Взаимодействие педагога с семьей по профилактике компьютерной зависимости младших школьников
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Компьютерная зависимость как один из видов аддиктивного
поведения 7
1.2 Особенности проявления компьютерной зависимости у младших
школьников 10
1.3 Направления деятельности педагога по профилактике
компьютерной зависимости у младших школьников 14
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1 Организация и ход исследования 22
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 24
2.3 Программа деятельности педагога по профилактике
компьютерной зависимости у младших школьников 27
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Компьютерная зависимость как один из видов аддиктивного
поведения 7
1.2 Особенности проявления компьютерной зависимости у младших
школьников 10
1.3 Направления деятельности педагога по профилактике
компьютерной зависимости у младших школьников 14
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1 Организация и ход исследования 22
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 24
2.3 Программа деятельности педагога по профилактике
компьютерной зависимости у младших школьников 27
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Актуальность. Развитие компьютерных технологий, мощный поток информации, а также распространение компьютерных игр в последние годы оказывает большое влияние на воспитание младших школьников. Существенно происходит изменение структуры досуга детей, так как компьютер сочетает в себе много функций. Он является мощным инструментом обработки и хранения информации, благодаря компьютеру стали доступны различные виды информации. Такие особенности компьютера порождают к зависимости.
На сегодняшний день вопрос о компьютерной зависимости детей младшего школьного возраста является одним из самых актуальных. Дети уже с раннего возраста имеют доступ к компьютеру. Современное обучение требует выполнения домашнего задания при помощи компьютера, школьникам приходится искать материал в интернете, большую часть заданий им необходимо выполнять в электронном виде. Вопрос в том, насколько младший школьник, включенный в такой учебный процесс, сможет в дальнейшем социализироваться.
Проблема компьютерной зависимости изучалась такими авторами, как В. Абраменкова, В. А. Бурова, А. Е. Войскунский, А. Ю. Егоров, А. Н. Ивлева, С. В. Лободина, К. Янг и др. Данная проблема продолжает изучаться и сейчас. В связи с тем, что она появилась не так давно, ещё не все её аспекты раскрыты в исследованиях.
В настоящее время основное внимание исследователей при изучении различных аспектов компьютерной зависимости сосредоточено на поисках причин игровой компьютерной зависимости (исследования Ю. В. Фомичева, А. Г. Шмелева). Факторы личностной предрасположенности к игровой компьютерной зависимости отражены в трудах О. Н. Арестовой, Л. Н. Бабанина, М. С. Киселевой, Ю. В. Староверовой, A. B. Худякова и др.).
Именно в младшем школьном возрасте происходит формирование личности. Семья является одним из важных факторов, влияющих на формирование личности ребёнка. Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями. Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными, и ребёнок пытается уйти от реальности.
Таким образом, актуальным становится изучение взаимодействия педагога и семьи в профилактике компьютерной зависимости младших школьников.
Противоречие: между необходимостью профилактики компьютерной зависимости у младших школьников и недостаточным методическим обеспечением работы педагога с семьей по профилактике компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста.
Проблема исследования: каково содержание программы взаимодействия педагога и семьи в профилактике компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста?
Актуальность и недостаточная теоретическая обоснованность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Взаимодействие педагога с семьей по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников».
Цель данного исследования: изучение теоретических аспектов проблемы работы педагога по профилактике компьютерной зависимости для разработки программы взаимодействия педагога с семьей младшего школьника.
Объект исследования: компьютерная зависимость младших школьников.
Предмет исследования: взаимодействие педагога с семьей как способ профилактики компьютерной зависимости младших школьников.
Задачи:
1. Рассмотреть компьютерную зависимость как один из видов аддиктивного поведения
2. Охарактеризовать проявления компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте.
3. Выявить направления работы педагога с семьей по профилактике компьютерной зависимости младших школьников.
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
5. Разработать программу работы педагога с семьей, направленную на профилактику компьютерной зависимости младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ психологической, социологической, методической литературы, обобщение, систематизация, сравнение;
- эмпирические методы: тестирование, эксперимент;
- методы обработки и интерпретации результатов.
База исследования: исследование проводилось на базе МОУ СОШ Челябинской обл. В эксперименте приняли участие 71 младший школьник в возрасте 10-11 лет и их родители.
Апробация исследования осуществлялась путем:
1. Участие в конференции XXV международная научно-практическая конференция «WORLD SCIENCE PROBLEMS AND INNOVATIONS», октябрь, 2018 г., г. Пенза.
2. Публикации результатов исследования Адищева, А. О. Влияние типа семейного воспитания на формирование аддиктивного поведения младших школьников / Сборник статей XXV международной научно-практической конференции «WORLD SCIENCE PROBLEMS AND INNOVATIONS» (г. Пенза, 30 октября 2018 г.). - Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение». - 2018. - С. 277-280.
Практическая значимость работы: разработанная нами программа деятельности педагога по профилактике компьютерной зависимости младших школьников может быть использована в работе учителей начальных классов, социальных работников, школьных работников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы (48 источников, 8 приложений). В тексте работы 5 таблиц, 3 рисунка
На сегодняшний день вопрос о компьютерной зависимости детей младшего школьного возраста является одним из самых актуальных. Дети уже с раннего возраста имеют доступ к компьютеру. Современное обучение требует выполнения домашнего задания при помощи компьютера, школьникам приходится искать материал в интернете, большую часть заданий им необходимо выполнять в электронном виде. Вопрос в том, насколько младший школьник, включенный в такой учебный процесс, сможет в дальнейшем социализироваться.
Проблема компьютерной зависимости изучалась такими авторами, как В. Абраменкова, В. А. Бурова, А. Е. Войскунский, А. Ю. Егоров, А. Н. Ивлева, С. В. Лободина, К. Янг и др. Данная проблема продолжает изучаться и сейчас. В связи с тем, что она появилась не так давно, ещё не все её аспекты раскрыты в исследованиях.
В настоящее время основное внимание исследователей при изучении различных аспектов компьютерной зависимости сосредоточено на поисках причин игровой компьютерной зависимости (исследования Ю. В. Фомичева, А. Г. Шмелева). Факторы личностной предрасположенности к игровой компьютерной зависимости отражены в трудах О. Н. Арестовой, Л. Н. Бабанина, М. С. Киселевой, Ю. В. Староверовой, A. B. Худякова и др.).
Именно в младшем школьном возрасте происходит формирование личности. Семья является одним из важных факторов, влияющих на формирование личности ребёнка. Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями. Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными, и ребёнок пытается уйти от реальности.
Таким образом, актуальным становится изучение взаимодействия педагога и семьи в профилактике компьютерной зависимости младших школьников.
Противоречие: между необходимостью профилактики компьютерной зависимости у младших школьников и недостаточным методическим обеспечением работы педагога с семьей по профилактике компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста.
Проблема исследования: каково содержание программы взаимодействия педагога и семьи в профилактике компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста?
Актуальность и недостаточная теоретическая обоснованность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Взаимодействие педагога с семьей по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников».
Цель данного исследования: изучение теоретических аспектов проблемы работы педагога по профилактике компьютерной зависимости для разработки программы взаимодействия педагога с семьей младшего школьника.
Объект исследования: компьютерная зависимость младших школьников.
Предмет исследования: взаимодействие педагога с семьей как способ профилактики компьютерной зависимости младших школьников.
Задачи:
1. Рассмотреть компьютерную зависимость как один из видов аддиктивного поведения
2. Охарактеризовать проявления компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте.
3. Выявить направления работы педагога с семьей по профилактике компьютерной зависимости младших школьников.
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
5. Разработать программу работы педагога с семьей, направленную на профилактику компьютерной зависимости младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ психологической, социологической, методической литературы, обобщение, систематизация, сравнение;
- эмпирические методы: тестирование, эксперимент;
- методы обработки и интерпретации результатов.
База исследования: исследование проводилось на базе МОУ СОШ Челябинской обл. В эксперименте приняли участие 71 младший школьник в возрасте 10-11 лет и их родители.
Апробация исследования осуществлялась путем:
1. Участие в конференции XXV международная научно-практическая конференция «WORLD SCIENCE PROBLEMS AND INNOVATIONS», октябрь, 2018 г., г. Пенза.
2. Публикации результатов исследования Адищева, А. О. Влияние типа семейного воспитания на формирование аддиктивного поведения младших школьников / Сборник статей XXV международной научно-практической конференции «WORLD SCIENCE PROBLEMS AND INNOVATIONS» (г. Пенза, 30 октября 2018 г.). - Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение». - 2018. - С. 277-280.
Практическая значимость работы: разработанная нами программа деятельности педагога по профилактике компьютерной зависимости младших школьников может быть использована в работе учителей начальных классов, социальных работников, школьных работников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы (48 источников, 8 приложений). В тексте работы 5 таблиц, 3 рисунка
Теоретическое и экспериментальное исследование взаимодействия педагога с семьей по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников позволило нам заключить следующее:
1. Компьютерная зависимость - это пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, которые приводят к резкому сокращению всех остальных видов деятельности. Проблему компьютерной зависимости изучали такие авторы, как Абраменкова, А. Е. Войскунский, А. Ю. Егоров, Д. В. Иванов, Л. М. Юрьева, К. Янг и др.
2. Выделяют четыре стадии развития компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста: стадия легкой увлеченности, стадия увлеченности, стадия зависимости и стадия привязанности. Компьютерная аддикция имеет два направления: компьютерные игры и интернет.
3. Профилактика компьютерной зависимости среди младших школьников должна быть ориентирована на повышение интереса к различным сферам современного досуга, на психологическую подготовку детей к противодействию негативным воздействиям компьютера, на помощь детям в осознании образовательных и культурных потребностей и способов их удовлетворения с помощью компьютерных технологий. Безусловно, при профилактике зависимости от компьютера должно проводиться информирование детей и их родителей о негативном влиянии компьютера, а также необходимо обратить внимание на уменьшение интереса детей к компьютерным играм.
4. Для исследования уровня сформированности компьютерной аддикции младших школьников мы провели тестирование родителей по методике, составленной педагогом-психологом Я. В. Марущак, а также тестирование младших школьников на определении компьютерной зависимости, автором которого является О. Л. Кутуева. В результате проведения данной диагностики мы выяснили, что достаточно большое количество детей экспериментальной группы находятся на стадии риска формирования компьютерной зависимости, а у некоторых зависимость уже сформирована.
В течение жизни на человека воздействует совокупность, как факторов риска, так и факторов защиты, не имеющих прямых вероятностных связей с формированием аддиктивного поведения. Но хочется отметить, что семья в своей уникальности, может существовать, и как фактор риска и как фактор защиты.
Очевидно, основная цель предотвращения компьютерной зависимости - усилить факторы защиты, препятствующие формированию зависимости, и уменьшить факторы риска. Семья, является одним из факторов, который вносит весомый вклад, как в благополучное развитие личности, так и в развитие предпосылок к нежелательным формам поведенческих реакций. Усиление «семейного фактора», это не только защита, и снижение риска формирования аддиктивного поведения, но так же тот фактор, который способствует развитию гармоничной личности.
Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени влияет на формирование гармоничной и здоровой личности ребенка, и является тем самым фактором защиты от зависимых форм поведения.
Таким образом, в нашем исследовании поставленная цель была достигнута. Все поставленные задачи по рассмотрению проблемы профилактики компьютерной зависимости у младших школьников решены.
Дальнейшим направлением исследования может стать разработка и реализация программы работы педагога по профилактике других видов аддиктивного поведения.
1. Компьютерная зависимость - это пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, которые приводят к резкому сокращению всех остальных видов деятельности. Проблему компьютерной зависимости изучали такие авторы, как Абраменкова, А. Е. Войскунский, А. Ю. Егоров, Д. В. Иванов, Л. М. Юрьева, К. Янг и др.
2. Выделяют четыре стадии развития компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста: стадия легкой увлеченности, стадия увлеченности, стадия зависимости и стадия привязанности. Компьютерная аддикция имеет два направления: компьютерные игры и интернет.
3. Профилактика компьютерной зависимости среди младших школьников должна быть ориентирована на повышение интереса к различным сферам современного досуга, на психологическую подготовку детей к противодействию негативным воздействиям компьютера, на помощь детям в осознании образовательных и культурных потребностей и способов их удовлетворения с помощью компьютерных технологий. Безусловно, при профилактике зависимости от компьютера должно проводиться информирование детей и их родителей о негативном влиянии компьютера, а также необходимо обратить внимание на уменьшение интереса детей к компьютерным играм.
4. Для исследования уровня сформированности компьютерной аддикции младших школьников мы провели тестирование родителей по методике, составленной педагогом-психологом Я. В. Марущак, а также тестирование младших школьников на определении компьютерной зависимости, автором которого является О. Л. Кутуева. В результате проведения данной диагностики мы выяснили, что достаточно большое количество детей экспериментальной группы находятся на стадии риска формирования компьютерной зависимости, а у некоторых зависимость уже сформирована.
В течение жизни на человека воздействует совокупность, как факторов риска, так и факторов защиты, не имеющих прямых вероятностных связей с формированием аддиктивного поведения. Но хочется отметить, что семья в своей уникальности, может существовать, и как фактор риска и как фактор защиты.
Очевидно, основная цель предотвращения компьютерной зависимости - усилить факторы защиты, препятствующие формированию зависимости, и уменьшить факторы риска. Семья, является одним из факторов, который вносит весомый вклад, как в благополучное развитие личности, так и в развитие предпосылок к нежелательным формам поведенческих реакций. Усиление «семейного фактора», это не только защита, и снижение риска формирования аддиктивного поведения, но так же тот фактор, который способствует развитию гармоничной личности.
Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени влияет на формирование гармоничной и здоровой личности ребенка, и является тем самым фактором защиты от зависимых форм поведения.
Таким образом, в нашем исследовании поставленная цель была достигнута. Все поставленные задачи по рассмотрению проблемы профилактики компьютерной зависимости у младших школьников решены.
Дальнейшим направлением исследования может стать разработка и реализация программы работы педагога по профилактике других видов аддиктивного поведения.
Подобные работы
- Работа с семьей по профилактике компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ АДДИКЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Работа педагога по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020 - Работа с семьей по профили клике зависимости младших школьников от социальных сетей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - Деятельность педагога по профилактике кибербуллинга у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Профилактика зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - Влияние компьютерной зависимости на развитие познавательных интересов у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2024



