего исследования стало выявление психологических особенностей детей младшего школьного возраста, причин и факторов, которые могут влиять на формирование аддиктивного поведения.
Указано, что главными факторами, влияющим на появление аддиктивного поведения у детей младшего школьного возраста, являются:
1) взаимоотношения в семье младшего школьника,
2) отсутствие положительного контакта с ровесниками, непринятие ребенка сложившимися в коллективе неформальными группами, неуспешность в учебе,
3) наличие большого количество свободного времени, скука, безделье,
4) личностные особенности ребенка, которые также могут влиять на его комфортное состояние - излишняя застенчивость, замкнутость, тревожность, низкая самооценка, либо наоборот - излишняя импульсивность, агрессия, нетерпеливость, которые отталкивают от ребенка педагогов, сверстников, родителей.
Третьей задачей нашего исследования стало изучение особенностей внеурочной деятельности социальной направленности как одной из форм профилактики зависимого поведения, теоретическое обоснование и проверка экспериментальным путем результативности программы внеурочной деятельности по профилактике зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей.
Установлено, что одним из наиболее эффективных способов профилактики зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей является создание ситуации успеха в учебной и внеурочной деятельности, которая для учеников младшего школьного возраста является ведущим видом деятельности. Программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Вместе здорово!» по профилактике зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей составлена на основе рабочей программы курса дополнительной общеобразовательной программы социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая профилактика компьютерной игромании у обучающихся» (авторы А. А. Закаблукова, Л. П. Капустина, Т. А. Смирнова, М. А. Чуйкова). Программа курса адаптирована к условиям и специфике образовательного процесса в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении г. Коркино.
Для оценки результативности разработанной программы внеурочной деятельности профилактической направленности «Вместе здорово!» было проведено экспериментальное исследование по диагностике предрасположенности к зависимости младших школьников от компьютерных сетевых игр и социальных сетей в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении г. Коркино (констатирующий и контрольный этапы эксперимента). В эксперименте принимали участие ученики параллели четвертых классов: экспериментальная группа - 4 «А» класс, в количестве 22 человек (10 девочек, 12 мальчиков); контрольная группа - 4 «Г» класс, в количестве 24 человека (11 девочек, 13 мальчиков). Всего участвовало 46 учеников.
Для исследования уровня изучение уровня сформированности компьютерной зависимости у младших школьников была проведена диагностика по методике О. В. Кутуевой «Определение уровня компьютерной зависимости у младших школьников». Изучение интернет- зависимости младших школьников проводилось с помощью шкалы интернет-зависимости из опросника «Поведение в Интернете» А. Е. Жичкиной. Третье исследование было направлено на выявление определения типа родительского отношения к ребенку, проведенное с помощью методики родительского отношения А. Я. Варга и В. В. Столина.
После реализации программы внеурочной деятельности было вновь проведено исследование на основе тех же методик. В исследовании участвовали те же дети контрольной и экспериментальной групп. Суть проведения повторного исследования заключалась в том, что дети экспериментальной группы на формирующем этапе занимались по программе внеурочной деятельности. При этом у детей контрольной группы эта программа проводилась частично. Результаты контрольного эксперимента позволяют сделать вывод об эффективности разработанной программы внеурочной деятельности социальной направленности «Вместе здорово!» по профилактике зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей.
1) Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
2) Федеральным законом РФ от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в РФ»;
3) Письмом Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
4) Муниципальными правовыми актами;
5) Уставом, Лицензией на образовательную деятельность, нормативными локальными актами Муниципального казенного общеобразовательного учреждения г. Коркино.
Первой задачей нашего исследование было изучение и анализ психолого-педагогической литературы по вопросам аддиктивного поведения - в частности, компьютерной и интернет-зависимости, и возрастных особенностей детей школьного возраста. Было выявлено, что аддиктивное поведение - это один из видов девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, с формированием желания к уходу от действительности посредством искусственных перемен своего психологического состояния путем приема определенных веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. На данном этапе исследования были определены причины формирования аддиктивного поведения, его виды, рассмотрены стадии формирования аддиктивного поведения. Дано определение компьютерной и интернет-зависимостей, как наиболее часто встречающихся видов нехимических аддикций.
Второй задачей нашего исследования стало выявление психологических особенностей детей младшего школьного возраста, причин и факторов, которые могут влиять на формирование аддиктивного поведения.
Указано, что главными факторами, влияющим на появление аддиктивного поведения у детей младшего школьного возраста, являются:
1) взаимоотношения в семье младшего школьника,
2) отсутствие положительного контакта с ровесниками, непринятие ребенка сложившимися в коллективе неформальными группами, неуспешность в учебе,
3) наличие большого количество свободного времени, скука, безделье,
4) личностные особенности ребенка, которые также могут влиять на его комфортное состояние - излишняя застенчивость, замкнутость, тревожность, низкая самооценка, либо наоборот - излишняя импульсивность, агрессия, нетерпеливость, которые отталкивают от ребенка педагогов, сверстников, родителей.
Третьей задачей нашего исследования стало изучение особенностей внеурочной деятельности социальной направленности как одной из форм профилактики зависимого поведения, теоретическое обоснование и проверка экспериментальным путем результативности программы внеурочной деятельности по профилактике зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей.
Установлено, что одним из наиболее эффективных способов профилактики зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей является создание ситуации успеха в учебной и внеурочной деятельности, которая для учеников младшего школьного возраста является ведущим видом деятельности. Программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Вместе здорово!» по профилактике зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей составлена на основе рабочей программы курса дополнительной общеобразовательной программы социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая профилактика компьютерной игромании у обучающихся» (авторы А. А. Закаблукова, Л. П. Капустина, Т. А. Смирнова, М. А. Чуйкова). Программа курса адаптирована к условиям и специфике образовательного процесса в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении г. Коркино.
Для оценки результативности разработанной программы внеурочной деятельности профилактической направленности «Вместе здорово!» было проведено экспериментальное исследование по диагностике предрасположенности к зависимости младших школьников от компьютерных сетевых игр и социальных сетей в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении г. Коркино (констатирующий и контрольный этапы эксперимента). В эксперименте принимали участие ученики параллели четвертых классов: экспериментальная группа - 4 «А» класс, в количестве 22 человек (10 девочек, 12 мальчиков); контрольная группа - 4 «Г» класс, в количестве 24 человека (11 девочек, 13 мальчиков). Всего участвовало 46 учеников.
Для исследования уровня изучение уровня сформированности компьютерной зависимости у младших школьников была проведена диагностика по методике О. В. Кутуевой «Определение уровня компьютерной зависимости у младших школьников». Изучение интернет- зависимости младших школьников проводилось с помощью шкалы интернет-зависимости из опросника «Поведение в Интернете» А. Е. Жичкиной. Третье исследование было направлено на выявление определения типа родительского отношения к ребенку, проведенное с помощью методики родительского отношения А. Я. Варга и В. В. Столина.
После реализации программы внеурочной деятельности было вновь проведено исследование на основе тех же методик. В исследовании участвовали те же дети контрольной и экспериментальной групп. Суть проведения повторного исследования заключалась в том, что дети экспериментальной группы на формирующем этапе занимались по программе внеурочной деятельности. При этом у детей контрольной группы эта программа проводилась частично. Результаты контрольного эксперимента позволяют сделать вывод об эффективности разработанной программы внеурочной деятельности социальной направленности «Вместе здорово!» по профилактике зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей.
Подобные работы
- Работа с семьей по профилактике компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2019 - СКЛОННОСТЬ К ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СКЛОННОСТЬ К ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР У
ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2017 - Работа педагога с семьёй по профилактике Интернет-зависимости у детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ПОДРОСТКОВ, ВОВЛЕЧЕННЫХ В СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПОДВЕРЖЕННЫХ ВИРТУАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА КИБЕРАДДИКЦИИ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



