Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимодействие педагога с семьей по профилактике компьютерной зависимости младших школьников

Работа №81902

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2020
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
425
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Компьютерная зависимость как один из видов аддиктивного
поведения 7
1.2 Особенности проявления компьютерной зависимости у младших
школьников 10
1.3 Направления деятельности педагога по профилактике
компьютерной зависимости у младших школьников 14
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1 Организация и ход исследования 22
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 24
2.3 Программа деятельности педагога по профилактике
компьютерной зависимости у младших школьников 27
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 8


Актуальность. Развитие компьютерных технологий, мощный поток информации, а также распространение компьютерных игр в последние годы оказывает большое влияние на воспитание младших школьников. Существенно происходит изменение структуры досуга детей, так как компьютер сочетает в себе много функций. Он является мощным инструментом обработки и хранения информации, благодаря компьютеру стали доступны различные виды информации. Такие особенности компьютера порождают к зависимости.
На сегодняшний день вопрос о компьютерной зависимости детей младшего школьного возраста является одним из самых актуальных. Дети уже с раннего возраста имеют доступ к компьютеру. Современное обучение требует выполнения домашнего задания при помощи компьютера, школьникам приходится искать материал в интернете, большую часть заданий им необходимо выполнять в электронном виде. Вопрос в том, насколько младший школьник, включенный в такой учебный процесс, сможет в дальнейшем социализироваться.
Проблема компьютерной зависимости изучалась такими авторами, как В. Абраменкова, В. А. Бурова, А. Е. Войскунский, А. Ю. Егоров, А. Н. Ивлева, С. В. Лободина, К. Янг и др. Данная проблема продолжает изучаться и сейчас. В связи с тем, что она появилась не так давно, ещё не все её аспекты раскрыты в исследованиях.
В настоящее время основное внимание исследователей при изучении различных аспектов компьютерной зависимости сосредоточено на поисках причин игровой компьютерной зависимости (исследования Ю. В. Фомичева, А. Г. Шмелева). Факторы личностной предрасположенности к игровой компьютерной зависимости отражены в трудах О. Н. Арестовой, Л. Н. Бабанина, М. С. Киселевой, Ю. В. Староверовой, A. B. Худякова и др.).
Именно в младшем школьном возрасте происходит формирование личности. Семья является одним из важных факторов, влияющих на формирование личности ребёнка. Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями. Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными, и ребёнок пытается уйти от реальности.
Таким образом, актуальным становится изучение взаимодействия педагога и семьи в профилактике компьютерной зависимости младших школьников.
Противоречие: между необходимостью профилактики компьютерной зависимости у младших школьников и недостаточным методическим обеспечением работы педагога с семьей по профилактике компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста.
Проблема исследования: каково содержание программы взаимодействия педагога и семьи в профилактике компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста?
Актуальность и недостаточная теоретическая обоснованность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Взаимодействие педагога с семьей по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников».
Цель данного исследования: изучение теоретических аспектов проблемы работы педагога по профилактике компьютерной зависимости для разработки программы взаимодействия педагога с семьей младшего школьника.
Объект исследования: компьютерная зависимость младших школьников.
Предмет исследования: взаимодействие педагога с семьей как способ профилактики компьютерной зависимости младших школьников.
Задачи:
1. Рассмотреть компьютерную зависимость как один из видов аддиктивного поведения
2. Охарактеризовать проявления компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте.
3. Выявить направления работы педагога с семьей по профилактике компьютерной зависимости младших школьников.
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
5. Разработать программу работы педагога с семьей, направленную на профилактику компьютерной зависимости младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ психологической, социологической, методической литературы, обобщение, систематизация, сравнение;
- эмпирические методы: тестирование, эксперимент;
- методы обработки и интерпретации результатов.
База исследования: исследование проводилось на базе МОУ СОШ Челябинской обл. В эксперименте приняли участие 71 младший школьник в возрасте 10-11 лет и их родители.
Апробация исследования осуществлялась путем:
1. Участие в конференции XXV международная научно-практическая конференция «WORLD SCIENCE PROBLEMS AND INNOVATIONS», октябрь, 2018 г., г. Пенза.
2. Публикации результатов исследования Адищева, А. О. Влияние типа семейного воспитания на формирование аддиктивного поведения младших школьников / Сборник статей XXV международной научно-практической конференции «WORLD SCIENCE PROBLEMS AND INNOVATIONS» (г. Пенза, 30 октября 2018 г.). - Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение». - 2018. - С. 277-280.
Практическая значимость работы: разработанная нами программа деятельности педагога по профилактике компьютерной зависимости младших школьников может быть использована в работе учителей начальных классов, социальных работников, школьных работников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы (48 источников, 8 приложений). В тексте работы 5 таблиц, 3 рисунка

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретическое и экспериментальное исследование взаимодействия педагога с семьей по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников позволило нам заключить следующее:
1. Компьютерная зависимость - это пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, которые приводят к резкому сокращению всех остальных видов деятельности. Проблему компьютерной зависимости изучали такие авторы, как Абраменкова, А. Е. Войскунский, А. Ю. Егоров, Д. В. Иванов, Л. М. Юрьева, К. Янг и др.
2. Выделяют четыре стадии развития компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста: стадия легкой увлеченности, стадия увлеченности, стадия зависимости и стадия привязанности. Компьютерная аддикция имеет два направления: компьютерные игры и интернет.
3. Профилактика компьютерной зависимости среди младших школьников должна быть ориентирована на повышение интереса к различным сферам современного досуга, на психологическую подготовку детей к противодействию негативным воздействиям компьютера, на помощь детям в осознании образовательных и культурных потребностей и способов их удовлетворения с помощью компьютерных технологий. Безусловно, при профилактике зависимости от компьютера должно проводиться информирование детей и их родителей о негативном влиянии компьютера, а также необходимо обратить внимание на уменьшение интереса детей к компьютерным играм.
4. Для исследования уровня сформированности компьютерной аддикции младших школьников мы провели тестирование родителей по методике, составленной педагогом-психологом Я. В. Марущак, а также тестирование младших школьников на определении компьютерной зависимости, автором которого является О. Л. Кутуева. В результате проведения данной диагностики мы выяснили, что достаточно большое количество детей экспериментальной группы находятся на стадии риска формирования компьютерной зависимости, а у некоторых зависимость уже сформирована.
В течение жизни на человека воздействует совокупность, как факторов риска, так и факторов защиты, не имеющих прямых вероятностных связей с формированием аддиктивного поведения. Но хочется отметить, что семья в своей уникальности, может существовать, и как фактор риска и как фактор защиты.
Очевидно, основная цель предотвращения компьютерной зависимости - усилить факторы защиты, препятствующие формированию зависимости, и уменьшить факторы риска. Семья, является одним из факторов, который вносит весомый вклад, как в благополучное развитие личности, так и в развитие предпосылок к нежелательным формам поведенческих реакций. Усиление «семейного фактора», это не только защита, и снижение риска формирования аддиктивного поведения, но так же тот фактор, который способствует развитию гармоничной личности.
Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени влияет на формирование гармоничной и здоровой личности ребенка, и является тем самым фактором защиты от зависимых форм поведения.
Таким образом, в нашем исследовании поставленная цель была достигнута. Все поставленные задачи по рассмотрению проблемы профилактики компьютерной зависимости у младших школьников решены.
Дальнейшим направлением исследования может стать разработка и реализация программы работы педагога по профилактике других видов аддиктивного поведения.



1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова - 4-е изд., стер. - Москва : Академия, 1999. - 672 с.
2. Аменд, А. Ф. Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения [Текст] : избран. ст.: в 2 т. / А. Ф. Аменд ; Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та. Т. 2. -
2010. - 414 с.
3. Бабаева, Ю. Д. Психологические последствия информатизации [Текст] / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Психол. журн. - 1998. - Т. 19, № 1. - С. 89-101.
4. Балыгин, М. М. Образ жизни семьи, здоровья детей раннего возраста [Текст] // Здравоохранение Российской Федерации. - 2008. - № 3. - С.10-13
5. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] : Псих. исследование / Л. И. Божович. - Москва : Просвещение, 2008. - 464 с.
6. Буторина, Е. Н. Дети родителей, страдающих алкоголизмом [Текст] / Е. Н. Буторина, А. Т. Зырянова. - Москва : Педагогика, 2005. - 266 с.
7. Волжанина, Т. А. Родительские собрания в начальной школе [Текст] / Т. А. Волжанина, В. Д. Воробьева, Т. К. Лужбина и др. - Волгоград : Учитель, 2005. - 96 с.
8. Волкова, Е. Н. Оценка распространённости игровой компьютерной зависимости у младших подростков [Текст] / Е. Н. Волкова // Вестник Мининского университета. - 2014. -№ 3. - C. 4-10.
9. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст] / А. В. Гоголева. - 2-е изд., стер. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с.
10. Дмитриева, Н. В. Психология аддиктивного поведения [Текст] / Н. В. Дмитриева. - Москва : Просвещение, 2008. - 65 с.
11. Дроздикова-Зарипова, А. Р. Педагогическая коррекция компьютерной зависимости у подростков группы риска: теория, практика [Текст] / А. Р. Дроздикова-Зарипова, Р. А. Валеева, А. Р. Шакурова. - Казань : Отечество. - 2012. - 280 с.
12. Егоров, А. Ю. Нейропсихология девиантного поведения [Текст] / А. Ю. Егоров. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 223 с.
13. Егоров, А. Ю. Клиника и психология девиантного поведения [Текст] / А. Ю. Егоров, С. А. Игумнов. - Санкт-Петербург : РЕЧЬ, 2010. - 396 с.
14. Елкина, А. Е. Особенности компьютерной зависимости у младших школьников [Текст] / А. Е. Елкина // Молодой ученый. - 2017. - № 20. - С. 394-396.
15. Жукова, М. В. Направления работы педагога по профилактике зависимости от компьютерных игр у младших школьников [Текст] / М. В. Жукова, К. И. Шишкина, Н. В. Иванова // Ученые записки университета имени П. Ф. Леграфта. - 2019. - № 6 (172). - С. 327-328.
16. Завалишина, Н.О. Интернет-аддикция - одна из актуальных проблем современности [Текст] / Н. О. Завалишина, Н. А. Загуменных, Е. С. Постоева // Научный журнал КубГАУ. - 2015. - № 105 (01) - С. 226¬235.
17. Залыгина, Н. А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей [Текст] / Н. А. Залыгина, Я. Л. Обухов, В. А. Поликарпов. - Москва : Пропилеи, 2004. - 196 с.
18. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка [Текст] / А. И. Захаров. - Санкт-Петербург : Союз, 1997. - 222 с.
19. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы [Текст] : учеб. пособие: стандарт третьего поколения / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. - Санкт-Петербург : Питер, 2012. - 351 с.
20. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков [Текст] / В. П. Кащенко. - 3-е изд., доп. - Москва : Академия, 199. - 301 с.
21. Кикоин, Е. И. Младший школьник: возможности изучения и развития [Текст] / Е. И. Кикоин. - Москва : Просвещение, 2009. - 89 с.
22. Короленко, Ц. П. Психосоциальная аддиктология [Текст] / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. - Новосибирск : Олсиб, 2001. - 251 с.
23. Короленко, Ц. П. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире [Текст] / Ц. П. Короленко, Т. А. Донских. - Новосибирск : Наука, 1990. - 224 с.
24. Королева, М. В. Влияние компьютерных игр на физическое и психическое здоровье детей [Текст] / М. В Королева // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5 - С. 440-441.
25. Краснова, С. В. Как справиться с компьютерной зависимостью [Текст] / С. В. Краснова. - Москва : Эксмо, 2012. - 89 с.
26. Крыжановская, Л. М. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации [Текст] / Л. М. Крыжановская. - Москва : МПСИ, 2005 - 156 с.
27. Кулагина, И. Ю. Младшие школьники: особенности развития [Текст] / И. Ю. Кулагина. - Москва : Эксмо, 2009. - 176 с.
28. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребёнка и обучения [Текст] / А. Н. Леонтьев. - Москва : Смысл, 2009. - 345 с.
29. Ломтева, Т.А. Большие игры маленьких детей [Текст] / Т. А. Ломтева. - Москва : Дрофа - плюс. - 2005. - 156 с.
30. Лоскутова, В. А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств [Текст] : атореф. дис. ... канд. мед. наук : 13.04.2004 / В. А. Лоскутова. - Новосибирск, 2008. - 32 с.
31. Медведева, И. Я. Ребенок и компьютер [Текст] / И. Я. Медведева. - Москва : Христианская жизнь, 2007. - 320 с.
32. Морозова, О. В. Аддиктивное поведение [Текст] / О. В. Морозова. - Омск : Профиздат, 2007. - 144 с.
33. Мураткина Ю. Н. Взаимосвязь компьютерной зависимости и совпадающего поведения подростков [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ю. Н. Мураткина. - Сургут - 2010. - 25 с.
34. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология
развития, детство, отрочество [Текст] / С. В. Мухина. - Москва : Академия, 2007. - 452 с.
35. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология [Текст] : учебное пособие / Л. Ф. Обухова. - Москва : Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
36. Организация психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении с целью предупреждения компьютерной зависимости школьников [Текст]: методическое пособие / Серия: «Здоровье в школе» - Вып. 2. - Санкт-Петербург : ГБС(К)ОУ школа- интернат № 9, 2014. - 58 с.
37. Петров, С. В. Социальные опасности и защита от них [Текст] : учеб. пособие для вузов / С. В. Петров, Л. А. Гиренко, И. П. Слинькова. - Новосибирск; Москва : АРТА, 2011. - 270 с.
38. Петрова, Е. И. Дети и компьютер [Текст] / Е. И. Петрова //
Философские проблемы информационных технологий и
киберпространства. - 2012. - № 1 (134). - С. 133-141.
39. Технологии профилактики аддиктивного (зависимого) поведения [Текст] : учеб.-метод. комплекс для вузов / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ, 2007. - 189 с.
40. Ткачева, В. В. Гармонизация детско-родительских отношений: мама, папа, я - дружная семья [Текст] / В. В. Ткачёва. - Москва : Гоном и Д., 2006. - 160 с.
41. Трафимчик, Ж. И. Зависимость от компьютерных игр: причины формирования, особенности и последствия влияния на личность [Текст] / Ж. И. Трафимчик // Вестник Белорусского государственного университета. Серия 3. - 2010. - № 2. - С. 42-45.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241.
43. Федоров, А. Ф. Проблемы игровой компьютерной интернет- зависимости у подростков [Текст] / А. Ф. Федоров, И. А. Власова // Молодой ученый. - 2013. - № 5 (52). - С. 785-787.
44. Харитонова, Л.А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] / Л.А. Харитонова. - Ростов-на-Дону : Феникс,2011.- 188 с.
45. Черников, А. В. Структура семьи [Текст] / А.В. Черников // Семейная психология и семейная терапия. - 2007. - № 1. - С. 13.
46. Шавыркина, Е. В. Особенности проявления игровой зависимости в школьном возрасте [Текст] / Е. В. Шавыркина // Гуманитарные науки и образование. - 2010. - № 1. - С. 71-73.
47. Шишкина, К. И. Особенности аддиктивного поведения у детей младшего школьного возраста [Текст] / К. И. Шишкина, И. А. Акульшина // Молодой ученый. - 2016. - № 19 (123). - С. 404-407.
48. Юрьева, Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика [Текст] / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. - Днепропетровск : Пороги. - 2006. - 196 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ