Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития инновационных форм организации учебных занятий в системе дополнительного образования 6
1.1. Организация учебных занятий в системе дополнительного образования . 6
1.2. Особенности развития творческого потенциала обучающихся 20
Вывод по главе 1 32
Глава 2. Экспериментальная творческая мастерская как одна из инновационных форм организации учебных занятий в системе дополнительного образования 34
2.1. Формы проведения занятий в условиях творческой мастерской 34
2.2. Анализ результатов диагностики 48
Вывод по главе 2 52
Заключение 54
Список литературы 57
Приложения
Актуальность исследования. В современном мире востребован тип личности, мотивированной на саморазвитие, инновационную, творческую деятельность, способной создавать общественно значимые продукты собственной профессиональной деятельности. В этом случае, личность становится целью образования, а образование как институт культуры — фактором развития личности, инструментом формирования ее творческого потенциала. Поэтому продолжается поиск инновационных технологий обучения не только в системе общего образования, но и дополнительного. Особенно это актуально для школьников, которым может не хватать практических умений и навыков для более полного её применения в дальнейшем.
Технология «Творческая мастерская» дает возможность обучающимся получать знания в увлекательной форме и проявлять креативный подход при решении стандартных задач. За последние годы метод творческих мастерских стал использоваться во многих странах, так как его принципы и идеи соответствуют ценностным ориентирам педагогов в наши дни: интерес к индивидуальности, гуманизация воспитания и образования, стремление вырастить творческую, свободную и самостоятельную личность.
Творческая деятельность определяет такие качества как быстрота ориентировки в изменяющихся условиях, умение видеть проблему и не бояться её новизны, оригинально и продуктивно мыслить, проявлять самостоятельность и изобретательность при решении поставленной проблемы.
В современном образовательном процессе России важное место отведено дополнительному образованию, так как в нем важную роль играет процесс деятельности, а не только успешный результат овладения навыками как на уроках и занятиях. Кроме широкого выбора занятий, кружков, секций обучающихся привлекает отсутствие оценочной системы.
Дополнительное образование стало частью системы общего образования и реализуется сегодня как в учреждениях дополнительного образования, так и в общеобразовательной школе, дошкольном учреждении, учреждении начального профессионального образования, а также в учреждениях культуры, спорта, молодежной работы, частных организациях [21, с. 197].
Особенности социальной и социально-педагогической деятельности дополнительного образования раскрыты в исследованиях В.Г. Бочаровой, H.A. Сорокиной, A.B. Мудрика, Т.А. Ромм, о инновационных учебных занятиях (О.Г. Максимова, И.В. Тимонина, И.Д. Чечель и др. О внедрении технологии творческих мастерских в образовательный процесс можно видеть в трудах А. Бассис, О. Бассис, А. Дюни и др. Исследования проблем раскрытия творческого потенциала личности можно найти в трудах В.В. Абрамовой, Ш.А. Амонашвили, Д.Б. Богоявленской, И.П. Волкова, Н.Н. Волкова, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, О.А. Казанского, А.В. Мудрика и др.
Цель исследования - опытно-экспериментальное исследование применения творческой мастерской как одной из инновационных форм организации учебных занятий в системе дополнительного образования.
Объект - система дополнительное образование.
Предмет - творческая мастерская как одна из инновационных форм организации учебных занятий в системе дополнительного образования.
Гипотеза: на развитие творческого потенциала обучающихся повлияют следующие условия:
- будет разработана и реализована новая программа творческой мастерской росписи по ткани;
- для успешной реализации программы творческой мастерской необходимо учитывать особенности творческих способностей и потенциала обучающихся.
Задачи исследования:
1) рассмотреть организацию учебных занятий в системе дополнительного образования;
2) изучить особенности развития творческого потенциала обучающихся;
3) обосновать эффективность творческой мастерской как форма организации учебных занятий в системе дополнительного образования;
4) провести практическое исследование работу по применению творческой мастерской как одной из инновационных форм организации учебных занятий в системе дополнительного образования.
Методы исследования: обзорно-аналитический, который включает теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, тестирование, количественно-качественные методы обработки результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты внедрения творческой мастерской могут использованы педагогами в системе дополнительного образования.
База исследования: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества «Радуга»», от 10 до 15 лет, 15 человек.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений. Текст изложен на 63 страницах, содержит 6 таблиц, список литературы содержит 59 источника литературы.
Учебные занятия в системе дополнительного образования, где используются в основном факультативные и элективные занятия. Целью факультативных и элективных занятий является углубление знаний, развитие интересов, способностей и склонностей обучающихся, их профессиональное самоопределение. Объединяет данные курсы по выбору отсутствие государственных стандартов и государственного итогового контроля по результатам их изучения.
Творческий потенциал личности - это система интеллектуальных, мотивационных, волевых и ценностно-смысловых свойств личности. Сущность творческого потенциала обучающихся проявляется в целеустремленных, активных действиях субъекта по поиску нестандартных решений по преобразованию предметной среды, что в итоге способствует приобщению к проблематике профессионального мастерства через накопление опыта творческой деятельности.
Творческая мастерская как педагогическая технология развития творческого потенциала обучающихся применяется в системе дополнительного образования. Педагог создает специальные условия для учебного творческого процесса, придумывает задания, которые не подразумевают конкретного ответа на вопрос.
Практическое исследование применения творческой мастерской как одной из инновационных форм организации учебных занятий в системе дополнительного образования проводилось в четыре этапа. Исследование проводилось на базе ЦДТ Радуга по направлению «Батик», с обучающимися в возрасте от 10 до 15 лет, 15 человек.
Нами была разработана и реализована дополнительная программа развивающая программа «Батик» художественной направленности творческого объединения, которая позволяет познакомиться с искусством росписи ткани, художественными традициями в этой области искусства, овладеть знаниями и практическим применением батика в дизайне интерьеров.
До реализации дополнительной программы среди обучающихся недооценивали свой потенциал 26,7% человек, а после программы стали лишь 6,7% человек так оценивать. То есть эти обучающиеся не считали себя способными сделать что-то необычное, не верят в свои силы. О том, что есть качества, которые позволяют творить, но есть и барьеры при этом до программы оценили 60% человек, а после меньше - 53,3% человек. У этих обучающихся преобладает страх, особенно если они ориентированы только на успех. Боязнь неудачи сковывает воображение и боязнь осуждения за новое, непривычное для других поведение, чувства сковывают их творческую активность. До программы то, что заложен значительный творческий потенциал, оценили 13,3% человек, а после программы уже 40%. Значит у них богатый выбор творческих возможностей и им доступны самые разнообразные формы творчества.
До участия в творческой мастерской чувство новизны, критичность, способность преобразовать структуру объекта направленность на творчество были ниже в среднем в выборке обучающихся, а после программы стали средние значения выше.
Низкий уровень творческой активности у обучающихся до программы творческой мастерской был выявлен у 20% человек, а после у 6,6%. Высокий и средний уровни творческой активности до программы были выявлены у меньшего числа человек, чем после программы. То есть больше стало обучающихся стремится создавать что-то новое, критически это оценивать, преобразовывать с творческим интересом.
До участия в экспериментальной творческой мастерской у обучающихся ниже были средние значения беглости, гибкости и оригинальности рисунков, ответов, а после участия в программе стали средние значения выше, особенно значительно стали выше по шкале оригинальности.
Низкий уровень творческого мышления до программы выявлен у 26,7% обучающихся, средний уровень больше выявлен также до программы. Высокий уровень выявлен больше после участия в программе - 40% человек, а до программы он выявлен у 13,3% обучающихся.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что для успешной реализации программы творческой мастерской необходимо учитывать особенности творческих способностей и потенциала обучающихся, подтвердилась.
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29.12.2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.zakonrf.info/
2. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 // Российская газета №5775 от 09.05.2012.
3. Концепция развития дополнительного образования детей:
распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р //
Российская газета №5775 от 08.09.2014 г.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 года «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //www.garant.ru/.
5. Приказ Минобрнауки России от 26 июня 2012 года №504 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.garant.ru/.
Литература
6. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. - Н.Новгород,: ННГАСУ, 2013. - 97 с.
7. Блинков, Г.Б. Особенности организации учебных занятий в подразделениях дополнительного профессионального образования / Блинков Г.Б., Мигунов В.И. // Научный вестник ВВИМО. - 2016. - №1. - С. 133-136.
8. Болотина, Л.А. Программа декоративной обработки ткани. - М.6 Аспект, 2012. - 18 с.
9. Волков, И.П. Учим творчеству / И.П. Волков - М.: Педагогика, 1982.
- 88 с.
10. Воронина, М.С. Организация и проведение занятий художественной направленности в рамках дополнительного образования детей // Вестник современных исследований. - 2018. - №6. - С. 139-141.
11. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Ред. А. М. Матюшкин. — М.: Прогресс, 1965. - 525 с.
12. Гильман, Р. А. Художественная роспись тканей. - М.: Владос, 2014.
- 159 с.
13. Гнатко, Н.М. Проблема креативности и явление подражания / Н.М. Гнатко. - М., 1994. - 117 с.
14. Горбанева, А.В. Творческий потенциал или потенциальная
креативность: возможности раскрытия у будущих учителей в образовательном пространстве высшего учебного заведения / Горбанева А.В., Горбанева Л.В. // Социально-педагогические технологии в социализации будущего профессионала. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. Ю.А. Тюриной. - 2018. - С. 141-145.
15. Григораш, О.В. Система подготовки специалистов с высшим техническим образованием: монография / О. В. Григораш. - Краснодар: КубГАУ, 2017. - 329 с.
16. Гузева, Г.И. Управление процессом модернизации в системе дополнительного образования детей / Г.И. Гузева // дис....канд. пед. наук. Волгоград, 2012. - 225 с.
17. Давыдов, C. Батик: техника, приемы, изделия. — М.: «АСТ-Пресс», 2015. - 184 с.
18. Данчук, И.И. Актуальность современного дополнительного
образования в развитии творчества детей // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 01 (60). - Ч. 2.
19. Даринская, Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография. - СПб.: Речь, 2005. - 293 с.
20. Журенко, Г.В. Занятие в системе дополнительного образования детей. Методическая разработка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:ZZddt71.lbihost.ru/
21. Золотарева, А.В. Принципы организации дополнительного образования детей в России ZZ Ярославский педагогический вестник. - 2013 - № 1 - Т 2. - С. 194-199.
22. Калошина, И.П. Психология творческой деятельности. - М.: Юнити- Дана, 2012. - 671 с.
23. Калюжная Е.Г. Творческий потенциал личности, его формирование и развитие высшей школы // Лики культуры. Материалы Всероссийской с международным участием научной конференции. Под ред. Н.Б. Кирилловой. - 2018. - С. 292-297.
24. Кислова, Т.Н., Гинтер С.М. Обоснование и характеристика творческого потенциала учащихся // Наука и сегодня: проблемы и пути решения. Материалы международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 32-34.
25. Князева, А.Г. Принципы развития творческого потенциала студентов в условиях университетского образования // Вестник ВГУ. - 2019. - №1. - С. 46-49.
26. Козлова, А.М. Активные формы учебных занятий как фактор формирования компетенций / Козлова А.М., Саяпов М.Ш., Братко И.В. // Международный научно-исследовательский журнал. - 2018. - №8. - С. 115-118.
27. Кравчук, П.Ф. Творческий потенциал личности в системе
подготовки специалиста в вузе // Творчество и личность. - Курск, 1995. - С. 7-11.
28. Кротова, Е.А. Проблемы формирования опыта творческой
деятельности обучающихся / Кротова Е.А., Матвеева А.В. [Электронный ресурс] // Международный журнал
экспериментального образования. - 2015. - № 8-3. - С. 312-315. Режим доступа: http://expeducation.ru/
29. Кулюткин, Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития
творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ / Ю.Н. Кулюткин. - СПб.: СПб ГУПМ, 2001. - 84 с. 8. Подымова Л.С., Мажар Н.Е. Креативная парадигма образования в исследованиях научной школы В.А. Сластенина // Известия Российской академии образования. - 2000. - № 3. - С. 31.
30. Лебедева, М.Л. Политический контент-анализ как метод
активизации учебного процесса // Вестник учебно-методического объединения по образованию в области природообустройства и водопользования. - 2017. - № 10 (10). - С. 33-35.
31. Лобашева, В.Д. Развитие творческого потенциала личности в практике профессиональной подготовки / В.Д. Лобашев, А.А. Талых, Ф.Н. Зименкова // Педагогика и психология образования. - 2018. - №3. - С. 95-104.
32. Логинова, Л.Г. Развитие системы управления качеством
дополнительного образования подрастающего поколения в современных условиях России/Л.Г. Логинова//дис....д-ра пед. наук. - М., 2010. - 436 с.
33. Львова, И.В. Психологические факторы развития креативности личности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. - Кемерово, 2005. - 203 с.
34. Марина, И.С. Технологии творческих мастерских на уроках
иностранного языка // Научное сообщество студентов XXI столетия. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(47). URL:
https://sibac.info/
35. Машинистова, Н.В. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 37-40
36. Монахов, В.М. Введение в теорию педагогических технологий: монография. - Волгоград: Перемена, 2006. - 196 с.
37. Мусаева, Э.Р. Технология «творческая мастерская» в развитии творческих способностей у учащихся на уроках английского языка // Форму. - 2018. - №1. - С. 53-55.
38.Окунева, В.С. Творческий потенциал личности в контексте
инженерного творчества / Окунева В.С., Янченко И.В. //
Современные проблемы науки и образования. - 2018. - №4. - С. 90.
39.Оржековский, П.А. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии. М.: ИОСО РАО, 1997. - 121 с.
40. Осипова, С.И. Формирование общекультурных компетентностей студентов в процессе профессиональной подготовки / Осипова С.И., Янченко И.В., Окунева В.С. // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 10-12. - С. 196-200.
41. Павлова, М.И. Игровые технологии в дополнительном образовании детей // Молодой ученый. - 2014. - №5. - С. 543-546.
42. Педагогическая психология / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова - М: «Флинта», 2016. - 333 с.
43. Продуктивные практики компетентностного подхода в образовании: монография / Под ред. С.И. Осиповой. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. - 462 с.
44. Рабочая программа на тему: Программа обучения росписи по ткани (батик) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/
45. Савельева, С.С. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза: монография. - Воскресенск: Позитив, 2012. - 220 с.
46. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.:
Народное образование, 1998. - 256 с.
47. Серебрякова, Е.А. Российская система образования: достоинства и недостатки // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 703-707.
48. Сидякина, А.А. К вопросу об организации занятий с учащимися в системе дополнительного образования // Актуальные вопросы профессионального образования: теоретико-прикладные аспекты. - 2018. - С. 149-153.
49. Словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз., 1989. - 622 с.
50. Терешина, Г.В. Батик своими руками / Г. В. Терешина. - М.: изд-во АСТ-Пресс, 2009. - 88 с.
51. Токарева, Н.А. Педагогические условия формирования готовности будущего педагога к творчеству в профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Астрахань, 2009. - 21 с.
52. Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. - 44 с.
53. Уроки живописи. Делаем подарки из батика. Бижутерия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://subscribe.ru/
54. Флакина, Е.Ю. Особенности образовательного процесса в системе дополнительного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mylektsii.ru/
55. Формирование знаний и умений у учащихся педагогических училищ в процессе обучения художественной росписи по ткани [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://works.doklad.ru/
56. Хачатурова, К.Р. Научные подходы к определению сущности и содержания понятия «творческий потенциал личности» // Педагогический вестник. - 2018. - №1. - С. 66-69.
57. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
58. Шевцов, М.Н., Усов В.В. Практические занятия как фактор повышения эффективности профессиональной подготовки студентов // Проблемы высшего образования. - 2017. - №1. - С. 158¬160.
59.Эрл, К. Роспись по шелку: основы мастерства / К. Эрл. - М.: изд-во АРТ-РОДНИК, 2007. - 113 с.